Владислав Иванович Столяров
Социология физической культуры и спорта. Учебник
© Столяров В.И., 2004
© РГУФК, 2004
Предисловие
Сложные социальные процессы, происходящие во всех сферах современного общества и связанная с этим необходимость повышения эффективности системы образования предъявляют все более высокие требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов различных сфер социальной жизни, в том числе сферы физической культуры и спорта (в дальнейшем тексте вместо словосочетания «физическая культура и спорт» используется сокращение – «ФКС»)
Важное значение для эффективной подготовки специалистов этой сферы имеет социология ФКС. Эта наука как составная часть социологии и спортивной науки, дает научно обоснованные знания о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями, а также об отношении разных групп населения к ФКС. Эти знания позволяют принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно-спортивной активности различных групп населения и социокультурного эффекта этой активности, пропаганды ФКС, уточнением направлений и средств гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством и т. д.
В настоящее время студенты многих учебных заведений, прежде всего институтов (академий и университетов) физической культуры, изучают курс социологии ФКС. Цель курса – помочь студентам усвоить и осмыслить основы социологии ФКС: характер, содержание, особенности и значение этой науки, а также тех проблем, которые она изучает, пути их решения.
Основные задачи курса:
– помочь студентам выработать правильное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии как общественных явлений, их месте в общем "механизме" функционирования и развития социальной системы, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями; /11/
– научить студентов применять эти знания для осмысления современных социальных явлений и процессов в сфере ФКС;
– дать студентам такую социологическую информацию об отношении разных групп населения к ФКС, которая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни;
– сформировать у студентов навыки подготовки и проведения конкретно-социологических исследований в сфере ФКС, научить использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.
Данный учебник призван помочь студентам в овладении этими знаниями и умениями. При этом предполагается, что они уже изучали общую социологию и знакомы с ее основными понятиями и положениями. При подготовке учебника автор использовал материалы ранее опубликованных им книг, статей, учебных пособий, в которых излагаются результаты, полученные в ходе многолетней (более тридцати лет) разработки проблем социологии ФКС. При этом использовались некоторые материалы кандидатских и докторских диссертационных работ его учеников – Аксенова Г.М., Аллакаевой Л.М., Баринова С.Ю, Бариновой И.В., Вучевой В.В., Губаревой Т.И., Гутина А.Т., Ипатова Д.И., Козыревой О.В., Кудрявцевой Н.В., Королевой С.А., Курило С.И., Новиковой С.С., Ольховой Т.Г., Паршикова А.Т., Петлеваного Г.Ф., Поликарповой Г.М., Попова Г.В., Прокопчука Ю.И., Самусенкова О.И., Самусенковой В.И., Сегал Ю.П., Скоробогатова А.Б., Сагалакова Д.А., Хлопкова А.В., Черевач И.В. и др. В учебнике характеризуются подходы к решению проблем социологии ФКС и других ученых – как отечественных, так и зарубежных.
Автор учебника не претендует на исчерпывающую и всестороннюю характеристику всей проблематики социологии ФКС. Основное внимание уделяется наиболее важным, сложным и дискуссионным проблемам этой науки, тем вопросам, которые не получили достаточно полного освещения в других учебных пособиях по социологии ФКС, а также тем проблемам, которые обычно вызывают затруднения при ее изучении.
При выборе стиля и логики изложения автор исходил из требований проблемного метода обучения, необходимость которого /12/ обоснована в современной педагогике. Этот метод требует такого подхода к изложению, при котором сначала характеризуется обсуждаемая проблема (показываются трудности и противоречия в ответе на соответствующий вопрос), формулируются различные связанные с ней точки зрения, аргументы, которыми они обосновываются, указываются пути решения проблемы и лишь после этого формулируется само это решение. В соответствии с этим, автор учебника не рассматривает формулируемые им положения как единственно возможные, окончательные и не подлежащие дальнейшему обсуждению. Напротив, ставится задача показать сложность и дискуссионный характер проблем социологии ФКС, наличие различных (и даже противоположных) подходов к их решению.
Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов. Содержащаяся в нем информация по различным проблемам социологии ФКС может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере ФКС.
Раздел первый
Социология ФКС как наука
/13/ В данном разделе дается характеристика социологии ФКС как особой науки: ее объектной области, предмета, структуры, места в системе наук, истории становления и развития, а также теоретического и практического значения.
Глава 1. Объектная область, предмет и структура социологии ФКС
При характеристике любой науки прежде всего нужно учитывать ее объектную область – те объекты, которые она изучает.
1.1. Объекты научного познания социологии ФКС
Как известно из логики и методологии науки, объектами науки могут быть:
• фрагменты (области) реальной действительности, выделенные исследователем для изучения;
• идеальные конструкты (например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.) – объекты, «сконструированные» исследователем на основе идеализации реальных явлений, когда им приписываются некоторые принципиально неосуществимые свойства.
Для того, чтобы выделить объекты своего исследования, отграничить их от других, наука формулирует соответствующие понятия, которые являются основными категориями данной науки. Выделение какого-либо объекта научного исследования на основе используемых понятий всегда предполагает использование абстракций различного уровня, правомерность которых должна быть обоснована. Разные науки могут изучать один и тот же объект (например, человек является объектом научного исследования ряда наук – физиологии, биологии, анатомии, педагогики, психологии и др.).
/14/ На первый взгляд, довольно просто указать объекты научного познания и основные категории той науки – социологии ФКС – , характеристике которой посвящен данный учебник. Уже из названия этой науки казалось бы следует, что объектами ее исследования являются физическая культура и спорт, а основными категориями – «физическая культура» и «спорт». Чаще всего именно таким образом и подходят к обсуждаемому вопросу.
Вместе с тем иногда всю объектную область социологии ФКС сводят лишь к одному объекту. Считают, что эта наука изучает, например, только спорт или только физическую культуру, или одну лишь двигательную (физическую) активность. Иногда к числу объектов исследования социологии ФКС помимо этих объектов причисляют и другие – например, физическое воспитание, физические упражнения, физическую рекреацию, тело человека и т. д. В соответствии с этим трактуется и система основных категорий данной науки.
Эти различные подходы к пониманию объектной области и основных категорий социологии ФКС проявляются и в названии данной науки. В отечественной литературе ее чаще всего называют социологией спорта и/или физической культуры. Такое название встречается и в некоторых зарубежных публикациях. Но обычно в них речь идет о «социологии спорта», хотя встречаются и другие названия – «социология спорта и физических упражнений», «социология физического воспитания и спорта». В качестве отдельных разделов обсуждаемой науки указывается «социология тела», «социология Олимпийских игр», «социология физического воспитания», «социология спортивных организаций», «социология преподавателей физического воспитания и тренеров» и др.
В последующих главах учебника подробно будет обосновано положение о том, что социология ФКС изучает не два, а три относительно самостоятельных, а вместе с тем связанных друг с другом объекта:
• определенные формы двигательной активности человека; для их обозначения чаще всего – по крайней мере в отечественной литературе – используют термины «физкультурная деятельность», «занятия физкультурой»;
• особую разновидность соревнований ("спортивные соревнования"), подготовку к ним и некоторые другие связанные с ними явления (в целом все это обычно обозначают термином «спорт»); /15/
• тело человека, которое включено в процесс социализации и «окультуривания» и тем самым выступает как социальное явление и феномен культуры (для обозначения телесности человека, рассматриваемой в таком аспекте, чаще всего используют термин «физическая культура», а также термины «соматическая культура» и «телесная культура»).
При осмыслении этого положения важно учитывать следующее:
1. Самое главное – четко различать, не смешивать друг с другом указанные объекты научного познания социологии ФКС, а термины, которые используются для их обозначения, могут быть самыми разными?
2. Понятия «физкультурная деятельность», «спорт» и «физическая (соматическая, телесная) культура» выделяют в качестве объектов научного познания социологии ФКС и соответствующие реальные явления, и построенные социологом их идеальные конструкты.
3. Социология ФКС изучает и другие объекты, которые являются:
а) элементами указанных выше объектов (например: спортивное соревнование по отношению к спорту; физическое воспитание и культура телосложения по отношению к соматической куль туре);
б) их разновидностями, формами проявления (например:
спорт для всех и спорт высших достижений, спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту; физическая рекреация и лечебная физкультура по отношению к физкультурной деятельности и т. д.).
Итак, основными категориями социологии ФКС, с помощью которых выделяются главные объекты ее исследования, являются три категории:
• «физкультурная деятельность» («занятия физкультурой»),
• «спорт»,
• «физическая (соматическая, телесная) культура».
Понятия, используемые для характеристики более частных объектов познания социологии ФКС, также входят в систему ее основных категорий.
/16/ Подробная характеристика указанных выше социальных явлений, которые в целом составляют объектную область исследования социологии ФКС, будет дана ниже – в последующих разделах учебника.
1.2. Предмет социологии ФКС
1.2.1. Исходные положения
Физическая культура, спорт и другие указанные выше социальные явления, составляющие объект научного познания социологии ФКС, изучаются и другими науками – например, общей теорией ФКС, психологией ФКС, эстетикой ФКС и др. Но каждая из этих наук, в том числе социология ФКС, рассматривает их под определенным углом зрения, ставит и решает особые задачи, т. е. имеет свой особый предмет исследования.
Вопрос о предмете социологии ФКС – об особенностях, основных направлениях, проблематике и уровнях анализа различных объектов сферы ФКС – обсуждается в многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов и является предметом острых дискуссий.
Для решения данной дискуссионной проблемы прежде всего важно учитывать, что в рамках социологии ФКС речь идет о социологическом (а не каком-то ином – например, педагогическом, психологическом или экономическом) научном исследовании.
Основная цель такого исследования – раскрыть "механизм" функционирования и развития целостной социальной системы, определить место в ней различных общественных явлений, их социальный статус и социальные функции, связи между собой?
Для достижения этой цели в ходе социологического анализа используется специальный понятийный аппарат, в том числе такие понятия, как: «социальное действие», «социальные связи, отношения и функции», «социальный контроль», «ценности и ценностные ориентации», «культура, субкультура, панкультура», «социализация», «образ и стиль жизни», «социальный статус и социальная роль», «социальная общность», «социальная группа», «социальный институт и социальная организация», «социальная система и социальные процессы» и др. Использование этого понятийного /17/ аппарата позволяет конкретизировать указанную цель, определить связанные с ней задачи, дает возможность выделить специфически «социологический» предмет исследования при анализе любых социальных объектов, в том числе ФКС.
Опираясь на сформулированные выше положения, можно сделать следующий предварительный вывод, который более детально будет обоснован ниже: главная познавательная цель социологического анализа ФКС состоит в том, чтобы определить их место в общем "механизме" функционирования и развития социальной системы, их социальный статус и социальные функции, связи с другими социальными явлениями.
Эта главная цель определяет основные направления и проблематику социологического исследования ФКС.
1.2.2. Основные направления и проблематика исследования
Социологическое исследование объектов сферы ФКС предусматривает ряд основных направлений их анализа.
I. Определение и обоснование социальной природы объектов сферы ФКС. Исходный пункт социологического анализа любого объекта сферы ФКС – обоснование правомерности отнесения его к миру социальных явлений. Необходимо выяснить, какова «природа» изучаемого объекта: социальная, биологическая или социобиологическая (биосоциальная). В случае последнего варианта возникает вопрос о соотношении социального и биологического компонентов данного объекта.
Иллюстрацией тех проблем, которые возникают в ходе решения данной задачи, может служить комплекс вопросов о социальном характере телесности человека: о соотношении социального и биологического в физическом и психофизическом развитии человека, а также стихийных и сознательных социальных воздействий на это развитие; о зависимости здоровья человека от биологических и социальных факторов; о социальной или биологической природе ориентации человека на соперничество и др.
После того, как выявлен социальный характер анализируемого явления сферы ФКС, важно выяснить, что он представляет собой как социальное явление. Решение данной задачи предусматривает /18/ использование указанных выше социологических понятий: «социальная система (подсистема)», «социальная структура», «социальная деятельность», «социальное действие», «культура», «социальный институт», «социальная организация», «социальные отношения», «социальный процесс» и др. Система этих понятий как раз и позволяет всесторонне, полно, глубоко охарактеризовать социальную природу изучаемого объекта сферы ФКС.
С этой задачей социологического исследования ФКС связан широкий круг разнообразных проблем.
Так, например, при анализе различных явлений сферы ФКС речь идет о том, чтобы выяснить, насколько правомерно приписывать им статус социальной деятельности. Этот вопрос является одним из основных при социологическом анализе не только спорта и занятий физическими упражнениями, а также физической культуры, но и отдельных их элементов, форм, разновидностей, моделей – спорта высших достижений, «спорта для всех», физической рекреации и т. д. Важное значение при социологическом исследовании сферы ФКС имеет оценка различных явлений этой сферы – «спорта для всех», Олимпийских игр и др. – как особых форм и видов социального движения, а также уточнение целей и задач этого движения, его идеалов и ценностей.
Еще одна группа проблем касается правомерности отнесения телесности человека и физкультурно-спортивной деятельности к сфере культуры. Для решения этих проблем необходим ценностный анализ сферы ФКС, изучение функционирования и развития системы ценностей, связанных с телом человека, с занятиями физическими упражнениями и спортом, со спортивным и олимпийским движением, с отдельными видами спорта (например, игровыми) и т. д.
При уточнении социальной природы физического воспитания, спорта, спортивных организаций, спортивного зрелища, олимпийского движения и других объектов сферы ФКС возникает также проблема их оценки и анализа как социальных институтов и организаций. Важное значение имеет выяснение и связанных с ними социальных отношений и процессов. Речь идет, например, о взаимоотношениях между спортсменами, тренера со спортсменами, между спортивными командами, между спортсменами и неспортсменами, между различными спортивными организациями и т. д.
/19/ Определение социальной природы изучаемого объекта в процессе социологического исследования сферы ФКС предполагает и такой интегративный подход, при котором он оценивается и анализируется как целостная социальная система (подсистема).
II. Анализ взаимоотношения и взаимосвязей явлений сферы ФКС с другими элементами социальной системы. Данное направление социологического исследования сферы ФКС предусматривает постановку и анализ следующих важных проблем:
• сходства и различия изучаемого явления с другими;
• взаимосвязей данного явления с другими социальными явлениями;
• отношения социального субъекта к явлениям сферы ФКС;
• влияния этих явлений на социального субъекта;
• места различных явлений сферы ФКС в социуме.
Охарактеризуем эти проблемы.
Проблемы сходства и различия изучаемых явлений. Важное место среди этих проблем занимают проблемы сходства и различия ФКС (или какого-то их элемента, определенной разновидности и т. д.) как определенных форм социальной деятельности по отношению к другим ее видам: например, об отношении спорта с игровой деятельностью, а также о взаимоотношении физкультурно-спортивной деятельности с трудовой.
Еще один ряд проблем такого рода – проблемы сходства и различия ФКС как определенных форм культуры по отношению к другим ее формам: например, вопрос об отношении спорта с искусством, физической культуры с другими элементами и формами культуры.
Проблемы взаимосвязей изучаемого явления сферы ФКС с другими социальными явлениями. Важным предметом социологического исследования являются взаимосвязи ФКС с институтами и организациями экономической, правовой, военной, политической и других социальных сфер. Особенно актуальными являются вопросы о том, существует ли спорт независимо от политики, идеологии, социально-классовой структуры, системы экономических отношений общества, или же он неразрывно связан с ними, о зависимости функций физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, спортивного и олимпийского движения от той /20/ социальной системы, в рамках которой они функционируют и развиваются, о влиянии спортивных и олимпийских соревнований на систему международных отношений.
К числу важных относятся также проблемы взаимосвязи ФКС с различными социальными процессами: например, вопросы о влиянии научно-технической революции на ФКС и относительно обратного влияния спорта на различные социальные процессы – его воздействие на процессы социальной стратификации, мобильности, социокультурные процессы и т. д. Широкий круг проблем возникает при изучении взаимосвязей и взаимодействия ФКС с искусством, наукой, религией, средствами массовой информации, а также с институтами социализации – семьей, школой и др.
Анализ взаимосвязей объектов сферы ФКС с другими социальными явлениями предполагает постановку и решение ряда задач.
Одна из них – уточнение социальных функций физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности, а также их форм и видов (например, занятий физкультурой, "спорта для всех", спорта высших достижений, олимпийского движения и т. д.). Речь идет об их социальных функциях в образе жизни людей, в структуре свободного времени, в различных сферах общественной жизни – в производственной сфере, в быту, в системе воспитания, образования и организации досуга населения, в области культуры, экономики, политики и т. д.
Данное направление социологического исследования явлений сферы ФКС подразумевает также выяснение их роли и значения в решении разнообразных социальных задач (воспитательных, культурных, экономических и др.), применительно к разным группам населения (к детям, женщинам, инвалидам и др.), социальным институтам (семье, школе, армии и др.) и т. д. На основе этого должен быть решен вопрос о социокультурной ценности того или иного социального явления этой сферы.
Проблемы отношения социального субъекта к явлениям сферы ФКС. Эти проблемы связаны с решением двух основных исследовательских задач.
Первая задача – выяснение субъективного отношения социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к ФКС: уровня знаний о ФКС, мнения о значимости, полезности, /21/ ценности этих социальных явлений, интереса к ним и в чем он конкретно проявляется, целей, задач, планов, связанных с ФКС и т. п.
Вторая задача – определение реального отношения социального субъекта к ФКС, его «вовлечение» (включение) в эти виды деятельности.
Под «вовлечением, в деятельность» (например, в спортивную) в социологии понимают акты поведения, познания, эмоциональных реакций, имеющие отношение к этой деятельности (в данном случае к спорту).
Социологический анализ «вовлечения» социального субъекта в различные виды социокультурной деятельности, связанные со сферой ФКС, предусматривает решение широкого круга проблем:
1) состав популяции, вовлеченной в эту сферу, т. е. какие группы населения имеют то или иное отношение к ней;
2) формы проявления вовлечения в эту сферу;
3) какие социальные факторы (в том числе интересы, потребности, ценностные ориентации социального субъекта) влияют на процесс вовлечения населения в сферу ФКС, содействуют этому процессу или тормозят его;
4) динамика вовлечения (например, физкультурно-спортивной активности) личности, социальных групп и т. д.
К числу разнообразных форм вовлечения в ту или иную деятельность сферы ФКС прежде всего относятся разные типы вовлечения: «поведенческое», «познавательное» и «эмоциональное». Поведенческое вовлечение характеризует активность социального субъекта, связанную с той или другой деятельностью (например, физкультурную активность, спортивную активность, активность, связанную с заботой о своем теле и т. д.).
В рамках каждого типа вовлечения можно выделить разные виды вовлечения. Например, поведенческое вовлечение в спорт подразделяется на первичное и вторичное. Первичное вовлечение означает активное участие в спорте в качестве спортсмена. Вторичное вовлечение относится к другим формам участия, которых очень много, но которые грубо можно подразделить на две большие группы: участие в «производстве» спорта и участие в «потреблении» спорта.
Еще один параметр процесса вовлечения – «степень вовлечения». Для характеристики этого параметра используют понятия /22/ «частота», «продолжительность» и «интенсивность» актов поведения, познания, эмоциональных реакций, имеющих отношение к тем или иным видам деятельности.
С учетом того, что разные индивиды и социальные группы населения имеют разную частоту, продолжительность и интенсивность вовлечения в обсуждаемые формы социальной активности, могут быть выделены разные модели такого вовлечения. Одна из таких моделей связана с длительным и активным участием человека в той или иной деятельности сферы ФКС, когда это участие приобретает статус «карьеры». Особый интерес социологов вызывает, например, проблема спортивной карьеры.