– Что за кангайское чудо? – возмутился Семетей.
– Видимо, они перекрыли воду, – ответил Бакай.
– Они вынуждают нас идти на войну, – сказал Семетей.
– Либо сдаться, – добавил Бакай.
– Нужно устраивать доставку воды из других источников, – сказал Семетей. – На это необходимо привлечь некоторую часть войска.
– Придется.
Посоветовавшись между собой, Бакай и Семетей решили поручить ханству Ормонбека снабжение всех аулов и селений питьевой водой. А так нужно снова собрать всех людей в войско, чтобы выбить врага из земель Таласа. Ушло два дня, чтобы собралось войско со всех концов Таласа. На третий день Семетей повел свое войско на кангайцев, которые ожидали подхода из Чет-Бейджина свежих сил. Еще дней десять войско Семетея устраивало набеги на кангайцев, которые усилили оборону так искусно, что буруты никак не смогли сдвинуть с места вражеские силы. Они осели на месте так крепко, будто пригвоздил их к земле сам махаяна. Аскеры опять начали уставать, выбиваться из сил и выходить из строя от ран. Многие погибли. Кроме того, недостаток воды замучил аскеров. Они жаждали воды, за глоток были готовы сдаться в плен кангайцам, на что и рассчитывал Конурбай. Семетей решил посоветоваться с братом Кюлчоро.
– Слушай, Кюлчоро, – обратился к нему Семетей высохшими губами. – Никак у нас с кангайцами воевать не получается.
– Нужно, хан ава, нужно воевать, – ответил Кюлчоро.
– Может быть, сдадим врагам народ и землю, – сказал Семетей. – Изгнать их нам не под силу.
– Я не хочу с ними говорить, – не согласился Кюлчоро.
– А может быть, принести дары Конурбаю и Эзкаре? – спросил Семетей.
– Какие дары?
– Конурбаю – Айчурек, Эзкаре – скакуна Тайбуурула.
– Вы что, ава, – возмутился Кюлчоро. – Вы в своем уме?
– Вполне серьезно я говорю, Кюлчоро, – подтвердил Семетей. – Я так устал от всего.
– Я не слышал ваших слов, ава, – возмутился Кюлчоро. – Такие слова больше не произносите при людях.
Наступило молчание. Оба не хотели говорить друг с другом. Семетей понял, что ослаб телом и умом. Было ему стыдно перед Кюлчоро.
– Ава, – обратился Кюлчоро к Семетею. – Я поеду в разведку к врагам. Выясню слабые места, где можно поразить неприятеля. Мне кажется, что мы воюем вслепую.
– Хорошо, брат мой, езжай, – согласился Семетей. – Мне кажется, ты правильно поступаешь.
– Ждите меня семьдесят дней, – сказал Кюлчоро. – Если не вернусь за это время, считайте, что я погиб.
– Не говори так, брат мой, – расстроился Семетей. – Береги себя.
Через день Кюлчоро уехал на Суркоене к землям Сары-Озен через перевал Куу-Кыя.
* * *– Прочти письмо, – Карыкан подал своему помощнику сверток бумаги, что привез вестник от Конурбая.
«Уважаемый великий каган! – прочитал помощник. – При помощи войска во главе с Шуйкучу нам удалось окружить бурутов в их логове, в землях Таласа, что располагается в северо-западном краю земли Тянь-Шань, так называли эти земли наши предки Алооке хан и Молто хан. Буруты оказывают ожесточенное сопротивление. Однако наши воины держат бурутов в тисках, не выпуская никого на свободу, чтобы все буруты отправились в синее небо. Нужны дополнительные силы числом пять туменов жайсанов. Просим поддержать нашу жажду прославить Тюп-Бейджин. Конурбай. Шуйкучу».
«Наконец-то сбылось», – подумал Карыкан. Он и его подельники всю жизнь мечтали все земли Ала-Тоо бурутов переименовать в земли Тянь-Шань, одно время это им удалось, во времена правления Алооке хана и Молто хана. Но буруты не были совсем обделены судьбой, Вечным Синим Небом. Великий каган вздрогнул, вспомнив, как Тенгир дал бурутам богатыря Манаса, который возвратил своему народу все земли, изгнав из них ставленников Карыкана. Восстановил название своих земель. Он умер ради жизни на земле, спасая человечество от людоедов. Отчасти и весь кангайский народ тоже благодарен ему за спасение. Умирая, он оставил после себя богатыря, который должен защищать интересы своего народа, Семетея. Кстати, это он один приехал в Чет-Бейджин, в земли, что населяют пятьсот племен и народов, чтобы отомстить убийце своего отца, Конурбаю. Какой бесстрашный малый. Иной раз люди боятся ночами справлять нужду на поле. Конурбай пишет, что он, Семетей, уже в тисках. Просто не верится. Возникло недоверие оттого, что письмо подписано не только Конурбаем, но и Шуйкучу. Тот бы не смог понять положение дел, тем более военных. Надо пригласить на разговор ясновидящих и гадалок, чтобы узнать, стоит ли отправлять дополнительные войска в Талас.
– Срочно собери всех ясновидящих и гадалок, – велел Карыкан своему помощнику.
Карыкан вышел прогуляться по саду ханского дворца, пока помощник соберет всех, с кем великий каган решил переговорить о судьбе Конурбая. Он чувствовал, что сам очень хочет помочь Конурбаю, но какое-то предчувствие опасности удерживало его от принятия решения по отправке войска. Очень многое сделал Конурбай для каганата. Особенно для Карыкана и Эсенкана, которые всю свою жизнь старались посвятить развитию каганата калмыков, манжу и жунгаров. Он чувствовал, что жить осталось и ему самому, и Конурбаю совсем немного.
– Мой таксыр! – прибежал к нему помощник. – Все собрались.
Карыкан направился к своему дворцу. Десятки знаменитых кангайцев, которые предсказывали судьбу людей, богатырей и даже целого каганата, хором встали с согнутыми спинами перед великим каганом, когда Карыкан переступил порог приемных покоев. Карыкан воссел на трон и предложил всем предсказателям рассаживаться вокруг него. Он поручил своему помощнику еще раз прочитать письмо от Конурбая. Все слушали с большим вниманием.
– Прежде чем принять решение, – сказал Карыкан, – я хотел бы послушать ваше мнение относительно отправки войска.
Предсказатели переглянулись. Никто не хотел с риском для жизни предсказывать судьбу целого войска, которое сегодня удерживает в тисках страшный для кангайцев народ. Все-таки среди предсказателей нашелся смелый старец, решившийся предсказать судьбу Конурбая.
– Кто зажал бурутов, – сказал он, – сам окажется зажатым со всех сторон. Кто пошел с войной на кыргызов, сам станет жертвой перед Тенгри.
– Выходит, бесполезно отправлять войско? – спросил Карыкан.
– Да, мой таксыр, – ответил старец. – Я знаю, что у кыргызов есть богатырь по имени Семетей, сын Манаса, превосходящий в несколько раз по силе своего отца.
– Откуда он тебе известен?
– Мне рассказала рабыня, – продолжил старец, – которую в свое время увез Бакай, чтобы она помогала Каныкей при родах Семетея.
– Она что, принимала роды у Каныкей?
– Да, таксыр мой, – сказал старец. – Она говорила, что, когда родился Семетей, сотряслась земля, упала целая гора и шел дождь беспрестанно восемьдесят дней.
– А это означает что-то?
– Да, таксыр мой, – продолжил старец. – Это знаки Тенгри, что богатыри, родившиеся под этими знаками, непобедимы.
– Чудесно, – восхитился Карыкан и спросил: – Еще какие-нибудь были знаки?
– Да, таксыр мой, рассказала рабыня, что Семетей явился в этот мир со сгустком крови в правой руке и песчинкой золота – в левой.
– Что означают эти знаки?
– У него враг всегда будет сыт своей кровью, а друг – желанным гостем.
Было достаточно. Карыкан понял, что Конурбай может не возвратиться. Очень жаль. Ему хотелось плакать. Плакать оттого, что, будучи великим каганом половины мира, не сможет уберечь от смерти сына любимого брата Алооке, у которого остановилось сердце, когда Манас воссел на ханский трон в Чет-Бейджине. Он отпустил всех предсказателей. Он почувствовал, что сам очень хотел отправить войско, чтобы помочь Конурбаю. Его рвало на части. В это время в покои пришел помощник.
– Мой таксыр, – обратился помощник к нему. – Хан племени сазаншон Дынша просится к вам.
– Пусть войдет, – разрешил Карыкан.
В покои зашли двое одноглазых великанов. Чувствовалось, что оба безжалостные кровопийцы среди своих соплеменников. Лица их были сплошь покрыты шерстью, но глаза блестели страшным огнем.
– Меня зовут Дынша, – сказал один из них. – Хан племени сазаншон. А этого парня зовут Маданша, сын Мадыкана, убитого Манасом богатыря племени сазаншон.
– Что вас привело ко мне? – спросил Карыкан.
– Мы слышали от вашего помощника, – сказал Дынша, показывая пальцем, – что наш покровитель Конурбай просит отправить войско к нему. Позвольте нам самим собрать войско и отправиться в Талас.
Карыкан был удивлен. Он первый раз в жизни видел перед собой тех, кто в прошлом был людоедами. Конурбай еще молодым парнем говорил, что выводит новое племя сазаншон, сверхлюдей, что смогут служить жайсанами в сверхмощном войске кангайцев, чтобы завоевать весь мир. Поставить все человечество на колени перед Карыканом. Жаль, что ему не удалось осуществить свои замыслы. Опять ему Манас помешал.
– Для чего вам это нужно? – спросил у Дынша Карыкан.
– Мы хотим отомстить бурутам за племя сазаншон, – ответил Дынша. – Это они уничтожили наше племя. А Маданша хочет отомстить за своего отца Мадыкана.
«Вполне обычные люди, только вот покрыты шерстью по всему телу, хотя оделись в обычные одежды. Наверное, им очень тепло в них», – подумал Карыкан.
– Я одобряю ваше решение, – согласился Карыкан. – Сколько жайсанов вы соберете?
– Два тумена точно, – ответил Дынша. – Мы давно готовились к войне с бурутами.
– Как у вас с оружием? – спросил Карыкан.
– У нас все канжарколы, – ответил Дынша. – Оружие мы сами завоюем.
– Удачи вам, ребята, – Карыкан показал им, где выход.
Сазаншоны вышли из дворца. Пришло некоторое успокоение в душу старого кагана. Теперь перед смертью Конурбай не будет его проклинать за то, что не отправил ему войско. Он с облегчением пошел к себе в спальные покои.
Перелом в ходе войны
Кюлчоро поехал через перевал Куу-Кыя в земли Сары-Озен. Скакун Суркоен под его седлом рвался вперед. У Кюлчоро поднялось настроение точно так же, как когда он ехал на Тайбууруле в аул Айчурек в землях жедигерцев. Суркоен казался ему лучшим скакуном, чем Тайбуурул брата. Через земли Сары-Озен Кюлчоро собирался подняться на перевал Котермо и взять пленного, чтобы изучить обстановку во вражеском стане. Кюлчоро, подумав о пленении кангайца, широко улыбнулся и вспомнил свою приемную мать Бурулчу, которая его воспитывала до встречи с Семетеем. Это она научила его говорить по-калмыцки, по-манжуйски и по-жунгарски. Он умел говорить на всех языках кангайских народов. У него потеплело на сердце от благодарности к матери, что вооружила его языками, предполагая, что эти знания когда-нибудь пригодятся ему в жизни. Вот теперь Кюлчоро понял, не зря она старалась обучить его разным языкам…
Кюлчоро поднялся на перевал Котермо. Оглядываясь по сторонам, он увидел троих пастухов, которые пасли вражеский скот. «Значит, пастухи из калмыцкого народа», – подумал Кюлчоро и подъехал к ним поближе. Они с удивлением смотрели на вооруженного богатыря бурутов и не могли ничего предпринять. Кюлчоро поздоровался с ними по-калмыцки. Они все заулыбались. Опасение за свои жизни улетучилось из глаз. Они на самом деле испугались вида Кюлчоро.
– Мы подумали и испугались, – сказал один из них, – что вы богатырь бурутов.
– Нет, – сказал Кюлчоро. – Я из Чет-Бейджина. Спешу помочь нашему войску в уничтожении бурутов.
– Мы слышали, – сказали пастухи, – что Конурбай давно послал вестника Карыкану с просьбой отправить сюда войско.
– Я не слышал. Я приехал отомстить бурутам за смерть моего отца на великой войне, – сказал Кюлчоро и спросил: – Итак, где буруты?
Пастухи опять переглянулись. Но один из них решился помочь Кюлчоро.
– Мырза! Мы не знаем, где буруты, – ответил он. – До войска еще целый день езды. Поезжайте на запад в долину. Недавно наше войско закончило строительство дамбы, чтобы перекрыть воду. Появился водоем под названием Бурган-Суу, что охраняется самыми лучшими силачами из стражи самого Конурбая во главе Тюктаманом. Он вам и подскажет, где найти бурутов. Вам лучше посоветоваться с Чандаяком насчет войны с бурутами.
– Кто такой Чандаяк? – спросил Кюлчоро, хотя был давно наслышан про него.
– Он – главный жайсанбашы у Конурбая, – ответили пастухи.
Кюлчоро простился с ними и продолжил путь в земли Уч-Кошой. Через день к вечеру он увидел водоем и повернул скакуна под седлом в сторону Бурган-Суу. Ему навстречу вышел великан с палицей в руке. Кюлчоро понял, что сражаться с великаном бесполезно, лучше постараться его обмануть, чтобы отправить на тот свет.
– Кто такой? – спросил великан.
– Ханзада из города Канкуу, что в землях Бейджина, – ответил Кюлчоро и спросил: – Вы Тюктаман, глава охраны водоема Бурган-Суу?
– Да, я – Тюктаман, – отозвался великан и с сомнением сказал: – Вы, ханзада, не похожи на кангайцев, от вас веет духом бурутов.
– Нет, Тюктаман ава, я – жунгар, – отпарировал Кюлчоро. – Отец мой – Канкюр, хан народа кангюрлюк. Я слышал, что Конурбай никак не может победить бурутов и решил ему оказать поддержку. За мной идет большое войско.
Тюктаман знал, что Конурбай запросил в помощь у Карыкана войско. Оно должно было уже прибыть из Бейджина в земли Таласа. «Значит, оно уже на подходе», – подумал Тюктаман. Но все же решил еще раз проверить ханзаду.
– У вас и скакун не из земель Бейджина, – сказал Тюктаман. – Расскажите о нем.
– Этот скакун – дар Орго хана моему отцу Канкюру, – начал рассказ Кюлчоро и сразу же спросил: – Ты помнишь Орго хана, который владел землями от долины Кон-Турпан на востоке и до Дандан-Каркыра на западе?
Тюктаман никак не мог вспомнить, кто такой Орго хан.
– Вроде слышал про него, – ответил Тюктаман.
– Они с моим отцом были друзьями, – продолжил свой рассказ Кюлчоро. – Вот он, Орго хан, на землях Ыргайты-Бел и отобрал табун, где был еще жеребенком мой конь Суркоен, у хана бурутов Карачы, проводившего лето на берегу реки Катунь.
– Про Карачу хана я слышал, – подтвердил Тюктаман.
– Так вот, мой скакун, – продолжал Кюлчоро, – седьмой жеребенок одной кобылы после Кылкара девы Сайкал, Кабылана хана Кошоя, Мааникера хана Кокетея, Аккулы хана Манаса, Алгары калчи Конурбая и Тайбуурула хана Семетея.
– Сказочный скакун, – восхитился Тюктаман.
– Покажи мне бурутов, – потребовал Кюлчоро. – Прогоню я их до земель Желпиниш, откуда нет возврата.
«Да, такой богатырь справится с любым врагом», – подумал Тюктаман с восхищением. Он любовался осанкой Кюлчоро на скакуне Суркоене. Широкоплечий, с выпуклой грудью богатырь казался ему непобедимым. «Пришло спасение для кангайцев. Нужно с поклоном встречать таких богатырей», – решил Тюктаман и поклонился Кюлчоро, отбросив свою палицу. Кюлчоро молниеносно сработал отцовской саблей Жойкума. Голова Тюктамана покатилась по склону. В темноте никто не заметил, что произошло с главой охраны водоема Бурган-Суу Тюктаманом. Кюлчоро спокойно переоделся в одежду главы охраны. Он привязал Суркоена в ложбине, чтобы никто его не видел.
– Вестник приехал! – заорал он громким голосом. – От Конурбая! Буруты все сдались! Мы победили! Перекрывать воду уже не нужно! Разрушайте дамбу!
Силачи с радостью принялись разрушать постройку. Начали разрушение в самой середине, позволив силе воды снести течением остальную часть дамбы. Кюлчоро незаметно для всех в темноте один зарезал все шесть десятков силачей. Вода затопила по пути войсковой лагерь. Все жайсаны, которые оказались рядом с руслом реки, погибли, унесенными стремительным течением воды.
* * *Большой ночной шум со стороны водоема Бурган-Суу донесся и до шатра Конурбая. «Что же происходит среди ночи?» – подумал Конурбай. Но никак не мог предположить, что один человек разрушит все замыслы кангайцев. Утром он позвал Акыяра.
– Стрелой слетай до Бурган-Суу, – поручил Конурбай Акыяру. – Узнай, что там произошло.
Акыяр помчался на скакуне Кылкаре до запруды Бурган-Суу. На его пути лежало множество трупов жайсанов, которые возводили дамбу для Бурган-Суу. Валялись в разных местах разрушенные шатры воинов. Нашел он обезглавленного Тюктамана, причем голова откатилась от тела на несколько шагов. Дамба была разрушена полностью. Силачи, которые охраняли дамбу, были умерщвлены все до последнего. Акыяру хотелось плакать. Ему было очень обидно, что войско кангайцев дошло до земель бурутов и застряло в бессилии. А запруда Бурган-Суу была последней надеждой, что могла принести победу над бурутами. Они предполагали, что буруты сдадутся без войны и сопротивления, если останутся без воды. Кто-то бурутам сильно помогает. Кто это может быть? Акыяр огляделся по сторонам. Со стороны перевала Котермо показался Акыяру сам Манас на Аккуле. Акыяр вздрогнул. Левее от него на отроге горы показался богатырь Алмамбет на скакуне Сарале. Он заметил справа от Манаса, как мчится к нему на скакуне Кегале богатырь Чубак с копьем в руке. Чуть поодаль во главе с Кыргыл чалем мчались все сорок чоро Манаса. Аксакал Бакай тоже находился среди богатырей.
Акыяр задрожал от испуга, как лист дерева на ветру. Ему казалось, что духи всех богатырей, которые защищали свой народ даже мертвыми, недовольны Акыяром. Он дал деру к лагерю Конурбая…
Испуганный вид был не только у Акыяра, скакун Кылкара тоже был возбужден, будто за ними гналась стая волков. Акыяр поспешно спешился и привязал Кылкару к коновязи. Скакун не мог стоять на одном месте, он покрутился вокруг коновязи несколько раз. Сам Конурбай смотрел с удивлением, как прискакал к шатру Акыяр, как он спешился и как привязывал коня к коновязи. Ему показалось, что от испуга Акыяр сошел с ума вместе со своим скакуном.
– Что там случилось? – спросил Конурбай у Акыяра.
– Беда! Мой таксыр, беда! – прокричал Акыяр. – Водоема нет! Дамба разрушена!
– Кто это сделал?! – Конурбай тоже не смог удержаться от крика.
– Мана-ас! Таксыр мой, Мана-ас! – прокричал Акыяр. – Я его видел собственными глазами. Еще Алмамбет, Чубак и сорок чоро!
– Ты что, Акыяр! – удивленный Конурбай встряхнул Акыяра, схватив его за горло. – Я всех их отправил на тот свет. Что ты говоришь?! Ты с ума сошел!
– Нет! Нет! Таксыр мой! Они погнались за мной, – объяснил Акыяр. – Скоро будут здесь. Вы их увидите.
Действительно, за холмом послышался шум погони. Выскочили несколько всадников с криками.
– Вот он! – один из них показывал на Акыяра плеткой.
Увидев лагерь Конурбая с боевым знаменем кангайцев, они сбавили бег скакунов и вскоре остановились. Можно было подумать, что всадники советуются, как устроить набег на лагерь. К ним присоединился еще один всадник, который поехал без остановки к шатру Конурбая. За ним следом поехали остальные всадники. Не доезжая до шатра, всадник остановил скакуна, спешился и пошел прямо к Конурбаю.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги