Осознавание мозга, души и энергии
Владимир Теплицкий
Редактор Лариса Кичатова
Редактор Александр Воробьев (Чар)
Корректор Лариса Кичатова
Иллюстратор Ольга Русских
© Владимир Теплицкий, 2020
© Ольга Русских, иллюстрации, 2020
ISBN 978-5-0051-5179-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЧАСТЬ I. ОСОЗНАВАНИЕ И МОЗГ
Разные области мозга наделены разными функциями и выполняют свои задачи.
ГЛАВА 1. СТРОЕНИЕ И РАБОТА МОЗГА
Как устроен мозг
Разные области мозга наделены разными функциями и выполняют свои задачи. Коротко перечислим основные отделы мозга и их свойства.
– Префронтальная кора мозга (лобные доли). Это область мозга управляет действиями человека, в ней ставятся задачи и осуществляются планы, регулируются эмоции. Частично это действие связано с подавлением или возбуждением лимбической системы.
– Передняя поясная кора (лобная). В ней соединяются чувства и мысли, усиливается внимание, контролируются и проверяются планы.
– Таламус. Собирает и обрабатывает поступающую информацию, прибегая к помощи анализа.
– Ствол мозга – это химическая лаборатория по поставке в организм нейромодуляторов (дофамин, серотонин и другие).
– Мозолистое тело служит для обмена потоком информации между обоими полушариями.
– Мозжечок. Отвечает за координацию движений.
– Лимбическая система. Сложная организация, связанная с мотивацией и центром эмоций, куда входят и другие системы. В данной области мозга находится и поясная кора, ганглии, островок, гипофиз и другие. Ее называют подкорковой структурой.
– Островок расположен внутри лобных долей на обоих полушариях мозга. Он ставит оценки внутреннему самочувствию тела, в том числе и неосознанные. В нем происходит идентификация объектов.
– Базальные ганглии – это сгусток нервных клеток, стимулирующих движение и поиск. Также они определяют степень положительной отдачи мозга.
– Гиппокамп. Этот отдел мозга связан с оценкой ситуаций, определяя степень опасности, а также имеет отношение к памяти и другим свойствам и задачам.
– Ствол мозга, помимо других функций, распределяет по телу нейро-модуляторы, подготавливая его к действию, определяет степень физического состояния, поддерживает целеустремленность и дарит чувство удовлетворенности, когда она достигнута.
Зоны и отделы мозга
Уникальное явление с точки зрения эволюции – человеческий мозг, имеет сложную организацию и строение. Увеличение объема коры головного мозга происходит не только от прироста массы, но и благодаря его структуре: извилины и борозды увеличивают его объем, ограниченный пространством черепной коробки. Внутренняя организация мозгового вещества разделена на основные доли: теменную часть, лобную, височную и затылочную. Они наделены не только различными функциями, но и имеют разные функциональные признаки.
Сенсорная система распределяет полученную из внешнего мира информацию в соответствии с ее назначением: осязание, тактильные ощущения, зрительное восприятие и так далее. Каждый элемент системы, связанный с восприятием, направляется в точно назначенный мозгом участок префронтальной коры. Обособленно от остальных функций расположены ассоциативные зоны мозга, куда направляются процессы обработки информации, связанные с речью, мышлением, памятью и т. д. Учеными выделены следующие функциональные отделы мозга: моторные, ассоциативные и сенсорные.
Следует отметить разделение на правое и левое полушария мозга. Наряду с моторными и другими отделами мозга, расположенными в обоих полушариях, есть и такие функции человеческого организма, действие которых «прикреплено» только к определенной зоне или отделу. Например, зрительные и слуховые формы речи воспринимаются зонами, расположенными только в левом полушарии у большинства человечества. У той части населения планеты, которая пользуется преимущественно левой рукой в моторной и иной деятельности, эти зоны находятся в правом полушарии.
Карта полей мозга по Бродману
Корбиниан Бродман, немецкий ученыйневролог, в 1909 году опубликовал плоды своих многолетних наблюдений и исследований в области мозговой деятельности человека. Он разделил мозг на различные зоны (поля), основываясь на принципе строения клеток. В результате такого разделения, его карта получила название «цитоархитектонических полей» и была соотнесена с пятьюдесятью двумя зонами мозга.
Основные отделы мозга и их свойства:
● Префронтальная кора мозга (лобные доли). Это область мозга управляет действиями человека, в ней ставятся задачи и осуществляются планы, регулируются эмоции. Частично это действие связано с подавлением или возбуждением лимбической системы.
● Передняя поясная кора (лобная). В ней соединяются чувства и мысли, усиливается внимание, контролируются и проверяются планы.
● Островок расположен внутри лобных долей на обоих полушариях мозга. Он ставит оценки внутреннему самочувствию тела, в том числе и неосознанные. В нем происходит идентификация объектов.
● Таламус. Собирает и обрабатывает поступающую информацию, прибегая к помощи анализа.
● Ствол мозга – это химическая лаборатория по поставке в организм нейромодуляторов (дофамин, серотонин и другие).
● Мозолистое тело служит для обмена потоком информации между обоими полушариями.
● Мозжечок. Отвечает за координацию движений.
● Лимбическая система. Сложная организация, связанная с мотивацией и центром эмоций, куда входят и другие системы. В данной области мозга находится и поясная кора, ганглии, островок, гипофиз и другие. Ее называют подкорковой структурой.
● Базальные ганглии – это сгусток нервных клеток, стимулирующих движение и поиск. Также они определяют степень положительной отдачи мозга.
● Гиппокамп. Этот отдел мозга связан с оценкой ситуаций, определяя степень опасности, а также имеет отношение к памяти и другим свойствам и задачам.
● Ствол мозга, помимо других функций, распределяет по телу нейромодуляторы, подготавливая его к действию, определяет степень физического состояния, поддерживает целеустремленность и дарит чувство удовлетворенности, когда она достигнута.
Зоны, связанные с чувствами
Привязывая восприятие человеком явлений и событий реального мира к органам чувств, медицина долгое время ошибалась, считая, что за процессы, протекающие в мозге, отвечают органы чувств, посылающие команды в кору обоих полушарий и другие, отдельные зоны и структуры мозга. Дальнейшие исследования в области мозговой деятельности показали, что бόльшая часть процессов, связанных с восприятием, протекает в глубине мозга. Органы чувств – это лишь отправная точка.
Нейронные связи, которые возникают в результате обработки этих сигналов, осуществляются в клетках, создающих и передающих физические, химические и иные импульсы, а также электрические сигналы. Внешние органы чувств – это только рецепторы, собирающие информацию. Они связаны с анализаторами, обработчиками внешних данных, расположенными в мозгу человека. Существует сложная система, состоящая из нейронов и других видов клеток головного мозга, которые получают информацию каждая своим особым способом: от тактильного, вкусового, зрительного или иного ощущения.
Сигналы, поступающие от внешних органов чувств, по своему происхождению обобщены одним свойством: каждый из них имеет электромеханическую природу и проявляются в виде импульсов, которые направляются центральной нервной системой каждый в свою, только ему предназначенную зону, отдел коры или подкорки. Система делит их по степени интенсивности сигнала и анализирует в первичной зоне, отправляя затем во вторую зону для формирования и воспроизводства образа, или принятия решения в третьей зоне, ответственной за принятие решения.
Зрительное, слуховое и пространственное восприятие
Зрение позволяет человеку не только воспроизводить в мозгу образы окружающих его предметов, но и различать его краски и оттенки, видеть движение и определять интенсивность происходящих событий и явлений. Человеку свойственно воспринимать более 90% визуальной информации. Слух также имеет большое значение, особенно в том, что касается речи, так как отсутствие слуха не позволяет слышать и воспроизводить звуки, следовательно, препятствует ее формированию и обучению правильной речи. Длительные занятия по определенной методике помогают преодолеть данный дефект развития человека, но полностью функция речи не восстанавливается. Человек с ее помощью приобретает способность и навык в большей или меньшей степени общаться с другими людьми.
В Калифорнийском университете ряд ученых под руководством Роберта Найта и Брайана Пэсли проводили эксперименты на добровольцах, которым была произведена операция в связи с удалением опухоли мозга, вследствие чего их речь была нарушена. Электроды, вживленные в определенную зону мозга, верхнюю височную извилину, отвечающую за восприятие и формирование слуха, фиксировали прохождение звуковых сигналов и реакцию на них на клеточном уровне.
Звуки реконструировались при помощи специально разработанной программы, созданной учеными. Она обобщала, анализировала, а затем воспроизводить звук с помощью картины, созданной активностью префронтальной коры. Программа была разработана идентично тому способу, с помощью которого она воссоздавала зрительные образы. Брайан сравнил методику изучения звуков слабослышащими с образной картиной игры на пианино за перегородкой, когда наблюдатель, находящийся по другую сторону, не слышит звуков, а восстанавливает картину игры по движениям рук пианиста.
Программа показала, что мозг не только реконструирует звуковые частоты из полученного ранее опыта, он использует спектрограмму для слов, которых раньше пациенты не знали. Один из исследователей, Роберт Найт, говорит о двухстороннем характере данной работы. «Одна из целей – это фундаментальная наука, понимание того, как организован и как работает мозг. А вторая – это разработка протезов для людей с нарушениями речи. Аппарат мог бы воспроизводить то, что люди не могут произнести, но могут представить, что хотят сказать». Пэйсли дополнил: «Существует ряд доказательств, что при прослушивании звука и воображении звука, в мозгу активируются тождественные им области. Если вы можете понять отношение между мозговой записью и звуками, вы способны либо синтезировать звук, о котором думаете, либо просто написать слово».
Вестибулярный аппарат человека расположен в области височной кости, возле улитки внутреннего уха. Три перпендикулярно расположенных канала соответствуют трем направлениям в пространстве: высоте, ширине и длине. Их конечный пункт – две точки в виде мешочков в коре головного мозга, где происходит анализ окружающего мира и ориентация на сознательные движения человека в реальной действительности.
Вкус, обоняние
Небольшие бугорки на поверхности нашего языка – это связь с рецепторами, отвечающими за вкусовые ощущения. Язык разделен на зоны, которые отвечают за особенности вкуса. Они различают вкус: кислая, горькая или сладкая еда находится во рту. На вкус также влияет обоняние, отсутствие или изменение которого ощущает каждый из людей во время болезни и насморка. Включает в себя вкус и осязание: шероховатый продукт, гладкий или иной – тактильные ощущения также важны для понимания и восприятия вкуса.
Тактильные ощущения связаны и с тонкими вибрациями, производимыми в обществе. Для обычных людей они не настолько важны, как для слепо-глухо-немых. Они чутко различают колебания воздуха, распознавая и оценивая реальную ситуацию в соответствии с вибрацией воздуха.
Рецепторы обоняния находятся в носовой полости, каждая клетка в этой области обладает способностью распознавать запах тех или иных веществ. Для того, чтобы клетка стала активна к запаху, на нее должны произвести воздействие не меньше 8 молекул вещества, но и это еще не предел для включения в работу клеток мозга. Они начинают реагировать на запах только тогда, когда не менее 800 молекул достигнут обонятельных рецепторов. Животные по сравнению с человеком более чувствительны к восприятию запахов. Для человека обоняние составляет от 2 до 8% в составе всей информации, воспринимаемой органами чувств, тогда как у животных этот показатель может составлять 60-90%.
Упражнения по обретению здоровья и долголетия.
Как раскрыть мозг
● Встать или принять удобную позу сидя на стуле. Успокойте и расслабьте тело. Дыхание спокойное, ум спокоен и осознан.
● Распространяйте осознанность ума на все тело и его функции.
● Через 1015 минут сосредоточьте свое внимание на области пупка.
● Представьте в этом месте энергетический шар. На вдохе расширяйте, на выдохе сжимайте его.
● Перенесите внимание на точку даньтянь, расположенную между бровями.
● Расслабляйте глаза, глазные впадины и мышцы глаз. Представьте, что снег тает вокруг глаз, расправляя и расслабляя их.
● Не вовлекайтесь в свои мысли. Не препятствуйте их появлению. Наблюдайте их, как проплывающие облака на небе. Позвольте им появляться и исчезать.
Дыхание мозга
Когда почувствуете, что область между бровями полностью расслаблена, попробуйте дышать животом глубоко, пропуская через точку вдох и посылая его дальше – в мозг. В области межбровья должно возникать движение тонких энергий, их легкая вибрация. Не слушайте мозг, говорящий о том, что это невозможно. Просто пробуйте, наблюдая свои ощущения. Дышите так минут 10. Затем перенесите свое внимание в точку даньтянь вместе с дыханием. Ощутите тонкую энергию, накопленную в ней. Подышите спокойно еще пару минут.
Ощущение собственного тела
Учитесь чувствовать свое тело. Представьте себе его в образе дома, где отдельные органы можно соотнести с помещениями, например, комнатами. Почувствуйте их, представляя, что «комнаты» вашего тела свободны, светлы и просторны. Особенно это касается груди, живота, головы. В основе многих стрессов, переживаний и болезней лежит отсутствие ощущений собственного тела. Поэтому человек так стремится к общению с природой: морем, лесом или океаном. Там можно не только насладиться великолепием природы, но и получить ощущение бесконечности пространства, услышать величественное молчание Вселенной, увидеть звездное небо.
По возвращении в тесноту современного жилища, человек забывает полученные на природе впечатления и ощущение внутренней свободы и пространства. Именно этому ощущению буддисты придают большое значение. Они считают очень важным и полезным опыт общения с природой. Недостаток свободы на личностном уровне порождает сумятицу, напряженность, тревогу.
Это касается как отдельных людей, так и всего общества в целом. Отсюда проистекают конфликты и общая напряженная обстановка. Когда человек ощущает внутреннюю свободу, приобщаясь к свободе природной, он доброжелателен, открыт. Чувство неудовлетворенности от внутренней несвободы уходит. Новые пространственные перспективы открывают человеку новые горизонты, он спокойно относится к себе и окружающим.
Моторные и сенсорные отделы мозга
Теменная зона мозга, отделенная от двигательной центральной бороздой, имеет участок, отвечающий за принятие и прохождение сигналов, полученных от ощущений кожи. Это так называемая соматосенсорная зона мозга. Здесь происходит сбор информации и ее анализ на интенсивность, местоположение сигнала, осуществляется оценка качества сигнала: слабое, сильное, приятное или неприятное ощущение получает человек. В соответствии с зонами, ощущения поделены, распространяясь больше на правую или левую половину тела.
Произвольные и осознанные движения тела контролирует и определяет моторная зона мозга, расположенная в двигательном центре. Бόльшая часть этой зоны отдана контролю за произвольными движениями, такими, как мелкие движения пальцев рук, губ и языка. Движения мышц спины, нижних конечностей и живота осуществляются в небольшой части этого центра. Повреждение участков центра приводит к нарушению координации движений. Прохождение пути от центра до цели, а также контроль за его качеством и состоянием осуществляется в мозжечке.
Мозжечок
Мозжечок именуют «малым мозгом», так как он имеет средний отдел и два полушария. Долгое время считалось, что он, в основном, ответствен за координацию движений скелетных мышц. Совместно с корой головного мозга и вестибулярным аппаратом, он отвечает за равновесие тела и согласованность движений во время активных движений человека. Он имеет сеть проводящих волокон, проводящих сигналы центральной нервной системы. Импульсы идут от мозжечка к спинному мозгу, соединяя таким образом, двигательные нервы скелетных мышц.
Неврологические исследования, проводимые в современный период, показали, что мозжечок влияет не только на двигательный аппарат, но и на деятельность мышц желудочнокишечного тракта, а также на вырабатывание инсулина в крови, сердечнососудистую функцию и дыхательную систему. Мозжечок, таким образом, выступает как высший адаптационно-трофический центр, в котором регулируются функциональная готовность и функциональное состояние всех отделов нервной системы, всех органов и систем организма.
В мозжечке не только имеются не только центробежные (эфферентные) связи со всем организмом, он также получает информацию (имеет афферентные связи) от всей системы ЦНС, в том числе слуховую, зрительную и тактильную. Благодаря ему, кора головного мозга получает подробную проекцию сенсорных систем, подобно той, которая поступает от ствола мозга.
Гиппокамп и мозжечковая миндалина
Особо следует отметить работу гиппокампа и мозжечковой миндалины, расположенных в мозжечке. Они особенно активны при возбуждении лимбической системы. Крупный отдел мозга – гиппокамп и мозжечковая миндалина входят в сложную, хорошо организованную сеть нейронов, расположенных в разных зонах головного мозга. В них формируется и сохраняется (что особенно характерно для работы гиппокампа) так называемая декларативная память. Воспоминания, относящиеся к эксплицитной памяти (находящейся в ежедневном использовании), связаны с этими зонами мозга.
Сложные цепи нейронов сохраняют и вызывают воспоминания. Именно гиппокамп отвечает за индексацию и организацию схем, связывая воспоминания не только с фактами жизни человека, но и с теми ощущениями, которые были им пережиты в отдельные моменты жизни. Чем эмоциональнее переживалась та или иная ситуация, тем ярче будут воспоминания о ней. Также в гиппокампе происходит оценка мозгом объектов реального мира и разделение на опасные и безопасные вещи и явления.
Лимбическая система
Области мозга, отвечающие за эмоциональное состояние человека изучены на сегодняшний день менее всего. Сложность изучения состоит в том, что мозг нельзя препарировать подобно любому другому органу на неживом человеке, чтобы подробно изучить его структуру. Эффективных приборов, позволяющих регистрировать и изучать деятельность мозга, крайне мало.
На сегодняшний день выявлено, что в работе лимбической системы человека задействовано много отделов и зон мозга. В нее вовлечены мозжечковая миндалина, поясная и центральная извилины, гиппокамп, орбитофронтальная кора и островок. Эмоции человека, его мысли, отношение к людям, объектам и событиям, происходящим в его жизни, сосредоточены в лимбической системе.
Она становится определяющим фактором всего, что касается настроения в каждый отдельный момент жизни человека, управляя его поведением, хотя он может и не подозревать об этом, находясь на бессознательном уровне. Каждое мгновение определено возможностью выбора в поведении людей. В этом и состоит основная работа системы: качественно оценить все, даже кажущиеся мелкими, решения человека.
Если человек сможет осознавать собственные поведенческие модели, научится управлять лимбической системой, зная принцип ее работы, он сможет управлять своим настроением в ежедневном выборе сложившейся ситуации в каждый момент своей жизни, определяя и задавая нужные параметры и задачи для работы мозга.
Упражнения, направленные на изучение мозга
Насколько часто человек задается вопросом о том, знает ли он работу своего мозга? Немногие из людей знают его свойства, тайны и принцип работы. Настоящие упражнения направлены на то, чтобы помочь разобраться в том, что относится к респирации мозга – программе, помогающей самостоятельно обучиться навыкам использования своего разума. Она помогает трансформировать отношения, определяющие ежедневную работу мозга, а, следовательно, и всю нашу жизнь.
С помощью упражнений повышается желание действовать в данном направлении, увеличивается сила трансформации собственных ощущений тела, уходит необходимость пользоваться чужими советами. Необходимо пробудить тело и физические ощущения, чтобы почувствовать его в полной мере. Самое эффективное средство телесного пробуждения – это общение между ним и разумом. Освобождая свое сознание от плена будущего и прошлого, можно в полной мере узнать свое тело. Для этого нужно научиться жить в настоящем моменте.
Потенциал мозга будет стимулироваться тем потоком энергии, которое сможет направить в него пробужденное тело. Осознав каждый слой и отдел своего мозга, стимулируя дремлющие нервные окончания зарядом энергии, человеку откроются новые впечатления. Возможно, впервые в жизни, он осознает свой мозг как одну из частей тела. Максимальную пользу от упражнений принесет расслабленная концентрация.
Изучаем свой мозг в следующей последовательности:
● В сидячей позе (на стуле или на полу) расположите руки одним из двух способов: свесив вниз вдоль тела или положив на колени.
● Закройте глаза. Расслабив тело, глубоко вдохните 3 раза. Представляйте, как напряжение стекает с кончиков пальцев рук и ног.
● Медленно и внимательно внутренним взором обследуйте вначале череп, а затем внутреннее содержании мозга, создавая его образ.
● Остановите внимание на неокортесе (часть мозга, расположенная в затылочной части), рассмотрите его внимательно сверху, с боков, сзади и спереди.
● Поднимитесь внутренним взглядом к полушариям, обойдите их, изучите также внимательно.
● Изучите мостик (мозолистое тело), соединяющий полушария, представляя, как по нему движутся нейроны, перенося информацию.
● Пошлите внутреннюю улыбку своему миндалевидному телу, расположенному подкорке и управляющему эмоциями.
● Внимательно исследуйте мозжечок, представьте его в работе, рассматривая нейронные сети, создаваемые им.
● Рассматривайте зрительный бугор – таламус и подбугорье – гипоталамус. Представляйте, как пульсируют потоки крови с теми гормонами, которые они вырабатывают. Медленно и плавно переводите взгляд с одной части мозга на другую.
● Отмечая текстуру и цвет, обследуйте средний мозг.
● Найдите продолговатый мозг (медулла), отвечающий и контролирующий большинство жизненных функций. Исследуйте его.
● Так же плавно перейдите к нижней части продолговатого мозга, исследуя цилиндрическую веретенообразную колонну, соединяющую мозг со спинным мозгом. Оцените ее длину, внимательно осматривая со всех сторон.
● Вновь глубоко вздохните и выдохните, откройте глаза. При выдохе активно представляйте, как вместе с воздухом вытекает из мозга застоявшаяся энергия.
● Чтобы согреть ладони, потрите их друг о друга, а затем осторожно помассируйте лицо, шею, голову.
Упражнение для зрительных центров
Данная практика способствует активизации зрительных центров, оптимизируя их функции, улучшается деятельность мозга. Повышаются способности вестибулярного аппарата, координации движений, активизируется работа слухового аппарата.
● Садитесь в удобную позу, прикройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьте внимание на области «третьего глаза», двигаясь по траектории: от углов глаза к его центру (она будет треугольной). На вдохе представляйте, как треугольник медленно поднимается до темени. На выдохе возвращайте его в исходное положение. Время выполнения упражнения – 34 минуты. Можете представлять себе слабое свечение или мерцание треугольника.