Леонардо всегда привлекало превращение. Можно сказать, что он нарисовал, во-первых, «изменение религиозного мировоззрения» и, во-вторых, «мистический акт превращения духовной субстанции в материальную».
Превращение «материального» в «божественное» заметно и в фигуре ангела. Ангелы считались созданиями, возникшими в результате акта творения Бога. Земля, растения, камни, реки, все звери и птицы – существа чисто материальные. Человек, как и ангелы, – существо смешанного типа. И в тех и других сосуществуют материальная и духовная субстанции. Ангелы гораздо «более духовные», чем человек. Сейчас трудно представить, что такое «более духовные» или «менее материальные». По современным представлениям что-то может быть либо материальным, либо духовным. Но вспомним, как Данте в «Божественной Комедии» рассказывал о душах в Раю. Там происходит похожее превращение: все души не материальные, но в самом нижнем кругу рая они имеют сходство с людьми. По мере восхождения по сферам Рая они постепенно превращаются в свет. «Постепенное» превращение в свет трудно вообразить. Можно сравнить такое превращение с отражением человека в озере в солнечный день. Отражение схоже с человеком. Но если поверхность воды начинает дрожать, и дрожать всё сильнее и сильнее, то появляется всё больше солнечных бликов, отражение теряет очертание и сходство с человеком, и, наконец, превращается в солнечный свет. Приблизительно такое происходит с душами людей в Раю. Чем в более высокой сфере они находятся, тем больше похожи на солнечный свет.
Ангел у Леонардо на парижской картине в «звериной» позе. Правда, это не сразу замечаешь. Наше сознание постепенно внедряется в картину по мере того, как взгляд скользит с прекрасного лица и аристократической руки, указывающей на мессию, к странной изогнутой спине и нечеловеческим лапкам. Возможно, гениальный Леонардо до сих пор дирижирует нашим сознанием и наш взгляд по его указке скользит от земного к небесному и наоборот.
Мария – высшая из представителей человеческого рода. Будучи матерью Иисуса, она по средневековой иерархии выше ангелов. Она поддерживает маленького Иисуса, а Ангел «языческой рукой» поддерживает Иоанна Крестителя. Душа Иоанна благословляет душу Иисуса. При этом Ангел указывает на Иисуса как на истинного мессию. Духовная власть на земле переходит от язычества к предтече Иоанну и через Иоанна Крестителя к Иисусу Христу, то есть к христианству.
Прямых доказательств, что Леонардо да Винчи изобразил гомеровскую пещеру, нет, и, возможно, никогда не будет. Можно с чистой совестью уронить представленное объяснение в Лету, хотя факты, на которых построены выводы, не искажены. Когда-то Томас Элиот написал про Шекспира следующие слова, и они применимы к интерпретации творчества любого великого художника, к которым, несомненно, относится и Леонардо да Винчи (пер. А.Н. Дорошевича):
«Весьма возможно, что о таком гении, каким является Шекспир, мы никогда не сможем знать всей истины; а раз так, лучше время от времени менять собственные заблуждения. Никто ещё не доказал сомнительного утверждения, что Истина всегда должна возобладать, однако совершенно очевидно, что от старых заблуждений лучше всего избавляться с помощью новых».
Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М., Изд. Академии Наук СССР, 1955.
Порфирий. О пещере нимф. Текст приведён у А.Ф. Лосева в книге «История античной эстетики» Последние века, том VII, М., Искусство, 1988.
Bramly S. Léonard de Vinci. éd. J.Cl. Lattès, 1988.
Eliot T.S. Shakespeare and the Stoicism of Seneca. London, Oxford University Press, 1927.
Francesco Petrarch and Aldo S. Bernardo Letters on Familiar Matters (Rerum Familiarium Libri), Vol. 3, Johns Hopkins University Press, 1982.
Rice E. F., Jr. Saint Jerome in the Renaissance. Johns Hopkins University Press, 1985.
Солон
Солон [Рис. 2] был правителем Афин, знаменитым законодателем, создавшим афинскую конституцию, и первым афинским поэтом. До него поэзией в Афинах не увлекались. Солон жил в 640–559 годах до н. э., и с его именем связывают появление гражданского законодательства. В Риме юриспруденция стала самостоятельной дисциплиной, и в римских школах обучали судебному красноречию. Но и сами римляне, когда рассказывали о происхождении римских законов, указывали на Солона. Идея разрешать конфликты не мечом, а законом, принадлежит грекам и в первую очередь Солону.
В европейском искусстве портреты Солона до XV века встречаются редко, в отличие от изображений Моисея и Соломона. Причина простая: интерес к Солону возник после перевода с греческого языка его биографии из «Жизнеописаний» Плутарха. Перевод «Солона» был сделан флорентийским гуманистом Лапо да Кастильонкио младшим для папы Евгения IV приблизительно в 1435 году.
Странно видеть изображение древнего грека в шляпе. Конечно, художники в XV веке не пытались изобразить исторически правильные костюмы, тем не менее, портрет может вызвать некоторое недоумение. Эта шляпа, а точнее «шапочка», относится к одному из эпизодов из жизни Солона, рассказанному Плутархом.
Остров Саламин, расположенный недалеко от Афин, был захвачен гражданами города Мегара. Афиняне считали, что остров по праву принадлежит им, но все попытки вернуть утраченную территорию оканчивались неудачно. Чтобы не побуждать граждан к безрассудным действиям по возвращению острова, в Афинах был принят закон, запрещавший всяческое упоминание Саламина. Воспользовавшись тем, что невменяемые не несут ответственности за свои слова, Солон нарушает запрет. Он сочинил поэму, в которой призывал граждан Афин вернуть остров, разучил поэму наизусть и, одевшись сумасшедшим, декламировал её на площади. Что означало «одевшись сумасшедшим» осталось неизвестным, но Плутарх упоминает, что Солон «бросился на площадь с шапочкой на голове». Эту шапочку художник и изобразил.
Как пишет Плутарх, поэма Солона про остров Саламин возбудила в афинянах патриотический пыл, и они возобновили войну. Военачальником поставили Солона, и остров был отвоёван.
Знаменитое стихотворение Осипа Мандельштама, посвящённое «Илиаде», вызывает в памяти ещё одну историю про Солона и остров Саламин.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины…
Существует легенда, что Солон вставил несколько слов в «Илиаду» Гомера, а именно в список кораблей, отправлявшихся завоёвывать Трою. В войне с Мегарой Афины победили, но не настолько убедительно, чтобы конфликт прекратился. Через некоторое время обе стороны согласились передать решение вопроса, кому принадлежит остров, третьей стороне, а именно Спарте. В качестве аргумента афиняне привели слова из «Илиады», где корабли с острова Саламин включены в афинскую флотилию.
Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов саламинских
Вывел и с оными стал, где стояли афинян фаланги.
Песнь вторая, 557–558.
Так как Гомер был непререкаемым авторитетом, спартанцы признали правоту афинян и присудили им право владения островом. Действительно ли Солон вставил эти строчки, пойдя из политических соображений на подделку великого произведения, или история была выдумана его недругами, мы никогда не узнаем.
Поэтические сочинения Солона имели большой успех у соотечественников. До наших дней сохранились только короткие цитаты из его стихотворений в сочинениях Плутарха, Аристотеля и других авторов. О поэтическом таланте Солона можно прочесть в работе Платона:
«Если бы Солон занимался поэзией не урывками, и у него было бы время закончить знаменитую легенду, которую он привёз из Египта, ни Гесиод, ни Гомер, ни какой-либо иной поэт не мог бы превзойти его славой».
Платон «Тимей» (21с).
Платон имел в виду древнюю легенду об Атлантиде, захватившую воображение многих и многих поколений. Плутарх утверждает, что Солон узнал об Атлантиде от египетских жрецов. Солон якобы начал писать историю Атлантиды, но не успел закончить, а Платон «ревностно старался разработать до конца и разукрасить рассказ об Атлантиде, словно почву прекрасного поля, запущенного, но принадлежащего ему по праву родства». Платон был родственником Солона.
Платон тоже не закончил историю Атлантиды, и Плутарх пишет:
«Как в Афинах есть только один недостроенный храм, храм Зевса Олимпийского, подобно этому и гений Платона среди многих прекрасных произведений оставил только одно сочинение об Атлантиде не доведённым до конца».
Плутарх «Солон» XXXII.
«Тимей» Платона – это маленькая энциклопедия древнегреческой философии, в которой обсуждаются вопросы устройства вселенной и природы человека. Легенда об Атлантиде – как бы вводная статья к этой энциклопедии.
Атлантида была островом в океане, за столбами Геракла, за которым снова простирался океан, а далее неизвестная земля. В легенде говорилось о существовании в древние времена более развитой цивилизации на территории Афин. Египтяне, чьё культурное превосходство во времена Солона не оспаривалось, по этой легенде, получили знания от древних афинян. Атлантида была врагом Европы, Азии и Африки. Афиняне победили атлантов и тем самым спасли всю средиземноморскую цивилизацию. Позднее очередной потоп разрушил афинскую цивилизацию, и афиняне забыли своё прошлое.
Сказание об Атлантиде выглядит попыткой организовать альтернативную историю, вернее новую мифологию, где главенствующая роль принадлежит Афинам, – своего рода афиноцентризм. Отметим, что среди египетских документов историй о войне афинян с жителями Атлантиды не нашли. Легенду об Атлантиде всё же приписывают Платону, а не Солону. Аристотель утверждал, что Платон её выдумал, а именем Солона просто прикрылся для большей убедительности.
Самым знаменитым из рассказов о Солоне была легенда о его встрече с лидийским царём Крезом, а также их беседа о счастье. Крез говорил Солону, что богатство и власть – вполне достаточные основания для счастливой жизни. Солон ему возражал: только прожив всю жизнь, человек может сказать, был ли он счастлив. Рассказ известен из книг Геродота и Плутарха.
Несметное богатство Креза было историческим фактом. Крез правил Лидией, маленьким государством на берегу Ионического моря. В VII веке до н. э. лидийцы изобрели новую форму оплаты товаров – монетами. При дворце стали изготовлять маленькие стандартные овальные кусочки сплава золота и серебра, на которых чеканили изображение льва. Их стали использовать при продаже и покупке. Позднее, при Крезе, стали отливать отдельно монеты из чистого золота и из серебра. Нововведение быстро расширило рынок, облегчило торговлю и сократило возможность обмана. Лидийцы разбогатели, и во многих языках мира появилась поговорка «Богат как Крез».
В XVII и XVIII веках Солона чаще всего рисовали вместе с Крезом на фоне сокровищ. У художников своё отношение к изображению событий. Тюрбаны, драгоценности и вообще восточный колорит занимают их не меньше, чем назидательность историй.
Через несколько лет после встречи Солона с Крезом Лидия была завоёвана персами. Крез попал в плен и был приговорён к сожжению. Вот тогда-то он и воскликнул: «О, Солон!». Среди разнообразных вариантов легенды есть заканчивающийся благополучно. Персидский царь Кир, услыхав восклицание восходящего на костёр Креза, удивился и решил выяснить, кто такой Солон, бог или человек. Крез рассказал о своей беседе, после чего Кир, прочувствовав всю правоту Солона, не только освободил Креза, но и относился к нему с уважением до конца своих дней.
При знакомстве с легендой возникает некоторое неудовлетворение: если человек когда-то чувствовал себя счастливым (счастливое детство или счастливые дни встреч с любимым человеком, выигрыш крупной суммы денег, наконец), то почему нельзя считать его счастливым? Почему надо ждать всю жизнь, чтобы понять, был ли человек счастлив?
Древнегреческое понятие счастья несколько отличалось от современного, которое, в первую очередь, подразумевает субъективное чувство, связанное с состоянием радости или блаженства. Греческое «счастье» ближе к понятию «правильность жизни». Оценка счастливой жизни у древних греков сродни оценке исполнения музыкального произведения, зависящей и от виртуозности исполнителя, и от гениальности произведения. При этом оценивается всё целиком произведение, от начала до конца. То есть счастье подразумевает и правильно избранную цель жизни, и поступки человека, и состояние удовлетворения, близкое к современному понятию счастья, и то, что можно назвать судьбой, роком, внешними обстоятельствами.
Встреча Солона и Креза давно считается сомнительной, ибо Крез взошёл на трон в 560 году, за год до смерти Солона. Тем не менее, Плутарх сердито пишет:
«Что касается свидания Солона с Крезом, то некоторые авторы на основе хронологических соображений считают доказанным, что это вымысел. Однако это предание, как известно, засвидетельствовано столькими лицами и, что ещё важнее, так соответствует характеру Солона, так достойно его высокого образа мыслей и мудрости, что я не решаюсь отвергнуть его из-за каких-то «хронологических сводов», которые уже тысячи учёных исправляли, но встречающихся в них противоречий до сих пор не могут согласовать».
Плутарх «Солон», XXVII.
Портрет Солона в библиотеке Монтефельтро висел рядом с портретом знаменитого итальянского юриста Бартоло Сассоферрато, о котором речь пойдёт дальше. Во времена Ренессанса Солона ценили, прежде всего, как великого законодателя.
Солон жил в Афинах в VI веке до н. э., во времена экономического упадка, смуты и беспорядков. Основным источником жизнеобеспечения было земледелие. В Афинах возникла ситуация, множество раз повторявшаяся в истории: большая часть земли оказалась в руках нескольких сверхбогатых семей, а простые земледельцы оказались у них в долгах. Когда человек не мог заплатить долг, то в рабство попадали сначала его жена и дети, а потом и он сам. Степень закабаления могла быть различной: от частичной, заключавшейся в работе на чужом поле, до полного рабства. Историки утверждают, что экономический кризис зашёл так далеко, что просто физически было невозможно расплатиться по всем долгам.
В момент кризиса жители Афин попросили Солона принять управление государственными делами. Ему доверяли и бедные, и богатые граждане. Одни потому, что он был знатного рода, другие потому, что он был честным. Солон отменил все долги, и государственные, и частные. Они всё равно стали бессмысленными, и на это надо было только решиться. Земля была оставлена в собственности прежних владельцев. Тоже объяснимая мера, иначе не избежать гражданской войны. Земли, отнятые за долги, были возвращены, но передела земельной собственности, как того требовали радикально настроенные граждане, не произошло. То, что делает дальше Солон, представляет большой интерес. Солон уговаривает враждующие стороны изменить законодательство. Он считает, что все спорные вопросы можно и нужно решать не насилием, а переговорами и через суд. Необходимо ввести новую конституцию и объявить равенство всех граждан перед законом. Правление устроить так, чтобы исполнительную власть доверять только людям компетентным и достойным, но судьба народа всегда должна оставаться в его – народа – руках. Все афиняне получали право выбора, хотя далеко не все могли быть избранными на высшие должности, так как был введён имущественный ценз.
По сути, Солон был первым, кто предложил из не вполне идеального материала, а именно граждан с их страстями, ограниченными способностями, предрассудками и даже пороками, с помощью законов создать разумное, справедливое общество.
Обуздать граждан от корыстолюбия законодательным путём? Над Солоном смеялись. Афинский мудрец Анахарсис говорил: «как паутина, так и законы, – когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся». Но Солон настаивал: договоры соблюдаются, когда нарушать их невыгодно. Это утверждение, актуальное по сей день, отличается от утверждения, что в законе надо закреплять только такие положения, которые выгодны для всех сторон. Солон вообще был мастер баланса сил.
Солон предложил афинянам новое законодательство. Часть законов и история их создания известны из работы Аристотеля «Афинская полития» (или «Афинская конституция»). Эту работу Аристотеля искали на протяжении многих веков, но нашли только в XIX веке. Что не означает, что про неё ничего не знали. Как всегда, многое было известно по цитатам других авторов. Например, некоторые сведения приводит Цицерон в своём трактате «О законах».
По новой афинской конституции было запрещено рабство за долги. Афиняне, попавшие в рабство, стали свободными, и даже те, кто был увезён в другие страны, выкуплены. Впредь никогда афинянин не мог стать рабом другого афинянина. При всей осторожности, необходимой при проведении исторических аналогий, реформы Солона можно сравнить с первой в истории отменой крепостного права. Рабство отменено не было, но рабами могли быть только чужеземцы.
По оценкам и современников Солона, и сегодняшних историков законы были разумными, справедливыми и эффективными. Понимая, что реформы за один день не проведёшь, он берёт с Государственного совета клятву, что в течение десяти лет Афины будут жить по его законам. Как только законы были приняты, Солон покупает корабль и уплывает из любимых Афин «посмотреть мир». В действительности же он отправляется в добровольное изгнание, дабы не подвергаться постоянному нажиму в виде взяток, петиций и угроз со стороны граждан с целью изменить конституцию. Поступок уникальный для политического деятеля. Без согласия Солона, как верховного архонта, закон изменить было невозможно, и Солон считал, что за десять лет афиняне привыкнут к новым порядкам. Так и произошло.
Несмотря на то, что сразу по его возвращении, власть в Афинах захватил тиран Писистрат, законы Солона по большей части были оставлены в силе. Сам Солон резко выступал против правления тиранов, хотя и допускал, что некоторые из них могут быть хорошими правителями. Он говорил, что в единовластии слишком много субъективного, и, как бы ни был хорош сегодняшний правитель, всегда есть опасность получить репрессивное правление.
«Итак, он установил конституцию и ввел другие законы, и они прекратили пользоваться законами Драконта, за исключением закона об убийстве. Они написали законы на стеле и поместили её во дворе главного архонта, и все давали клятву их соблюдать».
Аристотель «Афинская конституция». Гл. VII.
Доверять или не доверять Аристотелю с его чрезмерным вниманием к социально-классовым сторонам политической жизни? Доверять ли Плутарху, не очень согласующемуся с Геродотом? Геродот жил немногим более столетия после Солона и был самым близким к нему по времени историком. Аристотель жил почти через триста, а Плутарх – через семьсот лет после Солона.
Отменял ли Солон законы Драконта, или Драконт написал законы об убийстве, направленные на прекращение кровной мести, а Солон их оставил в силе? То есть не выдумана ли вся история с новой конституцией? Был ли Солон отцом афинской, а заодно и современной демократии, или просто мудрецом и поэтом? Вводил ли он законы, направленные на охрану частной собственности, или это позднейшие измышления?
Мучения современных историков понятны. Они объясняются стремлением более точно воспроизвести события, вскрыть причинно-следственную связь и, по возможности, сделать выводы.
Можно ли по прошествии столь многих лет услышать мнение самого Солона? Известны формулировки законов, возможно, написанных Солоном, но оценить эти законы в состоянии только специалисты. Однако сохранились его стихи. Солон пользовался стихами как «средством массовой информации». При отсутствии телевидения, радио и газет, как проще всего было донести свои основные идеи? Продекламировав их в стихотворной форме, например, на рыночной площади. И производят более сильное впечатление, чем прозаический текст, и легче запоминаются.
Если собрать все цитаты, то окажется, что от стихов Солона остались 283 строчки. Не так уж мало для двух с половиной тысяч лет. Поэтический материал сохраняется лучше прозаического, так как в него труднее внести исправления и легче отделить мнение автора от мнения переписчика.
Среди оставшихся строчек стихов Солона есть несколько цельных отрывков. Например, сохранилось длинное стихотворение в 76 строк в «Антологии греческих авторов». Во второй половине V века «Антологию» составил Иоанн Стобеус. Так как в его сборнике отсутствуют произведения христианских писателей, то, вероятнее всего, Стобеус был язычником. Всего в антологии Стобеуса представлены 500 авторов. Его антология была основным источником античной поэзии во времена Ренессанса. Упомянутое длинное стихотворение написано до того, как Солон стал архонтом и был вовлечён в реальную политику. В этом стихотворении Солон обвинял жадность богатых афинян в несчастьях родного города.
Ещё два небольших стихотворения привёл греческий историк Диодор Сицилийский, живший в I веке до нашей эры. Его перу принадлежит большой труд из сорока книг, называющийся «Историческая библиотека». Девятая книга, посвящённая семи мудрецам Греции, а также Крезу и Киру. Книга сохранилась частично, но текст, посвящённый Солону, сохранился практически целиком.
По словам Диодора, Солон уговаривал афинян свергнуть тиранию, пока она не набрала силу. Солон написал стихи, в которых предупреждал не увлекаться возвеличиванием Писистрата. (Не создавать культ личности, как сказали бы сейчас)
Вот часть процитированного Диодором стихотворения Солона:
«Из облаков сыпется снег и град, раскаты грома следуют за вспышкой молнии; точно так же «великие люди» несут разрушение государству; люди из-за собственной глупости попадают в рабство к одному человеку. Однажды подняв человека очень высоко позднее нелегко вернуть его назад. Сейчас наступило время быть осмотрительными».
На предупреждения Солона внимания не обратили, и после того, как тирания была установлена, он написал ещё одно стихотворение, от которого остались следующие строчки:
«Если вы испытываете безрадостные последствия собственной некомпетентности, не приписывайте злую фортуну действиям богов. Вы сами дали этим людям власть над вами и свели собственное существование к состоянию рабства. Каждый из вас по отдельности умён, но вместе вы – собрание глупцов потому, что слушая слова, вы увлечены игрой человеческой речи, но при этом не обращаете внимания на дела, совершающиеся на ваших глазах».
Писистрат, по словам Диодора, уговаривал Солона не противиться его власти, а напротив, воспользоваться некими преимуществами, возникшими из-за тиранического правления. Когда Писистрат убедился, что ему не уговорить Солона, он якобы спросил его: «На что ты опираешься в своём противостоянии со мной?» Солон ответил: «На мой преклонный возраст».
Часто указывают, что введение реформ Солона не успокоило жителей Афин, и борьба за власть не утихла. Скорее всего, так оно и было. Вместе с тем, Афины, жившие по законам Солона, избежали гражданской войны, стали мощным государством и победили в войне с персами. На этот же период приходится наивысший расцвет афинской культуры.
Везерфорд Дж. История денег. М., ТЕРРА – Книжный клуб, 2001.
Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 3, М., Мысль, 1994.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. М., Наука, 1994.
Lehmann-Haupt C. F. Solon of Athens, the poet, the merchant and the statesman. Liverpool, 1912.
Linforth I. M. Solon the Athenian. University of California Press, 1919.
Гиппократ
С о к р а т. Думаешь ли ты, что можно достойным образом постичь природу души, не постигнув природы вселенной?
Ф е д р. Если должно в чем-то верить Асклепиаду Гиппократу, то даже природу тела нельзя постигнуть иным путем.
Платон «Федр» 270 c.
Расцвет греческой культуры пришёлся на V–IV века до н. э., когда в науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция намного превзошла своих соседей – древние восточные цивилизации. Это время между Персидскими войнами и покорением Греции Александром Македонским, время от Пифагора до Аристотеля. Так называемый «классический период» длился приблизительно полтора столетия. Поражает плотность великих имён, встречающихся на столь коротком отрезке времени. Правитель Перикл, драматурги Софокл, Еврипид, философы Протагор, Демокрит, Сократ, Платон, историк Геродот, скульптор Фидий, врач Гиппократ – вот только некоторые из них.
Издавна указывают на связь философии с такими науками, как астрономия и математика. Реже обращают внимание на медицину, хотя её история тесно связана с историей философии. Многие древние философы или сами были врачами, или происходили из семей врачей. Неслучайно создание знаменитых философских учений в Древней Греции совпало с бурным развитием медицины.