7. Подвижная игра «Салки».
Удар по мячу – основной технический прием в футболе.
Удары по мячу выполняются внутренней стороной стопы, средней и внешней частями подъема, носком, пяткой по неподвижному мячу, по мячу, катящемуся и летящему в различных направлениях, с места, в движении, в прыжке, с поворотом, в падении.
Удар внутренней стороной стопы («щечкой»). Полусогнутая опорная нога ставится сбоку от мяча. Стопа бьющей ноги, слегка согнутой в колене, обращена внутренней стороной к мячу и перпендикулярна к направлению удара. Чтобы послать мяч по низкой траектории, следует слегка наклонить туловище вперед и ударить в центр мяча, по высокой – наклонить туловище назад и ударить под мяч. Этот удар отличается большой точностью, потому что при его выполнении с мячом соприкасается большая часть стопы. Главная задача заключается в том, чтобы скоординировать скорость собственного движения с направлением и скоростью движения мяча.
Упражнения для обучения ударам ногой:
l. Удары по неподвижному мячу в стенку: с места; с 1 шага; с 2—3 шагов ходьбы; с разбега.
2. Удары по катящемуся мячу в стенку: с места; с 1 шага; с 2—3 шагов ходьбы; с разбега; поочередно с партнером.
3. Безостановочная передача двумя игроками мяча друг другу заданным способом.
4. Удары мяча в цель.
5. Ведение мяча с обводкой; то же с ударом по воротам.
6. Удары с линии пенальти, с линии штрафной площадки.
7. Ведение мяча и удар в цель.
Остановка мяча выполняется с целью уменьшения скорости катящегося или летящего мяча для выполнения дальнейших действий игрока ногой, туловищем и головой.
Остановке мяча подошвой обучают на месте, затем в движении вперед, назад и в сторону. Выполняя остановку катящегося мяча, игрок поднимает слегка согнутую ногу и направляет ее подошвой навстречу мячу. При этом пятка ноги находится ниже носка. В момент соприкосновения мяча с подошвой игрок мягким движением прижимает его к земле. Значительно труднее остановить подошвой опускающийся мяч. Ошибки: игрок неточно определяет место приземления мяча, из-за чего выбирает неверную позицию, чаще всего не доходя до места приземления мяча.
Остановка мяча внутренней стороной стопы применяется при приеме катящихся и летящих мячей. При остановке катящегося мяча тяжесть тела приходится в основном на слегка согнутую опорную ногу. Останавливающая нога выносится вперед (навстречу мячу), стопа развернута наружу на 90°. При соприкосновении мяча и стопы нога отводится назад. Ошибки: мяч останавливают напряженной, прямой ногой; слишком рано или поздно убирают ногу в момент остановки мяча.
Упражнения для обучения остановкам мяча:
1. Ученики стоят лицом друг к другу на расстоянии 5—10 метров.
Один посылает ногой мяч по земле партнеру, который принимает его под подошву, внутренней стороной стопы.
2. Остановка подброшенного мяча (разными способами).
3. Удар по мячу в щит, стенку и прием отскочившего мяча под подошву внутренней стороной стопы.
Ведение мяча целесообразнее в том случае, если все партнеры «закрыты» или находятся в невыгодном для развития атаки положении, когда противник ожидает передачи и др. Ведут мяч несильными ударами (толчками) одной или обеих ног – внутренней или внешней частью подъема, носком или серединой подъема в зависимости от направления движения (по прямой или с изменением направления движения). Если противник находится рядом и готов отобрать мяч, ведение следует осуществлять осторожно, отпуская мяч не далее, чем на 1 м. Ошибки: при ударе игроки чрезмерно тянутся за мячом; далеко отпускают мяч от себя; наклоняют голову и туловище вниз; смотрят только на мяч.
Упражнения для обучения ведению мяча:
1. Ведение мяча по прямой, дуге, ломаным линиям одной ногой; то же другой ногой (поочередно).
2. Ведение мяча в движении левым, правым боком вперед.
3. Ведение мяча, поворот на 180, 360°, ведение мяча.
4. Ведение мяча в квадрате поточно друг за другом с последующим ударом по воротам.
5. Произвольное ведение мяча на ограниченном участке футбольной площадки.
6. Ведение мяча с обводкой соперника.
7. Эстафеты: встречная с ведением мяча; встречная с обводкой препятствий; встречная с ведением по кругу и передачей; с ведением, обводкой препятствий и ударом в цель.
Вбрасывание мяча (аут) – единственный технический прием, выполняемый полевыми игроками с помощью рук. При вбрасывании мяч берут в руки так, чтобы кисти с расставленными пальцами обхватывали его сбоку, большие пальцы почти соприкасаются. Исходное положение – стойка ноги врозь (на ширине плеч) или в положении шага. Руки с мячом, несколько согнутые в локтевых суставах, поднимаются вверх – за голову. Туловище отклоняется назад, ноги сгибаются в коленном суставе. Бросок начинается энергичным выпрямлением ног, туловища, рук и завершается кистевым усилием в сторону вбрасывания. В этот момент игрок должен касаться земли обеими ногами.
Упражнения для обучения вбрасыванию:
1. Броски мяча из-за головы при фиксированном положении туловища
и ног.
2. Вбрасывание мяча по коридору 2—5 м.
3. Вбрасывание мяча в обозначенном на поле участке (круги, квадраты).
4. Игра «Все мячи в сторону соперника» (игроки поочередно бросают мяч сначала в одну, затем в другую стороны. Оценивается правильность выполнения вбрасывания мяча).
Игра вратаря. Вратарю разрешается ловить, отбивать, переводить и бросать мячи. Успешное выполнение технических приемов во многом определяется готовностью вратаря к действию в удобной стойке для прыжка, падения, броска за мячом в ноги сопернику. Она характеризуется стойкой ноги врозь на слегка согнутых ногах. Полусогнутые руки вынесены вперед на уровне груди. Ладони обращены вовнутрь вперед, пальцы несколько расставлены.
Ловля мяча – основной прием техники игры вратаря. В зависимости от направления, траектории и скорости мяча его ловят снизу, сверху или сбоку. Мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря, ловят в падении. При ловле катящегося мяча вратарь с сомкнутыми ногами наклоняет туловище вперед, не сгибая ноги. Подкатившийся мяч мягко подхватывает руками и поднимает к животу.
Построить учеников в одну шеренгу. Повторить уже известные правила игры в футбол:
– Игра начинается в центре поля командой, получившей право первого удара (после жеребьевки). Мяч направляется в сторону команды противника. Игроки команды, не выполняющие первый удар, стоят за пределами центрального круга.
– Первый бьющий по мячу игрок не имеет права выполнять удар, пока мяча не коснется другой игрок. Если после выполнения первого удара мяч попадает в ворота противника, то засчитывается гол.
– Если игра остановлена по причинам, не предусмотренным правилами, то назначается спорный мяч (мяч бросается на землю между игроками).
– Положение вне игры фиксируется, если в момент удара по мячу игрок находился перед воротами противника и перед ним не было игроков защищающейся команды, кроме вратаря. Однако положение вне игры не фиксируется, если: игрок находился на своей половине поля, мячом сыграл игрок защищающейся команды, выполнялся угловой удар или вбрасывание из-за боковой линии.
– В футболе разрешены толчки и блокировка игроков (плечом, корпусом), но в пределах правил.
– Штрафной удар назначается, если игрок совершил умышленное нарушение правил. Если такое нарушение совершено в штрафной площадке, назначается пенальти. При выполнении пенальти все игроки, кроме вратаря и бьющего игрока, должны выйти за пределы штрафной площадки и дуги. Вратарь до момента удара не имеет права сдвигать ноги с линии. Бьющий игрок должен направить мяч вперед и не может касаться его второй раз до тех пор, пока до мяча не дотронулся любой другой игрок. Пенальти пробивается и в том случае, если время игры закончилось (для этого время увеличивается). За систематическое нарушение правил игры игроку делается предупреждение, а в случае продолжения нарушений (в том числе жестами, словами) игрок удаляется с поля.
– Мяч, вышедший за боковую линию, вбрасывается в том месте, где он вышел за пределы поля. Бросающему нельзя отрывать ноги от земли, пока мяч не вылетел из рук. Бросать мяч под ноги нельзя.
– Мяч, вышедший за линию ворот от нападающего, вводят в игру от ворот. Мяч, влетевший в ворота противника после удара от ворот, засчитывается.
– Если мяч вышел за линию ворот от игрока защищающейся команды, то назначается угловой удар. Пробивается он с той стороны поля, где мяч вышел за его пределы. Перед ударом мяч должен лежать неподвижно в угловом секторе поля. Мяч, забитый с углового удара, засчитывается.
– Побеждает команда, забившая в течение игры большее количество голов. При одинаковом количестве забитых мячей игра считается закончившейся вничью.
Класс делится на две команды (можно оставить уже имеющиеся группы). В каждой команде выбирается вратарь (можно выбрать вратаря на всю игру, а можно на некоторое время, тогда, если игроки решают сменить вратаря, они должны объявить об этом). Проводится спортивная игра футбол.
III. Заключительная часть.
За 5—7 минут до конца урока игра останавливается. Объявляется победившая команда, игроки проходят небольшой круг, выполняя дыхательные упражнения, после чего строятся в одну шеренгу. Проводится разбор игры, отмечаются ошибки и правильные действия (поддержку игроков друг друга стоит особо отметить).
Подведя итоги игры, класс под руководством учителя организованно отправляется в школу.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Правила и особенности игры в футбол (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Организационные команды; беговая разминка; футбольные упражнения; правила и особенности игры в футбол; спортивная игра футбол.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Объяснительная.
Педагогические средства – Беседа, репродуктивная.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять организационные команды, беговую разминку, футбольные упражнения; соблюдать правила и особенности игры в футбол; играть в спортивную игру футбол.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют использовать двигательный опыт в соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга.
Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми, приемами действий в ситуациях общения.
Урок 6. Кувырок вперед
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – активно включаются во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в игре с мячом; проявляют положительные качества личности (дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей) и управляют эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях.
Предметные – соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия; выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений, разминки с мешочками, кувырка вперед; повторение техники выполнения кувырка вперед, игрового упражнения на внимание; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – характеристика явлений (действий и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; выполнение строевых упражнений на месте; соблюдение правил безопасности на занятиях; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: контролировать действия партнера.
Задачи: создать условия для повторения разминки с мешочками на матах, разучивания более сложного выполнения кувырка вперед, проведения игрового упражнения на внимание.
Инвентарь: секундомер, мешочки (резиновые кружочки) по количеству занимающихся, гимнастическая палка, маты по одному на два ученика.
Содержание урока
I. Вводная часть (см. урок 3).
По окончании разминки учащиеся убирают мешочки на место и садятся на скамейки возле матов.
II. Основная часть.
Первую серию кувырков (2 кувырка подряд) выполнить обычным способом. Повторить технику и правильность выполнения.
Вторая серия – кувырок выполняется с трех шагов. Учитель страхует учащихся в процессе выполнения задания.
Для третьей серии кувырков потребуется обычный мяч. Задача состоит в том, чтобы ученик прокатил мяч по мату вперед и выполнил за ним кувырок. Надо постараться сделать так, чтобы, закончив кувырок, можно было мяч схватить. Если мяч укатывается далеко или, наоборот, мешает делать кувырок – значит упражнение выполнено неверно.
Третью серию желательно повторить 2—3 раза. Если есть возможность, нужно выделить для этого несколько матов, чтобы упражнение могли выполнять сразу несколько человек.
III. Заключительная часть (см. урок 3).
Кувырки закончить за 5 минут до конца урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Кувырок вперед (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка с мешочками на матах; группировка; кувырок вперед; усложненный кувырок вперед, упражнения на внимание.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, рефлексивная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять разминку с мешочками на матах, группировку, кувырок вперед, усложненный кувырок вперед, упражнения на внимание.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми, приемами действий в ситуациях общения.
Урок 7. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей.
Предметные – соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия; выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений, беговой разминки в сочетании с упражнениями на внимание и координацию движений, футбольных упражнений; участие в игре футбол; ознакомление с измерением частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – объективная оценка действий и поступков на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; логические – осуществление анализа действий учителя.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: контролировать действия партнера.
Задачи: создать условия для ознакомления с измерением частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений, разучивания беговой разминки в сочетании с упражнениями на внимание и координацию движений, проведения футбольных упражнений, спортивной игры футбол.
Инвентарь: секундомер, свисток, два футбольных мяча, двое ворот.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу. Повторение организационных команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!».
Учитель знакомит учеников со значением и способом измерения частоты сердечных сокращений: «Измерить частоту сердечных сокращений можно пальпацией, то есть приложив пальцы к запястью или к шее. Попробуйте найти нужное положение рук».
Каждый ученик должен уметь находить пульс, в случае затруднения учитель оказывает ему помощь. Когда все научатся находить пульс и считать удары, проводится измерение частоты пульса за 10 секунд. Каждый ребенок запоминает получившийся результат.
Повернуть класс направо. «Налево в обход шагом марш! Бегом марш!». Выполняется трехминутный бег. Первую минуту обгонять нельзя, учитель следит за тем, чтобы направляющий бежал со скоростью самого медленно бегущего ученика. Через минуту следует сигнал, и учащиеся могут обгонять друг друга, но главное условие остается прежним – за время бега не останавливаться и друг другу не мешать.
По окончании времени бега перевести класс на шаг, подождать, пока ученики встанут на свои места в колонне. Выполнить дыхательные упражнения: вдох – потянуться, руки вверх, выдох – расслабиться. Повторить 3—4 раза. Ученики продолжают двигаться колонной по одному, держа дистанцию не менее 2 м. После минутного отдыха класс переходит на легкий медленный бег, во время которого проводится разминка. Беговая разминка такова: ученикам необходимо внимательно слушать команды и менять упражнения сразу же, как поступает сигнал (команда).
Упражнения выполняются по 5—10 секунд:
1) Бег с круговыми движениями руками перед собой.
2) Бег спиной вперед с захлестом (сгибанием) голени (сложное упражнение, на которое можно отвести 20—30 с).
3) Бег приставным шагом правым боком вперед.
4) Бег скрестным шагом правым боком вперед.
5) Бег приставным шагом левым боком вперед.
6) Бег скрестным шагом левым боком вперед.
7) Бег спиной вперед.
8) Бег на носках.
9) Бег с поворотами на 360°, повороты выполняются в левую сторону.
10) Бег с подскоками на каждый третий шаг.
11) Бег с поворотами на 360°, повороты выполняются в правую сторону.
12) Бег руки в стороны, круговые движения кистями.
13) Бег с выполнением упражнения «ножницы».
14) Бег руки в стороны с круговыми движениями предплечьями. Перейти на шаг. Во время ходьбы сцепить руки в «замок» за спиной и прогнуться на 10—20 секунд. Затем выполнять выпады на каждый шаг (медленно, желательно под счет учителя).
По команде «Стой!» дети останавливаются и поворачиваются лицом к учителю. Учащиеся выполняют наклоны вперед, стараясь пальцами коснуться земли (при хорошо развитой гибкости выполняется упор стоя) – 20—30 секунд. По окончании разминки ученики считают пульс за 10 секунд. Результаты сравниваются. Теперь учитель может наглядно показать детям, как меняется пульс в зависимости от нагрузки. Отметить, что пульс считали за 10 секунд, а чтобы узнать количество сердечных сокращений в минуту, достаточно полученные показатели умножить на 6.
II. Основная часть (см. урок 5).
Не повторять правила футбола, в этом нет необходимости. Деление на команды происходит сразу и упражнения выполняются уже в командах. Перед игрой проводятся удары по воротам. Каждая команда бьет по своим воротам (можно бить без вратаря, просто на точность, с разных дистанций и из разных положений, а можно и с вратарем, но тогда дистанция должна быть как можно больше).
После тренировки ударов по воротам проводится игра футбол.
III. Заключительная часть.
За 5—7 минут до конца урока игра заканчивается, игроки строятся в одну шеренгу и подводятся итоги. Затем класс поворачивается в колонну и следует за учителем в школу. Учитель идет не прямой дорогой, а зигзагами, змейкой, постоянно меняя направление движения. Ученики не должны ошибаться, их задача – точно повторять движения учителя. Подойдя к дверям школы, можно отметить самых точных игроков и объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Организационные команды; частота сердечных сокращений (ЧСС) и методы их измерения; беговая разминка в сочетании с упражнениями на координацию движений и внимание; футбольные упражнения; спортивная игра футбол.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Объяснительная, репродуктивная.
Педагогические средства – Беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять организационные команды, беговую разминку в сочетании с упражнениями на координацию движений и внимание, футбольные упражнения; играть в спортивную игру футбол; понимать, что такое ЧСС; измерять ЧСС.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют измерять частоту сердечных сокращений и сравнивать показатели до и после нагрузки.
Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми, приемами действий в ситуациях общения.
Урок 8. Тестирование метания мешочка на дальность
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределениие – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей.