Книга Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды - читать онлайн бесплатно, автор Инга Владимировна Каллагова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды
Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды

Крупнейший немецкий искусствовед в области истории костюмов Ф. Готтенрот пришел к заключению, что «душа народа как бы входит в костюм и последний принимает физиономию того, кто его носит». Исходя из этого, рассмотрим народный костюм во взаимосвязи с фольклором стран, оказавших наиболее сильное влияние на формирование искусства. Затем, начиная с момента возникновения светского костюма, рассмотрим видоизменения моды и стилей на протяжении всей истории именно в связи с влиянием доминирующего психотипа личности в определенный период времени.

Отражение национального характера в костюмах древних народов. Последовательное возвышение древних цивилизаций в связи с циклом влияния психотипов

Стиль костюма изменяется как на протяжении всей истории развития человечества (по вертикали), так и в рамках государств и социальных групп (по горизонтали). И кажется невозможным проследить какие-либо закономерности в этом бурлящем потоке. При этом изменение стиля происходит не только в костюме, но и в культуре в целом (в искусстве, в философии и религии) – одним словом, в мышлении людей. Поэтому именно в психологии и мировосприятии определенных групп людей и следует искать ключ к системе развития стилей искусства и моды. Легче всего проследить это на примере культур древних цивилизаций.

Костюм в культуре Древнего Египта (2686–1085 годы до нашей эры)

Государственность Древнего Египта характеризовал жесткий тоталитарный режим со строгой иерархией. С властью фараона конкурировали лишь жрецы, хранители знаний и проводники в иную жизнь. Таким образом, философско-религиозная жизнь занимала большую часть всей деятельности государства. В частности, религиозный обряд мумифицирования и захоронения приобрел национальные масштабы.

Это мироощущение египтян, живущих приготовлением к потусторонней жизни, проявилось в своеобразии искусства. В целом визуальный ряд египетского искусства отличает каноничность, абстрактность, знаковость, графичность, своеобразная логика и отсутствие естественности в изображении.

Костюм отражал это в полной мере. С одной стороны, женские платья максимально подчеркивали формы тела за счет гофрированных тканей (рис. 1), с другой – они визуально пеленали фигуру. Выручала ловкость женщин в использовании драпировок и умении гофрировать ткани, которая привела к огромному разнообразию вариантов костюмов при их общей внешней схожести: у каждого был свой собственный способ одевания костюма, остающегося при этом в рамках общего канона.

Та же особенность прослеживается и в мужских костюмах: их конструктивность, накрахмаленные складки и сложно скрепленные драпировки закрепощали человека,



а)



б)

1. а) Ок. 1294–1279 гг. до н. э. Юни и его жена Рененутет. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США;

б) 1550–1069 гг. до н. э. Предположительно Нефертити. Лувр, Париж, Франция меняя его природную пластику. Этому способствовала и деревянная, а у знати золотая обувь на негнущихся подошвах (рис. 3).


Отличительной чертой внешности древних египтян были парики из растительных волокон (рис. 2). Вместе с активным слоем макияжа они скрывали индивидуальность, изображая то, чем человек хотел бы себя представить окружающим. Массивные парики и макияж не только видоизменяли внешность до неузнаваемости, но и сковывали пластику головы и скрывали мимику. Египетскому костюму нет равных в способности подчеркнуть или нарочито скрыть естественную мимику, форму тела и движение.

Самовыражение индивидуума было восполнено символикой костюма. На белых силуэтах одежд подчеркнуто ярко читались аксессуары и ювелирные украшения из насыщенного цвета эмалей, стекла и камней. Элементы орнамента ювелирных украшений и порядок расположения можно было читать как сообщение о духовных и личностных ценностях его владельца. Не случайно так популярен стал скарабей. Символы божеств со звериными головами также несли с собою сложный ряд ассоциативных переживаний и философских размышлений. Многообразную и сложную символику костюма дополняли и знаки, такие как атрибуты власти, религиозные эмблемы и оплечья элиты. Даже запахи духов, являвшиеся изначально религиозным атрибутом, позже соответствовали статусу владельца.


2. 1479–1425 гг. до н. э. Парик. 18-я династия Тутмоса III, из захоронения его жен.

Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США


3. 1985–1650 гг. до н. э. Деревянные египетские сандалии. Среднее Царство XIII династия. Аукционный дом Christie’s


Все вышесказанное свидетельствует о близости древних египтян к шизотимическому психотипу, который отличается аутичностью и концептуальностью, оторванной от фактов. «Шизоид, время от времени отталкиваясь от каких-то земных фактов, строит умозрительные схемы и, веруя в них, подгоняет под них уже другие факты жизни»[7].

Костюм в культуре Древней Греции (1400–1200 годы до нашей эры)

Древний Египет был покорен империей Александра Македонского и уступил свое лидерство демократической Греции.

Искусство здесь было доступно каждому: скульптуры богов стояли на земле и лепились с соотечественников. Греческие боги, подобно людям, сочетали в себе и положительные, и отрицательные качества в отличие от более идеализированных и собирательных образов божеств других народов. Идеал совершенного человека в Греции укладывался в формулу «в здоровом теле – здоровый дух». Здесь не было предпочтения какой-либо области жизни общества – войны, торговля, философия, науки и искусства развивались параллельно, одновременно и взаимосвязанно. Эта эстетика гармонии духа и тела коренным образом отличалась от египетской с ее акцентом на духовность и от римской с ее акцентом на физиологию.



а)



б)

4. а) V в. до н. э. Терракотовая фигура женщины;

б) V в. до н. э. терракотовая статуэтка Ники


5. VI в. до н. э. Керамический сосуд для духов в виде ступни в сандалии


Греческая эстетика ярко отразилась в гармоничном костюме, сочетавшем удобство, красоту и легкость изготовления в равной степени (рис. 4). Его отличали от египетского – отсутствие символики и от римского – облегченность конструкции. В то же время греческий костюм не превзойден в пластичности. Он стал естественным продолжением хорошо натренированного и ухоженного тела. Этому способствовали свободно развевающиеся драпировки ниспадающих легких полупрозрачных тканей, скрепленных на естественных линиях плеч и талии. Такие туники и драпировки усиливали впечатление свободы движения тела. Ткани отличались оптимизмом ярких расцветок, в которых нередко использовался цвет терракоты – теплый цвет обожженной глины или мягкого солнца на закате. В тканях нередко использовался набивной орнамент. Он не был символичен и представлял собою незамысловатые сплетения плавных линий и спиралей.

Греческие кожаные сандалии (рис. 5) удобно сидели на ноге, в отличие от негнущихся египетских, и также помогали легкости движения. Волосы гречанок часто были распущены или несложно убраны свежими цветами, развеваясь свободно, как и туника.

Костюм в культуре Древнего Рима (200–390 годы)

Греческая культура была заимствована Древним Римом, но была значительно видоизменена.

Особенностью государственного устройства Рима стал колоссальный бюрократический аппарат, обслуживающий правовую систему. Авторитарность власти и скрупулезность соблюдения законов ярко характеризовали римлян на протяжении всей истории. Другой особенностью римской культуры стало отсутствие религиозного чувства. Академик Ф. Лосев отмечал, что в римской религии поражают бедность фантазии, незначительность и схематичность образов. По словам римского писателя Варрона, Рим в течение 170 лет обходился без статуй богов. Показателен и тот факт, что в Риме возникли храмы Надежды, Согласия, Целомудрия, Благочестия, Благополучия. Таким образом, культивирование человеческих добродетелей стало превалировать в общественной жизни. Позже стали обожествляться полководцы, сочетавшие в себе наиболее ценимые римлянами качества – справедливость, военную мудрость и физическую силу.


6. I в. Мраморная статуя мужчины в тоге.

Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США


7. 251–253 гг. Бронзовая статуя императора Требониана Галла. Фрагмент


Размах римской экспансии также свидетельствует о специфике национального характера. Эта масштабность видна и в искусстве. В архитектуре появилось запланированное строительство: системы каменных дорог, каналов и акведуков соединяли между собою даже завоеванные государства. В градостроительстве применение бетона позволило быстро и дешево сооружать большие комплексы, в которых по вечерам собиралось городское население (Форум, Термы, Колизей и т. д.). Гигантомания строительного искусства и принцип общественного сосуществования превращали человека в мелкий элемент социума, в котором отдельная личность – лишь инструмент для службы коллективным интересам. Римлянин увереннее и уютнее чувствовал себя в четко спланированном большом коллективе, соблюдающем порядок и традиции поколений. Об уважении к подвигам предков свидетельствует популярность искусства назидательных памятников, дословно иллюстрирующих произошедшее событие: триумфальные колонны, арки, трибуны.

Искусство римлян отличало тяготение к реалистичности изображений. Об этом говорит, в частности, методика изготовления скульптур с посмертных масок полководцев: стремление к правдоподобию здесь окончательно победило творчество. Правдивость ценилась и в театральном искусстве, где героев спектаклей убивали по-настоящему. Отсутствие креативного начала у римлян компенсировалось страстью к обилию и богатству изображений. В римской трагедии не могли ставиться во всей остроте политические, религиозно-философские и моральные проблемы, которые затрагивала греческая трагедия. Переработка шла по линии насыщения событиями, усложненности и запутанности действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны трагедии. Это характеризует и эклектичную архитектуру, созданную с использованием элементов и деталей, свезенных из различных уголков земли.

Все вышесказанное относится и к искусству римского костюма. Обилие многоярусных драпировок придавало медлительность и величавость пластике. Облик человека внушал уважение окружающим и отражал самоуверенность владельца (рис. 6). При том что римский костюм унаследовал греческую одежду, он совершенно видоизменился за счет сложности и разнообразия массивных драпированных тканей верхней «тоги». При этом обилие тканей скрывало пластику, превращая человека в малоподвижную скульптуру. Нижняя «стола» часто отделывалась по низу плотным бордюром или плиссировкой, от чего ее складки приобретали тяжеловесность. Наиболее ценился пурпурный цвет, а излюбленной отделкой римлян стала золотая бахрома. Позже костюмы делали из сплошь затканных золотом тканей. Таким образом, весь костюм приобретал на редкость помпезный вид. Орнамент отделок и ювелирных изделий не был символическим (как у египтян) или декоративным (как у греков). Обилие и богатство украшений, скорее, служили знаком достатка человека, одевшего их.

В римском костюме чувствуется авторитарность проявлений уверенного в себе психотипа личности. Даже обувь римлян как бы сделана для человека, призванного попирать землю (рис. 7). В частности, найдены сандалии с подошвами, состоящими из скрепленных между собою камушков.

Укладка волос гречанок сменилась в поздней империи римлян высокой прической на веерообразном каркасе с использованием высветленных волос. Как римскую архитектуру отличает эклектика обильного декора из других стран, так и римский костюм характеризуется часто неоправданным обилием взаимоисключающих привозных тканей, украшений, благовоний, излишней усложненностью причесок и декора.

Все это свидетельствует о том, что римский характер близок авторитарному психотипу людей с его прямолинейностью, обстоятельностью, решительностью, волей, дисциплиной и властностью – чертами, культивированными тяжелыми условиями борьбы за выживание и суровым воспитанием, отличающими древнеримский быт.

Костюм в культуре Древней Византии (330–400 годы)

Падение Рима повлекло за собой возвышение Византии как столицы христианского мира. Империя Ромеев – так назывались византийцы, считая себя продолжателями дела римлян. Жизнь византийского двора протекала в бесконечных пышных религиозных торжествах со сложнейшим церемониалом, в состязаниях, охотах и шумных пирах, отмеченных баснословной роскошью.

Эта же зрелищность присуща и искусству архитектуры и декора храмов. Современники свидетельствуют, что блеск и великолепие церквей в часы ночных служб были настолько яркими, что город был освещен, как будто при солнечном свете. Несмотря на аскетизм христианской религии, узаконенной государством, Византийская империя никогда не отличалась строгостью нравов, а византийских политиков везде характеризовали как исключительных мастеров придворной интриги.

Та же многоликость и противоречивость отличает и византийский костюм.

Аскетизм христианства в византийском костюме сочетался с неописуемой красотой и роскошью. Византийцы отказались от сложно-сплетенных римских драпировок и обратились к прямоугольным и трапециевидным массивным формам одежды, придавая монументальному образу бесплотность. При этом совершенно потрясало богатство фактур тканей и их отделок. Более того, цвет костюма, расположение орнамента в нем, мотивы орнамента, аксессуары – все несло смысловое значение. Пышные оплечья и головные уборы с париками, расшитые золотом и жемчугом замшевые и сафьяновые сапоги завершали это буйство роскоши.

Другой важной чертой византийского костюма было сочетание контрастов в дизайне костюма (рис. 8). Это просматривается в сочетаниях контрастных оттенков тканей (черного и белого, зеленого и красного). Об этом свидетельствуют сочетания тончайших натуральных шелков и тканей с металлическими нитями и отделкой тяжелыми драгоценными камнями. Это видно также и в талантливой компиляции элементов костюмов соседних народов: у азиатов были заимствованы штаны, у скифов – сапоги, из египетского костюма были переняты великолепные оплечья, в древнеримском византийцев привлек крой пенулы (обуженной перелины с капюшоном). Таким образом, византийский костюм смешал воедино находки прежних времен и народов и на их базе создал совершенно новую форму костюма, который в X веке распространился по всей Европе.


8. VI в. Императрица Теодора и ее подданные. Базилика Сан-Витале в Равенне, Италия


Показательно то, что эта пышность была и в ежедневном костюме, а не только в праздничном, как при других королевских дворах. Все это приближает византийцев к демонстративному психологическому психотипу с характерной для него театральностью и любовью к яркой форме.

Костюм в культуре Древней Руси (500-600-е годы)

В ряд признанных античных цивилизаций попадают и другие народы Европы. К ним можно отнести славян, поскольку уровень их культуры не уступал другим европейским народам[8].

О миролюбии славян известно с древнейших времен. Это редкий народ, который не совершал человеческих жертвоприношений. Мирный склад характера славян и их милосердие отразились и в том факте, что пленные, попавшие к ним, через пару лет отпускались на волю, причем многие из них добровольно оставались жить вольными людьми в русской общине на равных правах со всеми. И все это при том, что славяне повсюду славились как хорошие воины и даже были опасным и постоянно досаждающим соседом воинственным германским племенам.

О мягком и деликатном характере русичей говорит их искусство, отличающееся ювелирной тонкостью работы, деликатными сочетаниями родственных цветов и ненавязчивостью композиционных замыслов. Этот характер проявился и в ярком факте принятия христианства у византийцев, когда русские, сохранив каноны религиозного ритуала и искусства, полностью видоизменили его и наполнили иным содержанием, открыв путь русскому православию и уникальному искусству. Не случайно позже Русь стали называть Третьим Римом.


9. XI–XII вв. Височная подвеска с двумя Сиренами по бокам Древа жизни. Киевская Русь


Языческий костюм русских женщин состоял из отбеленной удлиненной рубахи, горловина и низ которой отделывались вышивкой. Посередине была вертикальная широкая вышивка. Рубаху подпоясывали тканым поясом или поясом из серебряных звеньев. Украшениями служили ожерелья из разноцветных, но неярких бус. Более поздние образцы северной славянской одежды подтверждают эту традиционную кропотливость в отделке вышивкой и речным мелким жемчугом. До татаро-монгольского нашествия цвет в костюме был неброским, перламутровых оттенков. Необычна была орнаментация звериного стиля, которая отличалась уютной сказочностью и фантазией (рис. 9).

Все перечисленное обнаруживает близость русского характера к психастеническому психотипу с его мечтательностью, созерцательностью, способностью к глубокому сопереживанию.

Костюм в культуре Арабского Халифата (600-700-е годы)

Период активизации арабских народов характеризовался их агрессией на Ближнем и Среднем Востоке, в северной Африке, юго-западной Европе и окончательным закреплением границ Арабского Халифата в 630 году. С этого времени началась религиозная экспансия, ставшая угрозой Европе.

Чтобы понять характер арабского народа, уместно обратиться к поэзии тех времен, отличающейся удивительной самобытностью мироощущения. При всем однообразии сюжетных линий, пейзажа, предсказуемости и незатейливости философии и нравственности обращает на себя внимание непосредственность и живость восприятия, неподдельная, по-детски наивная, искренность чувств, первозданная сочность красок. Арабская поэзия – свидетельство того, что рассматриваемый этнос отличает неукротимая любовь к свободной жизни и безмятежность, объяснимая с позиции божественной предопределенности.

Искренняя чистота и прямолинейность лирики арабских бедуинов завоевала и Египет, и Сирию, и Ирак, и Среднюю Азию и, наконец, Испанию. «Очарование исламского искусства в его особенности создания предметов, плавающих в мире мечты, где нет ограничений и все сосуществует в атмосфере транзистенции и имперманентности. Мусульмане относятся к реальности как к вымыслу: она для них не более как путешествие в мире ощущений. Они отрицают иллюзионизм, но при этом творят иллюзии»[9].


10. VIII в. Блюдо с изображением женской фигуры верхом на фантастическом крылатом звере.

Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США


Искусство арабов того времени стало настолько заразительным, что оказало сильнейшее влияние на европейскую культуру. Мотивы и яркие цвета, появившиеся в этот период в Европе, были определены искусствоведами как новый стиль европейского искусства – «азианизм», характеризующийся тенденциями построения без правил, поиском странностей и использования гипербол и метафор.

Женский арабский костюм, как и арабская лирика, красочен и живописен. В нем легко сочетаются открытые и яркие контрастные цвета алого и зеленого, синего и желтого. Все это было украшено бусами белого жемчуга. Непременной деталью женского костюма служили покрывала, которые тоже были красочными и богато орнаментированными. Отличительной особенностью арабского орнамента является яркость его крупных геометрических элементов и использование материалов, создающих блеск при движении: блесток, стекла, зеркалец, фольги, вышивки золотом и пр. Волосы у женщин заплетались в косы и перевивались шелком. Крой арабского костюма отличается усложненностью, вызванной стремлением максимально точно повторить форму тела. Уже в V–VI веках в женском платье использовался отрезной лиф и отрезные рукава (рис. 10), а в мужском костюме появился отрезной по талии кафтан, состоящий из спинки и двух полочек. Вниз поддевались широкие шаровары из тонкой хлопковой или шелковой ткани. Крой шаровар был таков, что при том, что они крепились у колен, они опускались до пола. Обилие ярких открытых цветов, блеска декора, свободы технологических решений сродни детским игровым мотивам и характеризуют принадлежность к ювенильному психотипу.

Культура и костюм Древних викингов (700-800-е годы)

Мы подошли к ярчайшему и наименее изученному периоду истории возвышения викингов – народа, который держал в страхе всю Европу и разрушил до руин Францию. Этот народ основал поселения в северной Америке, строил корабли в Багдаде, торговал в южных районах Руси. Викинги образовались из воинов скандинавского и норвежского народов, которые не могли подчиняться рутинному образу жизни и уходили в дружину. Они создавали в ней свои собственные порядки, отличающиеся взаимной поддержкой при определенном соблюдении клановой системы.

Не только военная активность и экспансия викингов заставляют думать о значительности этого народа на мировой сцене, но и найденные образцы остатков их искусства. Это и поэзия скальдов IX века, и визуальное искусство в виде орнамента на оружии и доспехах. Орнамент викингов сродни кельтскому по символике, по сложности переплетов и узлов в многоуровневых слоях. О близости кельтскому характеру позволяют говорить и найденные на территории Скандинавии мегалиты – их культовые сооружения.





11 а. Экспонаты Государственного исторического музея Швеции


Как неожиданно возникла эта культура на исторической сцене, наведя повсюду ужас, так же неожиданно она и исчезла, не оставив следов, всего через три столетия после возникновения. Не осталось от них даже государства – его не было. Это характеризует непрактичность характера этого народа при исключительной самодисциплине и взаимовыручке. Ярко выраженное свободолюбие в быту, уважение к миру героев и богов в эпосе, абстрактность мышления в прикладном искусстве – все это признаки людей шизотимического психотипа.


11 б. Экспонаты Государственного исторического


Крайне скудны сведения о костюме викингов. Известно лишь, что его отличала функциональность при элегантном крое: в найденном трапециевидного силуэта детском костюме IX века присутствует отрезная завышенная талия, деликатно подчеркивающая форму тела. Обращают на себя внимание также отрезные обуженные рукава этого костюма. Можно лишь догадываться о незаурядности и сложном крое костюмов взрослого населения (рис. 11, а, б). Об этом свидетельствуют и костюмы потомков викингов – нормандцев, которые совершили революцию в крое европейского костюма, внеся вставки клиньев и отрезной лиф в прямоугольные туники XI века. Еще более удивляют орнамент и его символика в ювелирных изделиях викингов.

Таким образом, даже при беглом обзоре культуры древних народов можно сделать очень важные выводы.

– Каждый этнос обладает ярко выраженным национальным характером, приближающимся к одному из психологических типов.

– Каждый народ активизируется в определенный период времени, а затем уступает свое первенство другому, что подтверждает теорию пассионарности Л.Н Гумилева.

– Культура и искусство активизировавшегося народа вдохновляют в этот момент пассивные народы.