Книга Празднику быть! 24 сценария и 98 игр - читать онлайн бесплатно, автор Алиса Закс. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Празднику быть! 24 сценария и 98 игр
Празднику быть! 24 сценария и 98 игр
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Празднику быть! 24 сценария и 98 игр

В это время аниматор-Магнат быстро надевает галстук, шляпу, перчатки и в момент, когда аниматор-Неопряткин заходит на третий круг ⎼ дает ему в руки планету. С этой планетой аниматор-Неопряткин делает еще несколько оборотов вокруг себя с ускорением, останавливается посреди площадки, к этому времени уже как следует усыпанной «мусором» и спрашивает: «Куда я попал?»

Напомню, мусор был заранее заряжен в рубашку, кепку, шляпу. Когда персонажи одевались он начинал разлетаться. Кроме того, аниматор-Магнат выбрасывал еще немного мусора, пока Неопряткин кружился.


Важные моменты или для чего нужна репетиция:

– научиться быстро одевать рубашку;

– согласовать действия Неопряткина и Магната;

– отработать этот маленький кусочек так, чтобы в нем не было лишних движений (признак самодеятельности в плохом смысле этого слова);

– научиться красиво разбрасывать мусор и делать так, чтобы он не застревал в одежде.

– научиться на бросать планету куда попало, относиться к ней бережно и ставить ее аккуратно. Ведь это настоящая планета и самая большая ценность для Неопряткина.


Больше актерских эпизодов в программе нет. Так что специально, кроме начала программы, мы ничего не репетировали. Но старались помнить о том, что у каждого исполнителя есть образы, и держать их нужно до самой последней минуты программы.


Но я еще попробовала сама фильтровать воду. Нужно было понять, сколько ваты нужно для горлышка, каким образом ее расположить, чтобы вода начала проходить. Также попробовала несколько вариантов фильтров. Все это нужно для того, чтобы в случае необходимости помочь детям, чтобы я была уверена в том, что я знаю что и как работает. Иначе получается, что мы тренируемся на детях прямо во время мероприятия за счет заказчика. А это, на мой взгляд, неэтично.

Подготовка помещения

Стулья для детей расставлены полукругом.

В центре площадки стоят 2 табуретки. На одной табуретке лежит рубаха. На второй ⎼ кепка.

В глубине площадки стоит стол (перед Механикой №2 стол нужно поставить в центр площадки). На столе: шляпа, галстук, перчатки Магната, планета Неопряткина.

План / механика

ПРИКЛЮЧЕНИЕ НЕОПРЯТКИНЫХ


Действующие лица:

Неопряткин ⎼ типичный житель планеты Неопряткиных.

Магнат ⎼ владелец всех фабрик, заводов и высотных зданий на планете Неопряткиных.

Посреди зала стоят два стула. На одном из них лежит кепка, на втором ⎼ небрежно брошенная рубашка.

Глафира. Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь на стульчики. Ну и мы тоже присядем и расскажем, чем сегодня будем заниматься. Ой, а что это на стуле? Фрося, это твои вещи?

Фрося. Нет… не мои. Ребята, может быть кто-то из вас оставил?

Ребята ответили, что нет, они не оставляли.25

Глафира. Тогда давай просто уберем эти вещи со стульев и начнем уже нашу программу.

Фрося подходит к стулу, берет в руки рубашку, чтобы убрать ее, но рубашка оказывается заколдованной, сама одевается на Фросю, начинает кружить ее. На голове Фроси оказывается кепка, а в руках небольшая планета. Все то время, пока Фрося кружится, из нее во все стороны разлетаются фантики от конфет. В этот момент Глафира надевает шляпу, галстук, перчатки и превращается в Магната. В какой-то момент Фрося, превратившаяся в Неопряткина, наконец останавливается.

Неопряткин. Куда я попал? (осматривается) Что-то у вас не особо-то и чисто… (Далее текст о том, что его планета перестала быть пригодной для жизни и он теперь ищет другую).

В этот момент Неопряткин замечает, что прибыл не одна. За ним увязался Магнат.

Магнат (ходит по фантикам от конфет). А мне кажется все нормально. Как дома: все красивенькое, яркое, разноцветное, приятно шуршит под ногами. Все как и должно быть.

Неопряткин. Нет, так не должно быть! Это невозможно! Надо что-то делать! Хоть с чего-нибудь начать! Я так больше не могу… вот хотя бы мусор соберу…

Начинает собирать мусор и среди фантиков замечает смятую бумажку. На этой бумажке Неопряткин находит код, который поможет начать сортировку мусора.

Неопряткин. А что это такое? Ребята, смотрите, тут какие-то треугольники и что-то написано… похоже на какой-то шифр… кажется, я уже где-то видела эти треугольники. Давайте вместе посмотрим!


Механика 1. Сортировка мусора

На полу лежат различные бумажки, пластиковые баночки, крышечки, ложечки и т. п. и записка, на которой обозначены коды пластмассы и варианты переработки.

Задача детей рассортировать мусор и понять, что и как можно использовать.

Задача аниматоров: помочь детям включиться в эту игру.

Внимание! Заход: «Ребята, сейчас вы будете сортировать мусор», ⎼ не сработает. Так как один из аниматоров ⎼ Магнат, то именно его задача проявить максимальную заинтересованность. В тот момент, когда Магнат узнает, что из мусора можно что-то делать, в этот момент он понимает, что это еще одна возможность заработать. Именно об этом он и заявляет. А дальше, если дети захотят в этом участвовать добровольно и безвозмездно ⎼ хорошо, если нет ⎼ магнат может предложить выкупать у них мусор по курсу: одна пригодная для переработки «мусоринка» ⎼ одна купюра.


Магнат. Я разжился отличным мусором, который совсем скоро превратится в толстую пачку денег. Неопряткин! Давай возвращаться обратно на нашу планету. Мне срочно надо поручить своим работникам перебрать весь мусор на планете.

Неопряткин. Мы не можем вернуться. Посмотри, что из-за твоих фабрик и заводов стало с водой! Ее невозможно пить! (Показывает бутылку с грязной водой). Вот что нам теперь делать?

Дети высказывают свои предположения. Задача аниматоров отвергать под благовидным предлогом все, кроме фильтрации.

Магнат: Моя бабушка рассказывала мне, что в стародавние времена жители нашей планеты брали вот такую штуку (показывает воронку), наливали в нее грязную воду, а выливалась уже чистая вода (в случае необходимости можно продемонстрировать: налить в воронку грязную воду из бутылки и удивиться, что она не очистилась).

Далее дети самостоятельно выходят на то, как превратить воронку в фильтр.

Механика 2. Очистка воды.

Предоставляем детям возможность попробовать отфильтровать воду. Чтобы это сделать, нужно взять несколько воронок, вставить их в чистые пустые бутылки, горлышко воронки не плотно заткнуть ватой. Если этого не сделать, содержимое воронки будет в нее просто проваливаться. Если заткнуть слишком сильно (или слишком большим куском ваты), то вода перестанет проходить через воронку. После того, как горлышко воронки прикрыто ватой, разложите перед детьми различные материалы. Подойдет все, что есть под рукой. Мы использовали: россыпной черный чай, активированный уголь в таблетках, соль, соду, песок, манку, глину, марлю. Далее дети самостоятельно выбирают, что использовать в качестве фильтра и смотрят, где чище получается вода.

Важно: мы ничего не делали за детей. Просто выдали оборудование. А дальше они уже сами догадались и про то, что нужно использовать вату, и что именно класть в ту или иную воронку.

Перед фильтрацией для усиления эффекта обязательно взболтайте бутылку с грязной водой.

Пока дети занимаются фильтрацией, один из аниматоров «очищает» планету: убирает с нее практически все объекты и ждет момента, когда дети готовы оторваться от фильтрации и продолжать программу.

Магнат. Неопряткин, смотри, что случилось с нашей планетой! (С ужасом в голосе.) С нее исчезли практически все мои фабрики и заводы!

Неопряткин. Ура! Это же так здорово! Теперь у нас будет чистая, зеленая планета!

Даем возможность детям высказать свою позицию. Задача показать, что не все так однозначно. Если дети сами об этом не догадываются, подсказываем.

Магнат. Но где же теперь будут работать люди? Как они будут зарабатывать? Я-то ладно… я вот себе мусора набрал, переработаю его и заработаю. А люди… ничего почти не осталось… ни домов… ни дорог. Как же без фабрик? Где мы будем печь хлеб, шить одежду, собирать машины? Я придумал! Мы заново все построим. Но теперь постараемся сделать так, чтобы всем было хорошо и уютно на нашей планете. Друзья! Создавайте то, что вы хотите и размещайте это на нашей планете! Как только вы разместите объект на этой маленькой планете, он сразу же появится на нашей с Неопряткиным большой, настоящей планете.


Механика 3. Создание среды обитания.

Дети рисуют и вырезают различные городские объекты: дома, магазины, деревья, скамейки, машины и т. п. При помощи двустороннего скотча фиксируют их на планете.


Неопряткин. Какая замечательная планета у нас получается! Мне уже не терпиться вернуться и начать на ней жить! Магнат, давай же скорее отправляться домой! Спасибо вам, ребята! Без вас мы бы не справились! Прилетайте к нам в гости!


Конец

Как было на самом деле

Изначально я немного переживала: как дети отнесутся к идее ковыряться в мусоре. Конечно, наш мусор выглядит чисто и аккуратно, но все-таки это мусор. Для подстраховки запаслась одноразовыми резиновыми перчатками (на случай проявления брезгливости). Но мои опасения не оправдались. Дети моментально погружались в мусор. Ни перчатки, ни дополнительная мотивация не потребовались.

Дети 6 – 8 лет

Скорость проведения программы чуть ниже по сравнению с более старшими детьми. С малышами нужно больше времени на то, чтобы рассмотреть планету, поговорить о том, что на ней расположено и чего не хватает, чтобы они поняли суть проблемы.

Помогали дети данной возрастной группы безвозмездно. Одна из участниц сильно увлеклась фильтрами и до конца программы занималась только этим, периодически просила дать ей еще грязной воды. Благо сделать это было легко, так как у бутылке была земля: долил воды из-под крана и грязная вода готова.

При разборе мусора дети сами решили: то что нельзя переработать, можно использовать для поделок.

Уже вечером дети подошли спросили, продал ли уже Магнат мусор на поделки.)

Несколько раз во время программы, ребята уточняли настоящие это деньги мы им даем или нет. А некоторые сами говорили, что это не настоящие деньги. Мы отвечали, что да, на вашей планете такими деньгами расплатиться в магазине не получится. Но на нашей планете используются именно такие деньги.

Дети 9 – 12 лет

В первый момент ребята скептически отнеслись к идее отдавать мусор Магнату. То есть в мусор погрузились сразу, но просто стали перебирать его в поисках треугольников.

Тогда Магнат принял решение: выкупать мусор. Благо у нас была целая пачка сувенирных денег. Курс простой: один предмет мусора ⎼ одна купюра. И дело сразу пошло.

Изначально я думала, что при создании среды обитания, мы вместе с детьми рассмотрим еще раз планету, решим, что на ней нужно изменить, вместе уберем объекты, которые они сочтут лишними, а дальше они уже начнут создавать новую среду обитания. Однако планета была оставлена на некоторое время без присмотра. И кто-то из ребят стащил с нее все объекты. И это оказалось очень кстати! Получилось так, будто пока мы сортировали мусор и фильтровали воду, планета очистилась сама! И теперь можно начинать создавать среду обитания с «чистого листа». На второй прогон программы26 я учла это и 1) следила за тем, чтобы планета не оставалась без присмотра; 2) сама тихонечко убрала с нее большую часть объектов, пока дети фильтровали воду, чтобы повторить эффект «чистого листа».

Кстати, за создание новых объектов старшим детям Магнат тоже платил. Один объект ⎼ одна купюра. Это отлично подогрело интерес и помогло уйти от того, чтобы дети долго и тщательно вырисовывали каждый объект. В данной программе этого не требуется. Таким образом, к основной идее программы добавилась еще одна: Магнат рассказал детям, как он только что выступил в роли инвестора, вложил свой капитал в развитие новой инфраструктуры планеты, и каким образом через некоторое время новые дома, парки и магазины принесут ему прибыль. Во втором прогоне эту идею мы тоже использовали.

Выводы

Отличная получилась программа. Мы провели ее за 60 минут. Поставленные задачи были достигнуты. Но если бы у нас было больше времени, можно смело удлинять до 1,5 часов. Чувствовалось, что детям хотелось больше времени уделить каждой из механик.


Изначально в запасе были еще 2 механики:

«Свежий воздух». Играем в воздушный футбол. При помощи малярного скотча делим стол на 2 части, а детей на 2 команды. Каждый участник получает соломинку. В центр стола кладем мячик для настольного тенниса. Задача участников дуть в соломинку, стараясь сдуть мяч со стола на половине противника. Каждый раз, когда это удается сделать, та команда, которой это удалось, получает одно очко. Команда, первой набравшая 5 (или 10) очков, побеждает. Разумеется, данную механику анонсируем не как воздушный футбол, а как то, что жители планеты разучились нормально дышать, потому что дышать было нечем. И вот теперь, когда планета преобразилась, нужно помочь Неопряткиным вспомнить, как это делается.


«Свод правил». Каждый ребенок делает свою наклейку со своим правилом, которое поможет Неопряткину и Магнату сохранить свою планету. Все наклейки собираются на общий лист и с этим сводом правил Неопряткин отправляется домой.


Данные механики не пригодились. Однако если нужно будет удлинить данную программу до 2-х часов ⎼ как раз их можно использовать.

Игры народов России

Официальное название: Необыкновенное путешествие

Продолжительность: полная программа занимает 3 часа.

Задумка

Эта программа про людей нашей огромной страны. Знаем ли мы, кто живет рядом с нами? А на другом конце России? Кто эти люди? Как они живут? Во что верят? Каких традиций и обычаев придерживались? Чем раньше наполняли свой досуг?

Я искренне верю, что отвечая на эти вопросы, примерив на себя игры других народов, дети (да и взрослые тоже) начинают лучше понимать тех, кто рядом. Относиться друг к другу мы тоже начинаем лучше. Становимся чуть ближе друг другу. Такова была моя задумка, основная идея программы.

Возможность, которую я планировала в этой программе дать детям: самостоятельно выбрать любой народ из нашего перечня, оценить, а, главное, озвучить свою оценку предложенным играм.

Суть программы: 2 заядлых туриста отправляются в путешествие по России. Они хотят узнать, кто наполняет нашу страну, какие народы, узнать про них что-нибудь интересное, сыграть в национальную игру и отправится дальше.

Изначально я видела это так: есть картинки народов России. Ребята выбирают один из народов (крутят волчок или просто решают, какая картинка им больше нравится). Дальше мы берем эту картинку, обозначаем место на карте, где этот народ обитает. В качестве карты была идея использовать пол помещения, на котором заранее или в процессе самой программы обозначать основные реки и горные массивы (как ориентиры) и располагать народ в нужном месте. От идеи с картой в процессе отказались.

Итак, дети выбирают картинку народа. Мы рассказываем буквально пару слов о том, что это за народ и и предлагаем сыграть в национальную игру. Затем переходим к следующему народу.

Подготовка

Реквизит

Реквизит ⎼ самая трудоемкая часть данной программы. Чтобы было легче ориентироваться, в квадратных скобках я напишу номер народа, для которого нужен тот или иной предмет реквизита. Сам нумерованный список народов находится через пару страниц.


– Пояс плотный (как от пальто) 1 шт. [2, 9]

– Мяч из шерсти 1 шт. [4, 17]

– Аркан по количеству участников [5]

– Рога на подставке по количеству участников [5]

– Вертушка ⎼ летучая мышь 1 шт. [6]

– Пояс не плотный 2 шт. [7]

– Плоские камни по количеству участников [10]

– Маленькие камушки количество участников х на 5 [10]

– Волчок 2 шт. [11]

– Конусы ⎼ къуту 6—10 шт. [12]

– Мяч 1 шт. [12, 29]

– Деревянная перегородка 1 шт. [13]

– Косточки ⎼ бабки 30 шт. [15, 18]

– 12-ти гранная палка 1 шт. [16]

– Стул 1 шт. [17]

– Лук от 2 шт. [17]

– Рога по количеству участников [21, 29]

– Картонные кольца по количеству участников [21]

– Бубен 1 шт. [22, 27]

– Рогатые веточки количество участников х на 2 [23]

– Веревка ⎼ канат 1 шт. [25]

– Палка с крючком от 2 шт. [26]

– Мелкие предметы от 10 шт. [26]

– Хвост лисы 1 шт. [28]

– Городки [31, 13, 14, 19]

– 4 карточки шамана [22]

– Фигурки народов

– Вертушка ⎼ волчок для определения народа

– Карточки народов

– Пара небольших чемоданов

– Малярный скотч, чтобы «очерчивать» площадку или мел, если программа проходит на улице.

Описание народов27 и игр

Народы Европейского Севера


1. Карелы

Описание

Северный народ. Проживает в основном в Республике Карелия и на востоке Финляндии. В Карелии более 60 тысяч озер и около 11 тысяч рек.

Карелы верили, что существует «хозяйка загадок» ⎼ полумифический-полусказочный образ, который может наказать за несвоевременное загадывание загадок, например, по вечерам. «Вечер ⎼ для сказок, утро ⎼ для загадок», ⎼ говорили карелы.

Игра

Карельские Загадки

– Человек в лес идет, за ним два ручья бегут. (лыжня)

– Плачет как ребенок, воет как собака. (ветер)

– Как веник, но не веник. Как клубок, но не клубок, хвост как у мыши, но не мышь. (репа)

– Зимой в шапке, летом без шапки. (пень)

– Дни и ночи строгает, щепок нет (часы)


2. Коми

Описание

К западу от Северного Урала среди холмов и долин, рассеченных текущими с Урала полноводными реками, живут Коми.

Раньше, говоря о человеке, особенно в его отсутствие, называли всех его предков вплоть до основателя большой семьи. Мужчина называл имя деда, имя отца -, затем свое имя. Женщина называла имя бабушки, имя отца, затем свое имя.

Самый ценный элемент одежды ⎼ пояс (оберег).

Игра:

Выбирают водящего28 ⎼ Главного. Остальные участники стоят в разнобой. Главный крутит пояс. Кто первый на пояс наступит, тот становится Главным.


3. Мордва

Описание

Среднее Поволжье. Перевод: морд ⎼ человек, мужчина; ва ⎼ признак множественного числа (древнеперсидский язык). Мордва ⎼ много людей.

У язычников было больше 100 богов. Почти на каждый предмет или природное явление приходился свой «хозяин».

Игра

Раю-раю.

Для игры выбирают двух детей ⎼ ворота. Остальные играющие ⎼ мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,А последних оставляю.Сама мать пройдетИ детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком за матерью, проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом говорят ему два слова ⎼ пароль (например, один ребенок ⎼ щит, другой ⎼ стрела). Отвечающий выбирает одно их этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся 2 команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда становится победителем.

Правила: нельзя подслушивать или выдавать пароль.


4. Марийцы

Описание

Живут в междуречье Ветлуги и Вятки по левобережью Волги. Сами себя называют мари, марий. Мар ⎼ человек. Марийцы украшали свои костюмы большим количество монеток. Марийцы очень трепетно относятся к родникам, колодцам, около которых нельзя ругаться или громко разговаривать, нельзя ничего вырубать или что бы то ни было кидать. В противном случае богиня-мать воды может обидеться и навсегда покинет это место. Отмечали праздник овечьей ноги: парни выходили ночью в хлев и в темноте хватали овец за ноги. По цвету шерсти определяли, каким будет в новом году урожай.

Игра

Мече дене модмаш (катание мяча)

Катать валяный из шерсти мяч, стараясь попасть в «лунку». Побеждает тот, кто первым наберет пять очков.

Правила: бросать мяч нельзя, заступать за черту нельзя.


5. Удмурты

Описание

Проживают в междуречье Камы и Вятки. Обычай: девушка, выходившая замуж в другую деревню, должна была оставить на память в своей деревне сочиненную ею песню.

Игра

Лосьёсты кутон (охота на лося)

Играющие делятся на 2 команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (количество равно числу участников в команде) В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося. Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей.

Правила: начинать по команде.


6. Чуваши

Описание

Правобережье Волги между притоками Сурой и Свиягой.

Праздничный день у чувашей ⎼ язычников является пятница: эрн`е кун ⎼ недельный день. Готовиться к нему начинаю в четверг: вечером все домашние моются, стригут ногти. В пятницу надевают белую рубаху, в доме не зажигают огня и не работают, сидят на улице, беседуют, отдыхают.

Игра

Сяра серси (летучая мышь)

Сбивают или связывают накрест 2 тонкие планочки. Получается вертушка ⎼ летучая мышь. Игроки делятся на 2 команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные располагаются вокруг. Один из капитанов первым кидает летучую мышь (вверх). Остальные стараются поймать ее. Поймавший отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока одна из команд наберет 10 очков.

Правила: отнимать пойманную мышь нельзя.


7. Татары

Описание

Самый большой по численности народ Среднего Поволжья.

Важный элемент мужского костюма ⎼ узорчатый жилет.

Популярна борьба на поясах ⎼ кушаках, который каждый боец держал в руках, охватывая им талию противника. Непобежденный объявлялся барытор (богатырем).

Игра 1

Абакле (хлопушки)

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: одна рука на поясе, вторая вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и говорит:

Хлоп да хлоп ⎼ сигнал такой:

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот остается в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила: пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

Игра 229

Борьба на ремнях. 2 игрока. У каждого из игроков пояс, который он одевает на себя, но не завязывает. Концы своего пояса отдает сопернику. Вокруг играющих очерчена площадка. По сигналу игроки начинают бороться, стараясь вытолкнуть соперника за пределы площадки при помощи ремня. Вышедший за пределы площадки ⎼ проиграл.


8. Башкиры

Описание

Живут в южной части Урала ⎼ это богатый край (много рыбы, зверей, птиц, самоцветов).

Праздник встречи весны ⎼ Кукушкин чай (Кякук сяйе)

организатором являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах ее называли юлбарсы.

Юлбарсы одевались в пестрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены 2 платка: один с пришитыми по краям медными круглыми бляшками ⎼ накидывали на голову в развернутом виде и прикрывал всю спину, а другой ⎼ повязывался косынкой. Поверх платков надевали шапочку с высокой тульей.

В день торжества (дата устанавливалась по времени прилета и голосу кукушки), празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки. Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети выливали молоко, клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры. Во время чаепития пожилые женщины рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию. Иногда на праздники раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях и, обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке и танцы.