Книга Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Викторович Палагин. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина
Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина

Есть люди, которые умеют работать только на других. Они выработали у себя психотип наёмного работника и на этом остановились. Часто потому, что более сложный психотип предпринимателя оказался не по их психическим и умственным силам. Но есть и люди, которые научились работать на себя. Эти люди с психотипом предпринимателя организуют своё дело, становятся руководителями, работодателями, бизнесменами…


7 фронт – «Внутренний мир». Мыслитель.

Основа этого фронта – мировоззрение. Или своя Картина мира. Абсолютно адекватной она может быть только в ноосферно-научном качестве. Все остальные варианты (мистический, религиозный, философский, доноосферно-научный) – это условно-адекватные варианты. Обладание ноосферно-научной Картиной мира – это высший уровень интеллектуальной самоорганизованности. Но это доступно пока далеко не всем. У подавляющего большинства – совокупность прикладных знаний по «направлениям» и проблемам.

Мы живём «изнутри наружу», и поэтому порядок в «фронтовых знаниях» обеспечивает 7-й фронт, а порядок на 7-м фронте мы обеспечиваем его рефлексией. Отсюда 7-й фронт – это рефлексивный фронт, это пространство проявления нашей сознательности. Здесь мы начинаем с понятия «рефлексивная грамотность».

Человек должен знать, что он знает и как он знает. Различать содержательную рефлексию от структурной. До тех пор, пока не станешь хозяином своих знаний и освоишь умения ими распоряжаться, на успех на этом фронте можешь не рассчитывать. Рефлексия своего Внутреннего мира – начало начал личной самоорганизации. Сознательно организуя свои знания по фронтам и отслеживая их качество, человек приводит в порядок свою личностно-фронтовую самоорганизованность. И иначе – никак. Порядок в знаниях – первая предпосылка к успешной борьбе на фронтах.

Осознание состояния своего сознания – это результат усилий на 7-м фронте.

Будь, Читатель, когнитотехнологом самого себя! В Интернете сейчас огромное количество всяких знаний и практических рекомендаций о деятельности мозга! Поройся в этой информации и насобирай самых востребованных знаний и советов для самого себя. В одних статьях ты узнаешь, как надо мыслить, в других – как не надо мыслить… Это, что называется, элементарная когнитотехнологическая грамотность. Ведь этому пока ещё нигде специально не учат, и мы, по сути, до сих пор остаёмся когнитотехнологически безграмотными!

Чем лучше ты будешь знать свой мозг, тем на более эффективную работу сможешь его настроить! Или так: чем лучше твой мозг будет знать сам себя тем на более продуктивную отдачу он сможет самоорганизоваться!


8 фронт. Игрок.

Смотри разработки в Когнитотехнологе.

У каждого человека есть свои игрушки. Если дано – играй, но не заигрывайся. Есть такая болезнь у современного человечества – игромания. Её, как и любую болезнь, легче предупредить, чем вылечить.


9 фронт. Личный эколог.

Экологом человек становится, начав собирать информацию об экологической обстановке вокруг себя: чем в месте своего нахождения он дышит, какого качества местные пищевые ресурсы, какие рядом конкретные источники экологической опасности… Борьба – это прежде всего проявление высокой поисковой активности. Человек ведь не просто хочет выжить, он хочет жить и жить гарантированно стабильно. Это невозможно, если не учитывать экологическую обстановку в месте своего нахождения или пребывания. Кроме того, на место своего пребывания надо уметь смотреть во всех масштабах: района, города, своей страны, всего человечества.

Привыкай к мысли, Читатель, что ты – Гражданин Мира.

Ибо мышление ноосферянина – это мышление Гражданина Мира.


Вести борьбу на фронтах в 1-й нофукоме сбалансировано позволяет знание закона Парето.

Математическую зависимость, которая позже получила название «Принцип 80/20», обнаружил в 1897 году итальянский экономист Вильфредо Парето (1848–1923). Позже его открытие называли по-разному: «принципом Парето», «законом Парето», «правило 80/20», «принцип наименьшего усилия», «принципом дисбаланса» и т. п.

«Принцип 80/20» гласит, что небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий отвечает за большую долю результатов получаемой продукции или заработанного вознаграждения. Количественно это выражается в том, что на получение 80 % результатов у нас уходит 20 % всего затраченного времени. На практике 80 % приложенных усилий (и это основная доля!) имеют к получаемому результату второстепенное, не очень значительное отношение.


Рисунок 3.2.1. График Принципа Парето


Пионером реального использования «Принципа 80/20» был американский инженер Джозеф Юран, стоявший у истоков революции качества в начале 1950-х годов. Юран сделал принцип Парето (или, как он иногда его называл, «принцип немногого, имеющего решающее значение») способом повысить качество продукции. Он предложил использовать Принцип 80/20, наряду с другими статистическими методами, для искоренения выпуска бракованной продукции, для повышения надежности и полезности производимых товаров.

Одной из самых первых корпораций, взявших на вооружение Принцип 80/20 и наиболее успешно использовавших его, была IВМ. Её специалисты в 1963 году обнаружили, что примерно 80 % компьютерного времени тратится на обработку всего 20 % команд программы. Компания немедленно переделала системное программное обеспечение так, чтобы наиболее используемые 20 % были наиболее доступны и удобны для пользователя, что сделало компьютеры IВМ более эффективными и быстрыми в большинстве приложений, чем машины конкурентов. Разработчики персональных компьютеров и программного обеспечения таких кампаний, как «Эппл», «Лотус», «Майкрософт» эффективно применяли Принцип 80/20. Благодаря этому они своими наиболее дешевыми и простыми в работе машинами эффективнее опередили соперников и завоевали рынок.

Особенно внимание на принцип Парето обращаешь тогда, когда ставишь перед собой задачу добиться сбалансированности фронтов в 1-й нофукоме. Не просто так народная мудрость гласит: хочешь жить – умей вертеться! Это значит, надо уметь вовремя переключаться на тот фронт, на котором наибольшая напряжённость, который наиболее проблемный.

Нам, Природа, как своим детям, здесь приходит на помощь: нелинейный характер отдачи от наших усилий позволяет «отбиваться» от наседающих на фронтах проблем с достаточно высокой эффективностью. С настолько достаточной, что надо быть просто тупицей, чтобы проиграть там, где выигрыш или победа чуть ли не сама плывёт к нам в руки.

На фронтах нашей 1-й нофукомы мало выиграть и победить: фишка в том, что надо выиграть и победить сбалансировано! Можно сказать, что фронта 1-й нофукомы в своей комплексности – это наш единый фронт, только полилогичный и многомерный. Проигрыш на одном участке фронта приводит к поражению вообще. Знание закона Парето позволяет вести борьбу на наших фронтах наиболее эффективно. Кроме того, знание этого закона способствует проявлению психологической гибкости при «перескакивании» с фронта на фронт.

Отсюда рекомендации для всех: руководствуйтесь принципом Парето, ищите и вкладывайте в дело те 20 % усилий и средств, которые обеспечат вам 80 % результата! Не распыляйтесь на перфекционизм! Не засиживайся на том фронте, на каком пока относительно благополучно или на том, который у вас самый любимый «по игрушкам».

3.3. Освобождение времени для 7-го фронта: «Мыслитель». Не только для организованного обслуживания всех остальных фронтов, но и для личностного саморазвития

Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.

– Что вы делаете так поздно? – спросил Резерфорд.

– Работаю, – последовал ответ.

– А что вы делаете днем?

– Работаю, разумеется, – отвечал ученик.

– И рано утром тоже работаете?

– Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:

– Послушайте, но когда же вы думаете?

В настоящий момент для тебя, Читатель, просто нет другого выбора: хочешь иметь в разумные сроки ноосферный интеллект – добейся такой сбалансированности 1-й нофукомы, чтобы для размышлений и интеллектуальных занятий времени было по 2–3 часа в день.

У тебя просто должен быть такой специально настроенный жизненный баланс!

Жаворонки могут предпочитать раннее утро, когда ЕЩЁ никто не беспокоит, а совы – поздние вечера, когда УЖЕ никто не беспокоит. Отключайте все каналы связи – и работайте своими мозгами над своими мозгами.

Пожалуй, это своеобразный решающий, переломный рубеж от неорганизованного (или стихийно-организованного) образа жизни к организованному.

В своё время, лет тридцать назад, мне выпала удача познакомиться с книгой учёного с мировым именем, Ганса Селье «От мечты к открытию». Я многое почерпнул из его жизненного опыта и, в частности, его пример самоорганизации в работе. В главе «Время для раздумий» он пишет:

«Как бы ни был активен учёный и как бы ни стремился к практической работе, он должен выделять время для размышлений. Казалось бы, это очевидно, и всё же многие исследователи в такой степени поддаются стремлению быть всё время в деле, что у них не остаётся времени для правильного планирования экспериментов и для осмысления наблюдений. Типичный „работяга“ – обычно молодой человек – переоценивает значение „делания“ конкретных вещей; он не ощущает себя работающим, если спокойно сидит на месте, погружённый в свои мысли или даже просто в мечты. Это великое заблуждение. Мы уже видели, что некоторые самые лучшие идеи рождались в полудрёме или в фантазиях, между тем как одна хорошая идея может освободить нас от многодневной рутинной работы.

Но нет ничего хуже, если, размышляя, вы были вынуждены прервать ход своих мыслей как раз в тот момент, когда идея была готова родиться. Вот почему, желая на чём-либо сосредоточиться, я скрываюсь в своём кабинете под защитой таблички „Просьба не беспокоить!“ и отключаю телефоны. Чтобы сделать этот закон действенным, потребовалось немало времени. Всегда появлялось что-нибудь экстренное – эксперимент ли, который сорвётся без моего немедленного вмешательства, неотложный ли междугородный звонок, внезапное посещение какой-либо важной персоны, – и я был вынужден признать, что для таких случаев должно делаться исключение. В результате исключения превращались в правило, и у меня никогда не оставалось времени для себя. Тогда мне пришла в голову простая мысль: порой я отсутствую неделями, совершая лекционное турне, но лаборатория при этом функционирует вроде бы нормально; отсюда вывод – она должны быть в состоянии обходиться без меня в течении нескольких часов в день, даже если я и в городе. Это умозаключение придало мне силы сделать решительный шаг, и теперь, когда на дверях виси табличка „Просьба не беспокоить!“, действительно никто не имеет права войти, за исключением секретарши, да и то лишь в случае смертельной опасности.

Пусть же те, кто сомневается в целесообразности применения подобных драконовских мер, учатся на моём опыте: лаборатория прекрасно работает, несмотря на моё периодическое отсутствие. Мои помощники научились в экстренных случаях принимать самостоятельные решения (фактически такие случаи крайне редки), а человек, звонивший по междугороднему телефону, звонит снова, и как правило, звонок оказывается не таким уж и срочным. Даже важный гость не обижается, ибо знает, что о встрече надо было договориться заранее, а секретарша просто говорить ему, что меня „тут нет“ (умалчивая о том, что я есть „там“ за закрытой дверью). Как бы то ни было, сделать вывод о моём оскорбительном к нему безразличии никак нельзя раз уж я не был поставлен в известность о его прибытии»[10].

Когда мне возражают, что «на ЭТО нет времени», я обычно парирую замечательной русской присказкой: «Был бы дружок, сыщется и часок» и известной мудростью: «Тот, кто хочет, ищет методы, а кто не хочет ищет причины». Человек так устроен, что если он чего-то хочет, то времени для этого всегда находит. Если кто-то себя обманывает – я его не уговариваю. Хочешь – делай! Не можешь – никто тебя за уши не притягивает. Вот только ещё триста лет назад Мишелем Монтенем было прекрасно сказано: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

Освоение ноосферного мышления – задача исключительно индивидуальной самоорганизованности. Если у претендента она недостаточна с самого начала, то какое может быть продолжение?

Освобождение времени для борьбы самого с собой на 7-м фронте и начало систематической работы на нём – это своеобразный вступительный экзамен. Если ты его сдашь сам себе, то после это можно говорить о том, что ноосферное мышление для тебя реально достижимо. Если же не сумел подняться над жизненной суетой, то ты не для ноосферянства, а ноосферянство не для тебя. Осознай ограниченность своих возможностей и займись тем, на что способен. Если же с таким раскладом не согласен – готовься, учись, тренируйся и сдавай вступительный экзамен с новыми силами.

Выделение для своих занятий на 7-м фронте по 2–3 часа в день – это выделение времени для существования управляемого хаоса саморазвития. Именно через этот «белый» хаос ты Читатель, и будешь расти как самоорганизованная и самоорганизующаяся система. Интеллектуальное перепрограммирование – это не только сложный, но и весьма канительный и небыстрый процесс, ибо в нём мы работаем главным образом со своим подсознанием. Которое уже запрограммировано в предыдущей, доноосферной части нашей жизни. И нам, чтобы выжить, надо достойно и упорно отвечать вызовам эпохи Делать то, что мы никогда не делали и мыслить так, как мы никогда не мыслили. Ноосферный транскультурный переход – это прежде всего когнитивное самоперепрограммирование нашего подсознания.

На эти 2–3 часа в день ты, Читатель, «уходишь в себя» и становишься крутым интровертом, чтобы после возвращаться каждый раз немного другим человеком. Ты же знаешь, что когда происходит перезагрузка компьютера, он недоступен каким-либо операциям с ним. Так и с тобой: пока ты делаешь свой очередной шаг в ноосферном транскультурном переходе, никто и ничто не должно тебя отвлекать.

Но для этого надо создать условия!

Создать в системе своей жизни подсистему, в которой ты будешь добиваться более высокой самоорганизованности, а потом «по выходу» с более высоким личным самоорганизационным потенциалом повышать организованность и остальной части своей жизни.

Почему надо выделять время для умственных занятий таким крупными «блоками» – по 2–3 часа? Почему нельзя в течение дня позаниматься четыре раза по полчаса? Потому что так работает мозг: чтобы «въехать» в рассматриваемую (разумеется серьёзную и глубокую тему), ему надо час-полтора. Это ещё называется «собраться с мыслями». Да ты сам знаешь, Читатель, загрузка любой программы в компьютерные «мозги» тоже требует времени. Тем более, если работа творческая, мысли неординарные, то почву для инсайта надо подготовить. На «ровном» месте хорошая мысль сама не приходит. Кроме того, по недавно проведенным исследованиям, если человека отвлекли, то он возвращается «в тему» в среднем за 23 минуты. Поэтому и советуют опытные мыслители: если занялись серьёзной работой не отвлекайтесь! И не позволяйте никому себя отвлекать!

Если трудно представить наносимый вам ущерб в минутах, пересчитайте его в денежном эквиваленте. Сколько стоит ваше время на работе? Предположим у вас оклад 45 000 рублей в месяц. 22 рабочих дня по 8 часов – это примерно 250 рублей стоит 1 час вашего времени Так вот если отвлекли вас на 1–2 минуты, а вы потом тратите на возвращение в тему 23 минуты – считайте, что за эти 1–2 минуты вас ограбили рублей так на 80. За волосок не постоишь – всей бороде пропасть!

4. Настройка души на борьбу, поиск, творчество и работу

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Девиз главных героев из любимой с детства книги «Два капитана» В. Каверина

Мы так устроены, что наша фронтовая деятельность, реализуемая через первую нофукому, неодномерна, и может протекать с разной интенсивностью и с разными для достижения успеха поведенческими технологиями. Это выражается в том, что нам дано выступать на своих фронтах от лица следующих девяти персонажей, которые объединяет 2-я нофукома – деловая:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Трубецков Дмитрий Иванович (1938–2020) доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН, ректор Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского 1994–2003 гг., заслуженный деятель науки РФ, один из организаторов Саратовского лицея прикладных наук, руководитель движения «Образование – будущее России», действительный член Международной академии наук высшей школы, член IEEE (США).

2

Лёвин Юрий Иванович (1942–2020) – кандидат физико-математических наук, профессор, декан факультета нелинейных процессов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского 1990–2020 гг.

3

Возможно, первым термин «когнитивный технолог» предложил Э. Ч. Толмен в 1948 г. Позже его задел продолжили в педагогических исследованиях Дж. С. Брунер, Р. Ч. Аткинсон, Г. Э. Гарднера и др.

4

Проточная диссипация – проходящая через замкнутую или открытую систему энергия и рассеивающаяся в виде тепла (инфракрасного излучения).

5

Фрактал – самоподобная себе структура на любом уровне масштабности.

6

Мескон М. и др. Основы менеджмента. – М.: Издательство «дело», 1992. С. 6.

7

Там же. С 194.

8

Смотри: Баррет Л. Назначение интеллекта – не думать, а облегчать жизнь тела в среде. – (Социальная когнитивная и аффективная нейробиология, том 12, выпуск 1, январь 2017 г., страницы 1-23, https://doi.org/10.1093/scan/nsw154).

9

Гипопостема – гиперцикличная программно организованная пространственно отграниченная система.

10

Селье Г. От мечты к открытию: Как стать учёным. Пер. с англ. Общ. ред. М. Н. Кондрашовой и И. С. Хорола; Послесл. М. Г. Ярошевского и И. С. Хорола – М.: Прогресс. 1987. С. 170–171.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги