Книга Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Викторович Палагин. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина
Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ноосферное мышление. Или что такое нофукома в интеллекте ноосферянина

Оборотной (субъектной) стороной «доделывания» гиперцикла нофукур является доделывание человеком самого себя как ноосферянина или ноосферно мыслящей Личности. Усвоение человеком новых знаний есть личностное саморазвитие с целью нравственно жить этими знаниями. Знания без умения ими пользоваться – ничто. Мало знать, надо достойно уметь.

Кратко дорожную карту ноосферного транскультурного перехода (или усвоения ноосферного мышления) можно представить так:

0. Совершаем все подготовительные мероприятия (в 1, 2 и 3 нофукоме).

1. Доделываем «своего» ноосферного Когнитолога как ключевого персонажа. Для этого

1.1. Усваиваем, что такое мышление в 4-й научной парадигме.

1.2. Дорабатываем свою рефлексию до научно-осознанной и знакомимся с её функциональным наполнением.

1.3. Учимся мыслить правильно по универсальному мыслительному коду (по УМК)

1.4. Знакомимся с фрактальной природой мышления.

1.5. Вникаем в то, что такое ЦСС – цикл ситуационной самоорганизации.

1.6. Узнаём, что такое МКОС в арсенале Когнитолога.

1.7. Учимся абстрагировать и конкретизировать.

1.8. Обживаемся на позициях Участника и Наблюдателя.

1.9. Ориентируемся в том, какие концепты и логики бывают в нашем мышлении.

1.10. Выясняем, что такое «транссамоорганизационный концепт».

1.11. Получаем представление о всех патологиях и незрелостях мышления, чтобы знать «как не надо» мыслить.

1.12. Все наработанные когнитивные навыки доводим до подсознательной компетентности (загоняем их в подсознание и начинаем пользоваться ими «автоматически»).

Далее:

2. От лица профессионально созревшего Когнитолога «запускаем» 4-ю нофукому как единый гиперцикл, прорабатывая в своём сознании все междисциплинарные, транскультурные и транспарадигмальные переходы:

1. 0-й трансдисциплинарный переход – от Онтолога к Физику (Химику).

2. 1-й трансдисциплинарный переход – от Физика и Химика – к Биологу.

3. 2-й трансдисциплинарный переход – от Биолога к Нейрофизиологу.

4. 3-й трансдисциплинарный переход – от Нейрофизиолога – к Когнитологу.

5. 4-й трансдисциплинарный переход – от Нейрофизиолога и Когнитолога – к Психологу.

6. 5-й трансдисциплинарный переход – от Психолога к Социологу и Контентологу.

7. 6-й транскультурный переход – внутри социологического знания от гоминида к первобытному человеку.

8. 7-й транскультурный переход – от древнего человека к человеку философствующему. Зарождение интеллекта, а в интеллекте – 4-й нофукомы.

9. 8-й транскультурный переход – отслеживаем научно-философское возрождение интеллектуализма.

10. 9-й транснаучный переход – от Учёного-прикладника к Учёному-фундаментальщику

11. 10-й транспарадигмальный переход – от Фундаментальщика-классика к Фундаментальщику-неклассику.

12. 11-й транспарадигмальный переход – от Фундаментальщика-неклассика к Фундаментальщику-постнеклассику.

13. 12-й транспарадигмальный, транснаучный и транскультурный переход – ноосферный В итоге добиваемся полной (ноосферной) когнитивной мобильности в 4-й нофукоме или создаём Ноосферный Разум.

И наконец

3. С ноосферным качеством 4-й нофукомы (Ноосферного Разума) доводим до ноосферной зрелости все остальные нофукомы в нашем интеллекте.

Вот и всё. Если это мы можем охватить своей мыслью, значит, это не так много.


Афоризмы и мысли к теме:

На переломе тысячелетий выдающийся российский мыслитель А. А. Зиновьев первым предложил науку «интеллектологию». Субъект этой науки – Интеллектолог. По сфере своего охвата это есть специализировавшийся на постижении мышления с активной рефлексией Когнитолог.

Или так: в Интеллектологе есть смысл увидеть осознающего самого себя Когнитолога (Рефлексирующего Структурника).

Прекрасное предложение, но достаточно ли у нас оснований для того, чтобы выделить интеллектуальную самоорганизованность в «когнитивной вообще» и говорить о ней от лица Интеллектолога?

При Интеллектологе заявил о себе свой Рефлексирующий Информатик (рефлексирующий Содержаник или Контентник), от лица которого человек начал постигать свою активную информационную или контентную деятельность (содержание своего мышления).

Интеллектолог объединяет рефлексирующего Когнитолога и Контентолога?

* * *

Я никогда не почувствую себя обязанным верить, что тот самый бог, который наградил нас чувством, разумом и интеллектом, предназначил нам отказаться от использования всего этого.

Галилео Галилей

Интеллект, в сущности, – страсть, и это стремление к познанию намного интереснее и устойчивее, чем, скажем, эротическое стремление мужчины к женщине.

Джордж Бернард Шоу

3. Начальная самоорганизация в первой нофукоме – фронтовой

3.1. Почему сознательность у ноосферян сознательная?

Наш царь – это душа. В том и наш грех, что жизнь по частям обдумывают все, а целиком – никто.

Луций Анней Сенека (4 г. до н. э., Кордуба – 65 г. н. э., Рим). «Нравственные письма к Луцилию»

Читатель!

Я, как автор самоучителя, не знаю и не могу знать, насколько развито у тебя сознание и с какой рефлексивной квалификацией ты вникаешь в написанное на этих страницах.

Очень возможно, что весьма подготовлен и слово «рефлексия» тебе хорошо знакомо и ты профессионально им пользуешься. Если так, то эту главу можешь и пропустить.

Если незнакомо совсем, то, прежде чем читать эти страницы дальше, тебе нужно этот пробел в образовании закрыть. Обратись к специальной литературе, а потом возвращайся.

Если слово «рефлексия» знакомо, но больше в виде синонима «сознательность», то тогда я хочу утрясти здесь некоторые организационные детали, чтобы мы понимали друг друга полностью.

Умение сознательно относится к своему сознанию – это тот рубеж, который легко преодолеет настоящий интеллектуал, а тот, кто только мнит себя таким, серьёзно споткнётся.

Умение сознательно относится к своему сознанию – это признак разума в человеке, а неумение – признак всего лишь рассудка.

Что такое сознание?

Самый простейший ответ такой: это состояние психики, при котором человек может себя спросить и сам себе ответить. Или его могут спросить другие, и он может в ответ сказать что-то дельное.

В чём разница между «быть в сознании» и «быть сознательным»?

В том, что «быть сознательным» – это не только находиться сознании, но и сознательно жить.

Может ли человек одновременно быть в сознании, но жить несознательно?

Может. Человек, который живёт несознательно, живёт поведенческими условными и безусловными рефлексами. Он не задумывается, почему он так живёт. Он просто живёт, и всё. То, что он живёт сознательно, ему только кажется.

«Быть в сознании» и «жить сознательно» – разные вещи.

Сознательный человек тот, кто сознаёт, что он делает, зачем он делает, для кого делает, почему делает, где делает, в какое время делает, насколько системно и профессионально делает, какова вероятность успеха или неудачи будет в его деле, достаточно ли у него ресурсов для его дела (знаний, навыков, времени, денег, сил…), подведёт ли он кого-то в случае неудачи, какова ответственность за то, что он сделает или не сделает…

Определимся:

Сознание есть наше умственное состояние, при котором мы адекватно и контролируемо воспринимаем себя частью окружающей реальности с полной уверенностью в том, что способны эффективно добиваться желаемого.*

Чтобы мы понимали друг друга, ты, Читатель, немного с моей помощью сознательно сформулировал это определение сознания.

Очень возможно, что, как и подавляющее большинство наших соотечественников, ты к уровневости сознания до этого относился рефлекторно. То есть рефлекторно-рефлексивно, «от проблемы», подразумевал актуализируемый уровень сознания условно единственным. Тебя никто не учил тому, что сознание – это не одноуровневое явление.

Теперь времена другие, и, что быть им адекватным, надо уметь сознательно относится к своему сознанию.

А это как?

Очень просто – в работе над своим субъектно представляемым интеллектом.

Сознавай: каждый твой интроспективный субъект или теоретик, от лица которого ты готов действовать – это ведь сознательный персонаж. И ты соответственно от его лица действуешь сознательно. Но ведь он у тебя не один! В твоём интеллекте, претендующим на ноосферность, более 70-ти разных теоретиков, и все они должны жить не порознь, а единым ансамблем! А ведь гармонию этого ансамбля надо сознавать, и сознавать можно только с более высокого уровня! И сознательно направлять сознательную деятельность своих отдельных персонажей в нужное время и в нужное место! Сознание субъектно, и если ты можешь представить себя руководителем, лидером, даже Вождём ансамбля своих теоретиков, то у тебя – второй уровень сознания, а у них – первый.

Только со второго уровня сознания ты начинаешь по-настоящему целиком обдумывать свою жизнь. Потому что с первого уровня сознания ты не видишь себя частью своей жизни, а значит и целиком её обдумать принципиально не можешь.

Есть такое представление, что разум – это рассуждающий сам над собой рассудок. В этом есть доля истины. Там, где человек живёт действительно сознательно – значит, там у него есть и достойная цель. Когда мы поднимаемся на второй уровень сознания, мы с него сознаём, что сознавать что-либо надо достойно. Системно, последовательно, ответственно. И тогда уже никогда не спутаем людей, живущих в таких похожих, но в совершенно разных режимах:

– можно жить рефлекторно контролируемым сознанием и

– можно жить сознательно рефлексируемым сознанием.

Первый живёт рассудочно организуемой жизнью, второй – разумно организуемой.

Если вы не знаете, что у вас есть интеллект, значит, его у вас нет.

Артур Шопенгауэр

3.2. Личностно-фронтовая ноосферная грамотность и закон Парето

В нашем мире простые линейные зависимости типа S = v × t занимают довольно малое место. В мире царствуют зависимости, которые мы математически отражаем параболами, гиперболами, сукцессиями… В том числе и такой зависимостью, как «принцип Парето»…

Эта глава о том, с какой минимальной грамотностью ноосферянин должен уметь бороться на каждом фронте своей фронтовой нофукомы. Грамотность – это (согласно словарю Ушакова) умение бороться с известным мастерством и знанием дела. Минимальная грамотность – это умение как минимум не проигрывать, не допускать принципиальных ошибок и не ухудшать ситуацию. К этому умение вести борьбу на своих фронтах сбалансировано – это тоже личностно-фронтовая грамотность.


1 фронт. На нём человек выступает по отношению к самому себе как личный медик, повар и тренер. Потому что организм надо лечить, кормить и тренировать.

Организм – это биологическая и физиологическая «оболочка» нашей души. Нашего активного психического состояния, нашего сознания. Благодаря организму, телу, мы существуем, живём, дышим, чувствуем, мыслим. Мы со своими организмами – это особи III уровня организации Жизни. А раз особи, то в соответствии со смыслом Жизни мы сотрудничаем и соперничаем с другими организмами (абстрагируясь пока от психической составляющей).

Мы не вольны в том, какой качественности организм нам достался по наследству от наших родителей. Насколько у нас здоровая наследственность, насколько мы породисты, каковы у нас врожденные способности. Что есть, то уже есть. Но нам дано совершенствовать свой организм в очень широких границах, и здесь мы можем добиться впечатляющих успехов.

В современной научной парадигме мы для себя открыли, что наш организм – высокосовершенная биологическая самоорганизованная система. Что называется «от природы» она может себя в очень многом себя сохранять, восстанавливать, приспосабливать, самообучаться… Надо лишь научиться чувствовать свой организм и по большей части ему не мешать. Не мешать и умело помогать. Не эксплуатировать его в запредельных режимах, и тогда он может прослужить «верой и правдой» очень долго.

Чтобы умело обращаться со своим организмом и в случае необходимости оказывать ему грамотную помощь, его надо знать. Знать как «вообще», знать анатомию и физиологию, но и знать конкретно, знать собственный организм со своими конкретными плюсами и минусами.

Когда человек при взрослении выходит на уровень полной, зрелой сознательности, то одним из условий этого является то, что он исследует свой собственный организм и его возможности. Знать свой организм – это значит осознавать его на метасистемном уровне. То есть уметь видеть свой организм среди других организмов и знать его возможности на фоне возможностей других. Насколько по сравнению с другими ты здоров или болен, силен или слаб, вынослив или нет, красив или не красив, тренирован или ослаблен… Это называется осознанием своего места в полидисперсном диапазоне своей эволюционирующей единицы.

Жизнь – борьба, и для того, чтобы в ней победить, надо хорошо знать возможности своего организма и умело ими распоряжаться. Ты не доволен возможностями своего организма? – ничто не мешает тебе их увеличить, расширить, изменить в лучшую сторону. Возьми пример с параолимпийцев – как они мастерски используют то, что имеют. А если ты просто здоров и у тебя всё на месте, – каких результатов ты можешь добиться? Но даже если у человека большие проблемы с организмом, проблемы на I фронте, то чаще всего это не мешает ему жить полноценной духовной жизнью. Пример Стивена Хокинга тебя не вдохновляет?

Для того, чтобы быть грамотным борцом на I фронте, надо знать анатомию, физиологию, нейрофизиологию, немного психологию, технику безопасности, гигиену, профилактику…

Техника безопасности – это культура обращения со своим организмом, позволяющая предупреждать возникновение травмоопасных ситуаций и тем более их травматического развития. Не создавайте травмоопасных ситуаций – и у вас не будет травм.

Гигиена для нашего организма – это та же техника безопасности на молекулярно-биологическом уровне. Мы живём в биосфере и находимся под постоянным прессингом различных биохимических воздействий. Здоровый организм может и умеет им противостоять, но только в том случае, когда эти воздействия имеют «средние фоновые значения» и не зашкаливают вследствие каких-то чрезвычайных обстоятельств (например, при эпидемии). В соответствии с этими обстоятельствами мы должны уметь применять адекватные меры и различать характер эпидемии: это химически ядовитые вещества, вирусные атаки или бактериальные.

Профилактика – это комплекс мер обслуживающего характера, которым мы поддерживаем свой организм в активном, работоспособном, боевом состоянии. Профилактика – это самоорганизующие обратные связи организма, которые мы пропускаем через свое сознание и которые воплощаем на уровне активной деятельности. Профилактика – это сознательная помощь нашему организму в сохранении и поддержании его высоких боеспособных качеств.

Стремясь добиться часто надуманных преимуществ, мы подвергаем свой организм чрезмерным нагрузкам и истязаниям. Женщины стесняют свою грудь корсетами, уродуют ноги высокими каблуками, а кожу чрезмерным употреблением косметики сомнительного качества. Мужчины добавляют в пищу анаболики, чтобы при бодибилдинге быстрее росла мышечная масса… Да мало на какие ухищрения мы пускаемся, чтобы «пустить пыль в глаза» окружающим.

Мы не только забываем, а часто просто не хотим знать, что наш организм создан для борьбы за существование, и его нельзя баловать комфортными и искусственными условиями – он детренируется и заболевает. Особенно мы балуем свой организм вкусной и обильной пищей. А уж когда мы заедаем свой психический дискомфорт сдобными булочками, то тут уж нашему желудку приходится совсем не сладко…

Мало кто представляет, насколько тесно физиология организма тесно связана с его психическим состоянием. Допуская излишнюю нервозность в своей жизни, мы расшатываем нормальное функционирование своих органов: сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других. Для восстановления нормы мы принимаем разные порошки, пилюли и таблетки, но этим только заглушаем и ухудшаем положение.

Ещё одна беда, которую мы придумали для своего организма – это различные стимуляторы, которыми мы переводим свой организм в состояние форсажа, чтобы добиться нужного от него эффекта. Тот же допинг, легальный и нелегальный. Те же энергетики. Но это тоже так просто не проходит: после того, как форсаж проходит, организм вынужден долго и трудно восстанавливаться. Тот, кто употребляет допинг, безумно расшатывает здоровье и просто самоуничтожается.

Академик, кардиохирург Николай Михайлович Амосов писал: «Не надейтесь на медицину, она не может научить человека как стать здоровым. Страшитесь попасть в плен к врачам! Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда».

Академик Федор Григорьевич Углов: «Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни в очень многом зависит от тебя самого».


2 фронт. Семьянин.

Быть членом известного рода, носит известную фамилию – это честь. Всегда было и есть величайшим правом и обязанностью продолжать и преумножать заслуги и могущество своего рода. Тех, кто шел против родовых традиций, не поддерживал их, того называли выродками и изгоняли из членов рода. Кличка или прозвище «безродный» является одним из самых презрительных.

Издавна полноценное духовное формирование после рождения человек получал, как правило, только в семье. С эпоху осознаваемой рефлексии семью стали называть «ячейкой общества». Неспособность продолжить свой род считается одной из величайших трагедий в жизни человека.

Жизнь течёт циклами, и семейный цикл – один из самых значимых: сначала семья вкладывает свои ресурсы в нового человека, потом, когда он вырастает, должен уже свои ресурсы вложить в следующее поколение. В семье ресурсы не возвращаются как в обычной экономической сделке встречной стороне, человек должен направить их в будущее. И как он это сделает, настолько и приобретает вес и уважение в обществе. Свадьба, создание семьи – одно из самых радостных событий в жизни человека. Наоборот, развод, распад семьи – одно из самых больших несчастий.

Для того, чтобы мужчина и женщина хотели продолжить себя в детях, чтобы создавали устойчивые пары, Природа придумала Любовь. Любовь – как волшебное состояние встречной психической самоорганизованности мужчины и женщины. Такой, когда партнер ищет себе «половинку», которая по духу подходила к нему более всего и вызывала бы наибольшее желание продолжить свой род именно с ним. Желание любить и быть любимым Природа «зашивает» в наследственность, и когда человек созревает, в нем просыпается то, что древние греки называли «эрос». Запомни, Читатель: любить – это значит жить жизнью того, кого любишь.


3 фронт. Гражданин своего государства.

«Быть бессмертным не в силах, но надежда моя – если будет Россия, значит, буду и я!». Как всегда, всё созданное Природой сбалансировано, и право быть членом своей державы уравновешено обязанностью своей державе служить.

Но служба своему государству – дело не простое. Наша служба своему «государству вообще» представлена службой конкретным людям, которые в этой службе в соответствие со своими явными или скрытыми интересами могут помогать, содействовать, а могут мешать и даже вредить. Служение государству протекает в правовом пространстве, а кроме него есть ещё и пространство морально-нравственное. Чтобы в этом пространстве выжить, его надо знать и быть в нём не только Гражданином, но и Личностью.


4 фронт. Общественная жизнь. Член общества.

Общественная жизнь – эта та сфера человеческих отношений, которую называют ещё гражданским или частным обществом. Если государство – это сфера официальных, правовых отношений, то общественная жизнь – это сфера неофициальных, морально-нравственных отношений. В общественной жизни тоже есть свои сотрудничество и соперничество, но они лежат как бы в более глубокой, духовной плоскости. В государственной жизни историю и минувшие события хранят документы, а в общественной жизни – преимущественно человеческая память. Природа государственной самоорганизованности такова, что можно справить себе документ, придумать легенду, устроиться на работу и начать жить. И вроде бы всё будет нормально. Природа общественной жизни такова, что в неё вписаться нельзя, если тебя не хранят в своей памяти люди, среди которых ты по идее должен вырасти. И культуру которых должен в себя впитать.


5 фронт. Материальная собственность. Хозяин и собственник.

С тех пор, как человек стал активной метасистемно самоорганизующейся системой, он начал организовывать вокруг себя все, что было ему по силам. А уж неживую природу – в первую очередь. Он начал создавать то, что сегодня мы называем «техносферой». Хотя в свою материальную собственность человек зачислял и прирученных животных, взращиваемые сельскохозяйственные культуры, порабощённых людей, территорию с природными ресурсами… Владение материальной собственностью давало свои огромные преимущества, но и требовало от хозяина соответствующих знаний, навыков и владения многими технологиями. Материальную собственность мало создать, её надо суметь сохранить, удержать и отстоять. Если человек сделал материальную собственность своей «оболочкой», то эта оболочка претерпевала все те превратности судьбы, какие выпадали на долю её хозяина. Дружил с кем-то хозяин, создавал семью – происходило объединение собственности. Ссорился хозяин или разводился с женой – делили и собственность. Как только человек стал хозяином своих вещей, он начал нарабатывать и культуру пользования своими вещами. Он создал для себя этот фронт со своими особыми законами. И главный закон был таков: умей жить так, чтобы вещи служили тебе, а не ты служил своим вещам. Тот, кто не умел подчинить вещи себе или избавиться от свалившегося на голову непосильно большого наследства, как правило, погибал. С течением времени люди накопили огромные материальные ценности и сами того не заметили, как сфера материальных отношений стала особенно неустойчивой сферой сотрудничества и соперничества. Богатство позволяло иметь совсем другое качество жизни, и поэтому многие слабые головы сочли наличие богатства эквивалентом счастья. И ради обладания богатством часто ввязывались в такую борьбу, которая есть «борьба без правил».

Обладание материальной собственностью напоминает обладание огромным пирогом, который хозяин несет по жизни и следит за тем, чтобы с пирогом ничего не случилось. Но жизнь устроена так, что всегда есть желающие этот пирог за спиной хозяина либо с края откусить, либо вообще отхватить кусок и убежать. И чем пирог больше, тем труднее его уберечь и тем больше охотников поживиться. Стремясь защитить свой пирог, свою собственность от любителей лёгкой наживы, хозяин привлекает для этого свои силы от других фронтов, и тем самым как бы ввергает их в запустение. Владение материальной собственностью таково, что оно требует чуть ли не ежеминутного внимания. Стремясь сохранить свою непосильную для себя собственность, недалёкий человек разбалансирует свой гиперцикл личных фронтов и погибает. Погибает, потому что на одном из запущенных, оставленных без внимания фронтов терпит решающее поражение. Погибнуть человек может не в прямом смысле, не умереть, но его здоровое общество отторгнет из себя и с ним никто не захочет поддерживать нормальные отношения. Человек, проигравший на этом фронте, превращается в изгоя. Как было сказано классиком, «люди гибнут за металл».


6 фронт. Рабочий, служащий.

В этой социальной роли мы добываем себе средства к существованию. Взяв эту роль на себя, начав её исполнять, человек включается тем самым в поток жизненных ресурсов Эти ресурсы мы либо производим, либо распределяем, либо ими управляем. Работающий человек – это структурная часть государства или гражданского общества, через которого течёт своя энергия. И он должен обеспечивать это протекание энергии через себя, ибо это есть условие его жизни. Человек без работы – это потенциальный мертвец, утрата работы ставит человека на грань его существования. Без работы человек может продержаться какое-то время за счёт своих ресурсов, за счёт ресурсов близких ему людей, но это время весьма скоротечно. И важно не просто продержаться, важно не опуститься при этом с обжитого социального уровня. На этом фронте нам нужна не просто работа, но такая, чтобы соответствовала способностям и образованию, была стабильной, давала социальные гарантии… А для этого опять же приходится создавать вокруг себя такую метасистемную организованность, чтобы она работала на своего творца, обеспечивала максимальную организационную отдачу. Чтобы на работе уважали, хорошо платили, ценили…