Даурия (Даурская земля) – старорусское название Забайкалья и (до XVII в.) Западного Приамурья.
107
Они оба и большая часть отряда были среди 25-ти казаков, подписавших в 1646 г. челобитную.
108
Михаил Семенович Лодыженский – стольник, рында (оруженосец-телохранитель великих князей московских и русских царей XIV–XVII вв.) при приеме послов, якутский воевода в 1651–1660 гг. Был заподозрен в том, что «корыстовался» государевой казной, «чинил налоги великие» ясашным, промышленным и торговым людям, по дороге из Якутска в Москву около Енисейска умер.
109
Здесь и далее при пересчете года по юлианскому календарю в григорианский дается разница в 5508 лет, когда говорится о событиях за год, либо если отсутствует уверенность в происхождении событий в период с сентября по декабрь.
110
На Верхоленскую слободу в метриках начали ссылаться еще с 1811 г. Вероятно, в 1816 г. из нее были административно выделены близлежащие деревни.
111
Некоторые историки ошибочно утверждают, что ярмарка проводилась в Верхоленске.
112
В эквиваленте – 4–6 кг чистого золота.
113
Десятина – старая русская единица земельной площади, равная 1,09 га.
114
1901–1907 гг. приводятся большинством историков как период строительства собора, но встречаются и иные сведения, в частности, о его строительстве в 1892–1895 гг. И на самом здании собора размещена плита с надписью о том, что оно «является архитектурным памятником XIX века».
115
По распространенной, но неподтвержденной документами версии, старую церковь в начале XIX в. разобрали и перевезли к шаман-камню у деревни Шишкина, которому поклонялись местные некрещенные инородцы, и в ней жил православный священник.
116
Строителем новой церкви считается крестьянин Прокопий Тюменцов (он родился около 1746 г. в семье казака Прокопия Тюменцова и Маремьяны, дочери разночинца Клима Коршунова. В той же семье в марте 1763 г. появилась на свет Агафия – первая жена Козьмы Ивановича Черепанова).
117
Судя по всему, в настоящее время место погоста занято территорией, прилегающей к сельской школе. Имеются сведения, что в 1970-е годы при рытье котлована для школьной котельной экскаватор зацепил в десятке метров от верхоленской церкви множество человеческих скелетов.
118
Из перечня казаков Верхоленского острога 1677 г. видно, что к тому году в нем из наиболее распространенных на 1763 г. фамилий уже жили представители Белоусовых, Большедворских, Бутаковых, Кистеневых, Пермяковых, Пуляевских, Толмачевых и Тюменцовых.
119
В верхоленских метриках после 1801 г. говорится о рождении детей от крестьянина, а не мещанина Петра, и нет упоминаний о жене, сыновьях или дочерях Льва Черепанова.
120
Каких-либо сведений о них в метриках после их рождений и в исповедных росписях верхнеленских церквей не найдено.
121
Сохранились метрические записи о рождении девяти детей Анания, а не сохранились о еще четверых его детях, известных по записям о бракосочетаниях и смертях и по исповедной росписи 1843 г.
122
В XIX веке одну из деревень под Манзуркой и одну под Бутаково стали иногда называть Черепановскими, но это были их вторые имена, и они не устоялись (о них будет рассказано в главе 6).
123
Маятниковый паром – использование силы течения реки как источник энергии, когда канат закрепляется одним концом посередине реки, например, заякоревается, другим – на пароме, и, располагая паром при помощи руля под определенным углом к течению реки, паромщик проводит судно с одного берега на другой, затем – обратно (подобно маятнику).
124
Большинство из них получили фамилии Черкашенины (позднее – Черкашины и Черкасовы).
125
Средняя годовая температура воздуха здесь около минус 5 °С, бывают морозы ниже минус 40° и жара свыше плюс 30 °С. Река Лена замерзает обычно во второй половине октября, вскрывается – в середине апреля.
126
Система земледелия, когда в один и тот же год одна половина земельного клина обрабатывалась, а другая оставалась под паром, на следующий год происходила смена.
127
К сведению: в районе села Белоусово, что всего в 7–8 км на запад от Картухая, в реку Куленга впадает протекающий в гористой местности ручей Хархай, а по-якутски «хара-хайа» – черная гора.
128
По наиболее распространенному мнению, в названии города точно присутствует старорусское слово «черепь» (возвышенное место, возвышенность). Вторая же его часть произошла либо от слова «весь» (деревня), либо от племени весь, которое издревне жило на той территории (есть предположение, что киевский князь Вещий Олег как раз из племени весь).
129
Иркутский острог возник в 1661 г., в 1682 г. стал центром самостоятельного воеводства, которому через четыре года был присвоен статус города и причислены Балаганский, Верхоленский, Идинский остроги, Бирюльская слобода, а позднее – остроги Западного Забайкалья.
130
Имена персонажей по этим пунктам поддаются частичному восстановлению с использованием материалов третьей ревизии: в первом сохранившемся пункте 20 сказок второй ревизии указан Осип Гранин, перед которым в сказках третьей ревизии перечислено тринадцать Граниных и Степановых. Оставшиеся шесть персонажей (вероятно, Евреиновы, об одном из которых в списке бежавших после первой ревизии говорится перед одним из Граниных) могли в полном составе переехать на новое место жительства, сменить сословие и прочее, и поэтому не вошли в сказки третьей ревизии в прежней очередности.
131
Судя по номеру начального листа и очередности приведения фамилий по предыдущей ревизии, в деле утерян первый лист со списками семейств Семеновых, Зубовых, Кондратовых, Федоровых, Клепиковых и частично Игнатьевых.
132
Еще из сказок третьей ревизии видно, что у посадского Ивана Черепанова была дочь Агафья, рожденная около 1702 г. и вышедшая замуж за посадского Якова Хомякова. У Якова Хомякова не оказалось сыновей, а дочери стали в Иркутске женами разночинца Алексея Белушкина и цехового Никифора Овчинникова57.
133
Федор не был перечислен в списке семьи Ивана в 1686 г., но, согласно сказкам второй ревизии, у него был в 1745 г. 32-летний сын. Значит, тот Федор, по всей вероятности, рожден не ранее середины 1680-х и не позднее первой половины 1690-х годов.
134
Примерный год создания книги установлен исходя из приведенных в ней возрастов жителей г. Иркутска в сравнении с их же возрастами по сказкам шестой ревизии (в аннотации указан 1799 г., однако в самой же книге приведены события середины 1800 г.).
135
Илга – левый приток реки Лены, ее устье находится примерно в 30 км севернее нынешнего поселка Жигалово, но от Верхоленска напрямую до ближайшей точки Илги не более 40 км.
136
Киренский (Усть-Киренский) острог основан, вероятнее всего, в 1630 г. изначально как Никольский погост при впадении реки Киренги в Лену.
137
Откупщик – сборщик налогов и других обязательных платежей с населения в свою пользу, заплативший за такое право государству.
138
Вкладчик монастыря – передавший монастырю свою землю и получивший ее обратно в пользование уже не как собственность, а как пожалование.
139
Река Киренга – правый приток Лены длиной 669 км, берущий начало на западных склонах Байкальского хребта и впадающий в Лену в районе современного Киренска (примерно в 600 км ниже Верхоленска).
140
О тех событиях рассказано в разделе «Аксамитовы, они же – Аксаментовы. Воронежская история» главы 10.
141
Наибольшее число сказок содержится в деле № 9 описи 1 к фонду № 1 под наименованием «Податные списки илимских пашенных крестьян. Ревизские сказки II ревизии. 1722–1723 годы», но в те годы проводилась 1-я ревизия, и на листе перед сказками проставлен 1719 год. Однако в них говорится в том числе и о событиях 1721 г.
142
Острог на реке Илге, вероятно, возведенный в самом начале XVIII в. на месте основанного в 1640-х годах русского поселения. Ныне с. Знаменское.
143
Бобылями на Руси в XV – начале XVIII в. называли крестьян, не имеющих земельного надела.
144
В деле № 1042 приведены ревизуемые под пунктами 127–2570 (пункты 1–126 с перечнем посадских потеряны), в деле № 1043 – под пунктами 2571–3796 (далее перечень обрывается), в деле № 1044 – под пунктами 5891–9390 (далее перечень обрывается).
145
Чечуйский острог – поселение на реке Лене примерно в 65 км ниже по течению реки от Киренска и в 500 км по прямой от Усть-Илимска. Основан в начале 1630-х годов как ясачное зимовье у волока к Нижней Тунгуске.
146
Целовальники – должностные лица Московской Руси, выбиравшиеся в уездах и на посадах для исполнения государственных обязанностей. Избранный человек клялся работать честно и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название. До XVII в. целовальники исполняли свои обязанности самостоятельно, а после – под началом воевод.
147
По принятой в якутском архиве номенклатуре, после номера каждого дореволюционного фонда проставлена литера «И». Но здесь и далее я такие номера привожу без литеры.
148
В тех исповедных росписях перечислен 33571 прихожанин (из них 10399 в Богородицкой, 764 в Николаевской, 7104 в Предтеченской, 10911 в Преображенской церквях, 3173 в Спасском мужском монастыре, 1220 в Свято-Троицком кафедральном соборе).
149
Полное название документа – «Перечневая ведомость, составленная Иркутской губернии в областном городе Якутске в ревизской комиссии из поданных в оную сказок по 20-е число января 1851 года о наличном числе душ в Якутском градском обществе, в настоящую девятую ревизию записанных в Иркутской губернии».
150
Это семьи во главе с Черепановыми в возрасте 35–38 лет, проживавшими в Техмастерской, в домах на улицах Полевой и Курашевской: соответственно плотника Андрея Лаврентьевича, работника «Ленгосфлота» Зиновия Петровича с братом Николаем и десятника «Ленгосремонта» с инициалами И.Т.
151
Усть-Оленек – село на реке Оленек, которая протекает чуть западнее Лены, перед самым ее впадением в море Лаптевых. Возникло рядом с основанным в 1633 г. Оленекским зимовьем – прежде административным центром той части Арктики. В нем в 1667–1670 гг. проходила служба известного землепроходца Семена Дежнева.
152
Вероятность такого родства косвенно подтверждается, о чем рассказано в разделе «Иван Григорьевич и Вера Никитична» главы 9.
153
Первый Семен (Симон) появился у Гавриила Кузьмича Черепанова из Бутаковской деревни, когда умерли и его прадед Иван Федорович, и дед Иван малой, и отец Козьма.
154
В переписной книге женщины не указывались.
155
Это что-то типа инструкции.
156
Ковыма-река – река Колыма (по-якутски Халыма) в Якутии и нынешней Магаданской области России длиной более 2 тыс. км. Впадает в Восточно-Сибирское море.
157
Нижнеколымское зимовье основано в 1644 г., по разным данным, помором Михаилом Стадухиным или енисейским казаком Дмитрием Михайловым по кличке Ярило Зырян, или ими совместно, или якутским казачьим десятником Второй (Вторым) Гавриловым.
158
Если купец Иван Иванович Черепанов возглавлял в 1647 г. группу торговых и промышленых людей, то ему, скорее, было тогда больше 30 лет, а его отцу – больше 50.
159
По два сына Ивана у одних и тех же отцов были в тот период в Верхоленском остроге еще у Петра Брагина, Петра Малцова и Константина Хабардина, а у Никифора Уваровского – даже три сына с таким именем, но сами эти отцы – не Иваны.
160
В середине XVII в. из Сибири «на Русь» вывозили в год иногда по полторы сотни тысяч соболиных шкурок.
161
Скорее всего, здесь говорится об ежегодном десятипроцентном сборе, введенном в 7196 (1688) г. для финансирования государственных расходов на войну с Турцией, включая неудачные для Русского царства крымские походы.
162
Он рожден в 1774 г., его отец Алексей и дед Петр были крепостными Демидовых.
163
Сейчас это озеро Городецкое. Оно примерно в 20 километрах на юго-запад от города Нарьян-Мар, административного центра Ненецкого автономного округа.
164
Месторождения серебра и меди были обнаружены в 1491 г. выше по течению Печоры, в устье реки Цильмы, немцами, «которые умели находить руду и отделять ее от земли» и были в составе организованной Мануилом Палеологом, племянником последнего императора Византии и шурином Ивана III, экспедиции. Рудники были заложены в 1492 г. итальянскими горными мастерами, в 1496 г. устроены печи для плавки металла. Однако крайняя удаленность от обжитых мест, отсутствие путей сообщения и бедность руд сделали добычу невыгодной и через несколько лет она была прекращена.
165
Самоядь – старое русское название северных самодийских народов (ненцев и других, говоривших на языках самодийской группы, которая образует вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью). Слово, вероятно, произошло от самэ-едне, т. е. «земля саамов».
166
Спустя три столетия эта фамилия будет чудным образом вплетена в судьбу одного из ярких представителей верхоленских Черепановых (об этом сказано в главе 8 «Кому – бандит, кому – освободитель»).
167
Жиганск – поселок в Якутии в 770 км вниз по течению реки Лены от Якутска, прежде – зимовье, основанное в 1632 г. и названное по имени кочевавших в этой местности в XVII веке эвенков – ижиганов (эдигэнов).
168
В 1653 г. протопоп Аввакум был сослан в Тобольск, затем в Якутск, Енисейский острог и Нерчинск. Всю дорогу он прошел пешком, в пути умерли два его сына. В 1664 г. Аввакум был возвращен с Москву, но из-за продолжения «раскольнической» деятельности его вновь отправили в ссылку, на сей раз в Пустозерск.
169
Я не нашел ссылок на источники, и мне до тех документов добраться не пришлось.
170
Заранее прошу прощения у тех, кому приведенные далее подробности, алгоритм действий, мои доводы и доказательства в отношении происхождения представителей конкретной фамилии – Черепановых – будут неинтересны. Однако они, несомненно, важны для их потомков.
171
Здесь и далее отчества даются, как правило, в их современном написании.
172
Больше детей в семье верхнеленских Черепановых я насчитал только у рожденного в 1856 г. Георгия Тимофеевича из Костромитино. У него было не менее одиннадцати сыновей и тринадцати дочерей, но не от одной, а двух жен.
173
Здесь и далее при перечислении членов семейств дети приводятся, как правило, в порядке старшинства. Точные даты и детали всех ставших известными событий в судьбах верхнеленских Черепановых можно узнать из приложенных перечней метрических записей и линий родословного древа.
174
В 1781, 1784 и 1786 гг. восприемником детей Козьмы, сына Ивана малого, был назван брат отца новорожденных Василий, а в 1789 и 1791 гг. восприемниками детей Ивана Григорьевича стал его сын Василий.
175
О Параскеве Ивановне, жене мещанина Василия Черепанова, в верхнеленских метриках говорится лишь однажды: она была в 1784 г. восприемницей Иосифа, «незаконноприжитого» сына крестьянина Ивана Пермякова. Предположение, что ее девичья фамилия – Пермякова, подтвердилось списком жителей Верхоленского острога (согласно дополнению к сказке по третьей ревизии, у Ивана Пермякова в декабре 1762 г. родилась дочь Параскева). В свою очередь, Иван Пермяков был восприемником в 1787 г. дочери Василия Ивановича Черепанова.
176
Это следует из того, что за весь период 1773–1781 гг., кроме 1779 г., метрические книги сохранились, но записи о бракосочетании Василия и Параскевы в них нет, первый же ребенок Василия родился в 1781 г.
177
При рождении в 1807 и 1814 гг. Евдокии и Мирона, детей Василия, их восприемниками были отставной казак Василий Полуектов и его дочь Татьяна, и это подтверждает, что девичья фамилия Натальи Васильевны – Полуектова.
178
Рожденные в 1786, 1788 и 1793 гг. Иван, Николай и Анисия.
179
То, что вышедшая в 1815 г. замуж Анисия была дочерью именно Василия – сына Ивана Григорьевича, подтверждается тем, что восприемницей ее детей в 1825 и 1828 гг. была дочь Василия Черепанова Евдокия. А известно, что при рождении в 1807 г. у Василия дочери Евдокии ее восприемником стал брат отца Григорий Иванович – сын Ивана Григорьевича. В 1831 г. Евдокия вышла замуж как дочь Василия Черепанова из качугского прихода.
180
Умершая в 1840 г. дочь Александра Феврония родилась в середине 1836 г.
181
За кого вышла замуж Мавра, на ком женился Харитон и о других событиях с Черепановыми после 1843 г., можно узнать по приложенным линиям общего родословного древа «Десять поколений Черепановых». В настоящей главе о них будет рассказано выборочно.
182
Это означало, что ее перед смертью колотило, бил сильный озноб.
183
После замужества Марии в 1890 г. ее мать Пелагея Яковлевна (вдова Матвея Селиверстовича) переехала в Протасовскую деревню, где в 1907 г. умерла. Наверняка переезд состоялся вслед поселения в Протасовской деревне еще одной Евдокии – племянницы Матвея Селиверстовича, вышедшей замуж в 1895 г. за местного крестьянина. В связи с малозначимостью обстоятельства проживания Пелагеи Яковлевны Черепановой в Протасовской деревне это поселение как место жительства Черепановых в отдельный раздел не вынесено.
184
Согласно журналу «Входящим делам, поступившим от разных мест и лиц по Качугской Вознесенской церкви на 1857 год» и послужному списку, крестьянин Селиверст Васильевич Черепанов принял присягу и поступил в церковные старосты 11 января 1857 г.107
185
О Якове и его потомках подробно рассказывается в разделе «Кутурхайские».
186
В исповедной росписи 1872 г. она приведена как жена Ефрема Попова, 26 лет, детей в ее первой семье не было108.
187
О дальнейшей судьбе Алексея Кирилловича Черепанова говорится в разделе «Алексеевские».
188
Рожденный в 1914 г. трижды правнук Никифора Григорьевича Платон в исповедной росписи 1915 г. не перечислен либо по малолетству и был жив, либо в связи с его ранней смертью.
189
В расчет включена незаконнорожденная дочь Соломонии Андреевны, которая должна бы носить фамилию отца, наверняка не Черепанова.
190
Гликерия (Лукия) Хромова родилась в 1806 г. Она была внебрачной дочерью Евдокии Федоровны (урожденной Вачигиной), вдовы ясашного Семена Афанасьевича Хромова.
191
Об этом расследовании будет рассказано в разделе «Кутурхайские».
192
Жена Гордея Тюменцова Анна была восприемницей и других сыновей Василия малого – в 1804 г. Якова, в 1812 г. Никифора.
193
Еще один сын Василия малого и Феодосии – их первенец Яков – умер через два месяца после рождения.
194
В перечне крестьян Макаровской деревни исповедной росписи 1825 г. есть Леонтий Иванович Кистенев и вдова Матрена Ивановна Кистенева – вероятно, дядя и бабушка Ивана Васильевича Черепанова.
195
Четвертая и пятая ревизии населения Российской империи проводились соответственно в 1781–1787 и 1794–1808 гг.
196
Калинник, вероятно, родился в 1808 г., за который метрическая книга не сохранилась.
197
Если только Елизавета и Наталия не умерли во младенчестве.
198
Он был восприемником родившегося в 1788 г. сына Филиппа Куницына.
199
В 1806 г. Петр назван купцом, а в 1810 и 1815 гг. – мещанином, когда был восприемником детей соответственно Михаила, Федора и Григория Черепановых.
200
Дочь Петра Параскева была в 1818 г. восприемницей сына Ерофея Черепанова.
201
Крестными Петра Васильевича Черепанова и его жены Анны Ивановны стали дети Черепановых: Ивана Васильевича в 1814 г., Матвея Васильевича в 1841 г., а также Екатерины Мигалкиной, Ефима Боровикова и Марфы Челпановой в 1833, 1834 и 1839 гг.
202
В 1807 г. Петр, сын крестьянина Михайла Черепанова, стал восприемником своей двоюродной сестры Анны.
203
О дальнейшей судьбе этого семейства рассказано в разделах соответственно «Степновские», «Кутурхайские» и «Шишкинские».
204
При рождении в 1805, 1806 и 1812 гг. детей у Козьмы Немчинова, Якова Брагина, вдовы Татьяны Дмитревой и Прокопия Широкобрюхова.
205
Найдено 14 записей об Акилине Никифоровне как жене Зиновия при указании ее в числе восприемников (в частности, при рождении в 1775, 1776, 1784 гг. детей Дмитрия Беляева, Стефана Попова, Никифора и Козмы Черепановых). Ее девичью фамилию я не выяснил, не появилось даже версий из-за того, что среди жителей Верхоленского острога в 1762–1763 гг. не было ни одного Никифора с дочкой Акилиной, не удалось «зацепиться» и за восприемников.
206
Метрика о рождении Марии не сохранилась, но она как дочь умершего Никиты была восприемницей рожденных в 1825 и 1827 гг. сыновей Ерофея Черепанова и Иосифа Пихтина.
207
Татьяна Васильевна как вдова Афанасия Михайловича Черепанова была восприемницей в 1832, 1833, 1835, 1839 гг. сыновей соответственно Федора Тюменцова, Осипа Савельева, Ерофея Черепанова, Ильи Белоусова и Михаила Бояркина. Зиновий как сын умершего Афанасия Михайловича Черепанова был восприемником дочери Панкратия Белоусова.
208
Был еще один Григорий Сокольников – крестьянин Верхоленской слободы (на дату свадьбы в 1824 г. – учитель Верхоленского приходского училища) с отчеством Константинович, который умер в 1843 г. в возрасте 39 лет.
209
«Города Верхоленска проживающий в Качуге купец Николай Харлампиев Мурашев» умер в 1862 г. в возрасте 38 лет от «чехотошной и водяной»115.
210
О ней и ее незаконнорожденных детях говорится в разделе «Качугские».
211
Александра Афанасьевна Широкобрюхова родилась в мае 1819 г. в семье иркутского мещанина из Бирюльки, но при ее первом браке в январе 1846 г. указан возраст невесты в 19 лет (примерно 1826 г. р.), при втором в январе 1863 г. – в 33 года (примерно 1829 г. р.). Столь солидное несоответствие возраста в изученных верхнеленских метриках о бракосочетаниях уникально.
212
О ней и ее дочери Людмиле Сергеевне Черепановой говорится в разделе «Усть-тальминские».
213
О потомках Зиновия Григорьевича с фамилией Черепановых рассказано также в разделе «Качугские», но они такую фамилию получили не по мужской линии, а по девичьей фамилии правнучки Зиновия Григорьевича Черепанова.
214
Прошение подписано 16 декабря 1902 г. дочерью Петра и Анастасии Черепановых Елизаветой Пыляевой из Макаровской волости Киренского уезда.
215
Возраст Афанасии, приведенный в росписи 1843 г., – 8 лет, а в метрике от 1846 г. о ее замужестве как дочери Лаврентия Черепанова – уже 19. Ее происхождение выяснить не удалось, но в 1825–1828 гг. было зарегистрировано в Верхоленской Воскресенской церкви крещение лишь одной Афанасии – в октябре 1828 г. в составе двух близнецов у Ивана Шеметова.