Книга Основы реализма - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Филатов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основы реализма
Основы реализма
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основы реализма

Жить можно в разных психологических, наклонческих и способнических формах, но не во всех формах существования будет иметься относительно много белых полос, а только в некоторых, а именно, в активной, волевой, склонной к властвованию форме. Поэтому в течении жизни целесообразно стимулировать развитие качеств такой активной формы в себе и всячески их поддерживать на оптимальном уровне, и после смерти «наработка» таких качеств может сыграть благоприятную роль при притягивании чревом беременной – и в новой жизни есть шанс родиться вновь в оптимальной форме. А если тебе угрожает серьёзная пытка, настолько серьёзная, что может запросто все твои «наработки» разрушить и пустить коту под хвост, то целесообразней избежать пытки. И твоим врагам достанется лишь труп, а трупу пытки не навредят. А ты зато будешь на свободе в виде астрала, а астралов люди пока ловить и пытать не научились. Отсюда вывод: лучше жить хорошо и как тебе надо, пусть даже короткими жизнями, чем в мучении и как тебе велят, пусть даже и длинными жизнями.

Целесообразно также уйти из ситуации, когда ты лишен на длительное время активности, да ещё находишься в монотонной обстановке, а монотонность и длительное лишение реализации активной личности – это тоже пытка с теми же последствиями. Либо ты рехнёшься, либо ты изменишься, войдя во вкус к пассивной жизни в стойле и метаморфизируешь в пассивную личность. Но о невыгодности пассивной формы существования и пассивной жизни я уже говорил выше. Весь нюанс в том, что в вечной нашей жизни белая полоса чередуется с чёрной, и длиться вечно какая – нибудь одна из них не может – рано или поздно она смениться противоположной полосой. Для того, чтобы полоса была вечна одного уровня комфортности, должны быть вечны факторы, обусловливающие этот уровень. Но как показывают факты и знания мира – фактор не может существовать вечно, рано или поздно он изнашивается, стареет, разрушается, постепенно или внезапно, и у него уже не хватает сил что – либо обусловливать, и в итоге, полоса меняет свой цвет на противоположный, белый на чёрный, чёрный на белый. Но всегда помни: чёрная полоса в твоей жизни сменится даже если ты для этого ничего не делаешь, сколько – бы чернуха для тебя не длилась, рано или поздно она закончится, ибо износятся факторы её обусловливающие. (Эту закономерность природы ты усвой всем своим существом, – поможет в тяжелый период тебе продержаться). А если ты что – то будешь делать, то чернуха для тебя закончится раньше. При активной форме жизни и оптимальных действиях чередование белой полосы с чёрной как было, так и будет, но продолжительность белых полос будет больше. Это происходит за счёт твоих защитных сил, ослабляющих или сводящих на нет пагубные для тебя силы. И когда в конце концов настанет очередная чернуха, то нередко для тебя благодаря своей собственной оптимальной активности – чернуха будет не так черна (иногда даже бела) и переноситься будет вполне сносно.

Факторов, которые очерняют нашу жизнь – много. Во – первых это сама Земля и природная стихия с её катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, дрейфом континентов, морозами, жарой, ураганами, молниями, природными ядами; космос со своими излучениями, метеоритами, кометами, чёрными дырами, угасанием звёзд (например, Солнца) и взрывыми; разные живые организмы: микробы, насекомые, черви, вызывающие болезни и смерть; хищники, готовые нас сожрать; отсутствие еды по причине неурожая, гибели добычи и нерождаемости, приводящие к голоду; всякие формы жизни, стремящиеся уничтожить нас, навредить нам, использовать наши тела и субстанции в своих целях; наконец, сами люди, которые вместо того, чтобы быть нам союзниками по – жизни, являются враждебными конкурентами за жизнь. Поэтому, чтобы чернухи в нашей жизни было по – меньше, приходиться – нравится тебе или нет, хочется тебе или нет – изучать природу окружающего тебя мира и самого себя, чтобы выявить свойства и закономерности, т. е. заниматься наукой и развивать её; чтобы не подыхать с голоду и не зависеть от урожайности природы – надо развивать сельское хозяйство с пищевой промышленностью; чтобы не страдать от врагов и конкурентов за жизнь – надо развивать и поддерживать в себе и своём обществе воинственный дух, умелость воина, вооружаться, создавать военные силы и совершенствовать оружие; чтобы было где жить и заниматься работой в комфортных условиях – надо развивать строительство, иметь соответствующие материалы, инструменты, обмундирование, экипировку, технику, – а для этого надо развивать промышленность:, ресурсодобывающую и ресурсоперерабатывающую, металлургическую, станкостроительную, химическую, теплоэнергетическую, машиностроительную, лёгкую и т. д., надо развивать средства сообщения и обмена информацией. Для всех этих дел нужны знания, умения, опыт, поэтому надо развивать систему образования, а чтобы все могли во всех этих системах функционировать – все должны быть в здоровой форме, поэтому надо ещё развивать медицину и евгенику. И наконец, чтобы всё выше названное функционировало как надо, надо развивать систему государствования с её управлением, разведкой, системой безопасности, военной силой, карательной системой и пропагандой.

«А зачем всё это, " – скажут некоторые, – ведь есть мазохисты, которые балдееют от того, что им больно или жизнь их плоха»… Но тут я тебя попробую разубедить. Нюанс в том, что перед разрушением организма сначала следует боль (не всегда), либо какие – то обстоятельства, ухудшающие самочувствие и жизненное положение, и оба эти фактора есть первый сигнал организму, побуждающие его совершать действия (осознанные или неосознанные) во избежания опасности разрушения организма. Это есть оптимальный (здоровый) рефлекс – безусловный (т. е. наследственно обусловленный) и (или) условный (т. е. приобретённый в течении жизни). У мазохиста оптимальность действия рефлекса самосохранения нарушены (в большинстве случаев по наследственным причинам), и когда возникают факторы, приводящие к гибели или разрушению организма, импульсы, возникающие в организме мазохиста, вызывают у него патологическое удовлетворение. Но когда разрушающие факторы по мере своего прогрессирования начинают восприниматься следующими рецепторами воспринимающей структуры мазохиста рефлекторность которых находиться в оптимальном (здоровом) состоянии – только тогда до мазохиста «доходит», что «запахло жаренным», хотя у тяжёлых мазохистов разрушение доходит так далеко, что поправить здоровье и положение уже невозможно, а у особенно тяжёлых мазохистов кайф проходит только после их смерти, когда тело уже потеряно. Вывод таков: мазохистом быть невыгодно. Невыгодно быть и существом без чувств самосохранения, хоть такое существо не испытывает кайфа от мучений и ухудшения по отношению к нему обстановки, – потому что если существо не чует – оно и не реагирует, когда это просто жизненно необходимо. Как видишь, мазохистом и нечующим быть невыгодно – чёрных полос будет больше. Нередко бывают ситуации, когда выгодней пожертвовать белой полосой сейчас, чтобы последующие полосы выпали в более удачливом для тебя варианте. Если же ты смалодушничаешь (побоишься риска и опасности) и будешь беречь свою белую полосу, то потом очень долго у тебя будет столько чернухи, что вреда тебе от этого будет значительно больше. Так что иной раз лучше пожертвовать малым, чтобы получить большее, или как говорят, кто не рискует, тот не пьёт шампанское. К примеру, много жителей планеты малодушны, поэтому их сначала заставили обратиться в овец, затем из них сделали крепостных крестьян, обязанных работать на помещика за то, что живут, якобы, на его земле. А в некоторые периоды, например в России, дело доходило аж до того, что крепостные не совершали свободных географических передвижений – потому что им этого не разрешали, уйти они могли только один раз в год: в течении недели до Юрьева дня (26 ноября), или в течении недели после Юрьева дня, а потом это Юрьев день (т. е. свободный уход) и вовсе запретили… И эти самые крепостные жили так в течении многих лет, засунув свой личный интерес в жопу. Мало того, всех этих крестьян всячески унижали, били вплоть до увечий и смертельного исхода, крестьянских баб помещики трахали как хотели, запросто трахали дочерей и жён крепостных мужиков, а потом крестьянская семья в довесок получала ещё одного нахлебника – байстрючонка. В течении многих лет «селекции» имеющиеся крепостные были просто до «мозга костей» заражены скотским раболепием, они даже принимали это как должное и своих детей растили для того, чтобы они потом батрачили на помещика и вели скотский образ жизни. Мало того, эти люди за такую жизнь и барскую власть воевали, служа солдатами, в которые попадали помимо своей воли в некоторые времена на 25 лет; частенько в солдаты отправляли мужиков, попавших в немилость «барам». Нередко б/у крепостные, став солдатами, начинали себя чувствовать по социальной лестнице выше бывших своих собратьев крепостных и к ним стали относится с высокомерием и снисхождением. А если крепостные, будучи смиренны, но всё – же взбунтовывались от угнетенческих перегибов, то солдаты по приказу своих дворянских командиров «мочили» своих собратьев. Одним словом, жизнь у крепостных была плохой, у кого-то может и длиной (правда частый диагноз лекарей в отношеннии подобных людей – заработался до смерти, так что зачастую рисковая жизнь была длинее, чем смиренная мирная рабская жизнь, Карла Маркса почитайте), а всё потому, что свои силы и возможности обстановки они использовали для чужой выгоды, а не своей. Та же мораль и в-отношении рабов и рабовладельческого строя.

Напротив, те кто не отказывался от риска – вели привольную жизнь, и свои силы и возможности обстановки использовали для своей выгоды. Хотя при рисковом, но вольном образе жизни можно огрести и люлей, попасть в тюрьму, потерять здоровье, лишиться комфорта – всё равно, всё это мелочи с подневольной многолетней (иногда) жизнью. Побои – это процесс обычно короткий, получишь, отваляешься – и вот ты уже снова на ногах и в форме, а если же потеряешь здоровье, отчего у тебя начнутся невзгоды, так возьми и выйди из ситуации. А когда-нибудь ты обретёшь новое тело, может даже с первого раза здоровое и эффективное. Если же ты угодишь в тюрьму, потеряешь свободу на большой срок и будешь в заточении как минимум прозябать, то также можно и от этого уйти. Ну, а если срок небольшой, да и условия сносные, то можно и посидеть, вреда тебе большого не будет, а вот тело с нажитым жизненным опытом и статусом сохранишь.

Учитывая, что для всяких нужных дел нужно время, средства, свои собственные силы и опыт, например, для таких дел как медицина, сельское хозяйство, энергетика и т. д. – в случае, если ты будешь смиренной раболепной овечкой, то ничего из выше перечисленного у тебя не будет. У диких племён, ведущих первобытный образ жизни, жизнь временами получше, чем у крепостных крестьян, потому что дикари уважают свой интерес, и поэтому они не только охотники и собиратели, но и достойные воины, и свои силы и окружающую обстановку используют себе во благо как на сегодняшний день, так и на будущее, чтобы блага были и в последующих жизнях. Вывод таков: лучше быть агрессором (волком) и если не получается жить как тебе оптимально по – мирному длинными жизнями, то лучше жить по – агрессивному, пусть и короткими жизнями. Для убеждения возьму математику. Живёт крепостной крестьянин 60 – 70 лет (тут я думаю явно перегнул, от крестьянской крепостной работы и до 50 лет мало кто доживал), но под гнётом помещика, 60 – 70 лет чёрная полоса. Живёт ВОЛК (бунтарь и разбойник) 30 лет, потом плюс ещё 30 лет, в итоге, те же 60 лет, но чёрных полос в эти 60 лет немного – во время заточения и казни, а всё остальное белая полоса. ВОЛК не позволяет ущемлять его личный интерес, а в случае ущемления стремиться наказать за такую дерзость. Если сил маловато, и если целесообразно, и есть куда отступить, уходит подальше от дерзновителя. Живёт в новом месте, а когда дерзновитель станет слабее, – то возвращается и мстит дерзновителю… Когда наступало крепостничество, немало уважающих себя личностей стали уходить подальше от власти и селиться на окраинах государства. Впоследствии это самое государство заключило с вольными людьми договор: те охраняют государственные границы от внешнего вторжения, а государственная власть снабжает вольнонаёмников оружием и средствами с гарантией не посягать на их волю, а со стороны вольных людей – не поднимать мятеж против государственной власти. Так появилось казачество.

Из выше сказанного и жизненных фактов можно сделать вывод: для власти, правителей и в-целом для государства – выгодней общество состоящее из самодисциплинированных и дисциплинированных Волков, потому что они лучшие стражники, защитники и оберегатели государства, причём осознано, мотивировано, зная что для чего нужно и почему, а также видя некорыстную взаимную выгоду и перспективы на много жизней вперёд и поэтому соблюдающих братство, сплочённость и взаимную преданность независимо от занимаемой иерархии в государстве. Они не станут предателями и изменниками. Этого можно достигать соответствующей внутренней политикой в сочетании с пропагандой, селекцией и евгеникой.

С развитием капитализма в мире зародился рабочий класс. Они были вольнонаёмниками, но жили в скотских условиях, вкалывали на работе по 12 – 16 часов в сутки с одним выходным в неделю и получали за это маленькую плату.. В рабочей среде развилось пьянство, проституция и пьяные драки между собой. И всё это дерьмо имело место не смотря на развитие цивилизации, позволяющее человеку любого ремесла добывать себе на жизнь, работая пять дней в неделю по 8 часов в сутки, иметь оплачиваемый месячный отпуск в год и при всём при этом вести сытый и привольный образ жизни. Аналогичная ситуация в 90 – хх годах ХХ века и в некоторых бывших соцстранах. Во многих местах стали задерживать зарплату, а в иных местах вместо денег платили продуктами, это особенно распространилось в сельских районах, а зарплата часто была ниже, чем она должна быть. Многие люди, за такую проявленную к ним дерзость не решались расправиться с дерзновителями, – и продолжали работать за гроши, за задержки и просто – за жратву. Параллельно существующим рабочим местам начали появляться новые места у появившихся предпринимателей, там зачастую нет задержек, платят больше, но заставляют работать не пять дней в неделю по 8 часов в день, а шесть дней по 10 – 12 часов в сутки, и многие соглашаются на такие условия, а на вопрос, – зачем работаете при таких условиях, – отвечают, а куда деваться, жить – то надо, семью кормить надо. Спрашивается: ради чего? – ради хренового существования; соглашаются жить при хреновых условиях, тем самым сохраняя эти хреновые условия, тянут из себя жилы, чтобы и у потомков сохранились всё те – же хреновые условия, а потом после очередной смерти и очередного обретения жизни самим – же опять жить всё при тех – же хреновых условиях. То же самое относится и к тем, кто воевал за эксплуататорский режим, который превратил их жизнь в «гавно». И не смотря на такие обстоятельства, они, боясь, что их посадят или казнят их самих или членов их семьи, пошли воевать за гавённую жизнь.

Касаемо часто обсуждаемых ленинских, сталинских и хрущёвских времён, – правильно ли тогда что-то делалось или нет, был ли гнёт в-отношении нормальных граждан или нет – достоверно скажут лишь свидетели того времени, а их уже мало. Верить потоку информации о тех временах нельзя, надо проверять самому. Но от своих предков и знакомых – селян, знаю, что крестьян (про всю страну не говорю – везде-ли так было?) – держали в чёрном теле, т.е крестьяне диктатуру пролетариата испытывали на своей шкуре. У них отнимали имущество, был голод, каннибализм. Продуманная тактика: разделяй (крестьян с пролетариями) и властвуй. Спустя несколько лет после войны, когда страна более – менее оправилась, жизнь у селян как была тяжёлой, так и оставалась тяжёлой (вспомним времена Хрущёва с его поборами и работой за галочку в деревнях, кукурузой и очередями, в которых у многих прошло часть детства). Тогдашнему коммунизму с его догмами: частная собственность и частное предпринимательство – зло, евгеника – буржуазная наука, воспитание формирует личность (на самом деле воспитание лишь примерно на 30% влияет на врожденные качества), что нужно свою жизнь приносить в жертву будущему поколению, хотя при этом коммунисты тараторили о том, что живёшь один раз (в таком случае жертвы бессмысленны) – были свойственны перегибы в разных местах Земли. Вспомним Китай с его «культурной революцией», красных кхмеров в Камбодже во главе с кровавым фанатиком Пол Потом. Лишь при Брежневе, Андропове и Черненко у селян и, вообще, основной массы населения была белая полоса жизни. Но заниматься предпринимательством, свободным творчеством, вести более свободную жизнь, проводить более свободный досуг было нельзя (многие фильмы смотреть было нельзя, многие стили музыки слушать тоже нельзя, некоторые книги запрещены, что-то из инструментов, запчастей, одежды и прочее понадобившееся, а также что-то из продуктов питания надо было постараться раздобыть, достать, так как существовал дефицит, порождённый социалистической моделью экономики, ну и господство ханжества с лицемерием тоже плюсов не добавляло. Цинично скажу: брежневсий социализм нравится пассивным людям. Ну, а при Горбачёве и Ельцине начался бардак и социализм рухнул. Но всё же не смотря на недостатки коммунизма, коммунистические ВОЛКИ благодаря широкому и дальновидному на поколения вперёд мышлению смогли создать СССР, где в 15 странах не было друг от друга границ, где армия была одной из самых мощных в мире, где образование было из лучших в мире и бесплатным, а наука страны с науками всего нескольких стран мира была впереди наук всех прочих стран, кроме того бесплатная медицина и отличные врачи, льготы для многих слоёв населения и неплохая пенсия, уверенность в завтрашнем дне, отсутствие безработицы и возможности умереть с голоду и остаться без жилья, строгость к лицам, нарушившим свои должностные обязанности, лучшее в мире оружие и военная техника, первенство в освоении космоса, первенство вместе с несколькими странами в освоении атомной энергетики, лазерной физике, генетике, строительстве крупных стратегических объектов, а также, пусть и не идеальная, но хоть какая-то природоохранная политика.

Глава 3

А теперь перейдём к Личностям. Возьмём для примера Романова Петра Первого. Хоть он и был сыном царя, но Личностью от этого не станешь, только благодаря своим характеристикам Пётр стал – Великим. Это был Волк, урождённый царским наследником, власть должна ему передасться по-наследству, её только важно было не упускать и укреплять, – что он впоследствии и делал. Пётр был умным человеком, мыслил широко, дальновидно и основательно, поэтому как будущий государь, а потом и как государь он учитывал какие из разных видов умений являются в жизни в целом и в частности к нему самому наиболее стратегически важными с одной стороны, с другой стороны – какова обстановка внутри России, какого её положение в разных аспектах среди других стран мира.

В восемнадцатом веке в старом свете самой развитой страной была Англия, по сравнению с ней Россия была отсталой. В своё время Россия в-отличии от Западной Европы подверглась нашествию монголо – татаров и более двухсот лет была под игом монголо – татарских ханов. Народу пришлось снова отстраивать свои города, возраждать ремёсла, из пепла восстанавливать деревни.

России как и другим государствам пришлось преодолевать феодальную раздробленность. Но большой России это было сделать тяжелее, чем сравнительно меньшим по территории Франции и Англии.

В начале семнадцатого века Россию грабили и терзали иностранные интервенты. Упорным долгим трудом приходилось восстанавливать хозяйство страны.

У России не было в то время удобных морских гаваней, развитой промышленности, хорошо обученной армии и флота.

Однако у страны были огромные силы. У неё была обширная территория и большие природные богатства. Беглецы от крепостной неволи укреплялись в своей же стране – на привольных южных степях, казацких общинах на Днепре и Дону, в предгорьях Урала, Сибирских просторах. Россия распологала большими ресурсами человеческого труда – главной производительной силой. Многочисленны были ресурсы её военной мощи. Тяжесть жизни закаляла выносливость и терпение народов России. Рост культурных достижений в трудных условиях крепостного строя говорил о таланте народов её населяющих.

Особенно важно было для России развиться именно в то время, когда государства Западной Европы сильно укрепились и стали на путь колониальных захватов. Иначе более сильные страны паработили – бы Россию и задержали её рост.

Но Россия всё ещё была феодально – крепостнической страной, капиталистические отношения в стране только зарождались.

Необходимо было быстрее развивать отечественную промышленность, наверстать упущенное в образовании. Россия нуждалась в выходе к морю, в удобных путях для торговли и культурного – экономического общения с Западной Европой. Нужно было защищать себя от увеличившийся военной мощи развитых стран Запада – создать регулярную армию, флот. Дворянская Россия должна была перестроить свой устаревший и не отвечавший новым потребностям государственный аппарат. Поэтому Пётр ещё с молодости обучался военному делу и в-дальнейшем стал не только хорошим полководцем, но и солдатом, смелым и не боящимся пачкать руки. Прежде чем начать создавать флот – для начала Пётр во время поездки за границу поступил учеником к корабельному мастеру на большую верьф и учился «навигационной науке». На верьфе заложили корабль, и Пётр от начала и до конца проработал на его постройке. Кроме того Пётр изучал различные науки, был хорошим рабочим ремесленником, хорошо разбирался в людях, был хорошим политиком – настоящим царём, проявлявшим кипучию энергию, организаторский талант, огромную волю, новаторство и, когда надо, жесткость к неповиновению. Пётр, как и должно, устранил и расправился с теми, кто мешал ему укрепить государство и свою власть. Он отстранил Софью – свою старшую сестру от власти и упёк её в монастырь, подавил восстание стрельцов и жестоко расправился с восставшими; ликвидировал патриаршество, лишив Церковь самостоятельной роли, полностью превратив её в часть государственного аппарата. Пётр всю российскую армию сделал регулярной, хорошо обученной военному делу и одержавшей победу вместе с флотом в Северной войне. К концу правления Петра регулярных войск (пехоты, конницы, артеллерии) и казаков было свыше 300 000. При Петре 1 был создан новый Балтийский флот и построено более 600 военных судов, во флоте служило 28 000 моряков.

Пётр изменил систему государственного управления, сделав её более совершенной и эффективной. При Петре экономическое развитие страны получило мощный толчок в сторону меньшей зависимости от заграницы, чтобы с развитием всё нужное вырабатывать у себя в государстве на своих предприятиях, не вывозить деньги из государства, а вывозить (экспортировать) максимально больше российскую продукцию за границу, а заграничную продукцию ввозить (импортировать) как можно меньше. Наряду с государственными предприятиями и хозяйствами развивались и частные предпринимательские. Были построены крупные железнодорожные заводы, открыты канатные и полотнянные мануфактуры, для суконного производства в России впервые по приказу Петра стали разводить тонкорунных силезских овец. Торговые обороты государства увеличились, торговля в основном сосредоточилась в построенном при Петре городе Петербурге. Чтобы было удобней подвозить к Петербургу товары, прорыли каналы, Вышне-Волоцкий, соединивший Неву с Волгой, а также канал вокруг опасного для плавания судов Ладожского озера, чтобы суда по каналу могли без риска пройти в Неву.

Стали развиваться ремёсла. Для повышения квалификации и обучения своих мастеров Пётр выписывал из-за границы мастеров – литейщиков, суконщиков, бумажников. При Петре был мощный рывок в развитии просвещения, научных знаний, техники и культуры. В Москве Пётр основал высшую морскую (навигационную) школу, потом её перевели в Петербург, преобразовав в Морскую Академию. В провинциальных городах открыли 42 цифирные школы для начального обучения. Также созданы школы для изучения математики, инженерного дела, счетоводства. В Москве открыли медицинскую школу. Детей дворян и купцов отправляли за границу – в Голландию, Англию, Францию – для обучения кораблестроению, военным и другим наукам. Для дворян Пётр объявил обучение в школе обязательным. Пётр понимал, что его планы реализовать лучше и надёжней с просвещёнными и грамотными людьми, чем с тёмными невежами. В Петербурге и Москве были построены новые типографии, которые печатали учебники и другие книги, карты, гравюры. Издавались книги, переведённые с иностранных языков, преимущественно научного содержания. Большие успехи достигнуты в географии и геологии. В Донецком бассейне началась разведка угля, стали составляться карты, подробное описание морей и открытых земель Сибири. Пётр издал указ, положивший начало развития в России палеонтологии и археологии, а для найденных древних и необычных экспонатов была построена кунсткамера – первый русский музей. В 1724 году Пётр подписал указ об основании в России Академии наук. Указ был выполнен после смерти Петра 1. Пока ещё преобладал ручной труд, но техника постепенно развивалась, а при строительстве заводов и верфей начали применять гидравлические подъёмные машины, блоковые устройства и т. д. Совершенствовались доменные печи на Урале. При Петре стала выходить первая в России печатная газета. Пётр с 1710 года ввёл гражданский шрифт, который проще и легче для чтения и похож на употребляемый сейчас. Цифры стали обозначать не церковными буквами, а арабскими цифрами. При Петре было построено первое театральное здание, где кроме иностранных актёров, набирались россияне и обучались актёрскому ремеслу. Раньше театральные представления были уличными. Также с Запада было перенято немало хороших и культурных манер по инициативе Петра.