1. Матвеев, А. П. Физическая культура. 3—4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2012.
2. Матвеев, А. П. Физическая культура. Рабочие программы. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2011.
Уроки рассчитаны на три занятия в неделю продолжительностью 40—45 минут.
Занятия разбиты на три части: вводную, основную и заключительную. Время распределяется следующим образом: подготовительная часть – 7—10 минут, основная – 20—25 минут, заключительная – 5—10 минут. Продолжительность частей может варьироваться в зависимости от быстроты построения, настроя учащихся на работу.
Во второй части пособия представлены приложения, в которые вошел ресурсный материал: комплексы упражнений утренней гимнастики, описания игр, тестов и контрольных упражнений.
Каждый урок имеет свой порядковый номер согласно годовому плану, он написан первым, а второй номер, данный в скобках, – это порядковый номер данного урока в четверти.
Распределение учебного материала при двух часах физической культуры в неделю2
Распределение учебного материала по четвертям при двух часах физической культуры в неделю по четвертям
Распределение учебного материала при трех часах физической культуры в неделю3
Распределение учебного материала при трех часах физической культуры в неделю по четвертям
К концу учебного года по разделу «Знания о физической культуре» («Теория физической культуры (ТФК)») ученик должен иметь представления:
Физическая культура: о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека; о правилах предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями (организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря).
Из истории физической культуры: о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси.
Физические упражнения: о разновидностях физических упражнений: общеразвивающие (ОРУ), подводящие и соревновательные; о правилах и особенностях игры в футбол, баскетбол и волейбол.
По разделу «Способы физкультурной деятельности» ученик научится:
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью: измерять частоту сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.
Самостоятельные занятия: выполнять простейшие закаливающие процедуры (обливание, обтирание, принятие душа).
По разделу «Физическое совершенствование» ученик научится:
Гимнастика с основами акробатики: выполнять прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения, лазанье по канату в два и три приема, передвижение и повороты на гимнастическом бревне или перевернутой гимнастической скамейке.
Легкая атлетика: выполнять прыжки в длину и высоту с прямого разбега.
Лыжная подготовка: выполнять повороты упором; чередовать шаг и ход во время передвижения по дистанции на лыжах.
Плавание: входить в воду (по трапу бассейна, соскоком вниз ногами с бортика бассейна); передвигаться по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук); выполнять игровые упражнения («Поплавок», «Звезда», «Медуза», «Стрела»), элементы плавания кролем на груди (согласовывать движения ног и рук, движения рук и дыхание; скользить на груди с последующим включением ног, рук и дыхания).
Подвижные и спортивные игры: выполнять элементы футбола (удар ногой с места и с разбега по неподвижному и катящемуся мячу по воротам, ведение мяча правой и левой ногой с последующей передачей партнеру или ударом по воротам); элементы баскетбола (остановка с прыжком с двух шагов, ведение мяча «змейкой» правой и левой рукой, броски в кольцо сверху); элементы волейбола (прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками); ознакомиться с играми: «Белки в лесу», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Дальний бросок», «Метко в цель», «Парашютисты», «Передачи мяча в тоннеле», «Перестрелка», «Пионербол», «Штурм».
Предназначено учителям физической культуры, руководителям МО, заместителям директора по УВР; рекомендовано студентам учебных учреждений факультетов физической культуры, спортивным тренерам.
Автор выражает благодарность за помощь в создании пособия Патрикеевой Ирине Юрьевне, кандидату педагогических наук, доценту; Тюренкову Юрию Васильевичу.
I ЧЕТВЕРТЬ (27 часов)
Основы знаний: физическая культура у народов Древней Руси; измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений; закаливание организма (обливание, душ); правила и особенности игры в футбол.
Основные физические упражнения: ходьба, бег, прыжки, метания, подвижные игры, строевые упражнения.
Информация к календарно-тематическому планированию
Образовательные цели/задачи
Задачи ученика:
– иметь представление о частоте сердечных сокращений и методике ее определения; о разминке и ее значении;
– уметь находить пульс и измерять его за определенный промежуток времени; выполнять бег с высокого старта, строевые упражнения на месте и в движении, метание предмета на дальность и точность, прыжок в длину с места, футбольные упражнения; прыгать в длину с прямого разбега; выполнять ведение мяча правой и левой рукой, перекаты, кувырки вперед и назад, акробатические элементы: «мост», стойка на лопатках, «ласточка»; лазать по гимнастической стенке; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа согнувшись; играть в подвижные игры: «Салки», «Ловишка», Собачки ногами», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Хвостик», «Метко в цель», «Передача мяча в тоннеле», «Перестрелка», «Подвижная цель», в спортивную игру футбол;
– овладеть – техниками прыжка в длину с прямого разбега; подтягивания на низкой перекладине из положения виса лежа согнувшись.
Задачи педагога – создать условия учащимся с целью:
– сформировать представления о частоте сердечных сокращений и методике ее определения; о разминке и ее значении;
– сформировать умение находить пульс и измерять его за определенный промежуток времени;
– научить выполнять бег с высокого старта, строевые упражнения на месте и в движении, метание предмета на дальность и точность, прыжок в длину с места, футбольные упражнения, ведение мяча правой и левой рукой, перекаты, кувырки вперед и назад, акробатические элементы: «мост», стойка на лопатках, «ласточка»; прыгать в длину с прямого разбега; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа согнувшись; лазать по гимнастической стенке; играть в подвижные игры: «Салки», «Ловишка», «Собачки ногами», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Хвостик», «Метко в цель», «Передача мяча в тоннеле», «Перестрелка», «Подвижная цель», в спортивную игру футбол;
– овладеть техниками прыжка в длину с прямого разбега; подтягивания на низкой перекладине из положения виса лежа согнувшись.
Педагогическая система урочной и внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность
Поиск информации с использованием интернет-ресурсов; кружковые и секционные занятия (при наличии условий в конкретном ОУ); представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.
Самостоятельная работа (д/з)
С. 87—90, читать.
С. 86—87, читать.
С. 90—93, читать, ответить на вопросы, выполнить задание.
С. 41—42, читать.
С. 85—86, читать.
Повторить перекаты назад-вперед.
С. 21—24, читать, ответить на вопросы, выполнить задание.
Придумать 3 упражнения для плечевых суставов.
С. 40—41, читать.
Повторить изученные строевые команды.
Придумать 3 упражнения для ног.
Повторить повороты на месте (по 10 раз в одну и в другую сторону); постоять ноги вместе, закрыть глаза.
Узнать не менее 3 названий футбольных команд из Англии.
Повторить подъем туловища из положения лежа за 30 с.
Повторить перекаты назад-вперед.
С. 12—13, выполнить задание.
Повторить отжимания от пола.
Повторить наклон вперед из положения стоя.
Повторить перекат назад, коснуться ногами пола за головой (10—15 раз).
С. 43—44, читать, ответить на вопросы.
Стоять на одной ноге с закрытыми глазами, засечь лучшее время.
Повторить отжимания от пола.
С. 77, читать.
Повторить перекат назад, коснуться ногами пола за головой (10—15 раз).
С. 65—66, читать.
Повторить отжимания от пола.
Выполнять комплекс утренней гимнастики или зарядки каждый день в течение каникул.
Урок 1.4 Правила безопасности на уроках физической культуры. Значение разминки
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – знают основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь), ориентируются на выполнение моральных норм в подвижных играх «Ловишка», «Салки»; проявляют положительные качества личности (дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей) и управляют эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях.
Предметные – организация и проведение подвижных игр «Ловишка», «Салки» в спортивном зале; соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия; осознание значения разминки; выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – характеристика явлений (действий и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера.
Задачи: создать условия для закрепления правил безопасности на уроках физической культуры, осознания значения разминки, разучивания разминки в движении, повторения подвижных игр «Ловишка», «Салки», проведения упражнений на внимание.
Инвентарь: секундомер.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение по команде «В одну шеренгу становись!». Учитель проверяет правильность построения (по росту).
Учащиеся при поддержке учителя повторяют технику безопасности на занятиях физической культурой, проводимых на улице.
Выполнение строевых команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!», «Налево!», «Направо!», «Кругом!».
Команды повторить несколько раз и остановить класс лицом по направлению движения.
По команде «Налево в обход шагом марш! Бегом марш!» выполняется двухминутный бег. Учитель напоминает о правильном положении плеч (плечи расправлены), подбородка (подбородок прямо), глаз (взгляд направлен вперед вниз на 2—3 м), спины (спина прямая), рук (руки согнуты в локтях на уровне пояса), ног (нога ставится с передней части стопы сверху, как бы наступая на линию), о том, что нельзя переходить на шаг, останавливаться. Если кому-то из учеников трудно справиться с заданием, то можно разрешить бежать очень медленно по внутреннему кругу и только в самом крайнем случае переходить на шаг. При необходимости учитель корректирует выполнение учащимися бега.
По окончании бега подводятся итоги, проводится дыхательное упражнение: руки вверх – вдох, руки опустить, немного наклониться (расслабиться) – выдох. Повторить не менее 4 раз.
Проводится разминка в движении; перед выполнением упражнений учитель напоминает о значении разминки (разминка необходима для того, чтобы подготовить мышцы и связки к основной работе).
1) Ходьба на носках (15—20 с).
2) Ходьба на пятках (15—20 с).
3) Ходьба два шага на носках, два шага на пятках (20—30 с).
4) Ходьба спиной вперед с наклонами головы вправо-влево на каждый шаг (20 с).
5) Ходьба спиной вперед с наклонами головы вперед-назад на каждый шаг (15 с).
6) Руки в стороны, движения на каждый шаг: 1—4 – круговые движения кистями; 5—8 – круговые движения предплечьями; 9—12 – круговые движения руками перед собой внутрь; 13—16 – круговые движения руками перед собой наружу. Повторить 4 раза.
7) Повороты туловища на каждый шаг, руки перед грудью (20—30 с).
8) Наклон на каждый шаг (ноги не сгибать); обратить внимание детей на то, что шаги не должны быть широкими (20—30 с).
9) Выпады на каждый шаг (20—30 с).
10) Ходьба в полуприседе (20 с).
l l) Ходьба в глубоком приседе – гусиный шаг (20 с).
По окончании разминки класс останавливается на длинной стороне зала.
II. Основная часть.
Проверка летнего домашнего задания. Повторить правила игры «Ловишка» (цель: развитие пространственной ориентировки в постоянно меняющихся условиях). Игру можно проводить на время, то есть считая, какое количество времени затрачивает водящий, чтобы поймать всех игроков. Игра проводится в течение 10—15 минут (в зависимости от того, сколько окажется желающих побывать в роли водящего). После смены двух-трех водящих учащиеся проходят шагом один круг.
Проводится подвижная игра «Салки», которая заканчивается за 7 минут до конца урока.
III. Заключительная часть.
Класс быстро строится в колонну по одному и проходит по кругу, выполняя дыхательные упражнения (в это же время можно подвести итоги игр, объявив лучших игроков). Затем учащиеся останавливаются на длинной стороне зала и проводится игра-упражнение на внимание. Учитель объясняет правила: «Проверим ваше внимание. Если вы услышите в моей речи цифру «один» и ее производные – «раз», «единица», «кол» и т. п., то делаете шаг вперед. Если услышите «два» и ее производные – «двойка», «двенадцать», «пара»и т. п., то делаете шаг назад».
Учителю необходимо подбирать слова так, чтобы максимально запутать учеников. В конце игры нужно подвести итоги, объявив самых внимательных игроков. Напомнить детям о том, что следующие уроки будут проходить на улице, поэтому необходимо подготовить форму для занятий на спортивной площадке.
Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Правила безопасности на уроках физической культуры. Значение разминки (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Организующие строевые команды и приемы; строевые упражнения, правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий; навыки организации и проведения подвижных игр, игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности, разминка в движении; подвижные игры «Ловишка», «Салки»; упражнения на внимание.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Объяснительная, репродуктивная.
Педагогические средства – Беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: организовывать физические упражнения и подвижные игры (как в помещении, так и на открытом воздухе); соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; взаимодействовать с игроками; выполнять организующие строевые команды и приемы, игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности, строевые упражнения, упражнения на внимание; играть в подвижные игры «Ловишка» и «Салки».
Получат возможность научиться: вести тетрадь по физической культуре.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: знают правила личной гигиены; умеют использовать двигательный опыт в соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга.
Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми, приемами действий в ситуациях общения.
Урок 2.5 Тестирование бега на 30 метров с высокого старта
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – знают основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь), ориентируются на выполнение моральных норм в подвижной игре «Собачки ногами»; проявляют положительные качества личности (дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей) и управляют эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях.
Предметные – организация и проведение подвижной игры «Собачки ногами» на спортивной площадке; соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия;·выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий (бег на 30 м с высокого старта), доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; измерение физической подготовленности (быстрота, выносливость), систематическое наблюдение за ее динамикой.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – характеристика явлений (действий и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера.
Задачи: создать условия для повторения разминки в движении, выполнения бега на 30 м с высокого старта, разучивания футбольных упражнений, подвижной игры «Собачки ногами».
Инвентарь: секундомер, тетрадь для записей, два футбольных мяча.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Выполнение строевых команд: «Класс, в одну шеренгу становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!».
По команде «Направо! Налево в обход шагом марш! Бегом марш!» выполняется бег (2 мин). Учитель напоминает о правилах бега: можно обгонять, но нельзя толкаться и задевать друг друга.
По окончании бега перейти на шаг и выполнить дыхательные упражнения (20—30 с). Разминка в движении повторяется не полностью, она немного видоизменяется и усложняется:
1) Ходьба на носках (20 с).
2) Ходьба на пятках (20 с).
3) Ходьба: правая нога идет на носке, левая – на пятке, затем наоборот (по 20 с).
4) Ходьба спиной вперед, выполнение наклонов головы на каждый шаг, под счет. Каждая цифра счета – это наклон головы и возвращение ее в и. п.: 1 – наклон головы вперед, 2 – наклон головы назад, 3 – наклон головы вправо, 4 – наклон головы влево. Выполнить 4 раза.
5) Ходьба. Руки в стороны, движения на каждый шаг: 1—4 – круговые движения кистями; 5—8 – круговые движения предплечьями; 9—12 – круговые движения руками перед собой внутрь; 13—16 – круговые движения руками перед собой наружу. Повторить 4 раза.
6) Повороты туловища на каждый шаг: шаг правой – поворот туловища направо, руки в стороны и вернуться в и. п. (руки перед грудью); шаг левой – поворот туловища налево, руки в стороны и вернуться в и. п. (руки перед грудью). Повторить 4 раза.
7) Ходьба спиной вперед. Наклон на каждый шаг (ноги не сгибать); обратить внимание детей на то, что шаги не должны быть широкими (20—30 с).
8) Ходьба спиной вперед. Выпады назад на каждый шаг (20—30 с).
9) Ходьба спиной вперед. Ходьба в полуприседе (20 с).
10) Ходьба спиной вперед. Ходьба в полном приседе – гусиный шаг (20 с).
Разминка заканчивается, и класс останавливается возле беговой дорожки.
II. Основная часть.
Проводится тестирование бега на 30 м с высокого старта. Бег должен проводиться на ровной площадке или стадионе. Длина прямой дорожки должна быть не менее 50 м (15—20 м для торможения и полной остановки бегуна). Напомнить ученикам о правильном старте: по команде «На старт!» бегун подходит к линии старта, выставляя вперед одну ногу (ставя ее вплотную к линии), а другую ногу отставляя назад на носок. Туловище выпрямлено, руки свободно опущены вдоль тела, голова держится прямо.
По команде «Внимание!» бегун наклоняется вперед, слегка подседает на обеих ногах, одна рука (противоположная выставленной ноге) опускается рядом с носком ноги, бегун замирает и не совершает никаких движений в ожидании команды «Марш!». По этой команде бегун резко отталкивается ногами, начинает бег, набирая скорость. Также следует напомнить учащимся технику бега по дистанции: бегун ставит ногу с носка, ступни ног ставятся по одной линии (бег, «наступая на линию»), и выполняет широкие и быстрые шаги, строго в вертикальном положении, высоко поднимая бедро, ритмично работая руками. Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, тело слегка наклонено вперед, спина прямая. Двигаться строго вперед, не стискивая зубы и не напрягая рот. Движения свободные и широкие. Учащиеся должны помнить о правильном финишировании. Последние 10—15 метров дистанции бегун сохраняет свободный и непринужденный бег, смотрит вперед, плечи держит прямо, тормозить начинает только после преодоления финишной черты.