● Мысленно проследуйте к «третьему глазу» вначале правым глазом, затем левым. Сосредоточившись на межбровье, присоедините к полученному контуру уши, а затем двигайте весь контур вместе с ушами к темени. На выдохе, производимом через уши, медленно возвращайтесь в исходное положение.
Работа мозга: проблемы и задачи
Часто человек не может сосредоточиться на задаче или важном деле. Это связано с особенностями работы мозга, а в частности, с работой префронтальной коры, занимающей лишь 4% от всего объема и основной части мозга (подсознанием), намного ее превосходящей по объему. Поэтому человек должен осознанно усиливать связи префронтальной коры с основной частью мозга.
Сосредоточенность требует усилий. Когда трудно удержать внимание и направить все силы мозга в нужное русло, важно понимать, что естественная реакция мозга на окружающее – это результат его многолетней эволюции. Все необычное находится в зоне его внимания, так как человек в течение долгих миллионов лет не мог спокойно проходить сквозь кусты, в которых чтото шуршало. В этом плане все человечество – их потомки, поэтому новые или необычные явления всегда привлекательны.
Отвлекающие факторы можно условно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
Телефонные звонки.
Почта, электронная и обычная.
Разговоры коллег, вид в окне.
Накопившиеся счета или дела в папках на рабочем столе.
Внутренние факторы:
Посторонние мысли о людях или прошедших и будущих
событиях.
Недостаток глюкозы в организме (ухудшает память
и способность к размышлениям).
«Горячая», а потому насущная проблема, постоянно
всплывающая в голове.
Ограничения, которые свойственно создавать самому человеку.
Как сосредоточиться на проблеме?
Чтобы ответить на этот вопрос, попытайтесь пройти тест Струпа, называя, а не читая, цвет текста, расположенного ниже.
Учитываем, что в голове «очередь» из нерешенных дел и проблем, занимающих кратковременную память, но не участвующих в решении задач.
ЧЕРНЫЙ СЕРЫЙ СЕРЫЙ ЧЕРНЫЙ
На собственном примере можно убедиться, насколько мозгу трудно перестраиваться. Сложно в третьем варианте не сказать «серый», так как мозг уже прочитал слово и готов к ответу. Для того, чтобы правильно пройти тест, нужно затормозить ответ, готовый вырваться наружу и произнести правильный вариант.
Исследования мозга выявили вентролатеральную область в составе префронтальной коры, расположенной справа и слева черепа, в области височной кости. Она отвечает за торможение и становится активной каждый раз, когда человек использует функцию торможения, к какой бы области она не относилась: моторной, эмоциональной или когнитивной.
Можно сказать, что мозг располагает определенными инструментами торможения, поэтому можно перечислить основные условия и средства для его успешной работы.
● Универсальное средство – VLPFC (вентролатеральная область мозга). Она всегда активна, даже если другие участки мозга в процессе не участвуют.
● Умение не отвлекаться на новые явления и не отрываться от поставленной цели является важным фактором успешного решения задач.
● Зная, где расположена система торможения и как организована ее работа, нужно осознанно подходить к собственным попыткам сосредоточиться. Система постоянно озабочена выбором: «вперед» или «прочь». За долю того, как человек принимает решение (независимо от того, каким образом он принимает решение: осознанно или бессознательно), лимбической системой уже принято собственное решение, которое и становится основным в дальнейшем поведении человека. В том случае, если решение принимается осознанно, человек может изменить выбор лимбической системы.
● Зная особенность организации тормозящих процессов, можно наиболее эффективно их применять.
● Понимая, что мозг ограничен в попытках затормозить процессы, отвлекающие от работы, не приниматься за бесчисленные возможности самоограничения.
● Пресекать попытки возникновения ненужных мыслей и не допускать их до сознания.
● Поскольку мозг делит мир на опасные и безопасные явления, он в дальнейшем пытается создать модель поведения, максимально приближенную к безопасному варианту. Оценка, выбор варианта в конкретной ситуации могут быть фактором, тормозящим работу мозга.
● Мозг разделяет реалии действительности на те, которые безвредны для человека или приятны и на те, которые могут быть опасными. Этот принцип сопровождает работу мозга даже тогда, когда испытуемые слышат бессмысленный набор слов. Разделение происходит по тому принципу, как они воспринимаются на слух и какое чувство вызывают, приятное или неприятное.
● Работа мозга заключена в том, чтобы минимизировать опасность или максимизировать выгоду. Если он видит опасность, она относится к категории тех, которые угрожают выживанию организма: холод, встреча с опасным животным, угрожающая жизни ситуации. Это первичные угрозы. Ситуации и модели поведения человека, помогающие выжить в опасной обстановке, сопровождаются чувством удовлетворения. Такое удовлетворение является первичным подкреплением. К нему относятся как жизненно важные условия, так и малозначительные: получение пищи, секс или просто приятное лицо, кажущееся знакомым.
● Этот явление имеет формулировку в мозгу по принципу: «максимум удовольствия и минимум опасности».
«Ускорителями» в работе мозга являются разные структуры, навыки и умения.
● Речь.
● Эмоции.
● Движение.
● Память.
● Самоконтроль.
● Способность к сосредоточенности.
● Способность эффективно использовать систему торможения.
● Умение осознанно относится к своему выбору и понимать, что мозг способен контролировать деятельность человека, посылая ему импульс до того, как он подумает о какомлибо действии.
● Время от времени повышать уровень глюкозы в организме, который необходим для интенсивной работы мозга.
● Нужно уметь заострить внимание. Сосредоточенность мозга определяется не столько усилиями и стремлением к ней, сколько умением заострять внимание на нужной проблеме и умением тормозить ненужные процессы.
Осознавание процессов и работы мозга позволят человеку соотнести свои усилия с правильной организацией рабочего времени. Новые раздражители попадают в переднюю поясную кору мозга, где также находится центр по обнаружению ошибок или несоответствие ожиданиям. Зная, что новизна привлекательна в небольших объемах, он постарается избегать всего, что отвлечет его внимание. Кроме того, что это отвлекающий фактор, большое количество новых раздражителей могут стать источником тревожности и стресса. Поэтому люди по большей части консервативны, так как перемены слишком пугают.
Новые факты в изучении мозга
Несомненно, что осознавание того, что мозг и состояние всей духовной составляющей человека взаимосвязаны, становится основой большого количества научных изысканий со стороны медицинских работников. Уже существует более тысячи научных исследований последнего столетия, и их число растет. Так, кандидат наук Роллин Мак Крейти из Калифорнийского университета проводила серию экспериментов по ВОЗДЕЙСТВИЮ СИЛЫ МЫСЛИ НА МОЛЕКУЛУ ДНК. Молекулы испытывались на то, каким образом на их структуру может повлиять намерение человека.
Как известно, молекулы ДНК представляют собой закрученную под определенным градусом спираль. Градус и степень ее скрученности измеряется на спектрографе. Молекулы разделили на две группы. Одна из групп людей должна была передавать молекулам намерение (просьбу) закручиваться сильнее, а другая проецировала намерение о том, чтобы молекулы «расслабились» и градус скрученности стал слабее. Затем образцы проходили тест на спектрографе, чтобы понять, отразилось или нет проецируемое на них намерение.
Оказалось, что в спокойном эмоциональном состоянии люди не могли оказать скольконибудь заметного воздействия на молекулы ДНК. Когда же они входили в медитативное состояние «когерентности сердца» и продолжали передавать свое намерение в медитации, то спектрограф определил изменения в том, как закручена спираль ДНК. Одна группа молекул оказалась закручена туже, а вторая – слабее. Причем степень закручивания в некоторых образцах увеличивалась более чем на 25%. Воздействие намерением на то, чтобы степень закручивания ослабла, было также выполнено молекулами.
Один из испытуемых показал особенно хороший результат по воздействию на молекулы ДНК в медитативном состоянии «когерентность сердца». Его попросили провести эксперимент с тремя пробирками: А, В и С. В двух из них, А и С, молекулы должны были увеличить степень закручивания спирали. Пробирка В должна была остаться в прежнем состоянии. Передавая это намерение, доброволец выполнил условия эксперимента. Результаты измерений на спектрографе показали, что его намерение выполнено в точности: в пробирке В молекулы остались на прежнем уровне, тогда как в двух остальных произошли изменения в соответствии с передаваемым намерением.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что ЧЕЛОВЕК УПРАВЛЯЕТ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ: духовным, ментальным, физическим и эмоциональным. Исцеляя душу, он может производить улучшения на всех уровнях, включая физический. Исследования убеждают в том, что осознавая процессы, происходящие с нами, мы можем изменить проект под названием «тело». Впервые человек может ОСОЗНАНО походить к изменениям в собственном мышлении, прежде, чем употреблять горы лекарств или просиживать в очереди у кабинетов врачей.
Человек, находящийся в тяжелом патологическом состоянии, может осознавать то, что с ним происходит
Группе канадских ученых удалось пообщаться с пациентом, который находится в коме. Выяснилось, что человек в тяжелом патологическом состоянии прекрасно понимает, что с ним происходит, и может отвечать на простые вопросы. Результаты исследования опубликованы в журнале JAMA Neurology.
Испытуемым задавали простые вопросы, ответить на которые можно было только «да» или «нет». Результаты томографии показали, что люди не только слышали и понимали вопросы, но и отвечали на них. Как выяснили ученые, пациенты помнили свое имя и понимали, что находятся в больничной палате. Это исследование, по словам экспертов, считается самым передовым в области нейробиологии.
Несколько лет назад врачи столкнулись с поистине невероятным случаем. Впавшая в кому юная баскетболистка продолжала играть. Даже будучи в бессознательном состоянии старшеклассница Мэгги Мейер сохранила способность забрасывать мячи в корзину.
Чтобы мышцы спортсменки не атрофировались, положение ее тела меняли несколько раз в день. Когда ее посадили в инвалидное кресло и привязали к спинке, родители решили дать дочери в руки баскетбольный мяч, чтобы Мэгги вспомнила – кто она такая.. Тогда наработанные годами рефлексы и дали о себе знать.
Невролог Вильям Граф предположил, что забрасывание мяча стало одним из основных инстинктов Мэгги, и поэтому навыки игры в баскетбол проснулись в ней раньше всех прочих.
ГЛАВА 2. РАСКРЫТИЕ МОЗГА
Энергетические центры мозга
Малый центр
Центр под названием «нефритовая подушка» расположен в основании черепа, возле первого шейного позвонка. Он связывает мозжечок и продолговатый мозг, контролирует, и координирует движения, сердечный ритм и дыхание. Даосизм относит к данной области сохранение силы земли и очищенную сексуальную энергию. Если центр закрыт, человек чувствует удушье, тяжесть в душе, скуку, боль в шее. Открытие центра способствует вдохновению.
Макушка головы
Центр энергии на пересечении кончиков ушей и срединной линии головы связан с сенсорикой, шишковидной железой, гипоталамусом и таламусом, моторикой и центральной нервной системой. Его закрытость приводит человека в мир иллюзий, возбуждает ложное чувство гордости или жертвенности, способствует частой смене настроения и провоцирует головную боль.
Центр горла
Центр под седьмым шейным позвонком является тем местом, где соединяются энергии нижней и верхней частей тела. Закрытый центр препятствует проникновению и свободному течению энергий из верхней части тела в нижнюю часть и наоборот. Человек обособлен от окружающих и имеет склонность к неоправданному упрямству. Открытый центр способствует полной открытости души и тела.
Третий глаз
Расположен между бровями, в глубине черепа. По мнению даосов, в нем пребывает дух. Закрытый центр – это отсутствие устремлений, решительности. Блуждающий ум. Открытый – это точное знание, возможность обращения к интуиции.
Энергетический центр горла
Связанный со щитовидной железой, этот центр находится в V образной впадине горла, ответствен за речь, регулирует обмен веществ, гормоны роста. Закрытый центр делает человека необщительным и нелюдимым. При открытом центре присутствует легкость в выражении мыслей, ясные сны.
Осознавание, мозг и самосовершенствование
Даосизм имеет такое понятие как «второй мозг» (чувства и осознавание), который требует внимания и постоянной работы с ним. Мнение нетрадиционной медицины о том, что внутренние органы и центры человека имеют осознанность, было предметом исследований медиков, и на эту тему опубликовано достаточно много работ. Одна из таких работ касалась кишечника (Times, 1996 год), который способен быть «скрытым мозгом».
В статье говорилось о том, что кишечник не только выполняет функции пищеварения, но и действует как «брюшная нервная система», схожая по структуре с головным мозгом. Авторы утверждали, что в толстом и тонком кишечнике содержатся такие же виды нейронов, что и в головном мозге. Следовательно, они могут посылать и получать сигналы, реагировать эмоционально на состоянии организма, регистрировать изменения и впечатления. Другими словами, кишечник, выполняя такие же функции, как и одно из полушарий головного мозга, становится в организме «вторым мозгом».
Использование «второго мозга», если он способен выполнять типичные функции правого полушария (осознавание, чувствование), смогло бы разгрузить работу головного мозга. Менее загруженный, он станет способен наполняться энергией для творчества и вдохновения, передавая затем эту энергию телу. В процессе созидания могут появиться новые клетки головного мозга взамен выбывших из строя. Поэтому даосы советуют тренировать мозг в кишечнике, чтобы он мог использоваться в моменты отдыха головного мозга.
Каким образом воздействовать на нейроны мозга, существующие в кишечнике? УЛЫБАЙТЕСЬ как можно чаще! Адресуйте свою улыбку своему нижнему мозгу. Каждый раз, когда улыбка направлена вниз, колебания мозга в голове затухают. Энергия направляется в нижний даньтянь, а затем в преобразованном виде поступает обратно, заряжая мозг. Когда мышцы лица складываются в улыбку, это действие оказывает на нервную систему определенное воздействие, следствием которого является расслабление, появляется чувство радости и удовлетворения. Просто улыбайтесь, это так естественно!
Первым шагом в развитии «второго мозга» является навык посылать улыбку в область кишечника. Руководствуйтесь следующими правилами:
● Освобождайте ум, посылая содержимое в нижний даньтянь, наполняя его энергией Ци.
● Освобожденный ум наполняется Ци. Избыточная энергия из внутренних органов направляется в мозг, наполняя его.
Общие рекомендации
● Не забывайте улыбаться! Во время выполнения упражнений, приступая к ним и после – улыбайтесь! Влиянию, которое оказывают глубокие мышцы лица на мозг, Великое Дао придает большое значение. Искренняя улыбка оказывает воздействие на гипофиз, ее теплота заставляет включаться парасимпатическую нервную систему, вызывая реакцию расслабления. Напряжение уходит не бесследно, оно преобразуется в жизненную энергию.
● Вместе с улыбкой освобождайте свой ум, направляя его вниз в даньтянь.
● Одновременно дыхание осуществляется через даньтянь. Диафрагма («духовная мышца») должна активно двигаться во время вдоха и выдоха.
● Включайте пассивные фазы в упражнения, делая паузы и отдыхая. Так сочетаются инь и янь в упражнениях. Инь в активной фазе усваивает и осознает полезную составляющую упражнений, янь в пассивной фазе усваивает информацию на уровне тела. В этой фазе происходит расслабление на физическом и эмоциональном уровне, освобождение от токсинов. Энергия Ци вместе со светом улыбки направляется в нужную часть тела, освежая и наполняя ее.
● Полное дыхание, которое производится через макушку и пронизывает тело полностью, до стоп, уравновешивает тепло и холод в теле.
● Выполняя медитацию «лотос», человек может уравновесить энергию воды в почках и энергию огня в сердце.
● Большинство упражнений следует начинать из нижнего даньтянь, из того отдела кишечника, который расположен ближе к пояснице. Голова не должна быть руководителем в упражнениях. Для того, чтобы остановить ум, слегка наклоните подбородок вниз, склонив шею. Так голова будет находиться в положении отдыха.
● Упражнения на растяжение следует проводить в щадящем режиме. Нагружайте тело, не заходя слишком далеко в стремлении стать гибким. Насилие над телом не принесет пользы. Станьте мягким, полностью расслабьтесь, чтобы устранить сопротивление мышц. Производите тонкую внутреннюю настройку, создавая тем самым нужную силу для работы с телом.
● Отдых можно сочетать с представлением льющегося Золотого Света. Вдыхайте и ощущайте его, при выдохе представляя, как уходит несвежая, больная энергия.
● Посылайте улыбку тем частям своего тела, которые особенно нуждаются в ней, над которыми вы работаете в данный момент. Тогда энергия Света будет направляться именно в эту часть тела.
● Изучите упражнение, прежде, чем приступить к его выполнению. Наслаждайтесь каждым новым движением!
Дыхание во время занятий
Работа с дыханием – важная составляющая практики. Обращайте внимание на то, как работает нижний даньтянь. Это мост, который соединяет ум и тело. Он является центром, в котором координируются и распределяются все действия. Развивая «интуитивный центр», свой «второй мозг», человек способен достичь высокого уровня осознанности.
Контролируйте свое состояние и дыхание при выполнении упражнений. Улыбка на лице помогает расслабить мышцы. Направив улыбку в глубину души, в сердце, человек может ощутить радость и любовь жизни. Освобождайте ум, направляя сердце в нижний даньтянь, в верхнюю часть лобковой кости. Следите за своим состоянием и СОХРАНЯЙТЕ УЛЫБКУ В НИЖНЕМ ДАНЬТЯНЕ, чтобы сознание оставалось спокойным и улыбающимся. Спокойное сознание способно облегчить выполнение упражнений и согласовать их с дыханием.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Осознанные мысли
Мозг долго не может работать над решением новых и сложных задач, так как имеет биологические ограничения. Для повышения эффективности его работы, нужно понять, чем ограничено сознание человека, как преодолеть препятствия и расширить способности. Работая над проблемами, решая задачи, занимаясь планированием, мы используем наружный отдел мозга префронтальную кору, которая отвечает за обдумывание, сознательную работу и взаимодействие с внешним миром. В ней сосредоточено наше сознание и мысли, которые мы сами производим.
Осознанные мысли это пять функций
1. Понимание.
2. Принятие решений.
3. Вспоминание.
4. Запоминание.
5. Торможение.
Осознанные мысли и есть сочетание и применение этих функций.
Фронтальная кора занимается осознанной мыслительной деятельностью, используя глюкозу и кислород (это метаболическое топливо для мозга) в значительно бóльших объемах и быстрее, чем принято считать. Задачи, которые требуют большой мыслительной деятельности, нужно ранжировать по сложности и по приоритетам. Заниматься сложными задачами нужно со свежими силами, когда запасы топлива еще не израсходованы. Чтобы снизить расход энергии, необходимо применять визуальные образы: схемы, картины, которые передают в сознание зрительные образы.
Факты работы мозга
• Миллиарды нейронов задействуются в глубоких и сложных процессах в ходе осознанных размышлений мозга.
• Осознанное размышление и энергию, на нее затрачиваемую, можно измерить. Затраты на размышления всегда различны.
• Максимальное количество энергии затрачивается на важнейшие мыслительные процессы.
Применяйте на практике:
• Экономьте мыслительную деятельность (поскольку это затратное мероприятие для мозга) отдавая предпочтение приоритетным направлениям в размышлениях. Делайте это с утра, пока мозг активен и свеж.
• Постарайтесь не оставлять информацию в мозге «про запас», используйте ее, составляйте списки и применяйте образы для взаимодействия с ней.
• Разная мыслительная деятельность требует разных ресурсов, поэтому разбивайте ее на части, оперируя ими в течение рабочего времени.
Работа префронтальной коры головного мозга в режиме конкуренции
Поскольку операционное пространство префронтальной коры головного мозга ограничено, распределение ресурсов происходит на основе соревнования. Любая сложная мыслительная деятельность, удерживающая внимание мозга, задействует, как правило, также и зрительные цепи. Рабочая память основывается на слуховых или визуальнопространственных представлениях (причем последние представления действуют гораздо эффективнее). Восприятие визуальных объектов функционирует в нервных клетках мозга тоже на основе конкуренции. Нервные цепи конкурируют между собой, чтобы сформировать и представить в сознании наилучшие образы внешних объектов.
В Макговерновском институте исследований мозга, проводя тестирование способностей мозга к восприятию, один из его ведущих сотрудников, Роберт Десимон, обнаружил, что человек одновременно способен удерживать в сознании только одно визуальное представление объекта. Это свойство хорошо иллюстрируют многочисленные картинки так называемого «оптического обмана», когда человек видит на рисунке либо одно, либо другое изображение.
Человек может видеть на данном рисунке изображение старой или молодой женщины. Мозг не может одномоментно воспринимать два объекта, но может по собственному желанию переключать внимание с одного объекта на другой, который по его представлениям является доминирующим.
Когда человек пытается активировать сразу несколько схем в своей мыслительной деятельности, то их контуры, приходя в действие, конкурируют друг с другом.
Одни и те же нейронные связи пытаются действовать в разных направлениях, выстраивая разные схемы. Разноплановые задачи порождают в мозгу конкуренцию, вызывая конфликт, в результате чего ни одна из схем не будет достаточно хорошо продумана. Попытайтесь одновременно читать слова, напечатанные разным шрифтом и разным цветом, называя одновременно цвет шрифта, и вы на простом примере убедитесь, насколько это затруднительно, так как часть мозга пытается слова читать, а другая – воспринимать их цвет.
Следует упрощать сложные схемы, разбивая информацию (мысль, идею или концепцию) на небольшие блоки, давая им условные и простые наименования, а также привязывая это упрощенное представление к каждой мысли или концепции. Тем самым человек освобождает ресурсы мозга для того, чтобы оценить их с различных точек зрения, провести более тщательную разработку, рассортировать элементы в нужном порядке и т. д.
Обнажить суть идеи или концепции, упростив ее – хорошая привычка, помогающая экономить ресурсы мозга и рабочего времени.
Когда в мозгу создается большое количество готовых информационных блоков (по разным оценкам на это уходит до 10 лет практики), перед нами появляется специалист своего дела, способный быстро принять нужное и правильное решение. Разбивая информацию на блоки, которые группируются по мере необходимости, человек выдвигает на первое место именно то, что важно в данный момент. Такая группировка объектов пригодится во многих жизненных областях: в работе, учебе, во внутренней духовной жизни, помогая взаимодействовать со сложными структурами и понятиями.