Человек, находясь на разных стадиях развития, как личность, может иметь разные цели, разный смысл жизни, и тогда – разное отношение к «другим». Именно отношение человека к «другим», понимание «других», – как средств – для себя лично, или – как – цели своей жизни, и является главной характеристикой человека, как личности.
Учащиеся этого класса считают, что «идеальный» человек – это человек «добрый», «отзывчивый», который уважает других людей, любит своих близких. Говоря об отзывчивости, учащиеся имеют в виду отношение к «другим». Другое дело, что само понятие «отзывчивости», точно так, как и «доброты», несёт в себе мало информации. Что такое «быть отзывчивым, добрым»? Ведь, степень развитости этих качеств у разных людей разная, и каждый человек вкладывает разное содержание в эти понятия. Можно считать, что человек «отозвался», если издалека наблюдает за происходящим, при этом, эмоционально выражает сочувствие. А другой понимает «отзывчивость», как не только сопереживание, но и выполнение определённых действий, третий понимает отзывчивость, как выполнение дел для «другого», четвёртый – как самопожертвование. При этом, и самопожертвование может быть разным – один человек отдал другому лишнюю одежду, без которой он может обойтись, второй – отдал из своих вещей то, что ему необходимо тоже, но, он принял решение пожертвовать своими потребностями, потому, что для другого эта вещь более значима. Третий уступил своё место работы другому, поскольку другому эта работа нужней. Четвёртый бросился в огонь спасать незнакомого человека, рискуя своей жизнью. А Иисус Христос пожертвовал своей жизнью ради жизни всего человечества. Это – разные виды самопожертвования, и разные виды и степень проявления доброты и отзывчивости. И, в зависимости от того, как человек проявляет отзывчивость и доброту, можно говорить о разных людях по – разному. При этом, принято говорить о мотивах человека. Мотив вбирает в себя цели и средства реализации целей. Для того, чтобы иметь адекватное представление о «других», каждый человек должен научиться видеть цели человека, анализируя средства, которые использует человек для их реализации. Цели человека мы не видим. Но, анализируя средства взаимодействия человека с «другими» (слова, жесты, действия, мимика, поступки и т.п.), можно научиться разгадывать истинные цели людей. Это – очень сложный вид деятельности. И многие люди, прожив целую жизнь, так и не научаются этому искусству. А, не умея определять цели «другого», мы можем ошибаться в выборе средств общения с ним. Умению правильно общаться тоже надо учиться. Все разлады, ссоры, конфликты между людьми происходят именно потому, что люди не могут «встать в позицию другого», то есть, понять его цели.
Учащиеся, характеризуя идеального человека, называют такие качества личности, как искренность, сострадательность, добросовестность, самопожертвование, любовь к ближнему, открытость, щедрость, дружелюбие, интеллигентность.
Эти качества являются характеристикой отношения человека к другим.
Учащиеся называют «идеального человека» умным, эрудированным – это, как раз, говорит о том, что они понимают, что без знаний, эрудиции, интеллекта человек не может быть назван «идеальным». Другое дело – содержание знаний, их количество, умение мыслить, анализировать может быть разным у разных людей. Если применить к оценке «идеального» человека концепцию развития, в рамках которой человек понимается, как форма Жизни, то, тогда надо будет все качества личности рассматривать во взаимосвязи, применяя понятие уровня, степени развития человека, как личности, при этом, у людей разного уровня развитости, как личность, будут до разного уровня, разного качества развиты разные качества. К сожалению, наука до сих пор не применяет теорию всеобъемлющего развития для изучения человека, как процесс развития. Поэтому, в науке нет характеристик личности, присущих людям разного уровня развитости, как личность. Однако, человек, внимательно приглядывающийся к разные людям, наблюдая разных людей в ходе участия их в разных ситуациях, из опыта складывает своё представление о разных людях.
Учащиеся называют также такие качества, как, целеустремлённость, вера в себя, стремление к постоянному самосовершенствованию. При этом, самосовершенствование учащиеся понимают, как всестороннее развитие Личности, поэтому, полагают, что идеальный человек должен быть спортивным, гордым, активным, коммуникабельным, ярким, рассудительным. Если вспомнить, что человек – это форма Жизни, это – неделимая целостность материально – энергетически – информационного «Я» с «другими», тогда и получается, что учащиеся интуитивно понимают, что каждый человек, стремясь к самосовершенствованию, должен быть развит физически, с крепкой, здоровой нервной системой, уравновешенный, умный, широко эрудированный.
Учащиеся отмечают, что идеальный человек не может быть эгоистичным. И это – резонно. Поскольку, эгоист – это человек, который, не считаясь с другими, часто, за счёт других, стремится к удовлетворению своих личных потребностей. Как мы уже отмечали, имея негативное отношение к «другим», человек сам сокращает возможности своего развития (ведь, «другие» являются средствами реализации его целей и потребностей).
В то же время, как отмечают учащиеся этого класса, каждый человек одновременно может быть «хорошим», и хитрым, иногда – злым. Здесь можно не согласиться с выпускниками: человек, стремящийся к постоянному самосовершенствованию, постоянно анализирует все ситуации, с которыми встречается, постоянно контролирует свои поступки, никогда не забывает, что «другие» и создание для «других» условий счастливой жизни, является для него ведущим, главным, смыслом его жизни. Поэтому, он не может хитрить во взаимодействии с «другими» – хитрость является средством нечестным путём удовлетворить свои личные потребности (и такое поведение характерно для эгоиста). Идеальный человек не может быть злым – злой человек, как правило, вымещает свою злобу на «других», а такое поведение не присуще идеальному человеку. «Злость» – это эмоциональная неуравновешенность, и она не может быть присуща человеку, с уважением, дружелюбием, любовью относящемуся к «другим».
Идеальный человек должен быть интересен обществу – так написал один из учеников. И здесь просматривается понимание того, что идеальный человек неотделим от «других», он должен жить так, чтобы его принимали в тех кругах, где он общается. Но, хочется заметить, что истинная ценность человека – не в тех знаниях, которые он имеет, а тех делах, которые он умеет выполнять. Поэтому, идеальный человек должен быть не интересен обществу, а должен быть полезен ему.
Идеален тот, кто счастлив – так написал ещё один ученик. Наверно, правильней было бы сказать: счастлив тот, кто идеален. И это – поистине так! Поэтому, надо было бы посоветовать всем, кто хочет быть счастливым, стремиться к самосовершенствованию, формировать у себя умения быть полезным обществу, в котором живёт.
Прежде, чем человек научится что-то делать, он должен приобрести знания. Знания – это не та информация, которую можно почерпнуть из книг, газет, журналов, интернета. Знания вырабатываются самим человеком, приобретшим информацию, которую он начинает применять на практике, выбирая из неё то, что нужно именно ему, создавая собственные идеалы, модели жизни, каноны. И, истинно начинает жить только тот человек, который имеет широкую эрудицию (много разнообразной информации), позволяющей ему создавать новые знания, новые модели, новые предметы, с помощью которых он сможет быть полезен людям (и «другим» формам Жизни).
Кто-то считает, что идеал должен оставаться чем-то недостижимым. Можно сказать и так, поскольку, нет предела совершенству, и, по мере того, как человек приближается к той модели, на которую он ориентировался в своём развитии, он созревает для того, чтобы создать новую модель, более совершенную, и теперь уже она становится ориентиром в его развитии.
Считают, что у каждого человека – свой идеал, поэтому, нельзя быть совершенным для всех. И это – очень конструктивная мысль. Поскольку, каждый человек создаёт тот идеал жизни, который он может реализовать. Люди – разные, разного уровня развитости, как личность. Поэтому, каждый может прожить только ту жизнь, которую смоделировал сам. Главное – чтобы человек планировал уровень, степень той пользы, которую он может принести «другим». Именно эта цель: польза для «других», и определит степень его счастья в жизни. И, чем более «высокую» планку человек будет планировать в развитии качеств, необходимых для того, чтобы приносить как можно больше пользы, как можно большему количеству людей и другим формам Жизни, тем более счастливым он будет. И здесь необходимо поговорить об уровне материальной обеспеченности счастливого человека. Материальное, как, впрочем, и знания, и положительные эмоции, и любовь, могут дать человеку только «другие». Поэтому, чем большему количеству «других» будет нужен человек, тем больше от них он получит различных ценностей. Общеизвестно, что профессионал высокого уровня получает больше удовлетворения от жизни – и в материальном плане, и в эмоциональном. Профессионал высокого уровня востребован многими людьми и другими формами Жизни. Поэтому, материальная обеспеченность человека напрямую зависит от его стремления быть идеальным.
Мне могут возразить: мы живём в то время, когда процветает кумовство, блат, мошенничество, другие нечестные способы приобретения материального. Хочется верить, что это – временное явление. И именно от вас, нынешних выпускников, зависит, как будет устроена общественная жизнь. Что касается блата, то, этот способ жизни очень ненадёжен для самого человека, поскольку, в этом случае человек зависит от «других», которых в любой момент может не оказаться с ним рядом: они могут умереть, передумать помогать ему, перестанут иметь возможность, по тем или иным причинам, это делать. Человек, чтобы стабильно быть счастливым (и, тем самым, успешным, эмоционально и материально удовлетворённым), должен в себе иметь знания, опыт, здоровье, духовность. Человек должен сам быть личностью, стремящейся к постоянному совершенствованию.
Смыслом жизни идеального человека является постоянное самосовершенствование – так написал один ученик. Исходя из того, о чём мы говорили выше, это – правильно.
Ещё один ученик написал, что слышал мнение, что смысл жизни идеального человека заключается в том, чтобы «помогать людям, быть лидером, наставлять на верный путь». Это – огульное мнение, общие фразы. Теперь уже, когда мы начали применять теорию Жизни к анализу конкретной проблемы – развития человека – мы можем сказать, что фраза: «помогать людям» не несёт в себе никакой смысловой нагрузки, поэтому сказать «помогать людям» – это равносильно тому, что ничего не сказать.
Что касается того, что идеальный человек должен иметь смыслом жизни стремление быть лидером – то, этот подход очень опасен для самого человека. Не надо стремиться к лидерству, поскольку, лидерство человека определяют люди, с которыми он вступает во взаимодействие. Идеальный человек должен иметь стремление к постоянному развитию, а то, какое место он займёт в системе взаимодействия с «другими», не должно его волновать – ведь, может случиться так, что человек, стремящийся стать идеальным, попадёт в общество людей, более развитых, более идеальных, чем он сам. И он, по реальному своему уровню, займёт то место, на которое его определит уровень его развитости, как личность. Поэтому, человек, стремящийся стать идеальным, не должен ставить цель «выбиваться» в лидеры.
«Наставлять других на верный путь» – это – очень опасная для самого человека тенденция. Наставить кого-то куда-то можно только в том случае, если человек об этом вас попросит. У самого человека, с которым вы общаетесь, должно быть желание, стремление, потребность оказаться на «верном» пути. При этом – для каждого человека «верный путь» имеет разный смысл, каждый человек «верный путь» понимает по – своему. И, прежде, чем я, как профессиональный психолог, соглашусь «наставлять» кого – то на «верный путь», я должна получить огромное количество информации о человеке, его жизненном пути. При этом, не всегда соглашусь «наставлять» – всё зависит от обстоятельств, в которых происходит моё взаимодействие с конкретным человеком. У некоторых людей, которые считают себя умнее других, есть такая тенденция: давать другим советы, как они должны строить свою жизнь. Это – опасная тенденция. Каждый человек может дать совет другому человеку (как тот должен строить свою жизнь), исходя из своего опыта жизни (а не из опыта жизни другого человека). Другое дело – профессиональный психолог: он имеет знания о закономерностях Жизни, он владеет концепциями формирования Личности, он изучал закономерности процесса общения. И даже эти знания не являются гарантией достижения психологом успеха в работе по «наставлению» кого-то «на верный путь».
Ещё один ученик отметил, что смысл жизни идеального человека заключается в том, чтобы «идти вперёд к поставленным целям, воплощать свои мечты в реальность и преодолевать жизненные трудности». Это – тоже – набор общих, пафосных, фраз. Если понимать, что человек – это и есть набор, система, структура целей и средств, адекватных целям, то не надо говорить о том, что надо «идти вперёд». Куда ещё может идти человек, стремящийся к развитию? Что касается «воплощения» в реальность своих мечтаний, то это – фраза ещё более нелепая: куда ещё, как не в реальность, можно «воплощать» свои мечты (цели)? При этом, понятно, что их надо не «воплощать», а «реализовать», то есть, иметь средства достижения целей, уметь ими пользоваться. Что касается «преодоления жизненных трудностей» – так, хочется спросить: «Кто придумал, что в жизни имеются трудности?» Жить – это радоваться, приносить пользу, приобретать, создавать, отдавать. И где же здесь «трудности»? Трудности у человека возникают в процессе взаимодействия с «другими». Но, если человек воспринимает «других», как свою неделимую целостность, то, о каких трудностях может идти речь? Надо только осознать, что «другие» – это – не враги, не недруги, это – ТЫ САМ. И, если в твоей жизни возникают трудности, то, их себе самому создаёшь ты сам. Научись любить самого себя – и все твои проблемы и трудности исчезнут сами собой.
«Я не представляю свою жизнь без Бога, и именно он помогает и подаёт руку помощи» – такой ответ дал только один ученик. Это, явно, ученик, который воспитывается в религиозной семье. Вера в Бога – это начало. Но, надо разобраться в том, что такое «Бог», и, изучив теорию Жизни, начать жить истинно с Богом.
Ответы выпускников другого класса, учащихся которого учителя характеризуют, как имеющих завышенную самооценку, несколько отличаются от ответов, которые дали учащиеся профильного класса. Эгоистичность, потребительская позиция сквозит во всех ответах, которые дали учащиеся этого класса. Характеризуя идеального человека, как того, «который всё делает правильно, грамотно и на все сто процентов во всех сферах жизни. У него всё получается, всегда хорошее настроение», учащиеся тут же добавляют: «Таких людей не бывает». Тем самым, учащиеся, как бы, отказываются от идеи самим достичь уровня развитости, как личность, который был бы обозначен, как «идеальный». При этом, учащиеся отмечают, что «такой человек должен быть умным, смелым, сильным, должен уметь отстаивать свои права и свои интересы, должен уметь постоять за себя, уметь отстаивать свою точку зрения, уверенный в себе, с высоким уровнем развития, должен уметь держать слово». В этих ответах сквозит понимание идеального человека, как направленного на себя, стремящегося показать своё превосходство над другими, как человека, для которого его личные потребности и интересы имеют ведущее значение. Это – очень «шаткая» позиция. Отдаляясь от «других», такие люди сами себе создают трудности в жизни. Ну, а потом им надо отыскивать пути преодоления этих трудностей. Возможно, они и не осознают, что трудности в их жизни вызваны их собственными целями и средствами, которые они избирают для реализации своих целей. Стремление отстоять свои интересы осуществляется по – разному, к тому же, и сами интересы могут быть разными. Но, понимает это человек, или – нет, это стремление всегда является показателем наличия у человека потребности в превосходстве над «другими». Именно так воспринимают «другие» стремление человека оказаться правым. Как правило, к такому человеку, «другие», которых, по их мнению, унижает человек, относятся негативно. И, если у человека в поведении такая тенденция – всегда отстаивать свои права и интересы, то, это способствует объединению многих людей, которые стремятся направить свои усилия на то, чтобы, «поставить на место» такого человека. Позиция, о которой мы говорим, присуща людям с эгоистической направленностью. И, тогда, получается, что эгоисты имеют совсем другое представление об идеальном человеке, нежели другие люди. И это – закономерно. Эгоисты убеждены, что они живут правильно, убеждены, что идеальные люди и должны быть такими, как они. Это – концептуально, научно неверная позиция. И, чем быстрее такие люди познакомятся с «Теорией Жизни, как всеобъемлющей теорией развития», тем быстрее они смогут стать на путь построения для себя счастливой жизни. Выше мы показали, что счастье могут дать (а, могут и не дать) человеку «другие». А, если человек сам отодвигает от себя «других», то, надо понять: человек сам отодвигает от себя возможность быть счастливым. Сознание эгоистов перестроить непросто. К тому же, мы встретились с эгоистами, которые в этом ключе формировались шестнадцать-семнадцать лет. И, чтобы изменился их взгляд на жизнь, надо «провести» их по всем этапам формирования человека, как личности: вывести из Хаоса; способствовать осознанию того, что причины неуспеха и неудач находятся в них самих; помочь им сформулировать цели жизни; подсказать пути и средства реализации этих целей; помочь научиться пользоваться новыми для них средствами взаимодействия с «другими»; помочь создать собственную (истинную) концепцию жизни. Только после этого учащиеся будут готовы к самостоятельному построению своей жизни. Это – долгий и трудный путь. Но, не пройдя его, человек никогда не сможет прожить свою жизнь счастливо.
Некоторые учащиеся этого класса, тем не менее, отметили, что «идеальный человек обладает такими качествами, как честность, трудолюбие, доброта, щедрость, уважение к себе и окружающим, миролюбивость, сострадательность, терпение, взаимопонимание, надёжность, бескорыстность, готовность помочь другим». Это – те качества, которые характеризуют отношение человека к «другим», и их наличие у человека является показателем того, что человек стоит в своей жизни на правильном пути. И если учащиеся осознают, что без «других» они не могут состояться, как личности, в своей жизни, это обнадёживает.
Один из учащихся отметил, что «идеальный человек должен уметь воспитать своих детей так, чтобы гордиться ими», и это можно расценивать, как «крик души». Ведь, вопрос, который был задан учащимся, связан с пониманием сущности «идеального» человека, с наличием у «идеального» человека тех или иных качеств.
Ещё один учащийся написал, что «идеальный» человек должен уметь радоваться и уметь проигрывать». Наверно, умение радоваться должно быть присуще любому человеку, ведь, без радости, в принципе, человек не сможет прожить. Что касается «умения проигрывать», то это – очень серьёзное качество личности, которое, безусловно, отсутствует у людей с эгоистической направленностью. Поскольку, оно предполагает умение признать ведущее значение «другого», приоритет «другого», что, как мы показали выше, очень трудно даётся человеку – эгоисту. Умение признать приоритет «другого» предполагает умение анализировать, мыслить, думать, делать выводы. И, если человек умеет признавать «победу» за «другим», это означает, что он стоит на пути формирования, как личность, и у него есть шанс когда-нибудь достичь в своём развитии уровня, который характеризуется, как «идеальный».
«Идеальный человек должен обладать моральными ценностями» – наверно, этими ценностями должен обладать любой человек, который живёт на земле.
«Идеальный человек сам строит свою судьбу, сам решает, как правильно поступить» – так написал один ученик. Как мы показали выше, любой человек проживает свою жизнь сам, любой человек принимает решения, как ему строить свою жизнь.
«Идеальный человек старается избегать трудностей» – наверно, так мог написать ученик, который не понимает, что все трудности себе создаёт сам человек. И, научиться избегать трудностей – это означает научиться общаться с «другими», научиться воспринимать «других», как самих себя, научиться любить «других». В унисон с нашей мыслью одна из учениц написала: «Идеальный человек должен уметь искренне любить всех окружающих его людей, обладать чувством собственного достоинства, уважения к другим людям, уметь прощать, помогать, по возможности, всем нуждающимся». Для того, чтобы «помогать всем нуждающимся», человек, видимо, должен быть не только интеллектуально богат, иметь большой опыт практической деятельности, но и быть весьма состоятельным (материально) человеком. Да, и – можно ли помочь всем нуждающимся? Полагаю, такую цель не должен ставить, в том числе, и «идеальный» человек. К тому же, надо понять, что такое «помощь нуждающемуся». Полагаю, часто, «нуждающийся» хотел бы приобрести только материальные ценности, и не ставит цель самому научиться истинно жить, в том числе, и зарабатывать деньги себе на жизнь.
«У каждого человека свой идеал – мне нравятся творческие, преданные, честные, а кому-то нравятся другие». Думаю, никому не нравятся другие, все люди предпочитают иметь рядом с собой именно преданных и честных людей. Другое дело, самому научиться быть всегда преданным и честным – это требует определённой работы самого человека.
«Помогать другим людям, быть добрым и доброжелательным, стремиться к совершенству и выполнять свои цели». Очень часто «выполнение своих целей» приходит в противоречие с действиями по оказанию помощи людям, с добрым к ним отношением, с доброжелательностью человека. Стремясь реализовать свои цели, человек часто идёт на конфликт с «другими», которые выступают препоной, стоят у него на пути, мешают в реализации его целей. Поэтому, зачастую, эти средства, о которых говорит учащийся, несовместимы.
«Смысл жизни идеального человека заключается в хорошем отношении к другим людям, в нравственности». Выше мы уже объясняли, что у идеального человека должно быть не «хорошее отношение к людям», а стремление выполнять дела, направленные на удовлетворение потребностей людей.
«Смысл жизни идеального человека заключается в том, чтобы восхищаться тем, что создали люди на земле». Восхищение – это не жизнь. Это – результат познания чего-то, с чем раньше человек не встречался. И выражение восхищения ни для какого человека не должно быть смыслом жизни. Тем более – для «идеального»
Один учащийся написал, что идеальный человек «должен стремиться развиваться, сделать как можно больше для людей и планеты, принести в этот мир что-то новое и оставить что-то после себя». Смысл жизни человека – не «оставить что – то после себя», а – целенаправленное стремление человека к созиданию Жизни на земле.
«Смысл жизни идеального человека в том, чтобы завести большую семью, много друзей и чтобы вокруг были лишь те люди, которым ты можешь доверять». И – ни слова о пользе для «других»! Вот – истинный образец смысла жизни эгоиста! Всё, что он хотел бы иметь – для себя, для своего удобства.
Результаты анкетирования, проведённого в классе, который учителя характеризуют, как «сборный», в котором учатся дети разного уровня интеллектуального развития, несколько отличаются от тех, которые мы получили в первых двух классах.
Первое, что отличает ответы, полученные в этом классе – здесь выпускники подошли к анкетированию более ответственно. Почти все учащиеся дали рассуждающий ответ на этот вопрос. Высказывали свой взгляд, а потом пытались обосновать то, что написали. Можно сказать, что ответы учащихся этого класса были самыми интересными. Безусловно, за каждым ответом стоял конкретный ученик. И, если бы эти ответы анализировал учитель, который знает своих учеников, он объяснил бы, почему тот или иной ученик имеет тот или иной взгляд на проблему «идеального» человека.
Однако, и в этом классе есть ответы, которые повторяют ответы учащихся первых двух, проанализированных ранее, классов.
Несколько учеников ответили, что «идеальных людей не бывает» – но, каждый такой вывод имел разное обоснование, которое давали разные ученики.
«Идеальных людей не бывает. Идеальный человек – это совершенный человек. А ведь жизнь – это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным – значит убить себя. Идеальные люди – это мёртвые люди, они никому не мешают, не психуют, у них больше нет проблем и целей». При анализе ответа этого ученика бросается в глаза, что он не умеет мыслить, не видит противоречий, которые допускает в своих высказываниях. Вначале он утверждает, что «идеальных людей не бывает», но, тут же, следом, утверждает, что «идеальный человек – это совершенный человек», при этом, оказывается, идеальные люди есть, но они – «мертвецы», потому, что «у них нет проблем и целей», и этих людей убивает именно то, что они считают себя совершенными». Не видит этот ученик в своём ответе главное противоречие: утверждая, что совершенствоваться можно до бесконечности («жизнь – это бесконечное совершенствование»), он тут же утверждает, что тот, кто считает себя совершенным – «мертвец». В этом ответе чувствуется какая-то ненависть к совершенным людям или к людям, стремящимся к совершенствованию. Для меня, как практического психолога, было бы интересно поработать с этим учеником: ему, непременно, нужна психологическая помощь, чтобы помочь избавиться от комплекса неполноценности. Надо было бы определить его реальный уровень развития, как личности, составить психологическую характеристику, объяснить ученику, какие качества личности, которые необходимо развивать, чтобы стать совершенным (идеальным) человеком, у него развиты слабо, выявить причины такого положения, разработать рекомендации по его самосовершенствованию. Этого учащегося школа уже выпустила в жизнь, но, судя по его ответу на вопрос об идеальных людях, он не готов к самостоятельной жизни. Безусловно, существуют критерии, по которым ученик может считаться «выпускником» школы. Но, это – формально. К сожалению, не разработаны критерии (уровни развитости учащихся, как личностей), по которым можно судить о той или иной степени подготовленности учащихся к самостоятельной жизни. Чтобы разработать такие критерии, необходимо принимать в школу, обучать школьников не по формальному признаку – возрасту (или – росту, весу), а брать, в качестве критерия, оценку уровня развитости школьника, как личности.