Книга Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) - читать онлайн бесплатно, автор Иван Геннадьевич Иутин. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)

Некоторые субъекты РФ устанавливают собственными законами перечень охотничьих животных, используемых для отдельных видов охоты (например, Новгородская область[22]), составы административных правонарушений в сфере охоты (например, Омская область[23]), а также регулируют некоторые иные аспекты, связанные с охотой, ведением охотничьего хозяйства и сохранением охотничьих ресурсов.

Особое место в российской правовой системе составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются ее составной частью. В связи с этим следует отметить, что международных правовых актов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, как таковых, практически нет. Вместе с тем действует ряд актов, регулирующих отношения в сфере использования и охраны объектов животного мира в целом, например, Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским Сообществом, Канадой и Российской федерацией (Брюссель, 15 декабря 1997 г.)[24].

Значительную роль при регулировании отношений в данной сфере играет модельное правотворчество Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ.

В числе принимаемых ею Модельных законов следует выделить ряд актов о животном мире:

Модельный закон о животном мире, принятый на девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 8 июня 1997 г. № 9-14)[25], регулирующий порядок и условия рационального использования и охраны объектов животного мира и имеющий более широкий предмет законодательного регулирования, нежели действующий в Российской Федерации Закон «О животном мире»;

Модельный закон об обращении с животными, принятый на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 31 октября 2007 г. № 29-17)[26], который регулирует условия и порядок обращения с различными категориями животных (например, домашние животные, животные-компаньоны, животные, используемые в культурно-зрелищных мероприятиях, служебные животные, лабораторные животные), в том числе с дикими животными, находящимися в состоянии естественной свободы в среде своего обитания).

Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее – отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов).

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.

1. Часть 1 комментируемой статьи указывает, что предметом регулирования Закона об охоте являются отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, т.е. отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Вместе с тем следует отметить, что в сфере охотничьего хозяйства осуществляется достаточно широкий круг видов деятельности, более широкий, нежели только охота и деятельность по сохранению охотничьих ресурсов.

Исходя из определения понятия «охотничье хозяйство», закрепленного ст. 1 Закона об охоте, в его содержание входят следующие виды деятельности:

по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания;

по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере;

по закупке, производству и продаже продукции охоты.

2. В сфере оборота охотничьих ресурсов и продукции охоты возникают имущественные отношения, которые, согласно ч. 2 комментируемой статьи, регулируются гражданским законодательством, если иных правил не установлено данным Федеральным законом. Как указано в ч. 1 ст. 2 части первой Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство регулирует имущественные (в том числе возникновение и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, договорные и иные обязательства) и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов к данным отношениям следует отнести, прежде всего, имущественные отношения, возникающие в сфере реализации права собственности на продукцию охоты и отношения в сфере ее оборота. В частности, ст. 9 настоящего Федерального закона закрепляет право собственности на продукцию охоты за физическими и юридическими лицами, обладающими правом на добычу охотничьих ресурсов.

3. Часть 3 комментируемой статьи указывает, что отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе, не регулируются Законом об охоте. Следует отметить, что охотничьи животные являются дикими животными и должны находиться в состоянии естественной свободы, такие животные согласно ст. 1 Закона «О животном мире» признаются объектами животного мира. Вместе с тем отношения в области охраны и использования диких животных, содержащиеся в неволе, согласно ст. 3 Закона «О животном мире», регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дикие животные, содержащиеся в неволе, изъяты из среды обитания, и их правовой статус регулируется иными отраслями законодательства.

Гражданское законодательство признает животных объектами гражданского оборота. Так, статья 137 ГК РФ устанавливает, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Изъятия из этого общего правила закреплены ст. 4 Закона «О животном мире», к объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» регулирует порядок и условия осуществления государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора, проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, а также иных вопросов обеспечения ветеринарной безопасности животных и продукции животноводства.

Статья 5. Участники отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

26 Участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица и юридические лица.

Как указано в комментируемой статье, участниками отношений, регулируемых Законом об охоте, являются как публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования), так и физические и юридические лица. При этом следует отметить, что Российская Федерация участвует в данных отношениях как суверен, так и как полноправный участник имущественных отношений. От лица Российской Федерации в указанных отношениях участвуют федеральные органы государственной власти, полномочия которых в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов закреплены ст. 32 комментируемого Федерального закона (см. комментарий к ст. 32). Исполнительно-распорядительную деятельность в данной сфере, входящую в содержание понятия «управление», осуществляют федеральные органы исполнительной власти, наделенные властными полномочиями¸ функциями и прочими элементами, составляющими в совокупности их компетенцию.

К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства, в первую очередь, следует отнести Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России). Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2010 г. № 191 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» было осуществлено наделение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) и находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) рядом полномочий в рассматриваемой сфере.

В настоящее время Минприроды России, согласно Положению о нем, утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 (в ред. от 13 сентября 2010 г.), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая объекты животного мира и среду их обитания, а также в области охоты. Во исполнение данных функций Минприроды России наделено рядом полномочий.

В частности, Минприроды России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

порядок регулирования численности объектов животного мира, а также порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его форма (п. 5.2.38 Положения);

нормативные правовые акты, методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 5.2.46 Положения);

требования к содержанию, формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации и в случае необходимости целевые прогнозные показатели их осуществления в области объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 5.2.48 Положения);

порядок ведения государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира, порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов и среды их обитания, и применения его данных (п. 5.2.51 Положения);

нормативы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 5.2.51.1 Положения);

перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи (п. 5.2.51.2 Положения);

порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, а также требования к его содержанию (п. 5.2.51.3 Положения);

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1462.

2

СП РСФСР. – 1960. – № 34. – Ст. 164.

3

Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник, 2008.

4

Закон Республики Башкортостан от 21 июня 1994 г. № ВС-24/21 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Республике Башкортостан» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. – 1994. – № 10 (28). – Ст. 481.

5

Закон Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 г. 357-З № 727-III «Об охоте и охотничьем хозяйстве (новая редакция)» // Якутия. – 2006. – № 137.

6

Закон Чувашской Республики от 3 мая 2001 г. № 10 «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Чувашской Республике» // Собрание законодательства ЧР. – 2001. – № 5 – 6. – Ст. 177.

7

Закон Приморского края от 4 июня 2008 г. № 271-КЗ «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Приморском крае» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. – 2008. – № 77.

8

Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. № 12-кз «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Ставропольском крае» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. – 2004. – № 8 (134). – Ст. 3540.

9

Закон Брянской области от 19 апреля 2007 г. № 54-З «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Брянской области» // Официальная Брянщина: Информационный бюллетень. – 2007. – № 6.

10

Закон Иркутской области от 21 июня 2002 г. № 24-оз «Об охоте в Иркутской области» // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. – 2002. – № 19. – Т. I.

11

Закон Калининградской области от 16 февраля 2009 г. № 326 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Калининградской области» // «Комсомольская правда» в Калининграде» (приложение «Официальный вестник»). – 2009. – № 29.

12

Закон Курганской области от 4 ноября 2000 г. № 399 «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Курганской области» // Новый мир. – 2000. – № 231.

13

Закон Оренбургской области от 10 сентября 2001 г. № 315/317-II-ОЗ «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Оренбургской области» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. – 2001. – 22 августа (27 заседание).

14

Закон Псковской области от 3 апреля 2008 г. № 753-оз «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Псковской области» // Псковская правда. – 2008. – № 89 – 90.

15

Закон Тамбовской области от 28 ноября 2001 г. № 228-З «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Тамбовской области» // Тамбовская жизнь. – 2001. – № 241 (22435).

16

Закон Томской области «Об охоте и охотничьем хозяйстве Томской области» (принят решением Государственной Думы Томской области от 1 ноября 1996 г. № 351) // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области: Сб. нормативных правовых актов (спецвыпуск). – 2001. – 23 ноября.

17

Собрание законодательства Воронежской области. – 2010. – № 2. – Ст. 31.

18

Волжская коммуна. – 2010. – № 114(27061).

19

Южноуральская панорама. – 2010. – № 94 (спецвыпуск № 27).

20

Нижегородские новости. – 2010. – № 58(4430).

21

Биробиджанер штерн. – 2010. – № 23.

22

Областной закон Новгородской области от 1 марта 2010 г. № 689-ОЗ «Об охотничьих ресурсах, в отношении которых осуществляется промысловая охота» // Новгородские ведомости. – 2010. – № 23.

23

Закон Омской области от 15 января 2002 г. № 337-ОЗ «О Законе Омской области «Об административной ответственности за нарушения правил охоты и охраны среды обитания диких животных в Омской области» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. – 2001 – № 4(29). – Ст. 1506.

24

СЗ РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5382.

25

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств: Информационный бюллетень. – 1997. – № 14. – С. 241 – 270.

26

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств: Информационный бюллетень. – 2007. – № 41. – С. 443 – 485.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги