Умному человеку нет смысла слушать все подряд:
он и так догадается.
Раболепная посредственность – вот кто всего добивается.
Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку.
Любовь к изящной словесности несовместима с усердием к делам службы.
Клиент, хоть сколько-нибудь сведущий, всегда знает свое дело лучше иных адвокатов: адвокаты из кожи вон лезут и надрываются до хрипоты, лишь бы показать свою осведомленность решительно во всем, кроме, впрочем, самого дела, но вместе с тем их весьма мало трогает то обстоятельство, что они разорили клиента, надоели слушателям и усыпили судей…
Заставьте самого беспристрастного судью разбирать свое собственное дело и посмотрите, как он начнет толковать законы!
Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна.
Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает; прикидываться, что слышишь то, что никому не понятно, и не прислушиваться к тому, что слышно всем; главное, прикидываться, что ты можешь превзойти самого себя; часто делать великую тайну из того, что никакой тайны не составляет; запираться у себя в кабинете только для того, чтобы очинить перья, и казаться глубокомысленным, когда в голове у тебя, что называется, ветер гуляет; худо ли, хорошо ли разыгрывать персону, плодить наушников и прикармливать изменников, растапливать сургучные печати, перехватывать письма и стараться важностью цели оправдать убожество средств. Вот вам и вся политика…
Политика – искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей. Выгода – ее цель, интрига – средство…. Повредить ей может только порядочность.
Небо всегда покровительствует невинности!
Чистосердечное раскаяние ничем не отличается от любого хорошего поступка: оно тоже приносит награду.
Робким человеком помыкает любой проходимец.
Когда поддаешься страху перед злом, то уже начинаешь чувствовать зло страха.
Умный человек никогда не станет связываться с сильным.
Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.
Ох уж эти женщины! Если вам нужно, чтобы самая из них простодушная научилась лукавить, заприте ее.
Женщины очень любят, когда их называют жестокими.
Когда женщина сердится, здравого смысла в ее речах не ищи!
О женщина!.. Создание слабое и коварное!..
Если принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, способных быть слугами?
Недаром женской верности придавали такое огромное значение! Общественное благо, общественное зло связаны с их поведением. Рай или ад в семье вызываются исключительно той молвой, какая идет про женщин, а зависит молва только от них самих.
Так отрадно, когда тебя любят ради тебя самого.
Могут ли покой и любовь ужиться в одном сердце?
Время – честный человек.
…Любви – только сладостна тайна, Придает она прелести ей!
Наши жены думают, что если они нас любят, так это уже все. Вбили это себе в голову и уж так любят, так любят (в том случае, если действительно любят) и до того предупредительны, так всегда услужливы, неизменно и при любых обстоятельствах, что в один прекрасный вечер, к вящему своему изумлению, вместо того чтобы вновь ощутить блаженство, начинаешь испытывать пресыщение.
Ветер, задувающий свечу, раздувает огонь в жаровне.
Если мы ищем на стороне того наслаждения, которого не находим у себя дома, то это потому, что наши жены не владеют в достаточной мере искусством поддерживать в нас влечение, любить всякий раз по-новому, оживлять… прелесть обладания прелестью разнообразия.
Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
Немалое благо для семьи – изгнание из нее негодяя.
Чтобы рассуждать о предмете, вовсе не обязательно быть его обладателем.
Из всех шутовских вещей брак – самая шутовская.
Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек. Наиболее виновные – наименее великодушны, это общее правило.
У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.
Только мелкие людишки боятся мелких статеек.
Интрига рано или поздно губит того, кто ее начал.
Гнев добрых людей – это не что иное, как настоятельная потребность прощать.
У бедняка не должно быть ни единого недостатка.
Всеисцеляющего средства не существует.
Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.
В определенном возрасте порядочные люди прощают друг другу ошибки и прежние слабости, бурные же страсти, которые проводили между ними резкую грань, уступают место нежной привязанности.
Мы ни в коем случае не должны смешивать критику общую, составляющую одну из благороднейших целей искусства, с гнусной сатирой, направленной против личностей: первая обладает тем преимуществом, что она исправляет, не оскорбляя.
БОШЕНЭДМ-ПЬЕР БОШЕН (1748–1824) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ-МОРАЛИСТ.
Честь мужчины до того различна от чести женщин, что последняя смотрит на первую как врага своего.
Привычка противоречить есть болезнь ума, которая иногда вредит сердцу.
Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.
Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка.
БРАНТСЕБАСТЬЯН БРАНТ (ОК. 1458–1521) – НЕМЕЦКИЙ ПИСАТЕЛЬ-ГУМАНИСТ. АВТОР АНТИФЕОДАЛЬНОЙ КНИГИ САТИРИЧЕСКИХ СТИХОВ «КОРАБЛЬ ДУРАКОВ».
Кто сует повсюду нос, Бывает часто бит, как пес.
Давать советы все не прочь, Не зная, как себе помочь.
Все преходяще, быстротечно, И лишь наука долговечна.
Кто слишком легковерен, тот Себя до петли доведет.
Признавший сам себя глупцом Считаться вправе мудрецом, А кто твердит, что он мудрец, Тот именно и есть глупец.
Язык у человека мал, А сколько жизней он сломал, Свой проявляя низкий норов, – Виновник сплетен, склок, раздоров!
Кто вечно только модой занят – Лишь дураков к себе приманит.
Старик-дурак себя погубит, Коль он порок и кривду любит.
Глупцов глупей, слепцов слепей Те, кто не воспитал детей.
…Учится ребенок У мудрого отца с пеленок. (Кто думает не так – дурак, Ребенку и себе он враг!)
Знания приумножая, Чужие посещать края Считаю делом добрым я.
А нравственность, влеченья, знанья Зависят лишь от воспитанья.
Да, ни в богатстве, ни во власти Нет без морали людям счастья.
Так не поранит острый нож, Как ранит подлой сплетни ложь.
Кто себялюбью лишь послушен, А к пользе общей равнодушен, Тот – неразумная свинья: Есть в общей пользе и своя.
Кто, дело сделав, ждет совета, Тому не впрок ни то, ни это, А кто заране все обсудит, Тот в дураках потом не будет.
Кто женский пол чрезмерно любит, В себе живую душу губит: Как богу богово воздать, Коль слишком дамам угождать?
Хоть будь красавицей жена, Но если дурой рождена, С ней, как с глухой кобылой, мука…
Когда б не пьянство, то вовек Не знал бы рабства человек!
Кто много должностей имеет – Ни на одной не преуспеет. И тех, кто служит там и тут, И там и тут напрасно ждут.
Делами заработай право Других учить себе во славу.
Известно испокон веков: Новинка – слабость дураков.
Когда родители умны И добродетельно-скромны, То благонравны и сыны.
Царят на свете три особы, Зовут их: Зависть, Ревность, Злоба.
Нет вражды неукротимей, Чем ненависть между своими!
Муж ласков, коль жена нежна, И он суров, коль зла жена.
Нищенствовать тяжело Тому, кто истинно в беде – Противостать не смог нужде. А дармоед, само собой, Доволен нищенской судьбой.
Язык иной жены для мужа Врага отъявленного хуже.
Ловушек нет страшней на свете, Чем тайные силки и сети, Что женщины спокон веков Плетут для ловли дураков.
Три вещи мир бросают в дрожь (Четвертой не переживешь): Вдруг ставший барином холоп, Обжора, пьяный остолоп И тот, кто плоть и дух свой слабый Связал со злобной, грубой бабой.
Худая кровля не страшна – Страшна сварливая жена! Что сатана тому бедняжке, Кто с ведьмой жил в одной упряжке?
Дурак вовек не может снесть, Что он таков, каков он есть!
В чести и силе та держава, Где правит здравый ум и право, А где дурак стоит у власти, Там людям горе и несчастье.
БРАНТОМПЬЕР БРАНТОМ ДЕ БУРДЕЙ (ОК. 1540 —?) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ. ПРИДВОРНЫЙ, ЗАНЯВШИЙСЯ ЛИТЕРАТУРОЙ ВСЛЕДСТВИЕ ПАДЕНИЯ С ЛОШАДИ, КОТОРОЕ НА ПОЛТОРА ГОДА ПРИКОВАЛО ЕГО К ПОСТЕЛИ.
Глаза первыми вступают в любовную схватку, и сладостен тот миг, когда взору нашему предстает нечто редкое и чудное по красоте.
Есть ли в мире что-нибудь прекраснее красивой женщины?!
Никогда не удастся природе создать женщину столь совершенную во всем, какую рождает резец, кисть и пламенная душа вдохновенного художника.
Отвага – одна из прекраснейших черт наших очаровательных дам.
БРУНОДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600) – ИТАЛЬЯНСКИЙ ФИЛОСОФ-ПАНТЕИСТ И ПОЭТ. ОБВИНЕН В ЕРЕСИ И СОЖЖЕН ИНКВИЗИЦИЕЙ В РИМЕ. СТАЛ СИМВОЛОМ УЧЕНОГО, ДЛЯ КОТОРОГО ВЕРНОСТЬ ИСТИНЕ ДОРОЖЕ ЖИЗНИ.
Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом.
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все.
Стремление к истине – единственное занятие, достойное героя.
Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.
Нет такого тяжелого труда, который любовь не делала бы не только легким, но даже приятным.
Искусство восполняет недостатки природы.
Истина истине не может противоречить.
Одна истина освещает другую.
Капля долбит камень не силою, а часто падая. Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.
Страх смерти хуже, чем сама смерть.
БУАЛОНИКОЛА БУАЛО (1636–1711) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЭТ, ТЕОРЕТИК КЛАССИЦИЗМА. АВТОР ПОЭТИЧЕСКОГО ТРАКТАТА «ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО».
Только истина прекрасна, лишь она любви достойна.
Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает.
Остерегайтесь шутить в ущерб здравому смыслу.
Лучше невежество, чем ложные знания.
Гнев величав и выспренных требует слов.
Всякий глупец найдет еще большего глупца, который станет им восторгаться.
БУФФЛЕРСТАНИСЛАС ЖАН ДЕ БУФФЛЕР (1737–1815) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ.
Ревность – сестра любви, подобно тому как дьявол – брат ангелов.
Рассуждать о любви – это терять рассудок.
О женщинах всегда найдется сказать что-нибудь новое, пока хоть одна из них останется на земном шаре.
Нравственность должна быть полярной звездой науки.
БХАСАБХАСА (III–IV ВВ.) – ИНДИЙСКИЙ ДРАМАТУРГ.
Даже с богами обходятся свысока, если не узнают их.
Со временем беду сменяет радость, Как в ободе колесном спица спицу.
Расположенье наше и вражда всегда от нас самих зависят.
Слова провидцев бесплодными судьба не оставляет.
Идти в сраженье с ратью неверною – Все равно что жить с неверной супругой. Людей достойных и гостеприимных Ты без труда отыщешь в этом мире, Куда труднее встретить человека, Который бы ценил таких людей.
Принимаясь за трудное дело, верных слуг отыщи сначала, Их достоинства и пороки оцени по достоинству прежде, А потом судьба, от которой все успехи наши зависят, Сможет выбор твой оценить.
Мир, поход, война и укрепленья, Разделенье сил и дружба с сильным – Вот шесть способов политики владык.
Прежде всего я желаю, чтоб зять мой был славного рода, Также, чтоб был милосерд, ибо в этом великая сила, Также красив: не важна миловидность для дела, Но для женитьбы важна. Также желаю, чтоб он В будущем был для супруги надежной защитой.
Найти для дочери мужа – вот забота отца. Все остальные заботы берет на себя судьба.
Сперва лишается рассудка Тот, кто на гибель обречен!
Тому, кто достиг исполненья желаний, Легче бремя невзгод, и не страшна смерть Накопившему сокровище благочестивых деяний.
Тот, кто слаб, отрекается сразу от действий, Кто нетверд, тот свернет с полпути пред преградой. Только сильный презрит полосу неудач – Он один насладится счастливым исходом.
Люди, занимающиеся государственной политикой, становятся врагами или друзьями или остаются равнодушны друг к другу в силу политических соображений, а не по личной склонности, как обыкновенные люди.
Лучших друзей во врагов обращая, Злейших врагов превращая в друзей, Людям даруя второе рожденье, Память о прошлом стирает интрига.
Ко возвысился – зависть внушает неправедным людям. Чем ты выше поднялся, тем больше падения бойся.
Будет даже радость нам не в радость, Если ею не с кем поделиться. Ни к чему богатство, если с другом Ты его не можешь поделить!
Трешь щепку о щепку – добудешь огонь, Копаешь колодец – и воду добудешь. Упорный достигнет того, чего хочет: Усердье и разум к успеху ведут.
БЭКОНФРЭНСИС БЭКОН (1561–1626) – АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ, РОДОНАЧАЛЬНИК АНГЛИЙСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. ЛОРД-КАНЦЛЕР ПРИ КОРОЛЕ ЯКОВЕ I.
Ветхий Завет считает благом процветание, Новый Завет – напасти.
В жизни – как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, да и длинная не многим чище.
Что, в сущности, дурного в том, что себя мой друг любит больше, чем меня?
Деньги – как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку. Сам по себе муравей – существо мудрое, но саду он враг.
Бывает, что человек отлично тасует карты, а играть толком не умеет.
Друзья – воры времени.
Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем больше он демонстрирует свою задницу.
Всякий, кто любит одиночество, либо дикий зверь, либо Господь Бог.
Красивое лицо является безмолвной рекомендацией.
Время есть величайший из новаторов.
Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к падению человека; но милосердие не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку.
Выбрать время – значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну.
Счастье продает нетерпеливым людям великое множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым.
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
Знание есть сила, сила есть знание.
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою, пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе.
Умение легко перейти от шутки к серьезному и от серьезного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи.
Молчание – добродетель дураков.
Гений, ум и дух нации обнаруживаются в ее пословицах.
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы, но чтобы мыслить и рассуждать.
Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами.
Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров.
Наука есть не что иное, как отображение действительности.
Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.
Есть книги, которые надо только прочитать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить.
Длинные речи способствуют делу настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе.
Умеющий молчать слышит много признаний, ибо кто же откроется болтуну и сплетнику.
Кто ведает лишь свои дела, мало находит пищи для зависти.
Никакая страсть не околдовывает человека, как любовь или зависть.
Жаден человеческий разум. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше.
Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
Скрытность – прибежище слабых.
Краска стыда – ливрея добродетели. Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести.
Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок.
Кто стремится занять почетное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу; а вот кто замышляет быть единственной фигурой среди пешек, тот позор для своего времени.
Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.
Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская – совершенствует его, а безнравственная – развращает и унижает.
Дети делают труд радостным, но неудачи кажутся из-за них более огорчительными; благодаря детям жизнь кажется более приятной, а смерть – менее страшной.
Заметьте… как мало действует приближение смерти на сильных духом, ибо каждый из них до конца остается самим собой. Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.
Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели.
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.
Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
Манеры выказывают нравы подобно тому, как платье обнаруживает талию.
Сдержанность и уместность в разговорах стоят больше красноречия.
Истина есть дочь времени, а не авторитета.
К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя. Чрезмерная откровенность столь же неблагоприлична, как совершенная нагота.
Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу.
Строгость рождает страх, но грубость рождает ненависть.
Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.
Судьи должны помнить, что их дело – истолковать закон, а не даровать его.
Один несправедливый приговор влечет больше бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми: последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник.
Кто чрезмерно чтит старину, становится в новое время посмешищем.
Возможность украсть создает вора.
Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его.
БЮФФОНЖОРЖ ЛУИ ЛЕКЛЕРК ДЕ БЮФФОН (1707–1788) – ФРАНЦУЗСКИЙ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, ИНОСТРАННЫЙ ПОЧЕТНЫЙ ЧЛЕН ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.
Одна из самых тяжелых потерь – потеря времени.
Пустыня есть безусловное уединение, в тысячу раз более страшное, чем уединение лесов, потому что деревья все-таки существа для человека.
Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем.
Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чем мы почерпаем счастье.
Черные глаза имеют более силы выражения и более живости, но у глаз голубых более кротости и нежности.
ВАСИЛИЙ IВАСИЛИЙ I МАКЕДОНЯНИН (ОК. 836–886) – ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР, ОСНОВАТЕЛЬ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ. ИЗ КРЕСТЬЯН ФЕМЫ МАКЕДОНИЯ.
Чтобы царство свое сохранять в добродетели, что делать другим запрещаешь, сам никогда не делай: страшно подданным узнавать о злодеяниях власти.
От вина утомленный ум становится подобен плохому конюху, который не может повернуть колесницу: сам дергается, коня туда и сюда задергал, и видящих то забавляет; так у страдающего от вина всегда есть потребность в нем, и душа его пребывает в грехе.
Не так согрешает обидчик, как тот, кто обиду допустит. Без труда ты сделаешь другом, кого захочешь, стоит только хорошее нечто сказать о нем, когда его нет при том разговоре, о котором много желающих ему сообщить. Началу дружбы способствует похвала, началу вражды – порицание.
Если закона нет, то примером своим подвластным служи – и неизбывную память оставишь о своем правлении.
Из тех, кто рядом с тобою, поощряй не тех, кто все, что ты сделал, превозносит, но тех, кто сурово бранит тебя за твои ошибки.
Бесполезны труды такого врача, который больного не вылечит, и суетно то философское слово, которому не исцелить душевных страданий.
Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (ОК. 330–379) – ЦЕРКОВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ТЕОЛОГ, ФИЛОСОФ-ПЛАТОНИК. ЕПИСКОП Г. КЕСАРИЯ.
Добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает.
Не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы» – верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться.
Злой не видит, что является злом.
Целомудрие в старости – не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается.
Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.
Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.
Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся.
Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.
Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.
Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим.
Когда веселится сердце, расцветает лицо. Глупые богаты скорее сном, чем богатством.
Сверх меры подобает спать мертвым, а не живым.
Опечалил ли кто тебя – не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.
ВИЛАНДКРИСТОФ МАРТИН ВИЛАНД (1733–1813) – НЕМЕЦКИЙ ПИСАТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Великие люди ничего не делают наполовину.
Неучу все представляется возможным.
Минутное удовольствие часто бывает причиной долгих страданий.
Правда, дети должны – пока они остаются детьми – быть руководимы родительскою властью, но в то же время должны быть подготовляемы к тому, чтобы не всегда оставаться детьми.
ВИШАКХАДАТТАВИШАКХАДАТТА – ИНДИЙСКИЙ ДРАМАТУРГ VII В. (ПО ДРУГИМ ИСТОЧНИКАМ V–VI ВВ.).
Верность труса иль глупца – не опора господину.
Не предаст слуга господина, Если тот обладает властью, И в несчастье властелина не бросит, Если верит в его возвышенье. Но когда уже умер властитель, Кто продолжит бескорыстную службу В благодарность за минувшую милость?
Кто не смог объединить в сердце доблесть, ум и верность, Те – наложницы царей, а не истинные слуги!
Ум и храбрость – звук пустой, если преданность забыта.
Множество выгод предательство нынче сулит, Подвигом сделалась преданность для человека.
Неподобающая честь горше обиды.
Почерк ученых неразборчив, даже когда пишут они со стараньем.
ВОВЕНАРГЛЮК ДЕ КЛАПЬЕ ВОВЕНАРГ (1715–1747) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ.
Высокая должность избавляет иногда от необходимости иметь еще и дарования.
Великие люди бывают подчас велики даже в малом.
Великие короли, полководцы, политики, замечательные писатели – все они люди; пышные эпитеты, которыми мы себя оглушаем, ничего не могут прибавить к этому определению.
Для того чтобы творить великие дела, нужно жить так, будто и умирать не придется.
Прежде чем ополчиться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие.
Иные живут счастливо, сами того не зная.
Мало бывает несчастий безысходных: отчаяние более обманчиво, чем надежда.
Надежда – единственное благо, которым нельзя пресытиться.
Глупо ласкать себя надеждой, будто мы способны убедить других в том, чему и сами не верим.
Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
Истина – солнце разума.
Ясность украшает глубокие мысли.
Где темен стиль, там царствует заблуждение.
Лжецы угодливы и кичливы. Мы многому верим без доказательств, и это естественно.
Искусство нравиться – это искусство обманывать.
Все люди рождаются искренними, а умирают лжецами.
Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.
Милосердие предпочтительнее справедливости.
Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства – разве что она приносит нам прямую выгоду.