Русские цари посещали монастырь, о чём свидетельствуют сохранившиеся две часовни, Александровская и Петровская, установленные в середине XIX века в память о пребывании в обители Петра I и Александра II.
ГУЛАГ
Соловецкий монастырь был не только религиозным учреждением, но с XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра. Страшно представить, как можно было находиться в этих каменных застенках. Соловецкая тюрьма существовала до 1883 года. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.
В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в Соловецкую тюрьму особого назначения – СТОН, расформированную в 1937 году. Значительную часть заключённых составляли так называемые «политические» – духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция. Для сравнения: за 400 лет существования монастыря в заключении побывало всего около 300 человек, а за 20 лет существования СЛОНа через Соловки прошло несколько тысяч заключенных. Лагерь был закрыт в 1937 году. Об этом хорошо написано в романе Александра Исаевича Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») и бывшего узника СТОНа Дмитрия Сергеевича Лихачёва («Раздумья о России»). Современный писатель Захар Прилепин в романе «Обитель» поведал о жизни в Соловецком лагере особого назначения. Писатели обращаются к этой теме, потому что она не может оставлять в покое и неведении граждан нашей страны. Изуверства того времени, когда замученных нечеловеческими условиями труда и быта людей, сваливали в огромную яму и засыпали известью, чтобы ничего не осталось, не было бы ни суда, ни следствия. В память об этих событиях поставлены каменные памятники жертвам Соловецкого террора: в Москве – Соловецкий камень на Лубянке, «Стена скорби» на проспекте Мира, Соловецкий камень в Санкт-Петербурге.
А на Соловках – Мемориал на Секирной горе – стоит огромный деревянный крест, и снова – кресты и кресты.
Памятный гранитный валун с выбитыми на нём именами заключенных Соловецкого лагеря – Дмитрия Сергеевича Лихачева, Владимира Юльяновича Короленко и других заключенных Соловецкого лагеря стоит в лесу.
Обо всём этом подробно рассказывается в музее, который пока что существует на территории монастыря, но в ближайшее время будет выведен за пределы монастырской стены.
Возрождение монастыря
Как известно, восстановление церквей и монастырей началось в 1990 году при патриархе Алексии II: Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря на Большом Соловецком острове. Осенью того же года появились первые послушники.
Монастырь занимает огромную территорию, на которой сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями. Здесь возвышаются соборы, построенные при игумене Филиппе – пятиглавый и трёхглавый Успенский с огромной трапезной (475 квадратных метров), второй по величине одностолпной палаты Древней Руси, уступающей по площади только Грановитой палате Московского Кремля. В начале XVII века были построены церковь Благовещения, каменные палаты, водяная мельница. Более поздние постройки включают колокольню, Николаевскую церковь, Троицкую церковь. На территории монастыря и вокруг него в праздники разрешена продажа местного кустарного производства различных ремёсел.
В Соловецкий монастырь приезжают люди со всего света, а не только из России. И что совсем неожиданно, даже остаются здесь на поселение. Когда спрашиваешь у них, что их привело из западных, как принято считать, благополучных стран, в эту глухомань с суровейшим климатом, они отвечают: «Здесь благодатно». Но какая же может быть благодать, если на этой земле было столько горя. Они отвечают: «В храме – благодать». И выстаивают семичасовые службы.
В монастыре я познакомилась с молодым двадцатилетним монахом, внешностью похожим на библейского персонажа. Он – москвич, родители – учителя, атеисты. Никаких душевных срывов и обид у него в миру не было. Как же он попал сюда? Внутренняя духовная и душевная потребность всегда тянула к уединению, к возможности как можно больше времени проводить в храме, слушать проповеди умных священников, а после размышлять о своих грехах. Какие у него грехи, у мальчика 20 лет из хорошей семьи? И тут же я задумалась о себе, о своей жизни. Если вспомнить 10 заповедей и 7 смертных грехов и вдуматься в их глубину, призвав на суд свою собственную совесть, беспощадную и справедливую, то от гордыни и самодостаточности не останется ничего.
Монастыри в России стали создаваться в XI веке. Я побывала во многих из них: в Сергиево-Посадской лавре, в Александро-Невской лавре, в Валаамском, в Валдайском, в Донском, в Даниловском, в Покровском, где находятся мощи святой Матроны Московской, в женском Александровском монастыре, в Дивеевском, где покоятся мощи святого Серафима Саровского, основателя монастыря. Я была в Оптиной пустыни и в соседнем Шамордино, где жила в монастыре родная сестра Л.Н.Толстова – Мария, к которой он заходил в гости, когда шёл пешком из Ясной Поляны в Оптину пустынь на беседы со старцем Амвросием. Побывала также в монастырях: Ново-Иерусалимском, Саввы Сторожеского, в Боровском, в пещерных монастырях Псковской и в Пензенской области и во многих других в России. И за рубежом я была в монастыре святой Марии Магдалины в Иерусалиме, в Киево-Печёрской лавре, в Славянском, высеченном в меловых горах. И даже в монастырях святой Катерины в Перу и в Гондурасе. И всюду одно: чистота, порядок, великолепные библиотеки, необычайное трудолюбие, создающее материальные ценности. На Руси издавна монастыри славились монахинями-вышивальшицами, золотошвейками. Сохранились прекрасные ризы, вышитые жемчугом Ладожского и Онежского озёр и рек, впадающих в них. Говоря о необыкновенной работоспособности и целеустремлённости монахов, вспоминается один интересный факт. До революции в Валаамском монастыре, где ледяные ветры пронизывают остров, в оранжереях монахи выращивали арбузы, дыни и ананасы. На международной выставке в Париже их труд был удостоен золотой медали.
Но главное в монастыре – это воспитание души, устремление к горнему. Бытует такое мнение, что в монастырь люди идут после какой-то душевной травмы: то ли умер близкий человек, то ли жених бросил, то ли тяжёлый недуг одолел. Раньше в монастырь ссылали в наказание за что-то. Так например, Иван Грозны сослал свою жену царицу Анну в Тихвинский монастырь за бездетный брак. Пётр Первый – нелюбимую Прасковью Илларионовну Лопухину в Покровский женский монастырь в Суздале. И в простых семьях грозил отец непокорной дочери: «Не выйдешь за богатого старика, сошлю в монастырь». В настоящее время, когда происходит возрождение монастыря, сюда потянулись совсем молодые люди и не какие-то там ущербные – хромые, слепые, дурные, а вполне образованные современные люди. Было очень интересно узнавать судьбы людские, знакомиться с жизнью монастыря, отстаивать службы. И я поняла следующее: сюда идут, чтобы подняться над бытом и постичь куда более высокое предназначение человека. Мне довелось беседовать с двумя молодыми, красивыми девушками-монахинями Дивеевского, самого крупного женского монастыря России, насчитывающего 500 монахинь. Им обеим по 25 лет. Одна окончила медицинский институт, собралась выходить замуж за хорошего, любимого человека, а за день до свадьбы оставила записку, что уходит в монастырь. Я долго с ней разговаривала. Она не сумасшедшая. Добрая, умная, всех любит. Тогда зачем же так обидела хорошего парня? Пожалела его, потому что почувствовала: не смогу служить семье, мужу и детям в полную силу. Моё место на земле иное. Это монастырь, где я служу Богу. Вторая девушка окончила институт иностранных языков и была послана на стажировку в Америку. Условия были прекрасные, учёба отличная. Подрабатывая, она откладывала деньги, чтобы по возвращении на Родину купить квартиру. Всё шло замечательно. Прошёл год, другой. И вдруг, как будто по какому-то сигналу, она села на самолёт и через несколько дней уже была в Дивеевском монастыре, где её взяли послушницей. Позднее был постриг в монахини. Она очень довольна своей жизнью в монастыре и другой для себя не представляет.
Люди разных профессий уходят в монастырь. Так было и с автором замечательной книги «Несвятые святые» епископом Русской православной церкви Тихоном (Шевкуновым). Книга издана в 2011 году. К началу 2016 года общий тираж достиг 2 миллионов экземпляров. Автор этой книги окончил ВГИК, но приехав однажды в Псковско-Печерский монастырь, остался там навсегда.
Я думаю, что это примеры, свидетельствующие о состоянии души, о её высоком уровне. Это – подвиг. На него способны немногие.
Но надо сказать, что жизнь в монастыре не простая, здесь много сложностей в отношениях, есть и несправедливость. Особо я это наблюдала в Валдайском Иверском монастыре, где работала летом как трудник в оранжереях, в теплице, на цветочных клумбах. И всё же главное в монастыре – это молитва, служба и покаяние.
Монастыри в России начали создаваться в XI веке. В связи с разговором о монастырях надо бы несколько слов сказать о статистике. За всё время существования человеческого общества сформировались разные направления в религии. Основными религиями в мире являются: христианская – 31% населения Земли, ислам–23%, индуизм – 14%, буддизм – 6,7%. Православная религия объединяет около 200 миллионов человек. В России православие исповедуют 60 миллионов человек.
Население Земли – около 7 миллиардов 300миллионов человек. Есть государства, у которых официальный статус – атеизм. К ним относятся, например, Китай, Северная Корея. Это не значит, что там нет храмов и монастырей, нет верующих, просто атеизм – это линия правящей партии государства.
В обществе всегда находятся люди, наиболее одарённые, способные привнести в мир некоторые знания. Как подсчитано, 6% населения Земли составляют учёные. Это они открывают законы природы и способствуют прогрессу общества. А другие – стремятся к уединению, чтобы познать сущность самого себя в этом мире и приблизиться к Богу. Таких людей издавна называли монахами (от греческого «mono» – один). Они уходили в пустынные места и жили в скитах отшельниками. Потом стали объединяться в группы и строить монастыри. По всей Земле есть много монастырей. Православная Церковь насчитывает 804 монастыря в России и за рубежом, причём женских больше, чем мужских.
Соловки привлекают к себе не только простой народ, но и представителей власти. Неоднократно посещал Соловки наш президент В.В.Путин. В 2001 году Святейший Патриарх Алексий II и Президент России совершили паломничество на Соловки. Побывав на Валааме, на Соловках, президент планирует посетить и другие святыни. «Без христианства, – считает Президент, – без культуры, возникшей на его базе, не состоялась бы Россия». Он ищет в христианстве основы нашей жизни.
Ботанический сад на Соловках
Но продолжим разговор о Соловках. Он был бы неполным, если бы мы не вспомнили о Соловецком Ботаническом саде Макариевской пустыни, заложенном архимандритом Макарием в 1822 году. Его посадки не сохранились, но некоторые растения живут тут около сотни лет в условиях близости к Полярному кругу (всего 165 километров до него), малого количества солнечных дней, сильных ветров, высокой влажности, долгих зим. Этот прелестный уголок затерян среди лесистых гор в зеленой котловине. Интересное природное явление, возможно обусловленное розой ветров, температура на территория сада выше окружающей на несколько градусов. И всё равно зимой холодно. Но сотрудники Ботанического сада умудряются выращивать и сохранять здесь коллекцию растений всех континентов. Истинные подвижники! Садовник-монах из крестьян предложил нам посмотреть оранжереи и парники. Тут росли арбузы, дыни, огурцы и персики. Интерес к саду огромный. Часто посещают его иностранцы. В 2003 году на Соловках побывал Принц Чарльз, наследник Британского престола. Он пришёл в Ботаническй сада пешком, пройдя 4 километра. В саду его радушно встретили и напоили лечебным чаем из старых листьев бадана, который обладает полезными свойствами.
Острова Анзер и Большой Заяцкий
Большой Соловецкий остров – обитель храмов, пристанище паломников, край озёр и лесов. Но есть ещё остров Анзер, – «очень вытянутый остров», где несколькими монахами-подвижниками восстанавливаются монастырские храмы. А вокруг – Богородичий луг – бескрайнее поле, заросшее незабудками до самого горизонта. Синь луга, синь небес и моря – это незабываемое впечатление. И тишь, только кузнечиков слышно. Практически посередине Анзерского острова возвышается самая большая на Соловецких островах гора – Голгофа. Её высота составляет примерно 200 метров. Именно с этой горы открывается наиболее полная панорама Соловецких островов. Русские цари поддерживали монастыри, скиты, так например, царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему ежегодное содержание.
На севере Европы, по берегам морей, много каменных лабиринтов. И на острове Заяцком они тоже есть. Здесь обнаружено 35 лабиринтов эпохи Неолита. Местные жители дали им название «вавилоны». Время их сооружения – около 3000 лет до н.э. Наиболее интересны каменные лабиринты Большого Заяцкого острова – это группа из 14 лабиринтов, сложенных из расставленных по земле булыжников. Самый маленький лабиринт имеет около 6 метров в диаметре, самый крупный – до 25.4 метра. Ряды камней имеют спиралевидную форму, в некоторых случаях они сложены в две спирали, похожие на сплетение двух стремящихся к центру змей. Хотя лабиринты поросли жёсткой островной растительностью, их формы отчётливо выделяются на земле. Много есть гипотез по поводу того, что это такое. Так например, считается, что эти древние каменные лабиринты были созданы для перехода из материального мира в мир духов. Другая гипотеза считает, что линии лабиринтов повторяют орбиты Солнца и Луны, таким образом, они использовались как календари. Есть ещё и такая точка зрения: спираль символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Это загадка, уходящая в глубь веков. Когда и для чего они были построены? Высотой – до колена, спиралевидные, из белого камня. Они, как древние письмена на берегу, как символы, которые хорошо видны сверху. Может быть это место, куда прилетали инопланетяне? Нет ответа на этот вопрос.
* * *
Соловецкие острова полны загадок. Известно, что монастыри всегда строились в определённых местах, так называемых местах силы. В таких местах человек подпитывался энергией, больная душа находила здесь приют. Люди в поисках исцеления, тянулись к этим местам. Побывав на Соловках, беседуя с местными жителями и людьми, приехавшими за тридевять земель на Соловки с маленькими детьми, целыми семьями, слушая мудрые проповеди священников, понимаешь одно: хотя бы один раз в жизни на Соловках надо побывать, поклониться святыням. Потому что устоявшее в веках достойно поклонению. А Соловки – святое место. Верующим людям здесь воздаётся по их просьбам. Об этом говорится много и самими людьми, испытавшими исцеление здесь, и об этом много написано в литературе. Короче – Соловки – это прошлое, настоящее и будущее, которое может вам послужить, если и вы послужите ему.
Его Величество Урал
По Уральскому хребту проходит разделение Евразийского материка на Европу и Азию. Уральские горы – это кладовая всех полезных ископаемых, которые есть на Земле. Особенно Урал славится своими самоцветами – драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит, топазы, хризолиты). Есть месторождения самых разных руд: это и никелевые, и железные, медные, хромовые, залежи асбеста, калийных солей. В недрах гор содержится более двухсот разных минералов. Недаром замечательный советский учёный минералог, писатель, публицист Александр Евгеньевич Ферсман, именем которого назван крупнейший в России минералогический музей в Москве, говорил, что если на Урале чего-то не нашли, так это просто ещё не докопались. «Ур-Ал» с языков местных коренных народностей переводится как «Земля золотая».
От Кауровки до Кына
На знакомство с Уралом я отправилась в поход по реке Чусовой по маршруту – «От посёлка Коуровка до села Кын». Нам удалось увидеть много замечательного. Это было необычное путешествие, увлекательное, рискованное. Мы шли по горам, по полям, пропитанным непрекращающимися дождями. Было начало лета. На привале, когда у костра сушили кеды, мои сгорели дотла. К счастью, в рюкзаке чудом оказались туфельки на среднем каблучке. Надела и пошла. Иного выхода нет. Вначале мы шли пешком. Пили воду из лесных чистых ключей, собирали землянику на склонах, обращённых к солнцу. На ночлег устроились на высоком берегу реки Чусовой. Сверху были видны заливные луга, топкие болота, чернели скалы, белели известняковые выступы. На склонах гор росли сосна, ель, сибирский кедр, лиственница. Мы поставили палатки, разложили костёр из веток хвойных, подложили берёзовые чурбачки. Усевшись вокруг костра, пели песню:
Надо жить километрами,
А не квадратными метрами,
Чтоб устать от усталости,
А не от собственной старости.
Проводив закатное солнце, отправились на ночлег. Среди ночи разбушевалась буря. Дождь лил, как из ведра. Страшный грохот падающих деревьев и камней приводил в ужас. Насквозь промокнув, мы не решались выйти из палатки. И правильно сделали. Утром, когда светопреставление закончилось, мы, наконец, выползли на Божий свет и ахнули. Буквально рядом с палатками лежали сваленные деревья, а от крутого берега, на котором мы примостились, отвалилась огромная каменная глыба. Мы очутились на тонкой кромке, нависающей над рекой. Видно, жизнь была дарована, чтобы когда-нибудь об этом рассказать.
В дороге нам встретились местные люди, которые шли на моторных лодках. Они согласились по пути нас подбросить. Это были рабочие местных заводов. Они научили нас ловить рыбу особым способом. Берёте стеклянную банку, кладёте приманку, вставляете воронку из бересты – и дело готово. Внутрь рыба входит, а обратно – нет. На привале мы готовили уху, под конец опуская в неё на пару минут еловую ветку. Это что-то необыкновенное! Наши попутчики оказались очень интересными, образованными людьми. Как потом мы узнали, они работали на заводе. Их профессия – слесари пятого разряда. У них не было высшего образования, но их мудрость и умение были выше него. Когда мы шли на лодках мимо высокого лесистого берега, к нам в лодку упал клубок змей. В это время идут змеиные свадьбы, и самцы сражаются за право быть продолжателями рода. Я тут же бросилась из лодки в воду, и в это т же момент змей тоже туда выбросили. А меня втащили в лодку. И всё же это были счастливые, незабываемые дни. А когда мы, возвращаясь из похода, пошли в Екатеринбурге в Уральский минералогический музей имени В.А.Пилипенко, то увидели сказку П.П. Бажова, воплощённую в быль.
Теперь, спустя много лет, впечатления выкристаллизовались определённым образом. Если сказать в двух словах, то это – люди и камни. Люди – знаменитая династия Демидовых, род которых протянулся на 300 лет, дойдя до наших дней. А камень – это малахит, о нём восторженно писал русский сказочник Павел Петрович Бажов (1879 – 1950), живший на Урале. На основе народных сказов он написал замечательные произведения о своём родном крае, полном чудес.
А камней-самоцветов на Урале видимо-невидимо, и красотой своей издавна влекут душу человеческую. И над всем этим драгоценным царством, как пишет Бажов, – Владелица, Хозяйка Медной горы, Малахитница.
Диво-камень – малахит
Среди камней-самоцветов Бажов выделяет малахит, зелёный камень, с муаровым рисунком, очаровывающий и притягивающий своею красотою.
«Диво-камень – малахит» –
Так сказанье говорит
Об уральском малахите.
На него вы посмотрите:
Как павлиново перо,
Что на камне расцвело.
Он, как шёлк и как муар.
Малахитницы он дар.
Он пишет сказ «Малахитовая шкатулка», в которой хранились драгоценности. Воистину достойное «жилище» для ювелирных изделий.
Что же такое – малахит? Откуда его название? Из чего он состоит? По-гречески – малахит – маляхэ, что означает – мальва. Все знают это растение. На высоком стебле – яркие, крупные цветы. А вот листья мальвы – тёмные, с разводами, действительно, рисунком напоминают отшлифованный срез малахита. В малахите достаточно много меди (порядка 50%), поэтому в давние времена из малахита добывали медь, сжигая его. Но красота спасла малахит от полного уничтожения. Из малахита с давних времён делали всевозможные украшения. На срезе камня часто можно видеть причудливые картины, узоры, похожие шёлковым отливом на дорогую муаровую ткань, – так и хочется погладить. Узоры бывают похожие на завитки барашка, причём, чем круче завиток, тем краше малахит. Порой узоры напоминали перья павлина, потому в старину на Руси его называли «павлиний камень». И ещё его называли «медная зелень». Этот камень довольно мягкий, его твёрдость – 3,5 – 4 по 10 балльной шкале Мооса (твёрдость 10 – у алмаза). Он хорошо поддаётся обработке.
Любуется узором малахитовым Павел Бажов и слова подбирает какие: «Как вешняя трава под солнышком, когда ветерком её колышет. Так волны по зелени и ходят». Малахит давно известен человеку и использовался как в ювелирном деле, так и для отделки помещений. Величайшие музеи мира – Лувр и Версаль в Париже, Прадо в Мадриде, Уффици во Флоренции, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная галерея в Лондоне, Музей истории искусств в Вене, Египетский музей в Каире хранят в своих кладовых среди несметных сокровищ образцы камнерезного искусства – изделия из малахита.
Но особенно малахит прославился в России. И нет в мире более великолепных и величественных произведений искусства из малахита, чем в Эрмитаже, Исаакиевском соборе, в Оружейной палате Московского Кремля, в Большом Кремлёвском дворце в Москве. Прекрасные изделия из малахита украшают интерьеры Екатерининского дворца в Царском селе, в Петергофе, Павловске, в Ломоносове, в Замке императора Павла в Гатчине. Подмосковные усадьбы Архангельское, Кусково, Останкино, ныне превращённые в музеи, предоставляют возможность ознакомиться с шедеврами камнерезного искусства: вы увидите канделябры, столешницы, шкатулки, ювелирные украшения из диво-камня – малахита. И всё это – русский, уральский малахит.
Династия Демидовых
В самом начале мы упомянули Урал как кладовую России. Однако мало наличия полезных ископаемых в недрах, нужен ещё хороший хозяин. России на умных и предприимчивых людей везло. На Урале это были Демидовы, целая династия, продлившая свой род (более 300 лет!) от Петровских времён до наших дней. 215 Демидовых владели в разное время уральскими металлургическими заводами. Из простых людей вышел этот род, из тульских кузнецов, оружейных дел мастеров. А прославился на весь мир. Демидовы превратились в крупных заводчиков и землевладельцев. Основатель династии Никита Демидович Демидов в 1720 году получил личное дворянство от самого Петра I. Демидовым принадлежало 50 металлургических заводов, что давало 40% чугуна России. Здесь, в их владениях, были открыты крупнейшие в мире месторождения малахита: Меднорудянское и Гумешевское. Отсюда и пошёл малахит по России, в первую очередь в её две столицы.
В музее Санкт-Петербургского горного института в малахитовом зале представлены две глыбы уральского малахита – одна весом в 1,5тонны, вторая – 0,5 тонны. Первая – подарок императрицы Екатерины II.
Шло время. Менялись цари. Росла Демидовская династия. Медные рудники давали большую прибыль. Изначально малахит обрабатывали кустарным способом на Урале, но со временем искусство обработки камня переходит в столицу, где в 1725 году начинает работать Петергофская гранильная фабрика.
В минералогических музеях Сибири и Урала находятся прекрасные образцы малахита как камня, так и изделия из него. В историко-краеведческих музеях Екатеринбурга и Нижнего Тагила – полутонные глыбы малахита.
Щедрый Урал время от времени давал из своих кладовых сказочные дары. В XIX веке здесь были найдены огромные глыбы малахита (100 тонн, 250 тонн!) Появляется мода на использование малахита как облицовочного камня.