В отношениях верующих в России с верующими Запада наш долг – общими усилиями в духе любви Христовой дополнять друг друга всем тем, что есть хорошего и святого, как на Западе, так и на Востоке.
История Церкви убедительно показывает, что истинное следование Христу, а не скоропреходящей моде и «духу времени», всегда требовало от верующих самоотверженности и определенного равнодушия к благам мира сего [31]. Поэтому духовных задач немало и у нас в России. В этой связи уместно привести слова известного теолога, иерарха Русской Православной церкви, архиепископа Михаила (Мудьюгина):
«теперь, в более благоприятных внешних условиях для Церкви в России она имеет возможность заняться своими внутренними делами, среди которых одним из важнейших (если не самим важным!) является очищение Церкви, в частности православной, от накопившихся болезненных явлений, от тлетворного обрядоверия, от унаследованных от язычества, но и по сей день еще живучих суеверий, в сознании многих приобретающих даже догматическое значение, от мертвого и умерщвляющего традиционализма, от всего, что мешает верующей, христианской душе общаться со своим Спасителем Богом в Его Святой Церкви. В плане продвижения к решению этих насущных задач и католикам, и православным не следует по-прежнему игнорировать исторический опыт реформацион-ных движений»[32].
Сегодня, когда все христианские вероисповедания возрождают свои духовные ценности, достижение единства христиан есть святой долг, как россиян, так и Запада. К этому нас призывает Сам Христос. Особенно важно, чтобы Дух Христов руководил нами и в повседневной общественной жизни. Здесь необходимы общие усилия всех христианских вероисповеданий России. На первое место надо ставить то, что объединяет нас всех как христиан – нашу общую веру во Христа, которая в течение многих столетий и у нас в России – кроме православия – обрела различные внешние формы. Но содержание и основа христианской веры остаются неизменными:
«одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение…» [33].
Реформатор М. Лютер так писал о вере и Церкви Христовой:
«Мы не те, которые могут сохранить Церковь; этого не могли сделать и наши предки; этого не смогут сделать и наши потомки. Нет, только Тот, Кто был, есть и будет, это Он, Который сказал: “Я с вами до скончания века”».
* * *архимандрит Августин (Никитин),
доцент Ленинградской Духовной Академии
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ОБЩИНЫ[34]
Конец 1990 года в городе на Неве был насыщен церковными событиями: вновь открыт для богослужений Измайловский Свято-Троицкий собор, один из самых больших действующих храмов Русской Православной Церкви; назначен настоятель Казанского собора, где все еще находится наша беда и национальный позор – Музей истории религии и атеизма (последнее слово из названия было убрано лишь на пятом году перестройки). В ноябре состоялось освящение собора ев. Андрея Первозванного.
Именно от этого места утром 23.12.90 начался крестный ход, участники которого направились к лютеранской церкви ев. Екатерины. Здесь состоялось торжественное богослужение накануне праздника Рождества Христова, и впервые за несколько десятилетий своды кирхи огласились рождественскими песнопениями. Богослужение возглавил пастор Евангелическо-Лютеранской церкви Латвии о. Йозеф Баронас, который назначен в наш город для духовного окормления членов местной протестантской общины.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Христос призывает Церковь на пути ее странствования к тому непрестанному преобразованию, в котором она постоянно нуждается, будучи установлением человеческим и земным». – Декрет «Об экуменизме» 6.
2
Из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 июля 2011 г. в Университете им. Т. Г. Шевченко. Киев, Украина.
3
Автор этих строк был свидетелем торжеств, посвященных 500-летию рождения реформатора, которые проходили в Риге осенью 1983 г. под руководством архиепископа Латвии д-ра Яна Матулиса.
4
Российское лютеранство: история, теология, актуальность. – СПб., 2011.
5
Теология св. Апостола Павла в свете христианского единства. – СПб., 2013.
6
Крест и философия. Смысл Христианства и проблема единства. – СПб., 2016.
7
Чаадаев П. Я. (1794–1856). Философские письма. – эл. версия [2014]. Письмо шестое. Особенности правописания сохранены, как в эл. варианте текста – Б. И.
8
См. 1 Кор. 1:13.
9
Рим. 1:16–17. – Ср. Голубкин Ю. А. «От сомнений к вере» / Из любви к истине // Мартин Лютер. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520–1526 гг. – Харьков, 1992. С. 238–239.
10
Cp. Е. Grislis. Märtins Luters – reformators. – LELDAA’S apgäds, 1975. 54.1pp. – Ю. А. Голубкин в данном случае упоминает эквивалент суммы тех времен, называя его громадной суммой: около 30 000 рейнских гульденов. – Из любви к истине. С. 245.
11
1 Пет. 2:9 и Откр. 5:10.
12
Гал. 4:4.
13
Перевод всего Ветхого Завета с древнееврейского языка Лютер – в этом случае вместе с помощниками – осуществил также успешно; этот перевод вышел в свет в 1534 году.
14
Суперинтендент по-латински означает то же самое, что и епископ по-гречески – «блюститель».
15
Из Слова Совместной Римско-Католической и Евангелическо-Лютеранской Богословской Комиссии в связи с 500-летием рождения Мартина Лютера в 1983 г. «Мартин Лютер – свидетель Иисуса Христа».
16
Из интервью епископа немецких лютеранских общин в СССР Харальда Калниньша // „Lutherischer Dienst“, Heft 3 от 1989 года.
17
Richter. Geschichte der Ostseeprovinzen. – Riga, 1858. – Солодовников В. В. Лютеранство: возможная панацея от опричнины? – М., 2006. С. 42. – Со ссылкой на Цветаева Д. В. «Из истории иностранных вероисповеданий в России XVI и XVII веках». – М., 1886.
18
Schleuning J. Die Stummen reden. 400 Jahre evangelisch-lutherische Kirche in Rußland // Schleuning J., Bachmann E., Schellenberg P Und siehe, wir leben! Der Weg evangelisch-lutherischer Kirche in vier Jahrhunderten. – Erlangen, 1982. S. 19.
19
Под сенью Михаила Архангела. – М., 2007. С. 13.
20
«Сказание» И Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. – М., 1890. С. 575 и сл. – Цит. по: Солодовников В. В. Лютеранство… С. 72–73.
21
Schleuning J. Die Stummen reden. 400 Jahre evangelisch-lutherische Kirche in Rußland. – Op. eit. S. 77–78.
22
Фамилию Струве в России носит целая династия ученых, мыслителей, литераторов, музыкантов и государственных деятелей XVIII–XX вв.
23
Необходимо уточнить: уже с начала 90-х фактическое руководство церкви немецкой традиции «в России и др. государствах» перешла западным гражданам: Георгу Кречмару (+ 2009 г.), Генриху Ратке, Эдмунду Ратцу и другим. Лишь в 2009 г. Синод впервые на краткое время выбрал архиепископа этой церкви из местных пасторов – Августа Крузе.
24
Так, на с. 439 книги О. Лиценбергер сказано, что руководитель Единой Евангелическо-лютеранской церкви России, после трехнедельных курсов обучения [?!] основал свою «собственную» церковь. Но позже эта, же церковь, мол, «вернулась» в состав бывшей Немецкой церкви в СССР…
Здесь историк Ольга Лиценбергер невольно повторяет домыслы западных миссионеров. И такой повтор интерпретации событий относительно недавнего прошлого ни в коем случае не допускает того, что необходимо для образования любой церкви: созыв и решение Синода, избрание и рукоположение Епископа, а также апостольская сукцессия. Но это все в 1991 г. и имело место при создании ЕЕЛЦ России.
Ясно и то, что Единая церковь была создана не по принципу одной немецкой национальности, но одного и того же исповедания.
25
Из электронной версии от 2007 г.
26
Мк. 10:37 пар.
27
Ср. Пс. 137:6!
28
VII-й артикул AB.
29
Мф. 25:1.
30
Откр. 3:15–16.
31
Ср. Мф. 7:13–14.
32
Из предисловия к изданию: Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994. С. 14.
33
Еф. 4:4–5.
34
Впервые опубликовано в ХИАГ – «Христианские Новости», № 19/91 г. под рубрикой «Судьбы деноминаций». С. 416–419.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги