Нимрод, похоже, первым сделал шаг от заботы о средствах существования в качестве модели благосостояния к использованию силы и насилия для собственной славы, чести и богатства в качестве модели для процветания и благосостояния. Нимрод использовал свою силу, чтобы захватывать, побеждать и приумножать. Нимрод был охотником, он убивал и грабил. Он не придавал ценность источнику жизни, он пользовался им и убивал. Цена успеха Нимрода – это не только его собственные усилия и действия, но и жизнь других. Приумножение и процветание охвачены смертью, борьбой, конкуренцией и победой.
Современная реальность гораздо более цивилизованная и сдержанная часто благодаря системе законов, проверок и баланса. В современном деловом мире я вижу две отчетливые мысли, которыми руководствуются лидеры бизнеса.
1. Мы развиваем наш бизнес и создаем процветание и благополучие для заинтересованных сторон, заботясь о них и добавляя ценность (первоначальная форма умножения и создания благополучия).
2. Мы растем как компания и становимся богаче, устраняя конкуренцию, мы эгоцентричны в способах ведения бизнеса, чтобы увеличить свою долю на рынке (парадигма Нимрода).
На моей практике эти две формы часто смешиваются. Иногда бизнес-лидеры намеренно пытаются уничтожить конкурентов, создавая альтернативные факты или даже нанимая частных детективов для сбора информации о конкурирующих лидерах. В то же время эти лидеры работают над развитием бизнеса, внедряя инновации и повышая ценность потребителя посредством предоставления услуг более высокого качества. Я приведу вам пример из личного опыта в бизнесе, который я приобрел много лет назад. Когда я был президентом компании, мы решили сделать клиента нашим главным приоритетом. Мы намеренно искали способы послужить клиенту и другим потребителям еще лучше.
Я помню момент, когда праздновал нашу позицию номер один на рынке по результатам продаж. Однако это достижение не являлось нашей личной заслугой, а было следствием плохой работы и неудач наших конкурентов. Я осознал в своем сердце, что праздновал их неудачу и падение, а не наш успех и рост. В моем сердце было еще много Вавилона, хотя я уже старался изо всех сил прививать ценности Иерусалима. Мы все живем в столкновении Вавилона и Иерусалима, нас всех влекут обе культуры.
Вавилонская башня[45]
Нимрод строит город Вавилон. Люди в этом городе решили построить памятник себе. Фокус смещается от Бога к человеку. Вавилоняне заявляют: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли»[46]. В этой истории есть три составляющие.
• Строя башню, которая достигнет неба, человек демонстрирует свое желание стать Богом, раздуть свое чувство собственного достоинства и найти свой собственный путь на небеса.
• В своей идее о том, что башня сделает его знаменитым, человек раскрывает свое требование быть независимым от Бога.
• В своем стремлении не быть рассеянным по миру, человек демонстрирует свое желание жить рядом с другими, чтобы чувствовать себя в безопасности и могуществе. Доверие Богу заменяется созданным собственноручно чувством силы и безопасности.
В своем высокомерии и стремлении построить что-то больше, чем Бог, человек отступил от своей уникальности творения по Божьему образу и попытался стать Богом. Его уникальности как венценосного творения стало недостаточно, он хотел власти и господства. Бог не допустил этого. Он спутал речь людей, воспрепятствовав их проекту.
Бог видел, что делали люди, потому что Он Сам их создал. Он наделил человека невероятным умом[47], сделал его вершиной творения, и этот факт делает его беспрецедентно могущественным. Но это оборачивается проклятием, когда разрушительные, злые духовные силы начинают контролировать и вести его. Сила Нимрода, обладающего парадигмой убийств и завоеваний, а также личностью, которая отделена от Бога и нуждается в постоянном утверждении, является чрезвычайно опасным коктейлем для человека.
Бог понимал, что неукротимая сила и мощь человека в Вавилоне приведут к разрушению, если ему будет дано свободное правление. Путем путаницы их речи Он препятствует тому, чтобы эта сила воплотилась в жизнь на ранних этапах истории. Если мы посмотрим на сооружение Вавилонской башни, то увидим, что город был разрушен в конце концов рукой Божьей.
Начало Иерусалима. Мелхиседек
Вавилон резко противопоставлен Иерусалиму. Равно как все его лидеры. Нимрод, первый правитель Вавилона, полная противоположность Мелхиседеку, первому известному нам царю Иерусалима. В то время Иерусалим назывался Салем[48], город мира. Имя Мелхиседек означает «царь справедливости и мира». Он указывает на Иисуса как на истинного Царя справедливости и мира, таким образом предлагая совершенно иной способ управления городом[49].
Интересно то, что Мелхиседек является священником и царем. Как священник Всевышнего Бога, именно он благословляет Авраама[50], одного из величайших патриархов своего времени[51] и отца веры[52].
Как Бог по отношению к Аврааму, так и Мелхиседек занимает позицию благословения. Он стремится благословлять, а не завоевывать, как это делал Нимрод. Он также царь справедливости и мира. Он хочет, чтобы люди вошли в свою полноту, процветали и росли, в отличие от Нимрода, великого человека-убийцы и эксплуататора.
Как и иерусалимские предприниматели, мы тоже лидеры, снаряженные, чтобы принести справедливость и мир. Мы тоже призваны благословлять и быть священниками. Священниками, которые провозглашают и превозносят Бога. Как говорит Петр: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»[53]. Это означает, что мы, предприниматели, работаем не только на благосостояние людей, но и ради примирения и провозглашения. У нас особое положение как у посланников и священников Бога. Павел подтверждает это, когда пишет:
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения […], итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом»[54].
Эта задача – призыв ко всем, кто посвятил себя Христу[55]. Поэтому все христианские предприниматели также являются священниками и послами Христа. Будучи иерусалимскими предпринимателями-христианами, по примеру Мелхиседека, мы видим перед собой двойную задачу: благословлять людей благодаря нашему руководству и прославлять Бога своим поведением, работой и речью.
Закат Вавилона. Великое падение
Кирпичная башня Вавилона, построенная ради того, чтобы создать имя народу этого города, оказалась брошенной, когда среди народа началось смятение из-за того, что все начали говорить на разных языках друг с другом; «оттуда рассеял их Господь по всей земле»[56]. Башня гордости в результате привела к падению всего города. Падение Вавилона – одна из первых библейских историй, описанная в Бытии, 11-й главе, – помешало человеку осуществить в полной мере устройство жизни в соответствии с ценностями Вавилона и контроль на земле.
Одна из последних библейских историй в Откровении подробно описывает последние часы Вавилона. Вот примечательные факты, которые мы находим там об окончательном падении великой вавилонской блудницы, после того как она управляла почти всем миром своей силой и учением. Только Бог и Его народ противостоят ей, поэтому она ненавидит их и гонит. Мы узнаем, что она царствует и властвует над великими царями на земле и всеми людьми[57]. Но когда империи и страны, которыми она управляет[58], наконец осознают, какова она в действительности, они обнажат и уничтожат ее. Ее конец будет внезапным. Истерзанная смертельными эпидемиями, скорбью, голодом и гнетом, она будет поражена в один день[59]. Все, ради чего она трудилась, исчезнет в одно мгновение[60]. Крах Лемана в 2008 году – детский сад по сравнению с тем, что произойдет в будущем. Чем бы ни занимался Вавилон, вместе со своей культурой и экономикой он исчезнет навсегда[61].
Привлекательность Вавилона и его обещания краткосрочного удовлетворения поражают воображение. Он потрясающий и умеет себя продать. Но он не видит приближающегося конца. На что мы возлагаем свое упование? Башня Вавилона крепка. Имея такую власть и ценности, мы можем строить великие царства, предприятия и престижные компании, но они в одночасье будут стерты с лица земли. Они не будут существовать долго и не будут иметь вечную ценность.
Закат Иерусалима. Становление Нового Иерусалима
Вавилонская блудница в конце концов будет уничтожена. Иерусалим не прекращает свое существование, это вечный город мира. Он благословение всему миру и всем жителям на протяжении вечности благодаря присутствию Бога и Его обетованиям[62]. Библия называет этот обновленный и воссозданный город Новым Иерусалимом, городом народа Божьего, принадлежащего Христу.
Что такое Новый Иерусалим?
Новый Иерусалим – это группа верующих, принадлежащих Богу. Они посвятили себя Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю. Вместе они Его невеста. В каком-то смысле Новый Иерусалим уже существует на земле сегодня в жизни посвященных христиан, любящих Иисуса. Это община Божьего народа и последователей Иисуса, которая откроется во всей своей славе в будущем[63]. Сегодня это сломанный сосуд с драгоценным сокровищем внутри, который есть Христос, Сын Человеческий[64].
Новый Иерусалим – это община Христа, и предприниматели-христиане, подчинившие свою жизнь Ему, – часть этой общины. Отличительная особенность такого предпринимателя в том, что он хочет жить, мыслить и трудиться в единстве с Иисусом из любви к Нему. Это единство преображает его изнутри наружу. Оно меняет его желания и чаяния, а впоследствии его поступки и поведение, которые всецело сосредоточены на Божьем видении об этом мире и людях.
Божье видение для этого мира
Божье видение для этого мира описано в Книге пророка Исаии:
«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:17–25).
Этот мир Бога и нашего будущего вдохновляет иерусалимского предпринимателя-христианина. Он направляет его поступки и поведение. Из любви к Богу и человеку предприниматель-христианин стремится к праведности и трудится для мира, где все соответствует Божьему благочестию. Поэтому предпринимателя-христианина из Иерусалима можно описать как человека, призванного и наделенного талантом, характером и личностными качествами, чтобы быть Божьим соработником в мире бизнеса ради достижения большего блага, Божьей праведности и Божьей славы.
В качестве примера я расскажу о предпринимателе-христианине Барри. Он управляет компанией по строительству и прокладке железных дорог. Он сотрудничает с правительственными и муниципальными органами в различных странах. Он служит народу этих стран и печется об их благополучии. Открыто и честно используя свои навыки, он улучшает качество жизни и экономику посредством улучшения инфраструктуры. Кроме того, заботясь о личном и духовном благополучии своих сотрудников, он приглашает священнослужителей. Помимо прочего, он организовал в своей компании отдел быстрого реагирования и оказания скорой помощи тем регионам, где произошли катастрофы. Наконец, значительная доля прибыли уходит в фонд компании, которая финансирует разного рода благотворительные организации. Если вы спросите Барри, что им движет в работе, он не станет рассказывать вам о том, какая у него большая компания, скорее он поведает о том, что они делают для людей и для мира. Он видит свою компанию источником блага и инструментом для служения людям. Таким образом он творит вместе с Богом.
Однажды глава одного правительственного отдела, будучи коррумпированным чиновником, попросил взятку, но Барри не хотел давать ее. Вследствие своей твердой позиции он начал терять заказы, но со временем уважение этого коррумпированного чиновника по отношению к Барри стало расти. Через какое-то время он серьезно заболел и не знал, что делать. Он боялся потерять свою жизнь и семью.
Он приехал к Барри в офис и, указав на Библию на его столе, сказал: «Вы не могли бы одолжить мне вашу Библию? Я бы хотел почитать ее». Он открыто рассказал о своей болезни и жизни. Он признался, что привык брать взятки, и поэтому не мог давать заказы моему другу, несмотря на то, что ничего не имел против него и даже доверял ему больше, чем его конкурентам. Жажда наживы и богатства всегда вытесняла его симпатию к Барри. Он попросил Барри помолиться за него, потому что знал, что он верующий.
Барри помолился за него, дал ему Библию, и теперь они стали друзьями. Барри сказал: «Я всегда злился на этого человека за его коррумпированность, но теперь я понял, что он мой подарок от Бога». Барри получил больше удовлетворения от случившегося на той встрече, чем от всех когда-либо заработанных денег.
Какую жизнь хотите вы? Какой город и какую культуру вы хотели бы сделать отправной точкой и вашим постоянным домом?
2. Ведение бизнеса в вавилонской культуре
Если мы, предприниматели, решили выбрать Иерусалим, как мы можем жить и работать в деловой среде с вавилонскими качествами? На примере жизни библейского героя Даниила мы видим ряд принципов, которые важны для иерусалимского предпринимателя в вавилонской культуре. Даниил – прекрасный пример, потому что, будучи изгнанником из Иерусалима, он жил в полностью вавилонской культуре, где Бог Иерусалима был больше не осязаем или не присутствовал явно. Фактически в соревновании между Вавилоном и Иерусалимом казалось, что Бог проиграл. С точки зрения человека, в то время Вавилон контролировал Иерусалим. Все, что имело значение для верующих из Иерусалима, было принесено в жертву и посвящено богу Вавилона[65].
Пример Даниила
Мы видим Даниила как молодого человека, обладающего большим потенциалом. Как ученик он чрезвычайно талантлив и одарен. Он живет во время, подобное нашему, где Бог больше не важен, и, кажется, его нет[66]. Даниила похищают враги народа, вавилоняне, и берут его в рабство на службу во вражеское правительство. Этот враг уничтожил страну Даниила и увел его народ. Лица, работающие на вражеское правительство после враждебного захвата, уничтожившего их родину, в большинстве культур называются предателями. Тем не менее Даниил служит ему с максимальной отдачей.
В первой главе Книги пророка Даниила мы видим, что Даниил впервые поднял вопрос о еде и здоровом питании. Новые ученики должны выглядеть безупречно здоровыми. У них плотный график питания, занятий спортом, учебы и отдыха. Еда была та же самая, что советники предписали для диеты правителя, а это значит, что все продукты были высококачественные и полезные. Однако Даниил просит управляющего отступить от правил и подавать ему и его друзьям исключительно овощи и воду. Это необычная просьба. Она звучит как упрямый и по своей сути неуважительный ответ на предложение лучшей еды в царстве. Управляющий также боится, что, отвечая на эту просьбу Даниила, он потеряет свою должность или, возможно, даже свою жизнь.
Даниил предлагает испытательный период в качестве эксперимента, чтобы потом определить, какая пища приводит к лучшим результатам. Десять дней он и его друзья ели только овощи, в то время как все остальные ели царскую пищу. После десятидневного эксперимента он и его друзья выглядят здоровее и стройнее, чем все остальные. Его личное убеждение заставило его пойти против преобладающей культуры, окружающей его.
Он получает высокую должность, становится правителем самого важного региона империи, а также становится главой всех советников страны и мудрецов[67]. Среди этих мудрецов есть маги, фокусники и гадалки, которых презирают религиозные лидеры изгнанных евреев. Более того, это люди, о которых Бог предупреждает в Торе, законе[68]. Это люди, подвластные темным духовным силам и не обращающиеся к Богу за спасением.
Позднее Даниил, проявив невероятное мужество, основанное на уверенности в своем Боге, присоединяется к верхушке правительства и даже является претендентом для назначения правителем всего царства, наряду с двумя другими правительственными чиновниками[69]. Тот самый Даниил, которого некоторые его соотечественники, вероятно, считают предателем и коррупционером, задействуется для установления имени Бога в царстве Вавилона.
Царь Вавилонской империи, великий Навуходоносор, смиряет себя и принимает Бога своим Царем[70], потому что Даниил показывает ему, Кто есть Бог. Затем Даниил служит царю Дарию в Персидской империи. Результатом этого служения является то, что Дарий приказывает всем в великой Персидской империи проявлять благоговейный трепет перед Богом[71]. Положение Даниила и его понимание служения и призвания оказали большое влияние на царство, которому он служил.
Секрет Даниила
Каким образом Даниил не только выжил как «иерусалимский человек» в этой вавилонской культуре, но и стал одним из самых важных людей в этом царстве? Как Даниил стал орудием Бога, известным и уважаемым в культуре Вавилона? Как Даниил может стать человеком благословения в этой великой империи? В чем секрет Даниила? Я полагаю, что его секрет может быть сведен всего лишь к одному решению, которое определяет всю его жизнь и будущее. В Книге пророка Даниила это всего лишь одно предложение. Вот выбор Даниила: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться»[72]. Другими словами, он твердо решил повиноваться Божьим заповедям. Этот выбор, часто не признаваемый как решающий и переломный момент для всего, что происходит в жизни человека, определяет, какой станет его жизнь.
Это решение меняет все. Даниил принимает решение противостоять культурным ценностям Вавилона и оставаться верным Богу. Он сознательно принимает решение всем сердцем. Поэтому Бог использует его, чтобы делиться Своим словом и откровениями. Это делает Даниила благословением для его повелителей, для народа Израиля и для великих империй Вавилона и (позже) Персии. Благодаря этому решению, которое закреплено в его сердце, он может противостоять многочисленным искушениям культуры. Этот выбор имеет решающее значение.
Представьте, что вам предстоит большое многонациональное сотрудничество. Все видят, что у вас большой потенциал, вы очень одарены. Вы получаете стажировку и шанс на построение необычайной карьеры, даже возможность стать президентом или генеральным директором. Вы больше не представляетесь только своим именем, вы упоминаете свою должность и компанию. Люди хотят, чтобы их видели рядом с вами, и ваш статус растет.
Не важно, куда вы отправляетесь, это ваш статус: вам доступно все по щелчку пальцев. Единственная загвоздка – вы должны придерживаться прецедентов и культуры этой компании. Правила и культура компании не обязательно плохие или неправильные, они просто отличаются от личных ценностей и убеждений, к которым вы привыкли. На рынке, где действуют законы бизнеса, расти или умирать – это в порядке вещей. Это внутренняя культура: вы участвуете и растете, или вы исчезаете. Все разрешено. Как поступить?
У Даниила своя дилемма, его просят приобщиться к культуре Вавилона, разделив их пищу. Он рискует своей жизнью и жизнью своих друзей, когда отказывается это сделать. Как он решает вопрос? Он ищет способы, которые бы соответствовали его убеждениям для достижения желаемых целей.
Стратегия Даниила
Даниил не уходит, он не сопротивляется, он не отстаивает свои права, он никому не жалуется, и он не является полицией нравов или разоблачителем. Что он делает? Он обдумывает альтернативный план действий.
Это требует мудрости и других навыков. Это именно те тонкости в мире бизнеса, которым не учат в школе. Они требуют убежденности, новаторского мышления и Божьей помощи. Они не ведут автоматически к успеху, но дают шанс. Культура многих компаний сводится к тому, что цель оправдывает средства. Этим часто злоупотребляют, но девиз также несет в себе беспрецедентные возможности. Для нас, профессионалов-христиан, задача состоит в том, чтобы реализовать этот девиз в позитивном ключе. Исходя из этого, мы можем разработать и внедрить альтернативные методы культурной нормы. Наша задача – показать, что есть лучший способ ведения бизнеса.
Даниил еще не выстроил свою репутацию и не зарекомендовал себя, но он осмелился высказать свою точку зрения. Он игнорирует групповое давление, которое несомненно существует. Ясно осознавая конкуренцию среди этих учеников, Даниил осмеливается быть другим. Большинство из нас знает по собственному опыту, насколько это сложно. Проявлять индивидуальность на этом этапе достойно восхищения и заслуживает большого уважения.
Ценности и искренность
Разумное и здоровое лидерство характеризуется двумя признаками: ценность лидера и подлинность лидера. В критические моменты великие лидеры могут сделать правильный выбор на основе своих собственных ценностей вопреки сложившейся культуре и обстоятельствам. Судите сами: Ганди, Мандела, Мартин Лютер Кинг-мл., Уильям Уилберфорс и другие. Ни у одного из этих лидеров не было легкой жизни. Часто они шли к успеху медленно и неуверенно. Но их видение, их движущая сила были сильнее их личных страданий. У Даниила была четкая стратегия[73].
• Он доверял Богу и был предан Ему в молитве.
• Он отдавал предпочтение принятию решений сердцем.
• У него были четкие ценности.
• Он был готов рискнуть и поставить себя под удар.
• Он просил, а не требовал.
• Он учитывал интересы всех сторон и своих руководителей.
• У него были конкретные альтернативные предложения и планы.
Легко ли эти принципы применять в любой ситуации, и всегда ли это приводит к желаемому успеху в бизнесе? Точно нет. Но они ведут к прекрасной и увлекательной жизни, полной приключений и уникальных впечатлений, которые требуют смелости и риска.
Я вспоминаю Билаля, руководителя небольшого предприятия, который пришел к христианской вере в мусульманской общине. Вечером ему регулярно поступают звонки с угрозами. Его пытаются лишить возможности заниматься бизнесом, но он остается верным своим принципам, продолжая жить там, где он живет. Он убежден, что это его призвание – быть свидетелем Христа в этой общине. Когда его спросили, как он это выдерживает, он ответил на английском с сильным акцентом: «Бог благ». Это его вера и убежденность, и, следовательно, конец разговора. Жизнь не всегда легка для тех, кто движим своими убеждениями и идеалами, но она того стоит.
Иисус является высшим примером подлинности. Все Его мысли, сущность, поступки, чувства и слова были связаны и несли одно послание. Иисус был готов отдать Свою жизнь за Свои ценности и убеждения. Его любовь к человечеству и миру была не просто добродетелью. Он Сам воплощение любви. Для Иисуса любовь как высшая форма добродетели не вызывала сомнений, потому Он Сам есть любовь. Если Он откажется от любви, Он отречется от Себя. Именно этот акт любви делает Иисуса возвышенным, и благодаря этой любви Бог дает Ему имя, которое превыше всех имен[74].
Жизнь вне всякой критики
Зависть и сопротивление – это то, с чем мы все имеем дело, когда «наша звезда восходит». Это испытал Даниил, когда царь решил назначить его руководителем всего царства[75]. Другие лидеры начинают завидовать и пытаются свергнуть Даниила. Однако они не могут найти ничего, в чем можно было бы обвинить его.
Единственным слабым местом является его вера в Бога Иерусалима. Это подводит нас к тому, что должно определять нас как христиан в бизнесе: жить вне всякой критики. Представьте, что это сделает с нашим имиджем! Один мой друг однажды сказал мне, что в определенном районе его страны, изобилующем коррупцией, мэр отдает предпочтение государственным служащим с христианским прошлым, потому что по своему опыту он знает, что они равнодушны к взяткам и не позволяют себе их брать. Вот пример, где христианская вера является знаком качества.