В ожидании Спасителя
Ветхозаветная история для детей
София Алексеевна Рукова
Ответственный за выпуск, редактор В. М. Серебряков
Дизайнер обложки Ольга Третьякова
© София Алексеевна Рукова, 2017
© Ольга Третьякова, дизайн обложки, 2017
ISBN 978-5-4483-8160-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
В то время, когда писалась эта небольшая книжка, закон запрещал «учить детей религии» (статья 142 УК), поэтому книг духовного, тем более библейского, содержания для детей практически не было. Переводы (а точнее – пересказы) Библии для детей, что тайно привозились из заграницы и, естественно, в очень малом числе, отец Александр не считал достаточно удачными. А переложения Священной Истории для детей, изданные в России задолго до революции 1917 года, еще менее отвечали уровню юных читателей второй половины 20-го века (тем более, начала 21-го). Семь десятилетий господствующего в нашей стране воинствующего атеизма создали настоящий вакуум в духовном образовании новых поколений юных российских граждан. Все эти соображения и привели к написанию этой книги.
С. Рукова, 1996 г.
P.S. Добавлю к предыдущему, что мой опыт ведения занятий в воскресных школах в течение 17 лет (с 1989 по 2005) показал, что и сегодня эта книга наиболее востребована теми, кому она доступна. Это издание исправлено и дополнено мною в 2000 году. Все выдержки из Библии (в синодальном переводе) выделены курсивом или, в отдельных случаях, просто заключены в кавычки.
Отец Александр мечтал о выходе полноценной книги.
С. А. Рукова и о. Александр Мень. 24 июня 1988 г.
Фото А. Лихачева
В качестве иллюстраций использованы гравюры
Юлиуса Шнорре фон Карольсфельда (1794 – 1872).
На обложке: Икона Явление Бога Аврааму в виде
трех странников, икона модерн, художник
Крюков В. С., типография А. А. Ильина.
Россия, Санкт-Петербург, XIX.
В ожидании Спасителя
Авраам
Бог открывается Аврааму
По голой безводной равнине шел человек. Позади него шагали ослы, нагруженные тюками с имуществом и мехами с водой; верхом на ослах, среди узлов и мехов, сидели дети. Рядом шли женщины, слуги и воины. Человек этот был АВРАМ, потомок НОЯ.
Куда и зачем он шел? Во имя какой цели покинул цветущий богатый город Харран, дом своего отца, своих соплеменников? Несколько лет назад он переселился в Харран вместе с отцом и братом из Ура Халдейского, где родился и вырос. Отец повел их тогда в землю Ханаанскую – по слухам обильную и плодоносную, с полноводными реками и мягким климатом.
«Но, дойдя до Харрана, остановились там» (Быт. 11:31)
Аврам не спрашивал – почему. Может быть, отец решил, что Харран не уступает по богатству земле Ханаанской, а может некий внутренний голос повелел ему остаться в этом городе, чтобы закончить в нем свое земное существование… Аврам не спрашивал: отец решал – сыновья доверяли его решению. Так поступал Аврам, так поступали и его братья. Еще в Уре умер один из братьев Аврама и оставил после себя малолетнего сына Лота. Аврам взял его себе в сыновья. Не только потому, что у него и его жены Сары не было детей, но и потому, что считал себя ответственным за жизнь племянника – иначе почему отец его, выходя из Ура Халдейского, прежде всего взял с собой Аврама с Сарой и Лота?
Когда пришло время, отец Аврама умер, оставив ему и его племяннику наследство, нажитое за долгую трудовую жизнь. В доме был достаток – немалое имущество, и скот, и рабы, и воины. И в семье, и в роду царили мир и дружелюбие. Так почему же все это оставил Аврам в свои, уже немолодые, годы и шагал теперь во главе своего отряда по безводной пустыне, подвергая женщин и детей опасности стать добычей разбойников, вынуждая их страдать от жажды, от палящего зноя дня и пронзительного холода ночи?
Так повелел ему Тот, Кто был Отцом ему и всем живущим на земле, – Единый Незримый Вездесущий БОГ.
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 11: 1—2).
Откуда прозвучал этот Голос? С неба, высота которого была так непостижима? Или, быть может, совсем рядом? Или то был Голос, возникший где-то внутри, в глубине Аврамова сердца? Вряд ли Аврам мог бы ответить на эти вопросы. Да он и не задавал их себе: он знал, верил, что то был Голос Бога – Творца неба и земли – Он один мог ТАК повелевать. То был Голос, в котором Бог открылся ему, то было СЛОВО, в котором Бог явил Себя Авраму.
И Аврам поверил, доверился, Богу, как до того верил и доверял своему отцу. Не потому поверил, что пожелал обещанной награды, но потому, что воля Божия звучала для него как воля Отца, как высшая воля, которой он не мог не доверять. И он не стал медлить: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь…
Переселение Аврама в землю Ханаанскую
И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую» (Быт. 12: 4—5). Имение – это одежда и утварь, ослы и повозки, шатры и орудия труда, а люди – это слуги и воины, потому что жизнь кочующего народа полна опасностей. Они пошли в землю Ханаанскую – туда, куда некогда отправился отец Аврама, да не дошел, и теперь Аврам, быть может, услышав зов, решил, что должен исполнить волю своего отца.
И Аврам вступил на землю Ханаанскую и когда дошел до места под названием Сихем, Господь вторично явился – воззвал – к нему, чтобы указать обещанную землю: «И прошел Аврам по земле сей до места Сихем, до дубравы Море… И явился Господь Авраму и сказал ему: потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12: 6—7). И в Сихеме, на том месте, где явился ему Господь, Аврам соорудил жертвенник Господу в благодарность за Его покровительство.
Никогда прежде такого не было – человек приносил жертвы не загадочной Луне, не деревьям и не каменным изваяниям – всему тому, что можно было видеть, ощущать, а незримому неведомому Богу, Бесконечному, Вездесущему, Единому. И назвали хананеи – жители Ханаанской земли – странного человека Аврама и его людей «ха-иври», что значит «пришельцы». А от «иври» произошло слово «еврей». Так Аврам стал родоначальником, или патриархом, как стали говорить позднее, нового народа – ЕВРЕЕВ – народа, который, по слову Божию, данному Авраму, должен был стать великим.
А пока Аврам вместе со своей женой Сарой и племянником Лотом и со всеми своими людьми продолжал идти дальше. И не оставлял его Господь ни в голоде, ни в холоде, ни в опасности. И стал Аврам «очень богат скотом, и серебром, и золотом… И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, потому что имущество их было велико» (Быт. 13: 2,5—6). Из-за тесноты на земле все чаще случался спор между пастухами Аврама и Лота, все чаще возникала угроза вражды. И тогда «сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и твоими, потому что мы родственники. Не вся ли земля перед тобою? Отделись же от меня: если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Быт. 13: 8—9).
И такого прежде не бывало, чтобы старший, глава рода, предлагал выбор младшему. Но Аврам, покинув Харран, оставил в нем не только отцовский дом, своих родственников и немалое имущество, но он оставил большее: доверив себя Богу, он оставил в Харране и свои сомнения, и прежние представления, и свою волю. И теперь, предложив племяннику выбор земли, он снова вверял себя воле Божией. Посмотрел Лот вокруг себя и увидел окрестность Иорданскую – землю, по которой протекала река Иордан, и была та земля цветущей словно сад Господень, словно земля Египетская, в которой Лот побывал с Аврамом в голодное время. И выбрал себе Лот эту землю и раскинул свои шатры вблизи богатого города Содома.
А Аврам, отделившись от Лота, стал жить на земле Ханаанской. И тогда в третий раз явился ему Господь в слове и сказал ему:
– «Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу: ибо всю землю, которую ты видишь, тебе отдам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной: если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет» (Быт. 13: 14—16).
И поставил Аврам свои шатры у дубравы Мамре, в месте Хеврон, и соорудил там жертвенник Господу. А землю Ханаанскую стали называть землей Обетованной, то есть Обещанной, или завещанной Богом.
Завет и обетование
Однажды ночью Господь явился Авраму в видении:
– «Не бойся, Аврам, – сказал Он, – Я твой щит; награда твоя будет весьма велика» (Быт. 15: 1).
— «Владыка Господи! Что ты дашь мне?» – изумленно спросил Аврам и пояснил: «Я остаюсь бездетным» (Быт. 15: 2), потому что зачем награда, если ее некому передать после своей смерти?
Но Господь вывел Аврама из шатра и ответил:
– У тебя будет сын, и он станет твоим наследником. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков» (Быт. 15: 5,6).
И хоть стары были Аврам и Сара, чтобы родить сына, но «поверил Аврам Господу, и Он вменил ему это в праведность», потому что нет ничего выше в глазах Божиих, чем вера, доверие Ему. И сказал Он Авраму:
«Столько будет у тебя потомков…»
– «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе эту землю во владение» (Быт. 15: 7).
Велика была награда – вечное владение богатой землей, – и спросил Аврам:
– «Владыка Господи! Почему мне узнать, что я буду владеть ею?»
– «Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна» и рассеки их (Быт. 15: 9).
Не одно, а целых три животных предлагал Господь
Авраму взять для заключения договора. Словно Он был не Один, а как бы Трое. Но и тут Аврам не стал задавать вопросов, а послушно взял трех названных животных и «рассек их пополам и положил одну часть против другой». И весь день охранял Аврам их от палящего зноя, от хищных птиц и зверей. Но Господь не давал о Себе знать. И вот, когда день уже подходил к концу и усталость готова была свалить Аврама с ног, «когда зашло солнце и наступила тьма, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (Быт. 15: 17).
То в дыме и пламени огня прошел между частями животных Сам Господь в знак заключения с Аврамом союза – завета, и слово завета услышал Аврам:
– «Потомству твоему даю Я землю эту, от реки Египетской до великой реки Евфрата» (Быт. 15: 18).
Прошли годы, но помнил Аврам слова Господа и верил Ему. И однажды вновь явился ему Господь и сказал:
– «Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен, и поставлю завет Мой между Мною и тобою… вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя Авраам1. Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей Сарра… Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Исаак… Завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в это время на другой год» (Быт. 17: 1—21).
Это было Обетование – торжественное обещание, которое дал Бог Аврааму, о рождении у него Исаака, даровании ему сына и потомства. Обетование, в котором лишь одного требовал Господь от Авраама – находиться всегда и везде перед лицом Божиим и быть непорочным, то есть непрестанно сохранять в сердце свою веру в Его слово. И верил Ему Авраам, хотя и посмеивался над собой в глубине души: ему ли на старости лет стать отцом, а Сарре – матерью? И смех этот тайный был исполнен не только смущения, смирения и доверия, но и радости, веселья. Потому, быть может, и повелел Господь назвать еще не рожденного сына Исааком – словом, которое походило на еврейское, означавшее «он будет веселиться».
Три Странника
У дубравы Мамре, что в месте Хеврон, у входа в свой шатер сидел Авраам в час полуденного зноя. И вот поднял он глаза и взглянул на дорогу и увидел — «три мужа стоят против него» (Быт. 18: 2).
И как в тот далекий день, когда, услышав Голос, повелевавший ему выйти из Харрана, Авраам поверил, что то был голос Господа, так и теперь один взгляд на Трех Странников подсказал ему, что Сам Господь посетил его. «Увидев, он побежал навстречу им и поклонился до земли». И не зная, который из Трех – Господь (а может, этим Троим он приносил тогда в жертву рассеченных животных?.. Может, Господь – это все Трое? Ему все возможно!), заволновался Авраам, и, обращаясь то к Одному, то к Троим, сказал:
– «Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под этим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши» (Быт. 18: 2—5).
Знал Авраам, что первым законом гостеприимства в то время было омыть ноги гостю после долгого пути и пыльной дороги. И согласились Они – согласился Господь – и присели под деревом. И велел Авраам жене своей Сарре приготовить пресные хлебы из лучшей муки, а одному из отроков (слуг) – приготовить «теленка нежного и хорошего», которого сам выбрал из стада своего. Потому что пресные хлебы считались самой чистой пищей. И взял Авраам «масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Быт. 18: 8).
И спросили странники Авраама – спросил Господь:
– Где Сарра, жена твоя?»
– «Здесь, в шатре», – ответил Авраам.
И сказал ему Господь:
– «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18: 10).
А Сарра стояла позади шатра и слышала все,
Три Странника у Авраама
потому что не возбранялось ей слышать разговор. И как прежде Авраам, она тоже неслышно рассмеялась в душе своей при этих словах, подумав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь это утешение?» Но услышал Господь неслышный смех Сарры и повторил Аврааму:
– «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын» (Быт. 18: 14).
Насытившись и отдохнув, встали мужи и направились к городам Содому и Гоморре, что были не так далеко от Хеврона, а Авраам пошел проводить их. И вновь тронула Господа вера Авраама, и сказал Он:
– «Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать! От Авраама произойдет народ великий и сильный, ибо Я избрал его, чтобы заповедал он сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18: 17—19).
С молчаливым смирением слушал Авраам признание Божие о своем избранничестве: вот оно – начало спасения рода человеческого – ходить путем Господним, путем доверия к Богу, путем исполнения воли Божией, путем правды и милосердия. Авраам первый пошел этим путем и теперь всем потомкам своим должен показать этот путь. А Господь продолжал:
– Велик вопль Содомский и Гоморрский, жалобы на них со всех окрестностей, и грех содомлян и гоморрян тяжел; потому «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет» (Быт. 18: 20—21).
И пошли мужи в Содом. А Авраам еще стоял перед лицом Господа. И дерзнул он вступить в беседу с Ним, потому что разве не повелел Он ему ходить в правде и милости? И сказал Авраам Господу:
– «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников? Не может быть, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым!.. Судия всей земли поступит ли неправосудно?»
И ответил Господь
– «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие».
Но не успокоился Авраам в сострадании своем к грешникам Содома и сказал:
– «Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?»
И снова уступил Господь:
– «Не истреблю, если найду там сорок пять».
Но Авраам продолжал:
– «Может быть, найдется там сорок?»
– «Не сделаю того и ради сорока», – согласился Господь.
И сказал Авраам
– «Да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?»
– «Ничего не сделаю, если найдется там тридцать», – был ответ.
Снова сказал Авраам:
– «Может быть, найдется там двадцать?»
И снова Господь ответил ему:
– «Не истреблю ради двадцати».
И смиренно сказал Авраам:
– «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?»
И ответил Господь:
– «Не истреблю ради десяти» (Быт. 18: 23—32).
Не осмелился Авраам просить большего —
Бегство Лота из Содома
смирился, положился на волю Божию. И ушел Господь, а Авраам вернулся к себе.
Но лишь один праведник нашелся в Содоме – это был Лот, племянник Авраама. И помнил Господь разговор с Авраамом и смирение его и вывел Лота и его дочерей из Содома; «и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба» и истребил города эти и окрестности их, и погибли все жители этих городов за грехи свои. Была с Лотом и его жена. Но, вопреки Божьему запрету, она по дороге оглянулась назад – посмотреть на наказание тех городов – и окаменела: превратилась в соляной столб.
Сын Авраама
Как сказал Господь, так и случилось: родила Сарра сына Аврааму, и назвал он сына своего Исааком.
В радостном смущении говорила Сарра сама с собой:
– «Кто ни услышит обо мне, рассмеется… Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? Ибо в старости я родила сына» (Быт. 21: 6—7).
И вырос Исаак, любимое дитя Авраама и Сарры. А когда он достиг отроческого возраста, Бог, искушая Авраама – испытывая его доверие к Нему, сказал ему:
– Авраам!
– Вот я, – тотчас ответил Авраам и услышал:
– «Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2).
Ни единым словом не возразил Авраам Господу. За грешников Содома заступался, а за сына своего любимого не стал. Не потому ли, что верил – не истребит Господь того, кто предназначен исполнять волю Его, что погибнет лишь противящийся ей? Не потому ли, что превыше собственной была для Авраама воля Господня? Не потому ли, что так сильна была его любовь к Господу, что и сына любимого не пожалел Авраам для Него? И потому на следующий день «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека… И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» на ту гору» (Быт. 22: 3—6).
Юный Исаак обратился к Аврааму:
– Отец мой!
– Вот я, сын мой, – откликнулся Авраам почти теми же словами, какими откликался Богу, потому что в сердце его Исаак уже принадлежал Господу. А тот спросил изумленно:
– Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? И ответил Авраам:
– «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22: 7—8).
Так ответил Авраам, словно хотел всю силу своей веры вложить в сына, словно знал, что услышит его Господь и поступит по Своему правосудию.
«И шли далее вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22: 8—10).
И все это – в тишине: ни стона не издал Исаак, ни словом не упрекнул отца, потому что поверил, как и отец, Богу, словно молчаливо согласившись стать жертвой Ему. И рука Авраама была тверда. Но вдруг
«Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:
– Авраам! Авраам!
– Вот я», – в третий раз ответил Авраам – теперь посланнику Божию, и Ангел от лица Бога сказал:
– «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22: 12). Поднял глаза Авраам и увидел – стоит позади него овен, запутавшись среди кустов рогами. И понял он, что иную жертву усмотрел Себе Бог, и принес овна во всесожжение Богу.
И снова услышал Авраам голос Ангела Господня:
Авраам готовится приности в жертву Исаака
– «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня», то Я благословляю тебя и умножу потомство твое, и будет оно «как звезды небесные и как песок на берегу моря», и благословятся в потомстве «твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
И возвратился Авраам с Исааком в свой дом» (Быт. 22: 16—19).
Сыны Израиля
Иаков. Благословение
Когда пришло время, Исаак женился на красавице Ревекке – внучке его дяди, брата Авраама.
А по прошествии времени у Исаака и Ревеки родились близнецы – сыновья Исав и Иаков, и из них двоих Исав считался старшим, потому что родился чуть раньше Иакова.
«Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. 25: 27).
Иными словами, стал Исав охотником, и большую часть времени он проводил вне дома, добывая дичь, а Иаков предпочитал проводить время дома, возле матери.
И «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25: 28).
Однажды пришел Исав с охоты усталый и голодный, а Иаков сварил кушанье из чечевицы. И попросил Исав у Иакова:
– Дай мне поесть, потому что я устал.
И ответил Иаков:
– «Дам, но взамен ты «продай мне теперь же свое первородство» (Быт. 25: 31).
И согласился Исав – пренебрег своим правом первородного, старшего, и продал его взамен на чечевичную похлебку: то ли очень голоден был, то ли искушению поддался – может, испытывал его Бог, а он и не понял… С этого времени старшим братом стал считаться Иаков. Но отец их Исаак не знал о случившемся. И вот «когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему:
– Сын мой! Вот, я состарился и не знаю дня смерти моей. Пойди в поле и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1—4).
Согласился Исав: ведь отцовское благословение призывало милость Божию на того, кому оно давалось, и на весь его род. Но разговор этот услышала Ревекка, мать Исава и Иакова, пересказала она его Иакову и посоветовала ему:
– «Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь (его) отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертью своей» (Быт. 27: 9—10).
И послушался Иаков своей матери и сделал все, как она сказала, и – обманул своего брата Исава, во второй раз перехитрил его. Приготовила Ревекка кушанье, надела на Иакова одежду Исава и козью шкурку и отправила его к отцу. Поверил старый ослепший Исаак, что перед ним Исав, и сказал: