Третье сочинение – «О свободе христианина». Основная мысль Лютера высказывается здесь в двух утверждениях: христианин является свободным господином всего сущего и не подвластен никому и христианин является покорнейшим слугой всего сущего и подвластен всем.
Реформатор убедительно показывает, что противоположность этих утверждений является видимой (мнимой). – Они на самом деле не противоречат друг другу и оба истинны: христианин свободно становится слугой… – как Сам Христос, будучи Богом, свободно «родился от жены, подчинился закону» [12], т. е. стал человеком, и принял муку ради спасения людей…
Душа человеческая независима, свободна только тогда, когда Христос освобождает ее от греха. Этого невозможно достичь ни с помощью внешних церемоний, ни длинными молитвами или постами. Человека, в конце концов, может очистить только Слово Божие, которое записано в Библии – Священном Писании. Евангелие есть Благая Весть о том, что Христос нас спас. Но эту Весть мы можем принять только верою. Лютер подчеркивает, что основа христианской жизни есть вера, причем каждому человеку нужно искать ее лично. Вера есть духовное переживание, поэтому ее нельзя передать другому человеку как просто «традицию» или «предание», или, скажем, какую-то пищу. Ее нельзя просто «навязать» другому. Ибо вера есть дар Божий, который нужно принять добровольно, сознательно решившись на это. Здесь Лютер недвусмысленно выражает тоску человека эпохи Ренессанса по независимости его духовного мира и самоуважению. Несомненно, здесь обнаруживаются и личные переживания самого Лютера, его выстраданная во внутренней борьбе вера. Но Лютер все-таки добавляет, что религию нельзя рассматривать только как чисто личное дело каждого. Если человек действительно принял Христа в свою жизнь, тогда он должен свидетельствовать об этом перед обществом. Истинная цель жизни есть служение своему ближнему. Ибо кто служит своему ближнему, тот служит Самому Христу!
(4) Благодаря публикации этих трех трудов Лютер с 1520 года стал известен даже за пределами Германии как народный герой. В том же году, 15 июня в Римской курии была подписана папская булла против Лютера. Свое название она получила от начальных слов псалма 73, стиха 22:
«восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного!»
Лютер призывается в 60-тидневный срок после получения этого обвинения покаяться и отречься от своих взглядов. В противном случае ему грозит отлучение от Церкви. Это означало в те времена, что отлученный находится вне закона и права на защиту своей личности.
Наступило 10 декабря 1520 года, когда истекли все данные Римом Лютеру сроки покаяния. Вокруг реформатора собралось много парода. Сам Лютер перед большой толпой горожан и студентов за воротами Виттенберга сжег папскую буллу. Примечательно, что это сожжение произошло как раз в том месте, где горожане обычно сжигали одежду больных чумой. Не менее знаменательно то, что вместе с буллой Лютер сжег и сборник Церковного Права!
В судьбу реформатора вмешивается Фридрих Мудрый. Он после такого «горячего» события в Виттенберге предлагает Риму неожиданное решение: с новым учением Лютера следует ознакомить Рейхстаг немецких земель! С таким предложением курфюрста император Карл V после долгих проволочек, наконец, согласился. Император должен был дать Лютеру гарантии личной безопасности в письменном виде, чтобы с «еретиком» не случилось того, что произошло с Яном Гусом сто лет тому назад. Многие единомышленники Лютера питались отговорить его от поездки в г. Вормс, где должен был состояться Рейхстаг. Лютер, оставаясь непреклонным, заявил, что он непременно отправится в этот город даже в том случае, если там будет «столько бесов, сколько черепицы на крышах Вормса». Он больше боялся не послушать внутреннего голоса Божия, чем не понравиться людям и правителям. Вот в таком настроении Лютер в середине апреля 1521 года в сопровождении почетного эскорта из сотни всадников въезжал в Вормс.
Лютер выступал смело перед императором и Рейхстагом и не отрекся ни от одной из своих книг. Он попросил, чтобы высокое собрание доказало ему с помощью Св. Писания приписываемые ему ошибки и ересь. Если Рейхстаг сможет это сделать, то он, Лютер, будет первый, кто бросит свои собственные книги в огонь! В конце своей речи Лютер сказал:
«на этом стою, и не могу иначе. Да поможет мне Бог! Аминь».
Речь Лютера произвела неизгладимое впечатление даже на его врагов и недоброжелателей. Многие действительно начали сомневаться в правоте старой Церкви. Брауншвейгский герцог Эрик был в таком восторге от смелости «еретика», что вечером того же дня прислал ему целый бочонок хорошего пива. В своем втором выступлении на Рейхстаге Лютер заявил, что во всех вопросах веры каждый должен сам держать ответ перед Богом и своей совестью, и даже сам папа римский здесь не поможет! Однако Карл V, которого поддерживало большинство Рейхстага, издал 6 мая 1521 года так называемый Вормский эдикт, в котором возвещалось, что если Лютер не откажется от своих взглядов в точение 21 дня, то он автоматически окажется вне закона как враг всего государства. Никто не посмеет отныне даже предоставить ему кров. Находясь в подавленном состоянии из-за того, что и Рейхстаг не счел нужным вникнуть в идеи и доказательства, почерпнутые строго из Св. Писания, Лютер оставляет Вормс и направляется неизвестно куда… Ведь через 21 день его может ожидать только смерть!..
В сопровождении нескольких спутников он ехал через лес вблизи городка Айзенах. Неожиданно перед каретой Лютера появились четыре хороню вооруженных всадника. Они, неистово бранясь, приказали монаху выйти из кареты и бежать за их лошадьми. После того, как Лютер и его похитители оказались вне поля зрения его друзей, уважаемого монаха посадили на лошадь. Прежние спутники Лютера были уверены, что отца Мартина действительно похитили разбойники с тем, чтобы убить его. На самом же деле и здесь действовала «невидимая рука» «лисы Саксонской».
Лютер был доставлен в отдаленный безопасный Вартбургский замок. Оказалось, что эта инсценировка похищения монаха была результатом хорошо продуманного решения курфюрста Фридриха Мудрого!.. Вартбургский замок, который еще в прошлые века, особенно в XIII веке, был славной резиденцией местных феодалов, во времена Лютера находился в заброшенном состоянии. Он был расположен вдали от дорог, и там жил лишь сторож. Лютеру пришлось принять образ светского рыцаря. Он отрастил себе длинную бороду и называл себя юнкером Портом. Ему пришлось избавиться и от монашеской тонзуры – дать ей зарасти волосами… Только после этого ему было дозволено иногда покидать пределы замка. Конечно, об истинном местонахождении Лютера знали только некоторые из ближайшего окружения курфюрста. Но вскоре коллеги Лютера, которые находились в Виттенберге, неожиданно стали получать его письма из «острова Патмос» или из «лесной местности».
В замке Вартбурга Лютер всего за 11 недель перевел с греческого языка (языка оригинала) на свой родной немецкий язык весь Новый Завет. Его перевод был очень выразительным и ясным. Язык перевода Библии Лютера вскоре стал посредником между многочисленными диалектами, существовавшими тогда в Германии. Не случайно Лютер, направляясь пешком в Рим через Германию в 1510 году, жаловался на то, что немцы часто не понимали ни его, ни друг друга. В этом смысле перевод Библии способствовал развитию языка, который со времен Лютера с некоторыми изменениями дошел до наших дней как единый немецкий литературный язык. Следует добавить, что Новый Завет Лютера вышел в свет в сентябре 1522 года, и поэтому в народе это издание называют «Сентябрьской Библией». С этим связан и особый день в сентябре, когда лютеранские церкви отмечают праздник Библии. С 1522 по 1534 год «Сентябрьская Библия» была издана тиражом 200 тыс. экземпляров, что в те времена считалось огромным количеством[13].
(5) Во время отсутствия Лютера в Виттенберге его идеи восприняли многие единомышленники. Среди них в первую очередь следует упомянуть Филиппа Меланхтона (1497–1560), Юстуса Ионаса (1493–1555) и Йоганна Бугенхагена (1485–1558), который станет личным исповедником Лютера.
Реформацию в Виттенберге особенно быстро и нетерпеливо хотел провести Андреас Карлштадт (1480–1541). Он на протяжении многих лет занимал должность профессора теологии Виттенбергского университета, и три раза ему присуждалась докторская степень. Но в сознании знаменитого доктора произошли удивительные перемены: он заявил, что любое образование – как для народа, так и для Церкви – вредно и даже ненавистно! Он утверждал, что все в человеке управляется и определяется каким-то особым «вдохновением». Именно Карлштадт – вопреки Лютеру – возглавлял в Виттенберге так называемое левое крыло Реформации, которое включало в себя различные крайности. В конце-концов он даже отказался крестить людей и призывал народ к борьбе с иконами и к грабежу храмов. В феврале 1522 года в Виттенберге начались погромы и гонения на католических священников. Все благие и высокие намерения Лютера грозили превратиться в сплошной хаос, беспорядок и чистое сектантство. Приверженцы Карлштадта могли в несколько дней уничтожить в Виттенберге и во всей Германии многие духовные и культурные ценности, которые Мать-Церковь веками возводила с участием всего верующего народа. При таких обстоятельствах Лютер покидает 1 марта Вартбург и неожиданно появляется в Виттенберге, где в храме читает проповеди Великого поста. Ему в конце-концов дальнейшие примирить многих из духовенства и народа и предотвратить беспорядки.
Немало энергии и своего времени Лютер посвятил устройству Церкви и ее деятельности в новых условиях. Он беспощадно критиковал не только Карлштадта, но и подстрекателя к крестьянской войне в Германии Томаса Мюнцера (ок. 1490–1525) за то, что они оба поддерживали хаос и беспорядок в Церкви и государстве. М. Лютер последовательно придерживался того мнения, что Церковь и впредь должна сохранять все то хорошее, что было накоплено за 15 веков истории западного Христианства и не отбрасывать этого. В этой связи Лютер много времени посвятил разработке церковного порядка. Это, в первую очередь, охватывало Литургию. В 1526 году вышла в свет его Немецкая Месса, а также другие литургические богослужебные книги и среди них – Песенник (1524). Особого внимания заслуживают Малый и Большой Катехизисы Лютера (оба вышли в 1529). Все это в большой мере способствовало успеху продуманной и равномерной церковной Реформации. К этой работе Лютер, конечно, привлек и своих доброжелателей – светских правителей. Лютер полагал, что их задача как христиан – помочь духовному обновлению. Многие епископы старой Церкви отвернулись от Реформации. Это особенно остро ощущалось в условиях Германии. В связи с этим Лютер предложил ставить на их место суперинтендентов, которые решали церковные вопроси вместе с членами церковного управления – Консисторией[14].
Сам Лютер в это время посещал многие общины Саксонии, знакомился с их положением, поставлял новых пасторов и других духовных лиц. В вопросах веры, как мы уже упоминали, Лютер руководствовался Св. Писанием. Именно поэтому в центр Литургии перешла проповедь. Важное место в лютеранском храме занял хорал – приходское пение на родном языке.
В 1525 году в жизни Лютера произошло еще одно событие. Оно также тесно связано с духом всей Реформации: Лютер венчался с бывшей монахиней Екатериной фон Борой. Это событие послужило ярким примером и для других священников. Таким образом, Лютер основал прообраз домашней семейной жизни евангелического пастора. Он часто утверждал, что после его женитьбы «ангелы радуются, а бесы плачут». Его семейная жизнь была счастливой. В доме царил дух христианской теплоты и гостеприимства. Сохранившиеся письма Лютера к своей супруге подтверждают это. В одном из них Лютер признается, что Екатерина для него «больше, чем все королевство Франции».
(6) Но исторические события Реформации продолжались. В 1530 году Карл V из рук папы Римского получил императорскую корону Официально дело Лютера еще не было закрыто. Этому, в известной мере, способствовало то обстоятельство, что уже образовалось довольно сильное объединение немецких земель, в которых преобладали евангелические настроения. В этих условиях Карл V в июне 1530 года созывает всегерманский Рейхстаг, главной, задачей которого было достижение утерянного единства Церкви. Примечательно, что уже в 1529 году реформаторски настроенные князья (а не народ!) выразили в г. Шпайере официальный протест против подобного предложения императора. Всякое ограничение дальнейшей Реформации в их землях князья, симпатизирующие ей, полагали ненужным и вредным. Этих князей с того времени стали называть протестантами. Сегодня слово «протестант» утратило свой первоначальный смысл. Сегодня протестантами называют всех христиан, не принадлежащих к Римско-католической или Православной церкви.
Меланхтон по просьбе Лютера и других реформаторов составил для Рейхстага особое свидетельство евангелической веры. Это свидетельство было написано в виде артикулов (параграфов) и показывало отличие учения Реформации от взглядов старой Церкви. Сам Лютер по ряду причин не участвовал в Рейхстаге, но следил за его работой из ближайшего замка Кобург.
Артикулы нового учения были оглашены на латинском и немецком языках перед императором Карлом V. Это произошло на заседании Рейхстага 25 июня 1530 года. Артикулы подписали те князья, которые поддерживали Лютера и Реформацию. Ценное свидетельство веры получило название «Аугсбургское Вероисповедание» (AB). Таким образом, 25 июня вошло в историю Евангелическо-лютеранской церкви как день особой важности.
Отметим, что и после Аугсбургского Рейхстага религиозные войны между сторонниками традиционной Церкви и сторонниками Лютера не прекратились. В этих условиях евангелически настроенные правители немецких земель в конце 1530 года заключили между собой отдельный Шмалькальденский военный союз. Лютер после определенных колебаний благословил этот союз вследствие того, что и император намеревался нанести удар вооруженными силами и выступить «против самого Евангелия».
Важной причиной дальнейшего распространения Реформации послужила и серьезная угроза Европе от турецких войск. В связи с этим папа Римский был больше занят организацией сопротивления туркам, чем вопросами Реформации. Ему совместно с императором удалось пресечь многочисленные попытки мусульман поработить Европу. Авторитет папы Римского помог предотвратить вторжение турок в Европу.
Турки в те времена отличались особой жестокостью: нередко после завоевания какого-либо города они сажали всех мужчин на кол, а женщин уводили с собой или насиловали их и перерезали им горло.
Для того чтобы окончательно решить дальнейшую судьбу Церкви и прекратить разделение многие требовали созыва всеобщего собора. Папа Павел III в 1534 году объявил, наконец, о его созыве. Этого требовало также и большинство немецкого Рейхстага. Члены же Шмалькальденского союза не считали участие в соборе обязательным для себя, т. к. полагали, что собор созывается для запрещения и осуждения дальнейшей Реформации. Кроме того, и самим князьям-протестантам было невыгодно снова – духовно и частично политически – подчиняться Риму.
Собор начал свою работу лишь в 1545 году в Триденте. Это событие произошло слишком поздно для того, чтобы спасти единство Западной церкви. К этому времени исход самой Реформации фактически стал делом правителей на местах.
Инициатива Лютера как духовного вождя в церковных вопросах, особенно вне Саксонии, уже была утрачена. Ему неоднократно приходилось критиковать корыстные устремления местных правителей, часто проявлявшиеся при дележе имущества старой Церкви. Наблюдая и осознавая многие недостатки – не только духовные, но и мирские – в практическом осуществлении Реформации, которые только возможны для смертного человека, Лютер оставался верным Божией праведности и Его милости – через веру в Иисуса Христа.
(7) В начале 1546 года Лютер прибыл в Айслебен, чтобы принять участие в разрешении спора между местными князьями. Здесь он неожиданно тяжело заболел. В своем родном городке Лютеру удалось совершить еще четыре богослужения. Они проходили прямо на улице под большим деревом.
Великий реформатор умер 18 февраля 1546 года. Его бренные останки были перенесены торжественной процессией в Виттенберг и захоронены под кафедрой Замковой церкви. Последний путь Лютера и место его упокоения свидетельствуют нам о том, что реформатор всю жизнь полагался на Слово Божие, которое он сам многие годы проповедовал с этой кафедры.
Влияние личности Лютера и его учения пронизывает собой целую эпоху церковной истории. Благотворно сказывается оно и в наши дни.
«Лютер указывает нам на приоритет Слова Божьего в жизни, учении и служении Церкви… Он призывает Церковь постоянно обновлять себя Словом Божиим. Он учит нас, что единство в существенном допускает различия в обрядах, порядка и в богословских учениях»[15].
Глава II
Последователи Реформации в России
Unsere Kirche ist noch im Werden begriffen —
Наша Церковь – еще в становлении… [16]
Харальд Калниньш(1) Первые верующие евангелического исповедания жили в России, начиная с XVI века, когда в Германии и других странах Европы еще продолжалась Реформация. В Прибалтике – в тех землях, где сейчас расположены Эстония и Латвия – Реформация победила уже в 1526 году. Эти земли тогда называли Ливонией.
Распространение лютеранства в России связывают с порой Ивана Грозного. Во время Ливонской войны (1558–1583) многие лютеране в качестве военнопленных попали в Москву и другие города России. В 1558 году русскими войсками были взяты города Дери и Нарва. Позже из Прибалтики было переведено в Россию более 3.000 человек (1564 г.)[17]. Таким образом, Иван Грозный, учитывая необходимость и важность использования иностранных специалистов и мастеров, впервые в свою столицу привез пленных лютеран; там были балтийские немцы, латыши и эстонцы. Среди них служили и некоторые пасторы. Они добровольно делили судьбу со своими верующими, совершая в их домах краткие богослужения. Пленные были поселены также и во Владимире, Нижнем Новгороде, Костроме и других городах.
В 1576 году благодаря усилиям ливонских лютеран-переселенцев и решениям царя Ивана Грозного в Москве был возведен лютеранский храм. Это была малая деревянная кирха, первая в России. В одном письме верующего московской общины той поры, адресованном некоему лицу в Дании, говорится:
«одну вещь я из-за радости никак не могу умолчать – что великий князь (царь) даровал немцам и разрешил иметь свою собственную церковь, чтобы они могли исповедовать, сохранить и практиковать учение чистого Евангелия согласно Аугсбургской Конфессии» [18].
Наследницей первого лютеранского храма в России позже стала кирха ев. Михаила в Москве, названа в честь покровителя, первого царя Романовых – Михаила Федоровича. «Тщательный исторический анализ свидетельствует о том, что Московский Евангелическо-Лютеранский приход Святого Михаила является старейшим в России» – отмечает в своей монографии Владимир Солодовников[19].
В 1580 году был основан лютеранский приход в Нижнем Новгороде, а позднее – в Москве на берегу р. Яузы построена вторая кирха для духовных нужд иностранных офицеров, которых, спустя сто лет, уже во времена Петра I было примерно сто душ. В 1694 году «кирха офицеров» получила наименование ев. Петра и Павла. Сам Петр I, который даровал большую сумму для строительства этого храма, лично заложил основной камень нового здания.
Уже во времена царя Алексея Михайловича в Москве существовало уже три лютеранских храма. В 1664 году генерал русской армии Никлас Бауман построил новый храм, который получил название церкви святых Петра и Павла. Долгие годы московская немецкая лютеранская община поддерживала духовные связи с Гамбургом. Оттуда в Москву призывали и священников. В XVII веке лютеранские общины были образованы в Архангельске, Нижнем Новгороде и в других местах. Большинство верующих были представлены купцами, ремесленниками, солдатами и офицерами, которые служили в Российской армии.
Как отмечают историки, лютеранам в России никогда не был присущ прозелитизм. Наоборот, они считали, что Церковь Христова есть и у православных, и у католиков, так как Сам Бог
«хранит и обороняет Святым Духом все свои Христианские церкви…».
Более того, – это следует из исповедального текста одного пастора, – лютеране веруют
«и в то, что Бог имеет на земле одну Христианскую церковь, в которой Слово Божие пребывает чисто и Божественный дар – причастие – дано в ней…».
О вере лютеран можно узнать по письменному ответу ливонского пастора Мартина Нанделыптета самому Ивану Грозному:
«Веруем мы в одного истинного всемогущего Бога, создателя неба и земли и о всем промышляющего, в Троицу нераздельную, в Отца и Сына и Святаго Духа. Его мы чтим и молимся Ему. Он – наш избавитель. По нарушении первыми людьми – Адамом и Евой – Божией заповеди, чем они навлекли на себя и на всех людей вечное проклятие, Он, чтоб они и их наследники не все погибли на веки, обетовал им послать от женского пола семя, которое сотрет главу змия, и тому семени, то есть во Второе лицо Святыя Троицы, мы веруем со всеми христианами. Господь Иисус Христос принял человеческую плоть, пострадал, умер и воскрес для нашего спасения. Он хранит и обороняет Святым Духом все свои Христианские церкви, до самого Своего второго пришествия, когда верных спасет, противных – ввержет в вечную муку. Мы веруем также в Бога Святаго Духа. Он истинно вводит в Христианскую церковь, очищает человеческие сердца и приводит к правому познанию Божию и правой вере и ко всем Христианским делам…, а исходит Дух Святый от Отца и Сына, и тем познанием будем спасены. Веруем и в то, что Бог имеет на земле одну Христианскую церковь, в которой Слово Божие пребывает чисто и Божественный дар – причастие – дано в ней… Надеемся также на отпущение грехов, зная из Слова Божия, что Бог для Христа, Сына своего единородного, нас помиловал и отпускает наши грехи, когда веруем в Его Сына.
В такой вере мы и поживем до конца, из такой веры родятся прямые христиане, доброподвижные в христианской жизни. Христос избавил нас не для того, чтобы нам жить во всяком злодействе и чтобы быть христианами лишь по имени. Спасение – в вере, добрые дела – плод ея, и которые из них без веры, те Богу неприятны. Авраам веровал и ему Бог счел то во спасение. Чтобы надеяться в спасении на свои добрые дела, нигде не написано; оно возможно, если кто верует в Иисуса Христа, как писал апостол Павел к Тимофею (4 глава) и Римлянам (4 глава). И так сказано во многих местах Писания. В это мы веруем и о том знаем, а веру утвердил Христос со своими учениками и апостолами.
А что до церковной службы, церковного чина, риз, молитв и пения по праздникам и по всем дням, писать об этом было бы слишком много, об этом подлинно написано в печатной книге “Римский церковный чин ”». – Здесь пастор Нанделыптет имеет в виду порядок Римской Мессы, который и сегодня местные церкви, особенно в скандинавских странах, в своей основе сохранили [20].
(2) Наибольшее развитие российское лютеранство получило во время правления Петра Великого (1672–1725). Царь уже в ранней юности ознакомился с жизнью московских лютеран, с их любовью к труду и порядку. Он многому научился у них. Поездка юного Петра на учебу в западные протестантские страны была, в сущности, продолжением этих впечатлений. Позднее это помогло раскрыть новую важную страницу российской истории: начались интенсивные духовные и материальные контакты с Западом. Несомненно, при налаживании и развитии этих связей лютеранство послужило как бы особым духовным мостом. Это позволило России выйти из изоляции и стать государством не только могущественным, но и современным.
Император не только показал терпимость к Евангелической вере, но и лично способствовал ее процветанию. Одним из главных недостатков было отсутствие единого духовного центра для многих рассеянных по всей стране верующих. Основание второй столицы привело к переселению многих переселенцев и специалистов из западных стран, большая часть которых были лютеранами. Уже в 1703 году вместе с основанием крепости ев. Петра и Павла была построена первая деревянная кирха, которую через год перенесли в Мутный Двор.
В 1704 году в только что основанном Петербурге образовалась лютеранская община ев. Петра. Немалая заслуга в становлении первых общин принадлежит вице-адмиралу российского флота Корнелию Крюйсу (1657–1727), которого Петр I призвал из Голландии служить во благо России. В районе расположения Зимнего дворца Крюйс возвел небольшую деревянную капеллу, в которой совершали богослужения и лютеране. Во время Литургии на шпиле деревянной башенки капеллы поднимали адмиральский флаг.