Русский мыслитель: Лука, не входивший в число двенадцати учеников Иисуса и не избранный им апостолом, а входивший в число 70 учеников Иисуса и бывший после окончания Иисусом земной жизни помощником самопровозглашенного апостола фарисея Павла (Савла), возможно написал эти строки сам или это сделали составители книг «Нового завета» от его имени. Лука в приведенных выше строках четко указывает источник озвученной им информации: «И рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской» (Лука, 1, 65). Не Иисус поведал ему об этом лично, как одному из своих близких учеников, а узнал он об этом из народных сказаний. А как было на самом деле нам не дано узнать, поэтому будем опираться на рассказ Луки.
С первых же строк своего повествования Лука указывает главную цель, которая стояла перед Иоанном: «и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лука, 1, 16-17).
Как примитивно объясняется народу свидание Захарии с Ангелом Гавриилом: «Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же вышед не мог говорить с ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками и оставался нем» (Лука, 1, 21-22). И, как ни странно, чем примитивнее или проще дается какое-либо объяснение того или иного события, тем больше в него верят.
И в продолжение задуманного авторы трагедии сочинили легенду о рождении Иисуса, чтобы она соответствовала предсказаниям ветхохаветных пророков: «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенная Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лука, 1, 26-33). Но ниже мы увидим, что Мария, несмотря на все старания Иосифа и Захарии, не решилась участвовать в их плане и затеянном ими спектакле с её участием, и только благодаря решению составителей религий, написанных по мотивам предсказаний ветхозаветных пророков, проповедей её сына Иисуса и его учеников, стала известна всему миру в качестве Богоматери, которой поклоняются верующие и к которой обращаются с просьбами по самым разным проблемам: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем; и блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лука, 1, 41-45). Елисавета в отличе от Марии блестяще справилась со своей ролью матери Предтечи.
Лука не скрывает откуда он почерпнул рассказ о рождении Иоанна и будущем рождении Иисуса: «рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской» (Лука, 1, 65). Иисус не рассказывал Луке историю рождения Иоанна и своего «непорочного зачатия». И далее: «Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему» (Лука, 1, 66-68). И священник Захария подтверждает замысел напомнить Израилю о его Боге и ожидающем его избавлении от грехов и пороков, если будут: «служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» (Лука, 1, 75), «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа – приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возростал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лука, 1, 76-80). Но до пути мира представители избранного богом Саваофа народа, наделенные властными полномочиями в разных странах, так и не дошли и не стремятся к нему.
От автора: Апостолы, историки и писатели о рождении Иисуса
Матфей: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Матфей, 1, 18-25).
Сарамаго: «Как нам уже известно, Иосиф был плотником, недурно знавшим свое ремесло, однако начисто лишенным воображения, мастерства или выдумки, что и обнаруживалось всякий раз, как заказывали ему работу более или менее тонкую. Не думаю, однако, чтобы это обстоятельство возмутило даже самых требовательных моих читателей, – всем ведь понятно, что человеку, которому едва перевалило за двадцать, живущему в краю со столь ограниченными возможностями и еще более скудными потребностями, просто негде набраться опыта, невозможно развить эстетическое чувство, без чего достичь в своем деле совершенства никак не получается. И поэтому, не желая сводить достоинства человека к тому, в какой мере можо считать его истинным мастером, скажу, что Иосиф, несмотря на молодные годы, считался в Назарете человеком праведной жизни и богобоязненным, ревностно и неукоснительно исполнял все обряды, и, хоть Бог не отметил его, не выделил из всех прочих смертных даром красноречия, однако же суждения его были здравы, замечания точны и уместны, особенно если беседа предоставляла возможность допустить сравнение или дать определение, как-то связанные с его ремеслом, – упомянуть, например, о том, как ладно пригнан и плотно сколочен мир вокруг. Но поскольку Иосиф от природы был лишен крылатого, воистину творческого воображения, то ни разу за всю свою недолгую жизнь он не высказал ничего такого, что осело бы в памяти жителей Назарета и передавалось бы из уст в уста от детей к внукам, не произнес ни одной из тех чеканных фраз, смысл которых, заключенный в прозрачную словесную оболочку, столь ослепительно ясен, что в грядущем сможет обойтись без назойливых толкователей, или же, напротив, достаточно темен и туманен, чтобы в наши дни превратиться в лакомый кусочек для эрудитов разного рода»10.
Ренан: «Иисус родился в Назарете, маленьком галилейском городке, не имевшем до него никакого значения. Всю жизнь его называли: Назареянин, и только путем крайне жалкой натяжки удалось легенде приурочить его рождение к Вифлеему. Позже мы увидим повод к этому предположению и как оно явилось необходимым следствием мессианской роли, приписанной Иисусу.
Имя Иисуса, данное ему, – искаженное Iosua; это имя было из обычных, но, разумеется, позже в нем искали нечто таинственное, намек на роль Спасителя (Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их – Матфей, 1, 21; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус – Лука, 1, 31)».
Русский мыслитель: Кто мог придумать такую легенду для своего сына и самого себя поставить в весьма неловкое положение, если не плотник Иосиф, который и руководил мыслями и поступками своего первенца в дни его земной жизни. А Сыном бога Саваофа, как нами уже проговаривалось, были названы царь Давид и царь Соломон, и Иисус станет Сыном Божиим в результате своей проповеднической деятельности. И нарекут его этим именем его ученики, а не он сам. И Пилат на суде назовет Иисуса царем Иудейским, что также означает Сын Божий.
Сарамаго: «На следующее утро Иосиф, которого всю ночь мучил один и тот же повторяющийся кошмар, – ему снова и снова снилось, будто он падает на дно исполинской перевернутой чаши, – отправился в синагогу просить совета и помощи у старейшин. Случай его был необычным до такой степени – а до какой именно, он и сам даже не представлял себе толком, поскольку, как мы с вами знаем, не был осведомлен о самом главном, о сути происшествия, – что, если бы не та безупречная репутация, какой пользовался он у старейшин и уважаемых людей Назарета, пришлось бы ему, пожалуй, возвращаться домой ни с чем, бегом, с горящими от стыда ушами, в которых бронзовым гудом отзывались бы слова Писания: Легковерный достоин осуждения, а он, потеряв присутствие духа, не сумел бы, вспомнив сон, мучивший его всю ночь напролет, возразить словами из того же Писания: Зеркало и сны суть одно и то же, в том и в другом видит человек собственный свой образ. Но старейшины, выслушав его рассказ, сначала переглянулись, а потом обратили взоры к Иосифу, и самый старый из всех, переведя смутное недоверие в прямоту вопроса, сказал: То, что ты поведал нам, есть правда, вся правда и только правда? А плотник ответил: Господь свидетель, что это правда, вся правда и только правда. Старейшины принялись совещаться и совещались долго, покуда Иосиф стоял в сторонке, а потом, подозвав его, объявили, что, поскольку между ними возникли разногласия, приняли они решение отправить троих посланцев расспросить саму Марию об этих сранных происшествиях, выяснить, кто же был тот нищий бродяга, которого никто больше не видел, как выглядел он, какие именно слова произнес, появлялся ли он в Назарете когда-либо еще, – и попутно вызнать у соседей все, что может иметь отношение к тому таинственному человеку.
И вот следом за Иосифом, указывавшим дорогу, вышли трое посланцев, чьи имена – Авиафар, Дотаим и Закхей – приводятся здесь исключительно для того, чтобы на нас не пала хотя бы тень подозрения в исторической недобросовестности, каковое подозрение способно зародиться в душах людей, узнавших об этих фактах и версиях из других, отличных от наших источников, быть может более освященных традицией, но оттого не более достоверных. А назвав существования тех, кто имена эти носил, тем самым лишая сомнения если не почвы, то уж, во всяком случае, убедительности. И поскольку не каждый день ветер ерошит бороды и раздувает хламиды трех шагающих по улице мудрых старцев, коих так легко узнать по особой величавости их поступи и осанки, то вскоре собралась вокруг них орава мальчишек, с извинительной по малолетству непочтительностью хохотавших, галдевших и бежавших следом за посланцами до самого дома Иосифа, изрядно раздосадованного тем, что приход старейшин сделался известен всему Назарету благодаря сопровождавшим это шествие шуму и крикам. Привлеченные ими, появились на пороге своих домов женщины и в предвкушении новостей закричали детям, чтобы бежали поскорей к дому Марии да разузнали, что это там за сборище. Зряшные это были старания, ибо вошли в дом лишь хозяин и трое старейшин, и захлопнувшаяся перед самым носом любопытных соседок дверь и по сию пору лишает нас возможности узнать, что же происходило в жилище плотника Иосифа».
Ренан: «Народонаселение в Галилее было смешанное, как на то указывает и само название области (Gelil haggoyim, «общество язычников»). Во времена Иисуса эта провинция насчитывала среди своих жителей большое количество неевреев (финикиян, сирийцев, арабов и даже греков). Обращения в иудейство были нередки в области с таким смешанным населением, потому немыслимо поднимать в таких случаях вопрос расы и разыскивать, какая кровь текла в жилах того, кто наиболее содействовал уничтожению кровных отличий в человечестве».
Лука: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что расказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лука, 2, 1-12, 13-20).
Русский мыслитель: Обратим внимание на следующие моменты, которые помогут нам в дальнейшем понять смысл проповеднической деятельности, заповедей и наставлений Иисуса. Отступим от библейской легенды и будем говорить о родителях Иисуса, как о нормальных людях. Итак, отец Иисуса плотник Иосиф был человеком «праведным» (Матфей, 1, 19)!
Иисус согласно легенде должен «спасти людей Своих от грехов их» (Матфей, 1, 21). И памятуя, что в «Ветхом завете» бог Саваоф своими называл только избранный им народ, то и Иисус должен был спасти от грехов только «Своих» (Матфей, 1, 21), что он и продемонстрирует далее!
Так как в данном фрагменте подчеркивается, что Мария родила первенца, то следует ожидать, что она должна была еще родить… И оба автора Евангелия: Матфей и Лука подчеркивают, что «родила» (Матфей, 1, 25, Лука, 2, 7), а не появился младенец на свет каким-то особым способом, не свойственным людям!
Обращает на себя внимание и то, как «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лука, 2, 19). Этот фрагмент пригодится нам для сравнения отношения Марии к первенцу во время беременности, при его рождении и во время его проповеднической деятельности. И для чего Господь возвестил пастухам через ангелов о рождении Иисуса, если в дальнейшем это никак не используется авторами христианской религии?
От автора: Обрезание Господне
Лука: «По прошествии восьми дней, кога надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда испонились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа. Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лука, 2, 21-24, 25-39).
Русский мыслитель: Совершили над богом сыном богохульство – обрезание! Таким образом внесли еще одно изменение в неизменяемого бога! Это ли не богохульство по отношению к богу и религии?!.
От автора: Волхвы с востока
Матфей: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы (мудрецы) с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвящеников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Матфей, 2, 1-15).
Русский мыслитель: Иисус с первых дней своей жизни преподносится составителями книг «Нового завета», а затем и христианской религии, как «Царь Иудейский» (Матфей, 2, 2)! И «упасет» (Матфей, 2, 6) он «народ Израиля» (Матфей, 2, 5) – народ, избранный богом Саваофом (Матфей, 2, 5)!
Все откровения действующие лица этой драмы получали во сне.
Было бы интересно узнать – всегда ли приходили волхвы при рождении ребенка, который в будущем становился «Царем Иудейским» (Матфей, 2, 2)? Приходили ли они при рождении царя Соломона, царя Ирода и других царей? Или эта легенда была придумана специально, чтобы подчеркнуть предназначение Иисуса во время его земной жизни? Почему царь Ирод решил, что родился именно Христос – Мессия? Почему испугался младенца, которому до возраста царя расти и расти… И почему решил пойти против бога Саваофа? Смертному ли тягаться с богом?
Ренан: «Шольтен и Шенкель стоят за историческую и реальную личность Иисуса; но у них исторический Иисус не является ни Мессией, ни пророком, ни евреем. Чего он хотел – неизвестно; его жизнь и смерть непонятны. У них Иисус – своего рода эон, существо бесплотное, неосязаемое. Чистая история не знает таких существ. Чистая история должна строить свое здание на данных двух родов или, если можно так выразиться, на двух факторах: это, во-первых, общее состояние человеческой души в данную эпоху и в данной стране и, во-вторых, те частные происшествия, которыми, в совокупности с общими причинами, определяется ход событий».
От автора: Избиение младенцев
Матфей: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».
По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророка, что Он Назореем наречется» (Матфей, 2, 16-23).
Сарамаго: «Однако, если в дальнейшем с течением времени благие порывы не оставят Иисуса, возможно, он все же захочет узнать, почему Всевышний пожелал спасти Исаака, но и пальцем не пошевелил для того, чтобы отвести гибель от несчастных младенцев, которые, хоть и были столь же невинны, как и сын Авраама, милости себе у престола Господня так и не снискали. И тогда Иисус мог бы сказать своему родителю: Отец, не ты один виноват в случившемся, а в глубине души, быть может, даже отважился бы вопросить: Господи, настанет ли день, когда Ты явишься нам, чтобы признать свои ошибки перед детьми своими?».
Русский мыслитель: С применением оружия массового поражения мы уже встречались в книгах «Ветхого завета», и вот теперь описывается первый террористический акт, совершенный против младенцев своего же народа! Египетские фараоны были им плохи? А здесь собственный царь творит такое, что ни богу, ни Моисею не приснится. Некоторые удивляются, что большевики, практически все изучавшие в школах, гимназиях и университетах библейскую легенду, казнили священников, стариков, женщин и детей. За примером им не надо было ходить далеко. Жестокостям, на примере персонажей «Ветхого завета» и «Нового завета» учили с детства. Читая на Фейсбуке большевисткие, а не христианские по своему духу, комментарии современных граждан России, позиционирующих себя с православной верой, и вовсе перестаешь удивляться тому, что произошло более 100 лет назад и что происходит в наши дни.
Так и закрепились за Иисусом имена: Иисус из Назарета и Иисус Назорей.
Сцена третья: Посещение Иерусалима
Лука: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник; когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что он идет с другими; прошедши же дневный путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми; и не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И увидевши Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лука, 2, 40-52).