Когда возник спор о дате празднования Пасхи между папой Виктором (189–199) и епископом Поликратом Эфесским (ум. 196) с епископами провинции Асии, свт. Ириней авторитетно вмешался в него от лица церквей Галлии и настойчиво призывал папу Виктора к снисходительности, напоминая ему о путешествии св. Поликарпа в Рим во времена папы Аникиты. Он сам признавал обычай празднования Пасхи кватродециманами действительным, поскольку он восходит к апостольскому преданию и является древним обычаем[85]. Кроме того, свт. Ириней добавляет, что существует определенное разнообразие в формах поста перед этим праздником; это разнообразие является следствием отсутствия стремления к точности и простотой жизни предыдущих епископов. «Тем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласия в вере»[86]. Эти последние слова и поныне актуальны для нас, призванных уважать различия при единстве веры. Как и для свт. Иринея, κοινωνία («общение») должно быть основанием отношений между Церквами.
Однако какой же традиции придерживался сам свт. Ириней в Галлии: римской или асийской традиции кватродециманов[87], где он воспитывался и которую соблюдал, когда жил в Смирне? Согласно некоторым авторам, Евсевий представляет свт. Иринея как сочувствующего римской и александрийской практикам празднования Пасхи. Это тенденциозное представление, поскольку его образование происходило в асийских кругах. Но я думаю, что живя сначала в Риме, а затем в Галлии, он следовал западной практике, однако в то же время с уважением относился к традициям своей юности.
Мы точно не знаем, когда свт. Ириней направился в Галлию. В одном цитируемом Евсевием письме арестованных в 177 году христиан, направленном папе Элевтерию для рекомендации пресвитера Иринея, говорится:
Отец Элевтерий, желаем тебе радоваться в Боге сейчас и всегда. Это письмо мы убедили доставить тебе нашего брата и товарища Иринея; просим тебя быть к нему расположенным, ибо он ревностен к завету Христа. Ибо если бы мы думали, что кому-то определено место согласно праведности, то [это место] пресвитера Церкви. Что касается его самого, то мы назвали бы его в числе первых[88].
Но так как местный епископ Пофин был уже мертв в начале гонений, можно подумать, что свт. Ириней был в этот момент епископом, как полагает П. Нотэн[89]. Но какой епископ и где рукоположил его? Были ли в Галлии другие епископы для хиротонии? Или же он прибыл в Рим для епископского рукоположения? Нотэн выдвигает гипотезу, что Пофин был епископом Лиона, тогда как свт. Ириней тоже уже был епископом, но в городе Вьенна, что в 35 километрах от Лиона и также на реке Родан[90]. Рекомендательное письмо не предоставляет нам информации о причинах путешествия. Тогда как письмо, направленное «братьям в Асии и Фригии», было написано «рабами Христа из Вьенны и Лиона в Галлии»[91]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Iren. Adv. Haer. I. Praef.
2
Ibid. V 30. 3.
3
«Отправной точкой» (лат.). – Прим. ред.
4
Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1907; М., 1994. Т. II. C. 16.
5
Benoît A. Ecriture et tradition chez S. Irénée // Revue d’histoire et de philosophie religieuses 40. (1960). P. 50; Osborn E. F. Irenaeus of Lyons. Cambridge; N. Y., 2001. P. 2; Никифоров М. В. Ириней Лионский // Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 430.
6
Iren. Adv. Haer. III 3. 4.
7
Федченков С. А. Св. Ириней Лионский: Его жизнь и лит. деятельность. СПб., 2008. С. 28–29.
8
Iren. Adv. Haer. I. Praef.
9
Ibid.
10
См.: Basil Magn. Ep. 328. 1 (= 339. 1). Здесь также можно вспомнить слова святителя Василия Великого, относящиеся к его учителю, знаменитому ритору Ливанию, и выражающие сходную позицию: «Ибо если и выучился я чему у вас, то забылось это со временем» (Ibid.).
11
Iren. Adv. Haer. III 3. 4; Euseb. Hist. Eccl. V 20. 4–8.
12
Iren. Adv. Haer. II 22. 5.
13
Государственный исторический музей (далее – ГИМ), отдел рукописей и старопечатных книг, синодальное собрание, греческие рукописи, № 390.
14
Мученичество Поликарпа. Эпилог (по рукописи ГИМ Синод. греч. 390).
15
Там же.
16
См.: Euseb. Hist. Eccl. V 4. 1–2.
17
Ibid. V 5. 8; Hieron. De vir. illustr. 35.
18
Euseb. Hist. Eccl. V 4. 2.
19
Ibid. V 7. 1; V 20. 1; V 26. 1.
20
Hieron. De vir. illustr. 35.
21
Euseb. Hist. Eccl. III 23. 3.
22
Basil Magn. De Sp. St. 29.
23
Hieron. De vir. illustr. 35.
24
Euseb. Hist. Eccl. V 7. 1.
25
Hieron. De vir. illustr. 9.
26
Iren. Adv. Haer. III 11. 8.
27
См.: Ibid. I 13. 7.
28
Ibid. I. Praef.
29
Hieron. Comm. Is. 64. 4.
30
Hieron. De vir. illustr. 35.
31
Никифоров М. В. Ириней Лионский. С. 431.
32
Iren. Adv. Haer. III 15. 1.
33
Ibid. V 19. 1.
34
Ibid. IV 38. 1.
35
Ibid. IV 38. 1.
36
Iren. Adv. Haer. IV 38. 2.
37
Ibid. V 16. 3.
38
То есть вместо руки́ Адама, дерзко простершейся к запретному плоду, ру́ки Христа, распростертые на Кресте.
39
Greg. Naz. Orat. 2. 23. 8 – 25. 9.
40
Iren. Adv. Haer. III 4. 1.
41
Theodoret. Eranistes. 95. 18–19.
42
Среди первых почитателей свт. Иринея был Тертуллиан, который цитирует его около 207–209 года в трактате «Против Валентиниан» (Adv. Valentinianos 5), и Псевдо-Ипполит в Refutatio omnium haeresium, см.: Ippolito. Confutazione di tutte le eresie / Ed. E. Castelli, A. Magris. Brescia, 2012. P. 31–34.
43
См.: Longobardo L. La traduzione latina dell’Adversus haereses: punti di contatto tra Ireneo di Lione e Ilario di Poitiers, in Consonantia salutis: studi su Ireneo di Lione / Ed. E. Cattaneo. Trapani, 2005. P. 207–210.
44
de Navascués Benlloch P. La recepción de Ireneo en Occidente antes de Erasmo, in Transmission et réception des Pères grecs dans l’Occident, de l’Antiquité tardive à la Renaissance / éd. E. Prinzivalli, F. Vinel, M. Cutino, I. Perée. Paris, 2016. P. 421–438.
45
См.: Augustin. Contra Julianum, I 3. 5 (цитирутся Adv. Haer. IV 2. 7 и IV 5. 19).
46
См.: Hieron. De vir. illustr. 35.
47
Gesta vel scripta beati Irenaei iam diu est, quod sollicite quaesivimus, sed hactenus ex eis invenire aliquid non valuit – Greg. Magn. Registr. Epist. IX/40 // MGH. Epistolae. 2. Berlin, 1899. P. 314.
48
Narvaja J. L. Recepción de Ireneo en la Edad Media: el ‘‘Aduersus haereses’’ en las bibliotecas de Inglaterra // Teología y Vida 55/4 (2014). P. 595–606.
49
Dell’Osso C. Ireneo nei florilegi del V–VIII sec. // Consonantia salutis: studi su Ireneo di Lione / Ed. E. Cattaneo. Trapani, 2005. P. 211–220.
50
См.: Sources Chrétiennes. Vol. 34, 100, 152, 153, 210, 211, 263, 264, 293, 294, 406.
51
Narvaja J. L. El ‘‘Liber de sectis hereticorum et ortodoxe fidei dogmata’’: el hallazgo de una obra perdida de Balduino de Canterbury // Stromata 64 (2008). P. 263–288; Idem. Recepción de Ireneo en la Edad Media: el ‘‘Aduersus haereses’’ en las bibliotecas de Inglaterra // Teología y Vida 55, 4 (2014). P. 595–606; De Navascués P. La recepción de Ireneo en Occidente antes de Erasmo // Transmission et réception des Pères grecs dans l’Occident, de l’Antiquité tardive à la Renaissance: entre philologie, herméneutique et théologie / ed. E. Prinzivalli, F. Vinel, M. Cutino. Paris, 2016. P. 421–438. О рукописях см. в издании: Sources Chrétiennes; см. также: Dictionnaire de Spiritualité. T. 7. P. 1934–1939.
52
Iren. Adv. Haer. I 25. 6.
53
См.: Euseb. Hist. Eccl. IV 11; IV 19; Chronicon, ad ann. 157, 168.
54
Егезипп приехал из Иерусалима и оставался в Риме, согласно свидетельству Евсевия, вплоть до епископства папы Элевтерия (Euseb. Hist. Eccl. IV 11. 7; ср.: IV 22. 3).
55
Валентин был особенно активен при папе Аниките (Ibid. IV 11. 9).
56
Непросто установить дату прибытия Поликарпа в Рим, поскольку нет точной датировки его мученичества, которое произошло около 154 года. Свт. Иреней был, безусловно, хорошо информирован, он говорит о приезде Поликарпа и о его замечательном приеме со стороны епископа Пия.
57
Сщмч. Иустин претерпел мученичество в Риме ок. 165 года, в любом случае – между 162 и 167 годами.
58
Папа Гигин, согласно Евсевию Кесарийскому, наследовал Телесфору в 138 году и умер в 142 году (Euseb. Hist. Eccl. IV 10; Chronicon, ad a. 138; Hist. Eccl. IV 11. 6; Chronicon, ad a. 142), когда в Рим приехал Валентин, родоначальник ереси валентиниан. Кердон является инициатором еретических учений, развитых затем Маркионом (Iren. Adv. Haer. I 27, 1–2; III 4. 3; Euseb. Hist. Eccl. IV 10; 11. 1–2).
59
Апеллес был учеником Маркиона, который прежде жил в Риме со своим наставником; затем он отделился от него и отправился на некоторое время в Египет, в Александрию; позднее Апеллес вновь вернулся в Рим. При императоре Коммоде (180–192) состоялся его публичный диспут с Родоном, учеником Татиана (см.: Euseb. Hist. Eccl. V 13. 1–7). См. также: Junod E. Les attitudes d’Apelles, disciple de Marcion, à l’égard de l’Ancien Testament // Augustinianum 22 (1982). P. 113–133.
60
Hermas. Pastor. Visiones, 3. 5 (3. 13. 1).
61
Cм.: Euseb. Hist. Eccl. V 28. Евсевий не упоминает имени этого писателя; о его идентификации см.: Simonetti M. L’unità di Dio da Clemente a Dionigi // Rivista di storia e letteratura religiosa 22 (1986). P. 190; Brent A. Hippolytus and the Roman Church in the Third Century. Leiden, 1995. P. 122.
62
Lampe P. From Paul to Valentinus: Christians at Rome in the first two centuries / Transl. M. Steinhauser; ed. M. D. Johnson. Minneapolis, 2003. P. 38–47.
63
Clem. Rom. Ep. ad Cor. 1. 1.
64
Ignat. Antioch. Ep. 4, ad. Rom. Prolog.
65
Hermas. Pastor. Visiones, 2. 8.
66
Ibid. 3. 11.
67
Ibid. 1. 6; 3. 4.
68
Ibid. 2. 6.
69
Ibid. 2. 8.
70
Ibid. 3. 17.
71
Nautin P. Lettres et écrivains chrétiens des IIe et IIIe siècles. Paris, 1962. P. 33–36.
72
Iren. Adv. Haer. IV 6. 2. Впрочем, ученые спорят о длине этой цитаты из творения св. Иустина.
73
О связях свт. Иринея и св. Иустина см.: Slusser M. How Much Did Irenaeus Learn From Justin? // Studia Patristica 40 (2006). P. 515–520. Возможные встречи свт. Иринея с еретиками в Риме обсуждаются, например, в книге: Sagnard F. La gnose valentinienne et le témoignage de saint Irénée. Paris, 1947. P. 93–95.
74
Justin. 1 Apol. 26. 5–8.
75
Iren. Adv. Haer. I 27. 4; ср.: III 12. 12.
76
Ibid. III 4. 3.
77
Ibid. III 3. 4.
78
Cм.: Euseb. Hist. Eccl. V 20. 5.
79
О датировке мученичества см.: Marrou H.-I. La date du martyre de saint Polycarpe // Analecta Bollandiana 71 (1953). P. 5–20; Hartog P. Polycarp’s Epistle to the Philippians and the Martyrdom of Polycarp: introduction, text, and commentary. Oxford; New York, 2013. P. 191–200.
80
Мученичество Поликарпа. Эпилог (по рукописи ГИМ Синод. греч. 390). См. также: Chiapparini G. Valentino gnostico e platonico: il valentinianesimo della ‘‘grande notizia’’ di Ireneo di Lione: fra genesi gnostica e filosofia medioplatonica, Milano, 2012. P. 26; Gamble H. Y. Libri e lettori nella Chiesa antica, Brescia, 2006. P. 157–158; Hartog P. Polycarp’s Epistle to the Philippians… P. 270–271, 333–335.
81
Дата посещения доподлинно неизвестна, и существует множество предположений; см.: Hartog P. Polycarp’s Epistle to the Philippians… P. 3, n. 16.
82
Adv. Haer. III 3. 4.
83
Cм.: Euseb. Hist. Eccl. V 24. 10–18.
84
Ibid. IV 4; V 5; Chronicon, ad ann. 119, 128.
85
Hist. Eccl. V 24. 11.
86
Ibid. V 24. 13.
87
Кватродециманы – раннехристианские общины, находившиеся главным образом в Малой Азии, которые отмечали Пасху по иудейской традиции 14 нисана, то есть в день полнолуния 1-го весеннего месяца, независимо от того, приходился ли этот день на воскресенье или какой-то другой день недели. – Прим. ред.
88
Ibid. V 4. 2.
89
Nautin P. Lettres et écrivains chrétiens des IIe et IIIe siècles. Paris, 1961. P. 94–95. Применимый к свт. Иринею термин «пресвитер» (Euseb. Hist. Eccl. V 4. 1) мог обозначать в ту эпоху лицо, ответственное за церковь. См.: Ysebaert J. Die Amtsterminologie im Neuen Testament und in der Alten Kirche: Eine lexikographische Untersuchung, Breda, 1994. P. 60; см. также: Dictionnaire de Spiritualité. Vol. 7. P. 1927.
90
Nautin P. Lettres et écrivains chrétiens… P. 93–95. Ср. также: Euseb. Hist. Eccl. V 1. 1.
91
Euseb. Hist. Eccl. V 1. 3.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги