15 октября 2021 года в режиме видеоконференции прошло заседание Совета глав государств-участников Содружества Независимых Государств. Саммит прошел в год 30-я создания Содружества, лидеры подвели основные итоги многостороннего взаимодействия в рамках СНГ, рассмотрели перспективы дальнейшего развития организации и обменялись мнениями по актуальным международным и региональным проблемам.
Выступая на заседании, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что «благодаря Содружеству нам удалось сохранить, а по некоторым направлениям даже развить наработанные за многие годы проживания в едином государстве экономические, социальные, культурные и гуманитарные связи. Конечно, к сожалению, иногда не обходится и без разногласий и противоречий. И уж совсем плохо, когда эти противоречия приводят к острым конфликтам между отдельными государствами-участниками СНГ… Страны Содружества действительно многое связывает: это общая история, духовные корни, глубокое переплетение культур, обычаев, традиций. И, конечно же, русский язык»[100].
В Заявлении глав государств-участников Содружества Независимых Государств в связи с 30-летием СНГ подчеркивается, что сегодня СНГ «представляет региональную межгосударственную организацию, обеспечивающую партнерство в политической, экономической, гуманитарной и других сферах на основе подлинного равноправия, а также уникальную диалоговую площадку, учитывающую интересы государств-участников»[101].
Три десятилетия развития СНГ были полны противоречивых тенденций. Невозможно не признать, что, хотя в рамках Содружества приняты документы, свойственные высоко интегрированным союзам, значительная часть из них не работает в полном объеме. Многие имеют рекомендательный характер. Но при этом, ни одна страна, кроме Грузии полностью не вышла из СНГ, которое сохраняется как важная интеграционная площадка. Даже принимая во внимание, что сегодня у СНГ есть серьезные резервы в углублении взаимодействия стран участников, и по прошествии трех десятилетий с момента создания этой международной структуры мы можем с уверенностью сказать, что, несмотря на различные трудности, с которыми сталкивается СНГ, оно остается существенной и уникальной платформой для взаимодействия постсоветских стран.
§ 2. Экономический совет Содружества Независимых Государств: предыстория, создание, основные направления деятельности[102]
История Содружества Независимых Государств – интеграционного объединения стран и народов на постсоветском пространстве – насчитывает уже три десятилетия. Это обстоятельство предполагает особое внимание исследователей к тем структурам и институтам, которые в течение долгого времени функционируют в рамках данного межгосударственного объединения. К ним, бесспорно, следует отнести и Экономический совет СНГ.
Идея сотрудничества и объединения усилий новых независимых государств в социально-экономической сфере оказалась в центре внимания стран СНГ с первых лет существования данного интеграционного объединения. Договор о создании Экономического Союза Содружества Независимых Государств был подписан уже в сентябре 1993 г.[103]
В преамбуле Договора отмечалось: Государства-участники, основываясь на исторической общности своих народов и сознавая важность расширения, углубления всесторонних и взаимовыгодных экономических отношений, сознавая объективную необходимость формирования и развития общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, понимая важность технических взаимосвязей высоко интегрированных научно-технических и производственных потенциалов государств, договорились о создании Экономического Союза[104].
Указывались ключевые цели Экономического Союза: поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; совместное осуществление экономических проектов; решение экологических проблем и др.[105] Союз предполагал свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, экономическую, таможенную и валютную политику; гармонизацию хозяйственного законодательства. При этом государства-участники Договора о создании Экономического Союза выражали согласие на постоянную интеграцию и координацию действий при осуществлении экономических реформ через ассоциацию свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютный (денежный) союз.
Стоит отметить, что намеченные в первой половине 1990-х гг. тренды экономической интеграции в рамках СНГ в целом совпадают с теми направлениями интеграционного развития государств Содружества, которые развиваются в наши дни. С другой стороны, бесспорно и то, что тогда заявленные цели больше декларировались, чем реализовывались на практике в полном объеме. Заметим также, что уже тогда, когда заключался Договор об Экономическом Союзе, среди подписавших его государств не было полного единства. В частности, Украина заявила «о своем намерении сотрудничать с Экономическим Союзом в качестве ассоциированного члена на основе отдельного соглашения»[106], опираясь на 30 статью Договора, гласившую, что «государству, выразившему готовность принять на себя только часть обязательств по настоящему договору с согласия членов Экономического Союза может быть предоставлен статус ассоциированного члена»[107]. Туркменистан уведомил о присоединении к Договору лишь в декабре 1993 г.[108]
Тем не менее, Договор был заключен, и это означало, что социально-экономическая интеграция на пространстве СНГ получила юридическое оформление.
В развитие положений Договора уже в следующем, 1994 г. было заключено Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК) Экономического Союза. В преамбуле и первой статье Соглашения отмечалось, что государства-участники Договора о создании Экономического Союза, стремясь обеспечить формирование и эффективную деятельность Экономического союза, рациональное развитие интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств, руководствуясь Договором о создании Экономического Союза, создают постоянно действующий орган Экономического Союза – Межгосударственный экономический комитет[109]. В Соглашение также было включено в качестве приложения «Положение о Межгосударственном комитете Экономического Союза».
Межгосударственный экономический комитет (МЭК) стал координационным и исполнительным органом, осуществляющим контрольные и распорядительные функции. Он был подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ[110]. Согласно Положению о деятельности МЭК, его основная цель заключалась в формировании экономического союза путем создания механизмов платежного союза, зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг капиталов и рабочей силы, валютного союза, поддержки предпринимательства, развития транснациональных объединений и финансово-промышленных групп, совместных предприятий и др.[111] К функциям МЭК были отнесены: анализ состояния экономик и хода экономических реформ в государствах-членах Экономического Союза; разработка совместных программ по развитию отраслей экономики; осуществление мер в отношении деятельности сфер транснационального характера (энергосистемы, транспорт, связь, газо- и нефтепроводы и др.); координация мер в области стандартизации, метрологии, сертификации, статистики, охраны окружающей среды и природных ресурсов и др.; организация совместных исследований и разработок в области науки и техники и др.
Президиум и Коллегия стали руководящими органами МЭК. Президиум собирался не реже одного раза в квартал и в него вошли заместители глав правительств государств-участников Договора о создании Экономического Союза. Председатель Президиума избирался из числа его членов на один год. В период между заседаниями Президиума функции его рабочего органа должна была выполнять Коллегия, состоявшая из полномочных представителей государств-членов Экономического Союза. Главу Коллегии назначал на три года Совет глав государств СНГ по представлению Совета глав правительств СНГ[112].
Соглашение о создании постоянного органа платежного союза – Межгосударственного валютного комитета было подписано 10 марта 1995 года на совместном заседании Президиума и Коллегии МЭК, одобрены его структура и штат. В российской прессе тех лет даже отмечалось, что МЭК – это путь к созданию надгосударственного органа Содружества. Об этом в частности, писала газета «Коммерсантъ» в марте 1995 г., подчеркивая, что сбылись прошлогодние прогнозы о том, что экономическая интеграция в СНГ обретает в лице платежного союза и Межгосударственного экономического комитета свои реальные очертания.[113]
В апреле 1999 г. решением глав государств-участников СНГ преемником Президиума Межгосударственного экономического комитета Экономического Союза стал Экономический совет СНГ[114]. Было заявлено, что основными функциями Экономического совета являются: разработка предложений о создании системы взаимных расчетов и платежей по торговым сделкам; создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; содействие вхождению государств СНГ в мировую хозяйственную систему и др.[115]
На Экономический совет были возложены задачи, связанные с выработкой предложений по вопросам экономического и социального характера, а также с проведением консультаций в области экономической и социальной политики и обеспечением координации социально-экономической деятельности органов СНГ.
Структура Экономического совета СНГ была аналогична структуре его предшественника – Президиума МЭК: в состав Совета вошли вице-премьеры правительств государств СНГ. Кроме того, было решено, что в заседаниях Экономического совета должен участвовать Исполнительный Секретарь СНГ, обладающий правом совещательного голоса[116].
При Экономическом совете СНГ была создана действующая на постоянной основе Комиссия по экономическим вопросам, состоящая из полномочных представителей государств-участников СНГ и заместителей Исполнительного секретаря СНГ с правом совещательного голоса.
Было установлено, что Заседания Экономического совета должны проводиться не реже 1 раза в квартал, а заседания Комиссии – не реже 1 раза в месяц[117]. К настоящему времени проведено свыше 90 заседаний Экономического совета СНГ. Рассмотрим подробнее наиболее важные направления работы этой интеграционной структуры.
В 1999 г. состоялись лишь два заседания Совета – 10 сентября и 24 декабря[118], – на которых было рассмотрено 29 вопросов повестки дня, в том числе: проекты соглашений, связанные с формированием зоны свободной торговли (далее – ЗСТ) на территории Содружества; проект документа «Программа действий по развитию СНГ на период до 2005 г.»; проекты соглашений о транзите электроэнергии, о сотрудничестве в области информационных ресурсов; проект межгосударственной программы по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на 2000–2005 гг. Следует отметить также обсуждение Положения о Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ и проблемы проведения капитального ремонта и реставрации Мемориального комплекса «Брестская крепость – герой» от 12 апреля 1996 г. и др.[119]
Как уже было отмечено, значимое место в работе Совета заняли вопросы, так или иначе связанные с ЗСТ СНГ, создание которой продекларировали участники Совета глав государств СНГ на заседании 15 апреля 1994 г. в Москве. Тогда президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о ЗСТ[120] Предполагалось, что данным соглашением будут отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле и устранены торговые барьеры. Однако согласовать перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренного Соглашением 15 апреля 1994 г., не удавалось на протяжении долгого времени.
2 апреля 1999 г. был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению от 15 апреля 1994 г., согласно которому, изъятия из режима свободной торговли могли применяться на основе двухсторонних документов. Тем самым в рамках СНГ создавалась соответствующая правовая база, но в то же время эти документы предусматривали очень много исключений из правил. К тому же, некоторые государства-участники Содружества не ратифицировали ни Соглашение, ни Протокол. Именно по этой причине проблема реализации Соглашения о ЗСТ всегда оставалась в центре внимания участников заседаний Экономического Совета СНГ.
В 2000 г. прошло 4 заседания Экономического Совета СНГ, на которых было рассмотрено свыше 70 вопросов, представляющих взаимный интерес для государств-участников Содружества. Наиболее актуальными оставались сюжеты, связанные с формированием ЗСТ, включая механизмы ее формирования, вступление в силу межгосударственных-межправительственных документов и протоколов об изъятиях из режима свободной торговли тех или иных товаров, предоставление субсидий в рамках Соглашения о ЗСТ и др. Обсуждались вопросы выполнения ранее принятых решений, планы работы Экономического Совета, его бюджета, продолжалось и обсуждение программы действий по развитию СНГ до 2005 г., включая ее финансирование, и др.[121] Обсуждались также и вопросы социально-политического плана: программа реабилитации ветеранов войны, участников локальных конфликтов и жертв терроризма на 2001–2005 гг., о мероприятиях в связи с пятнадцатилетием аварии на Чернобыльской АЭС; о проекте решения Совета глав правительств СНГ о завершении издания Книг Памяти, сборника «Кавалеры ордена славы трех степеней», об изданиях книги о Героях Социалистического труда военных лет (1941–1945)[122].
В 2001 г. на заседаниях Экономического Совета были приняты решения о финансировании (начиная с 2002 г.) Антитеррористического центра государств-участников СНГ; о деятельности Межгосударственного валютного комитета; о взаимодействии государств СНГ в области международного автомобильного транспорта; о межгосударственной программе по созданию и освоению в машиностроении лазерных технологических и контрольно-измерительных комплексов; об организации рабочих встреч членов Экономического Совета; об эпидемической обстановке по ящуру и мерах его профилактики и ликвидации в СНГ; о мероприятиях в связи с десятилетним юбилеем СНГ (организация выставок, издание книг); о создании Совета председателей высших арбитражных судов и Координационного Совета руководителей налоговых органов и т. д.[123]
В 2002 г. был поставлен вопрос, выносившийся на заседание Совета глав государств СНГ, «О правовом статусе членов Экономического Совета СНГ, полномочных представителей государств-участников содружества в комиссии по экономическим вопросам при Экономическом Совете СНГ и должностных лиц Исполнительного комитета СНГ». Кроме того, принимались решения о компенсации затрат на подготовку и проведение в 2000 г. совместного командно-штабного учения с органами военного управления, войска ми и силами Республики Казахстан, Кыргызской республики, Российской Федерации, республики Таджикистан и Республики Узбекистан «Южный щит Содружества – 2000». Обсуждались также: концепция тарифной политики на железнодорожном транспорте; программа совместных научных исследований в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; соглашение о сотрудничестве в области технологий двойного назначения, проект соглашения о Деловом центре СНГ. Наконец, заслушивалась информация о выполнении первого этапа международного проекта «Энергоэффективность и энергетическая безопасность в СНГ[124].
На заседании Экономического Совета 19 декабря 2003 г. были представлены «Обзор торговой политики Азербайджанской республики» и «Обзор торговой политики Республики Армения»[125]. Также была заслушана информация Исполкома Содружества о работе данной организации, о принятых на заседании Совета глав государств СНГ 19 сентября 2003 г. документах по завершению формирования ЗСТ и развитию взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере[126], о проведении в 2004 г. выставки форума «СНГ: Топливно-энергетические сырьевые ресурсы»[127].
На предыдущих заседаниях 2003 г. обсуждались итоги проведения в Киеве в мае 2003 г. выставки-ярмарки промышленных технологий, средств производства, товаров и услуг стран СНГ. Кроме того, предметом внимания участников заседаний стали Меморандум государств-участников СНГ в области международных транспортных коридоров и Декларация по вопросам обеспечения безопасности на транспорте, о регулировании рекламной деятельности. Дискутировались и вопросы о координации страховой политики, о новой редакции Положения о Комиссии государств-участников СНГ по использованию атомной энергетики в мирных целях, о придании Всероссийскому научно-исследовательскому институту документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) статуса базовой организации по переподготовке и повышению квалификации кадров в области документоведения, документационного обеспечения управления и архивоведения[128].
На своем заседании 12 марта 2004 г. Совет обсудил «Обзор торговой политики Республики Беларусь»[129].
25 июня 2004 г. Совет одобрил проект Программы создания и функционирования рынка зерна СНГ (Программа «Рынок зерна»)[130]. Тогда же был заслушан отчет о десятилетней работе Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности[131].
3 сентября того же года Совету был представлен «Обзор Торговой политики Республики Казахстан»[132], а также состоялось обсуждение проекта решения Совета глав правительств СНГ о порядке реализации Программы военно-технического сотрудничества и концепция развития лизинга сельхозтехники, машин и механизмов в СНГ[133].
Наконец, 3 декабря 2004 г. Экономический Совет СНГ рассмотрел «Обзор торговой политики Республики Молдова», а также обсудил работу Координационного совета руководителей налоговых служб в соответствии с Планом, направленным на повышение эффективности экономической деятельности государств-участников СНГ[134]. Кроме того, были рассмотрены сметы расходов на развитие объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) государств-участников СНГ на 2005 г.[135]
11 марта 2005 г. Экономический Совет СНГ принял решение «Об основных направлениях и принципах взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения»[136] и утвердил основные направления в данной области, разработанные Центром энергетической политики РФ совместно с Исполкомом СНГ при финансовой поддержке Комитета по устойчивой энергетике Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и рассмотренные Комиссией по экономическим вопросам. На заседании Совета прозвучал также призыв к правительствам государств-участников Содружества оказать содействие национальным органам управления и операторам энергетического сектора в реализации «Основных направлений».
При подготовке документа были использованы Программы энергосбережения ряда стран СНГ (Республики Беларусь, Украины, Российской Федерации, и др.)[137]. Кроме того, во введении к тексту «Основных направлений» подчеркивалось, что одним из важнейших направлений международного сотрудничества в области энергетики является проект «Энергетическая эффективность-XXI» в осуществлении которого под эгидой ЕЭК ООН принимали участие страны Европейского Союза, СНГ и Европейский банк реконструкции и развития.
В рамках данного проекта на основе совместного заявления секретариата ЕЭК ООН и Межгосударственного Экономического комитета Экономического Союза СНГ от 4 сентября 1997 г. Исполком СНГ и национальные эксперты двенадцати государств-участников Содружества с привлечением министерств и ведомств своих стран, а также научно-исследовательских институтов выполнили проект «Энергоэффективность и энергетическая безопасность в СНГ».
Материалы исследования были опубликованы в качестве официального документа ООН. На их основе было подготовлено Соглашение о сотрудничестве в данной области от 7 октября 2002 г., и именно они легли и в основу «Основных направлений и принципов взаимодействия государств – участников СНГ в области обеспечения энергоэффективности энергосбережения»[138].
Документ предусматривал разработку и организацию совместных производств энергосберегающего оборудования, а также приборов и материалов, систем учета и контроля за потреблением энергии в различных сферах экономики стран СНГ, а также продвижение на рынках стран Содружества энергосберегающей и энергоэффективной продукции.
Принятие Экономическим Советом данного решения было крайне актуально, принимая во внимание как масштабы энергоемкости ВВП государств-участников СНГ[139], так и их потенциал энергосбережения, составлявший более половины годового энергопотребления стран Содружества[140].
12 октября 2005 г. Экономический Совет принял решение «О придании ФГУ «Российская государственная библиотека» статуса базовой организации стран СНГ в области библиотечного дела»[141].
Также в 2005 г. были рассмотрены деятельность Межгосударственного статистического комитета СНГ и Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, состоялось обсуждение Межгосударственной радионавигационной программы государств СНГ на 2001–2005 гг., дискутировался ход выполнения Плана реализации мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере на 2003–2010 гг.[142] Стоит отметить и рассмотрение обзоров торговой политики Российской Федерации и Украины, хода подготовки межгосударственных выставок «СНГ: Образование – 2005» и «СНГ: Наукоемкая продукция и высокие технологии»[143], а также предстоящей межгосударственной выставки, посвященной 15-летию СНГ[144].
В 2006 г. было продолжено рассмотрение Обзоров торговой политики отдельных государств (Азербайджан, Армения, Молдова, Казахстан)[145].
Также 17 марта 2006 г. Совет рассмотрел вопрос о проведении в 2010 г. переписей населения в государствах СНГ, внес дополнения в План мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-членов Содружества до 2009 г.
30 марта 2007 г. в Москве прошло 33-е заседание Экономического Совета СНГ, в котором приняли участие представители всех стран Содружества, за исключением Республики Узбекистан. Грузия и Туркменистан были представлены наблюдателями[146]. В соответствии с решениями Совета глав государств СНГ и Положением об Экономическом совете СНГ от 2 апреля 1999 г., Председателем Экономического совета сроком на один год был избран член Совета, первый вице-премьер Украины Н. Я. Азаров. Сопредседателями Экономического совета стали министр экономического развития и торговли Республики Таджикистан Г. Д. Бобоев и первый заместитель премьер-министра Азербайджанской Республики Я. А. Эюбов[147]. На заседании 30 марта 2007 г. была обсуждена деятельность Электроэнергетического Совета СНГ за период 2003–2006 гг. и Межправительственного совета по сотрудничеству в строительстве[148]. Участники заседания рассмотрели итоги совещания экспертов по вопросам функционирования ЗСТ, состоявшегося 20–21 февраля 2007 г., и предложили продолжить работу по согласованию проекта базовых документов, регламентирующих функционирование ЗСТ и перечней тарифных и вне тарифных ограничений.
Кроме того, 30 марта 2007 г. была заслушана информация о создании Координационного совета руководителей органов по науке и инновациям стран СНГ, одобрен проект комплекса совместных мер по предупреждению проникновения и распространения птичьего гриппа на территорию Содружества. Стороны обсудили и вопросы финансового обеспечения деятельности органов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ, Секретариата Координационного Совета генеральных прокуроров и др.[149]
35-е заседание Экономического совета Содружества под председательством Николая Азарова прошло в Москве 14 сентября 2007 г. В нем приняли участие представители всех стран СНГ. На повестку дня было вынесено обсуждение документов, касающихся мирного использования атома, банковских услуг, транспортной политики, миграции.
Члены Совета одобрили Концепцию повышения надежности мостов на автодорогах стран СНГ на 2007–2015 гг., обсудили доклад «Основные направления развития гражданской авиации и меры по повышению безопасности полетов» в странах-членах Содружества, одобрили проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и их семей на территории СНГ.
Было также продолжено рассмотрение обзоров торговой политики отдельных стран СНГ (Российская Федерация, Республика Таджикистан). Целью этой работы являлось достижение транспарентности торговой политики, содействие соблюдению правил международной торговли и эффективности функционирования ЗСТ СНГ.
Помимо этого, участники заседания заслушали сообщение руководителя молдавской делегации – Чрезвычайного и полномочного посла Республики Молдова в РФ Василия Стурзы о катастрофических последствиях засухи. Было решено рассмотреть вопрос в правительствах стран СНГ о предоставлении помощи Республике Молдова[150].