Вузы Иркутска сотрудничают с вузами других городов. Студенты Иркутского государственного аграрного университета и Тимирязевской академии в Москве не раз приезжали в гости друг к другу. Для иностранных студентов была разработана специальная программа «Советский Союз глазами иностранных студентов». В академии в ту пору обучались представители 90 стран мира. Они всегда с радостью участвовали в дальних поездках по нашей огромной стране. Мы побывали с ними в столицах союзных республик, в городах-героях и в отдалённых городах – Иркутске и Якутске, где было что показать. Во время одной из таких поездок мы ознакомили иностранных студентов с пушным богатством Сибири. Для этого мы отправились на пушно-меховую базу, которая собирала для сортировки 80% пушнины со всей Сибири. После «мягкое золото» отправлялось на аукцион в «Союзпушнину». Иркутская пушно-меховая база была единственной по приемке пушно-мехового сырья на территории Восточной Сибири, Якутии и Дальнего Востока. Сюда поступал соболь, колонок, белка, красная лисица, норка, серебристо-черная лисица, голубой песец. После первичной обработки пушнину отправляли на пушно-меховые аукционы в Лондон, Ленинград, на меховые фабрики и комбинаты СССР в Москве, Ленинграде, Казани. Когда мы сюда пришли, то замерли от восторга: какая красота была вокруг! Самые ценные баргузинские, якутские, енисейские, амурские соболя, добытые охотниками Иркутской области, Красноярского края, Якутии и Дальнего Востока, были перед нами. Девушки из Польши, казалось, лишились дара речи. Они фотографировались на фоне огромных «гор» из пушнины, гладили шкурки соболя, норки, примеряли их себе на голову, на шею. А африканские девушки особенно тяготели к белоснежному песцу. В общем, это был театр. Богатство нашей Сибири всем вскружило голову.
Прошло много лет. Иркутская пушно-меховая база, которая посылала свои меха на международные пушные аукционы, стала основой для их проведения непосредственно в Иркутске. Первый Байкальский Международный пушной аукцион прошёл в 2017 году в «Байкал– Бизнес-Центре», где было продано с молотка 25 тысяч шкурок соболя. «Мягкое золото» Сибири и Дальнего Востока – валюта нашей страны. Экспертная стоимость ресурсов только соболя в России более 200 миллионов долларов США. Во все времена русский мех ценился во всём мире.
Сибирь с её пушным зверем, необъятною тайгой, грандиозными водными ресурсами, с нефтью – «чёрным золотом», полезными ископаемыми, скрытыми в её недрах, золотыми приисками, алмазами представляет собой огромный потенциал нашей экономики. Нефтяные богатства Сибири не только известны всему миру, но и используются многими странами. Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», проходящий от Тайшета (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка, объединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Его протяженность – 4857 километров. Здесь к месту сказать, что Российская государственная компания «Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепро водов, длина которой составляет 48,7 тысяч километров, по которой прокачивается более 90 % российской нефти.
В Сибири много руд чёрных и цветных металлов, а также есть месторождения самоцветов и драгоценных камней. Поскольку я всегда интересовалась минералогией и даже написала две популярные книги, то я пошла в политехнический институт, о минералогическом музее которого ходила добрая слава. Музей и вправду был замечательный! Он вполне мог бы поспорить с аналогичными городскими музеями крупных городов. Он известен за пределами нашей страны, ведёт активную научно-исследовательскую работу с США и Канадой. Среди всех минералов, добываемых в Иркутской области, выставленных в музее, наиболее широко представлены были нефриты, окатыши из сибирских рек. Мы привыкли считать, что нефрит – зеленоватый камень, а здесь – целая палитра, от белого к чёрному. У нефрита нет только оттенков красного.
В городе продаётся много сувениров из нефрита. Ему здесь почёт чуть ли не как в Китае. В городе живут мастера-камнерезы. С двумя такими – Николаем и Борисом – я познакомилась. Они показали мне свой настоящий музей каменного пейзажа. На международном конкурсе самодеятельных художников в Праге они заняли второе место. Наше знакомство продолжилось надолго. Мне очень понравились их семьи, в которых всё путём и толком спланировано и осуществлено. А особенно дети: они беспрекословно выполняли работу по дому, помогали воспитывать младших детей, прекрасно учились. А старшая девочка Наташа, с разлётом «соболиных» бровей, умница и красавица, стала студенткой Иркутского университета. Вернувшись в Москву, я всем своим родственникам и знакомым ставила в пример эти семьи и этих детей.
По Иркутску интересно ходить, но зовёт Байкал. Стоят тёплые, солнечные дни, надо не упустить, завтра неизвестно, что будет. Как говорят китайцы; «Что можешь сделать сегодня, – не откладывай на завтра». Итак: по коням! В роли коня в данном случае – теплоход. Иркутск находится в 66 км от Байкала. Сел на теплоход – и через час уже на Байкале.
Здравствуй, Байкал
Здравствуй, Байкал! Как долго я к тебе собиралась, но вот и ты, голубой ладонью лежащий посреди гор и тайги, под синим небом. Подойду, зачерпну и напьюсь воды твоей студёной, чистой, умоюсь и будто заново появлюсь на свет. Ты преображаешь душу. Не случайно буряты испокон веку, веря в твоё могущество, проводили здесь шаманские обряды. И до наших дней обычай сохранился. Вон из воды торчит скала, которую называют Шаман-камень. С древности его наделяли необычной силой. По верованиям бурят, он был местом обитания хозяина реки Ангары. Здесь молились и проводили важные шаманские обряды. Случалось, камень даровал кому-нибудь жизнь. Существовал обычай: привозили преступника и оставляли его на камне, и если ночью воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали. Байкал овеян легендами. Одна из них рассказывает, откуда взялся Шаман-камень. У отца Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь – Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять его воды, но вот его дочь полюбила Енисея и стала выносить воды отца своему любимому. Ангара – приток Енисея. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромную скалу и проклял её. Эта скала и есть Шаман-камень. Она находится в самом истоке Ангары и считается её началом.
Теплоход причалил к посёлку Листвянка. Здесь есть лимнологический музей. Наука лимнология изучает озеро. Не проходите мимо музея! Он в России единственный, очень интересный. Его посещают более сотни тысяч человек в год. Здесь вы узнаете о Байкале всё!
Всем известно, что Байкал – уникальное озеро, самое глубокое в мире – его глубина 1642 метра, запас пресной воды – 23 тысячи кубических километров, что составляет 20% всей пресной воды планеты. Огромное, холодное озеро получило название от племён, обитающих здесь давным-давно. Его название с бурятского означает «Святое море», а с тюркского – «Богатое озеро». Так и есть: Байкал – богатейшее «море», полное рыбы. В Байкале водятся байкальский омуль, хариус, сиг, байкальский осётр, налим, таймень, щука и другие, – так экскурсовод начинает рассказ о Байкале и ведёт нас в 11 исполинских аквариумов, где представлена богатейшая фауна Байкала. Вода в них поддерживается с температурой +4°С, что подходит для большинства обитателей озера. Мы своими глазами видим его богатый мир. Мимо нас проплывают и знакомые, и диковинные рыбы. А вот аквариум с нерпой. И детёныш – белёк – рядом. В другом аквариуме – рыбка, величиной в ладонь, почти прозрачная. Это – живородящая маленькая рыбка голомянка, тело которой содержит до 30 % жира. Жир этой рыбы сыграл значительную роль в монгольской и китайской медицине, считается, что он восстанавливает силы раненых и больных. Промысла на эту рыбу нет: во-первых, она крошечная, во-вторых, зачем отнимать корм у омуля и у нерпы. Голомянка обитает только на Байкале, то есть она – байкальский эндемик среди двух тысяч видов животных и растений здешних эндемиков. Нигде на планете их больше нет.
Байкал отличается удивительно чистой водой. Установлено, что видно на 40 метров вглубь. Как это ему удаётся? Оказывается, дело не обходится без ещё одного эндемика – рачка эпишура. Озеро буквально наполнено им. Этот крошечный рачок напомнил мне дафнии, которыми кормят аквариумных рыбок. Он ростом в полтора миллиметра. В Байкале его просто тьма: он составляет 80 % биомассы зоопланктона озера. Им питаются рыбы. Но главное – он живой фильтр: пропускает через себя воду, очищая её. Вот что может творить Её Величество Природа.
В музее есть большая экспозиция, рассказывающая о врагах озера. Конечно, это человек, алчностью своею губящий всё в мире. Человек так и хочет утвердить себя царём природы, всюду вмешивается, и один вред от того происходит. Чего только стоит целлюлозно-бумажный комбинат, разместившийся на берегу озера и просуществовавший без малого полвека. Сколько отравляющих веществ спустил он в озеро. Спасибо рачку эпишуре за его фильтрацию. Комбинат был закрыт только в 2013 года решением правительства России, а на этой территории теперь открыт экспоцентр «Заповедники России». Однако затишье было недолгим и снова: «Всемирное наследие в опасности!» Компания «Транснефть» решила провести строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в непосредственной близости от берега озера. Общественность восстала: в случае разлива нефти Байкал оказался бы под угрозой экологической катастрофы. Прошли многочисленные акции протеста «Заповедники России». Это возымело действие: «Транснефть» перенесла маршрут нефтепровода за пределы зоны водосбора Байкала так, чтобы его нитка пролегала не ближе чем в 350 – 400 км от озера. Что ещё нас ждёт в ближайшее время?
Многие страны имеют виды на Байкал. Ведь чистой воды становится всё меньше и меньше. Есть планы по использованию байкальской воды для снабжения города Ланьчжоу. Экологические последствия такой переброски воды плохо просчитаны, а Китай больше нацелен на «высасывание» ресурсов из РФ.
После музея надо побыть наедине с Байкалом, поговорить с ним, как с живым человеком. Не случайно, считают, что Байкал – это одно из мест силы, где человек может оздоровить себя, напитать организм энергией. Идя по берегу, я увидела маленькую деревянную церквушку. Это был храм Николая Чудотворца. Я вошла туда. Чисто и прохладно. Пожилая женщина продавала свечки. Мы разговорились. Она жалела Байкал за то, как люди не ценят его, того и гляди, погубят. Говорила простым языком мудрые вещи. В храме принято ставить свечки за здравие и упокой. Я поставила за сохранение Байкала.
В Листвянке можно взять лодку и поплавать. Вода такая чистая, так и манит окунуться. Буду плавать! Громко сказано! Когда я спрыгнула с лодки, меня холодом, как кипятком ошпарило, я чуть было не пошла ко дну, но, погрузившись, успела рассмотреть: вода прозрачная, как будто её и нет, и рыбы незнакомые вокруг. И тут же вынырнув, скорее в лодку! Хорошо, что солнце жжёт нещадно, тридцатиградусная жара, а вода – ледяная. Согрей меня солнышко, я до костей продрогла! Думая о своих подвигах на воде, вспомнаю Телецкое озеро, что на Алтае. Но там было +12°С. И там я плавала 15 минут. Потом полгода лечилась. Потом снова плавала. А здесь то – всего + 8°С! В июле-то!
Приходилось бывать на Байкале и зимой. Незабываем лыжный поход по озеру, когда даль бело-голубая бескрайняя, и солнце светит, и полутораметровый лёд под ногами. Где он не покрыт снегом – прозрачный, и видно, как рыбы плавают. Лёд кое-где трескается, ломается, образуются полыньи, поэтому озеро дышит, жизнь продолжается. Местами скапливаются торосы – нагромождение обломков льда, высотой в 10-20 метров. А случается, что лёд иглится. На обломках льдин кристаллизуются длинные цепи льдинок до 20 сантиметров, будто ожерелья из хрусталя тончайшей работы. Стоят с таким украшением льды, солнце сверкает в них, как в бриллиантах, околдовывает, очаровывает. Байкал и летом, и зимой – одно очарование. Он и накормит, и напоит, и силы прибавит. О нём и сказания, и былины, и песни поют.
Славное море, священный Байкал,
Славный корабль, омулёвая бочка,
Эй, баргузин, пошевеливай вал.
Молодцу плыть недалечко.
Кто и когда написал эту песню, которую знают и поют вот уже 200 лет? Часто говорят: слова народные, музыка народная. Так ли это? В начале XIX века были написаны стихи (длиннющие!) учителем Дмитрием Давыдовым, часто бывавшим в тех краях. В них рассказывалось о том, как бежал ссыльный из Баргузинского острога: «Дума беглеца на Байкале». Стихи быстро разошлись, и каторжники Нерчинских рудников, среди которых было много интеллигентов, написали музыку. Имена их не остались в памяти, поэтому музыка считается народной. Песню стали петь повсюду, но сократили текст втрое. Вдумываясь в текс песни, представляешь себе суровые края Восточной Сибири, озеро-богатырь Байкал, высокие горы, непроходимую тайгу. И всё это – наша родина – Россия.
Байкало-Амурская Магистраль
Чтобы представить масштабы нашей огромной страны, надо пересечь её на поезде от Москвы до Владивостока по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб). Вы приходите на Ярославский вокзал столицы и на платформе видите столб с указанием протяжённости магистрали: «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой. Идея постройки этой дороги принадлежала императору Александру III, который подписал именной высочайший указ в 1891 году. За 10 лет дорога была построена. Более ста лет магистраль служит людям.
Много раз мне пришлось проехать по Транссибу во время командировки в Монголию. И всегда целыми днями я простаивала у окна, чтобы увидеть красоту и размах России. И я задумала когда-нибудь показать это моему сыну. Осуществилось это много лет спустя, когда начали строить БАМ – Байкало-Амурскую магистраль.
Стройка века
БАМ собирались построить ещё в царской России. Магистраль должна была проходить по восточной Сибири через Амур к Тихому океану, чтобы соединить между собою сибирские города. Проект постройки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала обсуждался в 1888году в Русском техническом обществе и был отвергнут в силу технических затруднений и сложнейшего ландшафта. В советское время, начиная с 1926 года, к идее постройки Байкало– Амурской магистрали от Тайшета до Тихого океана, которая пройдёт севернее Транссиба, постоянно возвращались. Начали строить, прекратили стройку в период Великой Отечественной войны, и снова начинали. В 2014 году было отмечено 40 лет строительства БАМ. На пути приходилось прорубать дорогу в тайге, тоннели в горах, строить мосты через реки. И вот некоторые факты, которым не требуются разъяснения: протяжённость БАМа на основном пути Тайшет – Советская Гавань на Тихом океане составляет 4287 километров. Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит через 200 железнодорожных станций, 60 городов и посёлков. Это, конечно, героическая стройка.
В Могот на перекладных
Когда моему сыну исполнилось 15 лет, мы отправились в далёкое путешествие. До этого мы уже исколесили весь Советский Союз. А потом, закончив геологический институт, он объехал весь мир. Мы отправились в гости к нашей подруге на стройку Байкало-Амурской магистрали – БАМ. Это была величественная стройка на энтузиазме всего народа. Она началась в 1974 году и продолжается уже более 40 лет. У неё будет ещё много ответвлений, что даст возможность более рентабельно использовать магистраль.
До БАМа мы добирались в несколько этапов. Долетели до Читы за семь часов, переместившись на пять тысяч километров, попали в другой часовой пояс, где разница разница с московским временем на 6 часов (вперёд). Дальше нам предстояло добираться на перекладных около 900 километров. На это ушло трое суток. Добирались каким-то доистори ческим поездом, потом на повозке, пешком. Ещё хорошо, выручила попутная машина. Водитель был человек разговорчивый, шутливый. Пословицы и поговорки сыпались, как из рога изобилия. Пока мы ехали, он рассказал всю свою жизнь, хвалил жену за ум и доброту: «Доброе братство милее богатства». Рассказывая о друзьях, заметил: «Живи – не скупись, с друзьями делись. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. Свободному человеку на земле просторно». Прямо-таки русский фольклор в действии. Когда мы с ним попытались рассчитаться, он сказал: « В наших краях – сто километров – не километры, сто рублей – не деньги». Сто рублей в ту пору был оклад начинающего специалиста. И тогда мы с ним поделились фруктами, которые везли в Могот, так как в ту пору с ними была, как говорили, напряжёнка. Он обрадовался, сказал, что детям на зубок придётся. Расстались мы друзьями.
И вот мы на месте, в посёлке Могот. У меня часто спрашивают: «Зачем идёте в горы вы?» Да чтобы красотищу увидеть эту первозданную. Сибирская красота – потрясающая. Деревья стоят вековые, мхи, лишайники внизу, кустарник стелется, – не пройти. Мы часто с восторгом и страхом говорим о джунглях. Так вот сибирская тайга величественна и неповторима. Она стоит неприступной стеной хвойных деревьев, в основном это ель сибирская, лиственница и сибирский кедр, живущий 800 лет. Тайга отличается от джунглей тем, что ей дана возможность менять свой лик в зависимости от времени года. Я видела её осенью с самолёта, – это червонное золото, летом – изумруд, зимой, – что и говорить, – укутанная снегом, скованная морозом. А народ какой здесь: крепкий, здоровый, великанский народ, что по виду, что по характеру. А иначе как прожить на этом месте, где двенадцать месяцев зима, а остальное лето. Правда, это относится только к северу Сибири, потому что в средней полосе лето бывает жаркое, хоть и недолгое.
Гости с «Большой Земли»
Посёлок Могот разместился на берегу реки Могот. А вокруг – тайга непроходимая, горы, болота, где растёт клюква, а где посуше – голубика. Стройка шла вовсю и летом, и зимой. Мы это видели своими глазами. Время от времени сюда приезжали концертные коллективы с «большой земли». Здесь мы встретились с Иосифом Кобзоном и Григорием Пономаренко, который приехал с целым коллективом артистов дать здесь концерты для строителей БАМа. Как они выступали! Как приветствовали их в недостроенной столовой, где сделали сцену из столов. Огромное количество людей толпой стояло у импровизированной сцены и три часа не отпускало дорогих гостей. Тогда в моде была песня «Слышишь, время гудит – БАМ!» Музыка О. Фельцмана, слова Р. Рождественского. Её пели хором. Разве это можно забыть? Разве это не страницы нашей истории?
С природой не поспоришь
Были мы и в Тынде, и в Беркаките, где добывают уголь. Стройка широко развернулась. Строить было трудно зимой из-за морозов, хотя человек привык приспосабливаться ко всему. Как говорят местные: «Сибиряк – не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается». А вот летом досаждал гнус. Это была просто пытка. Не случайно бытует такая поговорка: «Сибирь добрая, комары злые, народ милосердный». И решил милосердный народ побо роться с комарами. Обработали тайгу химикатами. Гнуса не стало. Работалось отлично, многое успели сделать за летний сезон. Но радость была недолгой. Весной не прилетели сюда птицы – корма не было. А тайга засохла от короеда. Вот так-то тягаться с природой!
Сибирь любит показывать свой норов, никогда не знаешь, что произойдёт вдруг. Мы стали свидетелем стихийного бедствия, которое показало недобросовестность некоторых строителей. Как гром средь ясного неба, в солнечный тихий день небо вдруг заволокло и полил ливень. Он шёл, не переставая, сутки. Река Могот, которую можно было перейти вброд, переполнилась впадающими в неё ручьями, уровень воды повысился на несколько метров, и вся японская строительная техника, включая огромные башенные краны, оказалась под водой. Мост, построенный через реку Могот, предназначенный для прохождения по нему тяжёлой техники, разлетелся в щепки. Оказалось, что опоры моста были заполнены не щебёнкой, а опилками. Мост строили заново в срочном порядке, как только спала вода. А виновных осудили. В жизни есть и подвижники и негодники, между которыми вражда. А простой люд день ото дня – в труде и заботах. В Сибири хоть и холодно, да не голодно! Охота, рыбалка, ягоды, кедровые орехи – не дармовая еда, достать её – надо уметь. Местные люди – народ деловой, неболтливый, не обременяющий себя несбыточными планами. Всё конкретно, разумно, без лишних слов. «Пустая дума – лишняя тяжесть», – гласит местная пословица. Сибиряки живут по принципу: делай дело.
Неужели это возможно?
Много отрицательных оценок даётся БАМу, но то же время высказывались мнения, что, несмотря на свою нерентабельность, Байкало-Амурская магистраль дала толчок развитию ряда производств, а также она «сшила стальными стёжками наши необъятные пространства». В советское время существовали планы строительства ответвления от главной магистрали БАМа на Чукотский полуостров. Планировалось, что через Берингов пролив будет проложен тоннель и это позволит соединить железнодорожную сеть СССР с железными дорогами на Аляске. Не Маниловский ли это план? Но это ещё не всё: есть проект, предусматривающий строительство подводного тоннеля или моста на Сахалин протяжённостью 120 километров. Эти проекты просто ошеломляющие. Если учитывать, что проект основной трассы обошёлся примерно вчетверо дороже, чем предполагалась, и в полном объёме так и не был никогда завершён, то как же быть с осуществлением новых проектов? Как быть? Время покажет.
Амур-Батюшка
На Амур я отправилась не случайно. После окончания геологоразведочного института мой сын Станислав был отправлен по распределению на работу на север Хабаровского края в посёлок Магдагачи, что в переводе с эвенского – место, где лежат старые отмершие деревья. На редкость неприглядный край. Ребята, попав сюда, сказали: Бог создал Сочи, а чёрт – Магдагачи. От Хабаровска – более 1000 километров, от Благовещенска – вдвое меньше. Посёлок существует более ста лет, и как всё Приамурье и Забайкалье был предназ начен для отбывания ссыльными каторги. Геологи – народ особый, привыкший к трудным бытовым условиям. Поэтому для них жизнь в вагончиках, где ночью летом в рукомойниках замерзает вода, – это пустяки. Работа творческая, увлекательная в первые годы, а потом всё более и более тяжкая. Конечно, это – романтика новых земель, радость открытия месторождения. Походы, костры, рыбалка на реке Тыгда – это праздники. Молодость хороша тем, что праздников больше, чем в другом возрасте. Это самое время влюбляться, жениться, заводить детей. Для геологов это – нора, несмотря ни на какие неудобства. И, как показывает жизнь, их семьи оказываются крепкими. Может быть, так потому, что прошедшие через испытания тяжёлыми условиями быта, суровым климатом, они всё остальное воспринимают как подарок судьбы. Короче – выстоял, значит, молодец.
А будни – это тяжёлый рюкзак за плечами, в котором находится свинцовый контейнер, а в нём – капсула с радиоактивным препаратом. Проводятся исследования строения разреза скважины с помощью спуска-подъёма в ней геофизического зонда, в который помещают радиоактивный препарат. И так изо дня в день. А дальше – нашли или не нашли то, что искали.
Меня встретили радушно, а начальник геологической экспедиции даже заметил: в эти места жёны приезжали, а мамы – никогда. Сыну разрешили взять отпуск на 10 дней, и мы отправились с ним в путешествие по Амуру. Это была сказка. Причём каждый день – новая сказка. Красота вокруг – неописуемая.
Хабаровск на пятитысячной купюре
Итак, всё по порядку. Наше путешествие началось в Хабаровске, основанном в 1880 году и названным в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова, казацкого атамана XVII века, воеводы, пришедшего на покорение Приамурья. Город протянулся вдоль берега Амура на 33 километра, а ширина реки достигает 2 километров. Население его 600 тысяч человек. Чем же знаменит Хабаровск? Почему он удостоился чести разместиться на пятитысячной купюре огромным Амурским мостом, по которому ходят поезда и автомобили. Длина совмёщенной части более 2,5километров. Он был построен в 1916 году. Ещё задолго до его строительства в 1908 году в Париже на Всемирной выставке проект Амурского моста (как и Эйфелева башня) был награжден золотой медалью. Пуском Хабаровского моста завершилось строительство самой протяжённой дороги мира – Транссибирской магистрали на территории Российской империи. На момент постройки мост был длиннейшим мостом в Старом Свете. Мост назвали Алексеевским по имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.
С тех пор техника шагнула далеко вперёд и самым большим мостом является ДаньянКуньшаньский виадук в КНР, протяжённость которого составляет 164,8 километра! И вообще-то самые длинные мосты построены в Китае. Современные мосты через Волгу, Каму, Обь превышают длину Хабаровского «царского» моста, но у жителей города осталась к нему уважение как к первенцу, и они даже построили для него музей, чего уж точно нигде больше нет. Стационарная экспозиция музея Амурского моста посвящена истории сооружения, восстановления, эксплуатации и реконструкции искусственных сооружений.