Книга Генри Сент-Джон, лорд Болингброк – английский мыслитель эпохи Просвещения - читать онлайн бесплатно, автор Елена Бертрановна Рубинштейн
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Генри Сент-Джон, лорд Болингброк – английский мыслитель эпохи Просвещения
Генри Сент-Джон, лорд Болингброк – английский мыслитель эпохи Просвещения
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Генри Сент-Джон, лорд Болингброк – английский мыслитель эпохи Просвещения

Елена Рубинштейн

Генри Сент-Джон, лорд Болингброк – английский мыслитель эпохи Просвещения

© Елена Рубинштейн, 2020

© Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков, 2020

* * *

Елена Бертрановна Рубинштейн родилась 13 марта 1960 года в городе Акмолинске (ныне Нур-Султан). В 1982 году закончила исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, где специализировалась по кафедре «Новая и новейшая история Европы и Америки», а в 1988 году аспирантуру по этой же кафедре. Защитила кандидатскую диссертацию «Общественно-политические взгляды Болингброка» в МГУ 12 июня 1990 года. Член международного общества по изучению XVIII века. Выступала с докладами на международных конгрессах по эпохе Просвещения в 1995 (Мюнстер), в 1999 (Дублин) и в 2015 (Роттердам) годах. Материалы к докторской диссертации «Американская конституционная доктрина и британская политическая мысль в предреволюционный период: 1763–1775 годы» собирала в библиотеке Йельского университета Байнеке под руководством доктора Майи Дженсен. Диссертация была успешно защищена 5 мая 2004 года в Казахском национальном университете имени аль-Фараби (Алматы). С 2005–2008 годах – член диссертационного совета Казахского национального университета имени аль-Фараби по специальностям «Всеобщая история» и «Международные отношения». В 2008–2009 годах – эксперт Комитета по контролю в сфере науки и образования при министерстве образования Казахстана. В 2005–2009 – заведующая кафедрой «Всеобщей истории, экономики и права», а в 2009–2012 – декан факультете «Истории и искусства» Костанайского государственного педагогического института. С 2012 – профессор Костанайского социально-технического университета имени академика З. Алдамжар.



Монография Е. Б. Рубинштейн написана на основе кандидатской диссертации, защищенной автором в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.

К работе над ней привлечен значительный объем английских источников.

Монография предназначена для студентов и преподавателей гуманитарных факультетов, а также для всех, кто интересуется эпохой Просвещения, культурой и историей Англии.

Введение

Болингброк Генри Сент-Джон (1678–1751 гг.) – один из лидеров тори, выдающийся государственный деятель и публицист в истории английского Просвещения, вызывает, как мыслитель, споры и разногласия в оценках вплоть до настоящего времени. Почти три века его имя является предметом ожесточенной идеологической борьбы. Впечатления о противоречивости этой сложной личности, отмеченной современниками, наиболее полно передал известный писатель Филипп Честерфилд: «Никакие тона не будут достаточно темными и достаточно светлыми для характера лорда Болингброка, потрясающего примера неистовства человеческих страстей и бессилия самого совершенного и высокого разума. Добродетели его и пороки, разум и страсти не переходили друг в друга неприметно – от оттенка к оттенку, но являли поразительный и резкий контраст»[1].


Примечательно, что никто из современников не принял Болингброка безоговорочно. Поклонников его политических идеалов, как правило, шокировало вольнодумство мыслителя в вопросах христианской религии, а сторонники философских взглядов не разделяли его политических симпатий. Болингброк был удивительно разносторонне одаренным человеком и в течение всей своей жизни представал в нескольких ипостасях: крупнейший государственный деятель Англии начала XVIII века и неофициальный лидер оппозиции правительству Роберта Уолпола; талантливый философ, размышлявший о Вселенной и о месте в ней человека; блестящий придворный и светский лев, утонченность его манер и умение вести себя в высшем обществе Честерфилд приводил в пример своему сыну; прекрасный публицист, создатель литературно-политических салонов, объединявших лучшие умы английского общества того времени. Подобный калейдоскоп жизненных ролей, исполненных Болингброком, в значительной мере объясняется не столько особенностями сложного и противоречивого характера этой выдающейся личности, сколько тенденциями переходной эпохи, предопределившей все превратности «немного комедии, гораздо больше трагедии»[2]. Г. Дикинсон, автор фундаментальной биографии Болингброка, объясняет противоречивость своего героя, ставящую в тупик всех биографов, тем, что он «соприкасался» с глобальными идеями и «множеством выдающихся исторических характеров», «был вовлечен в важнейшие идеологические битвы своего времени, в конфликт между земельными и денежными интересами, в оппозицию той политической системе, которая утверждалась вигской олигархией, был причастен к возникновению деизма и вызову ортодоксальному христианству, к движению Просвещения»[3].


Болингброк был всесторонне образованным человеком, обладавшим энциклопедическими знаниями как в области гуманитарных, так и естественных наук. Блестящий знаток множества языков, свободно цитирующий древнегреческих и латинских авторов, он обнаружил в себе незаурядные литературные способности, которые проявились уже в ранних поэтических опытах. Болингброк, по единодушному мнению современников, признавался одним из лучших ораторов Англии. Для его речей был характерен настолько совершенный литературный язык, что Питт Уильям-старший, граф Чатам, ставил их в один ряд с произведениями Тита Ливия и латинской трагедией. В манере же, в которой они произносились, Честерфилду слышалось нечто мильтоновское, что производило на аудиторию сильнейшее впечатление.


Наряду с личными талантами, Болингброк обладал редкой способностью находить единомышленников. Всю жизнь он выступал в качестве организатора, идеолога и вдохновителя интеллектуально-политической элиты. В разные годы им были созданы «Клуб братьев», «Октябрьский клуб» – политические салоны приверженцев тори. Он выступал в качестве как бы посредника и связующего звена между английскими и французскими просветителями, вращаясь в кругах эрудитов одного из признанных интеллектуальных центров Франции – академии Энтресоль. Болингброк сыграл определенную роль в формировании философских воззрений Ш. Монтескье, Вольтера, А. Поупа, Дж. Свифта. Даже будучи вне активной политической деятельности в конце жизни, он оказал мощное влияние на формирование целой плеяды молодых политиков, наиболее ярким представителем которой явился Уильям Питт Старший, будущий член палаты лордов.


Политические произведения Болингброка пользовались популярностью и среди позднейших английских политических деятелей различных убеждений. Георг III (1738–1820) воспитывался на трактате Болингброка «Идея о короле-патриоте». Английские радикалы-борцы за парламентскую реформу в 1760–1770-е гг. и 1832 г. черпали необходимые аргументы в «Диссертации о партиях». Сочинениями мыслителя зачитывались американские президенты Джонс Адамс (1735–1826 гг.) и Томас Джефферсон (1743–1826 гг.). Как замечает современный историк Б. Бейлин, посвятивший специальный труд исследованию идеологических истоков Американской революции, Болингброк «осветил путь американским радикалам». Большой знаток американской конституции У. Гвин полагает, что ее творцы в значительной степени заимствовали у Болингброка знаменитую теорию «сдержек и противовесов»[4].


Однако вопрос о вкладе Болингброка в историю общественной мысли до сих пор является предметом острой дискуссии среди западных исследователей. Его называют шарлатаном, еретиком и оппортунистом; основоположником как либерализма, так и консерватизма; теоретиком беспартийного правительства и оппозиции.


Теоретическое наследие Болингброка интересно не только как ярчайшее выражение идей английского Просвещения, как источник, к которому обращались английские, французские и американские просветители. Его изучение позволяет открыть новые грани общих проблем истории Англии XVIII века и истоки идеологических доктрин более позднего времени.


Наследие Болингброка в XX веке стало привлекать исследователей идеологии консерватизма. Несмотря на мнение одного из английских теоретиков X. Сесила о том, что подлинный консерватизм возникает только после Великой французской революции, Болингброк занял почетное место в пантеоне английских мыслителей консервативной направленности XVIII–XIX вв., наряду с Э. Берком, Б. Дизраэли и Солсбери. Его наследие рассматривается как выражение идеологии консерватизма на раннем этапе, как торийский ее вариант. Консерваторы до наших дней в политической борьбе ссылаются на авторитет Болингброка. Консервативный политический деятель Р. Батлер в конце 60 гг., оспаривая у социалистов пальму первенства в понимании значения государственного регулирования, указал: «Мы использовали власть государства, начиная с Болингброка, задолго до того времени, когда до этого додумались социалисты»[5].


Около двухсот лет в английской историографии не стихает спор вокруг проблем партий и оппозиции в XVIII веке. Одним из главных аргументов т. н. «ревизионистского направления» Л. Нэмира и его школы, отрицающих существование этих институтов, является ссылка на отсутствие конструктивных идейных платформ у деятелей всех оппозиций XVIII века, которые бы противопоставлялись официальной правительственной программе. Анализ трудов Болингброка, ставшего организатором и вдохновителем одной из ранних оппозиций XVIII века в Англии, помогает внести ясность в этот вопрос.


Предметом изучения данной работы будут общественно-политические воззрения Болингброка.


Использованные источники можно разделить на пять групп: трактаты Болингброка, посвященные проблемам его общественно-политического мировоззрения – I; его журнальная публицистика – II; эпистолярное наследие Болингброка – III; свидетельства современников о Болингброке и его идеях – IV; произведения авторов, с которыми Болингброк полемизировал по общественно-политическим вопросам – V.


I. Сочинения Болингброка неоднократно печатались в Англии. Их первое издание появилось еще при жизни автора в 1748 г. под названием «Собрание политических трактатов». После смерти Болингброка его личный секретарь Дж. Мэллет, которому были завещаны все бумаги и рукописи мыслителя, предпринял первую попытку систематизировать их и опубликовать. В 1754 г. под редакцией Дж. Мэллета вышло пятитомное собрание сочинений Болингброка, включающее его главные труды. Это издание стало каноническим и послужило основой для всех последующих. В 1773 г. появилось четырехтомное собрание под названием «Разнообразные работы досточтимого Генри Сент-Джона виконта Болингброка». Однако четырех- и пятитомное собрания, познакомившие читателя с главными трудами Болингброка, не включают некоторые его работы, представленные в «Собрании политических трактатов». В 1844 г. появляется новое, наиболее полное издание в четырёх томах, включающее почти все произведения Болингброка. Оно было переиздано в 1967 г. и до сих пор является лучшим[6].


Перу Болингброка принадлежит более восьмидесяти разного рода произведений, совокупное изучение которых позволяет представить общественно-политические воззрения мыслителя. Сочинения Болингброка отличает отмеченный всеми современниками блестящий стиль изложения. Большинство работ написано в эпистолярной форме, которая являлась общепризнанной и распространенной в эпоху Просвещения. В каждом из сочинений Болингброка рассматривается, как правило, целый ряд проблем. В зависимости от преобладающей темы труды Болингброка можно разделить на четыре группы: философские, исторические, политические и социально-экономические.


1. Философские труды. Им Болингброк придавал огромное значение. Впервые философские мотивы проявляются в его ранних работах «Размышления по поводу изгнания» (1716 г.) и «Содержание писем к доктору Пуилл» (1720 г.). Главные же философские труды – «Письма, или Опыты, адресованы А. Поупу» и «Фрагменты, или наброски опытов» – пишутся им в 30 гг. Более точно дату их создания установить трудно. Опубликованы они были только в 1754 г. Посмертная публикация – воля самого автора, прекрасно сознающего взрывоопасность изложенных в работе идей. Вольтер считал, что, если бы их свести в один том, то они бы перевернули Европу. Замысел этих философских этюдов возник у Болингброка еще в августе 1731 г., когда он в письме к Свифту признавался, что мог бы доказать, что все претензии идеалистов, выдвинутые «против системы мира, физической и моральной, со времен Демокрита и Эпикура, абсурдны». Поуп осенью 1731 г. убедил Болингброка изложить письменно свои философские воззрения. Болингброк выражал уверенность, что его философия нанесет теологической метафизике такой сокрушительный удар, что даже Свифт, «чуждый всякого рода метафизических писаний», проявит к ней интерес[7].


Публикация философских работ Болингброка вызвала яростные нападки его идейных противников и растерянность даже среди почитателей. Так благоговевший перед Болингброком У. Питт был разочарован ими, а его постоянный корреспондент лорд Корнбери всячески открещивался от какого-либо единомыслия с автором, хотя на страницах посвященных ему произведений Болингброк обсуждал все принципиальные для его философии проблемы. Эти произведения дают представление о просветительских принципах мировоззрения Болингброка, о его отношении к религии, а также о его этической концепции.


2. Исторические труды. В 1730–1731 гг. на страницах журнала «Крафтсмен» появились «Заметки об истории Англии», в которых рассматривается не только история Англии начиная с периода англо-саксонского завоевания до 1640 г., но затрагивается ряд политико-правовых вопросов, в частности, дается четкое определение прерогатив короля, палаты общин и лордов. Знаменитые «Письма об изучении и пользе истории» были созданы во время последнего пребывания автора во Франции и опубликованы анонимно в 1738 или в 1739 гг. «Письма» посвящены виконту Корнбери, правнуку графа Кларендона, автору известной «Истории великого мятежа», зачинателю торийско-консервативной историографии Английской революции середины XVII века. В первых пяти письмах Болингброк обосновывает методологию истории как науки. Последующие три письма представляют собой историю Европы с конца XV века до Утрехтского мира.


3. Политические труды. Эта группа произведений самая многочисленная. В 1717 г. было написано «Письмо сэру Уильяму Уиндему», опубликованное уже после смерти Болингброка отдельным изданием в 1753 г. Созданное в годы изгнания и адресованное ближайшему другу автора, ставшему в дальнейшем лидером торийской парламентской оппозиции, оно представляло собой по существу исповедь политика, цель которой достаточно ясно сформулировал сам Болингброк: «Я сделаю все, чтобы быть оправданным». Мотивы своего поведения, бегство во Францию и службу у якобинского претендента Болингброк пытается раскрыть, объяснить и оправдать в «Письме».


В 1726 г. из-под пера Болингброка вышло «Рассуждение о партиях», едва ли не самая его знаменитая работа, которую Дж. Адамс, один из основателей США, оценивал следующим образом: «Это бриллиант, нет ничего столь же глубокого, правильного и совершенного по вопросу о правительстве ни на английском, ни на любом другом языке»[8]. Она вышла в свет отдельным изданием в 1734 г., была переведена на французский язык, обсуждалась в переписке французских просветителей. Монтескье, глубоко заинтересовавшийся этим трудом Болингброка, держал его в своей библиотеке. Представленные в сочинении Болингброка проблемы политической теории чрезвычайно разнообразны: принцип разделения властей, механизм взаимного сдерживания властей, происхождение, принципы и история партий тори и вигов, обоснование права «народа» на сопротивление власти, опровержение «нерушимого наследственного права» королей, критика абсолютизма как системы правления и защита принципов конституционной монархии, причины и итоги «славной революции» 1688 г.


«Письмо о духе патриотизма» (1736 г.), «Идея о «короле-патриоте» (1738 г.), «Состояние партий в момент восшествия на престол Георга I» (1739 г.) представляют собой, по замыслу автора, трилогию, стержневой идеей которой является проблема партий и оппозиции в политической системе Англии.


4. Социально-экономические произведения. В 1749 г. Болингброк начал писать «Некоторые размышления по поводу настоящего положения нации, в первую очередь относительно ее налогов и долгов, и об их причинах и последствиях». Это единственное произведение Болингброка, в котором мыслитель рассматривает экономическую политику английского правительства за почти полувековой период. Он исследует причины появления государственного долга и его взаимосвязь с налоговой политикой. Он пытается наметить пути преодоления того экономического кризиса, в котором, по его мнению, находилась Англия в середине XVIII века.


II. Болингброк явился одним из самых известных и популярных публицистов своего времени. Вопрос об авторстве статей в оппозиционном журнале «Крафтсмен» и о сотрудничестве с ним Болингброка исследовался английским историком С. Вэри. Результатом этих изысканий стало издание в 1982 г. сборника публицистических произведений Болингброка «Публикации в „Крафтсмене“» под редакцией Вэри. Сопоставлением инициалов, помеченных в текстах под трактатами и публикациями, ему удалось определить авторство Болингброка. Сборник 1982 г. содержит 49 журнальных статей Болингброка, остававшихся до этого времени неопубликованными. Вэри включил в него статьи публициста за период с 3 марта 1727 г. по 17 апреля 1736 г., так как последующий разрыв Болингброка с «Крафтсменом» сделал маловероятным его дальнейшее участие в издании журнала[9].


Публицистика Болингброка представляет огромную ценность для анализа его общественно-политических воззрений. Статьи в «Крафтсмене» позволяют более четко определить позицию Болингброка в дискуссии с вигской правительственной прессой, выделить наиболее острые проблемы, вокруг которых велась борьба. Например, проблемы реформы избирательной системы Англии, т. е. ликвидация «гнилых местечек» и прав избирателей, вставшие на повестку дня вовремя т. н. акцизного кризиса 1733 г., в наибольшей степени раскрываются не в трактатах Болингброка, а в публикациях за 1733 г. в «Крафтсмене».


III. Для исследователей общественно-политических взглядов Болингброка большой интерес представляет его переписка.


Болингброк оставил интересные рассуждения о личном эпистолярном наследии, позволяющие заключить, что он относился к своей частной переписке серьезно. Это свидетельствует из признаний и оценок к Дж. Свифту. Он замечает, что есть переписка, рассчитанная на публику. Таковы, по его мнению, письма Плиния и Сенеки. «А есть просто переписка друзей, как, например, письма Цицерона, которые доставляют нам больше удовольствия, чем что-либо, дошедшее до нас от античности, так как когда мы читаем их, то проникаем в тайну, которую от нас пытаются скрыть … Мы видим Катона и Брута и Помпея такими, какими они были в реальности, а не такими, какими историки и поэты представили их нам»[10].


Свои собственные письма к друзьям Болингброк относит ко второй категории. Однако, обсуждая со Свифтом возможность перлюстрировать их письма, он высказывает надежду, что в будущем у них найдутся более достойные читатели, чем правительственные чиновники, которые будут в состоянии их оценить. Характерно, что в письмах к каждому корреспонденту Болингброк находит свой круг проблем: к У. Уиндему он обращается как к соратнику по политической борьбе и обсуждает с ним действия оппозиции, по отношению к начинающему политику лорду Марчмонду, на которого возлагаются надежды, он выступает как наставник, как старший, с Алари, своим французским знакомым, основателем интеллектуальной академии Энтресоль, он обсуждает философские проблемы, с известным поэтом А. Поупом – вопросы литературы и проблемы английского языка. К сожалению, до настоящего времени переписка Болингброка полностью не опубликована. В 1798 г. появляется четырехтомное собрание «Письма и корреспонденция», общественная и личная, Сент-Джона, виконта Болингброка в бытность его государственным секретарем королевы Анны»[11]. Оно дает ценнейший материал для анализа внешнеполитической доктрины Болингброка. Интерес представляет изложенное в этом издании отношение Болингброка к основным событиям войны за Испанское наследство, а также его оценка политических деятелей той эпохи.


В 1808 г. на французском языке издается трехтомное собрание «Исторических, политических и частных писем Г. Сент-Джона, виконта Болингброка»[12]. Кроме трактатов, помещенных в первом томе, издание включает переписку со Свифтом, Поупом, французскими просветителями Паолли и Алари. Письма позволяют судить о настроениях Болингброка в период изгнания 1715–1726 гг. Из них мы узнаем о знакомстве с Монтескье. В предисловии к упомянутому выше изданию – «Сочинениям Болингброка» 1967 г. – помещено девять писем У. Уиндему за 1738–1739 годы, в которых дается оценка деятельности возглавляемой им торийско-вигской оппозиции, характеризуются ее недостатки и причины поражения.


Во втором томе трехтомного собрания бумаг из архива лордов Марчмондов помещено 59 писем Болингброка, написанных в 40 гг. XVIII век[13]. Они являются единственным источником, из которого можно судить о его политических настроениях того периода, об оценке действий оппозиции, о «министерстве на широкой основе» в 1745 г. и о других важнейших событиях политической жизни. Сравнительный анализ писем показывает их близость к «Заметкам о настоящем положении нации».


Большую ценность для настоящего исследования представляет издание переписки А. Поупа и Дж. Свифта, которая включает не только их собственные письма, но и письма к ним Болингброка[14]. Эта корреспонденция тем более ценна, что она посвящает читателя в содержательный диалог указанных корреспондентов. Благодаря ей мы можем проследить процесс рождения замысла «Писем об изучении и пользе истории» Болингброка. Из писем Болингброка Свифту мы узнаем, какими идеями знаменитого эссе «Опыт о человеке» А. Поуп обязан ему. Мы становимся свидетелями тех философских споров, которые вели эти незаурядные личности. Письма позволяют увидеть, как поэт, сатирик и философ взаимно влияли друг на друга. Мы как бы проникаем в их «творческую лабораторию» и видим, как рождались их идеи.


IV. На протяжении всей жизни Болингброк как личность, политик и мыслитель вызывал пристальный интерес окружающих, некоторые из которых оставили нам описание впечатлений от общения с этим выдающимся человеком.


В первом томе собрания бумаг из архива Марчмонда публикуются дневники графа Марчмонда с 28 июля – 31 декабря 1744 г., 20 сентября 1745 г. – 1 июля 1746 г., 30 августа 1747 г. – 2 марта 1748 г. В них автор подробно описывает беседы с Болингброком, воспроизводит его оценки текущих политических событий. Интересные сведения как о самом Болингброке, так и о его идеях содержатся в «Письмах к сыну» Честерфилда. В частности, он обсуждает публикацию «Писем об изучении и пользе истории». В «Характерах» Честерфилд среди описаний других современников помещает очень интересный и яркий портрет личности Болингброка. X. Уолпол, сын лидера вигов Р. Уолпола, политического противника Болингброка, в своих произведениях неоднократно упоминает и самого Болингброка и его работы. Мнение X. Уолпола интересно с точки зрения оценки мыслей Болингброка идейным противником. Ценный материал для исследования темы дало жизнеописание Болингброка, принадлежащее перу писателя-просветителя О. Голдсмита[15].


V. В процессе исследования темы были изучены некоторые произведения Н. Макиавелли, Т. Гоббса и Дж. Локка, с которыми Болингброк вёл дискуссию по вопросам политической теории, а также важнейший трактат «О духе законов» Монтескье.


Вигско-либеральная историография, объявившая вигов эпохи Болингброка партией прогресса, а ее лидера Р. Уолпола – неутомимым борцом за него, даже не утруждая себя анализом трактатов Болингброка, ограничивалась уничижительными эпитетами в его адрес. Смело можно утверждать, что начало «вигской» интерпретации произведений Болингброка было положено самим Р. Уолполом в парламентской речи в защиту Семилетнего акта, где он иронизирует по поводу выдающихся способностей своего антагониста. Эта негативная характеристика пополнялась и развивалась в течение всего XIX века и позднее признанными корифеями вигско-либеральной историографии. Т. Маколей писал о Болингброке: «блестящий мошенник», Дж. Морли называл его «шарлатаном», писания которого «пустейшие, безвкусные, наиболее лицемерные», Л. Стивен – «бьющий на эффект актер»; «искать в таком писателе стройную систему политической философии, – утверждал историк, – все равно, что критиковать готическую архитектуру с точки зрения человека, находящегося внутри монастыря». К. Робертсон утверждает, что Болингброку «нет места ни в истории политической, ни в истории философской мысли своего времени, он не внес никакого вклада в нее, не создал никакой школы»[16].