Книга Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий - читать онлайн бесплатно, автор В. А. Колосов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий
Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психология безопасности труда. Краткий толковый словарь психологических, психофизиологических и медико-биологических терминов и понятий

1) открывание глаз (самостоятельное, по словесной команде, на болевое раздражение, не открывает);

2) речевая реакция и сознание (ориентирован и разговаривает, спутанное

сознание и разговаривает с трудом, не ориентирован и произносит отдельные бессмысленные слова, без сознания и не разговаривает);

3) двигательная реакция (выполняет движения по команде, осмысленно локализует боль, при сгибании конечности возвращает ее в исходное положение, патологические сгибания конечности, церебральная мышечная атония).

При большом количестве пострадавших их обследование проводится по ограниченной программе – ABB.

Опыт показывает, что при первичной сортировке в проведении подробного системного обоснования пораженного (больного) нет необходимости. Очевидно, что если у пораженного выраженная асфиксия или явления наружного кровотечения, то исследовать состояние кожи, речевую, двигательную реакции едва ли следует. Для выработки правильного сортировочного решения это не имеет значения.

АМНЕЗИЯ — потеря памяти, вызванная либо повреждением головного мозга либо психологической травмой.

Различают два главных типа:

– антероградная амнезия (неспособность запоминать новую информацию);

– ретроградная амнезия (утрата воспоминаний о том, что происходило до события, которое привело к амнезии).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (А.) (от лат. ambo – оба + valentia – сила).

1. В объективном смысле А. – свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, противоположным воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла и др.

2. В субъективном смысле А. – особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых мыслей, мотивов, эмоций.

Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в «Этике» Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают «нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться». Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между двумя идентичными и равно привлекательными стогами сена (это, разумеется, «умственный эксперимент»).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением, напр. переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти.

Термин А. ч. был предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Этот термин вскоре получил более широкое употребление и в психологии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства (или эмоции), появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вообще вызывают положительные и отрицат. чувства.

АМБИДЕКСТРИЯ (А.) (от лат. Ambo – оба + dextri – правый) – одинаковое развитие функций обеих рук. А. м. б. врожденной или возникнуть в результате тренировки. Амбидекстр -человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой руками.

АНАЛИЗ — процесс расчленения целого предмета или явления на составные части путем мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания. Он является одной из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления, с него начинается любое научное исследование, освоение деятельности. Анализ неразрывно связан с синтезом.

Анализ профессиональной деятельности – способ психологического исследования и анализа профессии, результатом которого является составление профессиографического описания данной профессиональной деятельности (описания профессии). Характеристика деятельности, включающая описание специфических особенностей деятельности, видов ответственности, требований к кандидату, тенденций на рынке труда, вероятной заработной платы и возможностей карьеры.

АНАЛИЗАТОР — понятие, предложенное И. П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Анализаторы – это сложные функциональные системы, включающие в три основных звена:

– периферийный отдел, представленный рецепторами – специализированными образованиями воспринимающие воздействия раздражения и преобразующих их в электрический импульс;

– проводниковый отдел, представленный нервными путями, по которым передается возбуждение (электрический импульс) в кору головного мозга;

– центральный отдел – участки коры головного мозга, преобразующие полученное возбуждение в определенное ощущение.

АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА – расстройства личности, находящие отчетливое проявление в склонности к антисоциальным, в том числе – противоправным действиям, в неспособности соответствовать принятым социальным нормам, в непреодолимых барьерах в социальном взаимодействии.

Антисоциальное поведение не следует путать с асоциальным. Антисоциальные личности настроены против общества. Асоциальные – отрицают его, не желают (не способны) социализироваться должным образом.

Первые признаки антисоциального расстройства личности:

– отсутствие привязанности к людям,

– отсутствие сопереживания и сочувствия,

– импульсивность,

– несоблюдение норм морали,

– отсутствие сожаления, раскаяния и угрызений совести по поводу допущенных нарушений.

Уровень интеллекта лиц с антисоциальным расстройством бывает разным. Иногда антисоциальные личности могут быть весьма высоко интеллектуальными.

Если асоциальных личностей характеризует неумение держаться в обществе, то антисоциальные личности часто обладают весьма высоким социальным интеллектом, они умеют держаться и вообще соответствовать общепринятым нормам, производя при этом положительное впечатление на окружающих. Этим при кратковременном контакте с ними у окружающих часто возникает неправильное представление.

Например, в ситуациях кратковременного разговора, психологического интервьюирования, собеседования при трудоустройстве они при прочих равных условиях производят порою даже лучшее впечатление, чем те, кто такого расстройства не имеет.

Отрицательные качества, свойственные личностям с антисоциальным расстройством, выявляются только при изучении их поведения в течение сколько-нибудь длительного промежутка времени, а не в обстановке непродолжительной беседы, в течение которой они могут «собраться», добиваясь у собеседника необходимой положительной оценки. Для людей с антисоциальными расстройствами характерна хорошая вербализация, логика, умение правильно оценить обстановку.

Антисоциальные расстройства не являются кратковременными, их развертывание обычно происходит годами. При этом основные отрицательные качества у лиц с антисоциальными расстройствами начинают проявляться уже в раннем возрасте. Согласно DSM-IV, это следующие качества:

– частые уходы из дома с невозвращением на ночь,

– стремление взрослых наказать их сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения,

– склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками,

– жестокость по отношению к другим и издевательство над животными,

– сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим,

– целенаправленные поджоги,

– частое вранье, вызываемое разнообразными причинами,

– склонность к кражам и грабежам,

– стремление к вовлечению лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

Наличие трех и более указанных признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством.

Асоциальная личность – человек, имеющий слабо развитое (или извращённое) чувство ответственности, низкие моральные ценности, а также отсутствие интереса к другим. Другое название асоциальной личности – социопат.

Характеристики асоциальной личности.

Поведение АЛ почти полностью определяется собственными потребностями человека.

– Болезненные реакции, фрустрации на состояние собственного неудовольствия.

– Стремление к немедленному избавлению (и избавлению любой ценой) от неприятных ощущений.

– Импульсивность, склонность жить моментом.

– Необычайная лёгкость лжи.

– Часто очень умело играют роли.

– Нестабильная самооценка.

– Потребность будоражить себя (приводить в возбуждение).

– Неспособность изменять свое поведение в результате наказания.

– Легко входят в контакт, особенно легко сходятся на почве развлечений.

– Отсутствие искреннего сочувствия к другим.

– Отсутствие чувства стыда или вины за свои поступки.

Развитию асоциальной личности способствуют: биологические детерминанты, особенности отношений родителей и ребёнка, стиль мышления.

АНТРОПОМЕТРИЯ – изучение наиболее вероятных статистических значений размеров человеческого тела и отклонений их в большую или меньшую сторону (отдельно для мужчин и женщин).

АПАТИЯ (греч. apatheia – бесстрастность) – состояние эмоциональной пассивности, безразличия и бездеятельности.

Характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов

Апатия – пассивное состояние, связанное одновременно с понижением тонуса подкорки и тем самым эмотивного фона и возбудимости коры. Выражается в чувстве неудовлетворенности, переживается как тягостное состояние.

Различие между скукой и апатией заключается в том, что апатия – состояние равнодушия, которые вызывается не только однообразием впечатлений, но часто и наоборот, их чрезмерным количеством. Оно может быть как следствием торможения, так и следствием перевозбуждения.

И.П.Павлов рассматривал апатию «как явление слабости вследствие перевозбуждения, когда все напряжение отпало»

Против скуки человек протестует открыто или про себя, при апатии – полное безразличие, отсутствие эмоционального тонуса, отсутствие интересов.

Основные признаки апатии:

– безразличное отношение к окружающему;

– вялость, заторможенность;

– речь медленная, с большими паузами.

Психофизиологическая характеристика апатии:

– безволие, желание «плыть по течению»;

– замедление, снижение креативности мышления;

– рассеянность внимания;

– ослабление памяти (ухудшение запоминания и воспроизведения информации);

– снижение коммуникативности: речь замедленна, большие паузы, молчание;

– эмоции как бы «смазаны», притуплены, приостановлены;

– дыхание замедляется, становится глубоким с частыми вздохами;

– головные боли;

– боль за грудиной, ноющая боль в области сердца;

– снижение или полное отсутствие аппетита;

– ярко выраженное снижение двигательной активности;

– поведение как бы в запрограмированное, автоматическое;

– отсутствие инициативы;

– уход в себя, ощущение себя посторонним наблюдателем;

– повышенная утомляемость;

Причины:

– напряженные длительные интеллектуальные и физические нагрузки;

– хронический стресс;

– пресыщенность впечатлениями (переутомление впечатлениями);

– неудовлетворенность в лично значимых ситуациях, неудачи, жизненные неприятности, горе;

– разрыв отношений с близким человеком;

– разочарование в людях, длительное непонимание со стороны окружающих;

– конфликты и одиночество;

Апатия может длиться от нескольких часов до нескольких дней и даже месяцев.

Профилактика состояния апатию:

– оптимизация профессиональной нагрузки;

– оптимальная организация режима труда и отдыха;

– мероприятия по психофизиологической реабилитации;

– организация активного отдыха

– помощь в преодолении личностных кризисных ситуаций.

АСПЕКТ — точка зрения, с которой рассматриваются предмет, явление, понятие.

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio – соединение) – связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Ассоциация. Связь между психическими явлениями образуется при определенных условиях, при которых актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Противоположное понятие – диссоциация. Психофизиологическая основа ассоциации является уловный рефлекс. Выделяют ассоциации:

1) по сходству (красное – пурпурное);

2) по контрасту (большое – маленькое);

3) по смежности в пространстве или времени;

4) причинно – следственные (сильный ветер – озноб).

Сила связи зависит от ряда условий: силы впечатлений, вызываемых элементами связи; их новизны, а также способностей индивида.

В социальной психологии в зависимости от общественной направленности выделяют:

1) ассоциации просоциальные – перенос позитивных нравственных ценностей из широкой социальной среды в сферу отношений трудовой деятельности путем включения этих ассоциаций в деятельность совместную, обусловленную общественно значимыми задачами организации и руководства;

2) ассоциации асоциальные – в данном случае ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характеров. Условия их проявления связаны с антиобщественной направленностью деятельности организации, ее руководства.

АССОЦИАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – существует общее правило, согласно которому представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями. Одним из видов таких связей являются ассоциативные.

Ассоциативные связи (ассоциации) представлений создаются прежде всего в силу пространственной или временной смежности:

– ассоциации по смежности в пространстве,

– ассоциации по смежности во времени.

Кроме данных типов ассоциаций выделяются еще ассоциации по сходству и по контрасту. Хотя на самом деле в большинстве случаев ассоциации по сходству сводятся к ассоциациям по смежности.

Ассоциативные связи имеют место во всех видах процессов воспроизведения. Если в пространстве или во времени были смежны объекты A, B, C и D, то вызов по памяти любого объекта (например B) вызовет представление соседей.

АУБЕРТА ФЕНОМЕН (англ. Aubert phenomenon) – обнаружение светлых объектов на темном фоне происходит при меньшем угле зрения (с большого расстояния), чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Этот эффект проявляется при наблюдении объектов в отраженном свете для высоких и средних уровней освещенности.

А. ф. – результат влияния иррадиации на видимую величину объектов.

Однако пространственный порог обнаружения объектов обратного контраста («светлое на темном») меньше лишь для таких условий сравнения, когда яркости объекта и фона меняются местами. Если на одном и том же фоне рассматривать одновременно объекты темнее и светлее фона при одинаковых величинах контраста, то темный объект виден под меньшим углом зрения (поправка, внесенная Б. М. Тепловым в 1935 г.).

АУБЕРТА – ФЕРСТЕРА ФЕНОМЕН (англ. Aubert – Forster phenomenon) – зависимость остроты зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения для периферического зрения. Установлено, что способность раздельного видения однородных объектов значительно выше для маленьких и близких объектов, чем для больших и удаленных при их одинаковых угловых размерах. А.-Ф. ф. проявляется также и в центральном зрении для аналогичных задач различения дискретной структуры поверхности, составленной из элементов (точек, полос, квадратов и т. д.). Пространственный порог слияния этих элементов больше на удалении, чем вблизи, вследствие чего поверхность воспринимается однородной (равносветлой и одноцветной).

Однако А.-Ф. ф. сменяется обратным эффектом при измерении остроты зрения на объектах, требующих опознания формы. Природа проявления А.-Ф. ф. не изучена до конца. В частности, не исследовано значение соотношения угловых размеров объектов и фона.

АУБЕРТА – ФЛЯЙШЛЯ ФЕНОМЕН (англ. Aubert – Fleischl phenomenon) – переоценка скорости движущегося объекта при фиксированном взоре. Скорость движения объекта воспринимается в этом случае большей в 1,5—2 раза по сравнению с оценкой скорости при следящих движениях глаз, воспроизводящих скорость и траекторию движения объекта.

АФАЗИЯ – расстройство речи, состоящее в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих. Афазия происходит в результате поражения участков коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию.

Афазия амнестическая – проявляется в нарушении способности называть предметы при сохранности возможности их охарактеризовать; при подсказке начального слова или буквы больной вспоминает нужное слово.

Афазия динамическая – нарушение последовательности речевого высказывания, его планирования.

Афазия моторная – проявляется в нарушении устной речи при сохранении функций артикуляционного аппарата.

Афазия оптико – мнестическая – нарушение зрительной памяти, проявляющееся в затруднении называния предметов и их изображений при большой легкости называния действий.

Афазия семантическая – нарушение понимания ряда грамматических конструкций, например – брат отца, отец брата и т. п.

Афазия сенсорная – утрата способности к различению звукового состава слов и пониманию речи.

АФФЕКТ (лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительное кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Эмоциональная реакция при аффекте полностью захватывает психику человека, образуя обобщенный аффективный комплекс реакций на ситуацию.

Важной функцией аффектов является накопление аффективного опыта (аффективных следов), который откладывается в бессознательном. Аффективная память проявляется в момент столкновения человека, пережившего аффект, с отдельными элементами, породившими некогда аналогичную ситуацию, сигналя о возможном ее повторении.

Поскольку аффекты могут возникать в экстремальных условиях, когда человек не способен найти выход из опасной, чаще всего неожиданно возникшей ситуации, то он реагирует типично: бегство, агрессияи т.п., хотя обычно такие способы оправдывают себя лишь в биологических условиях.

В результате многократного повторения ситуации, вызывающей отрицательные переживания, происходит аккумуляция аффекта. В итоге сам аффект у человека может возникнуть через некоторое время без провоцирующих факторов (аффективный взрыв), то есть не в сам момент раздражения, а спустя некоторое время.

Аффект неадекватности – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех, неудачу. Характерно или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме. Это состояние связано с нежеланием установить адекватный контакт с окружающими и является реакцией защитной, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности.

Аффект аккумуляции – процесс продолжительного накопления отрицательных эмоций небольшой силы с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, наступающей без видимых причин.

Аффективная ригидность – неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константность эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных идей.

Аффективно – детерминированная внутренняя мотивация – появление того или иного стимула создает предвидение возможного удовлетворения, которое запускает и поддерживает последовательность актов, направленных на цель. Такими стимулами могут быть: влечения; аффекты (эмоции); внутренняя потребность в чувствах компетентности и уверенности в себе. Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели, которые, как он ожидает, приведут к вознаграждению и, таким образом, к удовлетворению, предположение о котором возникло раньше. Цель обеспечивает направление поведения, которое заканчивается при достижении цели. Внутренняя мотивация и есть потребность в чувстве уверенности в своих силах и намерениях. На внутреннюю мотивацию влияют следующие условия или ситуации:

1) внутренняя мотивация снижается при переходе причин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутренних к внешним;

2) внутренняя мотивация увеличивается с усилением уверенности человека в своих силах; 3) положительная обратная связь (одобрение или похвала) усиливает внутреннюю мотивацию у мужчин и снижает у женщин, ибо контролирующий аспект положительной обратной связи играет для женщин более значительную роль, чем для мужчин.

Аффективные состояния. Психические состояния, характеризующиеся заметной эмоциональной окрашенностью: эмоциональные состояния, состояние аффекта, настроение и т. п.

Признаки склонности к аффективным состояниям. Долго помните оскорбления, выясняете отношения, трудно сделать первый шаг к примирению, долго переживаете из-за несправедливости.

Аффективный – относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия; связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями

АФФЕРЕНТАЦИЯ – поток нервных импульсов, поступающих от экстеро- и интерорецепторов в ЦНС.

Афферентный (лат. afferentis – приносящий) – понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

Афферентные волокна – аксоны афферентных нейронов, проводящие импульсы по направлению от периферии организма к головному мозгу.

Виды афферентации:

Афферентация обратная — термин, предложенный для обозначения принципа работы функциональных систем организма. А. о. заключается в постоянной оценке полезного приспособительного результата путем сопоставления его параметров с параметрами акцептора результатов действия.

Афферентация обстановочная – термин, предложенный для обозначения компонента афферентного синтеза, представляющего собой воздействие на организм всей совокупности внешних факторов, составляющих конкретную обстановку, на фоне которой развертывается приспособительная деятельность.