Я на 100 метрах и чувствую, как начинаются непроизвольные сокращения диафрагмы.
Моё тело хочет вдохнуть, но мой мозг концентрируется на цели.
Мне всё ещё остается 23 метра до конца погружения.
Сейчас тело падает с достаточно большой скоростью, и я начинаю чувствовать азотный наркоз.
Я ощущаю, как будто я уснул и провалился в какой-то страшный сон.
Я продолжаю концентрироваться, анализировать ситуацию; я знаю, что могу это сделать.
Сколько раз я уже это делал!
Внешнее давление уменьшает объём моих лёгких до минимума.
Вдруг я оказываюсь уже на конце троса – очень неожиданно.
Я как будто просыпаюсь и выхожу из состояния глубокого сна.
Моё сердце бьётся с частотой около 15 ударов в минуту.
Это безумие! Что я здесь делаю?
Здесь очень темно и холодно. Я не являюсь частью этого мира.
Но внутри меня есть очень странное чувство.
Я чувствую себя соединённым с поверхностью основным тросом, как будто это не верёвка, а пуповина.
И я неоправданно счастлив.
Я продолжаю быть сконцентрированным.
Беру метку, которая означает, что я был на этой глубине.
Начинается всплытие – знаю, что это самая тяжёлая часть.
Мне необходимо преодолеть 120 метров, двигаясь и потребляя кислород.
Я концентрируюсь на движениях.
Вытяжение, усилие, расслабление, вытяжение, усилие, расслабление.
…
Возвращается азотный наркоз.
Это очень неприятное состояние сознания.
На этот раз я возвращаюсь на поверхность.
Зачем я снова поддаюсь этому состоянию?
Успокаиваюсь, концентрируюсь, реагирую на ситуацию.
Я сделал 20 подтягиваний и должен находиться где-то на 80 метрах.
Я продолжаю считать подтягивания.
В каждый момент времени я чувствую, как всё чаще диафрагма сокращается.
Моё тело настаивает – ему необходим кислород.
С момента погружения прошло уже около 3 минут.
Я знаю, что скоро уже буду не один, —
Мои сейфити-дайверы уже приближаются.
Благодаря им я способен сделать всё это.
Я на 40 метрах, и меня уже сопровождают, я успокаиваюсь.
Они – мои ангелы-хранители.
С каждым движением контракции становятся всё сильнее.
С момента погружения прошло уже около 4 минут.
Мои тело и мозг продолжают бороться.
Концентрируюсь.
Вытяжение, усилие, расслабление, вытяжение, усилие, расслабление.
Мне остается всего 5 подтягиваний.
Моё тело становится положительно плавучим.
Я снижаю прикладываемые усилия, мои руки измождённы,
Чувствую, как жжёт молочная кислота.
Последние метры – очень ответственная часть всплытия.
На них очень высок риск потери сознания из-за гипоксии.
Моё тело начинает всплывать, свет обжигает глаза,
Давление перестаёт сдавливать лёгкие, и они расширяются.
Я делаю вдох, и воздух входит без усилий.
Я концентрируюсь, заставляю себя дышать внимательно,
Понимая, что погружение ещё не закончилось.
“Дыши, дыши, дыши!” – слышу голоса со всех сторон.
Это было невероятное путешествие.
Как будто его и не было на самом деле.
Путешествие моего “Я” к самым истокам человеческого существа.
Эволюционирование, борьба за выживание и новое рождение.
Ощущение полной нереальности происходящего».
Так рассказывает Мигель о своём погружении на 122 метра, которое длилось 4 минуты и 40 секунд на задержке дыхания, всего на одном вдохе. Тогда Мигель готовился к установлению мирового рекорда в дисциплине «Свободное погружение», но установить его так и не удалось. Дома его ждала новая жизнь, и это чувство ответственности не позволяло ему расслабиться. Всё сообщество фридайверов наблюдало, что физически он готов к этому рекорду, но психологически не хватило совсем чуть-чуть. Наглядный пример. И действительно, в разговоре о фридайвинге мы не можем пройти мимо психологического аспекта этого вида спорта. А если быть точнее – личного психологического наблюдения или исследования. Очень важная часть этого исследования – самонаблюдение и самоосознание.
Первый, с кем происходит встреча во время задержки дыхания, – это ты сам. С таким, какой ты есть, здесь и сейчас. Не всегда понятно, что с этим делать, особенно если это знание совсем новое. Иногда это даже может испугать, но бояться не стоит. Те, кто помнит свои первые задержки дыхания, могут совершенно чётко описать невероятный эмоциональный всплеск. Смешиваются абсолютно разные и противоположные эмоции. То, что необходимо сделать в первый момент задержки дыхания, – это принять себя. Принять себя целиком, со всем, что тебе нравится и не нравится. Со всеми твоими страхами, переживаниями, с тем, что ты воспринимаешь как «хорошо» и как «плохо». Самая главная твоя задача в этот момент – занять место стороннего наблюдателя. Выйти из главной роли, перейти в зрительный зал и просто наблюдать. Отбросить свой жизненный опыт, принципы, установки, желания. Просто быть в настоящем. И для этого следует обращать внимание на то, что происходит в каждую секунду: какие ощущения появляются в теле, какие эмоции ты испытываешь, откуда они приходят. Это позволит полностью присутствовать в настоящем моменте, и очень важно стараться сохранять это восприятие. Постарайтесь научиться охватывать себя вниманием как можно более полно и воспринимать всё происходящее целостно, без дробления на составные части. Самое главное – научиться наиболее полно жить в настоящем. Это ощущение даёт возможность наиболее глубоко прочувствовать задержку дыхания и, самое главное, перенести этот опыт в повседневное мироощущение, чтобы жить тем, что происходит именно сейчас. Когда ты несёшь ответственность за каждую секунду своей жизни, это привносит неповторимое чувство полноты жизни в каждый момент.
Может показаться, что в этой книге много говорится про рекорды, про соревнования, про расширение внутренних границ для каждого из героев, но не будем забывать, что фридайвинг – это не просто спорт. Мне хочется показать именно внутреннюю сторону фридайвинга, внутреннюю суть людей, которые совершают невероятное. Найти что-то общее среди них, вывести общие законы, которые делают их счастливыми, непохожими на других, и чтобы каждый из вас смог использовать этот уникальный секрет. Именно люди, преодолевшие все внутренние и внешние ограничения, которые не перестают самосовершенствоваться и самоуглубляться, представляют для меня особый интерес, и рекорды – не самое важное в этой истории, а лишь отражение того, что у них это получилось.
– А рекорды? Это тоже желание обладать, в данном случае – титулом? – спросили в одном из интервью у Натальи Молчановой.
– Рекорды – бонус к любимому делу, – ответила Наталья.
Жизнь – невероятное путешествие! В ней лишь необходимо довериться и отпустить иллюзию контроля. Мы сами создаём свою собственную систему координат и можем за всю жизнь ни разу не попробовать выйти за её границы. Но, возможно, однажды приходит время – и мы покидаем известное и знакомое, откладываем в сторону всё и отправляемся на поиски. Ведь в глубине души мы точно знаем, что расставание со страхом – единственный верный путь.
Кристина Косьянковская, художник
Фридайвинг – это целый мир чувств и эмоций. Это больше, чем спорт. Возможно, это искусство.
Клод Шапуи, основатель Международной ассоциации по развитию апноэТворчество
Мы познакомились с Кристиной Косьянковской на карьере Лазурный в 2017 году. Тогда наш клуб проводил там первые соревнования по нырянию в глубину на территории России, а теперь они уже стали ежегодными. Кристина, архитектор по образованию, увидела фридайвинг, точнее – прочувствовала его через призму себя и поделилась этим ощущением не только со мной, но и со всем миром через серию работ, посвящённых воде и океану, которые вы видите на страницах этой книги. Для неё фридайвинг ни в какой из моментов не был спортом, а был новым творческим опытом, который она пережила. Кристина поняла, что фридайвинг напрямую влияет на творческие процессы, расширяет границы восприятия и стимулирует к творческому самовыражению. В жизни человека происходит множество соприкосновений с новыми опытами и, как следствие, проявление своих новых граней. Кристина рассказывает, что для неё фридайвинг явился такой гранью с множеством оттенков, открытий, и с радостью делится личным опытом:
«Фридайвинг вошёл в мою жизнь в 2013 году, и настолько серьёзно, что в 2016-м я стала золотым призёром Первого Чемпионата Урала и Сибири в бассейне, а в 2017-м – золотым призёром глубинных соревнований AIDA “Лазурная глубина – 2017”. Соревновательный опыт продолжает обогащать чувство воды и себя в ней и дарит новые творческие импульсы. Фридайвер кажется непривычным амплуа художника, однако вода помогает и учит понимать себя. Через тело вода даёт рефлексивный ответ, погружая в себя и заряжая энергией. Фридайвинг для меня – это новый опыт и способ самопознания, самоощущения. Находясь под водой, вступаешь в резонанс внутреннего и внешнего, полностью наступает принятие себя, вода размывает страх конечности бытия.
Современный человек живёт в бешеном темпе городов, который не является естественным и соразмерным ему, в контрастах между внутренним и внешним миром. Вследствие этого ему приходится всё чаще сталкиваться со стрессом и поиском выхода из этого состояния. Стремительно растёт жажда осознать неизведанное – космос, океан, – быть ближе к природе. Фридайвинг – это не просто спорт, это новый пережитый опыт, преодоление страха с каждой новой достигнутой глубиной, препятствий, способ саморефлексии и даже медитации. В этом случае медитация понимается как психотехника, ведущая к изменённому состоянию сознания. Каждый пережитый эмоциональный, интеллектуальный и другой опыт преобразуется, материализуется, это мощный стимулятор, источник вдохновения. Фридайвинг стабилизирует психически-эмоциональный фон, который может стать катализатором творческих процессов. Философская концепция старейшего фридайвера Жака Майоля – жить в гармонии и соединении с океаном – сформировала особый взгляд на погружение с задержкой дыхания как на стиль жизни. Научно доказано, что у фридайверов высокий внутренний локус контроля, они легче справляются со стрессом и тревогами, если вообще им поддаются. Соответственно, фридайвинг имеет позитивное влияние на психику. На глубине ныряющий сосредотачивается на внутреннем “Я”, расширяя восприятие внутреннего и внешнего. Человек обретает себя в единстве с природой, он становится независим от социальных “законов” и рамок, его не волнуют оценки других, он не старается подстроиться под стандарты.
Фридайверы фокусируют внимание на настоящем, оставляя в прошлом все воспоминания и переживания и не думая о будущем. В трёхмерном пространстве воды включается сенсорика, человек ощущает чувство свободы и невесомости. Каждое всплытие на поверхность после погружения – новый спектр переживаний. Подтверждением этого является то, что огромное количество фридайверов выражают своё мировоззрение с помощью поэзии, кино, музыки, танца, импровизации. Ведь вода кристаллизует, сжимает психические процессы, она в несколько сотен раз плотнее воздуха. Во многом это происходит из-за синестезии – нейрологического феномена одновременного восприятия, когда человек способен ощутить один объект автоматически несколькими когнитивными системами. Ведь вода – это базовый элемент, это то, из чего состоит человеческий организм. Её можно воспринять зрением, слухом, осязанием, обонянием и на вкус. Благодаря этому слиянию всех чувств возникает движущая сила творческого процесса. Полнота чувств создаёт полноту бытия: чем ярче работают чувства, тем ярче освещается мир вокруг. Фридайверы стремятся материализовать пережитые ощущения – цвет воды, складки волн, сердцебиение, и т. д. – с помощью различных творческих актов. Для меня таким “выходом” стала живопись. В своём опыте погружений я чётко отслеживаю связь с теорией Станислава Грофа и его 1-й и 4-й перинатальных матриц, ведь плотность и давление воды напоминают о внутриутробном переживании, об изначальном единстве с матерью, о симбиотическом союзе, что стимулирует к развитию и эволюции.
Погружаясь в Тихий и Индийский океаны, Средиземное, Красное, Чёрное, Андаманское, Южно-Корейское и Балтийское моря, одномоментно ощущаешь единство малого и великого – вся информация заложена в живой клетке воды. И неважно, где эта вода: в ванне, стакане, море или океане. Она едина, но у каждого своя. Когда я ныряю в океан, я не оставляю в нём следов; лишь чуть потревожив, я прошу разрешения быть в нём. Но сколько же следов оставляет он во мне, неотвратимо меняя мой путь на земле!
Множество океанов и морей, существующих на земле, представляется большинству из нас просто водой, пусть и с определёнными особенными физическими характеристиками. Однако через призму собственного опыта я показываю, что вода – это самая живая структура, у каждого водного пространства есть свой характер – яркий и особенный, как у каждого человека. Интуитивно прочувствовав каждую “воду”, будь то море или океан, я визуализирую свои ощущения, перевожу метафизическое в физическое пространство. Долгое время мастерство в изобразительном искусстве измерялось идеальным подражанием природе, но это уже давно в прошлом. Я предлагаю зрителю увидеть, а фридайверу – почувствовать красоту формы и цвета в их изначальном проявлении».
Серия «Портрет Океана», «Кит», Косьянковская К. Е., х., м., 150×150 см, 2017 г.
Только невозможные миссии бывают успешными.
Жак-Ив Кусто, французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмовТишина
Ханли Принсло – фридайвер из Южной Африки. Эта молодая и хрупкая девушка – обладатель 11 рекордов Южной Африки. В океане она нашла то, что давно искала, – звенящую тишину. Давайте познакомимся с ней поближе. Когда вы были ребёнком, не было ли такого момента, когда вы делали глубокий вдох, закрывали нос пальцами, сжимали глаза и ныряли под воду? Помните ли вы, как приглушались звуки, как будто растворялись в воде, а цвета и прямые линии меняли свои свойства? А это чувство полной тишины? Так вот, вы занимались фридайвингом. Когда Ханли было 19 лет, она решила снова стать ребёнком и никогда больше не вырастать. Сделать шаг под воду и жить в этой звенящей тишине. В соревнованиях по фридайвингу самое важное – как можно дольше находиться под водой на задержке дыхания или нырнуть как можно глубже. Опровергая мнения учёных, фри-дайверы выходили за предсказанные пределы человеческих возможностей. По словам Ханли, для неё «фридайвинг – это совершенное признание в любви океану. Как кит, или дельфин, или чайка, я делаю всего один вдох, взмах ластой и начинаю исследовать этот магический мир, который находится под бушующей поверхностью океана». Она 11 раз устанавливала рекорды Южной Африки, но оставила соревновательный фридайвинг, чтобы сконцентрироваться на своём фонде “I AM WATER”. В Южной Африке и по всему миру она преподаёт фридайвинг самым разным людям: детям, взрослым, тем, кто вдохновлён океаном, и тем, кто его боится, но хочет преодолеть свой страх. По её мнению, люди должны ощутить свою связь с океаном и почувствовать необходимость его сохранения. Слоган её фонда звучит так: «Спасение океанов возвышает людей». А ключевым для неё является повышение количества вовлечённых, а главное – счастливых людей, которые служение природе и желание передать её своим детям и внукам в первозданном состоянии считают своим долгом. Одно из её самых любимых мест для погружений в Южной Африке – Hout Bay в Кейптауне. Здесь можно плавать с чайками, а недалеко от Мыса Доброй Надежды можно нырять в подводном лесу вместе с акулами. Я вспоминаю свою поездку в Южную Африку в 2010 году, и до сих пор, несмотря на обширную географию путешествий, мне это кажется уникальным местом по красоте и невероятному гармоничному взаимодействию людей и природы. В какой ещё стране можно купаться на одном пляже вместе с пингвинами или кататься на волне вместе с морскими котиками, которые даже не думают тебя бояться? А погружение вместе с акулами, которое в первый раз у меня произошло в пригородах Кейптауна, я не забуду никогда! Как меня отговаривал мой бывший муж! Фридайверу гораздо легче погружаться под воду по сравнению с дайверами – оборудования не так уж и много: гидрокостюм, маска и ласты. Можно без пузырьков подкрадываться к подводным обитателям, но вот акула никогда не выпускает тебя из виду. Её взгляд непрерывно следит за тобой, и от этого становится как-то по-особенному жутко. Как рассказывает Ханли, ныряя с разными животными, можно испытать разный спектр эмоций. Когда она ныряет с тигровыми акулами, то старается быть очень спокойной. Она чувствует, как будто эти животные могут считывать твои эмоции. Ныряя с этими созданиями, действительно чувствуешь себя невероятно маленьким в полном смысле этого слова. Впервые она начала нырять с ними в 2008 году в Южной Африке. Для неё акулы – это друзья, и удивительно наблюдать за тем, какие разные по характеру представители разных видов акул. Можно сравнить их поведение и повадки с собачьими. Китовая акула – как сенбернар: громадная и медленная. Чернопёрая акула – как терьер: быстрая и проворная, больше заинтересованная в еде, чем во взаимодействии. Голубые акулы – как кокер-спаниели: они любят подобраться поближе и любят сопеть. «А что насчёт больших белых акул?» – невольно возникает вопрос. Нет, они не как ротвейлер, как вы могли бы подумать, – в них нет совсем ничего собачьего. Они ей скорее напоминают медведей гризли. Другое незабываемое впечатление, которым поделилась Ханли, – это её первая встреча с мантой недалеко от побережья Эквадора. Она увидела её впервые после длинного нырка, когда только начала восстанавливаться на поверхности. Белоснежная фигура, сотканная из мягких линий, плавно пробиралась сквозь толщу воды. Она плыла своим курсом, как будто никого не замечала, хотя Ханли была прямо у неё на пути. Она поднялась чуть выше, и манта проплыла под ней. Манта растворилась в синеве, а Ханли, улыбаясь, поплыла в сторону поверхности, ошеломлённая её красотой. А вот с дельфинами хочется находиться в самом радостном состоянии, которое только возможно. Они всегда хотят играть с тобой и общаться, взаимодействовать, издавая кликающие звуки и посвистывая. В водах Южной Африки можно встретить много дельфинов. Они удивительные, самые умные из животных, обитающих на этой планете, и, ныряя с ними, вы можете это почувствовать. Дельфины могут нырять на глубину более 300 метров, а рекордный нырок был зафиксирован на глубину 2992 метра и длился 140 минут. Моя первая встреча с дельфинами также произошла в водах Индийского океана, недалеко от Южной Африки, а точнее – около острова Маврикий. Мне удалось попасть в стаю к дельфинам и плавать вместе с ними, то заныривая, то всплывая. Они наполняют радостью и счастьем, а любые проблемы и тяжесть на душе, если и были, то исчезают под их магическим влиянием.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги