Книга Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы - читать онлайн бесплатно, автор Ефим Иосифович Пивовар. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы
Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы

В данной работе уже отмечались позиции Содружества Независимых государств в мировом производстве углеводородов – нефти, газа, угля. Для целого ряда стран СНГ экспорт энергоносителей является серьезным, а для ряда стран и важнейшим направлением их экспорта и драйвером дальнейшего стабильного развития. Обратимся к конкретным статистическим показателям по данному сегменту индустриального облика стран Содружества.

В таблице 5 приведены данные по добыче угля странами СНГ. Как мы уже писали доля объединения в мировом производстве угля составила 8 %.


Таблица 5

Добыча угля в странах СНГ (млн. тонн)[72]


На душу населения, кг


За последние два десятилетия наблюдался постоянный рост добычи угля в целом ряде стран СНГ. Лишь 2020 год свидетельствует об определенном спаде добычи и по СНГ в целом, и в главных угледобывающих странах – России и Казахстане. Что касается Украины, то резкий спад производства угля в стране проявился в последние десять лет и сократился с 76,8 млн. тонн в 2010 г. до 30,0 млн. тонн в 2020 г. Вместе с тем, все угледобывающие государства – члены Содружества в настоящее время добывают свыше полмиллиарда тонн угля в год и за последнее двадцатилетие рост добычи составил около 31 %, в доковидном же 2019 году этот рост по сравнению с 2000 годом составил 42,4 % Больше всего на душу населения производит угля Казахстан, на втором месте по этому показателю – Российская Федерация, на третьем – Украина. А в целом на долю угольной промышленности Российской Федерации в настоящее время приходится около 73 % всего угля, добываемого в странах СНГ, доля Казахстана составляет около 20 %, Украины – 5,5 %.

Обратимся теперь к статистическим данным по производству нефти странами Содружества Независимых Государств. В целом СНГ добывает 11 % мирового производства нефти, то есть не менее каждого десятого галлона. В таблице 6 представлены сведения о добыче нефти странами Содружества за 2015–2019 годы.


Таблица 6

Добыча нефти, включая газовый конденсат (миллионов тонн)[73]


Добыча газа (млрд. куб. метров)[74]


За эти годы страны СНГ стабильно добывали около 670–700 млн. тонн нефти и газового конденсата в год. Производство этого продукта постоянно росло в Российской Федерации и Казахстане и незначительно снизилось в 2017–2019 годах в Азербайджане. Удельный вес добытой российскими нефтяниками нефти составил по состоянию на 2019 г. более 79 %, Казахстанская нефть составила – свыше 13 %. А на долю Азербайджана приходилось около 5,3 % всей добываемой странами СНГ нефти.

Четверть всего газа, добываемого в мире, приходится на страны СНГ. Лидер по производству газа Российская Федерация. См. таблицу 6. На ее долю приходится по состоянию на 2019 год 76,6 % добычи. Три страны СНГ производили примерно равный объем газа – Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. На долю этих центральноазиатских республик приходилось 18,7 % добытого в СНГ природного газа, 24,5 млрд. кубометров газа добыто было Азербайджаном.

Как мы уже отмечали выше, страны СНГ занимают серьезные позиции в мировой электроэнергетике. Таблица 7, характеризует динамику производства электроэнергии в странах Содружества.


Таблица 7[75]

Производство электроэнергии


В целом страны СНГ демонстрируют постоянный рост производства электроэнергии. Существенен он и в промышленной продукции целого ряда стран – Российской Федерации, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Туркменистана. Определенный прирост производства электроэнергии демонстрировали и такие страны как Таджикистан. Небольшие показатели прироста производства электроэнергии имели место в Армении и Кыргызстане. Отрицательная динамика проявила себя на Украине и практически не росло производство электроэнергии в Молдове.

Таблица 8 характеризует производство зерна в странах Содружества Независимых Государств. Практически почти на всем протяжении последних двух десятилетий наблюдался рост его производства. А в ряде стран Содружества валовый сбор зерне удвоился, или превышал этот показатель. Это было характерно для таких стран Содружества, как Российская Федерация, Украина, Азербайджан, Таджикистан, или почти достиг этого уровня (Казахстан. Беларусь, Узбекистан). Сбор зерна снизился только в Молдове и Туркменистане.


Таблица 8[76]

Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки)


В определенной степени эти выводы коррелируются с данными об экспорте стран Содружества (см. Таблицу 9)

Страны СНГ демонстрировали постоянный рост экспорта своей продукции, ряд из них был и остается крупными экспортерами зерна в мире. В целом рост экспорта стран СНГ за последние два десятилетия вырос более чем в 4 раза. Вместе с тем приведенные нами данные по другим интеграционным объединениям и ведущим мировым экономикам свидетельствуют, что у стран СНГ есть еще и существенные резервы по наращиванию своих экспортных возможностей.


Таблица 9[77]

Экспорт (млрд. долларов США)


В течение 30 лет существования СНГ на постсоветском пространстве был создан ряд организаций, как дополняющих функции СНГ, так и ставящих под сомнение значимость Содружества.

Сам прецедент существования сразу нескольких организаций интеграционного спектра прямо свидетельствует об ограниченном характере интеграционного процесса по линии СНГ. При том, что членами СНГ был принят целый ряд документов, направленных на развитие экономической интеграции, логика действий политический элит ряда государств говорит о том, что на сегодняшний день все серьезные экономические проекты на постсоветском пространстве организуются и реализуются посредством двусторонних и многосторонних соглашений, а не через коллективные механизмы СНГ.

Можно констатировать, что разноуровневость и непоследовательность рыночных реформ «разорвали» единый хозяйственный механизм плановой экономики на национальные зоны. Страны СНГ вышли на разные траектории формирования рыночных хозяйственных механизмов.

Вместе с тем, значительным фактором, влияющим на интеграцию в рамках СНГ, является завершение транзитного периода в экономике стран Содружества. За прошедшие с момента распада СССР годы новые независимые государства «в основном вышли из трансформационного спада, связанного со сломом старой хозяйственной системы. Они значительно продвинулись в сторону рыночной экономики, сформировали основные рыночные институты и хозяйствующие субъекты.

Часть постсоветских элит выступает за последовательное реформирование СНГ. Так, Первый Президент РК Н. Назарбаев в одном из интервью заметил: «Воплотить СНГ в том содержании и в тех очертаниях, как мы это представляли в момент создания в 1991 году, сегодня вряд ли получится. Думаю, все мы пришли к такому выводу после многолетнего топтания на месте, когда сотни подписанных соглашений – особенно в экономической сфере – так и не заработали. Позитивная сторона такого вывода заключается в том, что все страны-участницы высказались за реформу СНГ. Не за то, чтобы отбросить СНГ как отжившую и ненужную вещь, а именно за реформу. И в этом смысле прорыв возможен».[78]

Выполняемые Содружеством Независимых Государств функции не могут быть в полном объеме заменены сотрудничеством в рамках ни одного из основных интеграционных объединений на пространстве СНГ, особая ценность Содружества заключается в том, что оно предоставляет возможность для регулярных политических контактов на высшем уровне. Следует учитывать еще один немаловажный фактор – сегодня на постсоветском пространстве идет жесткая конкуренция, проявления которой очевидны на фоне так называемых цветных революций.

По мнению главы российского МИДа С. В. Лаврова, уникальный опыт сосуществования и сотрудничества в рамках одного государства, схожесть жизненного уклада, переплетение человеческих судеб, взаимопроникновение культур, взаимосвязь экономик, единые транспортные коридоры – это наше общее конкурентное преимущество. И отказываться от него вопреки объективной тенденции к усилению позитивной взаимозависимости государств было бы просто неразумно. К тому же, как признают и в мире в целом, торгово-экономическое и иное сотрудничество с Россией является необходимым условием устойчивого развития стран СНГ. Без этого едва ли удастся занять достойное место в международном разделении труда, решить острые социальные проблемы[79].

В октябре 2011 года в статье «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» Владимир Путин, оценивая роль Содружества в евразийской интеграции, отмечал, что с созданием СНГ «была найдена та модель, которая помогла сберечь мириады цивилизационных, духовных нитей, объединяющих наши народы… производственные, экономические и другие связи… трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашим регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам. Более того, именно опыт СНГ позволил нам запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство»[80].

В процессе своего реформирования СНГ ориентируется на сохранение многопрофильного характера объединения, а в перспективе – и на расширение охвата сотрудничества. Одной из главных задач считается повышение эффективности совместной работы и налаживание сотрудничества с другими региональными интеграционными объединениями и организациями.

Вряд ли стоит прогнозировать окончательную смерть СНГ как организации. Говорить об этом позволяет ряд факторов. По объективным причинам Россия по-прежнему остается основным модератором экономических и политических процессов, происходящих на постсоветском пространстве. На данный момент в основном достигнуто согласие в определении приоритетов СНГ: это – экономическая интеграция, обеспечение стабильности и безопасности, сотрудничество в гуманитарной сфере.

Эти приоритеты тесным образом связаны и с собственно человеческим измерением интеграционных и дезинтеграционных процессов на пространстве СНГ и в более широком контексте. Речь идет о процессах «диалога диаспор» последнего тридцатилетия. После распада Советского Союза все национальные диаспоры, представлявшие народы в недавнем прошлом единой страны претерпевают постоянные изменения. Они изменились и численно, и качественно. Постепенно начал складываться единый рынок рабочей силы, в наше время он становится реальностью в масштабах Евразийского Экономического Союза.

В условиях информатизации глобальный мир диаспор (в том числе на евразийском пространстве) приобретает ряд новых характеристик и тенденций развития[81]. Возможность активно использовать современные электронные ресурсы позволяет представителям постсоветских диаспор многократно усиливать интенсивность и разнообразие информационных взаимодействий как внутри своей среды, так и на внешнем пространстве, создавая более эффективные механизмы правовой и социальной поддержки интересов мигрантов в принимающих обществах стран СНГ.

Широкие возможности институализации общественно-культурной жизни и ее репрезентативности в современном информационном пространстве Евразии имеют все многочисленные диаспоры народов стран постсоветского зарубежья в Российской Федерации, также как и российские соотечественники на всем пространстве бывшего Советского Союза. Они же являются и важнейшими участниками интеграционных процессов в сфере науки, образования искусства, гуманитарных связей наших стран в целом и их интеллектуального диалога[82].

Бесспорно, укрепляют и развивают интеграционные процессы на пространстве СНГ и активность деловых элит диаспор стран СНГ в финансово-банковской сфере, в торговле, их кооперация в производственном секторе, транспорте, связи и др.[83]

В Решении Совета глав государств СНГ о «Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации», принятом 18 декабря 2020 года, «поддержание социально-экономической стабильности и международной безопасности», а также «противодействие традиционным и новым угрозам и вызовам, включая сотрудничество в борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией и иными формами транснациональных преступлений, в том числе экономического характера», были отнесены к основным целям развития организации в кратко- и среднесрочной перспективах[84].

В рамках СНГ принят целый ряд важных документов, направленных на борьбу с международным терроризмом, более 20 лет действует Антитеррористический центр СНГ[85]. Исследователи отмечают, что характерной чертой документов, принимаемых государствами-участниками СНГ, является их строгое следование в русле норм международного права[86]. Фактически по линии СНГ, также, как и ОДКБ, в отличие, к примеру, от НАТО, противодействие террористической и иным угрозам государствам-участникам носит исключительно защитно-оборонительный характер и исключает несанкционированное вмешательство во внутренние дела других субъектов международных отношений.

Большое значение в условиях всевозрастающих международных угроз, в частности угроз международного терроризма и религиозного экстремизма играет антитеррористическая деятельность в рамках СНГ. Антитеррористический центр занимается сбором и структурированием информации в том числе о подозреваемых в терроризме лицах, которая потом отрабатывается компетентными органами. В рамках же самого СНГ проводятся ежегодные антиреррористические мероприятия «Трал – антитеррор»[87].

Важнейшей компонентой обеспечения стабильности на пространстве СНГ является миротворческая деятельность. Несмотря на то, что в последние годы ключевые параметры миротворческой деятельности находятся в ведении ОДКБ, однако в полной мере эта структура не смогла заменить СНГ принимая во внимание более узкий состав участников, тем более, что в 1994 г. СНГ получил в ООН статус региона, что позволяет проводить региональные миротворческие операции. Под эгидой СНГ проводились миротворческие операции в Абхазии и Таджикистане, где государства-участники СНГ сформировали коллективные силы четырех государств – участников Содружества – России, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и содействовали прекращению кровопролитной гражданской войны. Однако, следует отметить, что в значительной степени в рамках данных операций мандат СНГ не приводил к коллективной миссии, а она носила во многом формальный характер, миротворчество, прежде всего, осуществлялось силами российских миротворцев.

В современном мире безопасность не может пониматься только в узком смысле слова как безопасность военная или обеспечение правоохранительной деятельности. Сегодня возник целый ряд угроз нового, порой гибридного характера. Прежде всего, это угроза информационной безопасности, которая может проявляться, к примеру, в кибератаках, финансовых преступлениях с использованием высоких технологий.

Вопросы сотрудничества в сфере безопасности рассматриваются в широком контексте, с учетом необходимости противодействия идеологии и пропаганде терроризма и экстремизма, использования возможностей гражданского общества, бизнеса, средств массовой информации и традиционных религиозных конфессий, а также укрепления региональной составляющей (подразумевает многостороннее как межгосударственное, так и межрегиональное взаимодействие в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства)[88]. Реагируя на подобные современные вызовы страны – участницы СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере высоких технологий, а в следующем 2019 г. Стратегию обеспечения информационной безопасности государств-участников СНГ[89].

Говоря о сотрудничестве в военной сфере, нельзя не сказать о соглашении о создании объединенной системы ПВО, которое было подписано в Алма-Ате 10 февраля 1995 г. На современном этапе одним из важнейших итогов сотрудничества стран СНГ является принятое в 2017 г. решение Совета глав государств – участников СНГ от 11.10.2017 г. «Об Основных направлениях адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ к решению задач воздушно-космической обороны». К 2025 г. планируется завершить Процесс адаптации ОС ПВО СНГ к решению задач ВКО». Кроме того, предусмотрены конкретные шаги в области военно-технического сотрудничества, в том числе поставка зенитного ракетного вооружения в Казахстан, модернизация систем связи в Кыргызстане, поставка авиационной и зенитной ракетной техники в Таджикистан, а также поставки запасных частей к системам ПВО в Армении и Беларуси. Созданию Воздушно-космических сил (ВКС), в составе которых особое место занимают Войска воздушно-космической обороны (ВКО), отводится особая роль в формировании единого противовоздушного и противоракетного оборонительного периметра в рамках евразийской интеграции[90].

В конце 2020 г. страны Содружества Независимых Государств утвердили Концепцию военного сотрудничества на период до 2025 года. Согласно документу, ключевая цель военного сотрудничества – «поддержание устойчивой динамики взаимодействия стран СНГ в сфере обороны и военной безопасности в интересах обеспечения стабильного и гармоничного развития участников и Содружества в целом». В качестве приоритетов военного сотрудничества определены «сохранение добрососедских отношений, укрепление мер доверия, содействие развитию национальных вооруженных сил, обеспечение совместной и национальной безопасности». Среди приоритетных направлений взаимодействия, по данным Исполкома СНГ, названы «военная, военно-политическая, военно-техническая и военно-гуманитарная сферы, противодействие международному терроризму и иным современным вызовам и угрозам военного характера, военное образование, подготовка военных кадров и развитие военной науки и миротворческая деятельность, социально-правовая сфера»[91].

Одним из важнейших условий углубленной интеграции, безусловно, является гуманитарное сотрудничество. Хотя в Соглашении о создании СНГ и в Алма-Атинской декларации данная сфера не была выделена в качестве приоритетной, в дальнейшем в важнейших документах Содружества ей стало уделяться существенное внимание. В частности, в упомянутом Решении Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 года гуманитарное взаимодействие выделено в качестве одного из приоритетных направлений, среди основных задач которого «…дальнейшее сотрудничество по развитию общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, взаимодействие в сферах периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, охраны здоровья, спорта и туризма, работы с молодежью, развитие молодежных образовательных и культурных обменов, максимальное вовлечение в гуманитарное сотрудничество всех государств – участников СНГ»[92]. В условиях усиления тенденций пересмотра трактовок причин и итогов Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны, направленных на разделение исторической памяти народов бывшего СССР, все большее значение стала приобретать координация сотрудничества на пространстве Содружества в области исторического образования и политики памяти[93].В этой связи важным стало решение Совета министров иностранных дел СНГ (СМИД СНГ) в Душанбе от 27 сентября 2018 года о создании базовой организации по подготовке кадров в области исторического образования (данным статусом был наделен Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)) и базовой организации по подготовке педагогических кадров (данный статус был придан Московскому педагогическому государственному университету (МПГУ))[94]. Это расширило возможности координации подготовки профессиональных кадров, как для преподавания исторических дисциплин, так и для дальнейшей научной работы.

Новый импульс в развитии СНГ можно обеспечить через следующие механизмы: трансформировать СНГ через сокращение бюрократического аппарата; придать исполнительным структурам Содружества большую мобильность и эффективность; разграничить «ниши» межгосударственного сотрудничества на двусторонний и многосторонний уровень; четко определить параметры вопросов, затрагивающих интересы всех стран-участниц СНГ: энергетика, единый транспортные коммуникации, вопросы миграции, культурно-гуманитарное сотрудничество; не дублировать в рамках СНГ проекты, реализуемые другими региональными организациями; приводить в действие только консенсусные решения, но делать их обязательными к исполнению после процедуры подписания необходимых документов.

Особенности правовой базы Содружества говорят о том, что предпосылки такой эволюции существуют. В отличие от большинства интеграционных объединений, Устав СНГ не регламентирует достижения конечной цели всеми участниками Содружества. Напротив, речь идет о добровольном участии на взаимовыгодных условиях.

Самым вероятным сценарием развития СНГ как организации является ее сохранение как минимум в среднесрочной перспективе. Разные темпы экономического развития членов Содружества говорят в пользу постепенного осознания участниками организации своих интересов и перехода на гораздо более прагматичные условия взаимодействия.

Таким образом, СНГ следует рассматривать как специфическое региональное объединение государств, не имеющее близких аналогов в мировой практике. Его главная особенность заключается в том, что оно было образовано из частей государства, бывшего одной из самых крупных цивилизационных систем, и в то же время СНГ имеет все базовые черты традиционного интеграционного объединения.

* * *

15 апреля 2021 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА СНГ) под руководством Председателя Совета Федерации России, Председателя Совета МПА СНГ Валентины Матвиенко. В нем приняли участие главы Парламентских делегаций МПА СНГ, а также Председатель Исполкома СНГ С. Н. Лебедев[95].

Как подчеркнул Председатель Исполнительного Комитета СНГ: «Советом глав государств 18 декабря и Советом глав правительств 6 ноября прошлого года принят весомый пакет документов, уточняющих основные направления сотрудничества на ближайшую и долгосрочную перспективу. Убежден, что результатом их последовательной реализации станет дальнейшее укрепление и развитие СНГ… Очередное заседание Совета глав государств СНГ, а точнее юбилейный Саммит СНГ, планируется провести в Минске 15 октября 2021 года… Нет сомнения, что все мероприятия, приуроченные к 30-летию Содружества, среди которых и упомянутый юбилейный Саммит СНГ, и международная научно-практическая конференция, и Форум творческой и научной интеллигенции, и многие другие, пройдут в соответствии с планами и на высоком уровне»[96].

Члены Совета МПА СНГ обсудили также ход подготовки к третьему Евразийскому женскому конгрессу, который прошел 13–15 октября 2021 года в Москве[97].

В 2021 году Республика Беларусь приняла на себя председательство в СНГ. Для его успешной реализации была разработана Концепция председательства, в которую вошли около 100 мероприятий, 6 из которых непосредственно посвящены 30-летию Содружества Независимых Государств. Как отметил Д. Буконин, директор общественного объединения «Центр изучения внешней политики и безопасности», научный сотрудник Института истории НАН Беларуси: «Концепция предполагает реализацию задачи продвижения СНГ в 14 различных сферах», – особое внимание предполагается уделить вопросу достижения синергетического эффекта от сотрудничества государств-участников СНГ в различных интеграционных объединениях и организациях (ЕАЭС, ОДКБ, ШОС), обеспечению тесного взаимодействия Исполнительного комитета СНГ с исполнительными органами этих организаций, планируется, что СНГ позволит создать евразийскую зону сотрудничества[98].

В настоящее время в рамках СНГ отлажен механизм совместной работы посредством эффективного функционирования таких уставных органов как Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД), Экономический совет СНГ, Межпарламентская ассамблея (МПА), а также через систему органов отраслевого сотрудничества. Органы отраслевого и межотраслевого сотрудничества разрабатывают и реализуют совместные программы и проекты в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, машиностроения, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, экономики, финансовой и банковской сфере и других областях. В наши дни функционирует 66 таких структур сотрудничества: из них 36 в экономической сфере, 16 – в сфере безопасности, 10 – в гуманитарной сфере и по 2 структуры – в правовой и информационных сферах[99].