Книга В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей - читать онлайн бесплатно, автор София Алексеевна Рукова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей
В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей

– «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими…» (Быт. 27: 28—29).

Богатства земные и небесные призывал Исаак на Иакова; первенство среди народов земли и среди братьев своих и их потомков завещал ему и роду его. И только произнес Исаак свое благословение,


Исаак благословляет Иакова


как вернулся Исав с охоты, и – открылся обман. Но, хотя «и вострепетал Исаак весьма великим трепетом», а не разгневался – кто знает волю Божию? – и не изменил слова своего:

– «он и будет благословен», – сказал Исаак об Иакове, ни словом не осудив его.

Немало пройдет времени, прежде чем братья помирятся.

Лестница Иакова

По прошествии времени призвал Исаак Иакова и, благословив его, сказал:

– «Пойди в Месопотамию, в дом отца твоей матери, и возьми себе жену оттуда. Бог же Всемогущий да благословит тебя, и да будет от тебя множество народов, и даст тебе благословение Авраама, отца моего, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю, которую Бог дал Аврааму» (Быт. 28: 1—4).

И пошел Иаков в Харран – в то место, которое некогда покинул Авраам по слову Божьему. И вот он «пришел на одно место и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».

А наверху стоит Господь и говорит:

– Я Господь, Бог Авраама и Бог Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной. И благословятся в тебе и потомстве твоем все племена земные. Я – с тобою и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в эту землю и не оставлю тебя, пока не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28: 11—15).

Пробудился Иаков от сна своего и сказал:


Сон Иакова


– Поистине, на этом месте присутствует Господь, а я и не знал! Как страшно место это! Здесь – дом Божий, здесь врата небесные.

И назвал это место Вефиль, что значит «дом Божий», потому что на этом месте явился ему Господь во сне и подтвердил завет, заключенный некогда с Авраамом; потому что увидел Иаков в лестнице символ будущего союза между небом и землей, между Богом и людьми, а в Ангелах, что спускались и поднимались по той лестнице, – будущих посланников Божиих. И поставил Иаков здесь памятник из камня.

Ночная борьба

Пришел Иаков в Харран и встретил там прекрасную Рахиль, дочь брата своей матери Ревеки. И полюбил Иаков Рахиль так сильно, что согласился семь долгих лет проработать пастухом у отца ее, не требуя платы за труд. Но обманул отец Рахили Иакова – в день свадьбы накинул он свадебное покрывало на старшую дочь свою – Лию, потому что не полагалось по обычаю того времени выдавать замуж младшую дочь прежде старшей.

И смирился Иаков – принял Лию. Кто знает, не был ли этот обман ему в расплату за его собственный – перед братом? И продолжал Иаков любить Рахиль и согласился ради нее проработать безвозмездно еще семь лет. И стала Рахиль его женой, как и Лия.

Прошло еще несколько лет, в течение которых Иаков продолжал жить в Харране. Родились у него сыновья и дочери. Трудом своим приобрел он немалое богатство. И настал день, когда «сказал Господь Иакову:

– возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31: 3).

И послушался Иаков – «посадил детей и жен своих на верблюдов, и взял с собою весь скот и все богатство свое, которое приобрел, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую» (Быт. 31: 17—18).

Однажды ночью во время стоянки у самой границы земли Ханаанской «остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает Иакова, коснулся Некто бедра его и повредил сустав бедра у Иакова,.. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

И спросил Боровшийся: как имя твое? Тот ответил: Иаков. Тогда сказал Некто в благословение:

– «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, что значит „борец с Богом“, потому что ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». (Быт 32: 24—28).

Услышав эти удивительные слова, Иаков спросил:

– Скажи мне имя Твое.

Но Тот ответил:

– «На что ты спрашиваешь о имени Моем?» – и не назвал Себя.

Может быть, то был Ангел-хранитель страны, в которую вступал Иаков. А может, это был посланник Божий, в лице которого испытывал Бог Иакова: что всего дороже для него в жизни? Он не назвал Себя, но, видимо,


Иаков борется с Ангелом


близко был к Богу, если сказал, что Иаков победил Самого Бога – победил упорством, хитростью, любовью и верой, унаследованной от Авраама и Исаака. Всю ночь боролся Иаков с Невидимым и победил: то Господь испытывал его, как некогда испытывал Авраама. Потому что сильны должны быть души тех, кого Господь избирал для грядущего спасения человечества.

И сбылось благословение, данное Богом во сне Иакову: родилось у Иакова-Израиля двенадцать сыновей, и двенадцать племен израилевых произошло от них, и они распространились по всей земле.

Иосиф

Двенадцать сыновей было у Иакова-Израиля, и любимым среди них был Иосиф.

«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37: 3).

Даже нарядной одеждой выделял Иаков Иосифа, своего одиннадцатого, к тому времени, сына среди всех братьев его.

И случилось так, что видел Иосиф странные сновидения, в которых был он выше по своему положению не только перед старшими братьями, но даже и перед отцом с матерью.

«И побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел? Неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» (Быт. 37: 10).

Невзлюбили старшие братья Иосифа, за то что он превозносился над ними, за то что предсказывал, что настанет время – и они поклонятся ему. Однажды сговорились они, схватили Иосифа и продали его в рабство в Египет.

Много довелось пережить Иосифу в Египте: после вольготной жизни в отчем доме познал он рабство и унижение, клевету и несправедливое осуждение на долгое заточение в темницу, без всякой его вины.


Братья продают Иосифа в рабство


Но Иосиф не роптал и не оправдывался: значит, попустил Бог пережить и это, и не дело человека восставать против воли Его.

Однако по прошествии двух лет приснился фараону, царю Египетскому, странный тревожный сон, «и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону» (Быт. 41: 8).

Тогда-то вспомнил один из приближенных фараона об Иосифе, который умел истолковывать сновидения.

«И послал фараон, и позвал Иосифа; и поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою, и пришел к фараону… И сказал Иосиф Фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону» (Быт. 41: 14,25).

И объяснил Иосиф, что через сновидение Бог предупредил фараона: после семи урожайных, изобильных лет придут семь лет голодных, когда ни поля, ни сады, ни скот не принесут плодов своих. И посоветовал Иосиф:

«Пусть повелит фараон… собирать в семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской. И будет эта пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, чтобы земля не погибла от голода» (Быт. 41: 34,36).

Понравился этот совет фараону, и сказал он слугам своим:

– «найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: вот, я поставлю тебя над всею землею Египетскою, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (Быт. 41: 38—41).

И стал Иосиф первым человеком при фараоне, и все он делал хорошо.

Пришло время, и настал голод во всей земле, «а во всей земле Египетской был хлеб», благодаря мудрому управлению Иосифа. «И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле» (Быт. 41: 54,57).

Однажды пришли за хлебом и братья Иосифа, сыновья Иакова, потому что и в земле Ханаанской нечего было есть. Узнал Иосиф братьев, а они не узнали его. Услышал Иосиф, что жив отец его и что родился от матери его Рахили еще один, младший, брат его – двенадцатый сын Иакова, Вениамин, и весьма обрадовался. И хотя не сразу, но открылся он братьям своим и простил их, потому что понял: обратил Господь их зло в добро – чтобы сохранить жизнь народу Израилеву.


Иосиф открывается братьям


И спросил Иосиф дозволения у фараона и переселил отца своего Иакова и братьев своих в землю Египетскую, чтобы не знали они голода и недостатка в пастбищах для стад своих.

От двенадцати сыновей Иакова произошло двенадцать колен (племен) Израилевых.

В Египте благословил Иаков-Израиль сыновей своих и окончил дни жизни своей. Там же умер и Иосиф, сказав своим братьям:

– Бог посетит вас и выведет из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову, тогда перенесите кости мои в Землю Обетованную, где похоронены отцы наши Авраам, Исаак и Иаков.

Предания Египтян и Израильтян2

Боги Египтян

Сыны Израилевы, как стали называть потомков Иакова-Израиля, надолго поселились в Египте. Удивительный народ были эти Египтяне. В их храмах можно было встретить обыкновенных кошек и бесшумно ползающих змей, а на стенах увидеть изображения быка и шакала, крокодила и обезьяны или загадочной птицы. Животным посвящали храмы, им поклонялись и приносили жертвы, потому что они считались воплощениями различных богов.

А богов у Египтян было немало. Они поклонялись быку Апису – богу плодородия и шакалу Анубису – богу в царстве мертвых, кошке Баст – богине радости и веселья и птице ибису – богу мудрости Тоту.

Планеты и силы природы тоже были для них воплощениями богов, поэтому у них были бог Солнца Ра и бог Луны Хонсу, богиня неба Мут и богиня плодородия, воды и ветра Исида, бог земли Геб и злой бог пустыни и мрака Сет. Даже реке Нилу поклонялись Египтяне как богу урожая; и животные: крокодилы и лягушки, гиппопотамы и змеи, скорпионы и многие другие – тоже были воплощениями различных богов, добрых или злых. Особенно чтили Египтяне богов загробного мира – правителей в царстве умерших, где продолжали свою земную жизнь души людей после смерти, как рассказывали египетские предания.

Поэтому самыми почитаемыми после царя Египетского, фараона, были в Египте маги и чародеи – люди, которые с помощью особых заклинаний и обрядов, часто бессмысленных и очень сложных, общались со всеми этими богами, уговаривая одного бога увеличить урожай, другого – вылечить больного, третьего – избавить от врагов, четвертого – послать дождь в засуху, пятого – даровать счастливую жизнь душе умершего. У каждого египетского бога были свои служители, свои маги и чародеи.

Не только Египтяне – другие народы тоже почитали силы природы, видя в них проявления богов. Знание о том, что Творец един, было у них смутной догадкой или туманным воспоминанием о давно прошедших временах.

Но Израильтяне принесли с собой в Египет иные предания, иную веру. И хотя было их совсем немного, они сумели сохранить ее. Потомки Авраама, Исаака и Иакова чтили только ОДНОГО БОГА.

Бог сынов Израилевых

Сыны Израилевы не были ни философами, ни учеными и потому выражали свою веру простыми словами. То, что им открылось и что потом было написано в Библии, мог понять и мудрец, и ребенок. В этих древних сказаниях важен прежде всего их смысл. В течение веков люди сделали много открытий, касающихся природы и истории. В этом им помог разум, данный Богом. Но Библия не описывает эти открытия, а рисует картину начала мира – Вселенной и человека. И в этой картине важно увидеть главное:

что причина Вселенной – Бог-Творец;

что Он создал все по Своей воле, потому что Он – Любовь, которая ищет любимого;

что Он создал мир от простого к сложному;

что во главе творения Он поставил Человека.


Итак, вот о чем рассказывали предания Израильтян, позднее записанные в Библии.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1).

Но были они иными, чем теперь. В древности под словами «небо и земля» понимали всю Вселенную, все творение, включая и мир невидимых духовных существ – ангелов. Земля же, на которой мы живем, была совсем иной – не похожей на планету: она была «безвидна и пуста», суша была смешана с водою, и мрак – первозданная бездна – окружал ту землю.

«И Дух Божий носился над водою…

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью» (Быт. 1: 2—5).


И сказал Бог: да будет свет!


И это было в первый день. А день у Бога – не то, что у человека: у Бога один день – как тысячи лет и тысячи лет – как миг один.


На второй день отделил Бог твердь от воды и назвал ее небом. Твердью небесной в древности называли атмосферу, которая окружала землю.


На третий день Бог выделил сушу из воды и назвал ее землею, а из вод образовал моря. И произрастила земля по слову Божию зелень – травы и разные деревья плодовитые.

Эти первые три «дня» как бы изображают «мировую сцену», на которой предстоит появиться светилам, живым существам и человеку. Последующие «дни» и говорят о их сотворении.


И сказал Бог в четвертый день

«Да будут светила на небе, чтобы освещать землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее – для управления ночью, и звезды» (Быт. 1: 14—16).

Светило большее было Солнце, а меньшее – Луна.


И повелевает Бог воде и земле в пятый день, чтобы они произвели живые существа. И сказал Бог:

«Да произведет вода душу живую, рыб больших и животных морских и да полетят над землею по тверди небесной птицы пернатые» (Быт. 1: 21).


В шестой «день» повелел Бог и земле произвести душу живую, и создал Бог зверей земных и скот. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию; вдунул в лицо его дыхание, и стал человек душою живою. А чтобы не был человек один и был у него помощник, сотворил Бог женщину – подругу тому человеку. Человека звали Адам, а женщину – Ева, и стали они называться мужем и женою. И дал им Бог власть «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею» (Быт 1: 26—27; 2: 7).


Дни творения и день отдыха


«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и благословил день седьмой, и освятил его» как день отдыха (Быт. 2: 2,3).


Теперь все знают, что творение было процессом долгим и сложным, что Бог создал законы, по которым развивалась и совершенствовалась наша земля и вся удивительная природа. Но о том, как все это происходило, должна доискиваться наука, в которой есть немало теорий и противоречивых гипотез. Библия же написана для всех времен. Поэтому она не касается подробностей творения и возвещает лишь основную истину: природа вышла из рук Творца, единого, незримого и всемогущего.

Человек был создан как венец и царь творения, ибо он образ и подобие Творца, и поэтому он получил разум и свободную волю. Человек должен был властвовать над природой, добровольно следуя велениям Творца. Но люди злоупотребили своей свободой – они захотели жить по-своему, нарушили небесную волю. Отсюда начались их беды и страдания, которые кончатся только тогда, когда люди вернутся к Богу, будут жить в Нем и по Его воле. Это непослушание человека называют грехопадением. Предания сынов Израилевых так изображали его.

Грехопадение

Насадил Господь Бог рай – чудесный сад в земле Едемской, и произрастил в нем всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, а посреди рая – дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2: 8,9).


Грехопадение Адама и Евы


И поселил Бог Адама и Еву в райском саду, чтобы возделывать его и хранить, и заповедал Адаму:

– «От всякого дерева в саду ты будешь есть, от дерева познания добра и зла не ешь. А если вкусишь от него, то умрешь» (Быт. 2: 15—17).

И пока соблюдал Адам слово Божие, жили в Едемском саду люди и звери, птицы и рыбы морские в мире и дружбе. И никто не знал, что значит «умереть» – смерти не было тогда.

Но змей, самый хитрый из всех полевых зверей, подполз однажды к Еве и прошипел ей:

– Правда ли, что Бог не велит есть плоды с деревьев райских?

И ответила Ева:

– Плоды с деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое растет посреди рая, не велел Бог есть и даже прикасаться к ним, иначе мы умрем.

И сказал хитрый змей:

– Нет, не умрете вы, но знает Бог, что от плодов тех откроются ваши глаза, и вы станете как боги, знающие добро и зло.

Послушалась Ева змея – очень приятны на вид были плоды и соблазнительны, ибо давали знание, а значит – власть, и сорвала она плоды с дерева познания добра и зла, сама ела и мужу дала (Быт. 3: 1—6).

Не знала – не ведала, что творила, что не напрасно Бог запретил есть те плоды: само нарушение запрета было злом, а от зла рождалось новое зло.

И увидел Бог, что человек нарушил Его волю, и сказал ему:

– За то, что ты послушал жену твою и ел плоды от дерева, к которому Я запретил тебе прикасаться, со скорбью будешь ты жить на земле, в поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не умрешь.

Все ведал Бог и потому предсказывал Адаму скорбь, которая всегда следует за злом. И еще сказал Бог:

– Теперь Адам знает добро и зло и может взять плоды от дерева жизни и тогда будет жить вечно и станет богом.


Изгнание из рая


Знать добро и зло – значит уметь творить добро и зло, иметь власть над всем. А поскольку Бог не отнял у Адама его свободной воли, то не мог он допустить, чтобы Адам жил вечно, потому что тогда вечным стало бы и зло. И изгнал Бог Адама и Еву из Едема и поставил у входа в сад Едемский Херувима с мечом пламенным обращающимся, чтобы охранять путь к дереву жизни. И воинство небесное навсегда стало невидимым для человека. А непослушание Богу стали называть грехом.

Каин и Авель

И распространялось зло на земле все более, ибо непослушание человека вело к увеличению зла. И рассказывает Библия далее.

У Адама и Евы родились сыновья: старший Каин и младший Авель. Каин стал земледельцем, а Авель – пастырем овец, пастухом.

Однажды принесли они в дар Богу жертву: Каин – от плодов земных, а Авель – ягнят новорожденных. И принял Господь дар Авеля, а дар Каина не принял. Может, испытывал Он Каина – чистоту и бескорыстие его сердца; может, увидел, что дар его без любви. А может, нужна была большая жертва за грехопадение Адама и Евы, но только охватила Каина зависть и – убил он Авеля, брата своего. Наказал Бог Каина, сказав ему:

– Отныне будешь ты изгнанником и скитальцем на земле.

И стал Каин и потомки его скитальцами на земле.

А у Адама и Евы по прошествии времени родился третий сын – Сиф.


Жертвоприношения Каина и Авеля

Ной. Великий потоп

Шли годы, проходили столетия. От Каина и Сифа произошли сыны и дочери человеческие. И зло все более поглощало их: все чаще дела и помышления их были во зло – обман и убийство, зависть и коварство, скупость и гордыня царили среди людей, заражая даже зверей и птиц.

И сказал Господь:

– «Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, и скот, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6: 5—7).

Но потомок Сифа Ной был человеком праведным и непорочным: он всегда помнил о Боге – все делал перед лицом Его. И потому полюбил Бог Ноя и решил сохранить его. И сказал Бог Ною:

– «Земля наполнилась злодеяниями, и потому Я истреблю всякую тварь на земле. Ты же сделай себе ковчег из дерева и осмоли его смолою внутри и снаружи, и устрой в нем жилье.


Строительство ковчега


Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить все, что дышит и живет. Но с тобою Я заключу союз – поставлю Завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих. Введи также в ковчег из всякого скота и из всех животных и из всех птиц по паре и возьми всякой пищи для себя и для них. И сделал Ной, как повелел ему Господь» (Быт. 6: 9, 13—22).

И когда все вошли в ковчег и затворили его, навел Господь на землю великий потоп: много дней и ночей лил дождь, и вода покрыла землю, и ковчег плавал по поверхности вод.

«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, – и птицы, и скот, и звери, и все люди. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли. Остался только Ной и кто был с ним в ковчеге» (Быт. 7: 21,23).

Тогда остановил Бог воды, и они стали убывать с земли. И когда обсохла поверхность земли, повелел Бог Ною:

– Выйди ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих; выведи с собою всех животных, которые с тобою, и пусть разойдутся они по земле.

И исполнил Ной повеление Божие. А когда вышел на землю, устроил жертвенник Господу. И так чиста и благоуханна была его жертва, что сказал Господь:


Выход из ковчега


– «не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего». И не будет более потопа на опустошение земли.

И сказал Бог Ною и сыновьям его:

– Я поставляю завет Мой с вами и всякою душою живою, которая с вами. И знамением завета – союза – Моего с вами будет радуга в облаке над землею (Быт. 8: 21; 9: 11,13).

И жил Ной после потопа много лет. Потомки сыновей его населили землю. И на всей земле был один язык и одно наречие.


Жертвоприношение Ноя Господу. Радуга

Вавилонская башня

Но все больше было людей, и все дальше они поселялись друг от друга. И сошлись однажды люди и сказали друг другу:

– Наделаем кирпичей и обожжем их огнем, и построим город и башню до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по всей земле.

И стали они строить город и башню. Увидел Господь то, что строили сыны человеческие во имя свое, и неприятна была Ему гордыня их. И тогда смешал Он язык людей, чтобы один не понимал речи другого, и рассеял их по всей земле. И перестали люди строить город, недостроенной осталась и башня их. И дано было имя городу тому Вавилон, что значит «смешение».

Рассеялись люди по земле и разделились на племена и народы, и каждое племя, каждый народ говорил на своем языке. И забыли они единого Бога, стали поклоняться всему, что видели глаза их и слышали уши их: животным и


Вавилонская башня


растениям, светилам небесным и шуму ветра. И потому, что каждый народ, каждый язык, поклонялся своим богам, стали люди, забывшие единого Бога, называться язычниками.