– А про болото тоже расскажешь потом? – не отставал я. – Что в нём такого особенного? Чем оно так опасно? Почему туда не стоит ходить?
Наталья вздохнула.
– Народу там погублено немало. Говорят, что по ночам там бродят призраки. Души тех, кто в трясине погребён, но надлежащим образом не захоронен. И если с ними встретиться, они запросто могут за собой увлечь.
– И ты во всё это веришь? – рассмеялся я. – По-моему, это просто сказки для маленьких детей.
– Сказки – не сказки, а люди оттуда, случалось, не возвращались, – понизила голос Наталья. – Да и видок там жутковатый. Прямо, как в преисподней. Я там бывала.
– Зачем же ты туда ходила?
– За клюквой. Те места клюквой богатые.
– А почему их именуют Любавиной топью?
– По имени разбойницы, что в её окрестностях промышляла. Здесь целая легенда…
Давным-давно, в старые незапамятные времена, когда Русью правили ещё Великие князья, жила в местной деревушке крестьянская девка по имени Любава. Неизвестно, чем умилостивили Господа Бога её родители, но дочь у них получилась на загляденье. Стройная, голубоглазая, белокурая. Как начинала говорить – рядом словно журчал ручей. А как косу свою распускала – иначе как Богиней не назовёшь. Жила Любава матери и отцу на радость, но так получилось, что приметил её как-то местный помещик Архип Кудрин. А как приметил, так с первого же взгляда и пленился. Думать больше ни о чём не мог, только лишь по ней одной вздыхал. Помучился он, помучился, да решил власть употребить. Девка то была крепостная. Повелел он Любаве идти к нему в услужение. Та всей душой воспротивилась. Не прельщала её участь постельной служанки у толстого, противного старика. Но как хозяина ослушаешься? И решила она податься в бега. Ночью, с благословения родителей, выскользнула из хижины и в лес подалась.
Осерчал Архип Кудрин. В такое бешенство впал, в каком его отродясь не видывали. Отца Любавы насмерть плетьми запорол. Брата меньшого, несмотря на его юный возраст, солдатом в дружину определил, где тот погиб в первом же бою.
Потеряв в одночасье всех своих близких, мать Любавы лишилась рассудка и вскорости померла.
Обозлилась Любава. Сковал её сердце лёд. В душу проникла лютая стужа. И решилась она на страшную месть. Месть за жизнь свою погубленную и за семью, невинно убиенную. Месть всем, всему миру, всему свету.
Первым от её руки пал, конечно, Архип Кудрин. Подкараулила она его как-то в лесу, когда он мимо в своей повозке проезжал, вышла из-за деревьев, и давай глазками играть, за собой увлекая.
Архип на наживку клюнул. Кровь забурлила, страсть в самую голову вознеслась. Приказал он вознице коней остановить, на землю соскочил – и к Любаве. Та от него, игриво хохоча – в лес. Он следом за ней. Догнал её у болота и руки довольно потирает. Ну что, мол, попалась, птичка? Теперь никуда не уйдёшь. Вечно будешь моей невольницей. Да не учел купец, что перед ним уже не ангел в девичьей плоти, а самый, что ни на есть, демон, принявший его обличие.
Подпустила Любава его к себе поближе, отвела из-за спины руку, а в ней серп. И всадила она этот серп прямёхонько Архипу в глаз. Тот в крик. Кровь наружу ручьём. А Любава не успокаивается. Орудует своим инструментом, точно мясник на скотобойне. Сначала второй глаз мучителю выбила, затем вспорола ему живот. А когда тот силы терять начал, схватила его за шкирку, к болоту подтащила и в трясину спихнула. Так он там и утоп.
С той поры в этом болоте многие свою погибель находить начали. Как появится кто у леса, так ему белокурая дива навстречу является. Улыбается, за собой манит, в гости зайти зовёт. А как доведёт плененного её чарами путника до топи – тут же его и кончает. Убьёт и в болоте топит, чтобы не нашли.
Когда число её жертв перевалило в значительное, решил народ её извести. Устроили ей облаву, пригнали к болоту, окружили и вознамерились верёвками связать, чтобы затем прилюдную казнь учинить. Только не захотела Любава от чужой руки смерть принимать. Поняв, что ей не вырваться, метнула она на солнце прощальный взор, широким крестом себя осенила и в трясину бросилась.
– Вот такая история, – заключила Наталья. – Поговаривают, что её призрак до сих пор бродит по лесу и заблудших путников выискивает. Правда это или нет – не знаю. Но, на моей памяти, в тех местах уже несколько человек исчезли. Ушли и не вернулись. Сколько их потом ни искали – так и не нашли. Одному богу известно, что с ними стало. Валун у развилки помнишь?
– Помню, – кивнул я.
– Вот, по преданию, именно в этом месте Любава своих жертв и караулила. А по тропе, которая сворачивает вправо, их к болоту на погибель вела…
Глава пятая
Центр Навалинска бурлил. Наступили выходные, и народ отрывался на полную. Площадь кишела людьми. Отовсюду слышался смех. С эстрады звучала музыка. На каруселях галдели дети. Самое большое оживление царило в скверике у фонтана. Мы с Натальей сперва тоже хотели расположиться там, но, так и не найдя свободных мест, вынуждены были отказаться от своего намерения.
– Придётся искать другой плацдарм, – разочарованно констатировала моя спутница.
Когда мы вышли из сквера, дорогу нам преградила странная мужеподобная особа в замызганной футболке и потёртом синем трико. На её отсвечивающем синевой лице расплылась противная слащавая улыбка.
– Привет, старуха, – прохрипела она, обращаясь к Наталье. – Стольника до завтра не будет?
Моя спутница брезгливо сжала губы, помотала головой и подалась в сторону.
– Кто это? – тихо спросил я.
– Зинка, – ответила Наталья. – Местная пьянчужка. Ходит, бутылки собирает, да деньги клянчит. Бывшая одноклассница. Дай бог, чтобы только не увязалась. А то ж без палки не отлипнет.
Я украдкой обернулся. Зинка оставалась на месте и озиралась по сторонам. В её длинных, напоминавших своей консистенцией недоваренные макароны, руках значилась потрёпанная серая авоська.
– Вроде, не увязалась, – произнёс я.
– Слава богу, – облегчённо выдохнула Наталья.
Мы шагали не торопясь, негромко переговаривались на различные темы. Наталья держала меня под руку и приветливо кивала встречавшимся на пути знакомым. Те в ответ улыбались и с нескрываемым любопытством рассматривали меня с головы до ног.
– Чего они на меня так таращатся? – раздражённо пробурчал я.
– Ты новый человек, – разъяснила моя спутница. – Что тут удивительного?
– Им, что, никогда не объясняли, что так вести себя некрасиво?
– У нас не Париж, не Лондон, и даже не Брянск. У нас народ простой, с галантными манерами не знакомый. Так что, уж, не взыщи. Относись к этому снисходительно. … О, Зинкин хахаль чешет, Яшка Косой.
Наталья указала глазами на противоположную сторону улицы, по которой брёл высокий худощавый субъект лет тридцати пяти. Симпатий он не внушал. Сухое, морщинистое лицо. Глубокий шрам, пересекавший всю левую щёку. Маленький тонкогубый рот. Злые, хищные, лишённые какой-либо человечности, глаза, косившие немного в бок, из-за чего он, видимо, и получил свою кличку. Я сразу почувствовал к нему неприязнь.
Пройдя бóльшую часть центральной улицы, мы, наконец, обнаружили, где можно примоститься. Это было маленькое а-ля «бистро». Полностью свободных столиков в кафе не наблюдалось, но за некоторыми из них сидело по одному человеку. Наталья потянула меня к самому крайнему.
– Здравствуйте, отец Агафоний! – поприветствовала она занимавшего его священника, добродушного пожилого дядечку лет шестидесяти с пышными седыми волосами, спадавшими почти до самых плеч. – Ничего, если мы нарушим ваше уединение?
– Конечно, конечно, – откликнулся он. – Садитесь, пожалуйста.
Свернув прочитанную газету, святой отец изучающе взглянул на меня. Я отвёл глаза и сделал вид, что рассматриваю выставленный на витрине ассортимент напитков.
– Как поживаете? – спросила его моя спутница.
– Нормально, – ответствовал он. – Прихожане заглядывают, службы проводятся. Только вот истинных верующих становится всё меньше и меньше.
– Не может быть, – вступил в разговор я. – Общеизвестно, что народу в церквях сейчас прибавилось.
– Прибавилось, не спорю. Но прибавились-то в основном любопытные, – вздохнул отец Агафоний. – Те, кто в вере усматривают лишь веяние моды. Вот вы, молодой человек, если, конечно, не секрет, относите себя к верующим?
Я задумчиво пожал плечами.
– Трудно сказать. Я об этом как-то не задумывался. Церковь я не посещаю, но и атеизм тоже не превозношу.
– Насчёт того, что вы не атеист – это, конечно, хорошо. А, позвольте полюбопытствовать, почему? Ведь вы, судя по возрасту, продукт образования советской эпохи.
Я опять замялся.
– Ну-у-у… наверное, потому, что не считаю наш мир до конца изученным. Наука объяснила многие явления. Это бесспорно. Но не все. Некоторые из них до сих пор остаются загадками. Я думаю, что в религии, если не смотреть на неё лишь поверхностно, содержится немало сведений, которые могли бы оказаться полезными. Сотворение мира, зарождение жизни – здесь сплошь и рядом «белые пятна». Но современный уровень науки не позволяет проникнуть в глубины Библии, Евангелия в той мере, в какой это необходимо, чтобы всё это познать. Религиозные тексты мы продолжаем воспринимать большей частью как сборники легенд, как нечто, относящееся к древней культуре, но никак не к науке.
В глазах моего собеседника сверкнул пытливый, живой ум.
– Превосходный ответ! С вами очень интересно разговаривать. Вы очень разумно мыслите. Кстати, о загадках. Вы слыхали про наши местные тайны?
– Слыхал, – ответила за меня Наталья. – Я уже поведала ему про Любавину топь. Правда, он не очень-то в это поверил. Но ему это можно простить. У него же нет вашего опыта. Он же не видел того, что видели вы.
Я недоумённо посмотрел на свою спутницу.
– Ты это о чём?
Священник вскинул брови.
– Разве ты ему обо мне ничего не рассказала?
Наталья виновато улыбнулась.
– Я ещё не успела, дядя Агафон.
– Не успела, или не захотела? – обиженно насупился он. – Небось, решила пощадить репутацию старика в глазах своего приятеля, чтобы он не подумал о нём ничего дурного. Напрасно. Я ничего не стесняюсь, и от своих слов не отказываюсь. Если я сказал, что что-то видел, значит, я это действительно видел. И мне глубоко безразлично, кто что думает о моём рассудке. Тем более, что подобное на болоте видел не я один.…
Нашу беседу прервал грубый, раскатистый бас.
– Ната-а-ашенька!
К столику подошёл высокий, тяжеловесный, румяный богатырь с пышными седыми усами. Весь его облик дышал осознанием собственного величия. Его пухлая шея тонула в мягком воротничке светло-зелёной сорочки, цвет которой прекрасно сочетался с цветом его туфель и брюк. И те и другие были белыми.
– Здравствуйте, Михаил Григорьевич! – зарделась моя спутница. – Если я правильно понимаю, мы угодили в ваши владения.
– В мои, в мои. Рад вас у себя видеть. Почтý, как говорится, за честь. Агафон Пантелеевич, моё почтение. Решили отдохнуть от богоугодных дел?
– Да, что-то в этом роде, – сдержанно пробормотал священник.
Взгляд хозяина «бистро» переместился на меня.
– Это мой друг, – сказала Наталья.
– А-а-а, понимаю, понимаю, – галантно расшаркался «богатырь».
Он передвинул свободный стул от соседнего столика и уселся подле нас.
– Ну что, Наташенька, ещё не надумали продавать свой маркет?
Глаза моей спутницы сощурились.
– Да зачем он вам нужен, Михаил Григорьевич? Что у вас, своих точек мало?
– Не мало, но новый прибыльный актив никогда не помешает. Если надумаете – обращайтесь.
– Хорошо, Михаил Григорьевич, учту.
Хозяин «бистро» дёрнулся, словно спохватившись.
– Ох, простите. Я, наверное, вам помешал.…
– Нет, нет, вы нам нисколько не помешали, – успокаивающе промолвил отец Агафоний. – Разговор у нас был не таким уж важным. Так, земная реальность, мистическая материя.
В глазах «богатыря» вспыхнуло озорство.
– Агафон Пантелеевич, вы, часом, не про призраков опять рассказывали?
– Про призраков, – невозмутимо ответствовал тот.
Хозяин «бистро» картинно хлопнул в ладоши. Ему явно хотелось порисоваться перед публикой.
– Счастливый вы человек! Я вот, сколько на свете живу, так ни разу ни одного призрака и не встретил. А вам они на каждом шагу попадаются. Завидую.
На нас стали оборачиваться, но на лице священника не дрогнул ни один мускул.
– Если вы их не встречали – это не значит, что их не существует. Не замыкайте мир на самом себе. И на каждом шагу, как вы изволили выразиться, они мне не попадаются. Призраков можно увидеть лишь в строго определённых местах, – такие места называют аномальными, – где исходящая от земли энергетика серьёзно деформирует частотное волновое пространство, благодаря чему ушедшие в иной мир души и становятся видимыми нашему глазу. В обычных же местах, как, например, здесь, они, в силу своих свойств, для людей невидимы.
– И слава богу! – насмешливо воскликнул хозяин «бистро». – Однако, вы излагаете так, будто вы не служитель церкви, а учёный-физик.
– Физика и религия в вопросах мироздания тождественны, – вскинул указательный палец святой отец. – Просто одни и те же вещи они объясняют по-своему.
– Хм! Вы хотите сказать, что языком физики можно объяснить существование потустороннего мира?
Священник положил газету на столик, чуть отодвинулся, уселся поудобнее и по-деловому сплёл руки на груди.
– Давайте сначала определимся, что вы понимаете под термином «потусторонний мир».
«Богатырь» призадумался.
– Мир, в котором обитают те, кто уже умер, – наконец, пояснил он.
– В принципе верно, – кивнул отец Агафоний. – А теперь давайте я поведаю вам про потусторонний мир научным языком. Вы ведь признаёте только естественную науку. Я не ошибаюсь?
– Не вижу в этом ничего странного, – парировал хозяин «бистро».
Священник снисходительно ухмыльнулся.
– А я разве говорю, что это странно? Я просто стараюсь выбрать наиболее понятный и убедительный для вас язык. Так вот, вам известен закон сохранения энергии? Ничто не берётся из ниоткуда, и не исчезает в никуда.
– Он известен любому школьнику.
– Тем лучше. В таком случае вы не будете отрицать, что человек – это, по сути, энергетическая субстанция.
– Не буду.
– Тогда как бы вы ответили на такой вопрос: куда исчезает энергия человека в момент его смерти?
«Богатырь» снова хмыкнул, сцепил руки на животе и забарабанил по нему большими пальцами.
– Ну, и куда же она исчезает? – скривил губы он.
– Да в том-то и дело, что никуда, – тоном университетского лектора ответствовал отец Агафоний. – Иначе бы это противоречило признанному всеми закону. Покидая угасшее тело, энергия просто переходит в другое квантово-временное измерение и продолжает существовать уже в нём. Что такое энергия человека? Это его сознание, его душа. После физической смерти тела она становится частью ноосферы и обитает в ней в соответствии с законами и иерархией иного, невидимого нам мира. Да-да, в этом мире есть свои законы. В нём есть и свои сильные, и свои слабые. В нём есть и свои угнетатели, и свои угнетаемые. В нём есть и своё добро, и своё зло. Ведь иной мир является отражением нашего мира. Пусть искривлённым, пусть деформированным, но всё же отражением.
– Нестыковочка! – крякнул хозяин «бистро». – Человеку для поддержания своего физического существования необходимо черпать жизненные ресурсы: что-то есть и что-то пить. А за счёт чего поддерживает своё существование эта ваша душа в так называемом потустороннем мире? Или она, как вечная батарея, не требует подзарядки?
– Отвечаю. Человеческий организм окружает сложная, многомерная структура с огромным количеством информационных единиц. Она и осуществляет подзарядку почившей души.
«Богатырь» картинно захлопал глазами.
– Не понял.
Отец Агафоний озабоченно кашлянул.
– Как бы вам это лучше объяснить? Давайте оттолкнёмся от понятия «сознание». Сознание – это не материя. Это функция мозга. Но мозг не является генератором сознания. Он всего лишь его коммуникатор, его проводник. Когда мозг перестаёт функционировать, сознание не затухает. Оно продолжает существовать вне мозга.…
Докончить свои доводы священнику не удалось. Пространство сотряс грубый окрик.
– Слушай, папаша, прекращай, а! Люди сюда отдыхать пришли, а не выслушивать всякий бред!
Недовольство исходило от пребывавшего под лёгким хмельком невысокого, коротко стриженного крепыша, поглощавшего пиво в компании двух размалёванных девиц. Его инициатива встретила широкую поддержку. Со всех сторон стали раздаваться возгласы:
– Да, и в самом деле, хватит… Уже уши вянут… Мало ему церкви, он ещё тут решил проповедовать… Не кафе, а дурдом… Психушки на него нет… Бармен, сделай погромче музыку!…
Хозяин «бистро» спасовал. Явно обрадовавшись возможности красиво завершить инициированную им же самим беседу, он вскочил со стула и виновато развёл руками.
– Ничего не поделаешь, воля клиента – закон. Договорим в другой раз.
«Богатырь» направился к барной стойке, а святой отец, тяжело вздохнув, засобирался домой. Он поднялся, взял свою газету, пожелал нам с Натальей хорошего вечера, вышел из-под навеса и скрылся за ближайшим поворотом.
Я сочувственно посмотрел ему вслед. Мне стало его жаль. Всё, что он говорил, представлялось мне разумным и интересным. Но место для подобных тем было явно не подходящее.
Я придвинулся к своей курортной знакомой и, понизив голос, спросил.
– А что это за история, которая с ним связана?
Моя спутница неодобрительно покосилась на галдевшую вокруг публику и наклонилась к моему уху.
– Несколько лет назад отец Агафоний решил провести ночь на Любавиной топи, чтобы проверить, правда ли всё то, что о ней говорят. Когда на следующее утро он вернулся из леса, на нём буквально не было лица: бледный, испуганный, осунувшийся. Поначалу он ни на какие вопросы не отвечал. Но, спустя несколько дней, всё же поведал прихожанам о том, что с ним произошло. По его словам, легенды о Любавиной топи – не выдумки. Там действительно по ночам бродят призраки. И он их не просто видел, он с ними даже общался. Причём, вступал в контакт чуть ли не с духом самой Любавы. После той ночи он сильно изменился. Стал более богопочтительным. Нет, он и раньше искренне веровал в религию. Но в его службах всё же было больше искусственности, обязательности, которую накладывал на него духовный сан. А сейчас его вера исходит из самого сердца. Она как бы есть его нутро. Естественно, эта история молнией разнеслась по всему городку. Но поверили в неё далеко не все. Многие откровенно крутили пальцем у виска. Отец Агафоний стал предметом насмешек. Сейчас всё это уже как-то поутихло, но тогда ему просто прохода не давали. Как он только смог это выдержать – ума не приложу.
– А как ты сама отнеслась к его истории? – полюбопытствовал я.
– Лукавить не буду, на веру не взяла, – призналась Наталья. – Но и приписывать ему белую горячку тоже не стала. Знаешь, я принадлежу к тому типу людей, которые пока не увидят – не поверят. А я, как и Михаил Григорьевич, ни призраков, ни какой-нибудь другой чертовщины пока воочию не наблюдала…
Мы гуляли до самого вечера и вернулись домой лишь к сумеркам. Наталья пошла организовывать ужин, а я, чтобы не тратить время зря, решил привести в порядок покосившийся забор. Прибив к нему новые подпорки, и хорошенько закрепив их в земле, я устало опустился на траву и вытер выступивший на лбу пот.
Солнце зашло за горизонт. В воздухе повеяло ночной прохладой. Со всех сторон застрекотали сверчки. Находиться на улице было приятно, поэтому с возвращением в дом я не торопился. Обхватив руками колени, я поднял глаза и задумчиво уставился на звёзды. Тут до меня донеслись приглушённые голоса. Мимо проходили две старухи.
– Видала, Буцынская себе опять кавалера с курорта притащила, – произнесла одна. – Он к ней, вроде, как благоволит.
– Сбежит, – ехидно усмехнулась другая. – Так же, как и остальные. Как предъявит она ему свой сюрприз – так сразу и сбежит. Он, поди, ещё ничего не знает.
Бабки противно захихикали. Я насторожился…
Глава шестая
Наступил последний день моего пребывания в Навалинске.
Мы встали, позавтракали. Наталья уехала по каким-то своим делам. Я же стал бесцельно слоняться по дому в поисках какого-нибудь занятия.
И почему всё хорошее так быстро кончается? Отпуск завершён, – утёк, точно песок сквозь пальцы, – и мне снова предстоит вернуться в своё серое, однообразное бытие: дебеты, кредиты, счёт-фактуры, накладные, брюзжание вечно чем-то недовольного руководства. Господи, как мне всё это надоело!
А может и вправду остаться у Натальи? Может действительно решиться на столь крутой жизненный поворот?
«Неужели тебе не опостылела такая жизнь? – убеждала меня накануне она. – Неужели ты не устал от одиночества? Переселяйся. Этому дому нужен хозяин. Вольёшься в мой бизнес. Почувствуешь свободу, достаток. Приобретёшь семью».…
Моё внимание привлекла запертая дверь. Почему моя курортная знакомая никогда не открывает эту комнату? Что она там прячет?
Во мне взыграло любопытство. Я наклонился к замочной скважине и отвернул заслонку. Увидеть мне удалось немногое. Напротив двери находилось окно, которое было наглухо завешено шторами. Слева просматривалась деревянная спинка аккуратно застеленной кровати. Справа виднелся письменный стол.
Здесь явно кто-то жил. Может попробовать посмотреть с улицы?
Я обулся и вышел на крыльцо. В будке привычно заворчал Нигер. Он всё ещё продолжал воспринимать меня чужим. Я обогнул дом и остановился подле нужного окна. Но снаружи мне ничего увидеть не удалось. Плотно сомкнутые друг с другом шторы не содержали даже узкой щёлочки. Разочарованно вздохнув, я повернул обратно. И тут меня словно обожгло. За забором стояла и пристально смотрела на меня «чёрная ведьма», – так я про себя окрестил Гоманчиху, ту самую бабку, что проживала на краю улицы. Взгляд её тёмных, с желтоватыми белками, глаз резал острее скальпеля.
– Что вы хотели? – крикнул я.
Старуха, ничего не ответив, направилась в сторону своей хибары. Рядом с ней шагала девочка. Она несколько раз обернулась, пытаясь что-то высмотреть во дворе, но, так и не обнаружив искомого, сосредоточила своё внимание на дороге.
Наталья вернулась после полудня. Она приехала не одна. Вместе с ней порог переступил чернявый, похожий на цыганёнка, мальчик. Увидев меня, он в нерешительности остановился и крепко прижал к груди какую-то маленькую красную пластмассовую фигурку.
– Ну, что же ты? – ласково проговорила Наталья и легонько подтолкнула его вперёд. – Чего ты испугался? Не бойся. Это дядя Серёжа. Подойди и познакомься.
Она взглянула на меня. В её глазах мелькнуло беспокойство.
«Так вот в чём заключается тот самый сюрприз, о котором говорили те старухи! – подумал я. – У неё, оказывается, есть ребёнок!».
Мальчик хмурился и продолжал топтаться на месте. Атмосфера грозила превратиться в угнетающую. Чтобы её разрядить, я решил взять инициативу на себя и, состроив приветливую мину, шагнул ему навстречу.
– Привет. Как тебя зовут?
Ребёнок молчал.
– Ну, чего ты застеснялся? – удивлённо воскликнула Наталья и погладила сына по макушке. – Назови своё имя.
Мальчик опустил голову.
– Дима, – выдавил он и нехотя обменялся со мной рукопожатием.
– А меня Сергей, – бодро представился я. – Сколько тебе лет?
– Девять.
– Девять? О, да ты уже взрослый. А что это у тебя такое?
– Спайдермэн.
– Любимая игрушка, – пояснила моя курортная знакомая.
– О-о-о, знаю, знаю. Смотрел о нём фильм. Хочешь быть таким же ловким, как он? – спросил я и дружелюбно потрепал ребёнка по плечу.
Он отстранился. Его лицо продолжало оставаться кислым. Он повернулся к матери.
– Можно я пойду погуляю?
– Можно, – разрешила Наталья. – Но только сначала пообедаешь и переоденешься.
Она подошла к запертой двери и просунула в неё ключ. Так вот, оказывается, кто обитает в этой комнате. Я вернулся в гостиную и плюхнулся на диван.
Во мне бурлила целая палитра чувств. Прояснившиеся реалии хотя и не перевернули всё с ног на голову, однако сделали ситуацию, которая до сих пор казалась ясной и понятной – сложной и неоднозначной. Я был ошеломлён. Я был растерян. Я пылал обидой и чувствовал себя обманутым.
Нет, я не был детоненавистником. Но я, как, наверное, и любой другой человек, не пылал восторгом от перспективы воспитывать продукт чужой любви. Ведь чужие дети – это не свои. Как себя ни настраивай, как себя ни заставляй, но той привязанности, которую дает родная кровь, однозначно не будет. Это не зависит от характера, от воспитания, от устоявшейся морали. Это природа! А против неё, как известно, не попрёшь. Да и мальчишка тоже вряд ли меня примет. Он уже не такой маленький. Он уже многое понимает. Чужой дядька так и останется для него чужим дядькой, как бы тот ни старался выглядеть его отцом. И он мне это уже убедительно продемонстрировал.