Книга Чтобы что-то вспомнить – надо это пройти - читать онлайн бесплатно, автор Василий Гурковский. Cтраница 12
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Чтобы что-то вспомнить – надо это пройти
Чтобы что-то вспомнить – надо это пройти
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Чтобы что-то вспомнить – надо это пройти

«Позвони в Киев – сказал генерал полковнику – в родственное управление, может у них были какие-то заявки на командиров взводов для инженерных войск по округу. Если – да, то отправьте этих забытых ребят, напрямую в какую-то конкретную войсковую часть, минуя всю бюрократическую цепочку. И так, чтобы наши строители даже и не знали об этом! Ну, я им покажу «мертвые души»! Лучше бы они не нашли те личные дела! Очень скоро некоторые из местных кадровиков, узнают, где находятся Владивосток и Чукотка!»-зло закончил генерал.

А вслед уходящему полковнику, добавил: «И чтобы завтра к вечеру этих сержантов в Москве не было! Сделайте все по полной программе! Послезавтра утром мне доложишь! И заберите из бирюлевской больницы двоих бывших курсантов, перевезите их в госпиталь, а как выздоровеют – тоже отправьте их в войска!»».

И добавил, повернувшись ко мне:: «А тебе спасибо, сынок! Даже не за добросовестную службу, а за ребят спасибо, за командирскую отеческую заботу, хотя они твои же ровесники. Но раз тебя не подвели в такое сложное время, да и просто не разбежались по домам (а ведь и такое могло быть, вас бы никто и не искал, вас же просто списали), значит, верили в тебя и уважали. Еще раз спасибо тебе! Генерал пожал мне руку и выпроводил к выходу из кабинета, добавив в след: «Возьми у секретаря телефон полковника, которого ты видел, завтра, после обеда придешь в штаб, позвонишь ему с КПП, дальше он скажет, что делать. Не надо больше нарушать пропускной режим! И удачи тебе, сержант!»– улыбнулся он напоследок.

Переполненный радостными эмоциями, через пару часов, я был уже в бывшей школе. Для меня она не была «бывшей», а даже очень – настоящей. Рассказал ребятам о встрече с генералом в штабе Округа. Они, конечно, обрадовались, но я, получивший за последние дни столько негатива из разных источников, особой радости не испытывал, по той простой причине, что перестал верить всем, кто «сверху», особенно в Москве. Не стал разочаровывать ребят своими предположениями, а предпочел оставить их до завтра.

На другой день, после обеда, – поехал в штаб Округа. Созвонился с полковником, меня пропустили, провели в управление кадров. По довольному лицу полковника, – почувствовал, что все идет нормально. Так оно и было. Полковник при мне вложил в большой пакет пять личных дел, мое, и еще четырех вновь испеченных сержантов, закрыл его и скрепил сургучной печатью. Попутно сказал, что в моем личном деле – вложено письмо к командованию части с просьбой о предоставлении мне краткосрочного отпуска, по возможности. Вручил конверт, сопроводительное письмо командиру войсковой части, где было сказано, что сержанту Гурковскому поручено сопровождение группы сержантов (пофамильно) к новому месту службы, а также пять солдатских книжек с печатями штаба Округа в том месте, где было указано присвоение званий для четырех младших сержантов. Кроме того, всем пятерым было выдано положенное денежное довольствие за два месяца, деньги на командировочные расходы при переезде к новому месту службы, и пять железнодорожных билетов до города …Полтава, то есть города, где и располагалась войсковая часть, в которой им предстояло продолжить службу.

Я – искренне поблагодарил полковника за все, что они успели сделать за такое короткое время, попросил передать от всех ребят большое спасибо тому благодетелю – генералу и спросил – а как с теми ребятами, что остались в бирюлевской больнице. А их там уже нет, ответил полковник, их перевезли в один из крупных госпиталей, по выздоровлению, они тоже отправятся на службу, тоже младшими сержантами, но уже отдельно от вас.

Вечером, группа из пяти человек сержантов, покинула территорию бывшей школы и двинулась на станцию Бирюлево- товарная. Я уходил последним, закрыл дверь на ключ, чтобы ветром не раскрывало, и оставил ключ в дверях…. Постоял, погладил входную дверь на КПП. Больше года тому назад – вошел сюда в гражданской одежде, только понаслышке зная что-то о воинской службе, а сейчас ухожу уже вполне зрелым младшим командиром, командиром лучшей учебной смены ПОСЛЕДНЕГО выпуска этой школы, бывшего флотского подчинения. А как не хотела школа отпускать меня! Почти два месяца абсолютно незаслуженных мытарств по ликвидации школы, вместо того, чтобы покинуть её стены одним из первых и с определенным почетом. Вместо этого (и после всего пережитого!), меня, с ребятами, чуть ли не тайком выпроваживают из Москвы подальше!…В ночь – группа выехала в Полтаву.

Тот год моего пребывания в Москве, оставил столько положительеного, что я полюбил этот город, в первую очередь за то, что там всегда и быстрее, и объективнее, из первых рук, можно узнать что-то новое, а для меня это было тогда – главное.

В порядке памятных событий из московской жизни, было и мое участие в первомайской демонстрации на Красной площади Москвы в 1960 году. Правда «нелегальное». Я на 1 мая, получив двухдневное увольнение, вместе с семьей троюродного брата, переодевшись в гражданскую одежду, прошел мимо трибуны Мавзолея (Ленина-Сталина), где стояли руководители государства, во главе с Н.С.Хрущевым и этот момент, тоже навсегда остался в моей памяти, как и мои поездки через Красную площадь на машине (смотри материал Причащение, в этом разделе). Кстати, через год, Сталина в Мавзолее уже не было….

Завершился для меня весь этот военный «образовательный» период тем, что я, во главе группы вновь испеченных командиров взводов, оказался в одной из войсковых частей в городе Полтава. Где нас не ждали, но приняли благосклонно, ибо нуждались в таких кадрах.

За несколько дней до нового, 1961 года, я успел принять 1-й взвод четвертой роты, войсковой части, в которой мне предстояло служить ближайшие 4 года, и даже успел стать комсоргом роты (избрали на собрании за два дня до нового года). (Смотри в порядке иллюстрации – роман «Корысть не выходит замуж, корысть – женит на себе»)

На этом мои вспышки памяти о прошедшем десятилетия (Пятидесятые) – обрываются… жизнь продолжалась, уже в новом Десятилетии (Шестидесятые).

Школа

Ученье – действительно Свет. Во всем цивилизованном мире, образованию, особенно первой(школьной) его ступени, придается особое значение.

Возьмите ту же Японию. Страна с ограниченной территорией, высочайшей плотностью населения, не располагающая запасами полезных ископаемых, а занимает ведущее место в мировой экономике. Каждый японец стремится определить своего ребенка в престижный детский сад, престижную школу, престижный Вуз на престижную специальность, твердо зная, что именно хорошее образование и добросовестное его применение – залог будущей обеспеченной жизни.

В России- образование тоже всегда было престижным. Именно как учеба, получение знаний, а не что-то приобретенное, в буквальном смысле- купленное.

Село, всегда с большим интересом относилось к познанию и учебе. Это и понятно, так как определенная информационная недостаточность сельской жизни всегда требовала больше каких-то разъяснений – как общего, так и частного характера. Сельские дети тянулись к знаниям более естественно, городские- больше по необходимости.

Сельский учитель в прежние времена был не просто проводником знаний, а больше воспитателем, идеологом-законником, пропагандистом, законодателем моды в лучшем понимании этих слов. Он пользовался всеобщим уважением. Его знали в селе все, от мала – до велика, и его слово часто было решающим.

Учитель получал регулярно, пусть и небольшую, но приличную, соответствующую времени, зарплату. С ним считалась любая местная власть. Он был примером во всем и везде, как в школе, так и вовне её. Этим, общим для всех педагогов ценностям, отвечало большинство слободзейских педагогов, которые работали в наше школьное время, да и в более поздние времена.

Когда я был школьником, в Слободзее (молдавской) – работали две начальных школы- молдавская и русская РКШ (рабочее-крестьянская школа), а также молдавская средняя № 1.

На русской части села – одна начальная русская (напротив нынешнего хлеб завода), начальная «украинская» и средняя русская школа № 2.

До середины шестидесятых годов 20-го века, дети, заканчивавшие 4 класса русской школы на молдавской части, продолжали обучение в школе № 2 на русской части. Это было довольно неудобно со всех точек зрения, и сдерживало желание детей с молдавской части села учиться на русском языке. Поэтому, уже в начале шестидесятых, в южной части Слободзеи, появилась новая русская школа № 3, где обучаются сегодня дети с обеих частей села. В конце семидесятых появилось и новое здание молдавской школы № 1.

Расскажу о том, как работали школы села в наше время, кто и как нас учил(по моему, возможно и субъективному мнению) и как мы учились.

Время было послевоенное, особое и тяжелое. Так как во время войны школы в основном не работали, то после трех лет оккупации, в школах учились дети разных возрастов. К примеру – я ходил в первый класс, а мой дядя Николай – в четвертый. Мне было семь лет, ему- восемнадцать. В то время еще было обязательное четырехклассное образование, без такого уровня не брали даже в армию.

Мы жили на девятом участке, ныне это улица Горького. Рядом была «украинская» школа. В начале века – это была двухклассная церковно-приходская школа. Многие годы ею заведовал легендарный у наших предков некто батюшка Савва Герасимович. Он был в единственном лице, сам учил, сам воспитывал и наказывал, часто просто «вколачивая» знания. Последним он больше всего и запомнился многим своим ученикам.

Моя бабушка Маня рассказывала, как отвечали уроки её одноклассники. Батюшка спрашивает, к примеру, одного мальчика: «Скильки будэ дважды два?» А в руке держит метровую самодельную буковую линейку, толщиной в палец…. Ученик косится на линейку и неуверенно отвечает: «Пьять». А когда получает удар линейкой по ладони, поправляется: «Шисть». И, после каждого следующего удара линейкой, добавляет: «сим, висим, дэвять, дэсять…). На счете «тринадцать» учитель не выдерживает, лупит его уже ладонью по шее и выбрасывает из класса. Жестко было, но, как показала жизнь- довольно эффективно. Не зря бабушка помнила все школьные стихи и правила до конца своей жизни.

Все ребята нашей улицы учились этой школе, я один и наверное, единственный до сих пор(с нашей улицы) ходил во вторую школу. Это подальше, но так уж сложилось. В первые, послевоенные годы, «украинская» школа, была на самом деле украинской, единственной, по крайней мере, в Слободзейском районе. Как бы это не звучало смешно или грустно, но в этой (четырехклассной) школе тогда культивировались Четыре! Языка. Учились на украинском, русский учили, как общегосударственный язык, молдавский – как республиканский, и немецкий- как иностранный….

В итоге, выпускники этой школы в те времена, после 4-х классов, не знали толком ни одного языка, и основная их масса сразу шла на пополнение колхозных кадров. Некоторая часть продолжала учебу в школе № 2, с 5 класса. Но. Какой бы примитивной ни казалась нам эта начальная школа с высоты сегодняшнего дня, – в течение послевоенных 15–20 лет, коллектив преподавателей и новый директор, Сорочинский Григорий Маркович, вовсе не терялись в общей школьной массе села и района. Школа усиленно росла и развивалась. На большой площади возле школы сделали хороший стадион, рядом различные спортивные площадки, качели, карусели, другие сооружения. Сегодня на той площадке – мало кого увидишь, а в те годы там целыми днями все вращалось, крутилось, работало. Дети занимались и были при деле. Все пацаны нашей улицы – выросли на этом «пляцу» (площади).

Застрельщиком в оборудовании и использовании всего того, что было при школе сооружено, был, конечно, Директор. Помню, на моих глазах, Григорий Маркович, на пару с Иваном Арсентьевичем, учителем географии, крутили «солнце» на качелях. Да так крутили, что выдернули несущие опоры. Пролетев метров 20 через дорогу, они благополучно упали на огород дяди Вани Будяка. Спасло их большое вишневое дерево, только слегка поцарапались.

И наша, вторая школа, выглядела довольно солидно не только в Слободзее, но и в масштабе всего района. Школе тогда повезло, в первую очередь, на директора. Многие десятки лет, с труднейших послевоенных, до более щедрых – восьмидесятых, Евгений Иванович Дидковский успешно руководил работой нашей школы. Через многое прошла школа – сидели вначале на деревянных чурбаках, за длинными, сколоченными из горбылей столами, писали на обрывках газет и чистых листах, вырванных из довоенных тетрадей, слюнявыми «химическими» карандашами.

Не было учебников, специальной и художественной литературы, не было электричества, топлива для печек, а мы- учились. И, как показала жизнь – неплохо учились. По уровню знаний, а это я могу заявить сегодня с абсолютной ответственностью, выпускники нашей школы, разбросанные ныне по всей бывшей великой стране, не только не уступали, а многие далеко опережали своих сверстников и коллег из других регионов, включая зарубежных.

Выпускники слободзейских школ, где они бы не проживали, и какие бы посты не занимали, до сих пор благоговеют, посещая свою родную школу или проходя мимо неё.

Хорошая школа- это как хорошее производство, где, с учетом общих технологических правил, обязательно есть что-то свое, особенное. Особенными в нашей школе были люди-преподаватели.

Когда дают определение-Люди- значит, – это хорошие, настоящие Люди. Это те, вся жизнь которых связана со школой и другой жизни у них – не было. Не всех учителей помнят. Одни приходят и уходят, другие – никогда не уходят, всегда присутствуют, и в сердце, и в памяти.

Я действительно благоговею даже перед именами моих учителей, и без всяких характеристик. Это не просто школьные «долгожители», такие тоже иногда бывают (пусть простят они меня за такое сравнение). Нет. Они были для школы ежедневной необходимостью – как воздух, как хлеб, как вода. Они как бы были и есть всегда, вечно.

Трое Дидковских – Евгений Иванович, Анна Ивановна и Галина Ивановна, Копайгора Василий Федорович, Швыдкий Михаил Иванович, Калошин Иван Андреевич, Задорожняя Анастасия Григорьевна, Гуртовой Николай Тимофеевич, Мартыненко Иван Арсентьевич и многие другие. Без них не было бы 2-й школы, как и без школы – не было бы их. Благодаря Замечательной Анне Ивановне – я люблю литературу и сам много пишу для людей. Благодаря Ивану Арсентьевичу, известному учителю и прекрасному вратарю сборной Слободзеи по футболу, на всю жизнь влюбился в географию, в познание новых мест и всего, что с этим связано

Но для меня, конечно, над всеми этими фамилиями, постоянно высится образ моей первой учительницы, несравненной Александры Филаретовны Дидковской. Более семидесяти лет прошло с того дня, когда я впервые увидел её в первом классе, но до сих пор помню её красивые длинные локоны и жесткую, но очень полезную манеру проведения уроков. Она научили меня читать и писать, и в каждом моем произведении, есть частичка и её души. За это я ей и благодарен всегда. Оставшись уже самым старшим в семейной иерархии, я её считал второй своей матерью. Она вместе с Евгением Ивановичем, сколько были живы, – всегда радовались моим удачам и поддерживали в неприятные минуты, называя своим вторым сыном, особенно- после ухода их единственного сына, Володи, моего одноклассника.

Вот это и есть по большому счету ШКОЛА. Школа жизни.

Хотел бы обратиться ко всем нынешним слободзейцам. Оглянитесь вокруг, посмотрите- может кто-то остался из ваших первых учителей. У каждого они могут быть разные. Обратите на своих бывших и нынешних учителей внимание. Иногда можно просто позвонить, проведать или поздравить, в чем-то помочь или поддержать. Сейчас им это особенно необходимо. Родители дали нам жизнь, научили ходить-говорить, учителя – научили нас жить, научили мыслить, а это – тоже немало. Давайте не забывать об этом.

И – еще- никогда не забывайте Свою Школу!!!

Женская Доля

Светлой Памяти моей первой учительницы, из Слободзейской СШ № 2Дидковской Александре Филаретовне,посвящается…Помните, как у Н.А. Некрасова: «Доля ты русская, долюшка женская… Вряд ли труднее сыскать…».

В нашем случае, эти слова в самую точку, в самое сердце…Были и есть на свете люди, были, есть и будут учителя. Многих знал и видел, со многими вместе работал. Сам преподавал многие годы в Госуниверситете. Имею какое-то право давать определенные оценки тем, кто выбрал нелегкий, а сегодня и неблагодарный, путь педагога. Прямо скажу – есть люди – учителя, а есть еще Учителя – Люди. Вот об одном таком Учителе, нашем земляке- слободзейце и пришла пора рассказать. Педагоге из обоймы главного калибра, который, собственно говоря, всегда формировал фундамент всего школьного образования, то есть, учителе младших классов. Именно эти люди закладывают в души и разум детей не только первичные знания по отдельным предметам школьной программы, начиная с первой буквы алфавита и написания первого слова, а и впервые открывают ребенку двери в мир жизни.

Учителям начальных классов во много раз тяжелее работать с детьми, чем учителям – предметникам. Им приходится заполнять внутренний мир каждого ученика буквально с нуля. Уже начиная с 4–5 класса, дети не задают жизненных вопросов, типа – почему вода в речке течет или солнце всходит и заходит, а соль соленая, а сахар почему сладкий…Все это они уже «узнали» в начальной школе и пришли в старшие классы подготовленными.

Коэффициент полезной отдачи преподавателя младших классов, в силу таких обстоятельств, конечно выше. Даже не по обязанности, а по сути. С обязательным присутствием определенной доли нежности. Если работать с рассадой овощных культур и многолетних насаждений, приходится больше с нежностью физической, то, работая с «рассадой» человеческой, коей являются ученики младших классов, не обойтись без нежности душевной, сердечной, если хотите. И каждому в отдельности, вложить частичку себя. Не всем это дано (вложить), значит, не всем выпало и получить…

Мне повезло. Много лет назад, 1 сентября 1947 года, я пришел в 1-й класс Слободзейской средней школы № 2 и впервые увидел ее, …свою первую учительницу, Александру Филаретовну Дидковскую. Вижу тот день и сегодня: молодая, красивая, большая (мы-то все маленькие), светлые волосы длинными такими локонами, строгая на вид…

Признаюсь, момент первого знакомства, мне запомнился на всю жизнь, а вот обратное действие – какими мы ей показались при этом, мне представилось, только сейчас, когда уже ни учителя, ни многих одноклассников нет на свете. Я представил себе, какими она увидела нас… Нас, родившихся до войны, нас, оставшихся в живых, после трех лет вражеской оккупации и страшнейшего голода, в зиму 1946-47 годов. «Обтянутые кожей кости, большая голова и огромные глаза «(это она обо мне, первокласснике, запомнила) и жадность к знаниям». Да, для нас школа тогда, была окном в мир. Дома – ни одной книжки и, хотя я к школе умел уже читать – читать было нечего, а интересно.

Мама моя тогда работала в райисполкоме, ныне старом двухэтажном здании, рядом с бывшим сельсоветом на молдавской части села. Там, в подвале, располагалась в то время редакция районной газеты «Каля сталинистэ» (Сталинский путь). Как-то мне редактор подарил новогодний номер газеты (под 1947 год), вот я и читал этот номер восемь месяцев. До самого начала учебного года. Газета вся истерлась, а я берег ее от приходящих взрослых, чтобы на курево не порвали. Я это к тому, что в школу мы шли с охотой и тем, кто умел читать – разрешили брать книги из школьной библиотеки. Это было здорово.


4-а класс. 1951-й год

Наш первый класс – А, хотя был для нее первым с начала до конца, то есть на весь начальный цикл – 4 года, но до нас, она и другие преподаватели, «подтягивали» бывших довоенных учеников, на период войны оторванных от школы. Кто закончил один-два-три класса да начала войны – начиная с 1944 года – доучивали до 4-х классов. Тогда это был обязательный образовательный уровень. Без 4-х классов- не брали даже в армию. Вот и ходили великовозрастные ребята в младшие классы. Дядя мой, например, ходил в 4-й класс, когда я пошел в первый, но мне было 7 лет, а ему – 18…Как доучивали довоенных школьников – это отдельная тема. Не было у них ни парт, ни книг. Писали на полях газет, на вырванных чистых листах из довоенных тетрадей, сшитых нитками. Не было ничего, ни тепла, ни света, ни еды, ни одежды…

Несколько прибывших учителей с разных мест, разгребали все эти «завалы». Среди них и молодая чета Дидковских, Евгений Иванович и Александра Филаретовна. Офицер-фронтовик, Евгений Иванович, был назначен директором школы (того, что от нее осталось), Александра Филаретовна, стала учительницей младших классов. Он по крупицам собирал школу по большому счету, она ковала ее фундамент, ибо без начального образования не могло быть у школы будущего. А до этого – он был на фронте, а она три года мыкалась с годовалым ребенком по оккупированной врагом Украине…

Я никогда не спрашивал у нее, как она жила в годы оккупации, так как моя мать прошла точно такой же путь. И не дай Господь кому-то его повторить…

Довольно долго семья Дидковских жила при школе. Это было очень неудобно со всех сторон. Даже белье приходилось после стирки вывешивать по ночам, в школьном же дворе. Получалось так, что они находились в школе круглосуточно – и работали и жили. Был у них единственный сын, Володя, мой ровесник и одноклассник. Ему в нашем классе было труднее всех. Мама-учительница сразу и на все 4 года, посадила его на первую парту, рядом со столом учителя. Была у нее довольно солидная дубовая указка, она почти постоянно держала ее в руках и довольно часто Володя, попадал в сектор деятельности этой «указки»… Учительница никогда никого той указкой не трогала, кроме сына…Он принимал «указания» за нас, за всех, все 4 года… По учебе мы вдвоем шли ровно. Конечно, у меня условия и возможности, были похуже, но учился я легко и с интересом. Учительница это понимала и, зная мой энергичный характер, на все эти годы, отправила меня на последнюю парту, подальше от греха. Володя моему месту очень завидовал, но ничего изменить не мог, пока мы не перешли в 5-й класс.

Для Александры Филаретовны, мы были как родные дети. Даже среди нас, обездоленных судьбой в целом, были дети, где в семье одна мать и двое-трое детей еще. Сам видел, особенно в первые наши совместные годы, как она на перемене, шла к себе в квартиру и вела мальчика или девочку, чтоб чем-то подкормить, или во что-то приодеть. То какой-то пирожок ткнет кому-то в руку или кусочек хлеба с подсолнечным маслом, то еще что-нибудь. Она видела, кому совсем плохо и старалась как-то незаметно (мы были голодные, но гордые!), чем-то помочь.

Оживала страна, оживали и мы, дети войны. Пролетели 4 года. Мы все перешли в 5- й класс, а Александра Филаретовна, опять приняла 1-А класс, чтобы снова наполнить уже новых ребят своими знаниями, добротой, заботой и лаской. И так повторялось десяток раз. Всю ее отданную детям (читай людям) жизнь. Возможно кому-то это покажется неинтересным, однообразным и утомительным, но она так не считала, да и все такие, как она, подвижники, тоже… Кроме упомянутой семьи Дидковских, уже в старших классах, меня учили – сестра Евгения Ивановича – Анна Ивановна Дидковская и ее муж, Василий Федорович Копай-Гора. Позже, в начале пятидесятых, на работу в школу пришла и их младшая сестра – Галина Ивановна Дидковская. Более сотни лет династия Дидковских держала высокую марку учителя в нашей школе. Они были Учителями и людьми с заглавной буквы. И именно при них, было построено новое здание школы, а сама школа прочно вошла в разряд лучших в районе.

В 1954 году – я уехал поднимать целину в Казахстан. Приезжая в отпуск, узнавал новости, в том числе и по семье Дидковских. Евгений Иванович и Александра Филаретовна, так и работали в нашей школе. Построили новый дом, красивый, просторный, в хорошем месте, ушли, наконец, с территории школы и зажили счастливо…

Володя окончил школу, потом институт, женился, защитил кандидатскую диссертацию, получил степень кандидата химических наук и работал в известном НИИ в Киеве. Регулярно приезжал в отпуск. Помогал и радовал отца с матерью успехами по службе и нормальной семейной жизнью…

После 22 лет отсутствия, вернулся в Слободзею и я. Не стал сразу, как говорится, лезть в глаза и напоминать о себе знатным родственникам и своей первой учительнице. После нас у нее уже прошли многие десятки выпусков, всех и не упомнит. Но случилось так, что в конце 1981 года, группу лучших пропагандистов партийной, комсомольской и экономической учебы Слободзейского района, направили в порядке поощрения, на экскурсию, в Ленинград. В составе группы оказался я и Евгений Иванович Дидковский. Он так и был в то время директором 2-й школы. Как-то вечером разговорились, я спросил, у него, как там Александра Филаретовна, как Володя. Евгений Иванович внимательно на меня посмотрел, да как закричит: «Так это ж, Вася – чемпион, Гурковский!? Где же ты был эти 25 лет?».

Дело в том, что однажды когда я еще учился в 7-ом классе, мы сидели в аудитории, учитель запаздывал, ну я и решил показать «класс», пока никого нет… Я сказал одноклассникам, что прыгну со стола учителя – на подоконник…Задом… Там было довольно далеко, «передом» не каждый допрыгнет, но я был тогда чемпионом района по прыжкам в длину, ну а в школе – прыгал с места дальше десятиклассников, поэтому и решил сделать уникальный прыжок. И все бы обошлось, но именно в тот момент, когда я уже начинал прыгать – открылась дверь, и вошел наш директор, Евгений Иванович, с каким-то мужчиной (позже оказалось, что это был инспектор РОНО…). Они сорвали мне прыжок и я, потеряв равновесие, вылетел на улицу через стекло, благополучно приземлился на спину, хорошо, что был первый этаж. Мне потом ребята рассказывали, что и директор и инспектор, были сперва в шоке, но, подойдя в разбитому окну, увидели, как я убегая, перемахнул через церковный забор (церковь была рядом) и непроизвольно рассмеялись. И вот через 27 лет, директор вспомнил мой уникальный прыжок, наверно больше подобного не было. Пригласил меня к ним домой. По приезду, я посетил их, пообщались, и с тех пор, все эти годы, мы поддерживали отношения, близкие к родственным. Уже они оба были на пенсии, жили по-доброму. Радовались Володиным и моим успехам.