Посетившая в двадцатых годах нынешнего столетия лавру г-жа Янкова (см. «Рассказы бабушки, записанные ее внуком Д. Благово») говорит, что монашествующей братии в то время было там немного, и все больше люди средних лет и молодые послушники; стариков же всего было три или четыре. Про одного из них она рассказывает следующую историю. Он был гвардейским офицером, служил при императоре Павле I; вместе с ним находился в том же полку его родственник. Этот последний полюбил одну молодую девушку и задумал ее увезти. Но девушка хотя и любила его, но хотела сперва обвенчаться и потом уже бежать из дому родительского; влюбленный же офицер был женат, стало быть, ему венчаться не было возможности. Что делать в таком затруднении? Он открылся приятелю, тот и придумал сыграть комедию – обвенчать приятеля своего на дому, одевшись священником в ризу. Предложили молодой девице венчаться по секрету дома, под предлогом, что тайный брак в церкви священник венчать не станет. По неопытности своей девушка не поняла, что тут обман, согласилась и, в известный день обвенчавшись, со своим мнимым мужем бежала… Он пожил с нею некоторое время, она родила дочь, и потом он ее бросил. Нашлись люди впоследствии, которые помогли ей напасть на след ее мужа, и она узнала, что он уже женатый и от живой жены на ней женился. Она подала прошение на высочайшее имя императора Павла, объясняя ему свое горестное положение. Император вошел в положение обманутой молодой девушки и положил следующее замечательное решение: похитителя ее велел разжаловать и сослать, молодую женщину признать имеющей право на фамилию соблазнителя и дочь их законною, а венчавшего офицера постричь в монахи. В резолюции было сказано, что «так как он имеет склонность к духовной жизни, то послать его в монастырь и постричь в монахи».
Кроме описанных нами кладбищ лавры, целая церковь Сошествия Святого Духа наполнена памятниками, весь пол церкви состоит из продольных квадратов с надписями имен похороненных под плитами знатных и богатых особ. В этой церкви покоятся петербургские митрополиты Михаил (под жертвенником), Серафим (по правую сторону Царских врат), Антоний (налево от них), Никанор (в Царских вратах, перед крестом), Григорий (у южной стены алтаря). В числе множества памятников в Духовской церкви видна одна надпись на могиле княгини Евдокии Голицыной, урожденной Измайловой, 1780–1850 годы, со следующими словами: «Прошу православных русских и проходящих здесь помолиться за рабу Божию, дабы услышал Господь мои теплые молитвы у престола Всевышнего, для сохранения духа русского». Лежащая здесь княгиня в свое время была замечательная личность в петербургском высшем обществе. Княгиня была красавицей до старости: красота ее напоминала древнее греческое изваяние. Про нее говорит ее современник{46}: «Не знаю, какова была она в первой своей молодости, но и вторая и третья молодость ее пленяли какою-то свежестию и целомудрием девственности. Черные выразительные глаза, густые темные волосы, падающие на плечи извилистыми локонами, южный матовый колорит лица, улыбка добродушная и грациозная: придайте к тому голос, произношение необыкновенно мягкое и благозвучное – и вы составите себе приблизительное понятие о внешности ее».
Княгиня жила в своем богатом доме на Большой Миллионной{47}, убранном, как музей, редкими художественными произведениями. Избранное петербургское общество собиралось к княгине ночью и вело свои беседы вплоть до рассвета.
В Петербурге княгиню называли «ночной», Princesse Nocturne; по рассказам, она боялась ночи, так как ей когда-то известная девица Ленорман предсказала, что она умрет ночью… Салон этой русской г-жи Рекамье посещали все знаменитости того времени, как приезжие, так и отечественные. Беседы у княгини отличались большой свободой и непринужденностью. Это тогда хоть не подходило к уставу светского благочиния, но репутация княгини осталась безупречною. Княгиня жила врозь с мужем, но в границах чистейшей нравственности. В числе многих известных поклонников княгини были наш поэт Пушкин, Карамзин, М. Ф. Орлов и князь И. М. Долгоруков; последний долго искал руки княгини, но упрямый муж не давал развода. После 1812 года княгиня сделалась ярой патриоткой и явилась в Москву на бал в благородное собрание в кокошнике и сарафане. Отстаивая все русское, позднее княгиня объявила войну входящему в сельское хозяйство картофелю; в этом немецком овоще она видела посягательство на русскую национальность и упорно вела войну с министром государственных имуществ графом Киселевым. В последние годы своей жизни княгиня занялась высшею математикой и метафизикой и стала писать брошюры на французском языке; жила она тогда по большей части в Париже; при ней всегда находилась в качестве секретаря дочь С. Н. Глинки. Под старость княгиня отличалась большою набожностью.
Как мы уже выше говорили, торжественное освящение главного собора лавры во имя Св. Троицы состоялось 30 августа 1790 года. В этот же день праздновался мир с Швецией. На освящение в 10 часов утра в лавру прибыла императрица с августейшим семейством. Высокие посетители отправились в Благовещенскую церковь, из которой надлежало перенести мощи св. Александра Невского. Мощи несли кавалеры ордена св. Александра Невского, балдахин – кавалеры ордена св. Владимира. За св. мощами шла императрица, а по сторонам ее кавалергарды под начальством Зубова. Во время шествия производились колокольный звон и пальба из пушек; последняя – из лаврской верфи, основанной еще при Петре Великом. Освящение собора совершал митрополит Гавриил в сослужении с архиепископами Евгением Булгаром и Иннокентием. Накануне освящения императрица пожаловала Гавриилу розовую панагию с изумрудами и приказала ваятелю М. Козловскому сделать из белого мрамора барельефный поясной бюст митрополита, который и был поставлен в нише против мощей 9 августа 1790 года; за работу бюста было заплачено 10 000 рублей. Еще в 1752 году императрица Елисавета украсила мощи св. благоверного князя богатою ракою[13] из серебра, в первый раз добытого на Колыванских заводах. Всего серебра здесь употреблено было девяносто пудов. В барельефах серебряной раки виднеется стихотворная надпись сочинения Ломоносова. Всех драгоценностей, хранящихся в соборе, мы не выписываем, так как перечисление богатств лавры займет не один том. Из художественных произведений здесь: «Спаситель» – работы Ван Дейка, «Богоматерь» – кисти Гверчино, «Воскресение Лазаря» – работы Бассано, «Воскресение Христово» – Рубенса; его же работе приписывают и «Снятие со креста». Из работ русских художников там имеются образа Угрюмова, Мошкова, Дрождина, Вельского, Пустынина, Уткина и других.
В соборе находятся четыре напрестольные Евангелия, напечатанные в Москве в 1644, 1663, 1681 и 1698 годах; напрестольный золотой крест с драгоценными камнями весом 1 фунт 82 золотника, – крест сделан в 1660 году для церкви Богородицы в Кирилловом монастыре; золотые священные сосуды, пожертвованные Екатериною в 1791 году, один золотой дискос и потир[14]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания[131]
1
Обжа – единица площади для поземельного налога, равнялась площади земли, вспахиваемой с помощью одной лошади в течение одного дня.
2
Багинет – штык.
3
Ефимок – русское название европейской серебряной монеты талер в XVI–XVII вв.
4
Мундкох – придворный служитель, заведующий кухней (нем.).
5
Эллинг – место на берегу, оборудованное для постройки судов.
6
Магазин – зд.: место для хранения запасов.
7
Гласис – насыпь, покрывающая крепостной ров с внешней стороны.
8
Арматура – зд.: украшение из различного рода оружия, доспехов, лепных или рисованных.
9
Намет – шатер, большая раскидная палатка.
10
Регалии – отличительные знаки царского достоинства: корона, скипетр, держава и прочее.
11
Culottes (фр.) – короткие, застегивающиеся под коленом штаны.
12
Сарачинское пшено – рис.
13
Рака – ковчег, гробница с мощами святого угодника.
14
Дискос – блюдце на низком подножии, потир – литургический сосуд для освящения вина (греч.).
131
Текст приводится по изданию: М. И. Пыляев. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. СПб.: Изд-во «Паритет», 2002.
Комментарии
1
Слово newo или newa на финском языке означает «болото».
2
См. «Полное собрание летописей», т. V, с. 225, т. VII, с. 211.
3
См. Миллера «Sammlung Russ. Geschichte» и его же «Ежемесячные сочинения», март, 1755 г.
4
14 апреля 1625 года словолитчику Петру Соловну (von Solovn) в Стокгольме выдана была грамота на звание русского типографщика.
5
См. соч. Я. Грота: «Петербургский край до Петра Великого».
6
См. «Абевега русских суеверий», соч. М. Чулкова, СПб., 1786 г.
7
Из охтенских поселян по указу Екатерины II (17 декабря 1764 г.) поступило 20 человек плотников из ведомства Адмиралтейств-коллегии в ведение императорских театров для исправления машин и декораций, по опытности их в этого рода работах. Таких театральных охтян до сих пор числится при театрах более 25 человек; работы, на основании указа 1764 года, производятся при театрах ежедневно круглый год. Работникам полагается четыре оклада, по выслуге 30 лет им полагается отставка и полный пенсион. Из среды их выбирается один старостой.
8
«Первые русские ведомости», СПб., 1855 г., с. 202.
9
Положив основание Петербурга в 1703 году, Петр позаботился о выгравировании карты Ингерманландии. Это дело было исполнено состоявшим в его службе голландцем Адрианом Шхонбеком, который вырезал на меди карту под названием: «Географический чертеж над Ижерскою землею со своими городами, уездами, погостами, церквами, часовнями и деревнями, со всеми стоящими озерами, реками и потоками и прочая. Грыдыровал Адриан Шхонбек». На этой карте Петербурга еще нет и, к сожалению, гравером не означен год.
10
Река Сестра составляла границу у новгородцев.
11
См. Устрялова: «История Петра Великого», и Пекарского: «Петербургская старина».
12
См. «Описание С.-Петербурга в 1710 и 1711 гг.».
13
См. «Городские поселения в Российской империи», СПб., 1864 г.
14
При Петре улицы не имели названий; впервые они получили названия в 1737 году.
15
Работа предстояла гигантская: по исчислению, каналов приходилось прорыть 259 верст, а укрепления возвести на 17 верстах.
16
См. «Журнал Министерства народного просвещения», ч. CIV, с. 38.
17
См. «Петербург в 1720 году», «Русская старина».
18
См. «Петербург в 1720 году». Записки поляка-очевидца. «Русская старина», 1879 года.
19
После него заведовал работами архитектор Христофор Кондратов, затем строил архитектор прусской земли Федор Шверд-Фегер, после этого строение лавры было поручено архитектору Михаилу Земцову, при нем был комиссаром Петр Еропкин (казненный вместе с Волынским в 1740 году), затем уже был архитектором итальянец Фосати и, после него, Николай Жирард; впоследствии, при Екатерине II, строил главный собор архитектор Старов.
20
Причина такой медленной постройки была та, что рабочие руки отвлекались на постройку Смольного и Аничковского дворца.
21
См. Н. Костомарова «Очерк быта великорусского народа».
22
Историк Соловьев, см. т. XXV, с. 140, ошибочно говорит, что Петр III погребен в Духовской церкви.
23
См. «Полное Собрание Законов», № 11, 599.
24
См. «Историческое статистическое описание С.-Петербургской епархии», т. VI, с. 89.
25
О перенесении тела Петра III Павел издал указ 9 ноября 1796 года.
26
См. «Русский архив», 1872 г., с. 150.
27
См. «История Российской иерархии», Амвросия, ч. 2, с. 242.
28
По другим сведениям, барона Унгернштернберга.
29
См. «Русский архив», 1872 г., с. 690.
30
Де Санглен (см. «Русская старина», XII, с. 483) говорит, что Орлов нес за гробом корону; то же самое подтверждает и Лубяновский в своих воспоминаниях, см. «Русский архив», 1872 г., с. 150.
31
Вероятно, Греч видел мостки по льду. Трудно поверить, чтобы Нева в декабре, при сильных морозах, не была еще подо льдом.
32
См. о вторичном погребении Петра III в «Русском архиве», 1872 г., с. 2071.
33
См. «Екатерининский паж» – альманах за 1850 год, Москвитянина, с. 67.
34
См. «Русская старина», с. 201, т. XX.
35
Дом этот после принадлежал сенатору А. У. Болотникову, затем камергеру И. Д. Асташеву. За последние годы он переходил в руки многих владельцев.
36
См. Тихонравова: «Материалы для биографии Ломоносова».
37
Будучи адъюнктом, он жил на Васильевском острове при химической лаборатории; однажды осенью, вечером, пошел он гулять к заливу по Большому проспекту Васильевского острова. На обратном пути, когда уже стало смеркаться, он проходил лесом по прорубленному проспекту, как вдруг из кустов выскочили три матроса и напали на него. Ни души не было видно кругом. Он с храбростию стал обороняться от этих трех разбойников и так ударил одного из них, что он не только не мог встать, но долго не мог опомниться. Другого он ударил по лицу, тот весь в крови кинулся в лес, а третьего уже ему нетрудно было одолеть. Он повалил его и пригрозил, что тотчас же его убьет, если он не скажет, что он хотел с ним делать; разбойник сознался, что только хотел ограбить и потом отпустить. «А, каналья, – сказал Ломоносов, – так я же тебя ограблю!» И вор должен был снять с себя все и связать своим же поясом в узел и отдать ему. Положив узел на плечи, он принес его домой и на другой день объявил о матросах в Адмиралтействе.
38
Гекзаметр – стихотворный размер античной эпической поэзии.
39
Вот начало этой сатиры:
Будешь, будешь сочинитель И читателей тиран; Будешь в корпусе учитель, Будешь вечный капитан. Будешь, – и судьбы гласили, – Ростом двух аршин с вершком; Лес и горы повторили: Будешь век ходить пешком.
40
И еще двух подобных нравственных книг, напечатанных в С.-Петербурге в 1780-х годах.
41
На могиле сестры Полторацкого – Агафоклеи, умершей в 1815 году и погребенной здесь же, в лавре, находим эпитафию, сочиненную В. А. Жуковским и не вошедшую в его собрание сочинений; вот она:
Как радость чистая, сердца влекла она; Как непорочная надежда расцветала! Была невинность ей в сопутницы дана, И младость ей свои все блага обещала. Но жизнь ее – призрак! Пленил нас и исчез. Лишь плачущим о ней гласит ее могила, Что совершенное судьба определила Не для земли, а для небес.
42
В монументе вделан портрет его и над ним ноты из оперы «Жизнь за царя»: «Славься же, славься, святая Русь».
43
См. подробности об Деласкари в книге С. Н. Шубинского: «Рассказы о русской старине».
44
См. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», т. VIII, с. 511. Рассказ этот записан со слов известного иподиякона Прохора.
45
Схима – монашеское облачение.
46
См. «Русский архив», 1875 г., т. II, с. 174.
47
Летом, на своей даче, на Неве.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги