Книга В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей - читать онлайн бесплатно, автор София Алексеевна Рукова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей
В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей

Никто из людей не слышал Бога, не внимал словам Его, потому что люди замкнули сердца свои для Бога, пока не родился Аврам, потомок Ноя. Сердце его было открыто для слова Божия, и он стал избранником Божиим и родоначальником – праотцем – народа Израильского.


***


Вот о чем рассказывало предание Сынов Израилевых. Из уст в уста, от отца к сыну, передавали Израильтяне веру в единого Бога, создавшего море и землю, небеса и все живущее в них.

Моисей

Земля рабства

С Иаковом и его сыновьями переселился народ Авраама, народ Израилев, из земли Ханаанской в землю Египетскую. И еще во времена Иосифа дал им фараон, царь Египетский, для поселения пограничную область страны – землю Гесем. И пока жив был Иосиф, пока помнили последующие фараоны заслуги его, хорошо жилось сынам Израиля, как стали называть народ, который произошел от сынов Иакова. Но шли годы, «и умер Иосиф и все братья его и весь народ их, а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх. 1: 6,7).

Но в богатстве и довольстве своем забыл народ Израилев о Боге и завете с Ним – перестал ходить перед лицом Его, как заповедал Авраам.

И вот, «воссел в Египте новый царь, который не знал Иосифа», и увидел он, что народ Израилев стал богатым и сильным, и устрашился, что в случае войны соединятся Израильтяне с врагом и выйдут из-под власти фараоновой, и легко им будет покинуть Египет, так как жили они на границе, и не станет работников, убавится пастухов в Египте.

И сказал царь Египетский народу своему:

– «Вот, народ сынов Израилевых стал многочислен и сильнее нас; перехитрим же его» (Исх. 1: 8—10).

И поставили над народом Израилевым «начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами». И целые города воздвиг народ Израилев для Египтян.

«Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал» и укреплялся, а потому усиливалось опасение Египтян, и еще более они «с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1: 12—14).

И из земли, приютившей Израильтян во времена Иосифа и его братьев – земли приюта, Египет стал для сынов Израиля землей рабства.

И погибали Израильтяне на тяжких работах. Стон, ропот и жалобы все чаще слышались среди них, но не вспоминали они о Боге отцов своих Авраама, Исаака и Иакова.

Так проходили столетия, поколение уходило за поколением. Но Господь помнил о завете Своем с Авраамом, Исааком и Иаковом и терпеливо ждал, когда настанет момент и сыны Израилевы смогут услышать Его.

И вот повелел новый фараон народу своему убивать новорожденных израильских мальчиков, чтобы не было у них воинов, чтобы ослабить народ Израильский. Как могли, спасали женщины-израильтянки сыновей своих – укрывали, где было возможно. И случилось так, что один из новорожденных мальчиков попал к дочери фараоновой, а она сделала его своим сыном и дала ему имя Моисей3.


Младенец Моисей


Но кормилицей Моисея была израильтянка. Быть может, родная мать его. Иначе, как мог он знать, что он из сынов Израилевых, как мог помнить язык свой? А он знал и помнил. И пока рос Моисей в роскоши и довольстве дворцовой жизни, «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.

«И услышал Бог стенание их» (Исх. 2: 23—24).

Услышал – значит решил: настало время вмешаться в судьбу народа Израилева.

Моисей в пустыне

Случилось однажды: вышел Моисей за стены дворца – к братьям своим, сынам Израилевым, увидел тяжкие работы их и «увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его». Посмотрел Моисей по сторонам, и «видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке» (Исх. 2: 11—12). Но узнал фараон о случившемся и сильно разгневался. Тогда Моисей убежал от фараона в самую глубь Синайской пустыни, окруженной дикими и суровыми горами. Там встретился Моисей с еврейским племенем кочевников-скотоводов; они приняли его, и Моисей стал пастухом. Он пас стадо овец.

«Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень» – Дух Божий – «в пламени огня из середины тернового куста».

И увидел Моисей, «что терновый куст горит огнем, но не сгорает, и сказал:

– Пойду и посмотрю на это великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из середины куста:

– Моисей! Моисей!» (Исх. 3: 1—4).

Как некогда к Аврааму, воззвал Господь к Моисею и услышал тот же ответ:

– Вот я, Господи!

И как тогда, так и теперь этот ответ прозвучал готовностью исполнить волю Божию.

И сказал Бог:

– «Я – Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака


Горящий терновый куст


и Бог Иакова» (Исх. 3: 6).

Понял Моисей, что с ним говорит Бог его народа, некогда являвшийся Аврааму, Исааку и Иакову и давно забытый его народом.

И «Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь Моисею:

– «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его; Я знаю скорби его; и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед», – в землю, где скот изобилует молоком, а плоды полны сока (Исх. 3: 7—8).

И сказал Господь

– «Я пошлю тебя к фараону, царю Египетскому; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

И сказал Моисей Богу:

– Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут: как Ему имя? Что сказать мне им?»

Бог ответил

– «Так скажи сынам Израилевым: СУЩИЙ4 послал меня к вам. Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Бог отцов ваших явился мне и сказал: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом; и введу вас в ту землю, о которой Я клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие»

(Исх. 3: 10—14; 6: 6—8).

Долго отказывался Моисей от роли вождя Израилева народа, ссылаясь на слабость свою и косноязычие и на то, что не поверят ему Израильтяне. Да и как мог он решиться стать во главе Израильтян, если те даже не знали его, потому что часть жизни он прожил во дворце фараона, а часть в пустыне – вдали от своего народа?

Но дал ему Господь знамения – особые знаки благоволения Божия: силу творить чудеса – по слову Моисея жезл (посох) его мог обращаться в змея, вода – в кровь, и многое другое мог творить Моисей. И дал ему Бог в помощь брата его Аарона, которого он встретит при возвращении в Египет, и сказал:

– «Ты будешь говорить Аарону все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей» (Исх. 7: 2).

Взял Моисей жезл, данный ему Богом, в руку свою и, покинув пустыню, возвратился в Египет. Правил там уже другой фараон, который не знал Моисея.

Так напомнил о Себе Господь народу Израилеву.

Исход

«И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал им Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею», и в знак истины этих слов явил им Моисей знамения, данные ему Господом, «и поверил народ» – вспомнил о Боге своем и поклонился Господу, посетившему его (Исх. 4: 28—31).

После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему:

– «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх. 5: 1).

Не поверил им фараон – еще более ожесточился против народа Израилева: «дал повеление приставникам над народом и надзирателям:

– Не давайте впредь народу соломы для делания кирпичей, как прежде, пусть они сами ходят и собирают себе солому, и не убавляйте числа кирпичей, какое положено на каждый день, чтобы не кричали они: пойдем, принесем жертву Богу нашему, совершим праздник Ему» (Исх. 5: 6—8, 19).

И стало народу жить хуже прежнего.

«И обратился Моисей к Господу и сказал:

– Господи! Для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей и для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к Фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом этим» (Исх. 5: 22—23).

Не ведал тогда Моисей замыслов Божиих: может, нарочно ожесточал Господь сердце фараоново, чтобы истощилось терпение народа Израилева и возродилось в нем стремление к свободе; чтобы в этом устремлении выковались доверие к Богу, терпение и смирение народа Божия перед Богом своим; чтобы мог в этом народе родиться Спаситель рода человеческого.

«И сказал Господь Моисею:

– Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; он будет вынужден отпустить сынов Израилевых, он даже выгонит их из земли своей» (Исх. 6: 1).


Моисей у фараона


И повелел Господь Моисею отправиться к фараону и явить ему знамения Божии.

«Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой перед фараоном, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев», и они сделали то же самое (Исх. 7: 10—11).

Еще более ожесточилось сердце фараоново против Израиля. Тогда по велению Божию, по слову Моисея «на другой день поднял Аарон жезл свой и ударил им по воде речной перед глазами фараона и перед глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла». И снова маги и чародеи Египетские сделали то же самое (Исх. 7: 20—22).

И еще восемь раз являл Моисей знамения Божии: то по слову его жабы заселяли всю землю фараонову и дворец его; то нападала бесчисленная мошкара на народ и на скот Египетский; то поражала скот Египетский моровая язва; то – болезнь великая настигала людей и скот; в следующий раз обрушился на землю Египетскую град великий, какого не бывало в этой стране со времени населения ее; а в другой раз – налетела саранча и «поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, так что не осталось никакой зелени, ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской». И всякий раз все более ожесточался фараон против Израильтян и не отпускал их, либо, отпустив, тут же приказывал возвратить, не желая лишиться рабов.

Наконец, по слову Моисея распространилась по земле Египтян густая тьма, и никто не видел друг друга. И тогда, после этой, девятой, казни (наказания Божия) сказал фараон Моисею, сказал с угрозой:

– «Пойди от меня; берегись, не являйся более перед лицом моим; в тот день, когда ты увидишь лицо мое, умрешь» (Исх. 10: 28).

И ответил Моисей, как повелел ему Господь

– «Как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего. Но так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, и все первородное от скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более, у всех же сынов Израилевых все будут живы – ни человек, ни скот не будут тронуты. И рабы твои сами придут ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и народ твой» (Исх. 10: 29; 11: 1—8).

Не поверил фараон и на этот раз словам Моисея – не отпустил народ Израилев. И тогда повелел Господь Моисею и Аарону, чтобы запаслись сыны Израилевы едой и одеждой и золотом, какое было у них, и были готовы тронуться в путь. И сказал Господь Моисею и Аарону, чтобы взяли сыны Израилевы агнца и в день, который укажет Господь, закололи его и кровью его пометили двери домов, где будут находиться Израильтяне. В ночь под этот день

«Я пройду по земле Египетской, – говорил Господь, – и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота». И если увижу Я знак крови агнца на домах, где вы находитесь, то пройду мимо и не погублю вас (Исх. 12: 12,13).

И настала полночь, в которую «Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И сделался великий вопль по всей земле Египетской,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Аврам (арамейское слово) – «отец арамейского народа»; Авраам – «отец великого народа» или «отец множества народов».

2

Эта глава была написана совместно с отцом Александром Менем (С.Р.)

3

Моисей (евр. Моше) означает «извлекатель». По преданию, Моисей был извлечен из реки, куда его в корзине опустила мать в надежде на спасение. А сам Моисей позднее «извлечет», спасет, народ Израильский от египетского рабства.

4

Имя Господне Иегова, или Ягве, означает ВЕЧНОСУЩИЙ. Аврааму, Исааку и Иакову Бог открылся как Всемогущий, а Моисею как вечно существующий – ТОТ, КТО был, есть и будет. И значит, завет Его с народом Израилевым вечен.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги