II. Основная часть.
Повторить прыжки в длину с разбега. Каждый учащийся должен выполнить не менее пяти прыжков. После прыжков класс делится на две команды и переходит к изученным футбольным упражнениям:
1) С места ударить правой ногой по неподвижному мячу, затем то же выполнить левой.
2) С разбега ударить правой ногой по неподвижному мячу, затем то же выполнить левой.
3) Катнуть мяч вперед и, разбежавшись, ударить по катящемуся мячу.
Проводится игра с элементами футбола – вариант «Футбольных (или командных) собачек». Спортивная площадка делится на две половины, каждой команде дается мяч. Команды выбирают водящих, которые отправляются на территорию противника. По сигналу игроки начинают передавать мяч товарищам по команде, не выходя за пределы своей половины площадки; задача водящего – отобрать мяч и передать его на другую половину площадки, своей команде. На какой стороне окажется два мяча, та команда получает 1 очко. Затем мяч передается обратно, потерявшей его команде, водящие меняются и игра продолжается. Обычно играют до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый игрок.
III. Заключительная часть.
За 5—6 минут до конца урока класс строится в одну шеренгу и подводятся итоги игры и урока. В завершении проводится упражнение на внимание (см. урок 11). Учитель предупреждает, что последующие уроки будут проходить в зале, поэтому необходимо подготовить соответствующую спортивную форму для занятий в спортивном зале.
Объявить об окончании урока. Учитель отводит детей в здание школы.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Элементы футбола в подвижных играх (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка в движении; строевые упражнения в движении; прыжок в длину с прямого разбега; футбольные упражнения; упражнения на внимание; подвижная игра «Футбольные или командные собачки».
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Объяснительная, репродуктивная.
Педагогические средства – Беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять разминку в движении, строевые упражнения в движении, прыжок в длину с прямого разбега, футбольные упражнения, упражнения на внимание; применять футбольные упражнения в подвижных играх; играть в подвижную игру «Футбольные или командные собачки».
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют использовать двигательный опыт в соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга.
Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми.
Урок 14. Тестирование прыжка в длину с места
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей.
Предметные – соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия; выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений, разминки на развитие координации движений, прыжка в длину с места, футбольных упражнений, подвижной игры «Хвостик»; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – объективная оценка действий и поступков на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; логические – осуществление анализа действий учителя.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: контролировать действия партнера.
Задачи: создать условия для проведения разминки, направленной на развитие координации движений, выполнения прыжка в длину с места, разучивания футбольных упражнений, подвижной игры «Хвостик».
Инвентарь: секундомер, футбольные (или средние по размеру резиновые) мячи по количеству занимающихся, ворота, сантиметровая рулетка, тетрадь для записей, ленточки длиной 30—40 см по количеству занимающихся, 2—4 низких перекладины и гимнастические маты под ними.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу. Выполнение организационных команд «Направо!», «Налево в обход шагом марш!», «Руки в стороны!», «Руки вперед!», «Бегом марш!» (движения руками способствуют организации учеников). Выполняется трехминутный бег. По окончании бега следует перейти на шаг и сделать дыхательные упражнения. Упражнения в разминке выполняются в движении по периметру зала, поочередно и на каждый шаг. Одно упражнение в обычной ходьбе, одно – спиной вперед (по 15—25 с, в зависимости от правильности выполнения):
1) Наклоны головы вперед-назад на каждый шаг (обычная ходьба).
2) Наклоны головы вправо-влево (ходьба спиной вперед).
3) Упражнение «ножницы», руки постепенно поднимаются снизу вверх, а затем опускаются сверху вниз (обычная ходьба).
4) Круговые движения плечами назад (ходьба спиной вперед).
5) Круговые движения руками перед собой (обычная ходьба).
6) Повороты туловища направо-налево, руки перед грудью: шаг правой – поворот туловища направо, шаг левой – поворот туловища налево (спиной вперед).
7) Наклоны поочередно к каждой ноге (обычная ходьба).
8) Ходьба спиной вперед, выпады назад.
9) Ходьба в полуприседе (лицом вперед).
10) Ходьба в глубоком приседе (спиной вперед).
Остановить класс на длинной стороне зала. В течение 20 секунд учащиеся выполняют прыжки на месте, практически не сгибая ног, работая голеностопами. На этом разминка заканчивается. Ученики садятся на скамейку.
II. Основная часть.
Проводится тестирование прыжка в длину с места. Учащиеся, которые прошли тестирование, переходят к низкой перекладине и выполняют подтягивания в висе лежа согнувшись. Каждый ученик должен выполнить минимум один подход. Осуществляется сравнительная характеристика результатов.
После тестирования проводятся футбольные упражнения.
Каждый ученик берет мяч. По сигналу все начинают выполнять ведение мяча по всей площадке правой ногой, затем левой ногой по 1 мин. Еще 1 минута отводится на обычное ведение. Главная задача детей не сталкиваться друг с другом. Затем половина класса строится в правом углу зала, другая – в левом, напротив ворот. Ворота могут быть небольшого размера (0,5—1 м), тогда нет необходимости выбирать вратаря. Если же ворота большие, то вратарем может быть учитель либо кто-то из детей.
По сигналу направляющий из правого угла ведет мяч по диагонали к центру левой ногой и бьет по воротам (ближе чем на 3—5 м, в зависимости от размеров зала, не подходить), берет свой мяч и бежит в конец колонны в противоположный угол. Как только игрок подхватил свой мяч, движение начинает направляющий из левого угла и ведет мяч правой ногой до удара, и т. д. Пройти минимум два круга. Если вратарь выбран из числа детей, то лучше их периодически менять.
По окончании упражнения мячи убираются на место и класс строится в одну шеренгу.
III. Заключительная часть.
Проводится подвижная игра «Хвостик» (конец ленточки прячется в обувь, а другой свисает наружу). Выбирается водящий, задача которого – забрать все ленточки у игроков. Забирать ленточку он может только в том случае, если наступает на нее, таким образом выхватывая ленту из обуви игрока. Играют 1 минуту, после чего подсчитывается количество пойманных игроков и водящий меняется. Игра заканчивается за 3 минуты до конца урока. Игроки быстро строятся в колонну и проходят круг, отдыхая и восстанавливая дыхание, сдавая ленточки учителю. Затем останавливаются на длинной стороне зала и поворачиваются к учителю лицом. Подводятся итоги игры, можно выделить лучших водящих и убегающих игроков. Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Тестирование прыжка в длину с места (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка, направленная на развитие координации движений; тестирование прыжка в длину с места; футбольные упражнения; подвижная игра «Хвостик».
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная, контрольная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная, индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять разминку, направленную на развитие координации движений, прыжок в длину с места, футбольные упражнения; играть в подвижную игру «Хвостик».
Получат возможность научиться: вести тетрадь по физической культуре.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют использовать двигательный опыт в соревновательной деятельности.
Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми.
Урок 15. Кувырок назад
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – проявляют положительные качества личности (дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей) и управляют эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях.
Предметные – соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия; выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений, разминки с массажными мячами, кувырка назад, круговой тренировки; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – объективная оценка действий и поступков на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; соблюдение правил безопасности на занятиях; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению заданий.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Задачи: создать условия для разучивания разминки с массажными мячиками («ежиками»), повторения техники выполнения кувырка назад, проведения круговой тренировки.
Инвентарь: секундомер, массажные мячики («ежики») по количеству занимающихся, 4 гимнастических мата, расположенные по 2 в ряд, ряды параллельны друг другу.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение. Выполнение команд: «Направо! Налево в обход шагом марш!», «Руки в стороны, на носочках марш!». Через 10—15 секунд звучит команда «Бегом марш!». Выполняется бег (1,5 мин), после которого по команде «Шагом марш!» класс начинает ходьбу. Выполняются дыхательные упражнения. Проходя по кругу, ученики берут по одному массажному мячику («ежику»). На длинной прямой учитель командует: «Стой! Налево! На руки в стороны разомкнись!», после чего проводится разминка.
1) И. п. – о. с., руки перед грудью, «ежик» зажат ладонями; l-4 – круговые движения кистями с зажатым между ними «ежиком». Повторить 4 раза.
2) И. п. – узкая стойка ноги врозь, «ежик» ладонью правой руки прижат к бедру правой ноги; l-2 – прокатить мяч по ноге вниз с наклоном вправо; 3—4 – прокатить мяч по ноге вверх. Повторить 4 раза, затем выполнить то же самое с другой стороны.
3) И. п. – о. с., «ежик» зажат между ладонями; 1—4 – выполнить круговые движения туловищем, одновременно прокатывая «ежик» между ладонями. Повторить 2 раза, выполняя круговые движения туловищем вправо, и 2 раза влево.
4) И. п. – о. с., «ежик» в правой руке; 1 – наклон назад, передать «ежик» за спиной из правой руки в левую; 2 – и. п., «ежик» в левой руке; 3 – наклон назад, передать «ежик» за спиной из левой руки в правую; 4 – и. п. Повторить 4 раза. Стараться рассчитывать наклон назад так, чтобы не падать.
5) И. п. – о. с., «ежик» в руках; 1 – наклон, положить «ежик» на пол; 2 – выпрямиться; 3 – наклон, взять «ежик» с пола; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
6) И. п. – широкая стойка ноги врозь, «ежик» на полу у правой ноги; прокатить «ежик» вокруг ног восьмеркой. Упражнение выполняется без счета 20 секунд.
7) И. п. – о. с., «ежик» в правой руке; 1 – перебросить «ежик» из правой руки в левую; 2 – перебросить «ежик» из левой руки в правую. Повторить 4 раза.
8) И. п. – о. с., «ежик» лежит на полу спереди; 1 – прыжок вперед через «ежик» с поворотом на 180°; 2 – прыжок в и. п. Повторить 4 раза в невысоком темпе.
На этом разминка заканчивается. Ученики проходят по кругу, складывают «ежики» на место и садятся на скамейки возле матов.
II. Основная часть.
Упражнения выполняют по двое на двух небольших дорожках из матов. Каждый ученик делает по 2 кувырка. Затем выполняются перекаты назад в группировке с возвращением в упор присев. Делается 10 перекатов, после которых ученик разворачивается и выполняет два кувырка вперед.
По окончании подготовительных упражнений учитель напоминает технику выполнения кувырка назад, обращая внимание на основные моменты: начинать в упоре присев, спину при этом держать круглой (чуть наклониться вперед), затем уйти в перекат назад и сразу взять группировку, далее отпустить руки и поставить их на мат (упереться, помогая себе перевернуться) около плеч (ладони обращены в пол), опустить ноги за голову и перевернуться через голову в упор присев.
Учащиеся по очереди подходят к мату и пробуют выполнить данный кувырок. Учитель подстраховывает, помогает и отмечает ошибки, мешающие ученику выполнить кувырок правильно. Каждый повторяет кувырок минимум 4 раза (учащиеся проходят 4 круга).
Круговая тренировка (6 станций по 1 минуте каждая):
1 – кувырки назад. На этой станции находится учитель.
2 – отжимания. Выполняются обычные отжимания от пола.
3 – приседания. Приседания выполняются в невысоком темпе. Стараться спину держать ровно и при каждом приседе не забывать поднимать руки вперед.
4 – шпагаты. Выполняются прямой и продольные шпагаты.
5 – прыжки с поворотом на 180°на двух ногах через «ежик».
6 – в седе выполняются наклоны вправо, влево, вперед. Закончив круговую тренировку, построиться в одну шеренгу.
III. Заключительная часть (см. урок 11).
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Кувырок назад (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка с массажными мячами; перекаты назад-вперед; кувырки вперед и назад; круговая тренировка; упражнения на внимание.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Объяснительная, репродуктивная.
Педагогические средства – Беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная, индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять разминку с массажными мячами; перекаты назад-вперед; кувырки вперед и назад, упражнения на внимание; проходить станции круговой тренировки.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют выполнять массажные приемы массажными мячами.
Коммуникативные компетенции: владеют способами взаимодействия с людьми.
Урок 16. Тестирование подъема туловища из положения лежа на спине за 30 секунд
Планируемые результаты:
Личностные – самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к предмету; морально-этическая ориентация – активно включаются во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Хвостик»; проявляют положительные качества личности и управляют эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях; проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении целей.
Предметные – организация и проведение подвижной игры «Хвостик» в спортивном зале; соблюдение правил поведения и предупреждение травматизма во время занятия; выполнение организующих строевых команд, жизненно важных двигательных навыков и умений, разминки на развитие координации движений, подъема туловища из положения лежа на спине за 30 секунд, футбольных упражнений; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – объективная оценка действий и поступков на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; управление эмоциями при общении со сверстниками и учителем; оценка красоты телосложения и осанки; анализ и объективная оценка результатов собственного труда; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению заданий.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: контролировать действия партнера.
Задачи: создание условий для проведения разминки, направленной на развитие координации движений, выполнения подъема туловища из положения лежа на спине за 30 секунд, повторения футбольных упражнений, разучивания нового варианта подвижной игры «Хвостик».
Инвентарь: секундомер, тонкий жесткий мат для тестирования (желательно), футбольные (или средние по размеру резиновые) мячи по количеству занимающихся, ворота, тетрадь для записей, ленточки длиной 30—40 см по количеству занимающихся, 2—4 низких перекладины и гимнастические маты под ними.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу. Выполнение организационных команд. Выполнение команд: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!», «На носках марш!» (15 с), «На пятках марш!» (15 с), «С перекатом с пятки на носок, марш!» (30 с), «Спиной вперед, марш!», «С перекатом с носка на пятку» (1 мин). Возможно, последнее упражнение придется выполнить медленно и по частям, чтобы все сумели понять правильную технику выполнения. После освоения этого упражнения следует команда «Бегом марш!». Дети не должны ошибиться, ведь начинают они бежать спиной вперед, лишь через круг дается команда «Обычным бегом марш!». Бег выполняется три минуты, после чего проводятся дыхательные упражнения и разминка, направленная на развитие координации движений. Ученики продолжают идти по кругу, выполняя команду «На первый-второй рассчитайсь!». После расчета следует предупредить детей, что во время разминки будут даваться команды «Первые, шаг вправо (влево)!» или «Вторые, шаг вправо (влево)!». Эти команды выполняют только те, к кому она относится, продолжая двигаться по кругу. Два раза стоит попробовать перестроиться до самой разминки. Убедившись, что все ученики поняли это задание, можно начать саму разминку, упражнения выполняются на каждый шаг. Желательно задать нужный ритм ходьбы, для этого можно вести счет («раз, два, три, четыре») или использовать бубен.
1) И. п. – голова прямо; 1 – наклон головы влево, правое плечо вверх; 2 – и. п.; 3 – наклон головы вправо, левое плечо вверх; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
«Вторые, шаг влево!»
2) И. п. – руки вперед, кисти сжаты в кулак; 1—4 – круговые движения предплечьями внутрь (к себе); 5—8 – круговые движения предплечьями наружу от себя. Повторить 4 раза.
«Первые, шаг вправо!»
3) И. п. – руки в замок перед грудью; 1—4 – «волны» руками перед грудью. Повторить 4 раза.
«Вторые, шаг вправо!»
4) И. п. – руки в «замок» сзади, ладони вверх; 1—4 – «волны» руками за спиной. Повторить 4 раза.
«Первые, шаг влево!»
5) И. п. – руки на поясе; 1 – шаг правой, поворот туловища направо, правая рука вверх, левая – вниз; 2 – и. п.; 3 – шаг левой, поворот туловища налево, левая вверх, правая – вниз; 4 – и. п. Не забывать тянуться. Повторить 4 раза.
«Первые, шаг влево!»
6) 1—2 – обычные шаги, на «два»приставить ногу; 3—4 – наклон, коснуться руками пола и выпрямиться. Повторить 4 раза.
«Вторые, шаг влево!»
7) 1 – выпад правой, поворот туловища направо, руки за голову; 2 – выпрямиться; 3 – выпад левой, поворот туловища налево, руки за голову; 4 – выпрямиться. Повторить 4 раза.
«Первые, шаг вправо!»
8) Движение в глубоком приседе спиной вперед.
«Вторые, шаг вправо!»
Разминка заканчивается. Когда класс оказывается возле нужной скамейки, звучит команда «Стой!». Ученики садятся на скамейку.
II. Основная часть.
Проводится тестирование подъема туловища из положения лежа на спине за 30 секунд. После тестирования можно сравнить полученные результаты.
Ученики, которые сдали тестирование повторяют подтягивания в висе лежа согнувшись. Можно изменить порядок сдачи, например, те, кто были первыми на прошлом уроке, сегодня идут последними (чтобы тем, кто были последними на прошлом уроке, сегодня досталось больше времени на подтягивания).