2. Трудовое время будет мерой доли индивидуального производителя в компоненте индивидуального потребления общего продукта труда
Маркс представлял себе федерацию свободных людей, где члены федерации производят продукцию с помощью средств производства, находящихся в общей собственности, а продукция распределяется между членами федерации совместно. Там не было бы частной собственности, не было бы товарного производства, и как меновая стоимость, так и деньги, как выражения стоимости, исчезли бы, но рабочее время, как материальное содержание определения стоимости, по-прежнему играло бы роль меры производства и распределения. «Просто для сравнения с товарным производством мы предполагаем, что доля, которую каждый производитель получает в средствах существования, определяется его рабочим временем. Таким образом, время труда играет двойную роль. Социально планируемое распределение рабочего времени регулирует соответствующее соотношение различных трудовых функций и различных потребностей. Время труда, с другой стороны, является мерой доли производителя в общем труде и, следовательно, доли индивидуального производителя в индивидуальном потреблении части общего продукта»122. Маркс описывает здесь основу и способ распределения на низшей стадии коммунизма, социалистической стадии: в условиях общинной собственности на средства производства время труда является мерой размера вклада индивида в общий труд и доля потребительских товаров, выделяемая индивиду, определяется на основе размера трудового вклада – распределение по труду.
3. Производство, находящееся в общественной собственности, будет распределяться на основе трудового времени с помощью «бумажных сертификатов», которые не обращаются
В плановой социалистической ассоциации свободных людей, созданной Марксом как общественное достояние и не имеющей товарно-денежных отношений, поскольку труд становится непосредственным общественным трудом, распределение происходит уже не через форму стоимости, а через «бумажные ваучеры». «В общественном производстве денежный капитал больше не существует. Общество распределяет труд и средства производства между различными секторами производства. Производителям могут выдаваться бумажные ваучеры, по которым они берут из запасов потребительских товаров общества сумму, эквивалентную их рабочему времени, и эти ваучеры не являются деньгами. Они не находятся в обращении»123. Этот бумажный ваучер является доказательством того, сколько трудового времени каждый человек предоставил.
Следует признать, что на современном этапе в Китае реализуется социалистическая экономическая система начального этапа, установленная Дэн Сяопином, т.е. рыночный социализм с общественной собственностью в качестве основы, и поэтому не только распределение труда должно принимать форму денег и рынка, но и различные другие формы распределения также являются важными компонентами при условии поддержания основы распределения по труду. Поскольку Маркс и Дэн Сяопин устанавливали или классифицировали социализм по разным критериям, то, таким образом, не стоит вопрос о правильности или неправильности, а скорее о базовой системе распределения для начальной и продвинутой стадий социализма соответственно124.
4. Будущее общества не определено с точки зрения распределения
Маркс считал, что способ распределения в коммунистическом обществе не статичен, а изменяется с изменениями в уровне производительных сил и в общественных отношениях производства. Он сказал об ассоциации свободных людей, что «этот способ распределения меняется в соответствии с особым образом самого общественного организма производства и с соответствующей степенью исторического развития производителей»125. Прежде всего, производительные силы будущего общества постоянно развиваются. Социализм, только что возникший из капитализма, еще не достиг высокого уровня развития производительных сил, труд все еще является средством заработка, и невозможно создать большие материальные богатства, поэтому можно практиковать только распределение по труду; только на продвинутой стадии коммунизма, когда уровень производительных сил значительно развит и существует полный поток материальных благ, будет доступна материальная база для практики распределения по потребностям. Во-вторых, производственные отношения в будущем обществе также находятся в состоянии постоянного совершенствования. На переходном этапе к коммунистическому обществу система собственности не может быть общественной. Все еще будут существовать низшие формы общественной собственности, такие как кооперативная и коллективная собственность, и все еще будет существовать старое разделение труда, поэтому может практиковаться только распределение по труду. Только когда государственная собственность перерастет в полную общественную собственность и в полностью плановую экономику, можно вводить распределение, основанное на спросе.
На начальной стадии социализма в Китае производительные силы развиты слабо, форма общественной собственности незрелая, а государственная и частная собственность сосуществуют. В соответствии с этим система распределения доходов основана на распределении труда и сосуществовании различных форм распределения. Первичная стадия социализма все еще далека от «полной общественной собственности + полного общественного распределения по труду + полной плановой экономики», предусмотренной Марксом126. На пути строительства социализма, только придерживаясь главного положения общественной собственности и главного положения распределения по труду, мы можем обеспечить социалистическое направление рыночной экономики и постепенно реализовать совместное распределение богатства. В ответ на нынешнее неравенство в распределении богатства и доходов следует искать первопричину в ситуации с собственностью, чтобы фундаментально сократить необоснованный разрыв.
12. Трудовое время и свободное время в коммунистическом обществе
1. Сокращение рабочего дня является фундаментальным условием для процветания свободного царства, основанного на царстве необходимости
История человечества – это история непрерывного развития от царства необходимости к царству свободы. Царство свободы – это форма общества, в которой «полное и свободное развитие каждого человека является основополагающим принципом», форма общества, в которой все члены общества делят между собой свободное время – коммунизм. «Царство свободы» существует по ту сторону царства материального производства, но это не значит, что по ту сторону царства материального производства находится «царство свободы»; настоящее царство свободы существует только тогда, когда человеческие существа развивают свои собственные способности как самоцель. Там труд – это не зарабатывание на жизнь, а сознательная работа за пределами выживания, за пределами своих материальных потребностей. Дихотомия между «другой стороной» и «потусторонним» материального производства – это, по сути, дихотомия между рабочим временем и свободным временем. Реализация Царства Свободы – это отказ от противопоставления рабочего времени и свободного времени. Его непосредственным выражением является сокращение рабочего дня и универсализация труда. Поэтому Маркс говорит: «В действительности, царство свободы начинается только там, где прекращается труд, предписанный необходимостью и внешней целью; оно существует, таким образом, согласно природе вещей, по ту сторону царства реального материального производства. Как дикарь должен бороться с природой, чтобы удовлетворить свои потребности и поддерживать и воспроизводить свою жизнь, так и цивилизованный человек должен бороться с природой; и он должен делать это во всех социальных формах и во всех возможных способах производства. Это царство естественной необходимости будет расширяться по мере развития человека, потому что потребности будут расширяться; но в то же время будут расширяться и производительные силы для удовлетворения этих потребностей. Но в любом случае, эта сфера всегда является царством необходимости. По другую сторону этого царства необходимости начинается развитие человеческих способностей как самоцели, истинное царство свободы. Но это царство свободы может процветать только в том случае, если оно основано на царстве необходимости. Сокращение рабочего дня – это основное условие»127.
2. Коммунистическое общество, где трудовое время является создающим богатство субъектом и мерилом производственных затрат, а свободное время – само богатство
В коммунистическом обществе время труда остается мерилом субъекта, в котором создается богатство, и затрат на его производство. Маркс сказал: «Даже когда меновая стоимость устранена, время труда остается мерой субъекта создания богатства и стоимости его производства»128. Однако по своей природе он значительно отличается от труда, создающего богатство в капиталистическом обществе. Капиталистический труд характеризуется «подчинением труда капиталу», и то, что называется «свободным» трудом в капиталистических условиях, является чрезвычайно конфронтационным, принудительным и эксплуататорским: буржуазия пользуется свободным временем при условии, что все жизненное время рабочих превращается в рабочее время. Наслаждение буржуазии свободным временем обусловлено превращением всего жизненного времени рабочего в рабочее время. Даже после установления нормального рабочего дня капитал будет сокращать необходимое рабочее время путем повышения производительности труда, чтобы удлинить избыточное рабочее время, и рабочее время рабочих останется в распоряжении капитала. Только объединенный труд социализированных людей может освободить труд от рабства капитала «в рамках более высокой формы общества, позволяющей сочетать этот избыточный труд с более значительным сокращением времени, занятого материальным трудом в целом. Ибо, в зависимости от развития производительных сил труда, прибавочный труд может оказаться большим при небольшом общем рабочем дне или относительно небольшим при большом общем рабочем дне»129. Свободное и всестороннее развитие человека отражается в распоряжении временем: рабочий день сокращается, время труда значительно сокращается, а свободное время значительно увеличивается. «Само собой разумеется, что с устранением социального антагонизма между работодателем и работником и т.д., само время труда – во-первых, благодаря тому, что оно ограничено своей нормальной продолжительностью, а во-вторых, благодаря тому, что оно больше не используется для других, а используется для себя – будет использоваться как истинный общественный труд и, наконец, как основа свободного времени, и приобретает совершенно иной, более свободный характер, и это рабочее время, которое в то же время является рабочим временем человека, обладающего им, будет, конечно, гораздо более высокого качества, чем рабочее время животного-слуги»130. Человек действительно становится хозяином самого себя, общества и природы. С одной стороны, «свободное время, время, находящееся в распоряжении человека, само по себе является богатством»131. Ведь «часть его тратится на потребление продуктов, а часть – на занятие свободной деятельностью. Эта свободная деятельность не определяется, как труд, под давлением внешней цели, которая должна быть выполнена, но выполнение этой внешней цели является естественной необходимостью, или социальным обязательством – называйте это как хотите»132. С другой стороны, богатство – это время, которым можно свободно распоряжаться. Ибо «нация по-настоящему богата только тогда, когда она работает шесть часов вместо двенадцати. Богатство – это время в его распоряжении, и только»133.
3. Универсализация труда в коммунистическом обществе является социальной основой для сокращения рабочего дня и, следовательно, увеличения свободного времени
Введение общественной собственности в коммунистическом обществе устранило эксплуатацию, и «весь труд, выполняемый для пропитания тех, кто не работает, исчезнет». Одной из характеристик труда является «всеобщность труда», который является обязательным для каждого трудоспособного человека, за исключением особых случаев, таких как старики, больные и инвалиды.
Универсализация труда предполагает ликвидацию классов, эксплуатации, капиталистического способа производства, «если все люди должны трудиться, если исчезнет антагонизм между перегруженными работой и праздными, – а это в любом случае может быть только результатом того, что капитал перестанет существовать, что продукт перестанет обеспечивать владение другими». Результат власти прибавочного труда»134. «Если бы капитал перестал существовать, рабочий трудился бы всего шесть часов, а бездельнику пришлось бы трудиться столько же часов. Тогда материальное богатство всех людей будет сведено до уровня рабочих. Но у всех было бы свободное время, у всех было бы время для развития»135. «Большинство „непродуктивных“ рабочих будут превращены в „продуктивных“ рабочих в результате изменения условий труда после уничтожения капитализма, и если завтра труд будет в целом ограничен до разумной степени, а различные классы рабочего класса будут снова расположены … нынешнее население рабочих было бы абсолютно недостаточным для продолжения национального производства в его нынешних масштабах. Большинство нынешних „непродуктивных“ работников придется превратить в „продуктивных“»136.
Сокращение рабочего дня возможно только в том случае, если труд станет всеобщим. «Чем равномернее распределен труд между всеми членами общества, способными работать, тем меньше вероятность того, что один социальный класс сможет освободиться от естественной необходимости труда и переложить его на другой, тем меньше будет часть рабочего дня общества, которая должна быть посвящена материальному производству, и, следовательно, тем больше будет часть времени индивида, посвященная свободной деятельности, умственному и социальной деятельности. В этом отношении абсолютным пределом сокращения рабочего дня является универсализация труда»137. Только если все люди работают, все люди могут иметь в своем распоряжении больше свободного времени для развития своих талантов и т.д.
4. Повышение производительности труда является техническим условием для сокращения рабочего дня и универсализации труда
«Если принять во внимание также развитие производительных сил, созданных капиталом, то общество за шесть часов производило бы необходимое изобилие продуктов, то есть производило бы больше, чем сейчас за двенадцать часов, а все люди имели бы шесть часов в своем распоряжении, то есть время, которое не поглощается прямым производительным трудом, а используется для отдыха и рекреации, открывая тем самым широкое поле для свободной деятельности и развития, время, которое является широким полем для развития талантов и т.д.». Вышеизложенное было тезисом Маркса в его анализе памфлета того времени «Причины национальных трудностей и их решения»138. Капиталистический наемный труд, как естественная необходимость, способствовал развитию производительных сил, привел к постоянному сокращению рабочего времени, заложил основу для высокоразвитых производительных сил коммунизма и создал условия для расширения свободного времени. Однако в современных капиталистических странах не только уровень участия в рабочей силе в целом ниже, чем в социалистических странах, но и законодательно установленная система рабочего дня трудно реализуема в реальных условиях, а замаскированное удлинение рабочего дня является нормой. Поэтому для того, чтобы действительно устранить дихотомию между рабочим и свободным временем и существенно и активно сократить рабочее время, необходимо снять ограничения капиталистической частной собственности и активно увеличить свободное время всех работников на основе общественной собственности и непрерывного развития производительных сил.
13. Образование, развитие человека и семья в коммунистическом обществе
1. Машинная промышленность, достигнув определенного уровня уничтожения рабочей силы, неизбежно превращалась в источник развития образования для человечества
«Большинство детей, занятых на современных фабриках и ремесленных предприятиях, с самых ранних лет привязаны к простейшим операциям и подвергаются многолетней эксплуатации, не обучаясь ни одному ремеслу, которое можно использовать даже чуть позже в той же ремесленной мастерской или на фабрике»139. Капиталистическая машинная индустрия привлекает к труду детей и женщин, дети «невежественны, грубы, физически разлагаются и умственно деградируют», потому что не получают знаний и навыков, и «там действует самая ужасающая и безумная капиталистическая эксплуатация»140. Этому «излишеству» противостояли силы прогрессивных социальных классов, что привело к тому, что дети и женщины были поставлены под защиту фабричного законодательства. «Факт подневольного рабочего, состоящего из мужчин и женщин всех возрастов, хотя в своей стихийной, варварской, капиталистической форме, то есть в форме, в которой рабочий существует для процесса производства, а не процесс производства для рабочего, является бичом разрушения и рабства, должен, при правильных условиях, в свою очередь, стать источником человеческого развития»141. Машинная промышленность, при ее массовом использовании женщин и детей, объективно требует внимания к образованию женщин и детей, чтобы интегрировать эту рабочую силу также в производство и воспроизводство труда в целях капитала и прибыли, а вынужденный акцент на образовании и обучении наемных рабочих обязательно будет способствовать развитию человека.
2. Образование – единственный способ улучшить качество рабочей силы, повысить производительность труда и «создать всесторонне развитую личность»
Маркс считал, что образование – это единственный способ улучшить качество рабочих, повысить производительность труда и «создать всесторонне развитого человека», и что именно «труд непосредственно производит, обучает, развивает, поддерживает и воспроизводит саму рабочую силу»142. «Чтобы изменить природу человека в целом, заставить его приобрести навыки и технику определенной отрасли труда, стать развитой и специализированной рабочей силой, требуется определенное образование или подготовка»143. «Высший и более сложный труд, чем средний общественный труд, является выражением рабочей силы, которая требует более высоких затрат на образование, чем средняя рабочая сила, для производства которой требуется больше рабочего времени, и которая, следовательно, имеет более высокую стоимость. Поскольку эта рабочая сила имеет более высокую стоимость, она также проявляется как более высокий труд и материализуется в виде большей стоимости за тот же период времени»144.
Через свой анализ капиталистической фабричной системы Маркс критиковал, с одной стороны, возникновение капиталистической машинной индустрии, которая заставляла детей рабочих бросать школу и идти на фабрики, чтобы выжить, становясь для капиталистов дешевым инструментом для извлечения прибавочной стоимости; они не только интеллектуально растрачивались, но и морально деградировали. Взрослые работники, в свою очередь, стали придатками машин, частичными работниками без интеллектуального развития. Это неравенство в пренебрежении образованием рабочего класса и их детей имеет свои корни в старом общественном разделении труда и капиталистической частной собственности. С другой стороны, Маркс, основываясь на своем анализе капиталистической фабричной системы, предвосхитил будущее состояние образования в обществе. С развитием крупной машинной индустрии, чтобы увеличить прибыль и удовлетворить желание делать деньги, капиталисты также будут обучать рабочих и развивать образование. Хотя это образование служило потребностям буржуазии в эксплуатации прибавочной стоимости, из него возникли зародыши современного образования. Он отметил: «Из фабричной системы возник зародыш образования будущего, которое для всех детей определенного возраста представляет собой сочетание производительного труда с интеллектуальным и физическим воспитанием. Это не только метод повышения общественного производства, но и единственный метод создания всесторонне развитого человека»145.
3. Коммунизм объединяет образование и производительный труд
В докапиталистический индустриальный период образование в основном передавалось от отца к сыну в семье и от мастера гильдии к рабочему-подмастерью, причем содержание образования зависело от их конкретных знаний о производстве и трудовых навыков. Поскольку машинное производство постепенно заменяло ручной труд, от рабочей силы требовался определенный объем культурных и научных знаний и профессиональных навыков, что способствовало взаимодействию производительного труда и образования. «Если фабричный закон, в качестве первоначальной незначительной уступки, вырванной у капитала, будет сочетать только начальное образование с фабричным трудом, нет сомнения, что рабочий класс, после неизбежного захвата власти, предоставит теоретическому и практическому ремесленному образованию его законное место в рабочих школах»146. Конечно, в капиталистических условиях сочетание образования и труда является необходимостью для рабочих, чтобы заработать на жизнь, а сочетание труда и образования движет капиталистами ради прибыли. Однако сочетание образования и производительного труда является неизбежной тенденцией социализированного массового производства. Характер массовой промышленности диктует смену труда, смену профессий и мобильность работников, а частая смена профессий и мобильность рабочей силы требуют подготовки всесторонне развитого человека, отвечающего объективным требованиям современного производства. Таким образом, современное образование, построенное на фундаменте крупной промышленности, предвещало зародыш образования будущего. «Это развитие человеческого таланта, хотя сначала за счет большинства индивидов или даже за счет целых классов, в конце концов преодолеет это противостояние и совпадет с развитием каждого индивида; таким образом, сравнительно высокое развитие индивидуальности может быть достигнуто только за счет исторического процесса индивида»147. Коммунистическое образование, направленное на свободное и всестороннее развитие человека, безусловно, заменит утилитарное образование капитализма и важные классовые различия в образовании.
4. Использование женского и детского труда в крупных отраслях промышленности создало новую экономическую основу для коммунистических семейных и гендерных отношений
Капиталистическая машинная индустрия, вовлекающая в рабочую силу женщин и детей, неизбежно сопровождалась жестокой эксплуатацией и грабежом, уничтожением и сокрытием человеческой природы. Однако капиталистическая фабричная система демонтировала старые семейные отношения. С одной стороны, при капиталистической системе, чтобы поддерживать средства к существованию семьи, муж должен был позволить своей жене, а родители должны были позволить своим детям работать на фабрике, так что жена и дети вышли из семьи в общество; с другой стороны, фабричная система породила зарождение образования будущего и акцент на образовании детей и профессиональном образовании женщин, что повысило статус женщин и детей в семье и обществе, таким образом. «Предоставляя женщинам и детям решающую роль в организованном производственном процессе общества за пределами семейной сферы, он также создает новую экономическую основу для более высокой формы семейных и гендерных отношений»148. В социалистическом обществе по-прежнему будет существовать фабричная система, и эта новая фабричная система, конечно, будет фундаментально отличаться от капиталистической фабричной системы. Как только капитализм, «бич разрушения и рабства», будет отменен, общинная фабричная система, в свою очередь, станет источником развития новых социалистических гендерных и семейных отношений.
С момента образования Нового Китая политика в области образования, установленная нашей партией, которая сочетает образование и труд, всестороннее развитие нравственности, интеллекта и физической подготовки, полностью соответствует коммунистической идеологии образования Маркса. В системе социалистической рыночной экономики, чтобы следовать теории Маркса об образовании, мы должны, во-первых, увеличить инвестиции в образование и перенести трансформацию способа экономического развития, чтобы действительно полагаться на улучшение качества работников и повышение производительности труда. Во-вторых, мы должны обеспечить справедливое распределение образовательных ресурсов и сосредоточиться на решении проблемы дисбаланса в праве на образование и владении образовательными ресурсами среди различных регионов и групп населения, вызванного увеличением разрыва в доходах, балансом регионального экономического развития и дисбалансом между городским и сельским экономическим развитием. В-третьих, мы должны идти по пути объединения образования и практики, обновлять систему управления образованием и образовательную модель, уважать и стимулировать индивидуальный потенциал, преодолевать недостатки слишком сильного экзаменационного образования, регулировать отношения между общим и профессиональным образованием, а также выращивать многогранно развитые таланты с инновационными способностями. В-четвертых, особое внимание следует уделить образованию женщин и детей, повышению уровня участия женщин в рабочей силе и воспитанию у детей и молодежи с раннего возраста хороших привычек любви ко всем видам труда.