Книга Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы - читать онлайн бесплатно, автор Ефим Иосифович Пивовар. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы
Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы

В центре внимания участников данных заседаний оказались также вопросы, связанные со здравоохранением. К примеру, обсуждались комплекс мер по профилактике и борьбе с птичьим гриппом на период до 2025 г., План совместных действий по предупреждению распространения туберкулеза на 2020–2024 гг. и План мероприятий по реализации Стратегии «Здоровье населения государств – участников СНГ на 2020–2024 гг.».

Кроме того, на 82-м и 83-м заседаниях Экономического совета СНГ были приняты решения о мерах по развитию химической промышленности и энергетического машиностроения[202]. Наконец, на 83-м заседании был проведен анализ достижений и проблем, а также вопросов, связанных с обеспечением и защитой прав потребителей в сфере электронной торговли[203].

Однако наиболее значимым событием 83-го заседания Экономического совета (которое состоялось в Ашхабаде 13 сентября 2019 г.) стало рассмотрение проекта Декларации о стратегическом экономическом сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств. Лидеры стран Содружества подписали Декларацию после заседания Совета глав государств СНГ 11 октября 2019 г.[204]

В Декларации отмечалось, что «целями стратегического экономического сотрудничества государств-участников СНГ являются: дальнейшее укрепление фундаментальных основ Содружества, его интеграция, как и интеграция каждого из государств-участников СНГ в мирохозяйственные связи в качестве пространства, на котором осуществляется крупнейшие транспортные и энергетические проекты, создаются современная инфраструктура, коммуникации, международные транспортные коридоры…»[205].

Декларация определяла и приоритетные направления деятельности стран Содружества. Среди них:

– дальнейшее развитие взаимной торговли и отмена действующих еще ограничений и изъятий из режима свободной торговли;

– развитие производственных координационных связей между предприятиями и производствами стран СНГ;

– реализация проектов в таких сферах, как сельскохозяйственное производство, легкая промышленность, производство строительных материалов, ювелирная промышленность и др.;

– реализация крупных совместных проектов в области транспорта, энергетики, привлечения инвестиций в специальные экономические зоны стран СНГ;

– развитие межрегиональных связей, архитектуры нового геоэкономического пространства на Евразийском континенте;

– развитие и совместное использование цифровых технологий и др.[206]

В Декларации подчеркивалось, что реализация ее целей «позволит более полно использовать <…> потенциал Содружества в целом <…>, устойчиво наращивать взаимные экономические связи <…>, усилить позиции государств-участников СНГ в мировой экономике, способствовать росту благосостояния граждан»[207].

Перспективам интеграционных процессов в сфере социально-экономического развития государств Содружества было уделено внимание и на последних из уже состоявшихся заседаниях Экономического совета. Так, 6 декабря 2019 г. были рассмотрены проекты Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 г. и проект Прогноза производства и потребления энергоресурсов государств-участников СНГ на период до 2030 г.[208] А 13 марта 2020 г. состоялось обсуждение решения о проекте Приоритетных направлений сотрудничества государств Содружества в сфере транспорта на период до 2030 г. Были также обсуждены мероприятия по реализации концепции согласованной социальной и демографической политики на 2020–2030 гг. и план мероприятий, посвященных Году архитектуры и градостроительству в СНГ в 2021 г.

24 сентября 2021 года состоялось 91 заседание Экономического совета Содружества Независимых Государств. Открыл и провел заседание Председатель Экономического совета, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петрушенко. О проделанной за период 2017–2020 гг. работе Комиссии по использованию атомной энергии в мирных целях и Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр проинформировали заместитель генерального директора корпорации «Росатом» Николай Спасский и Председатель Комитета геологии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Талгат Сатиев[209].

О проекте Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта до 2030 года собравшимся рассказал Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Виктор Попов. По вопросу «О проекте Комплексного плана мероприятий на 2021–2025 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2030 года» выступили Председатель Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, Председатель Госкомитета по науке и технологиям Республики Беларусь Александр Шумилин и Президент Российской академии наук Александр Сергеев. Итогом выполнения новой программы должны стать прорывные технологии и перспективные разработки, создающие условия для масштабного производства наукоемких конкурентоспособных товаров и услуг[210].

Был рассмотрен также вопрос «О проекте Плана основных мероприятий по реализации Концепции развития сельскохозяйственных наук и научного обеспечения агропромышленного комплекса СНГ» и подписан Меморандум о сотрудничестве между Российской академией наук и Исполнительным комитетом СНГ[211].

4 декабря 2021 года в Москве на полях Второго Евразийского конгресса прошло заключительное в 2021 году заседание Экономического совета СНГ. В нем приняли участие Председатель Экономического совета СНГ, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, Первый заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики Ягуб Эюбов, Вице-премьер-министр Республики Армения Мгер Григорян, Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Алихан Смаилов, Первый заместитель Председателя Кабинета министров Кыргызской Республики Арзыбек Кожошев, Временный поверенный в делах Республики Молдова в Российской Федерации Серджиу Гончеренко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Российской Федерации Давлатшох Гулмахмадзода, Советник Посольства Туркменистана в Российской Федерации Сердар Дурдыев, Заместитель Премьер-министра, Министр экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров, Председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев.

Директор Департамента экономического сотрудничества Исполкома СНГ Михаил Мыскин проинформировал собравшихся о проекте соглашения о свободной торговле услугами стран-участников Содружества[212]. Информацию «О деятельности Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников СНГ в 2016–2020 годах» членам Экономического совета представил Председатель Совета, Министр по налогам и сборам Республики Беларусь С. Наливайко[213].

Подводя итог, следует подчеркнуть, что сведения, приведенные выше и характеризующие многоплановую деятельность Экономического совета СНГ с момента его создания вплоть до настоящего времени, свидетельствуют, с одной стороне, о кропотливой работе, целью которой является успешная реализация интеграционного потенциала СНГ, а с другой – показывают и всю сложность этой задачи, обусловленную, в том числе, и несовпадением декларативной и реальной сторон интеграционного процесса. И, тем не менее, весь приведенный нами материал свидетельствует об определенных достижениях стран-участников СНГ, достаточно значимых для их социально-экономической интеграции.

§ 3. Ассоциация «Деловой Центр экономического развития Содружества Независимых Государств». Вехи международного интеграционного сотрудничества[214]

Ассоциация «Деловой Центр экономического развития Содружества Независимых Государств» (далее – Ассоциация) была учреждена согласно решению Совета Глав государств СНГ 21 июня 2001 г.[215] с целью развития открытого рынка Содружества, использования новейших глобальных систем коммуникаций и коммерческой деятельности[216].

В «Общей информации о компании» на сайте Ассоциации указано, что данная структура призвана обеспечивать наиболее быстрое и успешное заключение сделок между хозяйствующими субъектами стран СНГ, разрабатывать и реализовывать различные кредитно-финансовые соглашения между ними. Следовательно, основные задачи Ассоциации заключаются в информационном обслуживании предприятий. Особенно высокое значение придается консультированию по торгово-экономическому потенциалу, инвестиционному климату, налоговому и таможенному законодательству, финансовым рынкам, механизмам защиты частной собственности в странах Содружества.

Кроме того, Ассоциация стремится оказывать юридическую помощь хозяйствующим субъектам, содействовать в установлении контактов с органами власти и официальными лицами стран СНГ, налаживании экономических связей, продвижении инновационных проектов[217].

Структура «Делового Центра экономического развития СНГ» включает Общее собрание членов Ассоциации, Координационный Совет, Дирекцию, а также несколько комитетов по отдельным направлениям деятельности, включая Комитет по модернизации и инвестициям, Комитет по вопросам обращения лекарственных средств и Комитет по туризму[218].

Почетными членами Ассоциации являются Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, Международный Конгресс промышленников и предпринимателей, Международная Ассоциация гражданского судопроизводства, Международный центр научной и технической информации[219].

В состав Ассоциации входят: Банк ВТБ, ЗАО «Белтранс экспедиция», ООО Банк «МБА – Москва», ОАО АФК «Система», Ассоциация «Украинский Деловой Центр экономического развития», ОАО «Композит», ООО «Альфа-Технология», АО «Объединенная Энергостроительная Корпорация», ООО «Диамед ФАРМА», ООО «Глобал ФАРМА», ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания “МИР”», Некоммерческий Фонд «Наследие Евразии», Межрегиональная общественная организация «Московская Ассоциация предпринимателей», ООО Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М», АНО «Национальный институт развития» Отделения общественных наук Российской академии наук, Издательство «Медиа Парламент»[220].

Генеральным директором Ассоциации является Владимир Сергеевич Савченко, председателем Координационного Совета – Анатолий Борисович Казаков[221].

Устав Ассоциации впервые был одобрен и утвержден общим собранием ее учредителей 22 января 2001 г., в марте 2005 и в феврале 2007 гг. в него вносились изменения, а ныне действующая редакция Устава была утверждена Внеочередным общим собранием членов Ассоциации 26 февраля 2018 г.[222]

Согласно Уставу, для достижения целей своей деятельности Ассоциация:

• участвует в формировании общего рынка товаров и услуг;

• выявляет барьеры и препятствия, мешающие формированию общего рынка;

• сопровождает проекты торгово-экономического сотрудничества, содействует хозяйствующим субъектам стран Содружества в достижении финансовой устойчивости;

• создает и использует базы данных и информационные ресурсы по своей тематике;

• готовит предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и условий взаимной торговли;

• создает комитеты по отдельным, перспективным направлениям деятельности;

• участвует в формировании благоприятных экономических и правовых условий для предпринимательства в Российской Федерации и странах СНГ;

• проводит научные исследования и разработки;

• подготавливает предложения по унификации законодательства в странах Содружества;

• проводит форумы, конференции, конгрессы, круглые столы, выставки, семинары[223].

На протяжении многих лет Ассоциация является организатором Форума лидеров бизнеса стран СНГ. В рамках форумов, помимо пленарных заседаний, проходят круглые столы, проводятся научные конкурсы и церемонии награждения лидеров бизнеса стран Содружества.

Так, в феврале 2009 г. в Москве по инициативе «Делового центра экономического развития СНГ» и при поддержке Финансово-банковского Совета СНГ, Агентства регионального развития, Московской Ассоциации предпринимателей и Исполкома СНГ впервые состоялся Форум лидеров бизнеса государств Содружества под девизом «Объединенная стратегия развития»[224].

Организаторы Форума поставили перед собой следующие цели:

• углубить процессы интеграции стран СНГ в контексте реализации Содружеством Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г.;

• определить приоритеты, перспективы и механизмы согласованной политики в вопросах противодействия мировому финансовому кризису;

• расширить сотрудничество деловых кругов государств СНГ, направленное на повышение благосостояния населения стран Содружества[225].

В Форуме приняли участие представители Администрации Президента РФ, российских министерств и ведомств, городов Содружества, председатели Правления ВТБ, Международного Банка Азербайджана, а также президент Украинского Союза промышленников и предпринимателей, представители СМИ стран СНГ, руководство Испол кома СНГ. Общее количество участников форума превысило 300 чел.[226]

Пленарная часть форума прошла под руководством Председателя Исполкома – Исполнительного секретаря СНГ С. Н. Лебедева. В своем выступлении он отметил актуальность и своевременность проведения форума, призванного положить начало диалогу властных и деловых кругов государств-участников Содружества Независимых Государств. Он выразил уверенность в том, что широкое участие лидеров бизнеса, науки и общества в целом позволит странам Содружества более гибко реагировать на изменения экономического климата.

В ходе пленарного заседания выступили заместитель председателя Исполкома СНГ А. А. Дронь; руководитель рабочей группы по разработке Стратегии до 2020 г., заместитель министра экономики Украины В. И. Мунтиян; председатель правления ОАО Банк ВТБ, президент Финансово-банковского Совета СНГ А. Л. Костин; председатель правления Международного Банка Азербайджана, вице-президент Финансово-банковского совета СНГ Д. Ф. Гаджиев; президент Украинского Союза промышленников и предпринимателей А. К. Кинах; председатель Координационного Совета «Делового центра экономического развития СНГ» А. Б. Казаков; президент ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод», председатель Совета директоров Аграрного холдинга «Авангард» О. Р. Бахматюк; генеральный директор ОАО «АвиаБалт» В. И. Кисличенко; исполнительный вице-президент, генеральный директор Международной Ассоциации столиц и крупных городов СНГ М. М. Соколов и др.[227]

В ходе пленарного заседания и в рамках Межотраслевой экспертной площадки были рассмотрены:

• реализация Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г.;

• роль и место бизнес-сообщества в противодействии и минимизации влияния мирового экономического кризиса на развитие экономики стран СНГ;

• господдержка малого и среднего бизнеса и поддержка инструментов государственно-частного партнерства.

Участники Форума выдвинули инициативу регулярного проведения Форума лидеров бизнеса государств СНГ под девизом «Объединение – стратегия развития» в столицах Содружества[228]. Был намечен и ряд инициатив, в частности:

• учреждение Инвестиционного Совета СНГ;

• расширение использования национальных валют государств-участников СНГ во взаиморасчетах по экспортно-импортным операциям;

• защита внутреннего рынка государств Содружества от недобросовестной конкуренции третьих стран;

• повышение роли бизнес-сообщества в углублении экономической интеграции государств Содружества[229].

В целях реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г., которая была принята Решением Совета глав государств Содружества 14 ноября 2008 г., Исполком СНГ, Деловой Центр экономического развития СНГ и Финансово-банковский Совет Содружества провели в марте 2010 г. очередной Форум лидеров бизнеса стран СНГ[230]. Среди перспективных проектов для обсуждения на Форуме были выделены: финансово-банковское сотрудничество, агропромышленный комплекс, химия и фармацевтика, информационные технологии, транспорт, строительство, нано- и биотехнологии, топливно-энергетический комплекс, электронные торги[231].На программу Форума повлияло и то, что 2010 г. был провозглашен в Содружестве Годом науки и инноваций. В связи с этим Форум был призван стать знаковым событием года, на нем планировалось обсудить наиболее перспективные инновационные проекты, которые должны были способствовать формированию единой производственной, научно-исследовательской и образовательной базы государств-участников СНГ[232]. Форум проходил под лозунгом «Новые инициативы в Год председательства Российской Федерации в Содружестве».

С приветствиями к участникам Форума обратились президенты России и Украины – Д. А. Медведев и В. Ф. Янукович, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. М. Миронов, советник Президента РФ, спецпредставитель Президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств В. С. Черномырдин.

Открывая пленарное заседание, председатель Исполнительного комитета СНГ С. Н. Лебедев отметил, что у участников Форума появилась возможность поделиться своим видением перспектив и путей совершенствования экономического сотрудничества в рамках Содружества.

Он также подчеркнул, что регулярное проведение Форума, широкое участие в нем как представителей власти, так и бизнес-структур, и финансовых кругов – все это свидетельствует об общей заинтересованности участников в дальнейшем развитии и укреплении СНГ. С. Н. Лебедев обратил внимание и на другие подтверждения этого факта – создание Таможенного союза тремя государствами СНГ, готовность и желание Кыргызстана и Таджикистана также присоединиться к Таможенному союзу и т. п. По мнению С. Н. Лебедева, руководство большинства государств СНГ все более ясно осознает необходимость совместной модернизации и развития сферы высоких технологий, более широкого использования транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала СНГ[233].

С основным докладом на Форуме выступил первый заместитель премьер-министра России, председатель Экономического совета СНГ И. И. Шувалов. Он отметил: «Действительно, мы в этом году председательствуем в СНГ, но помимо формальных обязанностей председателя по существу, отдельные вопросы развития Содружества Независимых Государств, а также тематика, которую мы в этом году будем развивать – все это для нас главный приоритет нашей внешней политики и главные приоритеты нашего внутреннего экономического курса. Вы знаете, что мы сейчас с коллегами из Белоруссии и Казахстана формируем Единое Экономическое пространство, подписав все необходимые документы по вступлению в Таможенный союз. Таможенный союз заработал. И таким образом мы все вопросы внешней экономической интеграции как бы конвертируем в нашу внутреннюю экономическую повестку дня. Поэтому для нас – это вопросы и внутренней экономической политики, и внешнеполитической интеграции»[234].

Докладчик предложил, опираясь на почти двадцатилетний опыт СНГ, учитывать ряд таких факторов, как нахождение общих конечных целей региональной интеграции и путей их достижения; реализацию интеграционных процессов «на разных скоростях»; учет того, что реальные интеграционные процессы не могут не предусматривать делегирование наднациональным органам части национального суверенитета, а также того, что интеграция будет развиваться только тогда, когда она будет приносить реальную экономическую выгоду всем участникам интеграционного объединения; признание того, что интеграция в рамках СНГ не только не противоречит вхождению стран-участниц в мировую экономику, а наоборот, в эпоху глобализации в мировую экономику легче встраиваться региональным объединениям, чем отдельным странам; признание того обстоятельства, что участие в Едином экономическом пространстве в рамках СНГ – это гарантия сохранения национальной идентичности всех стран-участниц Содружества; наконец, признание того, что «любое серьезное интеграционное взаимодействие, связанное с нахождением взаимоприемлемых развязок по чувствительным вопросам, выстраивание баланса плюсов и минусов неизбежно проходит в острых дискуссиях и спорах… Но это говорит о том, что в организации реально решаются серьезные вопросы и о том, что партнеры… ответственно относятся к принимаемым решениям, поскольку намерены выполнять их на практике»[235].

И. И. Шувалов призвал ускорить работу по договору о многосторонней зоне свободной торговли в рамках СНГ, стимулировать решение вопросов, касающихся регулирования трудовой миграции и особенно сферы энергетики., подчеркнув, что повышение энергоэффективности в масштабах всего постсоветского пространства является приоритетной задачей. Кроме того, в своем выступлении И. И. Шувалов отметил необходимость активизировать реализацию планов по созданию платежно-расчетной системы на базе национальных валют, поэтапной либерализации воздушного сообщения, развитию транзитного потенциала государств-участников СНГ (включая согласованное развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории стран Содружества), по повышению эффективности функционирования аграрного рынка СНГ и, прежде всего, рынка зерна (учитывая то обстоятельство, что в мировом производстве пшеницы на СНГ приходилось 12 %, а в экспорте пшеницы почти 30 %). Докладчик подчеркнул, что «на мировом рынке сырья и полуфабрикатов государства Содружества – ключевые игроки, влияющие на конъюнктуру и цены»[236].

Выступление министра иностранных дел России С. В. Лаврова, являющегося также председателем Совета министров иностранных дел СНГ, традиционно было посвящено внешнеполитическим вопросам. Вместе с тем, С. В. Лавров подчеркнул, что в современном мире «стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности»[237], а также отметил, что «развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества на пространстве СНГ для Российской Федерации – абсолютный приоритет»[238], что обусловлено общей историей наших соседей по постсоветскому пространству, экономической взаимозависимостью, культурно-цивилизационной общностью. «…Интеграционные процессы и здесь идут от жизни… Мы реализуем тем самым огромный потенциал солидарной ответственности за общее будущее наших народов», – резюмировал Сергей Лавров[239].

Кроме того, министр иностранных дел Российской Федерации подчеркнул, что «в Содружестве сложилась “гибкая геометрия” многостороннего сотрудничества, позволяющая каждому государству найти в нем свое место, поступательно продвигаться вперед… Эта модель разноуровневой и разноскоростной интеграции полностью доказала свою востребованность»[240].

От имени Торгово-промышленной палаты Российской Федерации участников Форума приветствовал ее президент Е. М. Примаков. Он обратил внимание собравшихся на три предпосылки проведения Форума: председательство РФ в СНГ, объявление 2010 г. в СНГ годом инноваций, реализация Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г.[241] Евгений Примаков подчеркнул, что «у экономик государств СНГ есть лишь один способ развития – опора на суперсовременные и наукоемкие технологии… Состоятельность СНГ будет определяться тем, решим ли мы совместными усилиями эту задачу»[242].

От имени белорусской делегации участников приветствовал член Экономического Совета СНГ, заместитель премьер-министра Республики Беларусь А. В. Кобяков. Беларусь, как отметил А. В. Кобяков, поддерживает «новые инициативы Российской Федерации по наращиванию инновационного сотрудничества в регионе СНГ»[243]. Приоритетными направлениями такого сотрудничества являются, по его мнению, эффективная тарифная политика на транспорте, формирование международных транспортных коридоров, интеграция в области разработки и внедрения новых технологий, кооперация в области машиностроения и, прежде всего, сельскохозяйственной техники, моторостроения и производства большегрузных автомобилей. Также А. В. Кобяков подчеркнул, что «наиболее важным итогом совместной работы за последние годы стало создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Он начал функционировать с 1 января 2010 г. С выводом его на стадию полномасштабной работы мы связываем решения таких стратегических задач, как снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, упрощение внешнеторговых процедур, сокращение времени на перевозку товаров в связи с отменой всех видов контроля на внутренних границах, создание дополнительных предпосылок для привлечения иностранных инвестиций, увеличение ВВП в связи с ростом взаимной торговли»[244].

Президент Украинского Союза промышленников и предпринимателей А. К. Кинах огласил приветствие участникам Форума от имени украинского лидера В. Ф. Януковича и отметил, что первоочередное значение в рамках СНГ имеет экономическое сотрудничество, в частности, формирование регионального рынка, который позволит сбалансировать интересы национальных экономик[245].