Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу. Выполнение организационных команд: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!», «Бегом марш!». Выполняется трехминутный бег. По окончании бега класс переходит на ходьбу, выполняет дыхательные упражнения и рассчитывается на первый-второй. По команде «Через середину в колонну по два шагом марш!» учащиеся перестраиваются в две колонны. Когда направляющие доходят до обозначенного места, учитель командует: «Направляющие, на месте стой!», затем поворачивает класс в две шеренги к себе лицом. Следует команда «На руки в стороны разомкнись!». Проводится разминка:
1) «Непослушные плечи». Это упражнение можно делать без cчета. Правое плечо поднимается вверх. При произнесении учителем фразы «Вот какое непослушное плечо» нужно опустить его с помощью наклона головы вправо. Как только голова возвращается в исходное положение, плечо снова поднимается вверх. Попробовать опустить его еще раз. Затем непослушным становится левое плечо, его опускают также наклоном головы. Через два раза снова вверх поднимается правое плечо, на этот раз его нужно опустить его подбородком (поворот головы направо). То же с левым плечом. Затем опустить правое плечо левой рукой, левое – плечо правой.
2) И. п. – о. с.; 1 – правая рука вперед, левая нога на носок; 2 – левая рука вперед, левая нога в и. п. правая на носок; 3 – правая рука в и. п., левая нога на носок, правая в и. п.; 4 – левая рука в и. п., правая нога на носок, левая в и. п. Повторить 4 раза, строго под счет.
3) И. п. – о. с., руки перед грудью, кисти сжаты в кулак (упражнение «Моторчик»); 1—4 – круговые движения вперед, правая кисть разжимается; 5—8 – круговые движения вперед, правая кисть сжимается обратно в кулак, а левая разжимается; 9—12 – круговые движения назад, правая кисть разжимается, левая сжимается; 13—16 – круговые движения назад, правая кисть сжимается, а левая разжимается. Повторить 2 раза. Лучше указывать детям как должны работать кисти.
4) И. п. – о. с., руки в «замок»; 1 – поворот туловища направо, тело немного отклоняется назад, руки в «замке» вперед, ладонями наружу; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища налево, тело немного отклоняется назад, руки в «замке» вперед, ладонями наружу; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
5) И. п. – широкая стойка ноги врозь; 1—3 – наклон к правой ноге с захватом голени, постараться руками притянуть себя к ней как можно ближе и удержать такое положение; 4 – вернуться в и. п.; 5—7 – наклон к левой ноге, также постараться притянуть себя руками к ноге как можно ближе и удержать такое положение; 8 – вернуться в и. п.
6) И. п. – о. с.; 1 – мах правой ногой вперед, хлопнуть под ногой руками; 2 – и. п.; 3 – мах левой ногой вперед, хлопнуть под ногой руками; 4 – и. п.; 5 – мах правой ногой назад, хлопнуть над ней за спиной руками; 6 – и. п.; 7 – мах левой ногой назад, хлопнуть над ней за спиной руками; 8 – и. п. Повторить 4раза.
7) И. п. – стойка на правой ноге; 1 – мах левой ногой влево; 2 – мах левой ногой вперед; 3 – мах левой ногой влево; 4 – мах левой ногой влево. Повторить 4 раза и выполнить то же другой ногой. В этом упражнении не так важна амплитуда, как сохранение устойчивости (чувство равновесия).
8) И. п. – о. с.; 1 – прыжок вправо с поворотом на 90°; 2 – прыжок в и. п.; 3 – прыжок влево с поворотом на 90°; 4 – и. п.; 5 – прыжок вправо с поворотом на180°; 6 – и. п.; 7 – прыжок влево с поворотом на 180°; 8 – и. п. Повторить 4 раза. Перейти на шаг и остановиться.
9) И. п. – глубокий присед; высокие прыжки прогнувшись (10 раз). Учитель задает темп выполнения упражнения, чтобы никто не торопился, а после десятого прыжка ученики переходят на ходьбу на месте, и перестраиваются в одну шеренгу, после чего, повернувшись, колонной направляются к скамейке и садятся.
II. Основная часть.
Провести тестирование броска мяча в горизонтальную цель. Результаты сравнить.
Выполнить футбольные упражнения, разученные на уроках.
За 12 минут до конца урока класс делится на две команды, и каждый игрок берет себе мяч.
III. Заключительная часть.
Проводится другой вариант подвижной игры с мячами «Метко в цель». Этот вариант отличается от предыдущего тем, что набивные мячи (по 4 мяча с каждой стороны) расположены на линии, обозначающей территорию команды. В этом случае достаточно одного хорошего попадания по набивному мячу, чтобы забить его на территорию противника. Пока набивной мяч касается линии, очко не засчитывается. Игроки команд не имеют права выбивать свои мячи.
За 3—4 минуты до конца урока игра заканчивается, ученики быстро убирают инвентарь и строятся в одну шеренгу. Подводятся итоги игры.
Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Тестирование броска мяча в горизонтальную цель (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка, направленная на развитие координации движений; тестирование броска мяча в горизонтальную цель; футбольные упражнения; подвижная игра «Метко в цель».
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная, контрольная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная, индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять разминку со скакалкой, бросок мяча в горизонтальную цель, упражнения на координацию движений и внимание; играть в подвижную игру «Вышибалы».
Получат возможность научиться: вести тетрадь по физической культуре.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми, переживать и болеть за своих товарищей.
Урок 21. Акробатические элементы
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей.
Предметные – соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия; выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений, разминки на развитие гибкости, круговой тренировки, акробатических элементов (стойка на лопатках, «мост», кувырок назад, «ласточка»); оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – объективная оценка действий и поступков на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению учебных заданий.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: контролировать действия партнера.
Задачи: создать условия для проведения разминки, направленной на развитие гибкости; повторения и совершенствования техники выполнения акробатических элементов: стойка на лопатках, «мост», кувырок назад, «ласточка», круговой тренировки.
Инвентарь: секундомер, свисток, гимнастические маты по количеству учеников или по одному мату на два человека, гимнастическая палка, гимнастическая скамейка.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу. Выполнение команды «На первый-второй рассчитайсь!», Выполнение бега (1,5 мин) с заданием: если звучит команда «первые», значит первые бегут спиной вперед, если «вторые» – соответственно, вторые. Если же снова «первые», то те снова бегут лицом вперед и т. д. Во время бега и первых, и вторых номеров повернуть не менее четырех раз. После бега выполнить дыхательные упражнения: руки вверх, на носки приподнялись – вздохнули, руки опустили, полунаклон вперед – выдох. Повторить 4 раза, после чего ученики в колонне подходят к матам, располагаясь каждый на своем мате (или вдвоем на одном). Проводится разминка, направленная на развитие гибкости.
1) И. п. – сед на мате, руки в «замок» перед грудью; 1 – поворот головы налево, руки вперед в «замке» ладонями наружу; 2 – и. п.; 3 – поворот головы направо, руки вперед в «замке» ладонями наружу; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
2) И. п. – сед на мате, руки за головой; 1 – наклон головы вперед, локти вперед; 2 – наклон головы назад, локти отвести назад, прогнуться. Повторить 4 раза, в невысоком темпе.
3) И. п. – сед на мате; 1 – поворот туловища направо, посмотреть за спину, левой рукой постараться коснуться мата как можно ближе к правому боку; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища налево, посмотреть за спину, правой рукой постараться коснуться мата как можно ближе к левому боку; 4 – и. п. Повторить 4 раза в невысоком темпе. Упражнение выполняется как скручивание.
4) И. п. – сед, упор сзади; 1—4 – шагать руками назад; 5—8 – шагать в и. п. Повторить 4 раза, с каждым разом стараясь «зайти» руками как можно дальше.
5) И. п. – сед на мате согнув ноги, – стопы упираются друг в друга, ладони лежат на коленях; 1—4 – ритмичные, но несильные надавливания на колени. Повторить 4 раза. Стараться коленями достать до мата.
6) И. п. – сед на мате согнув ноги, стопы упираются друг в друга, руками взяться за колени; 1—4 – покачаться в этой позе вправо-влево. Повторить 4 раза. Стараться согнутые ноги полностью класть на мат.
7) И. п. – сед на мате; l – пружинистый наклон, коснуться ладонями колен и вернуться в и. п.; 2 – пружинистый наклон, коснуться ладонями голени и вернуться в и. п.; 3 – пружинистый наклон, коснуться пальцами голеностопных суставов и вернуться в и. п.; 4 – пружинистый наклон, коснуться пальцами рук пальцев ноги вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
8) И. п. – сед на мате ноги врозь; 1 – наклон к правой ноге; 2 – наклон вперед; 3 – наклон к левой ноге; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
9) И. п. – сед на мате, ноги врозь; l-4 – пружинистые наклоны к правой ноге; 5—8 – пружинистые наклоны вперед; 9—12 – пружинистые наклоны к левой ноге; 13-l 6 – пружинистые наклоны вперед. Повторить 2 раза.
II. Основная часть.
Если у каждого ученика свой мат, то упражнения выполняют все одновременно, если же по два человека на один мат, то по очереди.
Стоя перед матом, повторить «ласточку». Если упражнения учащиеся делают по очереди, то один выполняет упражнение на мате, а второй в это время повторяет «ласточку», причем в этом случае можно сделать два варианта упражнения: «ласточка» руки в стороны и «ласточка» руки вдоль туловища.
На матах сначала повторить выполнение стойки на лопатках: из упора присев выполнить перекат назади, подставляя руки под спину, выпрямить ноги вверх (зафиксировать, держать это положение три счета), спина прямая, ноги вместе, носки вытянуты; затем, убирая руки, выполнить перекат, сгруппироваться и принять положение упора присев. Учащиеся сами стараются удерживаться в нужном положении. В случае необходимости учитель помогает детям. На выполнение упражнения отводится 1 минута.
Затем выполняется «мост». И. п. лежа на спине, ноги прямые, руки прямые вверху; согнуть колени (подтянуть их под себя), а руки поставить рядом с плечами; затем, выпрямляя руки, прогнуться в пояснице, приподнять туловище от пола, отклоняя голову назад, и зафиксировать положение «мост». Задача – не только стараться удержаться в нужном положении, но и переступать с руки на руку в положении «моста». Упражнение выполняется 1 минуту.
Примечание. Рекомендуем выполнить упражнения для развития статической выносливости – длительное удержание прямых ног в положении сед углом (и. п. – руки вдоль тела касаются опоры у таза или чуть-чуть отставлены назад; руки в стороны).
Перейти к кувыркам и перекатам. Для начала выполнить 2 разминочных кувырка. Если на мате один ученик, то сначала кувырок выполняется в одну сторону, затем в обратную. Чтобы не было столкновений, все дети встают на левую сторону мата и выполняют кувырки только по сигналу учителя. Учащиеся принимают упор присев и по сигналу одновременно выполняют первый кувырок. Затем разворачиваются, снова принимают упор присев и по второму сигналу возвращаются обратно. Повторить два раза (четыре кувырка). Если мат один на двоих, то кувырки выполнять по группам.
Выполняются перекаты назад в группировке с возвращением в упор присев. Делается 10 перекатов.
После подготовительных упражнений вспомнить технику выполнения кувырка назад. Обратить внимание детей на основные моменты: начинаем в упоре присев, затем уходим в перекат и сразу берем группировку, далее отпускаем руки и ставим их на мат (упираемся, помогая себе перевернуться) возле ушей, переворачиваемся через голову. Довольно часто именно кувырок назад вызывает большие сложности. Поэтому детей необходимо постоянно контролировать. После повторения техники выполнения учитель по очереди подходит к каждому ученику и тот под присмотром выполняет 2 кувырка назад. Остальные в это время повторяют стойку на лопатках и «мост». Учитель проходит эти кувырки с каждым учеником дважды.
Проводится круговая тренировка (7 станций по 1 минуте каждая):
1 – выполнение стойки на лопатках на мате;
2 – «ходьба по ступенькам». Вместо ступенек используется перевернутая гимнастическая скамейка. Задача ученика на этой станции – шагнуть на скамейку, встать на нее обеими ногами, затем спуститься с нее спиной вперед;
3 – отжимания от пола;
4 – выполнения «моста» на мате;
5 – кувырки. На этой станции находится учитель. Можно делать кувырки вперед и назад;
6 – удержание гимнастической палки вертикально на ладони. Удерживаем палку как на правой, так и на левой руке;
7 – шпагаты. Выполнение прямого и продольного шпагатов. Количество станций может варьироваться. За работу на каждой станции группа (ученик) может получать баллы. Отметка выставляется дифференцированно. При переходе от одной станции к другой дается время на восстановление дыхания. По окончании работы на станциях можно с ребятам убрать весь инвентарь и снаряды на место.
Примечание. Можно рекомендовать каждому ученику вести «Карточку круговой тренировки», куда заносятся результаты измерения частоты пульса до и после нагрузки и все упражнения, выполняемые на уроке.
Закончив круговую тренировку, ученики снова возвращаются на маты.
III. Заключительная часть.
Сидя на матах, подвести итоги прохождения полосы препятствий. Если остается резерв времени, проводится упражнение на восстановление. Ученики ложатся на маты, закрывают глаза и выполняют все указания учителя. Указания могут быть такие: «Медленно поднимаем руки вверх. Положили их на пол за головой. Теперь правую руку вперед. Медленно положили правую руку на мат. Левую руку вперед. И ее медленно опустили на мат. Лежим, отдыхаем…» За 1 минуту до конца занятия заканчиваем упражнение. Командой «Класс, в одну колонну становись!» строим детей перед выходом из зала. Объявляется окончание урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Акробатические элементы (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка, направленная на развитие гибкости; стойка на лопатках; «мост»; кувырок назад; «ласточка»; круговая тренировка; упражнения на внимание.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная и индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять разминку, направленную на развитие гибкости, стойку на лопатках, «мост», кувырок назад, «ласточка», упражнения на внимание; проходить по станциям круговой тренировки.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют выполнять упражнения на гибкость; готовить мышцы к предстоящей работе на гибкость.
Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми, следить за безопасностью друг друга.
Урок 22. Тестирование виса и проверка волевых качеств
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – активно включаются во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Передача мяча в тоннеле»; проявляют положительные качества личности и управляют эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях; проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей.
Предметные – организация и проведение подвижной игры «Передача мяча в тоннеле» в спортивном зале; соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия; выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений, разминки на развитие координации движений, виса, упражнений на внимание и развитие памяти; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – объективная оценка действий и поступков на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; соблюдение правил безопасности на занятиях, правил подвижной игры «Передача мяча в тоннеле»; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению учебных заданий.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: контролировать действия партнера.
Задачи: создать условия для повторения разминки, направленной на развитие координации движений, выполнения виса и проверки волевых качеств учеников, разучивания подвижной игры «Передача мяча в тоннеле», упражнений на внимание и развитие памяти.
Инвентарь: секундомер, тетрадь для записей, гимнастическая стенка (4—5 пролетов) или высокие перекладины для тестирования, 2—4 низких перекладины и маты под ними.
Содержание урока
I. Вводная часть (см. урок20).
П. Основная часть.
Тестирование виса. Если в зале много лестничных пролетов, на которых можно сдавать тестирование, то проходить тест могут одновременно несколько учеников. Результаты каждого ученика лучше объявлять сразу, сравнивая с предыдущими. Этот тест проверяет не только силу и выносливость, но и волевые качества ребенка.
Можно предложить учащимся выполнить по одному подходу подтягивания в висе лежа согнувшись.
По окончании тестирования разучивается подвижная игра «Передача мяча в тоннеле». Игроки встают в колонну по одному и прыгают ноги врозь, «спасаясь» от катящегося мяча (см. Приложение).
III. Заключительная часть.
За 5—6 минут до конца урока игра заканчивается, класс строится в одну шеренгу, рассчитывается на первый-второй. Первые делают 5—6 шагов (в зависимости от ширины зала) и поворачиваются лицом ко вторым. Все размыкаются на руки в стороны (если есть необходимость). Учитель задает три комбинации. Первая – шаг вперед, шаг вправо, шаг назад, шаг влево. Выполнить всем вместе два раза. Вторая – два шага вперед, два шага вправо, два шага назад и два шага влево (выполнить два раза). Третья – два шага вперед, один шаг назад, один шаг влево, один шаг назад, один шаг вправо (повторить два раза). Далее учитель командует, называя номер комбинации – один, два или три. Ученики закрывают глаза. Как только поступает команда, они начинают выполнять нужные шаги. Если учитель подаст сигнал (свисток, хлопок), все должны сразу замереть на своих местах (такой сигнал дается в случае опасности, например, когда двое учащихся запутались и пошли навстречу друг другу). Ученики, ошибка которых приводит к остановке упражнения, выбывают (или наказываются штрафным очком и возвращаются в исходную точку).
Упражнение заканчивается за 1 минуту до конца урока. Отметить проявленное старание и терпение учащихся. Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Тестирование виса и проверка волевых качеств (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка, направленная на развитие координации движений; тестирование виса на время; проверка волевых качеств; подвижная игра «Передача мяча в тоннеле»; упражнения на внимание и развитие памяти.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная, контрольная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная, индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять разминку, направленную на развитие координации движений, вис на время, упражнения на внимание и развитие памяти; проверять свои волевые качества; играть в подвижную игру «Передача мяча в тоннеле».
Получат возможность научиться: вести тетрадь по физической культуре.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют проявлять волевые качества.
Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми, переживать и болеть за своих товарищей.
Урок23. Подвижная игра с мячом «Перестрелка»
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – активно включаются во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Перестрелка»; проявляют положительные качества личности и управляют эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях; проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей.