Книга Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий - читать онлайн бесплатно, автор В. А. Колосов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий
Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий

Дезадаптация социальная. Использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации.

АДАПТАЦИИ. ДВА ТИПА АДАПТАЦИИ

Существуют два типа приспособлений к внешним факторам:

– Пассивная адаптация (выносливость). Со временем организм приспосабливается, формируя определенную устойчивость к изменяющимся воздействиям экзогенных факторов, демонстрируя способность организма поддерживать постоянство внутренней среды. Пассивная адаптация возможна, если внешние условия длительное времени постоянны и изменяются в пределах определенного диапазона, позволяя жизнедеятельности организма стабилизироваться на новом уровне (например, сезонные, температурные адаптации и др.).

– Активная адаптация (сопротивление, противодействие). При сильных и чрезмерных воздействиях экзогенных факторов включаются специфические адаптивные механизмы. Цель их – компенсировать изменения в организме, нарушающие сохранения постоянство внутреннее среды – основы жизнедеятельности организма. остается относительно постоянной. Специфические адаптивные механизмы позволяют организму человека переносить воздействия экзогенных факторов в определенном диапазоне без нарушения нормальных функций организма. Диапазон между этими двумя значениями называется пределами выносливости. а кривая, характеризующая зависимость переносимости от величины фактора, называется кривой толерантности.

Количественные значения фактора, при которых не отмечается нарушения жизнедеятельности, определяются как границы нормы. Таких границ две: предельно высокое (+ фактор) и предельно низкое (– фактор) его значение. Дальнейшие сдвиги в сторону недостатка или избытка фактора снижает эффективность действия адаптивных механизмов. При чрезмерных воздействия факторов развиваются декомпенсаторные процессы и возникает угроза жизнедеятельности организма.

Таким образом, если адаптация обеспечивает постоянство внутренней среды (гомеостаз) в условиях здоровья, компенсация – это борьба организма за гомеостаз в измененных условиях, в условиях болезни. Если воздействие факторов среды на организм превышает уровень нормы адаптации организма, то он теряет способность в дальнейшем адаптироваться к среде, так как возможность перестройки структурных связей системы исчерпана.

Если внешние условия в течение достаточно длительного времени постоянны, либо изменяются в определенном диапазоне, то жизнедеятельность организма стабилизируется.

При комплексном воздействии между отдельными факторами устанавливаются особые взаимоотношения, при которых действие одного фактора в какой-то степени изменяет (усиливает, ослабляет и т.п.) характер воздействия другого. Например, тренировка к физическим нагрузкам вызывает устойчивость к гипоксии (кислородному голоданию), и наоборот, тренировка к гипоксии создает устойчивость к большим мышечным нагрузкам.

АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ (от лат. adapto – приспособляю) – это процесс вхождения человека в систему жизнедеятельности коллектива организации, в систему деловых и межличностных отношений.

Различают:

– физиологическую;

– психологическую;

– социально-психологическую;

– профессиональную;

– организационную адаптацию.

Каждый из видов адаптации оказывает влияние на будущую деятельность и поведение работника.

– Физиологическая адаптация выражается в совокупности реакций организма на измененные условия окружающей среды, что неизбежно ведет к перенапряжению, утомляемости, возбудимости людей.

– Психологическая адаптация проявляется в необходимости перестройки динамического стереотипа личности (системы условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую связь организма с внешней средой) в соответствии с требованиями новых трудовых условий.

– Социально-психологическая адаптация предполагает включение определенного работника в конкретную общественно-трудовую среду. Социальная адаптация служит исходной предпосылкой эффективности производственной деятельности и организационного поведения членов группы.

Продолжительность и безболезненность социального адаптационного периода зависит не только от личностных качеств индивидов, но и от степени зрелости группы, сложившихся в ней норм и правил общения, взаимной требовательности, формальных и неформальных межличностных отношений.

– Профессиональная адаптация теснейшим образом связана с социальной адаптацией. Она выполняет функцию приобщения к технологической и функциональной совместной деятельности, в ходе чего возникает тесное взаимодействие и взаимоотношения между ее участниками. Органическая связь деловых и межличностных контактов самым благотворным образом сказывается на организационном поведении.

Чем полнее и всестороннее пройдет адаптация нового сотрудника, тем больше возникнет позитивных предпосылок к плодотворной совместной деятельности с членами коллектива,

– Организационная адаптация – это усвоение сотрудником своей роли в структуре организации, понимание организационного статуса своего рабочего места в рабочем подразделении и в общей структуре организации, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления фирмой, местом своего подразделения и своей должности в общей организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе организации.

Организационная адаптация включает в себя следующие аспекты: административно-правовой; социально – экономический; управленческий; рекреационно-творческий.

– Административно-правовой аспект связан с овладением знаниями о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.

– Социально-экономический аспект адаптации связан с овладением адаптантом сферами социальной и экономической активности в организации.

– Управленческий аспект социально-организационной адаптации связан со становлением работника как субъекта управления.

– Рекреационно-творческий аспект. Речь идет об адаптации к сфере жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом и др.

Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

АДИНАМИЯ — бессилие, слабость от различных причин. Обычно под адинамией понимают физическую слабость, малую подвижность.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (А.п.) (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка; лат. addictus – рабски преданный) – особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Выделяются основные виды аддикций:

1) злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды;

2) участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных;

3) сексуальное А. п.;

4) переедание и голодание;

5) «работоголизм» («трудоголизм»);

6) длительное прослушивание музыки, г. о. основанной на ритмах.

При формировании аддикции происходит редукция межличностных эмоциональных отношений. В узком смысле А. п. ограничивается только 1-м видом аддикций.

АДЕКВАТНЫЙ – равный, вполне соответствующий чему – либо.

АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ (А.р.). В зависимости от контекста под А. р. понимают:

1) раздражитель, на переработку параметров которого избирательно настроены рецепторные образования органов чувств (анализаторы);

2) раздражитель, который вызывает восприятие или стимулирует формы поведения, адекватно отражающие его содержание. Эти определения не совпадают, если их рассматривать применительно к ситуации возникновения иллюзий. Напр., раздражение вестибулярного аппарата в момент прекращения вращения тела вокруг вертикальной оси, приводящее к возникновению окулогравической иллюзии.

АЖИТАЦИЯ – клиническое нарушение, проявляющееся в моторном беспокойстве, потребности в движении. Поведенческое нарушение, при котором аффективное напряжение неконтролируемо переходит в движение. Сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).

АККОМОДАЦИЯ – приспособление к чему-либо.

Аккомодация глаза – приспособление глаза к ясному видению путем изменения преломляющей силы его оптических сред, в первую очередь хрусталика.

Аккомодация физиологическая – приспособление нервной и мышечной ткани к действию медленно нарастающего раздражителя.

АККУМУЛЯЦИЯ, АККУМУЛИРОВАНИЕ – накопление, собирание.

АККЛИМАЦИЯ (англ. acclimation) – эволюционный или онтогенетический процесс, благодаря которому организм (человека, животных, растений) адаптируется к новой климатической среде. Цвет волос и кожи различных рас часто приводится как пример эволюционной А.

В переносном смысле «климат» может относиться к социальной, культурной, организационной среде, при этом адаптация понимается как психологический и социокультурный процесс.

АКСИОМАТИКА БЖД

Основные положения теории безопасности жизнедеятельности могут быть представлены в виде ряда аксиом.

Аксиома 1. Любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома 2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.

Аксиома 3. Естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости и (или) способностью к длительному негативному влиянию на среду обитания, т.е. остаточным риском.

Аксиома 4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека, техносферу и природную среду (биосферу).

Аксиома 5. Безопасность реальна, если негативные влияния на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Аксиома 6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Аксиома 7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечиваются соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям и их региональным комплексам, а также применением систем экобиозащиты.

Аксиома 8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах должны обладать приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режимов работы.

Аксиома 9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических показателей оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и правил безопасности и экологичности.

АКТИВАЦИЯ – возбуждение или усиление активности, переход из состояния покоя в деятельное состояние.

Активация генерализованная – возбуждение, распространяющееся по всем отделам коры головного мозга.

Активация локальная – избирательное повышение уровня возбуждения в отдельных областях коры больших полушарий.

АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

Активность строится согласно вероятностному прогнозированию развития событий в среде и положения в ней организма. В психологии активность человека чаще связывают с деятельностью, рассматривая ее как динамическое условие ее становления, выполнения и видоизменения, как свойство ее собственного движения.

Выраженность активности связывают с:

1) спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия;

2) наличием значимых для субъекта целей деятельности;

3) выходом за пределы исходных целей, т.е., при угрозах неполучения значимых результатов деятельности;

4) желанием сохранить устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Активность сверхнормативная – одна их форм проявления активности надситуативной. Выражается в стремлении индивида или группы повысить официально предъявляемые обществом требования к некоему виду деятельности. Активность сверхнормативная один из важнейших показателей высокой эффективности группы (индивида). Фиксируется лишь в тех видах деятельности, где есть четкие официальные нормативы выполнения.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это ускоренные способы обучения, направленные, прежде всего, на развитие и совершенствование психических навыков и личностных способностей ученика, необходимых для реализации учебной деятельности.

АКУСТИЧЕСКАЯ ТРАВМА – специфическое повреждение органа слуха, вызванное звуками чрезмерной силы или продолжительности и выражающее в нарушении структуры и функции слуховой системы – приводит к снижению слуха.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis – деятельный) – действие, состоящее в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратковременной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении. Характеризуется различной степенью трудности или легкости – в зависимости от уровня сохранения или забывания извлекаемого материала.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ (А.с.) – воспроизведение имеющихся у индивида (человека и животных) знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, мыслей, чувств и т. д.), перевод их из латентного, потенциального состояния в актуальное действие.

А. с. основывается на возбуждении ранее образованных систем временных связей (ассоциаций), их «следов» в центральной нервной системе, оживляемых действием наличных предметных и словесных раздражителей. А. с. может быть преднамеренной (произвольной) и непреднамеренной (непроизвольной), полной и неполной, обобщенной и избирательной в зависимости от прочности выработанных нервных связей, общей структуры и состояния функциональной системы, в которую они включаются в данный момент.

АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии под акцентуаций понимается несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоторых психологических черт или особенностей субъекта, например, акцентуация характера:

– акцентуация дистимная – для нее характерны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии;

– акцентуация застревающая – акцентуация паранойяльная;

акцентуация истероидная (акцентуация демонстративная) – для нее характерна выраженная тенденция к демонстративному поведению;

– акцентуация конформная – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других;

– акцентуация лабильная – резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

– акцентуация неустойчивая – склонность легко поддаваться влиянию окружающих;

– акцентуация паранойяльная (акцентуация застревающая) – повышенная подозрительность;

– акцентуация циклоидная – чередование фаз хорошего и плохого настроения;

– акцентуация шизоидная – отгороженность, замкнутость, интроверсия;

– акцентуация эпилептоидная – склонность к злобно-тоскливому настроению.

Акцентуация также один из способов создания образов воображения. Выделяется

некая деталь или часть целого и делается доминирующей, несущей основную нагрузку.

Пример – карикатуры и шаржи.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА (англ. character accentuation) – высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией.

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ – психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата.

АЛГОРИТМ (в математике) – точное предписание для выполнения «вычислительного» (комбинаторного) процесса. Однако, в широком смысле алгоритмическими могут быть самые разнообразные виды управляемых операций (действий, процедур).

В данном случае алгоритм – это предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса. В психологии понятие алгоритм используется для описании процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Умение решить задачу в общем виде, владея некими общими приемами решения задач определенного класса, означает владение некоим алгоритмом деятельности.

Алгоритмическая деятельности оператора один из видов формального операционного описания трудового процесса как совокупности дискретных единиц деятельности и правил, определяющих порядок их следования.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В ЧС:

1. Осмотр места происшествия.

2.Проведение первичного осмотра пострадавшего и оказание первой помощи при состояниях угрожающих его жизни;

3. Вызов скорой помощи или других необходимых служб;

4.Проведение вторичного осмотра пострадавшего и при необходимости оказание помощи при выявлении других проблем. Непрерывное наблюдение за пострадавшим и успокаивание его до прибытия скорой помощи.

Осмотр места происшествия:

– не представляет ли место происшествия опасности для вас и для окружающих (оголенные электрические провода, падающие обломки, интенсивное дорожное движение, пожар, дым, неблагоприятные погодные условия)? Если вам угрожает опасность, не приближайтесь к пострадавшему. Вызовите соответствующие службы (03, 02, 01);

– определите, что произошло: обращайте внимание на детали;

– определите сколько пострадавших (если один пострадавший стонет и зовет на помощь, вы можете не заметить второго, находящегося без сознания);

– оценить могут ли окружающие помочь (дать какую-то информацию о случившемся, вызвать скорую помощь).

Первичный осмотр пострадавшего:

Как только вы убедились в том, что пострадавшему ничто не угрожает, следует выяснить его состояние.

– Проверьте, в сознании ли он. Его можно позвать голосом, нажать костяшками пальцев на грудину или трапециевидную мышцу, расположенную в районе шеи. Если он отреагировал на голос или прикосновение, значит, пострадавший в сознании.

– Если человек был или сейчас находится без сознания, ему следует открыть дыхательные пути. У человека в бессознательном состоянии западает язык, который может препятствовать дыханию или вообще перегородить дыхательные пути. Запрокиньте голову пострадавшего и приподнимите ему подбородок, дыхательные пути сразу освободятся.

– Проверьте, дышит ли человек. Для этого необязательно подставлять зеркало, дыхание можно услышать, наклонившись к пострадавшему поближе, почувствовать рукой или щекой, либо просто увидеть приподнимание груди или живота. Убедитесь, что человек дышит, понаблюдав за ним минимум 5 секунд.

– Проверьте пульс у пострадавшего. Достаточно трудно это сделать на запястье, поэтому пульс ищите на гортани. Пульс проверяется в течение 15 секунд, полученную цифру помножьте на 4 и получиться показатель «за минуту». Обычный пульс человека составляет 60 – 80 ударов в минуту

Примечание: После первичного осмотра следует вызвать «Скорую медицинскую помощь». Вам предстоит ответить на ряд вопросов диспетчера:

– Пол пострадавшего.

– Возраст (хотя бы приблизительно).

– Причину вызова: ДТП, травма, бессознательное состояние или другое.

– Подробный адрес: сразу указывайте этаж, код подъезда и даже схему проезда, чтобы ускорить прибытие врачей.

– Номер телефона – лучше дать свой, поскольку бригада может иметь определенные трудности с поиском дома или места происшествия, и вы сможете помочь им приехать быстрее.

Вы можете записать номер наряда, названный диспетчером, на случай, если вы захотите позже найти пострадавшего.

Проведение вторичного осмотра:

– вновь опросите пострадавшего и присутствующих о случившемся;

– проведите общий осмотр;

– следите за динамикой состояния;

– успокойте человека;

– создайте максимально удобные условия в период ожидания.

Важность вторичного осмотра в обнаружении проблем, которые непосредственно не представляют угрозы для жизни пострадавшего, но могут иметь серьезные последствия, если оставить их без внимания и оказания первой помощи. Например, инсульт, развитие болевого шока и др. Если у больного нет подозрений на травму головы или перелом позвоночника, его лучше повернуть на бок. В таком восстановительном положении не западает язык, а также нет возможности захлебнуться рвотными массами или кровью. Следует регулярно проверять состояние пострадавшего: сознание, дыхание, пульс. Проинформируйте врачей «Скорой помощи» о случившемся и о состоянии больного. Не мешайте врачам делать свое дело.

АЛГОРИТМ ПЕРВИЧНОГО ОСМОТРА ПОСТРАДАВШЕГО ПО МЕТОДИКЕ ABBCS.

Алгоритм первичного осмотра пострадавшего по методике ABBCS (аббревиатура состоит из начальных букв английских терминов, обозначающих системы органов жизнеобеспечения):

(Air ways – воздухоносные пути). Ревизия и механическая очистка полости рта. Удаляются инородные тела, сгустки крови, выбитые зубы и т. д. Если пострадавший без сознания, язык фиксируется булавкой к одежде или к коже области плеча. Голова в положении, при котором воздухоносные пути наиболее раскрыты.

В (Breath function – функция дыхания). Функция дыхания характеризуется следующими количественными и качественными признаками: поверхностное, затрудненное дыхание, флотирующая грудная клетка, участие в дыхании грудных и (или) брюшных мышц, частота дыхания.

В (Blood vessels – кровеносные сосуды). Оценивается состояние целостности кровеносных сосудов, проявляющееся различным

и вариантами наружного и внутреннего кровотечения.

С (Cardiovascular system – сердечно-сосудистая система). Определение наличия пульса на периферических артериях. Частота пульса не подсчитывается. Наличие пульса на лучевой артерии предполагает, что АД выше 80 мм рт. ст., отсутствие говорит об АД ниже 80 мм рт. ст. Наличие пульса на сонной артерии соответствует примерно 60—80 мм рт. ст., отсутствие – ниже 60 мм рт. ст. Сердечнососудистая система при наличии пульсирующего артериального кровотечения не исследуется. Исследуется состояние кожи: цвет, влажность, температура.

S (Sensory organs – органы чувств). Сенсорно-ассоциативные функции (по шкале Глазго):