Активно развивались связи в области спорта. Проводились матчи между футбольными командами обеих стран, состязания по борьбе и легкой атлетике. СССР выиграл свой первый национальный футбольный матч 16 ноября 1924 года в Москве со счетом 3–0. По приглашению Турции в Анкаре 15 мая 1925 года был сыгран матч-реванш, советская команда выиграла со счетом 2–1.
В апреле 1935 года по просьбе Ататюрка в Турцию прибыли советские инструкторы планерного и парашютного спорта, Осоавиахим передал в подарок Турции пять планеров. Советские летчики Сергей Анохин и Михаил Романов подготовили в течение трех месяцев 200 турецких планеристов. Многие турки прошли в советских аэроклубах повторный курс обучения. В СССР стажировалась и первая турецкая летчица Сабиха Гёкчен. Турецкая парашютистка Фатима Ханым вышла замуж за Романова. Впоследствии она уехала с ним в Советский Союз, где работала директором турецкой редакции Московского радио.
Перед Второй мировой войной в культурных отношениях между нашими странами наступило затишье, но последним событием в области культуры стала программа, организованная в Турции в честь 100-летия со дня смерти Александра Пушкина. ВОКС направил в Турцию экспозицию, которая была показана в Анкаре, Стамбуле и в Измире. 17 февраля 1937 года в Центре народного образования в Анкаре состоялся вечер, посвященный поэту. Артисты рассказывали о его жизни и творчестве, читали его стихи, после чего был показан фильм о Пушкине.
Успешное развитие культурных отношений между двумя странами после распада империй и до конца тридцатых годов зависело от международной конъюнктуры и политики обеих стран. Мустафа Кемаль Ататюрк проводил мастерски выверенную политику с целью превратить Турцию в независимое государство и придавал особое значение отношениям с СССР, подавляя сопротивление тех, кто выступал против российско-турецкой дружбы. После его смерти сотрудничество между СССР и Турцией пошло на спад. Это было связано с международными событиями, с политикой нового правительства в Анкаре, которое не поддерживало внутреннюю и внешнюю политику сталинской Москвы.
Период охлаждения отношений (конец 1930-х – начало 1960-х годов)
После смерти Ататюрка в 1938 году и в преддверии Второй мировой войны соотношение сил между европейскими странами изменилось, изменилась и внешняя политика Турции. В этот период советские политологи отмечали, что «Турция сотрудничает со странами империализма». Через три дня после нападения Германии на СССР, 25 июня 1941 года, Турция объявила о своем нейтралитете. Политические и дипломатические связи между Турцией и СССР заметно ослабли, и в годы войны никаких положительных сдвигов произойти не могло. Руководство СССР считало, что Турция предоставляет Германии поддержку в различных формах. В марте 1945 года СССР объявил недействительным «Договор о дружбе и нейтралитете» с Турцией, подписанный в 1925 году, мотивируя эту акцию «необходимостью проработать содержание документа». Когда в 1947 году Америка предоставила Турции военную помощь, а в 1948 году Турция приняла план Маршалла и в 1951 году вступила в НАТО, на международной политической арене Турция и СССР оказались по разные стороны баррикад.
Однако «холодный ветер» не мог оборвать культурные связи двух стран. Несмотря на то, что связи ВОКС с турецкими неправительственными организациями прервались, были организованы две-три небольшие выставки, кинопоказы в посольстве и в консульстве СССР, которые посетили члены правительства Турции и парламента.
В декабре 1943 года в Стамбуле прошла выставка «Советское искусство в годы народной борьбы». В рамках выставки, включавшей произведения живописи и литературы, были представлены картины из коллекций Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея. В апреле 1944 года в Стамбуле была развернута фотовыставка «Ленинград – Сталинград». Одна из ведущих газет «Ватан» опубликовала посвященную выставке статью, в которой журналист Ахмет Эмин Ялман писал о том, что Советскую Россию необходимо узнать поближе, и настаивал на необходимости вернуть дружеские отношения с этой страной. В связи с большим интересом, который был проявлен к фотовыставке, в мае 1944 года в Стамбуле была открыта еще одна выставка «Урал и Красная Армия».
Театральный сезон Стамбульский городской театр начал с показа пьесы Горького «На дне» в постановке Мухсина Эртугрула. Это был третий сезон горьковской пьесы. В том же сезоне турецкие актеры успешно сыграли «Идиота» Достоевского. Большим успехом пользовались пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» Чехова, которые, начиная с 1942 года, не сходили со сцены.
Позже, в 1946 году, Мухсин Эртугрул поставил в Стамбульском городском театре произведение Тургенева «Месяц в деревне». Большим успехом у зрителей пользовалась комедия Гоголя «Ревизор» в постановке Махира Джанова. Об этой постановке много писала местная пресса. Однако некоторое время спустя показ пьесы был запрещен. Гоголь вновь появился на турецкой сцене лишь десять лет спустя, когда Стамбульский камерный театр открыл свой сезон его комедией «Женитьба».
В 1944 году в стамбульских кинотеатрах «Сес» и «Парк» демонстрировался документальный фильм «Сталинград». Издание «Улус Газетеси» отметило, что фильм смелый и героический. В 1956 году турецкие любители кино получили возможность познакомиться с советским фильмом «Разные судьбы».
В 1953 году, после смерти Сталина, Советский Союз заявил, что признает Конвенцию Монтрё 1936 года о статусе проливов, и лед в отношениях двух стран начал таять, что стало более очевидным в конце 50-х годов. Начавшаяся затем постепенная нормализация как политических, так и экономических связей вытекала из понимания лидерами обоих государств необходимости отказа от жесткой идеологизированности во внешней политике, учета национальных интересов, предполагающих добрососедство и деловое сотрудничество. Улучшение российско-турецких отношений в 60–70-е годы далеко не сразу привело к состоянию доброжелательности и взаимного доверия, чему в немалой степени мешали внутриполитические трудности и продолжавшееся соперничество США и СССР на международной арене. Лишь с началом перестройки политической и экономической системы в СССР сложилась более прочная база для устойчивого сближения двух стран. Она зиждилась на общности поиска более демократической модели политического устройства, способной ограничить авторитарные и тоталитарные тенденции в общественной жизни, и на обеспечении условий для ускорения материально-технического прогресса и активизации частной инициативы за счет отказа от всеобъемлющего государственного контроля в сфере экономики.
Лед тает (1960-1970-е годы)
Первым свидетельством оживления культурных связей были концерты в Анкаре и в Стамбуле скрипача Давида Ойстраха и пианиста Павла Серебрякова в 1957 году. После того как два мастера успешно завершили выступления, Мухсин Эртугрул и дирижер Симфорического оркестра Джемаль Решит Бей отметили, что эти концерты ценны не только своей эстетической красотой, но и тем, что они стали новой страницей в культурной жизни Турции. Концерт Ойстраха транслировался по радио. Гонорар одного из концертов скрипач отдал пострадавшим от землетрясения в Фетхие. Эмиль Гилельс стал первым советским пианистом, который выступил на Международной ярмарке в Измире.
В 1960 году в Турции побывал пианист Яков Флиер. В том же году Общество женщин пригласило в Турцию артистов Большого театра. Они провели ряд успешных концертов в Анкаре, Стамбуле и в Измире. В газете «Улус» от 19 апреля 1960 года историк турецкого театра Метин Анд особо выделил искусство Нины Чистовой, исполнившей «умирающего лебедя».
Визит в Москву знаменитой турецкой певицы Лейлы Генджер весной 1960 года стал важным шагом в развитии культурных отношений между странами. В тот же период министр культуры Турции Мемдух Джеват Атлар и композитор Неджип Казым Аксес по приглашению Министерства культуры СССР посетили Москву, Ленинград и Баку, где провели многочисленные встречи и переговоры. Спустя год Министерство культуры СССР пригласило в Москву генерального директора Государственных театров Турции Джунейта Гёкчера и руководителя Анкарского театра оперы и балета Эртугрула Ильгина. Эти переговоры вскоре принесли плоды, и известная турецкая пианистка Идиль Бирет приехала в СССР с концертами, а турецкие поклонники музыки получили возможность услышать советскую пианистку Татьяну Николаеву. 10 декабря 1960 года газета «Дюнья» писала, что в отношениях между нашими странами самой плодотворной областью деятельности является культура. В тот же период советские артисты приняли участие в постановках произведений Чайковского на сцене Анкарского театра оперы и балета.
Положительные изменения породили дружескую атмосферу. В конце 1960 года министры иностранных дел Турции и СССР Андрей Громыко и Феридун Джемаль Эркин подписали соглашение, регулирующее основные направления сотрудничества в области культуры и науки. Поскольку этот документ стал первым соглашением такого рода, он приобрел особое значение. Соглашение было принято Верховным Советом Советского Союза без возражений. Но в Анкаре возникли трудности. Некоторым турецким депутатам пришлись не по душе пункты, предусматривающие преподавание в школах истории и литературы обеих стран, в частности, то, что в школьную программу Турции будут включены сведения о послереволюционной России. Таким образом, некоторые пункты соглашения были отклонены. А 19 ноября 1964 года Али Рыза Альп опубликовал статью в газете «Терджюман», в которой говорилось, что «за последние 5 лет в России потерпели крушение все нормы, характерные для старой системы. Россия усвоила марксистское и ленинское понимание культуры. Поэтому те писатели, которых знают турки, и книги которых есть в турецких библиотеках, то есть произведения Достоевского, Пушкина, Толстого и других классиков, не имеют никакого отношения к этой вновь сложившейся культуре. Турецкий народ и так читает этих писателей и слушает по радио музыку Чайковского. Так о каком культурном обмене идет речь?». Министр Феридун Джемаль Эркин долго пытался убедить депутатов, что соглашение принесет Турции много пользы в области науки, но безрезультатно. Парламент соглашение не утвердил. В 1961 году советские кинематографисты обратились к турецким властям с предложением снять турецко-советский фильм по роману Решата Нури Гюнтекина «Королек – птичка певчая», который неоднократно издавался в СССР в переводе Игоря Печенева. Однако по политическим мотивам турецкие власти предложение не приняли и вплоть до 1970-х годов турецко-советское сотрудничество в области кинематографии не осуществлялось.
В конце 1961 года в Турции концертировал советский пианист Яков Зак. Концерты состоялись в Анкаре, Стамбуле, а также в Измире.
В то время, когда Зак выступал с концертами в Турции, турецкая скрипачка Суна Кан гастролировала в СССР. В ярославской газете «Северный рабочий» от 13 декабря 1961 года были напечатаны следующие строки: «В последнее время в нашем городе прошло много концертов иностранных музыкантов. Но никто из них не имел такого успеха, как Суна Кан». Скрипачка провела в СССР 20 дней, выступила во многих городах и завоевала любовь слушателей. По возвращении в интервью газете «Акис» она сказала: «Искусство – это самый важный путь для сближения стран». Успех турецких женщин в искусстве этим не ограничился. В марте 1962 года Идиль Бирет побывала в СССР во второй раз, она посетила Тбилиси, Ереван и Баку.
В конце 1962 года скрипач Игорь Безродный впервые приехал в Турцию, где выступил вместе с Суной Кан. Турецкий историк театра Метин Анд посетил СССР. На него произвел большое впечатление театр кукол имени С.В. Образцова. Вернувшись в Турцию, он послал в подарок театру куклы народного театра «Карагёз». В 1962 году театр Кент Оюнджулары (первый частный театр) открыл сезон постановкой пьесы Чехова «Чайка». В тот сезон на сценах государственных театров шла русская классика, в том числе «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель» Гоголя.
В 1936 году турецкие композиторы впервые побывали в СССР. Их второй визит состоялся в начале 1963 года, когда Ахмет Аднан Сайгун и Ульви Джемаль Эркин посетили Баку, Москву и Ленинград, где познакомились с представителями советских музыкальных кругов.
27 февраля 1967 года в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт турецкой музыки. Запись концерта на двух пластинках была подарена Фахри Корутюрку, который в то время являлся послом Турции в СССР.
В мае 1963 года Игорь Сорокин, певец Белорусского оперного театра, по приглашению Стамбульской государственной консерватории дал несколько концертов в Турции. В октябре того же года в Анкаре и Измире с успехом прошла концертная программа скрипача Валерия Климова. В конце 1963 года в Турцию приехал народный артист СССР азербайджанский дирижер Ниязи, позже он неоднократно приезжал в Турцию (1965, 1972, 1973, 1978). С помощью Ниязи в Анкарском театре оперы и балета впервые была поставлена опера Чайковского «Евгений Онегин». Ниязи также принимал участие в постановке балета «Спящая красавица» вместе с режиссером Феритом Тюзменом. Ниязи работал с такими артистами, как Ульви Джемаль Эркин, Дженап Анд, Мюкеррем Берк, Невит Кодаллы, и внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства Турции.
Знаменитая турецкая пианистка Идиль Бирет в октябре 1964 года дала тринадцать концертов в Советском Союзе. Три недели она гастролировала в Вильнюсе, Риге, Минске, Москве и Ленинграде.
1965 г. стал очень насыщенным с точки зрения гастролей советских деятелей искусства в Турции. Перед турецкими любителями музыки выступил виолончелист Яков Слободкин. Впервые на турецкой земле расставил свой шатер советский цирк. Турецкие зрители были в восторге от виртуозной работы советских циркачей. Артисты Ленинградского оперного театра выступили на сценах Анкары, Измира и Стамбула.
К сожалению, турецкая сторона была не столь активной. Только дирижер Анкарской филармонии Мюкеррем Берк ездил в Москву по приглашению Министерства культуры СССР, где встретился с представителями музыкальных кругов, и певец Ферхан Онат дал несколько концертов в Риге и Киеве.
В начале 1966 года в Советский Союз приехал Хикмет Шимшек. Он дирижировал Бакинским симфоническим оркестром. Концерт, который состоялся 17 января 1966 года, транслировало азербайджанское телевидение.
В 1966 году в Турции выступили певцы Рашид Бейбутов и Зара Долуханова, пианист Яков Флиер и другие музыканты (Н. Лебедева, Ю. Королева, Л. Иманова). Примечательным событием года стали выступления Московского балета на льду.
В конце 1960-х годов многие советские артисты, посетившие Турцию, старались узнать как можно больше о турецких деятелях искусства. В то же время в Союз советских композиторов очень часто обращались коллеги из Турции, которые интересовались русским искусством.
В 1965 году в Москву прибыл с официальным визитом президент Турецкой Республики Суат Хайри Ургюплю. Он встретился с Леонидом Брежневым, Алексеем Косыгиным и другими государственными деятелями СССР. Газета «Правда» уделила этому визиту большое внимание, отметив, что между СССР и Турцией нет никаких спорных вопросов.
После визита председателя Совета министров СССР Косыгина в Турцию в декабре 1966 года, в сентябре 1967 года в Москву прибыл премьер-министр Турции Сулейман Демирель. Эти взаимные визиты, ориентированные на решение вопросов экономического характера, были весьма продуктивными. В ноябре 1969 года президент Турецкой Республики Джевдет Сунай прибыл в Москву, где состоялась встреча с Л. Брежневым и А. Косыгиным. Визит способствовал укреплению взаимного доверия. Эти важные изменения на политической арене отразились и на культурных отношениях двух стран. На открытии заседания Верховного совета Азербайджана в 1970 году Брежнев сказал: «В настоящий момент идет работа по постепенному созданию отношений, которые обеспечивают взаимопонимание и атмосферу доверия между СССР и Турцией».
В культурной жизни Турции 1970-х годов событием стали концерты азербайджанской певицы Зейнеп Ханларовой. В том же году певица Несрин Сипахи представила традиционную турецкую музыку в Москве, Самарканде, Ташкенте, Алма-Ате, Сочи, Сухуми, Батуми, Баку, Тбилиси. Ансамбль Игоря Моисеева с большим успехом выступил в Анкаре и Стамбуле. Тогда же на турецкой сцене впервые был поставлен «Иванов» Чехова, а театральный сезон 1970–1971 гг. начался показом спектакля «Три сестры».
В 1972 году труппа артистов Ленинградского малого оперного театра показала свои спектакли любителям искусства в Анкаре и Стамбуле. В июне турецкий композитор Неджип Казым Аксес, скрипачка Суна Кан и музыкальный критик Фарук Гювенч организовали вечер турецкой музыки в Баку. Советский государственный цирк еще раз посетил Турцию. В том же году успешно прошли концерты Эсин Афшар с группой «Дёнюшюм» в городах Фрунзе, Ашхабад, Душанбе, Баку, Ташкент и Москва. В 1972 году Мерич Сюмен стала первой турецкой балериной, выступившей на сценах Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы. Зрители были восхищены ее мастерством.
В 1973 году по случаю 50-й годовщины Турецкой Республики была поставлена опера «Кёроглу». В этом проекте турецкий композитор Аднан Сайгун работал вместе с азербайджанским дирижером Ниязи.
Мухсин Эртугрул снова посетил СССР. Впечатления о поездке, которыми он поделился со своими турецкими коллегами, принесли много пользы турецкому театру.
В 1974 году Ойстрах еще раз приехал в Турцию. Прошли концерты Ленинградского симфонического оркестра и Воронежского государственного хора, которые имели огромный успех. Хор был участником Стамбульского фестиваля, и о нем много писали местные газеты. В мае того же года певец Эмель Сайын дал концерты в Баку и в Москве.
В 1975 году в различных городах Советского Союза выступили Йылдыз Тумбул, Мете Угур, Атилла Манизаде, а также артисты Президентского симфонического оркестра, Идиль Бирет, Айшегюль Сарыджа, Айла Эрдуран и Суна Кан. Советский балет на льду снова имел в Турции большой успех.
В 1976 году в СССР гастролировали певица Инджи Чайырлы, Государственный ансамбль турецкого народного танца. В турне певца Атиллы Ичли и композитора Джемиля Демирсипахи входили такие города, как Ташкент, Тбилиси и Москва. В Турции концертировали советские музыканты Александр Слободяник, Даниил Шафран, дирижер Вероника Дударова. Последним культурным событием этого года стали концерты скрипача Валерия Климова, а также спектакль Государственного театра Анкары поставил пьесу Горького «Мать», спектакль, к сожалению, был запрещен из-за содержащейся в нем «пропаганды коммунизма».
В 1977 году Эмель Сайын еще раз поехал в СССР. Вместе с сопровождавшими его артистами он дал концерты в Баку, Ереване и Москве. Айхан Баран встретился с советскими любителями музыки в Риге, Донецке, Минске и Полтаве. Певец Пекин Кыргыз представил турецкую музыку в Казани и Вильнюсе. В этом же году Зейнеп Ханларова снова встретилась с поклонниками своего искусства в Турции. Московский камерный оркестр и скрипач Виктор Третьяков выступили с концертами в Стамбуле.
В ряду культурных событий 1978 года первыми были концерты певца Эрола Ураса в Баку и Воронеже. В мае Элиф и Бедиль Аран дали ряд фортепьянных концертов в Баку, Ташкенте и Новосибирске. Дирижер Гюрель Айкал выступил в Харькове и Ворошиловграде. Ансамбль «Дос-Мукасан» представил Советский Союз на Международной ярмарке в Измире. Кроме того, в Турции успешно прошли концерты певицы Валентины Левко и скрипача Виктора Пикайзена. А после выступлений Московского классического балета в октябре Турцию еще раз посетил азербайджанский дирижер Ниязи.
В 1978 году в Анкаре и в Стамбуле состоялась Неделя советского кино. Турецким зрителям очень понравились фильмы «Вызываю огонь на себя» и «Они сражались за Родину». В том же году была экранизирована «Легенда о любви» Назыма Хикмета. В этой ленте, снятой совместно киностудиями «Мосфильм» и «Тура Фильм», главную роль исполняла Тюркан Шорай, а режиссером был Аждар Ибрагимов. В фильме приняли участие известные русские и турецкие актеры. В октябре 1979 года он был показан в посольстве СССР в Анкаре, а до этого прошла его премьера в Доме дружбы с народами зарубежных стран в Москве.
Спустя почти четверть века после выхода на экран «Легенды о любви» Тюркан Шорай в своем интервью для нашей книги сказала, что в этом фильме «искусство слишком богатое и разнообразное, чтобы быть ограниченным одной культурой и одним подходом». Она отметила, что «Турция и Россия в данный момент готовы активно и успешно сотрудничать в области искусства».
В 1973 году Турция впервые приняла участие в Московском международном кинофестивале, представив фильм «Гамлет» режиссера Мемдуха Юна. Продюсер фильма Сабах Дуру[4] приняла участие в Ташкентском кинофестивале. Кроме нее участие в фестивалях приняли Фатма Гирик, Семра Оздамар, Мемдух Юн, Тюркан Шорай, Атыф Йылмаз, Кадир Инаныр, Омер Кавур и Хюлья Авшар.
Одним из совместных российско-турецких фильмов стал фильм по рассказу Ченгиза Айтматова «Тополек мой в красной косыночке». Сценарий был написан русской стороной, продюсером фильма стал Ариф Кескинер, а режиссером – Атыф Йылмаз. Главные роли в фильме, адаптированном для Турции и снятом на турецкой земле, сыграли Кадир Инаныр и Тюркан Шорай. Впоследствии этот фильм получил приз на Ташкентском кинофестивале.
После фестиваля при содействии Сабах Дуру и Йылмаза Дуру в Турции началась демонстрация советских фильмов. Турецкий зритель увидел экранизации произведений русской классики: романов «Отцы и дети» Тургенева, «Анна Каренина» Толстого, рассказов Чехова и др., а также научно-фантастические фильмы, фильмы-балеты и документальные фильмы.
В 1978 году Советский Союз посетил турецкий сценарист и писатель Ведат Тюркалы. Он побывал в Москве, Ленинграде, Баку и Тбилиси, где познакомился с советскими кинематографистами.
Достойны упоминания работы турецкого художника армянского происхождения Жака Ихмальяна – коммуниста, который был вынужден покинуть Турцию, многие годы жил в Москве, где обучал турецкому языку студентов Института восточных языков (позднее Институт стран Азии и Африки при МГУ).
Мероприятия в области культуры и искусства в 1979 году начались с выступлений мастеров балета Мерич Сюмен и Ихсана Аксана в Москве, Кишиневе и Самарканде. Затем дирижер Хикмет Шимшек выступил с концертами в Москве и Баку. После концертов певицы Мюшерреф Тезджан в Баку, Ашхабаде и Ташкенте состоялись концерты певицы турецких национальных песен Гюзиде Касаджы (Москва, Баку, Ашхабад). Культурную программу года завершали концерты Сунны Корай в Вильнюсе и Ленинграде. В апреле того же года в Турции гастролировали пианисты Дмитрий Башкиров и Ирина Плотникова. Успешно прошли выступления Советского государственного ансамбля народного танца Игоря Моисеева и певицы Розы Рымбаевой.
В 1979 году в Москве впервые прошла Неделя турецкого кино. Затем с этими фильмами познакомились зрители Алма-Аты и Ташкента. В рамках Недели были продемонстрированы картины Лютфю Омера Акада, Явуза Озкана, Корхана Юртсевера, Зеки Октена и Атыфа Йылмаза. В связи с этим событием в Москву прибыла делегация, возглавляемая заместителем министра культуры Турции Муратом Катоглу. В том же году в Турции состоялась Неделя советского кино. Делегация, приглашенная министром культуры Турции Ахметом Танером Кышлалы, рассмотрела новые проекты, но ни один из них, к сожалению, не был реализован.
1970-е годы отмечены ростом политических контактов на высоком уровне и укреплением культурных связей России и Турции. В 1972 г. в Турцию по приглашению президента республики Джевдета Суная прибыла советская делегация. В ходе этого визита была подготовлена декларация «О добрососедских отношениях» между странами. На последнем этапе подготовки документа в декабре 1975 года в Турцию приехал Косыгин, и, наконец, во время визита премьер-министра Бюлента Эджевита в Москву в июне 1978 года декларация была подписана. Эджевит встретился с Брежневым, Косыгиным и Громыко. В своей речи на церемонии подписания Эджевит сказал: «Документ, который мы сейчас подписали, станет основой дружбы и сотрудничества между СССР и Турецкой Республикой», он также подчеркнул, что «отношения между двумя странами должны стать такими же крепкими, как и во времена Ленина и Ататюрка». Это событие было одобрено даже оппозиционными кругами Турции и нашло широкую поддержку турецкой прессы.
После того как добрососедские отношения между странами обрели официальную основу, министр культуры Турции Ахмет Танер Кышлалы в октябре 1978 года посетил Москву по приглашению министра культуры СССР Петра Демичева. Советское правительство придавало большое значение этому визиту. Для турецкого министра была подготовлена особая программа, демонстрирующая масштабность советской культуры. Министр, побывав в Ленинграде, Баку и Ташкенте, высказал мнение, что «развитие культурных отношений сблизит народы двух стран». В ходе визита было достигнуто соглашение по программам стажировок для балетных и народных танцоров. Министр Кышлалы обратился с просьбой к Юрию Григоровичу поставить на турецкой сцене балет «Легенда о любви» Арифа Меликова.