Книга Празднику быть! 24 сценария и 98 игр - читать онлайн бесплатно, автор Алиса Закс. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Празднику быть! 24 сценария и 98 игр
Празднику быть! 24 сценария и 98 игр
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Празднику быть! 24 сценария и 98 игр

Напомню, мне нужны 5 мероприятий тематической анимации и 2 праздника: начальный и финальный.

Проводя мозговой штурм, я не включала в него самый первый праздник. По той простой причине, что прошлые года он не играл особой роли и я давала его на откуп аниматорам. Так как остальные программы выходят за рамки стандартной анимации, то первый праздник, проведенный в традиционном формате давал возможность исполнителям мягко, с наименьшим стрессом войти в рабочую неделю.

Забегая вперед скажу, что в этом году такой подход оказался ошибкой: необходимо включать начальное мероприятие в общую линейку.


Итак, мне нужно из обозначенных тем наметить названия (основные идеи) отдельных мероприятий. Работаю в режиме креативности. Пара исписанных листов и вот результат:


– Разумное потребление – чтобы дети сами пришли к этому.

– Созвездие

– Орнитолог – будем по следам определять птиц.

– Праздники севера – устроим какой-нибудь традиционный праздник каких-нибудь коренных народов.

– Креативность ⎼ что-то про подарки.

– Фрик-шоу – на финальный праздник устроим что-нибудь странное, порадуем себя.


Сразу проверяю, согласуются ли идеи отдельных мероприятий с общей концепцией. Разумное потребление ⎼ это тема дома. Созвездие ⎼ другие миры. Орнитолог ⎼ животные, природа. Праздники севера ⎼ другие народы. Креативность ⎼ время для других. Фрик-шоу ⎼ время для себя. Пока все сходится. К этому вопросу я буду периодически возвращаться, иначе меня может слишком далеко унести от первоначальной задумки.


Первый мозговой штурм случился. В результате появились первые идеи, названия. Это, конечно же, еще далеко не программы, но уже направления. Дальше начинаю к ним присматриваться и отвечаю на несколько вопросов:

– понимаю ли я вообще про что программа?

– я в материале?

– знаю ли я как в это поиграть?


По поводу вопроса о том, знаю ли я как в тот или иной праздник играть. Конечно, я знаю много вариантов игр и развлечений. И в целом, нет никаких проблем с тем, чтобы наполнить любое мероприятие механикой. Однако я никогда не тороплюсь и уж тем более никогда не иду по стандартному: чередование активная / спокойная игра. Я отталкиваюсь от задачи, возможности которую мне хочется предоставить детям, бюджета мероприятия, своих технических возможностей.


По сути, эти вопросы ⎼ повод для мозгового штурма №212.

Мозговой штурм №2. За 2 месяца до проекта.


Разумное потребление

Данная программа про то, как потреблять разумно… про мусор… про пакетики, которые используем один раз буквально полчасика… вот… что там еще…

Я совсем не в материале. Знаю только, что есть контейнеры для раздельного сбора мусора, что батарейки нужно сдавать в специальные банки, которые стоят в некоторых магазинах и что я сама собираю крышечки от пластиковых бутылок для эколого-благотворительного проекта «Добрые крышечки»13. Все. Больше ничего не знаю. Для мероприятия этого явно недостаточно.

Как в это играть я тоже пока не знаю.

На помощь приходит творческое состояние: воображение начинает рисовать картинки. Сначала я вижу человека (исполнителя данной программы) из которого вываливаются бесконечные фантики от конфет. Буквально каждое его движение порождает все новые и новые бумажки. Кажется, будто он весь состоит из конфетных оберток. «Кто этот человек?» ⎼ задаю вопрос сама себе. И получаю ответ: это Неопряткин, его так зовут. Он прилетел на Землю с другой планеты. Там больше невозможно жить из-за мусора и его буквально вытолкнуло на нашу планету.

Что дальше? Пока не знаю. Фильм в воображении превратился в статичную картинку. Значит нужно время.

Однако в этот момент я принимаю решение собирать фантики от конфет. Нам нужно будет очень-очень много фантиков.

Программа получает внутреннее название «Неопряткин».


Созвездие

Что-то про космос… планеты… созвездия. Дети будут звездочетами. Будем изучать космос.

Опять-таки я не в материале. Есть какие-то обрывки знаний еще со школьных времен. Больше в голове ничего нет.

Как в это играть пока не знаю.

«Созвездие» превращается в «Звездочетов».


Орнитолог

Что-то про птиц? Нет, это слишком узкая тема. У меня на полке стоит книга с описанием праздников Дарвиновского музея14. Беру. Листаю. В книге в основном мастер-классы и викторины. Но она наталкиваем меня на мысль о Красной книге. А что если взять редких животных и устроить для них заповедник? Отличная идея! Будем делать заповедник. Только как его делать непонятно. Возьмем большую доску… разделим ее на квадраты… для каждого квадрата создадим свою среду обитания… поселим туда животных и будем как-то во все это играть… или нет, не так. Нужно создать территорию, которую мы будем бережно охранять. Суша + вода + воздушное пространство ⎼ аэротория. Красивое слово… сделаем заповедник большим, во всю комнату. И там будут дорожки, по которым мы будем ходить. Совершим в финале бережную прогулку… непонятно ничего… но сама идея заповедника мне уже очень сильно нравится!

Так «Орнитолог» становится «Заповедником».


Праздники севера

Пока вообще непонятная программа. Но вот я сижу в библиотеке и прямо передо мной на полке стоит книга игр народов Сахалина15. Вспоминаю, что дома у меня есть книга с детскими подвижными играми народов СССР16. Идеально! То, что надо! Будем изучать с ребятами традиционные игры коренных народов России!

Я, конечно, не в материале.

Зато я примерно понимаю, как мы в это будем играть.

Праздники севера превращаются в Игры народов России.


Креативность

Пока пропускаю. Знаю только, что нужно будет подобрать упражнения из тренинга по креативности и что-нибудь придумать. То есть в результате мероприятия будет создан некий продукт. Что-то связанное с подарками. Больше пока ничего не знаю и думать про это мероприятие не хочу.

(А зря!)


Фрик-шоу

Тоже пока пропускаю. Финальный праздник будет окончательно понятен только после того, как мы уже начнем работать. По сути, это же некое подведение итогов и чтобы их подвести нужно сначала что-то провести.


Я вообще не тороплю себя, когда есть такая возможность. Дальше вы увидите, что в режиме жесткого дедлайна процесс происходит немного иначе. Но когда я знаю, что впереди у меня есть несколько месяцев на разработку, я даю возможность себе как следует напитаться материалом, а программам ⎼ отлежаться и созреть.


Второй мозговой штурм проведен.


Следующая задача: наполняться материалом по темам программ. В этом вопросе отдаю предпочтение бумажным книгам. В интернете слишком велик риск того, что я либо уйду далеко в сторону от нужного мне материала, либо так сильно в нем зароюсь, что потеряю всякое желание потом играть в ту или иную тему. Конечно, все равно обращаюсь к интернету. Но только в те моменты, когда задача предельно узкая и конкретная.


Относительно бумажных книг. Первым делом я смотрю, есть ли у меня нужный том детской энциклопедии17. Еще со школьных времен (спасибо маме за такой шикарный подарок!) у меня хранится более 10 томов. И это лучшее, с чего можно начать погружение в тему. Хороший, простой язык, качественные многочисленные иллюстрации, интересные факты и краткие биографии. Не бросаюсь читать все подряд. Сначала составляю список вопросов: что мне интересно в конкретной теме? Что мне вообще нужно для моих программ? Что я ищу?


Для Звездочетов вспомнить как вообще устроен космос, что там есть кроме звезд и планет? Когда все это примерно открыли? Как раньше изучали космос? А сейчас как это делают? Откуда взялись названия созвездий? Что обозначают названия? Это какие-то легенды? Они у всех народов разные или примерно одинаковые? Какие известные имена кроме Коперника, Галилея и Гагарина еще есть?


Список литературы18:

– Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия.

– Увлекательная астрономия Мифы и космос С. Дубкова.

– Все о планетах и созвездиях. Атлас-справочник.

– ЖЗЛ. Галилей.


Для заповедника я долго не могла понять, что именно мне нужно почитать. Полистала энциклопедию по географии, посмотрела пару книг по природным ландшафтам, почитала про разных животных… ясности все это мне не прибавило.

Тогда я стала думать о том месте, где нам предстояло проводить проект. Обычный ничем не примечательный район Подмосковья. Интересно, как выглядит то место, куда мы поедем? Может быть там есть речка или лес… а кто интересно водится в лесу? Точно знаю, что в Подмосковье нет медведей. Ну не то чтобы я была уверена в этом на 100%… когда ездила в Приокско-террасный заповедник уточняла у биологов. Они сказали, что в Подмосковье мишек нет. Интересно, почему медведей нет? Как шутка думаю о том, что подмосковный медведь особый вид медведя, занесенный в подмосковную красную книгу. Мысль дарит улыбку: ха-ха Красная книга Подмосковья! А дальше что? Красная книга моего родного Кунцева?)) Стоп! А это мысль! А вдруг и правда есть Красная книга Подмосковья?

Проверяю. Точно! Есть!19 Отлично! Значит мы возьмем редких животных Подмосковья ⎼ места, где реально будем находится, и попробуем каким-то образом создать для них заповедник!

Так поиск литературы обернулся удачным мозговым штурмом.


В качестве «литературы» на этот раз выступили 2 сайта:

– ecosystema.ru

– cicon.ru


Неопряткин… вообще ничего по этой теме не знаю. Нужно почитать / посмотреть хоть что-нибудь!

Конкретного списка сайтов / литературы у меня нет. Собирала информацию и смотрела видео по запросам:

– Раздельный сбор мусора

– Ноль мусора

– Разумное потребление

– Детям о сортировке мусора

– Что означают треугольники на упаковках

– Как перерабатывают разный пластик


Игры народов России. Нужно понять, какие взять народы, сколько их, найти какие-то интересные факты / характеристики, сами игры.

Вот тут пришлось хорошенько подумать. С самого начала я знала, что буду опираться на книгу игр народов СССР. Но какие взять народы? Посмотрела официальную статистику по национальному составу нашей страны. Слишком много народов! Нужно хоть как-то сократить этот список. Но кого выбрать? Попробуем взять только условно коренные народы. Сначала я решила, что составлю список нужных мне для программы народов и буду искать информацию про каждый, но потом поняла, что это слишком долгий и сложный путь. Идеально было бы найти какую-нибудь книгу, желательно энциклопедию, в идеале для детей и с картинками, чтобы в ней сразу найти всю необходимую информацию. Попробовала поискать самостоятельно. Не нашла. Значит надо идти в библиотеку.

Огромное спасибо коллективу московской библиотеки №202! Именно они собрали для меня штук 20 книг по нужной теме. Из этой стопки в итоге остались 2 книги, которые сделали всю программу.


Список книг:

– От Карелии до Урала Н. Л. Жуковская

– Народы России. Энциклопедия. М. М. Бронштейн

– Детские подвижные игры народов СССР


Для Креативности. Любую книгу по теме, чтобы освежить знания.

На полке давно стояла книжечка Йири Шерер «Техники креативности». Ее мне вполне хватило. Скажу сразу, с информационной точки зрения она оказалась для меня бесполезной. Но именно структура данного небольшого пособия помогла понять структуру моего будущего мероприятия.


Зачем вообще так глубоко копать? Это же дети! А я взрослая. Что-то по нужной теме точно знаю. Опыт подскажет…

При таком подходе велик риск формального, номинального подхода. В программе не будет деталей, нюансов, которые и делают каждый праздник, каждое мероприятие действительно интересным, эмоциональным, уникальным. Но если деталей нет, тогда сама тема потеряет значение. Ее можно будет выбросить. А значит лишить себя (и детей) одной из важных составляющих анимационной программы.

Единственным исключением, на мой взгляд, является случай, когда человек уже в материале. Например, является действительным фанатом или профессионалом той или иной темы. Не был им когда-то в прошлом, а вот именно сейчас.

Приведу пример: в 90-е годы я была фанатом гонок Формула 1. Знала правила, регламенты, биографии гонщиков и поименно инженеров команд, с легкостью читала и интерпретировала происходящее на гоночной трассе. Если бы в тот момент мне нужно было сделать мероприятие по теме гонок ⎼ легко! Знаний и погруженности в тему хватило бы и на 10 праздников. Но сейчас я уже далека от этого мира. Единственное, что осталось (думаю уже навсегда), звучащая в голове музыка заставки трансляции и бессменное: «Здравствуйте! С вами Алексей Попов ⎼ российский голос Формулы 1». Теперь, если возникнет необходимость готовить такую программу, мне предстоит заново погружаться в материал. В противном случае программа получится скучной и примитивной: потому что сейчас для меня гонки ⎼ это разноцветные машинки, которые ездят по кругу и стараются обогнать друг друга.


Тем временем, материал подобран и изучен. Теперь я могу ответить на вышеозначенные 3 вопроса. Именно это позволяет мне понять: готова ли я переходить к следующему этапу разработки программ или еще нет. При таком подходе обязательно должен быть хоть какой-то ориентир. Иначе изучать тему можно будет до бесконечности и невозможно будет понять в какой момент остановится.

Если информации хватает, дальше работа идет по трем направлениям:

– Оболочка программы (история + герой) ⎼ написание самой истории, некоего рассказа, определение персонажей истории.

– Механика (интерактивное содержание) ⎼ решить при помощи каких игр, занятий, развлечений можно будет реализовать придуманную идею.

– Техническая реализация ⎼ возможные варианты реквизита, костюмов, декораций.

Обычно это выглядит как сплошной поток мыслей. Я просто сажусь, отключаю телефон и вообще все, что может внезапно отвлечь, например, звонок домофона, и записываю все подряд, все в одну кучу20. Пока идет ⎼ ни на что не отвлекаюсь, ни на кого не обращаю внимания. Пишу, пишу, пишу. После того, как поток иссякнет, можно переходить в следующему этапу: раскладывать все по полочкам. План проведения ⎼ отдельно, реквизит ⎼ отдельно и так далее. Подробнее об этом дальше. Чтобы этапами разработки было удобнее пользоваться, в разделе «Хелпер» находится краткий перечень.


И все-таки разработка мероприятия ⎼ это не линейная работа. У меня не бывает такого, что я села и сразу все придумала, разработала, написала. Понимание приходит постепенно. Я бы даже сказала послойно. Одни программы рождаются легко. Другие остаются непонятными иногда до самого момента проведения. Например, программам заповедник. До последнего момента я не совсем понимала, как именно она будет реализована. Но в итоге все сложилось.

Это я к тому, что сейчас я буду описывать сами программы, но хочу чтобы вы понимали постепенность их формирования и когда будете сами разрабатывать не переживали из-за того, что не все сразу складывается.


Итак, на первой неделе у нас было 5 мероприятий тематической анимации. Для каждого из них мы подготовили афишу. Утром перед зарядкой вывешивали афишу дня в общем холле, чтобы ребята знали, что их ожидает. Очень интересно, что они старались каждый раз угадать, что именно их ждет.


Афиши тематической анимации первой недели.

Неопряткин

Официальное название: Приключение Неопряткиных

Продолжительность21: 45 ⎼ 60 минут

Задумка

Программа посвящена заботе об окружающей среде. У детей будет возможность самостоятельно подумать о том, что или кто загрязняет окружающую среду. Фабрики и заводы ⎼ это добро или зло? Что делать с мусором? Можно ли как-то очистить воду? Как сделать жизнь более безопасной с точки зрения экологии. В рамках данной программы мне хотелось дать возможность детям самостоятельно прийти к каким-то решениям, сделать свои выводы. Не учить как надо (я сама не знаю, как надо), а позволить им попробовать те или иные варианты, попробовать сделать так, как они сочтут правильным.


История героя

Неопряткин жил на планете Неопряткиных. Но жизнь там стала невыносима. Не осталось ни одного дерева. Кругом заводы и фабрики. Дышать невозможно. Вода вся загрязнена. Кругом только бетон, асфальт, пыль и горы мусора. Поэтому Неопряткин отправляется на поиски тех, кто поможет ему привести планету в порядок. Вслед за Неопряткиным отправляется Магнат. Это человек, который владеет всеми заводами и фабриками. Магната не волнует экология. Зато его сильно волнуют деньги и постоянное увеличение прибыли. Все жители планеты Неопряткиных считают именно его виноватым в том, что на планете больше невозможно жить. В вот эта парочка: Неопряткин и Магнат появляются перед детьми.

Задача детей помочь Неопряткину и Магнату. Придумать, что делать с мусором и как-то рассортировать его; очистить воду на планете; сделать пространство планеты более пригодным для жизни: закрыть часть заводов, посадить деревья и т. п.

Подготовка

Реквизит:

– Планета, на которой наклеены бумажные заводы, фабрики, трубы, из которых идет дым, пеньки от деревьев, дороги и стоянки, транспорт.

– Мусор: фантики от конфет, кусочки различных упаковок, на которых есть значок маркировки пластика. Лучше брать именно кусочки упаковки. Потому что если брать упаковки целиком, площадка и правда станет похожа на свалку.

– Записка с кодами переработки.

– Воронки для воды. Количество любое. Одна воронка ⎼ один эксперимент. Мы использовали 4 штуки.

– Пустые бутылки по количеству воронок. Бутылки при желании можно заменить баночками или стаканами, но бутылки 0,3—0,6 л ⎼ самый удобный вариант.

– Бутылка для грязной воды.

– Немного земли: положить в бутылку для грязной воды.

– Вода: залить в бутылку для грязной воды.

– Вата, чтобы заткнуть горлышко воронки.

– Материалы для фильтра: песок, уголь, соль и т. п. Можно пробовать / предлагать детям все, что есть под рукой, все, что самим хочется попробовать в качестве фильтра.

– Плотная бумага (ватман, альбом для рисования, акварельная бумага, картон для поделок): для изготовления новых объектов среды обитания.

– Карандаши и фломастеры: рисовать объекты.

– Двусторонний скотч или клей-карандаш: закреплять объекты на планете.

– Пачка сувенирных денег.

– Подставка под планету. Мы использовали для этого упаковку малярного скотча. На нее очень удобно поставить планету, чтобы дети могли свободно ее обклеивать и она не каталась по всему помещению.


Костюм Неопряткина: кепка, рубаха на несколько размеров больше размера исполнителя, застегнутая неправильно. Внутри и кепки, и рубашки заранее сложено множество фантиков и прочего мусора.

Костюм Магната: шляпа, галстук, перчатки.


Техническая реализация

Планета

В качестве планеты можно использовать обычный детский мяч, диаметром 15—20 см. Его можно оставить таким какой он есть, а можно обклеить бумагой (или салфетками) и раскрасить.

Мы сделали планету по принципу папье маше. Мне хотелось, чтобы планета была тяжелее мяча. Но это совсем не обязательно.



Подробная технология изготовления такой планеты будет описана в программе «Звездочеты».


Объекты планеты

Размер объектов напрямую зависит от размера планеты.



Вот список объектов, которые мы готовили.

Для начала мероприятия (объекты уже закрепленные на планете):

Заводы ⎼ прямоугольный дом с рядом окон и обязательной трубой, из которой валит черный дым. Дым, кстати, потом можно просто отрезать ножницами ⎼ это будет символизировать закрытие завода. Выглядит такое действие очень забавно.

Дымящие трубы.

Высотки. Отлично смотрятся одноподъездные жилые дома с множеством окон.

Пеньки ⎼ результат вырубки деревьев.

Дороги и стоянки. Для них мы использовали полоски черной цветной бумаги. Дорожную разметку можно сделать белым маркером, замазкой-корректором или белой краской.

Транспорт: легковые машины, автобусы, грузовики ⎼ все это отлично смотрится на дорогах и парковках.

Эту часть объектов лучше всего фиксировать на планете при помощи небольших кусочков двустороннего скотча, чтобы потом легко было от них избавиться.

Для второй половины программы у нас было заготовлено небольшое количество объектов, чтобы показать детям что именно им нужно делать.

Деревья, небольшие домики, гуляющие люди с собачками, качели, магазин, в общем, тут можно делать все, что душе угодно.

Материал для фиксации этих объектов зависит от материала из которого сделана планета, а также от того будет ли планета повторно использована или после праздника достанется детям. В одних случаях подойдет двусторонний скотч, в других ⎼ клей-карандаш. А в самой деликатной ситуации, если планета прихотливая и очень сильно дорога, можно воспользоваться малярным скотчем. Он легко приклеивается и бесследно отклеивается.


Мусор

Мы собирали упаковки от различных продуктов, одноразовую посуду. Затем вырезали фрагменты, на которых есть знак ♺22.

Какая именно цифра находится внутри треугольника и есть ли она там вообще не имеет значения.

Если будет желание удлинить / расширить программу, можно использовать и другие виды мусора: металл, ткани, разные виды бумаги. В качестве пищевых отходов отлично подойдут макеты: огрызок яблока, кожура банана и прочее, сделанные из массы для лепки, легкого пластилина, в общем, подойдет любой материал, который легко меняет форму, а затем застывает на воздухе.


Записка

Тут я привожу образец, который использовали мы. Перед нами не стояла задача предоставить детям исчерпывающую информацию по теме. Поэтому я выбирала один пример по каждой цифре. Всего я взяла 7 цифр. При желании можно расширить или дополнить содержание записки23.

Зеленые буквы ⎼ то, что перерабатывают в России.

Красные буквы ⎼ то, что не перерабатывают в России.

Тут для удобства красные буквы заменены полужирным шрифтом


♳ – из этого получаются сумки.

♴ – отличный материал для бутылок под бытовую химию.

♵ – пленка с пупырками из этого получается. Но в России не перерабатывают.

♶ – из этого делают вкладыши для мусорных контейнеров.

♷ – метлы, урны, велосипедные стойки – всё делают из этого.

♸ – упаковка для яиц.

♹ – дорожные знаки. Но не в России.


Саму записку мы писали на обычном листе формата а4 маркером.



Роли / что репетировать

В данной программе оба аниматора наделены ролями.

Неопряткин ⎼ типичный житель планеты Неопряткиных. Он добрый, немного простодушный и очень переживает за судьбу своей планеты. Ему все интересно, он внимательно и сосредоточенно впитывает все знания, которые ему передают дети, чтобы потом применить их на своей планете.

Магнат ⎼ «владелец заводов, газет, пароходов»24 на планете Неопряткиных. Все фабрики, с дымящимися трубами; грязные водоемы; мусор, разбросанный по планете, так или иначе его рук дело. Сначала может показаться, что Магнат ⎼ отрицательный персонаж. Но хочу предостеречь: если пойти по этому пути, дети могут ополчиться против него и дальше вести программу будет сложно. Поэтому я не делала из него злодея. Это хороший персонаж. Он дает людям рабочие места, его фабрики производят нужные жителям планеты вещи. А загрязнение окружающей среды для него просто неизбежные издержки. Поэтому в момент, когда он узнает, что можно делать что-то иначе, он радуется и с благодарностью принимает все новые открытия.


В этом мероприятии мы стремились сделать вход в образы прямо на площадке. То есть начинали праздник мы обычными аниматорами ⎼ исполнителями, а через несколько реплик превращались в персонажей. Данный переход мы репетировали. Я не буду прописывать слова, которые говорил аниматор. Покажу только рисунок мизансцены:


На площадке, как вы уже могли прочитать пару страниц назад, стоят 2 стула. На одном лежит рубашка большого размера, на втором ⎼ кепка. Рядом со стульями стоит стол. На столе лежат шляпа, галстук, перчатки и планета.

Аниматор-Неопряткин подходит к стулу, собираясь убрать с него рубашку. В момент, когда он берет ее в руки, она как будто оживает и старается «напрыгнуть» на аниматора. Аниматор-Неопряткин сопротивляется. Между ним и рубашкой завязывается небольшая борьба: как будто толкаются два человека. В ходе этой борьбы аниматор начинает кружится вокруг себя. Сначала медленно. При первом обороте надевает рубашку. Второй оборот ⎼ подходит ко второму стулу, берет кепку и надевает на голову.