14 декабря в конференц-зале гостиничного комплекса «Президент-отель» состоялось заключительное заседание Экономического совета за 2007 г. Ему предшествовали два события – встреча глав государств СНГ 5 октября 2007 г. в Душанбе, на которой была принята Концепция дальнейшего развития СНГ и План ее реализации, а также заседание Совета глав правительств СНГ 22 ноября 2007 г. в Ашхабаде. Именно поэтому на последнем в 2007 г. заседании Экономического совета был рассмотрен широкий спектр вопросов экономического сотрудничества, поставленных главами государств и правительств. Наиболее активно обсуждался вопрос о разработке Стратегии экономического развития Содружества, разработкой которого занимались рабочие группы, состоящие из заместителей министров экономики стран СНГ. В рамках взаимодействия в финансовой сфере был рассмотрен проект Порядка согласования основных макроэкономических показателей развития экономики стран Содружества[151].
Главной темой сотрудничества в 2008 г. стало развитие взаимодействия в транспортной сфере. В условиях роста грузооборота особую актуальность приобрела проблема ремонта и модернизации парка грузовых железнодорожных вагонов, находящихся в совместном использовании у государств-членов Содружества с начала 1990-х гг.
37-е заседание Экономического совета СНГ состоялось в Москве 4 апреля 2008 г. На нем было принято решение о возложении обязанности председателя Экономического совета СНГ на 1 год на Республику Беларусь, сопредседателями стали Украина и Республика Казахстан[152].
На заседании по инициативе Республики Казахстан был обсужден вопрос о подготовке комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности, включая мероприятия по развитию лизинга сельхозтехники, которые были разработаны Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса совместно с Лизинговой конфедерацией (союзом) СНГ[153].
Целый ряд документов, одобренных на заседании 4 апреля, должен был быть представлен на майском заседании Совета глав правительств СНГ в Минске. Среди этих документов – проект Концепции о приграничном сотрудничестве стран СНГ, которая должна была стать нормативным правовым актом для стран Содружества в данной сфере в целом. В проекте Концепции были определены принципы, виды, терминология и направления приграничного сотрудничества, особенности приграничных территорий. Был также представлен пакет типовых соглашений по взаимодействию на приграничных территориях стран СНГ[154].
На майское заседание Совета глав правительств должен был быть вынесен и одобренный Экономическим советом проект Соглашения об основных принципах политики валютного регулирования и валютного контроля в СНГ. Проект предполагал постепенную отмену ограничений в валютных операциях между резидентами стран Содружества[155].
В повестку дня 38-го заседания Экономического совета СНГ (20 июня 2008 г.) было включено 17 вопросов. В центре внимания участников оказался проект Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., о подготовке которого мы писали выше. С октября 2007 по июнь 2008 гг. рабочей группой было проведено четыре заседания (21 декабря 2007 г., 15 февраля, 26 марта и 16 мая 2008 г.), на которых были рассмотрены предложения о структуре документа. Одобрив проект Стратегии, Экономический совет решил: вынести данный документ на рассмотрение во время очередного заседания Совета глав государств Содружества[156]. Аналогичное решение было принято в отношении двух других проектов – «Приоритетных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в области транспорта на период до 2020 г.»[157] и «Соглашения о сотрудничестве в борьбе с оборотом фальсифицированных лекарственных средств»[158].
Экономический совет всегда уделял внимание решению социальных вопросов: выплате пенсий и пособий, взаимному признанию документов об образовании и квалификации, учету трудового стажа, почтовой связи и переводам и пр. На заседании 12 сентября 2008 г. речь шла об изменениях и дополнениях в Соглашение в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а также о реализации Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ на 2006–2010 гг. Согласно представленным на заседании данным, в 2007 г. Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав государств СНГ была оказана медицинская и социальная помощь 11370 ветеранам и членам их семей[159].
Кроме того, Экономическому совету был представлен Реестр документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств Содружества, включавший более 2000 соглашений[160].
Тематика 40-го заседания Экономического совета, которое состоялось 12 декабря 2008 г., оказалась предсказуемо определена проблемами экономического кризиса. По поручению Совета глав государств Содружества, в повестку дня заседания был внесен вопрос «О предложениях государств – участников СНГ по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса[161]. Предложения, предварительно представленные Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан и Украиной, а позже – также Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, были рассмотрены Межгосударственным валютным комитетом и переданы на рассмотрение постоянно действующего Совещания министров финансов стран СНГ (совещание было создано решением Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 г.).
Также на заседании 12 декабря 2008 г. был заслушан вопрос «О практике применения соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в государствах СНГ»[162], решение которого было тесным образом связано со сформировавшейся на территории Содружества ЗСТ.
Как мы уже отмечали, Соглашение о ЗСТ Содружества было подписано 15 апреля 1994 г., а протокол о внесении дополнений к нему – 2 апреля 1999 г. Эти основополагающие соглашения были дополнены почти семьюдесятью документами, регламентирующими различные сферы экономической деятельности. Впоследствии неоднократно высказывались предложения по изменению Перечня документов, в том числе и на заседании Комиссии по экономическим вопросам Экономического совета СНГ 14 мая 2008 г., и на совещании экспертов 26 июня 2008 г. В итоге в Перечне решено было оставить 22 документа[163].
13 марта 2009 г. состоялось 41-е заседание Экономического совета СНГ. В центре внимания участников оказался проект Плана мероприятий по реализации первого этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г., который предполагалось вынести на обсуждение во время очередного заседания Совета глав правительств Содружества[164]. План, рассчитанный на 2009–2011 гг., предусматривал расширение взаимодействия в промышленности, энергетике, транспорте, агропромышленном комплексе. Специальные разделы были посвящены вопросам занятости населения, создания новых рабочих мест, трудовой миграции, взаимной торговли, использования космического пространства, охраны окружающей среды и проблемам валютно-финансовой сферы[165].
Кроме того, на заседании 13 марта Экономический совет обсудил План мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ на 2009–2010 гг. Документ включал в себя 7 разделов по общим вопросам гуманитарного сотрудничества, развития культурных связей, образования, науки, информации и массовых коммуникаций, книгоиздания и полиграфии, молодежной политики, спорта и туризма[166]. Особым пунктом Плана стала подготовка к проведению Телевизионного фестиваля СНГ в 2010 г., которая обсуждалась также на заседании Совета министров иностранных дел СНГ 10 апреля 2009 г. и Совета глав правительств СНГ 22 мая 2009 г.[167] Отметим, что предметом внимания участников заседания 22 мая 2009 г. стал и вопрос о работе Комитета по делам воинов интернационалистов при Совете глав правительств по розыску военнослужащих, пропавших без вести в период войны в Афганистане[168].
В рамках Форума «ТЭК России в XXI веке» 10 апреля 2009 г. состоялась рабочая встреча министров энергетики стран Содружества, на которой были обсуждены параметры развития отрасли на период до 2020 г.[169] Был также рассмотрен и одобрен проект Основных направлений долгосрочного (до 2020 г.) сотрудничества в инновационной сфере, подготовленный Госкомитетом по науке и технологиям Республики Беларусь совместно с Исполкомом СНГ[170].
19 июня 2009 г. в Кишиневе прошло 42-е заседание Экономического совета СНГ. На правах председательствующего заседание открыл первый вице-премьер, министр экономики и торговли Республики Молдова И. Н. Додон. С приветственным словом к участникам заседания обратилась премьер-министр З. П. Гречаный. С информацией об антикризисных мерах, предпринятых Содружеством, по поручению глав правительств СНГ, выступил председатель Исполкома – исполнительный секретарь СНГ С. Н. Лебедев. Участники заседания рассмотрели проект Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории СНГ[171].
11 сентября 2009 г. было проведено 43-е заседание Экономического совета Содружества. Поскольку энергетика была объявлена ключевой сферой сотрудничества стран СНГ на 2009 г., Совет уделил самое пристальное внимание именно этому вопросу. На сентябрьском заседании была утверждена Концепция сотрудничества стран СНГ в сфере энергетики и План первоочередных задач по ее реализации. В разработке Концепции активное участие приняли профильные ведомства Республики Казахстан и Минэнерго РФ. В план первоочередных мероприятий по реализации Концепции были включены предложения Электроэнергетического Совета СНГ, Комиссии СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, был использован и опыт Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в данной области.
46-е заседание Экономического совета СНГ прошло в Санкт-Петербурге 17 июня 2010 г. одновременно с Международным экономическим форумом. На Форуме традиционно широко обсуждались пути и проблемы дальнейшего интеграционного развития Содружества, проводились «круглые столы» с участием представителей правительств стран СНГ, экспертов Содружества.
На заседании Экономического совета было рассмотрено 15 вопросов. Среди них – ход выполнения Плана мероприятий по реализации первого этапа (2009–2011 гг.) Стратегии экономического развития СНГ. Участники детально проанализировали ход работы над проектом нового многостороннего соглашения о ЗСТ. Было решено завершить работу над соглашением к концу 2010 г. При обсуждении важнейших результатов выполнения Плана было отмечено принятие Концепции сотрудничества государств СНГ в области энергетики, формирование Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, проведение сельскохозяйственного Форума в Ашхабаде и подписание Соглашения о развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории стран Содружества.
Помимо того, участники заседания отметили, что одним из важнейших направлений работы Экономического совета стала активация сотрудничества в области инноваций, которая выразилась в частности в создании Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сфере и в разработке целевой программы инновационного сотрудничества до 2020 г.
Также на заседании 17 июня был одобрен план мероприятий к Двадцатилетию образования Содружества Независимых Государств[172].
2011 г. ознаменовался заключением документа, основополагающего для развития интеграционных процессов на пространстве СНГ, – Договора о ЗСТ. В данном параграфе мы уже не раз писали о тех или иных дискуссиях по данному сюжету в ходе заседаний Экономического Совета, о предварительных соглашениях, подписанных странами Содружества. Сложная и кропотливая работа над правовым оформлением ЗСТ продолжалась на протяжении многих лет, но особых усилий потребовала заключительная стадия. Достаточно сказать, что вопрос о проекте Договора о ЗСТ стоял в повестке дня трех заседаний Экономического совета СНГ – 15 апреля, 28 июня и 23 сентября 2011 г.
На последней из этих встреч, которая состоялась в г. Алматы (Казахстан), произошло финальное рассмотрение договора. Участники заседания выразили твердое убеждение в том, что необходимо согласовать все вопросы, по которым еще имелись разногласия, до середины октября 2011 г. – с тем, чтобы вынести проект Договора на рассмотрение заседания Совета глав правительств государств-участников Содружества, которое должно было состояться в Санкт-Петербурге[173]. Это решение и было реализовано: 18 октября 2011 г. главы правительств государств-участников Содружества СНГ Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины подписали Договор о зоне свободной торговли СНГ[174].
На заседаниях Экономического совета в 2011 г. был принят и ряд других, важных для развития интеграционных процессов в СНГ мер. Среди них – Проект мероприятий по реализации второго этапа[175] Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г. и проект Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств Содружества на период до 2020 г.[176]
20 марта 2012 г. Экономический совет СНГ рассмотрел вопрос об участии Республики Узбекистан в Договоре о ЗСТ от 18 октября 2011 г.[177].
21 июня 2012 г. в рамках очередного заседания Совета состоялось обсуждение проектов Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 г., Концепции информационного канала «Мир-24», а также деятельности Межгосударственного Совета по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности СНГ[178].
14 сентября 2012 г. на заседании Экономического совета в Ашхабаде был рассмотрен проект Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества. Также был заслушан и утвержден Обзор торговой политики Российской Федерации[179]. Обзор торговой политики Республика Беларусь был заслушан на 56-м заседании Экономического совета 14 декабря 2012 г.[180]
Повестка дня 58-го заседания Экономического Совета СНГ включала ряд вопросов, направленных на дальнейшее развитие и укрепление интеграционных вопросов в Содружестве. Среди них – реализация Плана по реализации второго этапа Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., Комплекса мероприятий на 2012–2014 г. по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества на период до 2020 г., Договора о ЗСТ от 18 октября 2011 г.[181] Кроме того, на заседаниях Совета в 2013 г. были заслушаны Обзоры торговой политики Молдовы, Азербайджана, Армении и Казахстана[182].
В 2014 г. на основании решений Экономического совета двум ведущим российским университетам – Национальному исследовательскому ядерному униферситету «Московский инженерно-физический институт» (НИЯУ МИФИ) и Национальному исследовательскому технологическому университету «Московский институт стали и сплавов» (НИТУ МИСиС) – был придан статус базовых организаций, отвечающих за подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров в области использования атомной энергии в мирных целях и кадров горно-металлургической отрасли, современного материаловедения и рециклинга промышленных отходов[183]. Кроме того, Совет рассмотрел проекты Концепции ядерной и радиационной безопасности государств СНГ и Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества на период до 2020 г., а также План мероприятий по реализации последней[184].
На первом в 2015 г. заседании Экономического совета состоялось обсуждение того, как протекала в истекшем 2014 г. реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества стран СНГ. Участники заседания одобрили проект комплекса мероприятий на 2015–2016 гг. по реализации данной программы, а также рассмотрели проект Основных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 г. и обсудили состояние малого и среднего бизнеса в государствах Содружества[185].
В сентябре 2015 г. был рассмотрен проект Плана мероприятий по реализации третьего этапа[186] Стратегии экономического развития СНГ. Кроме того, в центре внимания Экономического совета оказалась реализация положений Договора о ЗСТ. Также на сентябрьском заседании было решено придать статус базовой организации Содружества Московскому энергетическому институту (МЭИ) и создать на базе Российского государственного университета нефти и газа (РГУ НИУ) им. И. Н. Губкина международный учебный центр по подготовке и переподготовке кадров в области производства, транспортировки, хранения и использования природного газа в качестве моторного топлива[187].
На 68-м заседании Экономического совета в декабре 2015 г. был согласован проект Протокола между государствами-участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. о правилах и процедурах регулирования государственных закупок. Был рассмотрен и вопрос о проведении в странах СНГ переписей населения[188].
69 заседание Экономического совета СНГ состоялось в Москве 18 марта 2016 года. На нем был рассмотрен Проект Протокола между государствами- участниками Договора о ЗСТ от 18 октября 2011 г. о правилах и процедурах регулирования госзакупок, а также проекты Концепций агробиоразнообразия, сотрудничества в области химической промышленности, формирования рынка интеллектуальной собственности. Была обсуждена и Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников Содружества на период до 2020 года[189].
27 мая 2016 года в ходе 70-го заседания Экономического совета СНГ были приняты решения о проектах Соглашений о сотрудничестве государств СНГ в горно-металлургической отрасли и автомобилестроении. Был также рассмотрен проект Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и План действий по ее реализации[190].
71-е заседание Экономического совета, проходившее в Москве 9 сентября 2016 года, было посвящено обсуждению хода реализации Договора о ЗСТ 2011 года, были приняты также решения об итогах выполнения Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012–2015 гг.) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, о ходе выполнения Рамочной программы сотрудничества в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «Сотрудничество «АТОМ – СНГ», были рассмотрены также ассигнования на создание и развитие объединенной системы ПВО государств – участников СНГ в 2015 году и о выделении средств на систему ПВО СНГ в 2017 году[191].
На состоявшемся в Москве 17 марта 2017 г. 73-м заседании Экономического совета СНГ много внимания было уделено реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества на период до 2020 г. Был заслушан отчет о реализации программы в 2016 г., принято решение о Перечне пилотных межгосударственных инновационных проектов, а также рассмотрен Комплекс мероприятий данной программы на 2017–2020 гг. Кроме того, на заседании был рассмотрен вопрос о поэтапном формировании общего рынка труда и регулировании миграции рабочей силы государств Содружества, а также о приоритетных мероприятиях в этой сфере на 2017–2020 гг.[192]
На следующем заседании Экономического совета, которое состоялось 23 июня 2017 г., был рассмотрен вопрос о Конвенции СНГ о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Также участники заседания ознакомились с промежуточными итогами воплощения на практике пунктов Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г. и Плана мероприятий по ее реализации[193].
Кроме того, были одобрены Концепция сотрудничества в области мелиорации земель и План первоочередных мер по ее реализации, а также Концепция сотрудничества государств СНГ в области нефтегазового машиностроения. На этом же, июньском заседании был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров от 20 ноября 2009 г., состоялось обсуждение реализации положений Договора о ЗСТ от 18 октября 2011 г.
Реализация Договора о ЗСТ стала предметом обсуждения и на 75-м заседании Экономического совета. Также его участники одобрили проект заявления глав правительств государств СНГ о консолидации усилий мирового сообщества для эффективной борьбы с международными картелями и рассмотрели ряд проектов решений Совета глав государств Содружества, в том числе: проект разграничения полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ, проект Положения о Совете министров иностранных дел СНГ, проект Положения об Экономическом совете Содружества независимых государств[194].
Положение об Экономическом совете было принято на заседании глав государств Содружества в Сочи 11 октября 2017 г.[195] Разработка документа в новой редакции была осуществлена с учетом решений, принятых за годы работы Совета, и итогов работы Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, а также Совета министров иностранных дел СНГ.
Согласно обновленному варианту Положения об Экономическом совете, последнему делегировался ряд полномочий, как-то: создание базовых организаций государств-участников СНГ, принятие окончательных решений по ряду вопросов сотрудничества, включая и возможность подписания международных договоров, а также право подписывать документы по вопросам практического взаимодействия государств-участников СНГ на основании решений экспертных групп при отсутствии возражений государств – участников СНГ[196].
На своем заседании 14 июня 2018 г. Экономический совет СНГ принял решение об основных макроэкономических показателях развития экономики государств-участников СНГ за 2017 г. Совет опирался при этом на информацию, предоставленную Межгосударственным статистическим комитетом Содружества. В решении отмечалось, что государства-участники СНГ, подписавшие Решение Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 г. об основных целевых показателях развития экономики, в основном придерживались рекомендательных значений этих показателей.
Совокупный валовый внутренний продукт (ВВП) государств Содружества в 2017 г. вырос на 2,1 % (против 0,4 % в 2016 г.). Для доли валового накопления основного капитала в ВВП в 2016 г. было характерна дифференциация – от 15,5 % в Украине до 32,5 % в Таджикистане. Число безработных в государствах СНГ уменьшилось 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 2 % и составило 8,3 млн чел. (6,1 % трудоспособного населения). Показатель отношения государственного долга к ВВП варьировался от 12,6 % в России до 71,8 % в Украине. Потребительские цены в целом по Содружеству в 2017 г. выросли на 6,3 % (в 2016 г. рост составил 7 %). В 2017 г. на фоне общего роста внешней торговли государств-участников СНГ объем взаимной торговли товарами увеличился по сравнению с 2016 г. на 24,5 % (в 2016 г. произошло снижение данного показателя на 11,6 %). При этом объемы экспорта возросли на 24,3 %, а импорта – на 24,6 %. Доля взаимной торговли в общем объеме внешнеторгового оборота составила 18,9 %[197]. Межгосударственный статистический комитет СНГ привел данные о госдолге отдельных стран Содружества (см. таблицу 10)[198].
Таблица 10
Объем государственного долга отдельных участников Содружества Независимых Государств
Значимое место в повестке дня 80-го заседания Совета, состоявшегося 7 декабря 2018 г., заняли вопросы формирования конкурентной политики в государствах-участниках СНГ в условиях развития цифровой экономики.
Помимо того, в ходе заседания были рассмотрены вопросы о взаимодействии в транспортной сфере и выполнении решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте. Также на декабрьском заседании состоялось обсуждение Тарифной политики железных дорог СНГ на 2018 фрахтовый год[199] и было принято решение о подготовке проекта Соглашения о свободной торговле услугами[200].
Последний вопрос был поднят вторично на 81-м заседании Экономического совета, которое состоялось 15 марта 2019 г. Кроме того, его участники рассмотрели проекты Стратегии обеспечения информационной безопасности государств СНГ и Соглашения о взаимодействии таможенных органов Содружества, а также проанализировали изменения, в которых нуждалось Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами-участниками Соглашения о создании ЗСТ от 8 октября 1999 г.[201]
Обсуждение подготовки проекта Соглашения о свободной торговле услугами было продолжено на 82-м и 83-м заседаниях Экономического совета СНГ. На этих же заседаниях были приняты решения об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики стран СНГ за 2018 г.