Книга Социология физической культуры и спорта. Учебник - читать онлайн бесплатно, автор Владислав Иванович Столяров. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Социология физической культуры и спорта. Учебник
Социология физической культуры и спорта. Учебник
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Социология физической культуры и спорта. Учебник

Особо важное значение имеет вопрос о взаимосвязи социологии ФКС с общесоциологической теорией. Эта теория выполняет важную методологическую функцию по отношению ко всем специальным (частным) социологическим наукам. Она предоставляет в их распоряжение понятийный аппарат, язык и методы, которые специфичны для социологического исследования и во многом определяют проблематику такого исследования.

Эта функция общесоциологической теории особенно важна для социологии ФКС – относительно молодой социологической науки. Лишь совсем недавно она обрела право на самостоятельное существование наряду с другими социологическими дисциплинами. Поэтому огромный опыт, накопленный ранее социологией в ходе длительного развития, ее понятийный аппарат, формулируемые в рамках общесоциологической теории выводы и положения могут оказать неоценимую помощь социологам, изучающим ФКС, в решении стоящих перед ними проблем. Социальные процессы в сфере ФКС в полной мере можно объяснить лишь с помощью общих принципов, касающихся культуры, социальной структуры, групповых процессов, социального контроля и т. д.

Но нельзя упрощенно подходить к использованию положений общесоциологической теории для решения социологических проблем ФКС. Не следует думать, будто из общесоциологических положений можно прямо и непосредственно вывести, дедуцировать ответы на конкретные вопросы, касающиеся спорта. Общесоциологическая теория указывает лишь общее направление, дает правильный методологический подход к решению этих вопросов, а не готовые ответы на них. Например, в современной социологической теории культуры социолог спорта может найти ответы на вопросы о том, что такое культура, как правильно подходить к исследованию различных форм культуры и т. д. Но здесь не содержатся в готовом виде ответы на вопрос о том, является ли спорт элементом человеческой культуры, в чем его отличие /35/ от других явлений культуры, что такое физическая культура как феномен культуры и др. Ответ на все эти вопросы может быть получен лишь путем изучения конкретных фактов, относящихся к ФКС.

При обращении к общесоциологической теории при решении различных проблем ФКС важно также иметь в виду, что эта теория, как и другие, находится в непрерывном процессе развития и совершенствования. Поэтому важно ориентироваться именно на новые, прогрессивные, а не устаревшие или устаревающие точки зрения и положения. В этом плане актуальны попытки применить в области социологии ФКС новые подходы к культуре, к личности, процессу социализации, которые развиты в современной социологической теории.

Однако социология ФКС не только удобная сфера приложения идей общесоциологической теории и других теоретических концепций. Обращение к эмпирическому материалу, выводам и результатам данной частной социологической дисциплины позволяет внести определенный вклад в решение важных общесоциологических и других теоретических социальных проблем, найти новые, нетрадиционные подходы к их решению. Например, анализ такого важного социально-культурного явления, как физическая культура, выяснение ее места в системе культуры, изучение тех специфических культурных ценностей, которые формируются в области спорта, и их соотношения с другими социальными ценностями, заставляет по-новому взглянуть на общую структуру человеческой культуры. Итоги социологических исследований в области физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности позволяют также уточнить общую структуру форм жизнедеятельности человека, понять важные стороны становления и развития личности и т. д.

Не менее важное значение имеет и проблема тесной связи социологии ФКС с другими частными, специальными социологическими дисциплинами, так как сфера ФКС тесно переплетается и взаимодействует с самыми разнообразными сферами и процессами жизнедеятельности общества.

Нельзя не учитывать, к примеру, что физкультурно-спортивная деятельность чаще всего (за исключением спорта высших достижений) осуществляется в свободное время. В этом плане социология ФКС тесно соприкасается с социологией свободного времени и досуга. /36/ ФКС – важные элементы культуры. Этим определяется необходимость тесной связи и координации социологии ФКС с социологией культуры. Спорт (особенно спорт высших достижений) тесно связан с различными сферами социальной жизни – политикой, образованием и т. д. На этом основана теснейшая связь социологии спорта с социологией политики, образования и т. п. Занятия физическими упражнениями и спортом, физическое воспитание, физическая рекреация и другие, связанные с ними, виды деятельности, как правило, осуществляются в организованном виде, организуются социальными институтами – школой, предприятием, спортивными организациями и т. д. Отсюда связь социологии ФКС с социологией институтов и организаций. Эта социологическая дисциплина связана также с социологией семьи, социологией молодежи, социологией города и села и т. д.

Результаты социологического исследования ФКС представляют значительный интерес для представителей не только "спортивных наук" и социологических дисциплин, но и других наук – истории, культурологии, психологии, педагогики, экономики и др. – и могут быть широко использованы ими при решении самых различных проблем. Вместе с тем, сами данные науки могут оказать существенную помощь социологии ФКС. Так, она может и должна опираться на фактический материал, полученный историей, на теоретические положения культурологии, психологии, педагогики и других наук. Логика и методология науки имеет важное значение для решения широкого круга методологических проблем, возникающих в ходе социологического исследования ФКС и связанных с разработкой понятийного аппарата, использованием тех или иных методов – системно-структурного, исторического и др.

Вопросы для повторения (самопроверки) к главе 2

1. Процессы дифференциации и интеграции в научном познании и в сфере научного познания ФКС.

2. Особенности социологии ФКС как одной из “спортивных наук”.

3. Взаимоотношение социологии ФКС с другими “спортивными науками”.

4. Что представляет собой социология ФКС как частная социологическая теория?

5. Взаимоотношение социологии ФКС с другими социологическими дисциплинами.

Глава 3. Значение и социальные функции социологии ФКС

/37/ Важное значение социологии ФКС определяет комплекс факторов.

3.1. Факторы, определяющие значение социологии ФКС

Как минимум три группы факторов определяют важное значение социологии ФКС.

1. Повышение роли и значения физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в современном мире. Потребности современной научно-технической революции, значительное увеличение свободного времени, рост благосостояния людей привели к тому, что за сравнительно короткий исторический период ФКС стали существенным компонентом общественной жизни и культуры. В настоящее время миллионы людей нашей планеты приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, вовлекаются в процесс физического воспитания, участвуют в различных спортивных соревнованиях. Все более возрастает роль спорта в жизни общества, его воздействие на все стороны жизни людей – их трудовую деятельность, общественные отношения, сферу потребления, досуга, образования и т. д. Вот почему о спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинокартины. Важное значение ему придают политические деятели. Все это не просто дань моде, а отражение того факта, что в современную эпоху спорт занимает такое место, которое он не занимал, пожалуй, никогда в истории человечества.

Повышение роли и значения физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в современном мире определяют значимость связанных с ними социальных проблем и их социологического анализа.

2. Противоречивый характер социальных функций спорта. Развитие спорта показало возможность его использования /38/ не только в гуманных, но и антигуманных целях. С одной стороны, за последние десятилетия достигнуты существенные успехи не только в широком развитии спорта, вовлечении в него различных слоев и групп населения, но и в применении его для решения многих важных социально-культурных гуманистических задач. Спорт эффективно используется для физического совершенствования, а также для сохранения и укрепления здоровья людей. Неоднократно спорт выступал в качестве "посла мира", помогал перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить дружественные отношения между различными странами и народами. Весьма значительное – и все увеличивающееся влияние – спорт и его разновидности (особенно такие, как фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание и др.) оказывают на эстетическую культуру людей. Но вместе с тем оказалось, что спорт может вредить здоровью, использоваться как средство одурманивания масс, отвлечения их от насущных социально-экономических проблем, манипуляции общественным мнением, повод для межнациональных конфликтов и т. д. (подробнее см. гл. 20 учебника).

В связи с этим возникают важные и сложные вопросы: каково действительное значение спорта для человека и человечества? Заключены ли его социальные функции и связанные с ним негативные явления в самой природе спорта или же они обусловлены какими-то определенными условиями и обстоятельствами? Какие факторы определяют позитивную или негативную ценность спорта? Можно ли и каким образом избежать негативных аспектов его воздействия на личность и отношения между людьми? и т. д.

Тем самым, проблемы социальной сущности спорта, его места, роли и функций в обществе, на которые социология ФКС пытается дать научно обоснованный ответ, приобретают действительно важное, актуальное, притом не только теоретическое, но и практическое, значение.

3. Необходимость научно обоснованного управления социальными процессами в сфере ФКС. В настоящее время социологические проблемы ФКС приобретают все более важное значение в связи с возрастающей потребностью в управлении социальными процессами сферы ФКС и необходимостью принятия не любых, /39/ а научно обоснованных управленческих решений.

Для принятия таких решений недостаточно одной интуиции, практического опыта, обыденных представлений о ФКС. Важно иметь широкий круг теоретических знаний об этих социальных явлениях, о их социокультурном потенциале, факторах, которые влияют на его реализацию и т. д.

Только на основе таких знаний можно решать, к примеру, следующие важные практические вопросы: какое место следует отводить физкультурно-спортивной деятельности в общей системе форм жизнедеятельности, характеризующих образ и стиль жизни применительно к разным группам населения? Надо ли к физической культуре относиться как к важной области человеческой культуры? Какие социально-культурные задачи должны решаться в ходе занятий ФКС? Каким видам занятий физическими упражнениями, формам организации спортивных соревнований следует отдавать предпочтение с точки зрения их культурно-воспитательной ценности? Существуют ли пути и какие именно гуманизации современного спорта? и т. д.

По мере того, как открываются новые социальные ценности ФКС, создаются благоприятные условия для занятий физическими упражнениями и спортом, разрабатываются совершенные педагогические и медико-биологические технологии коррекции физического развития человека, на передний план выступает субъективное отношение разных групп населения к ФКС. От этого отношения в первую очередь зависит, включатся ли эти группы населения в активные занятия физкультурой и спортом, будут ли заботиться о своем здоровье и других параметрах физического состояния, посещать спортивные соревнования и т. д.

В связи с этим возникает острая потребность в достоверной информации о системе связанных с ФКС интересов, потребностей, ценностных ориентации и т. д. разных групп населения. Эта информация также крайне необходима для решения широкого круга задач управления социальными процессами, связанными со сферой ФКС: определения эффективных форм организации занятий физкультурой и спортом, выбора оптимальных моделей организации и проведения спортивных соревнований, путей повышения эффективности пропаганды ФКС средствами массовой информации и т. д.

Для принятия эффективных управленческих решений в сфере ФКС важно учитывать и реальное отношение населения к ФКС. /40/ Это требует проведения конкретно-социологических исследований с целью получения социологической информации о месте физкультурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени разных групп населения, об их отношении к культурно-воспитательным ценностям различных форм двигательной деятельности, видов спорта и т. д.

Комплекс указанных выше факторов определяет важное теоретико-познавательное и практическое значение социологии ФКС.

3.2. Теоретико-познавательное и практическое значение социологии ФКС

Теоретико-познавательное значение. Социологическое исследование ФКС позволяет получить важные и значимые знания:

а) о законах функционирования и развития ФКС в обществе;

б) о влиянии различных социальных процессов и институтов на эти явления;

в) об обратном воздействии последних на различные стороны общественной жизни;

г) о потребностях и интересах разных групп населения в данной сфере; о их реальном отношении к физкультурно-спортивной деятельности;

д) об оценке ими разнообразных форм этой деятельности, а также работы средств массовой информации по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни, спорта и др.

Можно выделить следующие основные аспекты теоретико-познавательного значения этих знаний.

1. Они позволяют дать систематическое описание социальной реальности в сфере ФКС. Имеющуюся вначале несистематизированную и имеющую пробелы информацию об этой реальности, т. е. обыденные знания о ней, она преобразует «в систематическую и полную информацию». Если указанную реальность пытаются оценивать, не обращаясь к научным знаниям, полученным в социологии ФКС, то нередко допускаются ошибки. Так, даже опытные учителя, как правило, исходят из того, что существует отрицательная зависимость между школьными успехами и спортивными достижениями. Эмпирические исследования в социологии спорта опровергают это представление. Таким образом, /41/ социологическое исследование спортивной реальности позволяет индивиду, практически действующему в данной реальности, «получить необходимые знания и иметь правильное представление о социальных зависимостях».

2. Социология ФКС помогает осознать относительность наших знаний о социальном феномене ФКС и тем самым «развивает способность видеть альтернативу существующим возможностям». В частности, раскрывая зависимость спорта от общества и культуры, она показывает, что в других социокультурных условиях могут возникать совершенно иные формы игры и спорта, нежели те, которые мы знаем в нашем обществе.

3. Спортивно-социологическое исследование – как и вообще любая наука – содействует регулированию социальных конфликтов. При наличии противоположных взглядов и интересов (а в современном обществе они практически всегда возникают) социология ФКС способна занять объективную позицию, быть беспристрастным арбитром и предложить научно-обоснованное разрешение возникших разногласий и конфликтов.

4. Социология ФКС изучает такие явления, которые в повседневной жизни обычно представляются очень простыми и самоочевидными, хотя на самом деле являются крайне сложными. Она подвергает критике и показывает ошибочность многих обыденных представлений об этих явлениях.

Практическая значимость. Социология ФКС (как и другие общественные науки) имеет важное мировоззренческое и общекультурное значение. Вместе с тем результаты социологических исследований различных явлений сферы ФКС позволяют правильно определить общее направление ее дальнейшего совершенствования и принимать действенные конкретные управленческие решения в этой области. Она выполняет важные гуманистические функции на основе введения гуманистического сознания в спортивное движение и определения путей гуманизации современного спорта.

Социология ФКС уже показала свою значимость в решении и других важных практических задач сферы ФКС:

– определения путей повышения физкультурно-спортивной активности различных групп населения (детей, подростков, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и т. д.) и социокультурного эффекта этой активности; /42/

– разработки планов социально-экономического развития городов, районов, предприятий;

– прогнозирования и планирования дальнейшего развития ФКС;

– уточнения основных направлений и средств интеграции спорта с искусством, создания и совершенствования системы олимпийского образования детей и молодежи;

– повышения роли средств массовой информации в решении указанных задач;

– совершенствования подготовки специалистов в области ФКС и т. д.

Особенно важное значение результаты социологических исследований ФКС имеют для спортивной педагогики.

С осознанием значения социологии ФКС связан тот факт, что она занимает все более важное место в системе подготовки специалистов в области ФКС. Об этом свидетельствует введение социологии ФКС в учебные планы институтов физической культуры и других учебных заведений, разработка программ соответствующих учебных курсов и спецкурсов.

В нашей стране уже в конце 20-х – начале 30-х годов в Центральном институте физической культуре в Москве и в Ленинградском институте физической культуры начал читаться курс «Социологические основы физической культуры», а в Белорусском институте физической культуры в 1971 г. – «Социология физической культуры и спорта». Проблемы социологии ФКС включаются в более широкие (например, «Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта», «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» и др.) и в более узкие учебные курсы (например, «Международное спортивное и олимпийское движение», «Теория, программы и технологии гуманизации современного спорта»). Для организации этой учебной работы создаются специальные кафедры. Еще в 1927 г. в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта кафедра социологических основ физической культуры, которую возглавлял профессор Е.Ю. Зеликсон. В 1982 г. в ГЦОЛИФК по инициативе автора данного учебника была создана кафедра истории и социологии спорта.

/43/ Главная цель социологии ФКС как учебной дисциплины – сформировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении, развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями. Она призвана также дать такую социологическую информацию об отношении различных социально-демографических групп населения к ФКС, которая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни. Задача курса состоит и в том, чтобы сформировать навыки проведения конкретно-социологических исследований, ориентированных на ФКС, умения использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.

Большинство ученых полагает, что в перспективе социология спорта (равно как и другие общественные науки) не только сохранит, но и усилит свою познавательную и прогностическую роль.

Важно учитывать, однако, что практическая значимость социологических исследований ФКС не реализуется автоматически, а во многом зависит от целенаправленного и постоянного сотрудничества исследователей, заказчика, а также руководства, тренеров и функционеров в области ФКС.

3.3. Социальные функции социологии ФКС

Социология ФКС как частная (прикладная) социологическая дисциплина ориентирована на выполнение тех социальных функций, которые призвана выполнять социология вообще. К числу ее основных функций, как правило, относят теоретико – познавательную и управленческую функции, с которыми связывают ряд производных функций – мировоззренческую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, практическую и т. п.

Эти важные социальные функции должна выполнять и выполняет также и социология ФКС, увязывая их, естественно, с проблемами сферы ФКС.

Следует подчеркнуть две важных вещи, которые имеют отношение к вопросу о социальных функциях и значении социологии ФКС. /44/

1. Среди исследователей имеются разногласия по данному вопросу. Но они не затрагивают сути дела и в основном носят терминологический характер.

2. В оценке роли и значения социологии ФКС и соответственно в характеристике присущих ей социальных функций допускается ряд погрешностей. К числу основных ошибок такого рода можно отнести следующие.

A. Социологической науке в единственном числе присваиваются те методологические и мировоззренческие функции, которые выполняют (по крайней мере не в меньшей степени) философия, логика и методология науки, культурология и другие общественные науки, в том числе непосредственно связанные с областью ФКС.

Б. Социологии ФКС приписываются те интегративные функции, которые выполняют складывающиеся в настоящее время комплексные, интегративные науки в области ФКС – «общая» теория ФКС, философско-социологическая теория ФКС, интегративная педагогическая антропология и др.

B. Характеризуя значение и социальные функции социологии ФКС, ее неправомерно отождествляют с теорией, предметом которой являются науки о ФКС, т. е. с метатеорией этих наук, ошибочно приписывают социологии ФКС функции, роль и значение данной теории.

Вопросы для повторения (самопроверки) к главе 3

1. Какие факторы определяют значимость социологии ФКС?

2. Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.

3. Практическое значение этой науки.

4. Каково педагогическое значение социологии ФКС?

5. Проблемы использования социологии ФКС в практике спорта.

6. Основные социальные функции социологии ФКС.

7. Что ожидать в перспективе: повышение или понижение социальной значимости социологии ФКС?

Глава 4. История социологии ФКС

4.1. Становление социологии ФКС

/45/ Появлению социологии ФКС предшествовал длительный период, когда проводилось социологическое исследование этих социальных явлений без его оформления в самостоятельную науку (научную дисциплину).

Генетические корни такого подхода к изучению ФКС уходят в глубокую древность. Имеется в виду не использование термина «социологические исследования ФКС», а характер исследовательской проблематики. Еще древнегреческие философы, социалисты-утописты и философы эпохи Возрождения касались в своих трудах вопросов о социальной природе и социальном значении физических упражнений, спорта, Олимпийских игр. Отдельные аспекты социальных проблем спорта затрагивали в своих работах такие классики социологии, как Г.Спенсер, Г. Зиммель, М. Вебер, М. Шелер, Ф. Знанецкий и др.

И все же в течение длительного времени игра и спорт рассматривались в социологии как поверхностные, тривиальные и несерьезные аспекты социальной жизни в отличие от экономики, политики, профессиональных занятий, которые считались важными, серьезными и существенными. Поэтому они не составляли предмет самостоятельной социологической науки, а изучались в рамках других социологических дисциплин – таких, например, как социология культуры, социология свободного времени, социология юношества, теория социального конфликта и др. Отдельные социальные проблемы спорта затрагивали в своих работах и представители других общественных наук, например, культурной и социальной антропологии. В первую очередь речь шла об изучении игры и так называемого «примитивного спорта», их религиозных функций в примитивных культурах и обществах, о вкладе игры в культуру и т. п.

По мере все более глубокого научного исследования физкультурно-спортивной деятельности помимо педагогических, психологических, физиологических и других проблем обнаруживался /46/ широкий круг проблем, для постановки и решения которых требовался социологический анализ. Поэтому к отдельным аспектам и проблемам этой деятельности стали обращаться представители таких общественных наук, как философия, педагогика, история. С появлением «спортивной науки» и ее отдельных научных дисциплин – теории физического воспитания, истории ФКС и др. – социальные проблемы ФКС все чаще стали затрагиваться в этих науках.

Выделение социологии ФКС в самостоятельную науку шло по линии ее обособления, с одной стороны, от других социологических дисциплин, а, с другой стороны, – от других "спортивных наук".