Евреи видели в Иисусе Христе, своего будущего царя Израильского, который освободит их от римского владычества, поэтому торжественно Его встречали. Но Иисус со скорбью смотрел на них и на город и знал, что через пять дней народ отвергнет Его – своего Спасителя, а Иерусалим со временем будет разрушен.
3. Последние дни земной жизни Иисуса Христа. Все следующие дни Иисус Христос учил народ в храме, а ночи проводил вне города. Он рассказывал своим ученикам новые притчи и пророчествовал о кончине мира и о Своем втором пришествии.
Первосвященники, книжники и фарисеи постоянно искали случая погубить Его, и часто пытались исказить Его слова, чтобы можно было обвинить Его перед народом или римской властью.
Однажды к Нему подошли молодые фарисеи и спросили: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь… Скажи нам: Позволительно ли давать подати кесарю (римскому императору), или нет?».
Враги Христовы рассчитывали, если Он скажет, что следует платить, то они бы обвинили Его в предательстве и в поддержке римской власти. Если бы Он ответил, что нельзя платить подать, то Его обвинили бы в мятеже против римской власти.
Иисус ответил: «Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать». Они принесли Ему динарий, и Иисус спросил: «Чье это изображение и надпись?» Фарисеи ответили: «Кесаревы». Тогда Господь сказал: «Итак, отдайте кесарево кесарю, а Богу Божие». Это значит: отдайте кесарю то, что вы получили от него, (деньги, войско и прочие), будьте во всем покорны ему, что не противно Божиим заповедям. Но в тоже время неуклонно исполняйте все, что Бог требует от вас в Своих заповедях и с любовью служите Ему, ибо Богу вы обязаны своей жизнью и всем, что имеете.
Услышав ответ учителя, фарисеи удивились и ушли. Иисус давно знал, что из-за начальников еврейского народа Ему предстоит пострадать и не раз говорил: «Я пришел к своим, а свои не приняли Меня». Поэтому, когда фарисеи ушли, он сказал народу и своим ученикам: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом (пальцем) двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди…» А еще Христос со скорбью говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям; потому что сами не входите, и хотящим войти не допускаете».
К сожалению, и среди учеников Христа нашелся человек, который решил погубить Спасителя. Это был один из двенадцати апостолов Иуда Искариотский. На четвертый день, после торжественного вход в Иерусалим Иисуса Христа, это была среда, Иуда пришел на собрание первосвященников и старейшин, которое собралось с целью договориться, как хитростью взять и убить Иисуса Христа. Он спросил: «Что вы дадите мне, если я вам предам Его?» Они обрадовались и предложили ему тридцать серебряников. С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа.
Накануне еврейской Пасхи, в четверг вечером, приносили в жертву пасхального агнца. Зная, что Он будет предан в эту ночь, Иисус Христос собрал своих 12 апостолов в подготовленной горнице, чтобы есть приготовленную Пасху, т.е. мясо жертвенного ягненка.
Все расположились за столом, и Иисус сказал: «очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ея, пока она не совершиться в Царствие Божием». Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам, но и научил их смирению, т.е. не считать унижением служить кому бы то ни было, даже низшему человеку. После вкушения ветхозаветной Пасхи, Иисус установил на этой вечери таинство Святого Причащения, поэтому она называется «тайной вечерею».
Иисус взял хлеб, благословил его, преломил на части и, подав ученикам, сказал: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Взял чашу с вином, благословил ее и подал ученикам со словами: «пейте из нея все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов». Слова эти означали, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам Свое пречистое Тело и Свою жертвенную Кровь. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» т.е., кто будет совершать таинство Святого Причастия, тот всегда будет со Христом и Он с ним.
Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Ученики, глядя друг на друга, в недоумение спрашивали, не я ли. Иоанн, припав к груди Иисуса, спросил: «Господи! Кто это?» Иисус ответил: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, Он подал Иуде Искариотскому. Иуда, принял кусок и тотчас вышел, а Иисус сказал: «Дети! Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой».
Затем Он сказал им, что в эту ночь все они соблазнятся о Нем. Но Петр ответил: «Если и все соблазняться о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Иисус сказал ему: «Истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».
В ту же ночь, после вечери, Иисус с одиннадцатью учениками, выйдя из горницы, пошел за город в Гефсиманский сад. «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною», – сказал Он ученикам. Отойдя немного от них, Он пал на колени и стал молиться: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Тоска и душевные мучения Его были так велики, а молитва – так усердна, что с лица падали на землю капли кровавого пота. К Нему явился ангел с неба и укреплял Его.
Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдемте; вот приблизился предающий Меня».
В это время в сад пришел Иуда, а ним много воинов и людей от фарисеев. Иуда договорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите». Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» и поцеловал Его. Иисус ответил ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого? Затем Иисус обратился к пришедшим с Иудой: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня… Но теперь – ваше время и власть тьмы».
Воины повели Иисуса Христа в дом первосвященника, а ученики убежали. Только Иоанн и Петр, издали следовали за Ним.
4. Суд и казнь Иисуса Христа. Вначале Иисуса привели к первосвященнику Каиафе, где собрался весь Синедрион. Они долго искали лжесвидетельства против Него, но не могли найти. Тогда первосвященник сказал: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Божий?» Иисус ответил: «Да, Я, и даже говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божия (т.е. справа от Бога) и грядущего на облаках небесных».
Тогда Каиафа разорвал свои одежды (в знак негодования и ужаса) и сказал: «на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство? (т.е., что Он, будучи человеком, называет Себя Сыном Божиим) Как вам кажется?» Они же все в один голос сказали: «Повинен смерти». После этого Христа отдали до рассвета под стражу. Некоторые плевали Ему в лицо и ударяли по щекам, Он же терпел все молча.
В это время Петр находился во дворе первосвященника со слугами, они трижды узнали в нем одного из учеников Иисуса Христа, но он все три раза отрекался от Христа, говоря: «не знаю этого человека, о котором говорите». Когда отрекся в третий раз, вдруг запел петух, и вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Выйдя вон, он горько заплакал.
Иуда, раскаявшись в предательстве, бросил тридцать серебряников священникам в храме, и в отчаянии и унынии, выйдя из храма, повесился.
Наступило утро пятницы. Смертельный приговор Иисусу Христу, вынесенный Синедрионом должен был утвердить римский правитель Иудеи Понтий Пилат, и к нему повели осужденного Иисуса.
После беседы с Иисусом Христом Пилат понял, что перед ним проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти римлян. Выйдя к первосвященникам и старейшинам, он сказал: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке». Они ж настаивали и говорили, что Он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Тогда Пилат, желая освободить Иисуса, предложил иудейскому народу отпустить Его по обычаю в праздник Пасхи. Первосвященники и старейшины научили народ просить освобождения для разбойника Вараввы, осужденного за убийство. Тогда Пилат спросил: «Что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?» И те, кто еще пять дней назад встречал Его с пальмовыми ветвями со словами: «Осанна Сыну Давидову», закричали: «Да будет распят!» Пилат спросил: «Царя ли вашего распну?» На это первосвященники ответили: «Нет у вас царя, кроме кесаря», а потом добавили, «Если ты отпустишь Его, ты не друг кесарю».
Палат, услышав такие слова, решил лучше предать на смерть неповинного Человека, чем самому подвергнутся царской немилости. Он умыл руки перед народом и сказал: «Неповинен я в крови этого Праведника, смотрите вы». Весь народ еврейский в один голос сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших» (т.е. евреи приняли всю ответственность в смерти Иисуса Христа на себя и даже на свое потомство). Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Христа предал им на распятие.
Воины вначале отвели Иисуса во двор и одели Его в багряницу (короткую красную одежду), а на голову венец из колючего терна. Они притворно падали на колени и, смеясь, приветствовали: «Радуйся, Царь Иудейский!», при этом плевали в Него и били тростью по голове. Заставили Его нести крест для распятия через весь город на гору Голгофу, где было место казни.
Когда пришли на гору Голгофу, называемой еще Лобным местом, то распяли Его, а с Ним двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. Над крестом Иисуса Христа по приказу Понтия Пилата прибили табличку, на которой на римском, греческом и еврейском языках было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Казнь распятием на кресте была самой позорной, мучительной и жестокою. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, он испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленной, что многие умирали в течение нескольких дней. По еврейскому закону, повешенный на дереве считался проклятым.
Иисуса Христа распяли около полудня, по-еврейски в 6-ом часу дня. Народ стоял и смотрел на его казнь, многие надсмехались, и говорили: «Других спасал; спаси Себя Самого, если Ты Сын Божий, сойди с креста». Один из разбойников тоже стал злословить Его, другой же разбойник, распятый по правую сторону сказал Иисусу: «Помяни меня Господи, когда приидешь во Царствие Твоем!» На что Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Три часа висел Спаситель на кресте. Около девятого часа (три часа дня по нашему времени) Иисус закричал: «Или, Или! Лама савахфани?», что в переводе с арамейского языка означает: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»… К Нему подбежал один из воинов, взял губку с уксусом и дал Ему пить, после этого Христос громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» – и умер.
Смерть Иисуса Христа сопровождалась великими знамениями, поэтому некоторые люди и римские воины испугались и говорили: «Воистину Он был Сыном Божий».
К концу дня к Пилату пришли два тайных ученика Иисуса Иосиф Аримафейский и Никодим с просьбой похоронить тело Спасителя. Они завернули тело Его в плащаницу (полотно для погребения) и положили в высеченную в скале пещеру. Привалив огромный камень к входу в пещеру, удалились праздновать еврейскую Пасху.
Но враги Христовы не успокоились, несмотря на великий праздник. На другой день, в субботу, нарушая покой субботы и праздника, первосвященники и фарисеи просили Пилата поставить стражу у гроба Господня, чтобы ученики не выкрали тело, сказав, что Он воскрес из мертвых.
Существует Предание (вспомните, чем Священное Предание отличается от Священного Писания), что, когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И души всех праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.
Вопросы и задания:
1. Кем считали Иисуса Христа его ученики? В честь какого события Православная Церковь установила праздник Преображения Господня, в какой день он празднуется?
2. Почему евреи с торжеством встречали въезд Иисуса Христа в Иерусалим? За кого они Его принимали, и какие надежды связывали с Ним?
3. Как к Иисусу Христу относились фарисеи? За что еврейские первосвященники и старейшины хотели погубить Иисуса Христа?
4. В Православной Церкви существует таинство Святого Причастия. (Под таинством понимается священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку спасительная сила Божия). Когда и кем, оно было установлено? В чем смысл этого таинства?
5. В связи с какими евангельскими событиями в среду и пятницу Церковью были установлены постные дни?
6. Как называется пост накануне христианской Пасхи. Сколько дней он длится? Как называется неделя накануне Пасхи?
Первая и наибольшая заповедь
Однажды подошел к Иисусу один законник и спросил у Него: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Самый страшный грех
Иисус Христос говорил, что самый страшный грех – это хула на Святого Духа. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мат. 12,32.). Святая Церковь определяет, что хула на Святого Духа есть сознательное, ожесточенное богоборчество, противление истине.
Плач Иисуса об Иерусалиме
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающих посланных к тебе! Сколько раз хотел я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам, дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: «Благословен Грядый во имя Господне!» (Лк. 13:34,35.).
Предсказания И. Христа о кончине мира и о втором Его пришествии
Иисус Христос предсказал не только разрушение Иерусалима, но и о то, что ожидает в будущем весь наш мир и всех людей. Он учил, что наступит конец миру, и земная жизнь человеческого рода окончится; тогда Он во второй раз придет на землю, и воскресит всех людей (тогда тела всех людей снова соединяться со своими душами и оживут), и произведет тогда Иисус Христос суд над всеми людьми и воздаст каждому по делам его. «Не дивитесь этому, – говорил Иисус Христос, – ибо наступит время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия и, услышавши, оживут; и выйдут из могил – одни, которые творили добро, для вечной, блаженной жизни, а другие, делавшие зло, для осуждения».
Ученики спрашивали Его: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего (второго) пришествия и конца мира?»
В ответ Иисус предупреждал, что прежде Его второго пришествия на землю, наступят такие тяжелые времена, каких еще не было от начала мира. Будут разные бедствия: голод, мор, землетрясения, частые войны. Умножатся беззакония, ослабеет вера, у многих не станет любви друг к другу. Появиться много ложных пророков и учителей, которые будут обольщать, и развращать людей своими пагубными учениями. Но сначала будет проповедано Евангелие Христово по всей земле, «во свидетельство всем народам».
Перед концом мира будут великие и ужасные знамения на небе и на земле; уныние и недоумение овладеет людьми, так что они будут страдать от страха и ожидания бедствий. В те дни солнце померкнет, и луна не даст своего света, звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится на небе знамение Иисуса Христа (крест Его); тогда восплачут все племена земные (от страха суда Божия) и увидят Иисуса Христа, идущего на облаках небесных с силою великою. Как молния блистает на небе от востока до запада, так всех увидят пришествие Сына Божия.
Дату и час пришествия на землю Иисус Христос не назвал Своим ученикам; «О том знает только Отец Мой Небесный», – сказал Он, и учил всегда быть готовым к встрече Его.
Великие знамения во время распятия Иисуса Христа
Во время распятия Спасителя, т.е. с 12 до 15 часов дня померкло солнце, и по всей земле наступила тьма до самой Его смерти. Это необычайное явление было записано многими астрономами и историками. Знаменитый философ из Афин Дионисий Ареопагит был в это время в Египте, наблюдая внезапную тьму, он сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается».
В момент смерти Иисуса завеса в Иерусалимском храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, потрескалась земля; гробы раскрылись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресение Его, вошли в Иерусалим и многим.
Вопросы и задания:
1. Какая заповедь по учению Иисуса Христа является первой и важнейшей? Какой грех считается самым страшным?
2. Чем второе пришествие Иисуса Христа будет отличаться от первого? Что для человечества будет означать второе пришествие Христа? Какие события будут предшествовать второму пришествию?
§ 4. Воскресение Иисуса Христа. Возникновение Церкви
1. Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. На третий день после своих страданий и смерти, ночью, Иисус Христос силою Своего Божества ожил, т.е. воскрес из мертвых. Его человеческое тело преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. После этого произошло сильное землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Воины, стоявшие на стаже у гроба, затрепетали и окаменели, а потом, очнувшись от страха, разбежались.
В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, на рассвете Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Соломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли к гробу Иисуса Христа, чтобы помазать им Его тело, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами).
Пока они шли, то с грустью говорили: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Подойдя к гробу, женщины с удивлением увидели, что камень отвален. Войдя в пещеру, они увидели ангела, облаченного в белую одежду. Женщины ужаснулись, но ангел сказал им: «Не бойтесь! Ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…». Поспешно выйдя из пещеры, женщины со страхом и великой радостью побежали возвестить ученикам о воскресении Христа.
Иисус Христос девять раз являлся своим ученикам после воскресения.
Событие светлого Воскресения Иисуса Христа или праздник Пасхи является самым главным праздником у Православных христиан. Своим страданием Иисус Христос взял на себя и искупил все грехи совершенные родом человеческим со времен Адама, а своим светлым Воскресение победил саму смерть. Поэтому главным возглашением этого праздника является песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
На сороковой день после воскресения Иисуса Христа все ученики собрались в одном доме в Иерусалиме. Иисус явился им и говорил: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым…Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли… Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет…». «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. И перед их изумленными глазами Он медленно стал подниматься на небо, и вскоре облако скрыло Его. Когда они смотрели на небо во время Его вознесения, пред ними предстали два человека в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
В связи с этими событиями в число главных (двунадесятых) праздников Церкви вошел праздник Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.
2. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Церкви. На десятый день после вознесения Иисуса Христа и на пятидесятый день после Воскресения Христова все апостолы (их снова было двенадцать, так как вместо Иуды был избран Матфий), вместе с Марией – матерью Иисуса и другими женщинами собрались в одной горнице в Иерусалиме. У евреев в это время был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Внезапно раздался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. Затем явились разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И сразу все исполнились Духом Святым и стали говорить на иных неизвестных им языках.
В то время в Иерусалиме находились набожные люди – иудеи, живущие в разных странах, пришедшие туда на праздник. Когда они услышали шум, то собрались на то место, откуда он доносился, и удивились, так как каждый слышал апостолов, говорящих на их родном языке. Они с изумлением спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» А некоторые, надсмехаясь, говорили: «Они напились сладкого вина».
Тогда апостол Петр вышел к ним и сказал, что они не пьяны, а на них сошел Дух Святой, которого им обещал Иисус Христос. Заканчивая свою проповедь, Петр сказал: «Итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Проповедь Петра так подействовала на слушателей, что многие уверовали в Христа и охотно приняли крещение, их оказалось в этот день около трех тысяч человек.
С этого дня ученики Иисуса Христа из робких и запуганных Его последователей превратились в настоящих проповедников евангельской истины. Христианская вера стала быстро распространяться, число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Этот день стал одним из величайших христианских праздников, который получил название – Дня Святой Троицы, в честь Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. Христиане исповедовали Святую Троицу не как три божества, а как три лица единого Божества, Троицу единую, не раздельную и единосущную. День Святой Троицы считается днем рождения Церкви Христовой.
3. Деяния апостолов. Апостолы стали проповедовать евангельскую весть в Иерусалиме, и их проповедь подкреплялась знамениями и чудесами.
Вскоре в Иерусалиме образовалась большая община верующих в Господа и Спасителя Иисуса Христа, которые стали называть себя христианами. Они старались исполнять заповеди Христа и жить праведной и чистой жизнью. Верующие ежедневно собирались в храме и слушали проповеди апостолов, а в воскресные дни (начальные дни недели) собирались по домам для осуществления обряда преломления хлеба, т. е. для Святого Причастия. Многие продавали свои имения и полученные за них деньги приносили к апостолам для раздачи нуждающимся. Всегда и за все верующие благодарили Бога. За свою любовь и добрые дела они приобрели уважение и любовь народа, и число верующих ежедневно умножалось. Во главе Иерусалимской общины стояли двенадцать апостолов, среди которых особым авторитетом пользовались Петр и Иоанн. В помощь себе, чтобы управлять имуществом Церкви, они избрали и рукоположили семь диаконов, в обязанности которых входило заниматься хозяйственными делами.