Добавлю здесь, что в деле за № 1056 со сказками второй иркутской ревизии потеряны листы прежней нумерации за № 1 (в нем содержались пункты 1–19 с перечислением посадских г. Иркутска)[130], № 138–198 (в них пункты 2548–4055 с разночинцами г. Иркутска) и их заключительная часть (обрыв на пункте 10567). Всего же в 1744 году в Иркутске было «всех чинов, состоящих в подушном окладе», в количестве 4079 душ. Это – «посацкие, приписано к посаду в цех, разночинцы, помещиковые дворовые люди, кому крепостных людей указом иметь не запрещено», численностью соответственно в 1750, 271, 2004 и 54 человека55.
В деле № 1057 с перечнем изменений после первой ревизии приведено пятьсот тридцать восемь таких изменений по посадским – по тем, что жили в г. Иркутске на дату ревизии, и по тем, что приписаны позже. В том числе умерли – 414, взяты в рекруты – 66, бежали – 41, посланы в ссылку и переведены в посад в другие поселения – по 4, посланы в партию в Якутск – 3, писаны двоекратно, «в рождении не бывали» и посвящены в попы – по 2. Изменений по цеховым было сорок три: умерли – 29, взяты в рекруты и бежали – по 5, посланы в ссылку – 2, посланы в партию в Якутск и отпущены из ссылки в прежнее жилище – по 1. По разночинцам тысяча триста пятьдесят пять изменений: умерли – 814, переведены в посад по Иркутску – 103, в казаки по Иркутску – 98, взяты в рекруты – 84, бежали – 82, выбыли в казаки на Камчатку и в Якутск – 46, посланы в ссылку – 40, писаны двоекратно – 29, освобождены из ссылки – 22, переведены в Знаменский девичий монастырь – 15, посвящены в дети боярские по Иркутску – 6, переведены в цех по Иркутску – 5, освящены в попы – 4, выбыли в посад Илимска и Кабанска – 2, «в рождении не бывали», переведены в цех по Илимску, посвящены в дети бояр по Илимску, пострижены в монахи и «проданы дворянину Фирсову» – по 1.
Сказки третьей ревизии на шестьсот шестьдесят семь семей посадских (купцов) и триста восемьдесят шесть семей цеховых из г. Иркутска приведены на первых шестистах восьми листах дела № 1058. Те сказки разных дат 1762 года (есть несколько сказок и 1763–1764 годов) начинаются с семьи купца Андрея Гранина. Ни один их лист не потерян. Затем идут сказки посадских людей иркутских острогов и дополнения к сказкам (дополнения по самому Иркутску – на листах 703–745).
Составленные по состоянию на 13 февраля 1763 года сказки на одну тысячу пятьсот восемьдесят одного иркутского разночинца и восемьдесят четыре дворовых человека с дополнениями к ним подшиты в часть 1 дела № 1059 по лист 98 включительно. За ними в той же части дела, а затем – в его второй части со сквозной нумерацией, приведены сказки крестьян и разночинцев острогов, Верхангарских и других деревень Иркутского уезда[131].
В фонде № 350 также есть совсем короткий, на семь листов, документ по иркутским ревизиям, о котором я еще не говорил. Это собранные в 1722–1723 годах «Сказки посадских и жителей г. Иркутска и уезда об отсутствии приписных и утаенных». Они формируют дело № 1055. Первая сказка заверена группой иркутских посадских во главе с десятником Василием Петровичем Нижегородовым, и в той группе есть уже известный Иван Черепанов. Всего же в деле содержится четырнадцать таких сказок по г. Иркутску, нескольким слободам и Верхангарским деревням с перечислением не только имен и фамилий, но, что по тем временам крайне редко и поэтому особо ценно, отчеств нескольких десятков местных жителей. Вот и у иркутского посадского Ивана Черепанова отчество оказалось Васильевич. Значит, именно он – «Иван Васильев сын Черепан з детьми» – приведен в окладной книге г. Иркутска за 1708 год как владелец «десятиной пашни» в Каргополой заимке56.
Из перечня изменений после первой ревизии, сказок второй и третьей ревизий установлено, что в Иркутске, кроме Ивана Васильевича, из мужчин-посадских под фамилией Черепановых к 1744 году умерли Петр и Егор, был направлен «в партию в город Якутск» Савва Иванович, а остались в городе Степан Иванович (наверняка все они – сыновья Ивана Васильевича, рожденные после 1699 года)[132] с сыном Петром, Иван – сын Саввы (в 1747 году отдан в рекруты), а также «в прежнюю перепись прописный» с 1723 года города Енисейска разночинец Антипа Андреевич с сыном Петром (другие его сыновья были направлены в Нерчинские сереброплавильные заводы, взяты в рекруты и умерли) и переехавший в 1730 году из города Чердыни «посадского отца сын» Никита Мокеевич с детьми Василием, Дмитрием и Петром58.
В разночинцах же Иркутска в начале XVIII века числились еще два Ивана Черепанова, но один из них перед второй ревизией умер (это уже третий умерший в Иркутском уезде в 1722–1744 годах Иван Черепанов). Имена другого Ивана и его однофамильцев Николая и Ильи с сыновьями включены в сказки третьей ревизии, а до того наверняка были во второй ревизии на тех листах, что утеряны59.
В иных иркутских поселениях изменения по Черепановым коснулись крестьян градоиркутского Знаменского девичьего монастыря (умерли Архип Черепанов и два его сына), Верхангарских деревень (кроме Ивана и Ерофея, в период между первой и второй ревизиями ушли из жизни еще один сын Ивана Федор[133] и сын Ерофея Максим) и Оецкой слободы (умерли Василий и его сын Сила). В 1744 году в Верхангарских деревнях жили всего шестеро крестьян мужского пола под фамилией Черепановых, наверняка все они – потомки енисейского Ивана, включая двоих по линии его сына Захара и четырех – по линии Федора. К 1762 году их число увеличилось до одиннадцати60.
Мне также удалось достоверно установить происхождение почти всех Черепановых, проживавших в г. Иркутске в конце XVIII – начале XIX веков. И помогли в том три документа Государственного архива Иркутской области – «Список городовым обывательским домам, сочиненной городовыми старостами Петром Трапезниковым и Петром же Зыряновым 1796 году», книга о посемейных и поимущественных списках с литерами «М»—«Ш» за 1800 или 1801 год[134] и материалы проведенной в 1811–1812 годах шестой иркутской ревизии. Те документы хранятся в делах № 180, 236 и 556 описи 1 к «Объединенному архивному фонду «Органы Иркутского городского самоуправления (дума и управа)» за № 70. По ним в 1796 году в Иркутске перечислено тринадцать Черепановых – дети умершего Степана Ивановича мещане Василий, Прасковья и Яков; вдова мещанина Дмитрия Никитовича (он сын чердынца Никиты Мокеевича Черепанова) Марья Ивановна с сыновьями Дмитрием, Константином, Петром и Федором; мещанин Петр Антипович (он сын енисейца Антипы Андреевича Черепанова) с женой Ириной Ивановной и детьми Алексеем, Андреем и Михаилом. В самом начале 1800-х годов сказано еще и о жене и дочери Алексея Петровича, жене Андрея Петровича, жене и двух сыновьях Якова Степановича. К декабрю 1811 года из их состава выпали умершие Василий Степанович, Дмитрий Дмитриевич, Михаил Петрович, Петр Антипович и отданный в рекруты Федор Дмитриевич, но подключились четверо сыновей Константина Дмитриевича и двое – Алексея Петровича. Появился также Алексей, сын умершего в 1801 году Семена Петровича (он внук Антипы Андреевича или Никиты Мокеевича). В 1801 году мещанами Иркутска стали и верхоленские Черепановы – Лев Иванович с братом Григорием и Петр Зиновьевич с племянником Петром61. Конечно же, именно по их линиям могли рождаться последующие поколения Черепановых г. Иркутска.
Илимские однофамильцы
В изученных архивных документах по Илимску (в его непосредственном ведении Верхоленский острог состоял в 1648–1686 годах) говорится только о двух семействах Черепановых середины XVII века – во главе с казаком и крестьянином.
Основоположником местной казачьей династии Черепановых стал Богдан, тот самый, которому, как уже говорилось в главе «Из древней истории Верхоленска», якутский воевода поручал весной 1655 года организовать погоню за беглецами в Даурию. При написании той главы я был полностью уверен, что Богдан – просто мой однофамилец, случайный попутчик верхоленских событий и никто более. После же нескольких посещений Российского государственного архива древних актов мое расположение к нему круто изменилось. Пока сохраню интригу, почему.
«Книга окладная Илимского острогу денежному, хлебному и соляному жалованию илимским и верхоленским ружникам и оброчникам, служилым людям и судовым плотникам» за 7161 (1653) год утверждает, что 1 сентября 7162 года «по государева царева и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии грамоте пятидесятник Богдашко Черепанов поверстан в Лимском остроге в городничие». В мае 1665 года он уже выступал в качестве атамана казачьего при подписании вместе с другими илимцами мирской челобитной о даче из патриаршего двора благословенной памяти на постройку Киренского Троицкого монастыря (городничий тогда был уже другой – Савелий Брага)62. А в монографии Вадима Николаевича Шерстобоева «Илимская пашня» сказано об осмотре в 1666 году атаманом Богданом Черепановым, по поручению илимского воеводы Лаврентия Обухова, земель на реке Илге[135]споследующим расселением там тридцати восьми сосланных в Илимск на пашню семей63. Как выяснилось в ходе проведенного мною исследования, часть предков моей прабабушки Любови Адриановны – жены Матвея Данииловича Черепанова, происходили как раз из илгинских крестьян.
Вероятно, тогда же крестьянствовать решился и сам Богдан Черепанов, и в «Книге имянной Илимскаго острогу пашенным крестьянам и сколько кто пашет государева десятинные пашни» за 7184 (1676) год говорится, что он до своей смерти в 7176 (1668) году «по челобитной пашню пахал» в деревне на «Илге реке в Знаменской слободе… а ныне тое ж пашню пашет на себя неверстаной сын ево Богданова Семен». В 7189 (1681) году оказался «атаман казачей Семен Ипатьев сын Черепанов поверстан в атаманы на умершего атамана на отца его Богданова место Черепанова и в его оклад»64 (интересно, что отчество Семена неоднократно приводилось в окладных книгах Илимского острога как сын Ипата, а не Богдана65, что, вероятно, объясняется различием крестильного и светского имен его отца).
В 1691 году атаман Семен Черепанов стал вместо сына боярского Андрея Ерофеевича Хабарова, он же – сын известного первооткрывателя устюжанина Ерофея Павловича Хабарова, приказчиком Усть-Киренского острога[136], исправно передавал в казну выплачиваемые местными откупщиками[137] деньги, а в 1696 году умер. Накануне же, как утверждается в илимских окладных книгах, не сдал в государеву казну очередные откупные. Воистину ли он взял и не сдал те деньги, либо, воспользовавшись смертью приказчика, на него эту недостачу «повесил» за взятку начальству нечистоплотный откупщик, останется вечной загадкой. Но солидный по тем временам долг в семнадцать рублей (по другому источнику – в двадцать два рубля), двадцать два алтына и одну деньгу, то есть примерно в три – четыре годовых оклада служилого человека, закрепили за проживавшими в Илимске малолетними сыновьями Семена. Постепенно они его отдавали, заплатив, к примеру, в 1700 году два рубля и три алтына, и остались должными еще двенадцать рублей. Как знать, где они могли зарабатывать такие деньги, может, помогали вместе со своей матерью в обработке земли крестьянину Ивану Петровичу Бабкину, к которому перешла их отцовская пашня66.
Илимский острог (гравюра по рисунку А.П. Радищева)
Уже позже, в 1677 году, в пометную и расходную книги Илимского острога были включены также другие «некрестьянствующие» Черепановы – посадский Яков Антонович, что платил оброк в двадцать шесть алтын четыре деньги, и казак Степан Артемьевич. Яков оставался в том же остроге и в 1689–1702 годах. Вероятно, он же – Яков Черепан – состоял вкладчиком[138] Усть-Киренского Троицкого монастыря. Но в подомовой описи Илимска за 1703 год ни о Якове со Степаном, ни об их потомках упоминаний уже нет. Зато промышленный человек Яков Черепан упомянут в 1709 году в Новоудинской слободе67.
А вот первую семью илимских крестьян под фамилией Черепановых неказачьего происхождения возглавлял Михаил Захарович, и обрабатывал он пашню у реки Киренги[139]. Постепенно к пашенному делу подключились его сыновья Никита, Василий и два Петра68.
Я узнал, что свою фамилию Михаил Захарович получил не от собственного отца: согласно «Книге имянной Илимского острога пашенным крестьянам и ссыльным черкасам» за 7164 (1656) год, «на ниже Киренги на левой стороне на Никольском лугу ссыльной пашенной черкашенин Ивашка Фомин Чарапан пахал на государя десятину ржи за полдесятины яри и в 7160 году Ивашко Черепан помер, а в его место пашет на государя десятину ржи за полдесятины яри пасынок ево Ивашков Мишка Захаров и ставо же тягла»69. Его отчим «Ивашко Фомин з женою с Агафьицей, да двое детей: Михалко 10 лет, дочь Окулинка 2 лет» был перечислен в росписи воронежских черкас, пойманных за попытку бегства в Литву и присланных осенью 1641 года в Москву, а затем сосланных после короткого пребывания в Свияжске на пашню в Сибирь[140]. Но и сам Иван Фомич не владел фамилией Черепановых до поселения на илимскую пашню, а приобрел ее уже там по названию речки Черепанихи, впадающей в Лену с правой стороны в семи километрах ниже Никольского наволока. И это неизвестного происхождения название было у речки еще до поселения там черкасов70.
Под Илимском также крестьянствовали, но уже позднее, в 1688 году, Василий Дементьевич и Назар Семенович Черепановы, в 1696 году первый из них утонул71. Об иных же илимских Черепановых я сведений за XVII век не обнаружил. Однако они появляются впоследствии в материалах по ревизиям, и частично те материалы находятся в фонде № 1 «Илимская воеводская канцелярия» Государственного архива Иркутской области, либо были переданы им в октябре 1950 года в Российский государственный архив древних актов. Но попали они в нем почему-то не в специально предназначенный для подобных дел фонд № 350 «Ландратские книги и ревизские сказки», а в дела № 1216 и 1217 описи 1 к фонду № 494 «Илимская воеводская канцелярия».
Те, что я нашел в Иркутске, – это сказки первой илимской ревизии по посадским, служилым людям (их сохранилось немного) и пашенным крестьянам с приведением имен, часто и отчеств глав семейств, их жен, сыновей, дочерей, братьев, возрастов (вероятно, на 1722 год)[141], подробным описанием имущества, хозяйств и иногда – места их нахождения. А в Москве – «Список жителей Илимского уезда в 1744 году по сравнению с переписью 1719–1723 годов» и «Ведомость жителей Илгинского острога[142] и приписанных к нему деревень, состоявших в подушном окладе по переписи 1723 года и состоящих налицо в 1744 году».
Илимские сказки
К сведению исследователей: такие же «сравнительные» списки ревизуемых по другим российским регионам тоже могут храниться вне фонда № 350. Однако в них содержится важнейшая информация, не только дублирующая сказки сразу первой и второй ревизий, но и имеющая уникальные, не входящие во вторую ревизию данные о том, в каком году исключались персонажи первой ревизии и по каким конкретным причинам это сделано. В тех материалах заполнялся только один столбец с возрастом ревизуемых, и в нем, насколько я понял, он указывался для живших ко второй ревизии как достигнутый, текущий, а для убывших из-за смерти, поверстания в рекруты и прочих случаев – на дату этого убытия (так в деле № 1216) либо на дату первой ревизии (так в деле № 1217).
Так вот, в тех документах приведен бобыль[143] Кондратий Васильевич Черепанов в возрасте, согласно первой ревизии, сорока пяти лет (возможно, он – сын утонувшего илимского крестьянина Василия Дементьевича Черепанова) с женой Татьяной и сыном Матвеем72. А во второй ревизии среди крестьян Черепановых в илимском ведомстве указаны «новокрещенный мунгальской породы» Василий из Кежемской слободы, два Петра из деревни Змеинской – наверняка младшие сыновья Михаила Захаровича Черепанова (из той же деревни Василий Черепанов – вероятно, средний сын Михаила Захаровича или его внук – в 1709 году был десятником73). В них же перечислены к тому времени умершие Черепановы Максим и Яким из Ботовской деревни, Никита из деревни Фоминых, Иван из Криволуцкой слободы, «гулящий» Василий из деревни Черных (они соответственно около 1639, 1659, 1658, 1659 и 1683 годов рождения)74.
Два Петра Черепанова, около 1667 и 1675 годов рождения, возглавляли многочисленные семейства разночинцев Киренского острога (приписаны в 1749 году в иркутском ведомстве, соответственно, в острог, написание названия которого неразборчиво, но больше похоже на Илимский, и на поселение в пашню) и крестьян Змеинской деревни в сказках второй и третьей илимских ревизий75. Такие сказки приведены, как и положено, в описи 2 к фонду № 350 в ее делах за № 1042 «Книга переписная посадских людей, разночинцев, государственных крестьян, ссыльных г. Илимска, Усть-Кутского острога и деревень Илимского уезда», № 1043 «Книга переписная посадских людей, разночинцев, государственных крестьян, ссыльных Киренского, Чечуйского острогов, слобод, деревень Илимского уезда», № 1044 «Книга переписная посадских людей, разночинцев, государственных и монастырских крестьян, ссыльных Илимского, Яндинского, Братского острогов и деревень Илимского уезда»[144] и № 1045 «Сказки о посадских людях г. Илимска, о разночинцах, государственных (пашенные), монастырских крестьянах г. Илимска, Яндинского, Усть-Кутского, Киренского, Чечуйского и Братского острогов Илимского уезда. Ведомость прибылых после подачи сказок III ревизии» в двух частях. Первые три из этих книг составлены в 1745 году, последняя – 1762 году.
В начале и середине XVIII века крестьяне Черепановы наверняка жили и в других деревнях илимского ведомства, ведь они даже когда-то основывали там целые поселения. К примеру, я нашел исповедную роспись прихожан из деревни Черепановой под Яндинским острогом за 1799 год, где тогда, правда, уже не осталось ни одного Черепанова, а лишь пять семей Замарацких и Дунаевых общей численностью свыше полусотни человек76.
Имя еще одного Черепана – присыльного Федора – я нашел в илимских книгах учета десятинного хлеба за 1709 год по Чечуйскому острогу[145]. За ним была закреплена «поголовного оброка осмина ржы»77.
Якутские однофамильцы
В хранящихся в РГАДА документах по Якутску (напомню: все поселения ленского бассейна изначально были в его прямом ведении, а с 1648 и до 1686 года часть из них с Верхоленском подчинялись ему через Илимск) говорится об адресованном в период между декабрем 1645 года и июлем 1647 года целовальнику[146] Терентию Иванову сыну Черепану поручении якутского воеводы о назначении в Верхнеянское зимовье; о направлении его со служилыми людьми в 1652 году в Жиганы; об отчете 1656 года того же Терентия, теперь уже приказчика Олекминского острожка, о сборе ясака с якутов, раздаче им казенного скота и умолоте хлеба; об отпуске промышленного человека Григория Черепана из Ленского острога «в замороз на рыбу»; о взыскании в 1660 году долгов с Гаврилы Черепана; о деле того же года промышленного человека Петра Афанасьева сына Черепана; о выдаче в 1675–1676 годах рыбы вместо хлебного жалования десятникам казачьим, включая опять же Гаврилу Черепана; о расспросной речи Ивана Черепана между 1679 и 1682 годами (она почти не «расшифровывается»); о взыскании долга по кабале с посадского человека Гаврилы Черепанова, находящегося в Оленьке; о вручении в начале 1680-х годов наказной памяти казачьим десятникам, в том числе Артему Черепанову, с распоряжением о направлении их в Мегинскую волость для сбора ясака; о взимании в 1700 году оброка в сумме восьми алтын и две деньги с Гаврилы Черепанова из Жиганского зимовья; о числившемся в 1704 году гулящим человеком Иване Терентьеве сыне Черепанове78.
Здесь же есть «Книга выдачи жалования служилым людям» за 1641 год с «Тренькой Семеновым Черепаном»; «Книга о раздаче денежнаго, хлебнаго и солянаго жалования детям боярским и разнаго звания служилым людям Якутского острога» за 1648 год с Гаврилой Федоровым сыном Черепаном, и Ларионом Федоровым сыном Черепаном; сметы и именные указатели служилых людей по Якутску, составленные в 1680-х годах, где перечислены казаки под фамилией Черепаны, или Черепановы: Артем, Гаврила с сыном Иваном, около 1672 года рождения, Григорий, Морозко, Никита и Степан (в том числе сказано о командировках Артема и Никиты в Оленекское зимовье и Охотский острог), в 1692 году – умерший накануне от оспы Акилко, Алексей Яковлевич, новокрещенный Гаврила Яковлевич, умерший Ганка, Федор Феоктистович; перечень якутских посадских за 1693 год с Яковом Черепановым и его сыном Харитоном, около 1687 года рождения; опись якутских дворов за 1700 год, в одном из которых, у местного пономаря, жил казак Алексей Черепанов; переписная книга Якутского острога за 1720 год с двумя абзацами о Черепановых – служилом Семене Григорьевиче с сыном-младенцем Иваном и служилом из Енисейского города Андрее; «Реестр якутских дворян, детей боярских, казаков и их родственников» от 10 ноября 1744 года опять же со служилым Семеном Григорьевичем и его сыном Иваном, смотровой список находящихся при г. Якутске войск, вероятно 1760 года, с пятидесятником Иваном Черепановым79.
Якутск в XVII веке
К сожалению, в описи 2 к фонду № 350 нашелся лишь один материал по ревизским сказкам Якутии, и он в деле № 4194, которое в аннотации именуется как «Книга переписная выбывших после 1-й ревизии посадских людей, разночинцев, казаков, дворовых, государственных крестьян г. Якутска, Охотского, Зашиверского, Алазейского, Анадырского, Олекминского, Камчедальского, Верхнекамчедальского, Болшерецкого, Удского, Нижнего Камчатского острогов, Устинского, Ситкацкого, Верхнековымского, Среднековымского, Нижнековымского зимовьев Якутского уезда» 1748 года. В действительности же приведенный в книге список содержит перечень выбывших ревизуемых по г. Якутску (потерянные пункты перечня с 1 по 34 относятся к его умершим посадским), Анадырскому, Зашиверскому, Олекминскому острогам, Алазейскому, Жиганскому, Ковымским (Верхний, Нижний и Средний), Средневилюйскому, Ситкацкому, Усть-Янскому зимовьям, Оленьей реке, Амгинской, Витимской, Усть-Витимской и Пеледуйской слободам. И эти изменения даны по пункт 2353. Под остальными же пунктами приведены не данные по выбывшим, а перечень фактически проживавших в тот период ревизуемых из Болшерецкого, Камчадальского, Верхне- и Нижнекамчадальского, Охотского, Тауцкого (на его пункте 3742 перечень обрывается) и Удского острогов.
В той книге сказано об умерших разночинцах г. Якутска Андрее и Семене; предъявленном в г. Якутске в казачью службу Иване – сыне разночинца Степана; умерших посадских Оленьей реки Василии, Иване и Илье Черепановых; с Оленьей же реки взятом в рекруты Михаиле Ивановиче Черепанове и бежавшем от Егора Черепанова дворовом Василии (уж не тот ли он «новокрещенный мунгальской породы» Василий из Кежемской слободы под Илимском?); находившемся в Охотском остроге разночинце Семене Черепанове80.
Я не ограничился работой в иркутском и московском архивах и впервые за четверть века побывал на своей малой Родине, в г. Якутске. Пытаясь выяснить корни живших там Черепановых, изучил 28–30 марта 2017 года в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) несколько десятков дел. В первую очередь занимался поиском исповедных росписей якутских церквей за период с XVIII века по начало XX века. Их в архиве – целая коллекция, и находятся они вместе с метрическими книгами среди почти двадцати тысяч единиц хранения фондов № 225 «Якутское духовное правление», № 226 «Якутская духовная консистория» и № 228, 230–267, 269, 270, 273, 274, 475, 492, 560, 561, 567–569, 573 и 574 отдельных церквей[147]. Но в самых древних из сохранившихся росписей действовавших тогда в Якутске Богородицкой, Николаевской, Предтеченской, Преображенской церквей, Спасского мужского монастыря и Свято-Троицкого кафедрального собора – за 1833–1834 годы81 – православных жителей самого города под фамилией Черепановых не нашлось[148]. Прихожане с такой фамилией были лишь в прикрепленных к городским церквям многолюдных сельских поселениях, но они – новокрещенные инородцы. К примеру, в приходе Предтеченской церкви состояла большая семья Якова Черепанова из Хомустахского родового управления Намской инородной управы82. Вероятнее всего, свои фамилии те инородцы получили в конце XVIII – начале XIX века, когда происходило массовое обращение местных жителей из их исконного язычества в православие. Скажем, из документа, названного «покорнещий рапорт» и представленного 2 апреля 1805 года «Великому господинну преосвященному Вениаминну Епископу иркуцкому и нерчинскому и ковалеру», и приложенной к нему справки следует, что в бытность Григория Слепцова протоиереем Богородицкой церкви в Якутске, а затем – проповедником он обратил в 1800–1805 годах в новую веру 11068 якутов и якуток из нескольких улусов83.
Не оказалось «неновокрещенных» Черепановых и среди имен одной тысячи двадцати жителей г. Якутска в обнаруженных в деле архивного фонда № 12 «Якутское областное управление (1805–1919)»84 сказках девятой ревизии, которая проводилась в городе в 1851 году[149]. Согласно же одному из дел фонда № 166 «Якутская городская дума (1856–1917)», в десятую ревизию 1858 года в перечень городских мещан оказались включенными двое Черепановых – Николай Васильевич в возрасте двадцати одного года и его сестра Анна, семнадцати лет. Там же имеются отметки, что Николай причислен в Якутское мещанское общество по отдельному указу областного правления и в 1871 году умер, а его сестра в 1859 году вышла замуж. Из другого дела того же фонда я узнал, что Николай – незаконнорожденный сын мещанской дочери Акулины Васильевны Черепановой85 (стоит полагать, что его сестра Анна – тоже незаконнорожденная).