Первый шаг на пути формирования частной, специальной, прикладной социологической теории в рамках социологии – уточнение специфического объекта социологического исследования. Таковым должно быть важное и сложное для познания социальное явление, которое является относительно самостоятельным элементом социальной системы, имеет особые законы функционирования и развития, отличается от тех объектов, которые уже изучаются в рамках существующих социологических дисциплин, и потому может стать объектом специального социологического анализа. Для этого должен быть выработан понятийный аппарат, позволяющий четко выделить и отличить данное социальное явление от других. Следующий шаг – обоснование необходимости и целесообразности их социологического анализа, а также уточнение методологии этого анализа.
Поводом для постановки вопроса о формировании социологии ФКС как самостоятельной науки прежде всего стал тот факт, что объектом исследования ряда научных дисциплин, в том числе социологических, стали такие важные и сложные социальные явления, как физическое воспитание, занятия физическими упражнениями, спорт. Причем круг этих тесно связанных между собой явлений, изучаемых в данных науках, постоянно расширялся. В частности, в него стали включаться такие явления, как физическая рекреация, телесность человека, физическая культура и т. д. Однако только в 60-е годы создаются предпосылки для формирования социологии ФКС как относительно самостоятельной социологической дисциплины.
/47/ Существенную роль в становлении социологии ФКС сыграло усиление интереса к социологическим проблемам спорта, связанное с тем его бурным развитием (всех его форм и разновидностей), которое началось в конце XIX – начале XX века и было обусловлено социальным и научно-техническим прогрессом общества. Это развитие привело к проникновению спорта во все основные сферы человеческой деятельности (труд, образование, досуг) и к выделению его в относительно самостоятельную подсистему социума, в отдельный социальный институт.
Но выделение социологии ФКС в самостоятельную науку шло по линии ее обособления не только от других социологических дисциплин, но и от других «спортивных наук».
В течение длительного времени в научном анализе физического воспитания и спорта на первом плане находились биологические, физиологические, анатомические и педагогические проблемы. В некоторой степени это было оправдано логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а также логикой их познания. Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним социальных проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными рассуждениями о социальных функциях спорта.
Ситуация стала меняться по мере все более широкого развития спорта. Развитие спортивного движения, его универсальность, возрастающая роль в современном мире, тесная связь с многочисленными проблемами нашей эпохи создавали потребность перехода в области социальной проблематики спорта от чисто практических знаний и разрозненных иллюстраций к систематическому анализу, основанному на проверенных исследовательских методах и признанных социальных теориях. Новые образцы поведения и градации ценностей, возникшие под влиянием спорта высших достижений, все более разрастающиеся в рамках спортивного движения разнообразные групповые связи – формальные и неформальные, имеющие юридический статус и не имеющие его и т. п. – стали требовать все более широкой, полной, точной и дифференцированной информации. Появилась необходимость в информации не только /48/ о поведении отдельных групп, участвующих в спортивном движении, о поведении зрителей и болельщиков, но также о тех социальных силах, которые определяют темпы развития спорта, о социальных факторов, способствующих этому развитию или тормозящих его в отдельных социальных средах. Возникла также потребность в изучении влияния экономики, политики, культуры, средств массовой информации на спорт, с одной стороны, а, с другой – обратного воздействия спортивного движения на различные сферы социальной жизни, на образ жизни людей.
Отсутствие социологической информации по всем этим вопросам, на которую могла бы опереться организаторская деятельность в спорте, снижало эффективность этой деятельности, тормозило развитие спортивного движения, не позволяло увидеть его перспективы, снижало его престиж в рамках явлений современной культуры. Усиливалась и потребность ответить на вопросы о том, каковы те социальные процессы, в которые включена спортивная деятельность, влияет ли она и каким образом, под воздействием каких факторов на формирование общественных связей, образцы поведения и т. д. Формировалось и крепло убеждение в необходимости специального, полного и глубокого анализа социальных функций физического воспитания и спорта, их места в обществе, в человеческой культуре и других связанных с ними социальных проблем. Эта социальная потребность привела к появлению научных работ, в которых предпринимались попытки такого анализа.
Становлению социологии ФКС в немалой степени содействовал созданный в 1964 г. Международный комитет социологии спорта при СИЕПС/ЮНЕСКО. Он стал одним из комитетов Международного совета по спорту и физическому воспитанию (СИЕПС), а позднее и официальным исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации. Членами комитета в настоящее время являются ученые более чем 40 стран. В Австрии, Болгарии, СССР, Чехословакии, Японии и других странах были созданы национальные комитеты (секции) социологии спорта. Международный комитет социологии спорта начал издавать журнал по проблемам социологии спорта – "International Review of Sport Sociology", который в настоящее время называется "International Review for the Sociology of Sport". /49/ В 1972 г. начал выпускаться информационный бюллетень социологов Северной Америки – "Спорт социолоджи бюллетин" ("Sport Sociology Bulletin"). В 1976 г. он был заменен на "Ревью оф спорт энд леже" ("Review of sport and leisure"). В 1978 г. журнал стало издавать Северо-Американское общество по социологии спорта.
С 1966 г. Комитет регулярно проводит международные семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта, а с 1970 г. организует работу секций по социологии спорта в рамках всемирных социологических конгрессов и Олимпийских научных конгрессов. При содействии Комитета разработан и реализован ряд международных социологических исследовательских проектов.
Таков в общих чертах путь становления социологии ФКС.
4.2. Основные направления развития и современное состояние социологии ФКС
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В данном разделе термин "теория" используется в широком его значении как синоним термина "наука", "научная дисциплина".
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги