Когда дети считают себя здоровыми, они ведут активный образ жизни и выстраивают позитивные взаимоотношения с собственным телом и едой. В целом такие дети здоровее, поскольку они не испытывают стыда из-за того, что у них есть лишний вес! Ребекка Пул, которая провела множество исследований на тему широкого порицания лишнего веса и последствий этого явления, выяснила следующее. Подобная ситуация не только складывается повсеместно – и в кабинете врача, и в школе, и в офисе, – но и пагубно влияет на наше здоровье. Вполне вероятно, что мы достигаем именно того эффекта, от которого хотели защитить своих детей. В ходе своих исследований Ребекка выяснила, что даже врачи были отрицательного мнения о пациентах с «лишним весом» или «ожирением», причем до такой степени, что не всегда проводили обследование надлежащим образом. Многие тучные люди даже боятся попросить провести медицинские процедуры из-за того, что страшатся повторения прошлого опыта: а именно, что доктор продемонстрирует к ним отвращение. И что в результате? Пациенты с лишним весом получают меньше превентивной медицинской помощи. Достоверно известно, что это отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Именно поэтому в начале 2000-х годов работники системы здравоохранения призывали мужчин чаще посещать специалистов, чтобы предотвратить сердечные приступы. Но что происходит, если вы не чувствуете уверенности, обращаясь к врачу? Если медсестры говорят, что им противно прикасаться к «тучному»[21] телу? Риск возрастает.
Учимся на ошибках прошлогоВспомните, когда вы впервые плохо подумали о своем теле. (Если такого никогда не случалось, вас хорошо защищали!) Подумайте, насколько иными могли бы быть ваши чувства (когда вы были ребенком или подростком), если бы окружающие говорили что-нибудь вроде:
Есть ли какое-то безопасное место, где ты можешь играть после школы?
Получаешь ли ты столько еды, сколько тебе хочется?
Как я могу помочь тебе заботиться о своем драгоценном и невероятном теле?
Сколько времени ты проводишь, переживая по поводу своей внешности или веса?
Но вместо подобных заявлений мы учим детей, что есть «здоровые» и «нездоровые» тела, и это зависит от их размера. Как будто страх должен стать мотивирующим фактором. Мы внушаем им, каким «должно» быть их тело, вместо того чтобы учить их уважать то, что им дано, и во главу угла ставить психическое здоровье. Мы давим, контролируем и ограничиваем их питание и таким образом запускаем здоровую ответную реакцию: дети начинают вести себя прямо противоположным образом, когда нас нет рядом. Все, что вы говорите и как вы это говорите, все разговоры о еде и теле могут радикально повлиять на питание ребенка и его отношение к себе в будущем.
Глава 2. Почему нельзя оставить все как есть
Стигматизация лишнего веса и культура стройности так прочно интегрировались в нашу жизнь, что никого не приходится специально обучать этому. Мы ежедневно пожинаем плоды этой ситуации. Дети получают необходимую информацию от родителей, учителей, из рекламы – отовсюду. Нам внушают, что одни тела лучше других, а определенные продукты предпочтительнее. Нам говорят, что проблема в нас, в нашем теле. Но настоящая проблема – и она так глубоко запрятана, что этого никто не видит, – в недоверии, которое начинает произрастать в наших детях. Уже в пять лет (а возможно, и раньше) малыши перестают доверять сигналам, которые подает организм, и начинают верить, что тело (особенно если речь о весе) нужно контролировать, формировать, им нужно управлять. У недоверия слишком высокая цена: на кону физическое и психическое здоровье детей. Именно так и случается, если мы оказываемся неспособны выдвинуть взаимоотношения с едой и телом на первый план. В ловушке оказываются малыши любой комплекции, расы и национальности, с любым весом, принадлежащие к разным социально-экономическим группам.
Что значит «как есть»?Наш статус-кво – это культура стройности. Основной акцент делается на «здоровом питании», а не на заботе о теле и не на том, насколько комфортно вы себя в нем чувствуете. Все, что действительно оказывает наибольшее влияние на нашу жизнь, – взаимоотношения с самими собой – исключается из общей картины. Вместо этого центральное место занимают вес, ИМТ, подсчет калорий и «правильное» и «неправильное» питание. Попав под влияние культуры стройности, родители невольно разрушают заботливое и сострадательное отношение детей к своему организму.
Мы уверены, проблема в том, что наша культура (мы подразумеваем господствующую западную культуру) позабыла о том, насколько важно, чтобы дети сохраняли здоровые отношения с едой и своими телами. Мы не хотим сказать, будто неважно, что именно вы едите. Но есть доказательства того, что взаимосвязь с собой и с едой, а также отношение общества к вашему телу играют не менее (а может, и более) важную роль, чем то, что вы едите.
Мы рождаемся с инстинктивным отношением к еде. Но многим взрослым не понять, о чем речь, ибо они давно забыли это ощущение и не сумеют его воскресить. Современная культура легко разрушает этот инстинкт. Вредоносных факторов множество, и все они приводят к плачевным результатам для нашего тела. Питание и восприятие нашего тела обществом – один из способов нанести удар по организму. Как только наша уверенность пошатнулась – неважно, из-за того ли, что младенец по какой-то причине не получал достаточно молока или смеси, или из-за того, что молодой человек постоянно слышит, что должен что-то предпринять, чтобы контролировать вес, комплекцию или изменить свой внешний вид, – мы теряем часть себя. Ту, которая искренне верит, что мы полезны этому миру и можем что-то ему дать, что мы достойны любви и того, чтобы наши потребности были удовлетворены. И что те, кто о нас заботится, исполнят наши желания. Утратив эту часть себя, мы начинаем сомневаться, что вообще чего-то достойны. Это ощущение проникает внутрь нас и со временем укореняется, и мы перестаем сомневаться. Так просыпается наш внутренний критик.
Сложившаяся ситуация подразумевает, что мы должны говорить детям, что есть, заниматься нравоучениями (рассказывать о «правильном» и «неправильном» питании), ограничивать доступ к части продуктов, которые считаются «нездоровыми». Мы учим отпрысков избегать полноты или внешнего вида, который не соответствует укоренившимся идеалам красоты, и приучаем бояться быть недостаточно хорошими. Существующая культура также подразумевает, что детей нужно заставлять есть больше, доедать все, что на тарелке, употреблять в пищу овощи. И все это делается во имя здоровья, прекрасной формы, красоты. Но такая политика в долгосрочной перспективе оказывает разрушающее воздействие, о чем многие родители даже не подозревают. И ситуация не меняется, потому что некому рассказать о негативных последствиях. Но сейчас мы вам о них расскажем.
Чаще всего мы слышим, что нужно «ограничить» употребление определенных продуктов. Наша культура считает, что необходимо максимально избегать «нездорового» питания. Мы привыкли делить еду на хорошую и плохую и стимулируем родителей контролировать, что едят их дети. Нам говорят, что, если не следить, дети ни за что не будут питаться «правильно». Еще один важный момент, на котором делается акцент, – «умеренность». Возможно, вы слышали об этом от знакомых родителей или врачей. С 1980-х годов пристальное внимание к ИМТ укоренилось среди педиатров, родителей и даже в школах. Все большее количество исследований доказывает, что диета в любом ее проявлении – это риск. Даже если ее называть по-другому. Похудение заставляет наших детей испытывать неуверенность в себе. Если родители пытаются контролировать, что едят дети, мы рискуем оказаться в ситуации, когда внутренняя связь ребенка со своим телом будет разорвана. В результате он утратит естественную способность выбирать те продукты, которые ему нужны для насыщения, роста и развития, и употреблять их в нужном количестве. Он теряет навыки интуитивного едока, с которыми родился. Если родители и другие значимые взрослые начинают уделять слишком большое внимание весу, комплекции и здоровью, дети пропитываются теми же убеждениями. В результате быстро появляется недовольство своим телом, а это может привести на опасный путь, который завершится расстройством пищевого поведения.
Вы можете считать, что стройность, правильное питание, отсутствие лишнего веса и другие факторы, основанные на здоровом образе жизни и внешности, – это самое важное в жизни. Вы не одиноки. Нас всех вынудили так думать. Что худые люди успешны, счастливы, благополучны. Здоровье и хорошее самочувствие стали обязательными требованиями. Но это не самое главное.
Мы понимаем, нужно время, чтобы изменить образ мыслей. Мы выступаем против того, что вам очень давно известно, против убеждений, укоренившихся в этом мире. Именно поэтому мы не станем обвинять, стыдить или осуждать вас за то, что вы считаете, будто должны контролировать вес и питание своего чада. Мы лишь хотим, чтобы вы сейчас поняли: взаимоотношения вашего ребенка с едой в долгосрочной перспективе могут оказаться важнее для его здоровья и счастья, чем пристальное внимание к его питанию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Трибол И., Реш Э. Интуитивное питание. Новый революционный подход к питанию. Без ограничений, без правил, без диет. М.: АСТ, 2016.
2
Реш Э. Интуитивное питание для подростков. Строим здоровые отношения с едой. Рабочая тетрадь. М.: Весь, 2019.
3
Харрисон К. Да! Еда! Верните время, деньги, счастье и здоровье с помощью интуитивного питания. – Портал, 2022.
4
Barry, V. W., Baruth, M., Beets, M. W., Durstine, J. L., Liu, J., & Blair, S. N. (2014). Fitness vs. Fatness on All-Cause Mortality: A Meta-Analysis. Progress in Cardiovascular Diseases, 56(4), 382–390. doi:10.1016/j.pcad.2013.09.002
5
Dhurandhar, E. J., Kaiser, K. A., Dawson, J. A., Alcorn, A. S., Keating, K. D., & Allison, D. B. (2014). Predicting adult weight change in the real world: A systematic review and meta-analysis accounting for compensatory changes in energy intake or expenditure. International Journal of Obesity, 39(8), 1181–1187. doi:10.1038/ijo.2014.184.
6
Статистика и результаты исследований по расстройствам пищевого поведения (8 мая 2020). Данные обнаружены 16 января 2021 года в следующем источнике: https://www.nationaleatingdisorders.org/statistics-research-eating-disorders.
7
Lowes, J., & Tiggemann, M. (2003). Body dissatisfaction, dieting awareness and the impact of parental influence in young children. British Journal of Health Psychology, 8(2), 135–147. doi:10.1348/135910703321649123.
8
Deleel, M. L., Hughes, T. L., Miller, J. A., Hipwell, A., & Theodore, L. A. (2009). Prevalence of eating disturbance and body image dissatisfaction in young girls: An examination of the variance across racial and so cioeconomic groups. Psychology in the Schools, 46(8), 767–775. doi:10.1002/pits.20415.
9
BED – binge eating disorder. Прим. ред.
10
Hudson, J. I., Hiripi, E., Pope, H. G., & Kessler, R. C. (2007). The Prevalence and Correlates of Eating Disorders in the National Comorbidity Survey Replication. Biological Psychiatry, 61(3), 348–358. doi:10.1016/j.biopsych.2006.03.040.
11
Reba-Harrelson, L., Holle, A. V., Hamer, R. M., Swann, R., Reyes, M. L., & Bulik, C. M. (2009). Patterns and prevalence of disordered eating and weight control behaviors in women ages 25–45. Eating and Weight Disorders – Studies on Anorexia, Bulimia and Obesity, 14(4), 190–198. doi:10.1007/bf03325116.
12
Abramovitz, B. A., & Birch, L. L. (2000). Five-Year-Old Girls’ Ideas About Dieting are Predicted by Their Mothers’ Dieting. Journal of the American Dietetic Association, 100(10), 1157–1163. doi:10.1016/s0002-8223(00)00339-4.
13
Eating Disorders. (n. d.). Данные взяты 16 января 2021 года из следующего источника: https://www.nimh.nih.gov/health/topics/eating-disorders/index.shtml
14
Chesney, E., Goodwin, G. M., & Fazel, S. (2014). Risks of all-cause and suicide mortality in mental disorders: A meta-review. World Psychiatry, 13(2), 153–160. doi:10.1002/wps.20128.
15
Pont, S. J., Puhl, R., Cook, S. R., & Slusser, W. (2017). Stigma Experienced by Children and Adolescents With Obesity. Pediatrics, 140(6). doi:10.1542/peds.2017–3034.
16
Salas, X. R., Forhan, M., Caulfield, T., Sharma, A. M., & Raine, K. (2017). A critical analysis of obesity prevention policies and strategies. Canadian Journal of Public Health, 108(5–6). doi:10.17269/cjph.108.6044.
17
Major, B., Hunger, J. M., Bunyan, D. P., & Miller, C. T. (2014). The ironic effects of weight stigma. Journal of Experimental Social Psychology, 51, 74–80. doi:10.1016/j.jesp.2013.11.009.
18
Tomiyama, A. J., Carr, D., Granberg, E. M., Major, B., Robinson, E., Sutin, A. R., & Brewis, A. (2018). How and why weight stigma drives the obesity ‘epidemic’ and harms health. BMC Medicine, 16(1). doi:10.1186/s12916–018–1116–5.
19
Vadiveloo, M., & Mattei, J. (2016). Perceived Weight Discrimination and 10-Year Risk of Allostatic Load Among US Adults. Annals of Behavioral Medicine, 51(1), 94–104. doi:10.1007/s12160–016–9831–7.
20
McEwen, B. (2005, September). Stressed or stressed out: What is the difference? Взято 16 января 2021 года из следующего источника: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1197275/.
21
Небольшое пояснение: слова «полный», «тучный» и другие мы используем исключительно в качестве характеристик. У авторов нет намерения кого-то оскорбить или унизить чье-то достоинство.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги