Кроме того, на съезде было принято специальное постановление «О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне», в котором говорилось: «Общее образование – школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, – должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства».
Реализацией планов, намеченных в Программе РКП(б) в сфере образования и просвещения, руководил Наркомпрос. В условиях Гражданской войны, всеобщего хаоса, голода и эпидемий, дефицита материальных и человеческих ресурсов дело почти не двигалось.
С окончанием Гражданской войны и переходом к Новой экономической политике положение начального образования постепенно улучшалось. С 1922 г. росли ассигнования на народное образование, выделяемые из государственного и местных бюджетов (подробно см., например, [97, с. 400–402]). Если в 1923–1924 учебном году были недогружены даже первые классы школ (особенно сельских), то уже через год школы оказались переполнены. По данным, приведенным в [97, с. 399], за год количество школ первой ступени выросло с 46071 до 51180, а количество учеников в них увеличилось на 39%.
31 августа 1925 г. Совнарком издал декрет «О введении всеобщего начального обучения», реализация которого была рассчитана на десять лет. Программы обучения на 1925–1931 гг. разрабатывал Государственный ученый совет (ГУС) при Наркомпросе. Программы предусматривали политехнический характер обучения: наряду с общеобразовательными предметами в учебный план включалась профессиональная подготовка по нескольким специальностям и производственная практика, что должно было обеспечить выпускнику возможность сразу найти работу.
Учебные программы Единой трудовой школы РСФСР, так называемые «программы ГУСа», были разработаны коллективом научно-педагогической секции Государственного ученого совета, которую возглавляла Н.К. Крупская.
В работе секции принимали участие известные педагоги С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.П. Пинкевич и др. Их биографии – живое свидетельство того, как закладывались основы советской педагогики и образовательной практики.
Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) – педагог-экспериментатор, общественный деятель, просветитель. Он родился в селе Воронино Смоленской губернии в религиозной (католической) дворянской семье, в 1885 г. поступил в Шестую московскую гимназию, считавшуюся одной из лучших. Воспоминания о ней сохранились в его книге «Годы исканий» (часть I «Старая школа»), где он описывает постоянную войну учителей и учеников. Возможно поэтому он всю жизнь пропагандировал педагогику сотрудничества, и образцом для него была Яснополянская школа Л.Н. Толстого.
В 1893 г. Шацкий поступил в Московский университет, затем перевелся в Сельскохозяйственную академию, поскольку уже решил стать сельским учителем и хотел профессионально учить трудовым навыкам своих воспитанников. Одновременно в 1899–1901 гг. он занимался в Московской консерватории по классу вокала. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не закончил консерваторию, получил приглашение в Большой театр. Но все свои разнообразные познания Шацкий приобретал не ради диплома (он его так и не получил), а для того, чтобы стать настоящим педагогом в том смысле, в каком он понимал значение этого слова.
Шацкий начал свою профессиональную деятельность в 1905 г. с организации клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, в 1906 г. он вместе с несколькими единомышленниками организовал общество «Сетлемент» (англ. «Поселение») – культурный поселок в Москве. В основе воспитательной системы «Сетлемента» лежала идея создания «детского царства», где каждый воспитанник получал все возможности свободного развития личности. Воспитанники объединялись по интересам и дружеским привязанностям; занимались в различных кружках и клубах: столярном, сапожном, астрономическом, театральном, пения, биологии и др. Каждый клуб имел свое название и правила, разработанные детьми, причем им следовали и взрослые – руководители клубов и наставники.
В 1908 г. за пропаганду социализма среди детей «Сетлемент» был закрыт полицией, а сам Шацкий арестован. Позже он создал общество «Детский труд и отдых», а в 1911 г. в рамках этого общества открыл в Калужской губернии детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В колонии вместе с коллегами он реализовывал свои идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, формирования и развития детского сообщества. Труд занимал важное место в жизни колонии: самообслуживание, благоустройство, работа в саду, на огороде, в поле, на скотном дворе имели не только воспитательное, но и образовательное значение. Свободное время отводилось чтению, беседам, играм, постановкам спектаклей, занятиям музыкой, пением.
В 1919 г. Шацкий принял предложение Наркомпроса о сотрудничестве. На основе учреждений общества «Детский труд и отдых» он создал Первую «Опытную станцию по народному образованию», занимавшую целый район в Калужской губернии. Шацкий и его сподвижники организовали педагогический комплекс, небывалый по замыслу и масштабу: в его состав входили ясли и детские сады, 13 начальных школ и две средних, летняя колония «Бодрая жизнь», клубы и читальни; работал педагогический техникум и летние курсы для учителей, на базе колонии был устроен методический центр и велись научно-педагогические исследования. В жизнь школ вовлекалось местное население: для крестьян читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства. Деятельность станции получила широкую известность в России и за рубежом. Высоко оценил работу американский педагог и философ Джон Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х гг.: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией» (цит. по [61, с. 328]).
В середине 20-х гг. Шацкий участвовал в работе научно-педагогической секции Наркомпроса, внес значительный вклад в разработку содержания учебных программ ГУСа и повышении роли урока как основной формы учебной деятельности.
В 1932 г. Опытная станция, несмотря на все ее успехи, была закрыта, а Шацкий назначен директором Московской консерватории. По инициативе Шацкого и профессора А.Б. Гольденвейзера было создано детское отделение для подготовки талантливых детей к поступлению в музыкальные вузы – будущая Центральная музыкальная школа. В 1934 г. С.Т. Шацкий скоропостижно скончался.
С.Т. Шацкий создал научную педагогическую школу, которую представляли А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.К. Шлегель и другие известные ученые. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования: социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Одна из главных научных заслуг Шацкого состояла в том, что он первым в России целостно исследовал влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит приоритет в исследовании таких проблем, как школьное самоуправление, лидерство в детском коллективе и др. Важнейшим достижением Шацкого является разработка теории и практики функционирования учебного заведения как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании. С.Т. Шацкий – автор книг «Бодрая жизнь» (1914), «Этапы новой школы. Сборник статей и докладов» (1923), «Годы исканий» (1924) и др.
Прошли годы, и педагогические достижения Шацкого снова были востребованы во время последующих школьных реформ. Так, в 1958 г. были изданы его «Избранные педагогические сочинения», в 1962–1965 гг. – «Педагогические сочинения» в 4-х томах, а в 1980 г. в серии «Педагогическая библиотека» вышли «Избранные педагогические сочинения» Шацкого в двух томах.
Павел Петрович Блонский (1884–1941) – философ, педагог и психолог. Он родился в Киеве, в 1902 г. поступил на историко-филологический факультет университета, изучал философию и психологию. В 1907 г. он окончил университет, за работу «Проблема реальности у Беркли» был награжден золотой медалью. Блонский преподавал, занимался античной философией, опубликовал несколько работ по гносеологии и этике, в 1913 г. стал приват-доцентом. Он примкнул к эсерам, неоднократно был арестован, однако в 1917 г. порвал с эсерами и сблизился с большевиками.
В предреволюционный период научные интересы Блонского сконцентрировались на образовании, которое он считал «ключом развития человека и средством трансляции культуры» (цит. по [61, с. 332]). Блонский трактовал философию, естествознание, психологию и педагогику как комплекс взаимосвязанных наук, следуя «педагогической антропологии» Ушинского (подробно об этом см. [54]). В 1916 г. Блонский опубликовал «Курс педагогики», в котором отстаивал «антропологический» подход как средство кардинального улучшения школьного образования.
В 1916–1917 гг. Блонский написал ряд книг социально-педагогической и демократической направленности: «Задачи и методы народной школы», «Школа и рабочий класс» и др. Он утверждал, что центральной задачей школы должно быть просвещение народа и воспитание в нем активности и самостоятельности.
После революции Блонский переехал в Москву и занялся психологией, став аспирантом известного психолога, профессора Г.И. Челпанова{50} [читать подробно]. С 1919 г. Блонский руководил Московской академией народного образования.
Исключительно плодотворным в научно-педагогическом творчестве Блонского был рубеж 10-х – 20-х гг. Он выпустил несколько учебников для средней и высшей школы, его статьи публиковались в России и за рубежом. В 1919 г. Блонский написал работу «Трудовая школа», в которой дал теоретическое обоснование проекту школы труда и предложил практические пути его реализации. Он исходил из идеи, что «индустриально-трудовая школа в своих научных занятиях лишь подготавливает и использует тот материал, который дает подростку фабрика и завод… там учится подросток, в этой сокровищнице техники и социологии». В индустриально-трудовой школе 75% времени отводилось обучению труду и лишь 25% – изучению наук на занятиях в школе. Некоторые историки педагогики отмечают, что концепция Блонского приводила к разрыву теории и практики и существенно изменяла тип учебного заведения (см. [61, с. 332–333].
В 1922 г. по рекомендации Крупской Блонский стал членом научно-педагогической секции ГУСа и активно участвовал в подготовке учебных программ и в школьной реформе. Его теоретические разработки нашли отражение в содержании программ ГУСа 1922–1925 гг.
После 1924 г. Блонский занимался педологией и детской психологией. Он полагал, что образование без учета физиологии и психики ребенка, а также социализирующих факторов внешней среды неэффективно, что только «антропологическая педагогика» может стать важным инструментом развития ребенка (см. [61, с. 333]).
В 30-е гг. Блонский работал в Институте психологии, написал фундаментальный труд «Память и мышление» (1935),за который ему была присвоена степень доктора наук. Блонский разработал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная и вербальная) описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, взаимодействия с окружающей средой. В этот период были опубликованы его работы, посвященные детской психологии («Развитие мышления школьников», «Трудные школьники» и др.) и педологии («Возрастная педология», «Педология в массовой школе первой ступени» и др.)
После выхода в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» Блонский подвергся травле, ему запретили публиковаться и читать лекции, были арестованы два его сына. Тем не менее его оставили работать в Институте психологии. По воспоминаниям академика А.Н. Леонтьева{51} [читать подробно], Блонский послал наркому просвещения А.С. Бубнову письмо, в котором «вообще отказался понимать и принимать постановление о педологии. Для того времени это была неслыханная, невероятная, просто отчаянная смелость, и может быть, поэтому Блонского не тронули…»{52}.
Последние годы Блонский тяжело болел, он скончался в больнице 15 февраля 1941 г. До начала 1960-х гг. его имя не упоминалось, в 1961 г. Академия педагогических наук выпустила «Избранные педагогические произведения» П.П. Блонского, в 1964 г. в издательстве «Просвещение» вышли его «Избранные психологические произведения». В 1979 г. двухтомник его сочинений был напечатан в издательстве «Педагогика». В наше время в разных издательствах вышли книги Блонского: «Память и мышление» (2001), «Психология младшего школьника» (2006), «Современная философия. Между идеализмом и наукой» (2011) и др. Оказалось, что многие идеи Блонского, не утратившие своей оригинальности и актуальности, востребованы новыми поколениями философов, психологов и педагогов.
Пинкевич Альберт Петрович (1884–1937) – педагог, педолог, профессор, организатор народного образования, общественный деятель, просветитель, автор одних из первых в СССР учебников естествознания для средней и высшей школы. Пинкевич родился в деревне Урунда Уфимской губернии, в семье польского дворянина, сосланного на Урал за участие в польском восстании 1863–1864 гг. По окончании Уфимской гимназии в 1902 г. он поступил в Казанский университет на естественное отделение физико-математического факультета.
Окончив университет в 1909 г., Пинкевич преподавал в учительской семинарии, затем – в кадетском училище в г. Вольске Саратовской губернии. С 1914 г. он жил в Петербурге, где познакомился и сотрудничал с Горьким, опубликовал под псевдонимом «Адам Бельский» несколько работ. Затем Пинкевич преподавал естествознание в Тенишевском училище{53}, земской учительской школе и на Высших женских курсах Фрёбелевского общества.
После Февральской революции 1917 г. Пинкевич занялся общественно-политической деятельностью: был членом социал-демократической группы петроградского учительства и группы «Свободный труд», избирался гласным городской думы и городской управы, а также был заместителем председателя Государственного комитета по образованию. С приходом к власти большевиков Пинкевич участвовал в создании советской системы высшего педагогического образования. По его инициативе в 1918 г. был основан 3-й Петроградский педагогический институт{54}.
В 1920–1921 гг. Пинкевич был организатором и первым ректором Уральского университета, а также директором Педагогического института в составе этого университета.
В 1924–1930 гг. он был ректором 2-го МГУ{55}. и заведовал кафедрой педагогики.
В 1926 г. Пинкевич инициировал создание при университете Института научной педагогики и до 1932 г. был его директором. В 1931–1936 гг. Пинкевич работал в Высшем коммунистическом институте просвещения, в 1936–1937 гг. заведовал кафедрой педагогики МГПИ и работал во Всесоюзном комитете по делам высшей школы при Совнаркоме СССР.
В 1937 г. А.П. Пинкевич был арестован по так называемому «делу Наркомпроса»{56} и расстрелян 25 декабря того же года (реабилитирован в 1956 г.).
Пинкевич был создателем «Педагогической энциклопедии» (1927–1929) и редактором раздела «Педагогика и народное образование» Большой советской энциклопедии. Он – автор работ по методологическим проблемам педагогики, первых советских учебников и пособий для педагогов. В книге «Методика начального курса естествоведения» (1919) Пинкевич следовал традициям дореволюционной российской педагогики, подчеркивая, что задачей общеобразовательной школы должно быть всестороннее (умственное, физическое и нравственное) развитие учащихся и сообщение им необходимых для самостоятельной жизни знаний и умений. А школа должна найти такой материал, который представлял бы ценность сам по себе и в то же время содействовал развитию личности учащихся.
В период разнообразных педагогических экспериментов 20-х гг. Пинкевич выступал за сохранение традиционной классно-урочной системы школьного обучения и обязательных домашних заданий. Он выдвигал идею интегрирования отдельных учебных дисциплин и предлагал три варианта интеграции: 1) из программ нескольких предметов составить единую программу так, чтобы не нарушить логическую последовательность каждой дисциплины; 2) в программу включить сведения, которые даются в нескольких дисциплинах (например, в географии, естествознании и истории) и объединить их в «аккорды»; 3) интеграция через согласование и межпредметные связи (см. [61, с. 320]). К сожалению, эти предложения не получили развития до сих пор.
Пинкевич исследовал влияние социальной среды на формирование личности ребенка и детского коллектива, занимался историей педагогической мысли: он написал книги «Советская педагогика за 10 лет» (1927), «И.Г. Песталоцци» (вышла в 1933 г. в серии ЖЗЛ) и др.
2.3.2. Профессиональное образование
В 1920-е гг. советским правительством были приняты решения, направленные на создание многоступенчатой системы профессионального образования. Для координации этой деятельности и управления создаваемыми учреждениями в 1921 г. декретом Совнаркома было создано Главное управление профессионального образования (Главпрофобр) Наркомпроса РСФСР. В 20–30-е гг. в ведении Главпрофобра находились ФЗУ, техникумы и другие учреждения низшего (основного) и среднего профессионального образования. Высшие учебные заведения находились в непосредственном ведении Наркомпроса и лично М.Н. Покровского (о высшем образовании речь пойдет в следующем параграфе).
Параллельно с профессионализацией общеобразовательной школы создавалась широкая сеть школ фабрично-заводского ученичества (школы ФЗУ){57} и техникумов на базе семилетки.
Школы ФЗУ – низший (основной) тип профессионально-технической школы в 1920–1940-х гг. Они действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3–4 года, принимали молодежь в возрасте 14–18 лет с начальным образованием. Наряду с овладением профессиональными навыками, учащиеся ФЗУ изучали общеобразовательные предметы. За двадцать лет существования эти школы подготовили около 2,5 млн. квалифицированных рабочих.
Для ускоренной подготовки специалистов в отдельных узких отраслях знаний, необходимых для восстановления и развития разрушенного войнами народного хозяйства, в начале 20-х гг. правительство создавало так называемые «практические институты» для конкретной отрасли промышленности, транспорта и сельского хозяйства{58}. Трехлетнее обучение в них было разделено на два этапа (концентра), по окончании каждого из них студент института получал соответствующее удостоверение с указанием квалификации техника, инженера, агронома и т.п. по избранной узкой специальности. Многие практические институты были организованы на базе средних специальных учебных заведений (техникумов, училищ и др.), зачастую основанных еще до революции. Так, в 1919 г. Императорское Комиссаровское техническое училище было преобразовано в механико-электротехнический техникум с пятью отделениями: двигателей внутреннего сгорания, автомобильным, паротехническим, обработки металлов, электротехническим. Однако преобразование Комиссаровского училища в техникум не соответствовало его большим возможностям. Поэтому в декабре 1920 г. постановлением коллегии Главпрофобра Московский механико-электротехнический техникум был переименован в Практический механико-электротехнический институт им. Михаила Ломоносова, а 5 января 1922 г. было принято решение о его преобразовании в высшее техническое учебное заведение – Московский механико-электротехнический институт, в 1924 г. институт был реорганизован и стал называться Московским механическим институтом им. М.В. Ломоносова.
Однако история с Московским механическим техникумом, ставшим институтом, была скорее исключением: большинство практических институтов в ходе реформы образования в 20-е гг. были преобразованы в техникумы. Нарком просвещения А.В. Луначарский исходил из того, что в трудных условиях молодой советской республике необходимо создание широкой сети средних профессиональных учебных заведений, обеспечивающих массовую подготовку специалистов среднего звена – техников и «низового» управленческого персонала для промышленности и сельского хозяйства. В 1923 г. образцом такого учебного заведения стал Первый Сибирский политехнический техникум им. К.А. Тимирязева, образованный из Томского практического политехнического института (в 1928–1930 гг. Сибирский политехникум был разделен более чем на десять специализированных техникумов).
В 1923–1929 гг. многие технические институты в областных центрах РСФСР были реорганизованы в техникумы.
Вместе с развитием системы начального и среднего профессионального образования была разработана концепция общеобразовательной средней школы нового типа. Ее важнейшими чертами были сочетание учебы с различными видами трудовой деятельности, приоритетность познавательной деятельности исследовательского характера, отношения педагогов и учеников как равноправных субъектов учебного процесса и т.п. (см., например, [61, с. 294–296]).
На основе этой концепции в 1923 г. была проведена реорганизация средней школы. В девятилетней средней школе общему образованию отводилось семь лет, в 8–9 классах приоритетным было профессиональное обучение (с оговорками о временности этой меры, недостатке средств и т.п.). Первое время количество средних школ нового типа стало расти, преимущественно в сельской местности, где до этого средних школ почти не было. Однако вскоре рост затормозился, а количество школ-девятилеток стало сокращаться (подробнее см. [97, с. 411–412]).
2.3.3. Внешкольная деятельность
В ноябре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан отдел внешкольного образования, а в следующем году в московском парке Сокольники открылось первое государственное внешкольное учреждение – Станция юных любителей природы. В июне 1919 г. был проведен Первый всероссийский съезд по внешкольному образованию.
19 мая 1922 г. решением Всероссийской конференции комсомола была образована Всесоюзная пионерская организация имени Спартака (с 1924 г. – имени В.И. Ленина). Ее предшественником было скаутское движение, о котором речь шла ранее в связи с деятельностью Н.К. Крупской. 29 апреля 1923 г. в Москве на базе детского клуба «Трудовая коммуна» открылся Дом пионеров, в последующие годы в разных регионах России были организованы клубы и дома пионеров. Они служили одновременно и для проведения досуга, и как новая форма внешкольного образования и просвещения: для детей были открыты библиотеки, работали разнообразные кружки, театральные и хоровые коллективы. В эти же годы возникли первые пионерские лагеря, самым знаменитым был «Артек», созданный в Крыму в 1925 г. по инициативе председателя Российского общества Красного Креста З.П. Соловьева.
В 1920-е годы Наркомпрос РСФСР начал создавать сеть различных учреждений внешкольного образования, к 1924 г. насчитывалось 4 тыс. детских садов, 6 тыс. детских домов, свыше 37 тыс. пунктов ликбеза, 33 тыс. изб-читален. На XIII Всероссийском съезде Советов (10–16.04.1927) Луначарский докладывал, что расходы на внешкольное образование – на беспризорных, на стипендии студентам вузов и рабфаков, на политпросвещение и ликвидацию неграмотности – составляют около 200 млн. руб., т.е. третью часть всего бюджета народного образования (см. [132, с. 58]). В полной мере система внешкольного образования (позднее термин был заменен на «внешкольное воспитание») стала развиваться в 1930-е гг.
Увлечение экспериментами и поисками новых способов организации учебного процесса и методов обучения (Дальтон-план, метод проектов и т.п.), а также попытки отказаться от классно-урочной системы привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки. Преобладание коллективной деятельности над индивидуальной, общественной работы над учебной, физического труда над умственным вступали в противоречие с заложенными классиками педагогики основами существования массовой школы. Педагогическое сообщество резко критиковало сложившееся положение и предупреждало о грядущих опасностях деградации школьного образования. Очередная реформа школы становилась необходимой и неизбежной (о ней речь будет идти в следующей главе).
2.4. Высшее образование
Уже в первые годы советской власти была изменена цель деятельности вузов. Она стала трактоваться не столько как изучение науки, сколько как профессиональная подготовка специалистов-организаторов. Они должны были заменить дореволюционных чиновников, не пользовавшихся доверием новой власти. Поскольку «специалистов-организаторов» требовалось много, пришлось принимать меры к увеличению числа вузов и студентов в них.
Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 г. все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса, а 4 июля 1918 г. все вузы были объявлены государственными.