Книга Праздники «языческой» Руси. Часть 1: от Закличек до Купалий - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Крескин. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Праздники «языческой» Руси. Часть 1: от Закличек до Купалий
Праздники «языческой» Руси. Часть 1: от Закличек до Купалий
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Праздники «языческой» Руси. Часть 1: от Закличек до Купалий

Отсюда, из Мартовского Новолетия, перейдёт сначала в сентябрьский, а затем и в январский Новый год Овесе́нь, – святодень начала Новолетия и встречи Весны. «Авсень, или Овсенъ (Ряз. и др.) старинный Русскій праздникъ. Весь смыслъ его рѣшается словомъ: „Овесень“, то естъ, названіемъ перваго праздника весны, и съ тѣмъ же вмѣстѣ указаніе на день древняго нашего новаго лѣта (года)…» (Макаровъ М. Н., 110, с. 4). Постепенно смысл названий Авсе́нь и Овсе́нь стал теряться, а сопутствующие им весенние обряды и посевальные песни перекочевали сначала в «назначенное» сентябрьское новолетие, а затем в зимние Святки и петровский Новый Год. Написание Овсе́нь через «А» (авсе́нь) связано только с тем, что ударение производится на второй гласной и в произношении О-А смешиваются. «…Сказанный Новогодный канунъ перешелъ къ Генварю отъ Сентября, а къ Сентябрю отъ Марта, на канунѣ котораго старики еще весьма недавно воспоминали свой Овесенъ или свою Веснянку. Но покорность любимымъ Царямъ, особенно Великому Петру, убѣдила Рязанцевъ, вначалѣ праздновать Овесень въ концѣ Сентября, чествовать его какъ праздникъ благодарственный въ окончаніи работъ полевыхъ, а потомъ уже на канунѣ Генваря, на любимый своей Васильевъ Вечеръ» (Макаров М.: «Добавокъ къ заметкамъ моимъ о земляхъ Рязанскихъ», 122, с. 92, Часть IV, смесь). За столетия мартовский «Овесе́нь» превратился в «Овсе́нь», с которым утратилось и слово «Обосе́нь». «Овесенъ добро на красное солнышко, на погодку, а обосень на хлѣбецъ въ припасъ!» (там же). Заметим, что одно из значений приставки об- – доведение действия до естественного предела; в слове «озимые», возникшего из формы о зимѣ – «перед зимой».

Наступление Новолетия по весеннему календарю иногда совпадает с равноденствием (Возрождением) или наступает сразу после него, что отразилось на смешении обрядов и привело к постепенной утрате сакрального смысла каждого из них. «Надобно замѣтить, что весенние обряды разсѣяны между обрядами разныхъ праздниковъ въ честь стихійныхъ божествъ, праздника Коляды, Красной горки, особенно Щедраго вечера. Перенесеніе ихъ на Щедрый вечеръ совершилось очень естественно, когда новый годъ перешелъ съ марта на январь» (Знаменский П. В.: «Очерки изъ исторіи Славянской мифологіи», 111, с. 58).

Именно в этот день, в канун появления Новца, возжигаются костры, в которых сжигается старое, отболевшее и пришедшее в негодность. Период безлуния – опасное время в сакральном значении, наполнено повериями об активизации враждебных человеку сил, их вредоносности, и описанием магических способов защиты от них. Отсюда, из весеннего Новолетия, как мы отметили ранее, был перенесен в церковное Благовещение «языческий» обряд гашения огня в печи. Однако, если по погодным условиям без огня в доме оставаться нельзя, то он всё равно должен быть погашен и затем зажжен снова, но от нового – Живого огня.


Канун Новолетия 2025—2035. Перед встречей Новца, безлунный период.

2025 28 марта – 1 апреля

2026 18 – 22 марта

2027 5 – 10 апреля

2028 25 – 28 марта

2029 12 – 16 апреля

2030 1 – 5 апреля

2031 22—26 марта

2032 9—13 апреля

2033 29 марта-2 апреля

2034 19—23 марта

2035 7—11 апреля


Обережно-очистительные ритуалы подготовки перехода в Новолетие в период двоеверия постепенно утратили связь с Луной и закрепились за «Чистым» (Страшным, Страсным и т.п.) Четвергом. Хотя этот «страшный» четверг не страшнее кануна зимнего Новолетия. Являясь как бы «срединным» днем на неделе, четверг сам по себе не имеет негативной окраски: «Действительно, расспрашивая о четверге, мы сталкивались прежде всего с вербальной актуализацией понятия хороший день: «Четверг – это хороший день, всегда удачно»; «Четверьг – он хороший день, потому как мужик, мужичьи дни – они все хорошие» (Добровольская В. Е.: «Четверг в один узел и горе и радость вяжет…», 123, с. 12). Особое отношение к четвергу сложилось только в период двоеверия (на Страстной неделе (Великой седмице)), когда вспоминаются Тайная вечеря и омовение ног учеников Иисусом Христом.

К четвергу страстной седмицы предки приурочили ритуалы, относящиеся в древности к переходу в Новолетие. Они не были связаны с церковными канонами. Этот четверг в сознании предка почитался как «судьбоносный, начально-конечный» в годовом кругообороте (Некрылова А. Ф.: «Что у людей век, то у Бога один день», 421, с. 117). Он определял границу перехода, разделяя время на «до» и «после». «Многочисленные обряды, соблюдаемые в Великий четверг русскими, заставляют предполагать, что с этим днем совпал прежний день Нового года» (Зеленин Д. К., 130, с. 238).

Именно ожидание появления Молодика (Новца) чаще всего насыщено гаданиями и различными обрядами: «Новолунье у славян отмечалось нередко возжиганием костров или печением особого пирога, девичьим гаданием о будущем, свадьбами, началом новых работ – сева, сажания деревьев, строительства дома и т. п.» (Толстой Н. И., 124, с. 14). Жители некоторых районов румынской Молдовы надевают «мартовскую нить» на шею или на запястье также в первое Новолуние марта (Голант Н. Г.: «Традиция ношения мартовской нити…", 125, с. 124), которое, как мы видим из расхождения календарей, не всегда совпадало именно с мартом. Сохранился обычай хождения по домам при наступлении новолетия, соотнесённого к «великому четвергу», девочек-подростков и у удмуртов, выпрашивающих «разноцветные нитки, которыми обвязывали кисти рук и поясницу всех членов семьи, чтобы те не уставали в дни сенокоса и жатвы» (Христолюбова Л. С.: «Традиционные праздники и развлечения», 126, с. 214). Обратим внимание на то, что ритуальное «выпрашивание» схоже с ритуальным «воровством»: приобретенная вещь, предмет, должны быть получены из пространства «чужого», а в сакральном значении – из иномирья. В свою очередь те, кто отдавал пряжу, нити, направляли её туда-же, в потустороннее, как востребованное пожертвование.

Четверг связан с числом «четыре», делящим пространство и время по вертикали и горизонтали. На связь с четвергом в воззрениях наших предков, как с символикой числа «четыре», указал В.Н.Топоров: «Взять соли в Великий Четверток… так бы ко мне… сбегались бы белые звери, зайцы криволапые и черноухие, со все четыре стороны… Практически в половине всех случаев употребления числа четыре оно относится к сторонам/странам (света), обычно в двух вариантах – «отсылочном» (на все четыре стороны) и «притягивающем» (со всех четырех сторон), т.е. от и к соответственно. Существенно заметить, что такая же картина наблюдается и в других собраниях русских заговоров… Такая исключительность тесной связи числа четыре со сторонами света (кстати, неоднократно называемыми поименно) свидетельствует о важности горизонтальной конструкции в организации пространства, имеющей целью обеспечение ориентации» (Топоров В. Н.: «Числовой код в заговорах…", 127, с. 232). Это число – «четыре» вновь ведет нас к символике Средокрестия – дню Возрождения, весеннему равноденствию.

Канун любого праздника относится к наиболее опасному времени, требующему особой осторожности и совершения обережных действий. «В случае, если значимость праздника была особенно велика, он маркировал собой не только определенный день года, но и день накануне, а иногда отдельные дни недели или всю неделю, на которую приходился» (Панина Ж. А., 128, с. 38, Архангельск.)

Безлунное, «Велесово» время, когда стираются границы «того» и «этого» миров, с периода двоеверия постепенно стало считаться только датой прихода «нечисти». Пространство и время в традиционном представлении материальны. Переход из настоящего в грядущее совершается путем преодоления невидимой границы и что будет «перенесено» в новый день и год, зависит только от самого человека. Очистительно-обережной магией от дома, двора, человека, отсекается всё худое, ставится преграда духам, несущим беды, болезни, несчастья от проникновения в новое Лето. Обращение к Богам с мольбами о ниспослании защиты и благополучия в наступающем году стало исчезать из практик. При этом само слово «нечистая», как эпитет к божествам и духам народной традиции, появилось только с приходом христианства.

В современном стиле «подвижный» четверг страстной недели может приходиться на период между 1 апреля и 5 мая. Две-три сотни лет назад он располагался между серединами марта и апреля (в старом стиле). Ни о какой связи с Перуном (Четверг – «Перунов день») в народной традиции не упоминается. И, напротив, отмечаются четверги, относящиеся к почитанию хтонических, подземных Божеств, имена которых табуировались и менялись в столетиях (Велес, Кащей, Змей-Ящер). «Рядомъ съ четвергами троицкимъ и великимъ народный календарь посвящаетъ Касьяну еще и четвергъ на масляной недѣлѣ. Не явились ли эти три четверга, посвященные Касьяну, наивнымъ дополненіемъ календаря народнаго къ календарю церковному, празднующему Касьяну лишь разъ въ четыре года?» (Мендельсон Я. М.: «Къ повѣрьямъ о св. Касьянѣ», 129, с. 14).

Заметим, что «Касьянов день» приходится на канун 1 марта, то есть 29 февраля в високосные годы или 28 – в обычные. 1 марта – по одному из вариантов христианского вычисления – день Сотворения Мира богом Яхве (Иегова) (420, с. 13). Эта дата в византийскую эру была установлена и как начало новолетий и принесена христианством на Русь вместе с календарём. Приняв фиксированную дату встречи нового Лета, наши далекие предки в период двоеверия заодно и ответственность за «страшное», переломное время перенесли с хтонических Богов и духов на христианского св. Касьяна (Кассиана Римлянина), который, по его житию, никак не относился ни к грозным, ни к опасным силам.

В период безлуния, предшествующего Новцу (а с ним и Новолетию), зафиксированы профилактические, предупредительные, очистительные, апотропейные, имеющие защитную функцию ритуалы, гадания и другие магические практики, ориентированные на помощь со стороны Богов хтонического мира, мира Предков. В заговорах Великого четверга солнце и заря не задействованы. «Напротив, … при исполнении обрядов Великого четверга следовало избегать света зари и солнца» (Новоселова Н. А., 22, с. 173).

В славянском мире канун, подготовка к встрече Новолетия осуществлялась не только в четверг, а и в «чистые» среды, пятницы и субботы. «В Тодорову субботу, Средокрестье, Лазареву субботу и др. дни болгары, сербы и македонцы сжигали во дворах, вблизи домов или в садах мусор (солому, старую одежду и обувь, сухой навоз и пр.» (Агапкина Т. А.: «Костер», 131, с. 621). Очищение жилья, дворовых построек, предполагает их переход через пространственно-временно́й мост из прошлого в будущее. В частности, «побелка жилища справедливо связывается исследователями с «мифологической темой мира-света» и предстает в традиционной культуре «как акт ежегодного воссоздания этого (белого) света». В каждой из сохранившихся славянских традиций – восточной, западной и южной – тема очищения и обновления домашней утвари, разумеется, коррелирующая с «идеологическим» комплексом Великого поста, целиком к нему не сводится и решается везде по-своему (Агапкина Т. А.: «Великопостная обрядность…", 12, с. 82).

О том, что «великочетверговые» обряды относятся к встрече Нового (мартовского) года, делает выводы Криничная Н. А.: «Этот день также связан с представлениями о переходном, «пороговом» времени: с ним в старину совпадало празднование Нового года…» (134, с. 72). К Великому четвергу обязательно моют и чистят весь дом: «рано утром брали воду с трех ручьев и обрызгивали ей дом и хозяйственные постройки» (Крашенинникова Ю. А.: «Локальные традиции…", 135, с. 185); до восхода солнца обходили с молитвами дом, чертили кресты на окнах и дверях. В Псковской области «хозяин обходил дом и все хозяйственные постройки в направлении «на восток» и опрыскивал их водой, в которой была разведена «четверговая соль» (136, с. 36). Как отметила Т.А.Агапкина (137, с. 81): «Впрочем, все эти практики едва ли могут быть признаны собственно великочетверговыми». То же самое можно сказать и о «пятницах», отнесенных со времен двоеверия к сакральным дням, пришедшим на смену почитания Богини Недели (воскресенье). Церковное требование об особом почитании среды и пятницы, с обязательным постом, было известно с давних времен. Причем паства, судя по частым увещеваниям, относилась к этим призывам не всегда с должным вниманием, в связи с чем «в памятнике древнерусской письменности «Домострое» напоминалось, чтобы верующие соблюдали «и среду и пятокъ» (Воронина Т. А.: «Русский праздник…", 88, с. 22).

Обрядность безлунного периода сохранилась и в Коми: «Великий четверг всегда приходится на последнюю фазу убывающей луны, за которой следует первое весеннее Новолуние. Данным обстоятельством мотивируется проведение очистительных и инициальных практик, смысл которых состоит в символическом избавлении от ненужного и обеспечении благополучия человека» (Лобанова Л. С.: «Магия Великого четверга…", 138, с. 103). «Все тревожилось, встряхивалось в доме с целью «разбудить» хозяйство к началу нового календарно-хозяйственного цикла. Имитация различных видов домашних работ, согласно известному закону симпатической магии, как бы обеспечивала их удачное протекание в будущем» (Фурсова Е. Ф.: «Календарные обычаи белорусских переселенцев Сибири», 19, с. 174). Повсеместность наведения порядка и чистоты наполнена действиями, свойственными встрече Нового года: «На этомъ же основаніи и бабы считаютъ своимъ долгомъ мыть ребятъ, а иногда и поросятъ, а также чистить избы. «Если въ чистый четвергъ вымоешь, говорятъ онѣ, – весь годъ чистота въ избѣ водиться будетъ» (Максимов С. В., 103, с. 395).

К очистительным ритуалам перехода в Новолетие относятся окуривание, купание (или омовение), прохождение через огонь и другие. Все ритуалы производятся только до восхода солнца. Одним из сильных оберегов для дома считается его обсыпание по кругу зерном, маком, печной золой: «У нас мама была, покойница, всегда, бывало, под Чистый четверг, в Великую середу вечером, возьмёт маку и золы, обсыпет двор округом. Вот она уже, ведьма, не перейдёт через это и молоко не отберёт, никого» (Афанасьева-Медведева Г. В., 139, с. 50). Разграничение «своего» и «чужого», создание обережной границы между силами тьмы и света, прошлого и будущего, размытой зимним периодом, обозначалось конкретными действиями. За несколько веков момент традиционного перехода, на который указывает рождение новой луны, был рассеян по датам церковного календаря. В результате этого единой даты для схожих обрядов нет, например, даже в одном регионе. Южные и Западные славяне важным моментом в ритуальном очищении пространства, подчеркивающем переход в новое время, считают уничтожение прошлогодней посуды. «В середине поста (на Средокрестье) и в конце его (Великий четверг, пятница, суббота) повсеместно в Польше совершался pogrzeb, wybijanie, wypedzanie, zakopywanie (postu, zuru, polposcia) и некоторые другие ритуалы, состоящие по сути своей именно в уничтожении старой посуды: парни ходили по селу и разбивали горшки с журом (пеплом, гноем, нечистотами), а часто – просто старые горшки. У словаков Венгрии в конце поста молодежь ходила vynasat kysel’, т. е. разбивала горшок с «ки́селем» об землю» (Агапкина Т. А.: «Великопостная обрядность…", 12, с. 83).

Первое весеннее Новолуние, впоследствии сплетённое с предпасхальным четвергом, насыщено ритуальными практиками, направленными на укрепление благосостояния, благополучия, здоровья всей семьи на целый год, способствующими плодородию почвы, плодовитости животных, урожайности растений. «В Заонежье исполнялся комплекс обрядов по «обновлению счастья» – до восхода солнца делали мутовки («рогатки»), заменяли старое помело на новое, сбивали сметану на масло, «искали гнездо» в печи, заготовляли жертвы для водяного, пекли жертвенные пирожки-«четвертушки» на выпуск скота, пересчитывали наличные деньги, перебирали лучшие наряды и т.д… Святили «четверговую» соль для обрядов со скотом и для жертвоприношений водяному. В Толвуйской области совершали обряд протаскивания цыплят в воротца из ножниц для стрижки овец. Иногда рисовали кресты на дверях и окнах от пожара» (Фролова Г. И.: «Обзор литературы…", 36, с. 54).

Сакральная сила переходного момента, в которой переплетены прощлое и будущее, могла быть использована по разному и иногда применялось во вред. Например, «перекрывание» другому человеку пересечения границы Новолетия в обновленном, очищенном виде или с «навешиванием» на него болезней, порчи и т. п. «Магические действия, производимые здесь [Вятка] в Великий четверг, номинировались как ко́лдовать (-ся), де́коваться, означая «производить магические действия с целью нанесения порчи человеку или животному», «производить магические действия, направленные на достижение благополучия, достатка, замужества» (Крашенинникова Ю. А.: «Локальные традиции…", 135, с. 183). Не случайно канун новолетия считался важным днем и для «колдунов» – всех, связанных с сакральным миром: «… в Чистый четверг, который в древности совпадал с началом года, проводились многие обряды, направленные на обеспечение благополучия в новом году, в частности, обряды посвящения колдуна приурочивались к этому дню… Современная «знающая» из Карелии в качестве важнейшего ритуала обновления силы своих магических заговоров рассматривает ежегодные повторения их на заре в день Великого четверга, непременно натощак, не сполоснув рта, не почистив зубы…» (Мазалова Н. Е.: «Возобновление магической силы у русских ритуальных специалистов», 140, с. 124).

Обязательное условие – ночь – со времен двоеверия приобрело окраску времени «нечистой» силы, к которой, однако, продолжали обращаться во всех без исключения магических обрядах. «Четвергов шнурок», ссученный из ниток, спряденных справа налево до рассвета, а затем, после бани или обливания водой, надетый «знающим» на поясницу и запястья человека, способствует благоприятному продолжению человеческой жизни (Криничная Н. А., 134, с. 481). Отметим, что приемы «изнаночных» или «обратных» действий повсеместно присущи именно для взаимодействия с потусторонним, слияния с ним. Например, вывернутая или застегнутая наоборот одежда, «неправильное» переобувание и прочее способствуют тому, что Леший перестает воспринимать человека как чужого в своем мире и снимает шоры блужданий по кругу. Своеобразное «стирание» различий между миром земным и потусторонним в момент магических действий одновременно и завершает, запирает ушедший год, обеспечивая переход человека в новолетие и дает ему дополнительной силы для благополучия и здоровья в наступающем.

Со времени христианизации магические ритуалы обращения к иномирью в благих целях подверглись жесточайшему преследованию, а с дальнейшим утверждением новой религии уже получили новые, осуждающие взгляды окружающих. «Колдуны и колдуньи, должно быть, свидание имеют с нечистой силой, в Великий четверток, в самую полночь. Это бывает почти в каждом селении. Как видали этих колдунов: есть поверье, что всякому человеку непременно нужно принести в великий четверток в свой дом можжевелу из лесу. Посылают своих детей или сами хозяева идут за можжевелом, в то время видят этих колдунов, даже застают на месте сидящими или стоящими и что-то говорят в лесу, а с ними не видят никакого товарища и не знают, с кем и говорят. Поэтому и уверяют, что непременно колдунов бывает свидание в этот день. Например, одну женщину застали в лесу у муравьища, которая кладет куриные яйца в муравьище, не знают, для чего эта женщина и кладет» (Тенишев В. Н., 141, с. 88).

Для защиты от зла, проникающего из иного мира, исполнялись обережные предписания и ритуалы. «Одним из признаков данного типа персонажей является то, что активизация их демонического начала происходит в канун Великого четверга и заставляет их именно в этот период времени вредить другим людям через наведение порчи на скот» (Лобанова Л. С.: «Магия Великого четверга…", 138, с. 106). В ночь Новолуния, в канун Новолетия, по удмуртским повериям, «… по земле гуляли мертвецы, всякая нечисть (жобъес), которые могли наслать болезнь, порчу. Страх перед их вредоносными действиями породил различные магические приемы: с вечера усадьбу очерчивали топором, косой или ножом, на окна и двери клали металлические предметы (шило, нож, топор и т. п.), рисовали дегтем или углем кресты, втыкали ветки можжевельника, терновника, пихты или рябины; дымом можжевельника окуривали избу. В полночь ходили с трещотками, стреляли из ружей, жгли порох, ударяли палками по углам домов» (Христолюбова Л. С. и др.: «Традиционные праздники и развлечения…", 126, с. 214).

Ритуалы обливаний, купаний «на новомесячье», умывание «серебряной водой» перед наступлением Новолетия, перед рассветом, распространены повсеместно: «В великий четверг некоторыя девицы стараются до зари или в зарю, обдаться холодною водою для чести и хороших женихов [Петрозаводск]» (Калашникова Р. Б.: «Священники Плотниковы…", 36, с. 38). Вода в ночь, предшествующую весеннему новолетию, обладает такими же свойствами, как и после окончания Зимних Святок, с рождением месяца в Зимнее Новолетие. В ночь с четверга на пятницу страстной недели 1868 года, пензенский священник Іоаннъ Алгебровъ видел нагих купающихся женщин, несмотря на холод и «слои… плотно сѣвшаго мокраго снѣга». До того, как «… воронъ прилетаетъ купать дѣтей своихъ. Безсомнѣнія часъ этотъ есть часъ полуночи» (І. Алгебровъ: «Нѣсколько словъ о суевѣріи…", 132, с. 351). Невыполнение ритуала очищения – омовения или купания предполагает «перенос» всего негативного в новое Лето и не только не обеспечивает здоровьем на предстоящий год, но и грозит плохими урожаями, падежом скота, эпидемиями и пр. Переход сакральной границы в «чистом» виде человека происходит вместе с изменяющимся, обновляющимся пространством. «У всех славянских народов в один из дней Страстной недели (обычно – в четверг или пятницу) женщины ночью, задолго до восхода солнца, шли к реке или источнику за водой, чтобы набрать ее, пока она «неначата», «нетронута», пока ворон (или другая птица) не искупал в ней своих птенцов, пока солнце не осветило ее своими лучами и пока мир не огласился звуками, принадлежащими человеку» (Агапкина Т. А.: «Глухой», 133, с. 25).

Умывания водой, полученной из иномирья, по своей сакральности подобны «перепеканию» в печи, перерождению через ложесны Великой Богини. «Въ чистый четвергъ купаются отъ чесотки и другихъ накожныхъ сыпей; здоровые же обливаютъ себя и своихъ лошадей холодной водою, или купаются въ прудахъ и рѣкахъ передъ восходомъ солнца, чтобы не касались ихъ болѣзни въ теченіе всего слѣдующаго года» (Афанасьев А. Н., 142, с. 186). «Особыми магическими свойствам наделяется вода, взятая в колодце, реке и т. п. в ночь на Чистый четверг: «На Чистый четверг сходили за водой ночью, а мойся – когда хочешь. А что грязное валяется – у Чистый четверг всё моют. Всё убирать: донцы, ухватья, усё с печки сымають, на улицу выкидывають… ухватья, донцы – это ле (около – Ю.Г.) двора мыли» (Гайсина Ю. В.: «Календарные праздники…", 93, с. 14, Тульская обл.). Утром перед восходом солнца купаются «для здоровья» в Белгородской области. «До петухов» спешат женщины набрать свежей водицы, «пока ворон крыла в ней не обмакнул», чтобы умыться этой водой, детишек искупать, а грязную воду – вылить в нехоженое людьми место» (Жиров М. С., Жирова О. Я.: «Народный календарь…", 143, с. 173). Купания, омовения, умывания в канун Новолетия представители церкви воспринимают именно как обращения к «языческим» Богам в народной традиции. В приказе Святейшего Синода от 1721 года (учредившего инквизицию в каждой российской епархии), сказано: «Къ тому жъ будто бы воспоминаютъ мерзкихъ идоловъ, въ нихъ же былъ нѣкій идолъ купало, ему же на великъ день приносили жертву онымъ купаніемъ» (Сахаров И. П., 144, с. 39).

О том, что обращения направлены к Богам хтонического мира, говорит время обрядов: вода, набранная от полуночи до предрассветного времени, является «живой». Например, у удмуртов «…в четыре часа утра в Великий четверг приносят акшан ву „сумеречную воду“, которая, согласно верованиям, обладает особыми свойствами» (Анисимов Н., 145, с. 97). При контакте с иномирьем в канун любого праздника, «… вечерние и утренние сумерки – временные отрезки, когда потусторонние силы уже открыты для связи, но еще (если вечер) или уже (если утро) не способны причинить вред заговаривающему, т.к. период их особой активности не наступил или уже прошел. Сумеречное время также считается наиболее подходящим моментом для передачи магических слов… Появление солнца знаменует наступление дня, конец ночного времени, т.е. сведение возможности установить контакт с потусторонними силами к нулю» (Панина Т. И., 146, с. 99).

О приурочении «чистого» дня к новомесячью свидетельствует, например, такой ритуал, как утреннее «умывание с серебра». «По материалам В. Магницкого, например, в Уржумском уезде Вятской губернии в этот день «до солнца» все женщины пряли, чтобы не лениться весь год; умывались с «серебра» и умывали детей, чтобы быть весь год белыми и чистыми» (Агапкина Т. А.: «Великопостная обрядность…", 12, с. 78). В русских заговорах опосредованно (через признак «деньги») месяц ассоциируется с серебром, в связи с чем магическим ритуалом обеспечивается «прирост» денег (серебра) вместе с прирастанием месяца: «На Великий Четверг с серебра умывались, деньги считали. Как денежки серебро любят, так бы и меня парнишки любили» (Бланшу К.: «Концепт внешней души…", 127, с. 491). «В этот день также рано утром в рукомойник клали серебряное кольцо и этой водой умывали детей и умывались сами хозяева» (Щанкина Л. Н.: «Традиционные праздники…", 147, с. 308, Сибирь).