Начальник дворцовой стражи почтительно молчал, и Илушума мыслями опять вернулся на полгода назад, припомнив ту встречу и разговор с Балтазаром на берегу Тигра.
Он помахал Балтазару рукой, выйдя из скрывавших его кустов. Тот увидел принца, подошел ближе, и они оба расположились на больших валунах у самой кромки воды. После простых и коротких приветствий первым заговорил Балтазар. Разговор их был настолько сухим, а чувства сдержанными, что сторонний наблюдатель никогда бы не смог представить себе, что это учитель разговаривает с любимым своим учеником, и что они знают друг друга очень давно, и многое пережили вместе, и не виделись несколько лет. Они обменивались короткими сухими фразами, и даже интонации совершенно не выдавали их эмоций.
– Ты уверен, что за нами не наблюдают и разговор не будет услышан? – отстраненно и даже как-то нарочито спокойно задал вопрос Балтазар.
– Мне кажется, я предусмотрел все, – скромно ответил Илушума.
– По крайней мере, за мной никто не шел, – подтвердил Балтазар. – Теперь к делу. Мы не виделись пять лет, Иса. Ты нормально адаптировался?
– Абсолютно, учитель. Меня приняли за принца.
– А настоящий наследник? Все, как мы спланировали?
– Да. Исчез в пространстве и времени.
– Как ты это сделал?
– Мне помог гуру Готама. Я ведь еще не могу так хорошо перемещать людей и живые существа во времени, как Вы, учитель, или наши гуру. Сам я не решился бы один все сделать таким образом, чтобы никому не навредить. Я попросил помощи.
– Это правильно, – согласился Балтазар. – И что произошло?
– Принц с двумя своими людьми путешествовал в дельте междуречья. Мы ожидали его плот в месте слияния Тигра и Евфрата. Однажды утром гуру Готама устроил так, чтобы на болота опустился густой туман. Как только это случилось, он перенес во времени слугу принца, чтобы тому не было совсем одиноко в новом для него мире, а потом – уже после нашей беседы – и самого принца. Помогло еще, что слуга сам оступился в тумане и упал за борт. Очнулся он уже в новом времени. А принц, свалившись за борт, сначала побарахтался немного, но потом ухватился за край плота и влез на него. Совсем скоро появились и мы. Там был еще Ияр.
– Представляю себе, как принц удивился!
– Да как все в подобной ситуации. Как и я когда-то. Потрясение. Сначала схватился за кинжал, хотел ударить. Потом подошел ко мне поближе, увидел, как я похож на него, и просто онемел. Думал, что все подстроено врагами, и его хотят похитить.
– Ну, тут он, пожалуй, был недалек от истины, – иронично заметил Батазар.
– В определенной степени, так, – согласился Илушума. – За исключением врагов, конечно. В общем, нам с гуру Готама и Ияром удалось его несколько успокоить, правда, поначалу с помощью физической силы, но делать было нечего: пришлось применить. Мы не стали сплавляться дальше вниз по течению, зацепились за плавни и стали ждать. Когда принц окончательно пришел в себя, я сел напротив и начал разговор. Так мы и проговорили весь день и ночь. Чтобы он рассказал о себе все до мелочей, что могло бы мне помочь, гуру Готама пришлось сначала отправить его по параллельному времени «на экскурсию» аж на два с половиной тысячелетия вперед. Там он пожил с неделю и вернулся обратно, прямо на плот. Удивлению не было предела!
– Еще бы!..
– Вот тогда, после «экскурсии», он и принял наше предложение, со всем согласился и отбыл. Конечно, там он принцем не будет, но ему понравилось. А кому не понравилось бы: комфорт, чистота, удобства?
– Ну, ладно. А что его мать? Тоже ничего не поняла?
– Принц и раньше не был с ней достаточно близок. Его воспитали другие люди.
– Это он тебе рассказал?
– Конечно.
– То есть, с этим сложностей не было?
– Не было и нет, – подтвердил Иса. – Все нормально: я совершенно похож на Илушуму.
– А твоя жена? Как она?
– Я ведь женился сам, позже. С прежним принцем они только изредка виделись; по сути, были едва знакомы. Кстати, она очень милая и хорошая женщина и мать.
– У вас – дети?
– Один. Мальчишка, ему скоро четыре года. Такой шебутной мальчуган! Царь распорядился назвать его Ашшурбанапалом.
– Мне кажется, ты рано решил завести наследника, – покачал головой Балтазар. – Ставишь себя в зависимое положение. А почему Ашшурбанапал? Царь думает прожить две жизни и передать власть сразу внуку?
– Об этом царь не говорил. Он очень хочет, чтобы когда-нибудь на троне оказался Ашшурбанапал II.
– Если только так… Ты помнишь о своей основной миссии, Иса?
– Конечно, учитель! Я сделаю все возможное, чтобы принести мир на землю Ассирии.
– Да-да, Иса. Помни об этом! Бесконечные войны надо прекратить! Население гибнет, из года в год вырезаются целые селенья и города, люди умирают от истощения. Когда-то нам казалось, что если возникнет большая империя Ашшуров, это приведет к процветанию всех стран – не только Месопотамии, но всего региона – от Нижнего моря и Хеттских гор до степей Семиречья. Но вот столетия проходят за столетиями, а вечная смута все длится и длится, и Ассирия не может навести порядок на Земле. Одна война рождает другую. Людьми все меньше производится божественной энергии, зато все чаще в космос выбрасывается энергия страдания и хаоса. Извини, что вынужден напомнить, но мы направили тебя сюда, чтобы ты, заняв место наследника престола, а впоследствии – царя, прекратил войны, установил мир и справедливые экономические отношения. Ты должен дать людям возможность трудиться и радоваться жизни, насколько это позволяет наше не слишком доброе время; и способствовать тому, чтобы людей становилось все больше. В этом гарантия существования Вселенной.
– Я все помню, учитель, – нахмурившись, произнес Илушума.
– Чтобы совершить задуманное, ты должен стать Ашшурбанапалу главным помощником. Он мыслит тебя преемником?
– Пока – да.
– Пока? Ты как-то неуверенно говоришь!
– Двое других сыновей еще подростки. Царь привлекает меня к управлению страной: обобщаю для него материалы по земледелию, финансам. К тому же, он приставил ко мне икуллума Гиваргиса, своего друга и наставника – начальника службы безопасности. Так сказать, иду по стопам отца, занимаюсь разведкой.
– Хорошо. Вряд ли за пять лет можно было сделать больше, – подытоживая эту часть разговора, кивнул Балтазар. – Будем считать, что начало положено. Теперь скажи, кто твои враги при дворе?
– Есть только один человек, который вызывает у меня отторжение на вербальном уровне.
– Кто он?
– Абендагов, туртан и икуллум Ашшурбанапала.
– Ты анализировал, почему?
– Анализировал, но в полной мере понять не могу. Стараюсь контактировать минимально. Кстати, насколько я могу судить, он также питает ко мне глубокую антипатию.
– Будь с ним предельно осторожен! У тебя появились ученики? Ты работаешь над этим?
– Да, есть два ученика. Грамотные молодые люди. Совсем молодые. Привлекаю их к общей работе, но о моей миссии они пока ничего не знают.
– У тебя к ним полное доверие?
– К одному из них – безусловное. Ко второму отношение двойственное. Хотелось бы показать их Вам.
– Доверяй своей интуиции, Иса: она у тебя достаточно развита, – посоветовал Балтазар. – Если не чувствуешь полного доверия, лучше переведи его в другую службу и меньше контактируй. По крайней мере, как-то проверь: это никогда лишним не бывает.
– Хорошо, учитель, – согласился Илушума.
– Ладно. Теперь обо мне. Я планирую пробыть на средиземноморье еще несколько лет. Надеюсь, сможем изредка видеться. Потом у меня будет небольшой перерыв. Небольшой – по нашим меркам. – Балтазар наконец-то улыбнулся Илушуме. – Ты о чем-то хочешь спросить?
– Прежде всего, почему Вы в Ассирии?
– Ты прав, Иса: я не должен был появляться здесь, ведь моя территория – Эллада. Но есть обстоятельства, которые потребовали твоей помощи, поэтому я здесь. Это очень плохо, потому что могу подставить тебя, но я вынужден был приехать.
– Но почему с вавилонской делегацией? Зачем привлекать внимание к себе сейчас, перед самой войной с Вавилоном? Правильно ли это?
– Посуди сам! Если на мой след нападут наши противники из безвременья, будет куда лучше, если я предстану агентом Вавилона, чем в своем действительном обличье. Сейчас мне надо быть внимательным, как никогда.
– Почему именно сейчас? Вы полагаете, что наши противники близко? – с тревогой спросил Илушума.
– Подозреваю, что очень близко, Иса, – подтвердил Балтазар. – Я ощущаю их присутствие, и поэтому я здесь, хотя не должен был бы рисковать тобой, твоей миссией.
– Но я ничего не ощущаю в этом роде!
– Ты еще относительно молод. Постепенно ощущение опасности входит в кровь, и теперь я чувствую ее кожей. Мне нужна твоя помощь, – снова повторил Балтазар.
– Что я должен сделать, учитель? – без колебания спросил Илушума.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Зиккура́т (от аккадского слова sigguratu – «вершина») – многоступенчатое пирамидальное культовое сооружение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
2
Примерно около 72 кг. 1 мина – в среднем около 0,5 кг.
3
Длина «малого локтя» в древней Месопотамии колебалась от 38 до 45 сантиметров.
4
651 год до нашей эры
5
Месяц шбат примерно соответствует январю.
6
Легендарная вавилонская царица Шаммурамат – Семирамида – покорила многие царства и отстроила Вавилон, где разбила знаменитые висячие сады, ставщие одним из семи чудес света. Возвращаясь из военного похода, узнала о заговоре, который подготовил ее сын Нания с целью свержения ее с престола. По легенде, она добровольно передала ему власть, превратилась в голубицу и улетела. Достоверно судьба ее не известна.
7
Нергал – в культовой традиции народов Месопотамии властитель подземного мира, царства мертвых.
8
Нисроч – в ассирийской мифологии бог с орлиной головой. Захак – аллегорический символ ассирийской династии, на знамени которой существовал пурпурный знак дракона. Пехар – Белый бог неба – в буддийской мифологии предводитель божеств, которые обеспечивают спокойствие людей.
9
Нижним морем в Ассирии и Вавилоне назывался Персидский залив
10
Парасанг – мера длины пути; составляет около 6,85 километра
11
Ику– мера площади, равная примерно 3,5 кв. километрам
12
Адад – у ассирийцев бог грома, дождя и водной стихии
13
Кайлас – святое место, священная гора на Тибете. Считается, что именно там расположен вход в таинственную страну Шамбалу.
14
Гильгамеш – герой шумерских и аккадских мифов, легендарный правитель шумерского города-государства Урук в Южной Мессопотамии ок. 1-й половины 3-го тысячелетия до н.э
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги